Энциклопедия решений. НДС при ввозе товаров с территории государств - участников Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия)

НДС при ввозе товаров с территории государств - участников Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия)

В соответствии с п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) единую таможенную территорию таможенного союза (далее - ТС) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

В целях налогообложения НДС при осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств - участников ТС необходимо руководствоваться также:

При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств - участников ТС необходимо руководствоваться:

Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - Договор);

Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.);

Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее - Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);

- Налоговым кодексом РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).

Если на основании договора (контракта) между налогоплательщиками государств - членов ТС товары ввозятся с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, уплата косвенных налогов, в частности НДС, осуществляется налогоплательщиком государства - члена ТС, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров. То есть при ввозе товаров на территорию РФ из Армении, Казахстана, Беларуси или Киргизии российский покупатель (организация или индивидуальный предприниматель) - собственник товара должен уплатить НДС.

На основании п. 13 Протокола взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена (за исключением случая, установленного п. 27 Протокола, и (или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 13.1-13.5 Протокола. Собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).

Внимание

В соответствии с п. 6 ст. 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена ЕАЭС:

1) товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию;

2) товаров, которые ввозятся на территорию государства-члена физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;

3) товаров, импорт которых на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (законодательством государства-члена может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров) (см. также письмо Минфина России от 24.08.2015 N 03-07-13/1/48565).

Согласно п. 14 Протокола для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства- члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта).

В соответствии с п. 17 Протокола суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары. Иными словами, при ввозе товаров с территорий Армении, Белоруссии, Киргизии или Казахстана на территорию РФ применяются ставки НДС, предусмотренные п. 2 и п. 3 ст. 164 НК РФ (п. 5 ст. 164 НК РФ), или освобождение от уплаты налога в соответствии со ст. 150 НК РФ.

Примечание

При ввозе на территорию РФ с территорий государств - членов ЕАЭС лома и отходов черных металлов НДС должен уплачиваться в общеустановленном порядке.

Однако Верховный Суд РФ в определениях от 28.12.2015 N 309-КГ-11310 и от 30.05.2016 N 168-ПЭК16 при рассмотрении вышеуказанного вопроса указал, что на основании положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, статей 3, 7, 177, 149 150 НК РФ применение ставки 18% к товарам, импортированным с территории стран-участниц Таможенного союза при условии освобождения от НДС оборота идентичных товаров на территории РФ, противоречит нормам и принципам международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран-участниц ТС. В связи с этим при импорте товаров с территории государств - членов стран ЕАЭС необходимо учитывать положения не только ст. 150 НК РФ, устанавливающей перечень товаров, не подлежащих налогообложению НДС при ввозе их на территорию Российской Федерации, но и ст. 149 НК РФ, регулирующей порядок налогообложения на внутреннем рынке.

Учитывая изложенное, при ввозе на территорию Российской Федерации лома и отходов черных металлов с территорий государств - членов ЕАЭС возможно применение освобождения от налогообложения НДС (см. письма ФНС России от 08.12.2016 N СД-4-3/23473@, Минфина России от 17.02.2017 N 03-07-13/1/6359, от 08.08.2016 N 03-07-15/46408).

На основании п. 19 Протокола косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:

- принятия на учет импортированных товаров;

- срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.

В этот же срок в соответствии с п. 20 Протокола необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам. Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н.

Одновременно с декларацией налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 20 Порядка (п. 4 и 6 Порядка заполнения декларации, письмо Минфина России от 22.07.2010 N 03-07-15/101):

- заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;

- выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена.;

- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;

- счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;

- договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена.

При необходимости представляются и другие документы, предусмотренные п. 20 Порядка. Документы (кроме заявления) могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, установленном законодательством государства - члена.

Документы (кроме заявления) могут быть представлены в копиях, заверенных в установленном порядке.



"Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным налогам, а также по вопросам проведения налоговых проверок и привлечения к налоговой ответственности


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.