Энциклопедия решений. База для начисления страховых взносов на обязательное соцстрахование и ее предельная величина (по 31 декабря 2016 года)

База для начисления страховых взносов на обязательное соцстрахование и ее предельная величина (по 31 декабря 2016 года)

База для начисления страховых взносов определяется плательщиками взносов, осуществляющими выплаты физическим лицам, как сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. База по страховым взносам определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода (календарного года) по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Помимо выплат в денежной форме в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг). Стоимость этих товаров (работ, услуг) определяется на день их выплаты исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров - и соответствующая сумма акцизов (ч. 6 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Обратите внимание, если работник уволен и принят обратно на работу в эту же организацию в течение одного расчетного периода, в базу для начисления страховых взносов по выплатам этому физлицу включаются все выплаты, начисленные в его пользу в течение календарного года по всем основаниям за период работы в организации в целом (см. письмо Минтруда России от 05.03.2014 N 17-3/В-96).

В ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ установлены ограничения размера базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица, исчисленной нарастающим итогом с начала года. Предельная величина базы подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации. При этом с 2015 года предельная величина базы, по достижении которой не начисляются взносы, распространяется только на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в ФСС РФ). Для взносов в ПФР с превышающих лимит базы сумм, как и ранее, установлен пониженный тариф, а для взносов на ОМС лимит базы вообще не применяется.

С 2014 года предельная величина базы для начисления взносов в ПФР и в другие фонды устанавливается и индексируется по-разному (ч. 5 и 5.1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Впервые разные лимиты установлены на 2015 год постановлением Правительства РФ от 04.12.2014 N 1316. В 2015 году предельная величина базы для начисления страховых взносов на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ, составляет в отношении каждого физического лица 670 000 руб. для взносов в ПФР - 711 000 руб. В 2016 году - в ФСС РФ - 718 000 руб., в ПФР - 796 000 руб. (постановление Правительства РФ от 26.11.2015 N 1265).

О размерах предельной величины базы см. справку.

В 2012 - 2014 годах для организаций (в общем случае) установлены тарифы страховых взносов (ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ):

База для начисления страховых взносов

Тариф страхового взноса

ПФР

ФСС РФ

ФФ ОМС

В пределах максимальной величины базы за год

22%

2,9%

5,1%

Свыше максимальной величины базы за год

10%

0

0


С 2015 года применяются тарифы страховых взносов (ч. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ):

База для начисления страховых взносов

Тариф страхового взноса

ПФР

ФСС РФ

ФФ ОМС

В пределах максимальной величины базы за год

22%

2,9%



5,1%


Свыше максимальной величины базы за год

10%

0

Таким образом, в отношении взносов в ФФ ОМС лимит базы с 2015 года не действует, взносы уплачиваются по тарифу 5,1% со всей величины выплат.

Примечание

Плательщики взносов, применяющие пониженные тарифы в соответствии со ст. 58 Закона N 212-ФЗ, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы в ПФР не уплачивают (см. письма Минтруда России от 02.03.2015 N 17-3/В-89, от 30.01.2015 N 17-3/В-37).

Следует также учитывать п. 3 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ, согласно которому с 2015 года в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением ВКС), применяется тариф страховых взносов в ФСС РФ 1,8%. На эти взносы распространяется лимит базы, установленный в ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ. Напомним, что по-прежнему не начисляются взносы на ОМС с выплат в пользу временно пребывающих иностранцев.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


"Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным налогам, а также по вопросам проведения налоговых проверок и привлечения к налоговой ответственности


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на декабрь 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.