Некоммерческая организация (далее - НКО) - общественная организация в настоящее время не ведет никакой деятельности. С председателем НКО не заключался трудовой, либо гражданско-правовой договор. Какое-либо вознаграждение председателю не устанавливалось, возложенные на него обязанности он выполнял на общественных началах (на безвозмездной основе, т.е. без оплаты). В настоящее время председатель не выполняет никаких функций, поскольку деятельность общественной организации полностью отсутствует.
Необходимо ли в расчете по страховым взносам заполнять раздел 3, указывать персональные данные председателя? Обязана ли НКО в данном случае ежемесячно сдавать форму СЗВ-М в отношении председателя?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Необходимость подачи формы СЗВ-М и заполнения раздела 3 расчета по страховым взносам в отношении председателя общественной организации зависит от того, является ли он застрахованным лицом.
Если следовать подходу, что у председателя общественной организации, с которым не заключен трудовой либо гражданско-правовой договор и которому не установлено вознаграждение за выполнение своих обязанностей (он их выполняет на общественных началах (безвозмездно)), отсутствуют трудовые (гражданско-правовые) отношения с организацией и на этом основании он не является застрахованным лицом, то форма СЗВ-М не представляется в ПФР. На этом же основании персональные данные председателя не указываются в разделе 3 расчета по страховым взносам.
Вместе с тем полагаем, что НКО целесообразно уточнить мнение ПФР и налогового органа по данному вопросу, обратившись к ним за персональными письменными разъяснениями.
Обоснование позиции:
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями (далее - НКО), могут создаваться в том числе в форме общественных организаций, которыми признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей (пп. 2 п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 123.4 ГК РФ).
Общественная организация является одной из возможных организационно-правовых форм общественных объединений. Общественная организация представляет собой основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст.ст. 7 и 8 Закона N 82-ФЗ*(1)).
Согласно п. 2 ст. 123.7 ГК РФ и ст. 8 Закона N 82-ФЗ в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.).
Сведения о застрахованных лицах
С II квартала 2016 года все работодатели, без исключения, должны ежемесячно отчитываться в ПФР путем представления сведений о каждом работающем у них лице, включая и тех, с кем заключены договоры гражданско-правового характера, предусматривающие начисление страховых взносов (п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ*(2)).
Для представления сведений о застрахованных лицах разработана форма СЗВ-М *(3).
Перечень лиц, на которых должны быть представлены сведения, приведен непосредственно в форме СЗВ-М (п. 4).
К ним относятся застрахованные лица - работники, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Под работающими гражданами понимаются лица, указанные в ст. 7 Закона N 167-ФЗ*(4), к которым относятся работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций. Причем отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М (письмо ПФР от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856).
При этом в письме Правления ПФР от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581 сделано заключение, что если в организации отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому начисляются страховые взносы, представлять отчетность по форме СЗВ-М (так называемую "нулевую" отчетность) не нужно.
Вместе с тем отметим, что, как следует из писем ПФР от 07.06.2018 N 08/30755, от 06.05.2016 N 08-22/6356, письма Минтруда России от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846, если в организации есть фактически работающие лица, с которыми не оформлены трудовые отношения (руководитель организации, являющийся единственным участником (учредители), члены организации, собственники их имущества), организация должна подать по ним сведения.
Положениями ст. 15 ТК РФ закреплено, что трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции.
То есть применительно к рассматриваемой ситуации сведения по форме СЗВ-М на председателя НКО должны представляться в ПФР в том случае, когда председатель выполняет трудовые функции за плату, независимо от факта заключения с ним трудового или гражданско-правового договора.
В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
В силу ст. 28 Закона N 7-ФЗ*(5) порядок формирования и срок полномочий органов управления НКО устанавливаются учредительными документами НКО в соответствии с Законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами.
Решение вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общественной организации относится к компетенции ее высшего органа управления (п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона N 82-ФЗ, определение Челябинского областного суда от 16.08.2013 по делу N 11-7175/2013).
Исполнительный орган НКО осуществляет текущее руководство деятельностью НКО и подотчетен высшему органу управления НКО (п. 1 ст. 30 Закона N 7-ФЗ).
Таким образом, должность председателя общественной организации предполагает выполнение им определенных функций.
Частью второй ст. 16 ТК РФ предусмотрено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате, в частности, избрания на должность. При этом трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции (ст. 17 ТК РФ).
Так, в недавнем письме ФНС России (от 17.03.2020 N БС-4-11/4592@) был сделан вывод, что поскольку на сопредседателей Регионального штаба возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то с учетом ст.ст. 16, 17 ТК РФ их деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица вне зависимости от факта заключения трудового договора.
Получается, что можно говорить о трудовых отношениях между председателем и НКО в том случае, когда председатель выполняет определенную трудовую функцию и ему регулярно выплачивается (или предполагается к выплате) вознаграждение в установленном размере. При отсутствии трудового договора основанием возникновения трудовых отношений будет являться фактический допуск к работе (ч. 3 ст. 16 ТК РФ).
В то же время, как отмечается в судах, действующим законодательством не установлен запрет на безвозмездный труд, осуществляемый на принципах добровольности и безвозмездности в интересах и от имени общественной организации (решение Советского районного суда г. Томска Томской области от 17.06.2016 по делу N 2-2073/2016, решение Октябрьского районного суда г. Мурманска Мурманской области от 23.09.2016 по делу N 2-6778/2016).
Если уставом общественной организации не предусмотрена обязанность заключения с председателем трудового договора и выполнения им своих обязанностей на платной основе, деятельность по руководству организацией он может выполнять без заключения такого договора на безвозмездной, общественной основе (решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12.03.2014 по делу N 2-618/2014).
К характерным признакам трудовых отношений (ст.ст. 15 и 56 ТК РФ) относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд) (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2016 N Ф02-3444/2016, Центрального округа от 04.04.2016 N Ф10-469/2016, Волго-Вятского округа от 25.12.2015 N Ф01-5326/2015, определения Верховного Суда РФ от 24.01.2014 N 18-КГ13-145, от 24.01.2014 N 31-КГ13-8, смотрите также п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2018 N 15).
С учетом вышеизложенного мы склоняемся к мнению, что, если председателю НКО вознаграждение не устанавливалось, то есть подразумевалось, что он будет выполнять свои обязанности на общественных началах, на безвозмездной основе (без оплаты), можно говорить о том, что председатель не состоит в трудовых правоотношениях с общественной организацией (не является застрахованным лицом). Соответственно, указывать его в форме СЗВ-М нет необходимости, ведь в ней должны приводиться сведения именно о застрахованных лицах.
В этой связи, полагаем, стоит обратить внимание на письмо ПФР от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856, в котором разъясняется, что вопрос о необходимости представления общественными объединениями, являющимися страхователями по обязательному пенсионному страхованию, отчетности по форме СЗВ-М зависит от факта наличия или отсутствия трудовых или гражданско-правовых отношений между общественными объединениями и их участниками, основанных на трудовых или гражданско-правовых договорах, на выплаты, по которым начисляются и уплачиваются в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В случае отсутствия такого оформления отношений представление отчетности по форме СЗВ-М за таких лиц общественными объединениями не осуществляется. Смотрите также письмо Минтруда России от 07.07.2016 N 21-3/10/В-4587.
То есть, по мнению специалистов ПФР и Минтруда, общественные объединения представляют СЗВ-М только на работников своих аппаратов, работающих по найму.
По нашему мнению, НКО может использовать вышеприведенные разъяснения при решении вопроса о необходимости представления СЗВ-М на председателя, поскольку они даны специально для общественных объединений. Смотрите дополнительно Энциклопедию решений. Лица, в отношении которых представляются сведения по форме СЗВ-М.
Однако гарантировать полное отсутствие риска возникновения спора с контролирующими органами мы не можем.
Расчет по страховым взносам
Расчет по страховым взносам (далее - Расчет) обязаны представлять в налоговый орган плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности организации (п. 7 ст. 431, пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).
Расчет представляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@. Порядок заполнения Расчета (далее - Порядок) приведен в Приложении N 2 к данному приказу.
При этом НК РФ не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению Расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.
Следовательно, если плательщик страховых взносов - организация не осуществляет выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода, он обязан представить в налоговый орган в установленный срок расчет с нулевыми показателями (письма ФНС России от 17.03.2020 N БС-4-11/4592@, от 27.11.2019 N БС-4-11/24160@)*(6).
Согласно п. 2.2 Порядка включение раздела 3 в состав представляемого в налоговые органы Расчета является обязательным для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Страхователи, не осуществляющие деятельность и, соответственно, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в течение трех последних месяцев расчетного (отчетного) периода вправе представить Расчет в упрощенном составе: титульный лист, раздел 1 (без приложений) и раздел 3 (п. 4.2 Порядка, письмо Минфина России от 28.04.2020 N 03-15-06/34726).
Как указано в п. 20.1 Порядка раздел 3 заполняется плательщиками на всех застрахованных лиц за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, в том числе в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В персонифицированных сведениях о застрахованных лицах, в которых отсутствуют данные о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, в строках 120-210 указываются прочерки*(7) (п. 20.2 Порядка).
В соответствии с п. 20.6 Порядка в подразделе 3.1 раздела 3 указываются персональные данные физического лица, в пользу которого начислены выплаты и иные вознаграждения.
Рассматривая вопрос о необходимости включения в раздел 3 Расчета данных о председателе НКО, приведем некоторые разъяснения, данные специалистами финансового ведомства.
В письме Минфина России от 19.04.2019 N 03-15-05/28316 рассматривалась ситуация ГСК, председатель которого работает без получения денежных вознаграждений, и иных работников в штате не имеется.
Специалисты финансового ведомства отметили, что в соответствии с положениями федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования в числе лиц, работающих по трудовому договору, указаны руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, которые относятся к застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию.
На этом основании был сделан вывод, что председатель ГСК, являющийся членом ГСК, признается застрахованным лицом по обязательному социальному страхованию, из чего, полагаем, можно сделать заключение, что сведения о председателе должны быть включены в Расчет.
Также чиновники акцентировали внимание на том, что в составе Расчета, наряду с данными о начисленных и уплаченных страховых взносах, содержатся персонифицированные сведения о застрахованных лицах в системе обязательного пенсионного страхования (персональные данные, указываемые в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица), наличие которых необходимо при подтверждении пенсионных прав этих лиц для назначения им страховой пенсии.
Аналогичные разъяснения даны в письме Минфина России от 18.03.2019 N 03-15-06/17642. Благотворительный фонд, не производящий выплат и иных вознаграждений физическим лицам, обратился с вопросом о наличии у него обязанности по представлению Расчетов.
В письме в частности указано, что президент благотворительного фонда, являющийся его исполнительным органом и осуществляющий текущее руководство деятельностью фонда, признается застрахованным лицом по обязательному социальному страхованию. Соответственно, его персональные данные должны содержаться в Расчете.
В письме Минфина России от 04.03.2019 N 03-15-06/13870 рассмотрен вопрос о правомерности представления отчетности по страховым взносам организацией, сотрудники которой не получают выплаты и вознаграждения. Из письма следует, что руководитель НКО, главный бухгалтер организации, осуществляющие административную деятельность, признаются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию, и их данные необходимо включить в Расчет.
Таким образом, даже в случае, когда председатель НКО не получает денежных вознаграждений за выполнение своих функций, Минфин России склоняется к тому, чтобы признавать его застрахованным лицом (а значит, заполнять на него раздел 3 Расчета).
Так, в письме Минфина России от 25.02.2019 N 03-15-05/12018 разъяснено, что сведения о директоре некоммерческого партнерства, избранном общим собранием его учредителей, подлежат отражению в Расчете в общеустановленном порядке, в том числе в разделе 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах". При этом директор не являлся учредителем этого партнерства (членом, собственником имущества).
Аналогичную позицию занимают налоговые органы. В письме ФНС России от 02.04.2018 N ГД-4-11/6190@ утверждается, что председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в силу положений федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования признается застрахованным лицом, поэтому к Расчету следует приложить раздел 3 на председателя правления. То же сказано в письме ФНС России от 30.10.2017 N ГД-4-11/22067@ в отношении не получающего выплаты председателя гаражного потребительского кооператива, не осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность. Смотрите также письмо ФНС России от 27.11.2019 N БС-4-11/24160@.
Таким образом, раздел 3 Расчета в отношении конкретного физического лица (с учетом п. 20.1 Порядка) следует заполнять в том случае, если такое лицо признается застрахованным.
Раздел 3 нулевого Расчета в отношении застрахованного лица заполняется следующим образом:
- в подразделе 3.1 раздела 3 указать персональные данные физического лица (председателя);
- в строках 120-210 подраздела 3.2 раздела 3 проставить прочерки (либо оставить эти строки пустыми*(7)).
К сожалению, мы не обнаружили официальных разъяснений, данных именно общественным объединениям (общественным организациям) по вопросу заполнения Расчета при отсутствии трудовых или гражданско-правовых отношений между общественным объединением и его участниками.
Полагаем, что если исходить из того, что председатель общественной организации, выполняющий свои обязанности на общественных началах (без оплаты), не состоит в трудовых правоотношениях с общественной организацией (не оказывает платные услуги по договору ГПХ) и, соответственно, не является застрахованным лицом (опираясь на разъяснения, данные в письме ПФР от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856 (письме Минтруда от 07.07.2016 N 21-3/10/В-4587), то в разделе 3 нулевого Расчета указывать персональные данные председателя не нужно.
Обращаем внимание, что данный ответ выражает мнение экспертов, которое может отличаться от мнения других специалистов, а также позиции контролирующих органов.
В связи с неоднозначностью вопроса мы рекомендуем НКО обратиться за письменными разъяснениями в ПФР и налоговый орган по месту учета организации.
В силу положений ст. 16 Закона N 27-ФЗ органы ПФР обязаны, в частности, разъяснять зарегистрированным лицам и страхователям порядок заполнения форм и представления сведений.
Исходя из совокупности норм пп. 4 п. 1 ст. 32, пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 21 НК РФ налоговые органы обязаны, разъяснять порядок заполнения расчета по страховым взносам, а плательщики страховых взносов, в свою очередь, вправе получать разъяснения о порядке заполнения этой формы.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М);
- Энциклопедия решений. Лица, в отношении которых представляются сведения по форме СЗВ-М;
- Энциклопедия решений. Заполнение Расчета по страховым взносам при отсутствии деятельности;
- Вопрос: Некоммерческая организация имеет четырех учредителей. За апрель, май, июнь 2016 года были представлены формы СЗВ-М с данными председателя, за II квартал 2016 года сдан отчет в ПФР по форме РСВ-1 ПФР - "нулевка", без данных по застрахованным лицам, они к отчету не прилагались, так как трудовых договоров нет, стажа нет. По итогам II квартала 2016 года ГУ УПФР прислало акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства. Правомерны ли действия ГУ УПФР о привлечении организации к ответственности, предусмотренной частью 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за нарушение пп. 2.2 ст. 11 указанного закона? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2016 г.)
- Вопрос: Благотворительный фонд применяет общую систему налогообложения. Директор работает на добровольных началах, с ним не заключался трудовой или гражданско-правовой договор, выплаты отсутствуют. Сотрудники ПФР утверждают, что поскольку директор подписывает документы фонда, то он должен быть указан в форме СЗВ-М. Необходимо ли фонду в этом случае подать сведения по форме СЗВ-М? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.)
- Вопрос: В потребительском обществе (некоммерческая организация) есть председатель Совета и председатель Правления. Ни с одним из них не заключен трудовой договор. Они выполняют обязанности на общественных началах. Оба являются учредителями общества наряду с еще тремя физическими лицами. В уставе общества указано, что председатель Совета работает на общественных началах, а с председателем Правления может быть заключен трудовой договор. При этом с председателем Правления трудовой договор не заключался. Наемных работников нет. Ни по трудовым договорам, ни по договорам гражданско-правового характера никто не работает. До 30.04.2016 был расторгнут трудовой договор с бухгалтером, за апрель форму СЗВ-М сдали только со сведениями бухгалтера. Надо ли сдавать форму СЗВ-М за май с данными председателя Правления? Надо ли подавать уточненную форму СЗВ-М за апрель и включать туда сведения о председателе Правления и о председателе Совета?
- Форма СЗВ-М: вопросы и ответы (С.П. Данченко, журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2016 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена
17 июля 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
*(2) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
*(3) Утверждена постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п. Формат представления такой отчетности в электронном виде утвержден постановлением Правления ПФР от 07.12.2016 N 1077п.
*(4) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(5) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(6) Представляя Расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в налоговый орган об отсутствии в конкретном отчетном периоде выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии сумм страховых взносов, подлежащих уплате за этот же отчетный период.
Кроме того, представляемые Расчеты с нулевыми показателями позволяют налоговым органам отделить плательщиков, не производящих в конкретном отчетном периоде выплат и иных вознаграждений физическим лицам и не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, от плательщиков, которые нарушают установленный НК РФ срок для представления Расчетов, и, следовательно, не привлекать их к ответственности в виде штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ (письмо Минфина России от 24.03.2017. N 03-15-07/17273).
*(7) При этом с учетом п. 2.19 Порядка прочерки проставляются только в том случае, если Расчет заполняется "от руки". Если расчет заполняется с использованием программного обеспечения, на компьютере, а затем распечатывается на принтере, то заполнять пустые строки (знакоместа) прочерками или нулями не нужно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.