Новости для специалиста по охране труда
Январь 2025 года
29 января 2025 года
С 1 февраля 2025 года - новые размеры выплат по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Постановление Правительства РФ от 23 января 2025 г. N 33
Подписано постановление об индексации с 1 февраля на 9,5% целого ряда выплат, пособий, компенсаций.
В частности, будут увеличены суммы единовременной и ежемесячной выплат, предусмотренных Законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты составит 119 118,52 руб. (сейчас - 108 784,04 руб.).
Рекомендуем:
Справочная информация |
____________________________________________
28 января 2025 года
Ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда наступает независимо от оформления трудовых договоров с работниками
Постановление Седьмого КСОЮ от 12 ноября 2024 г. по делу N 7У-6991/2024
Суд подтвердил виновность осужденной в нарушении требований охраны труда, повлекшем смерть двух работников. При этом суд отклонил доводы защиты о ее непричастности к организации работ и отсутствии состава преступления.
В частности, суд отверг утверждения о том, что трудовые отношения отсутствовали. Из показаний свидетелей, заявки на посещение производственного объекта, данных бюро пропусков, журнала регистрации инструктажей следует, что работники были допущены к работе с ведома и по поручению осужденной. Как представитель работодателя, она фактически оформила трудовые отношения с работниками, однако в нарушение норм ТК РФ, не заключила с ними трудовые договоры в письменной форме.
Кроме того, то обстоятельство, что осужденная не имела специального образования в области охраны труда, не свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава преступления. Из требований законодательства не следует, что директор должен лично обеспечивать безопасность проводимых работ и обучать сотрудников правилам охраны труда. Существует возможность делегирования указанных полномочий лицам, обладающим специальными знаниями. Необеспечение руководством предприятия безопасных условий труда привело к неудовлетворительной организации производства работ и смерти сотрудников.
Рекомендуем:
Энциклопедия судебной практики |
____________________________________________
27 января 2025 года
Заключено межотраслевое соглашение по предприятиям медно-никелевой промышленности
Заключено межрегиональное межотраслевое соглашение по предприятиям медно-никелевой промышленности и обеспечивающего комплекса на 2025-2028 гг. Установлены общие условия оплаты и охраны труда, гарантии, компенсации и льготы, взаимные обязательства и ответственность сторон.
Соглашение, в частности, предусматривает, что при наличии финансовой возможности в целях улучшения условий и охраны труда и снижения уровней профрисков, работодатели могут:
- компенсировать работникам оплату занятий спортом в клубах и секциях;
- организовывать и проводить физкультурные, физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия;
- приобретать, содержать и обновлять спортинвентарь;
- содержать и (или) арендовать спортивные помещения;
- создавать и развивать физкультурно-спортивные клубы с целью массового привлечения работников.
Соглашение действует с 22 января 2025 г. по 21 января 2028 г. Стороны могут 1 раз продлить его действие на срок не более 3 лет.
____________________________________________
Минтруд разъяснил порядок определения итогового класса условий труда на рабочем месте сварщика
Письмо Минтруда России от 30 октября 2024 г. N 15-1/ООГ-3336
На вопрос об отнесении условий труда сварщиков, применяющих СИЗ, к соответствующему классу (подклассу) в зависимости от уровня воздействия ультрафиолетового излучения Минтруд ответил следующее.
Отнесение условий труда к классу (подклассу) осуществляется в соответствии с приложением N 11 к Методике проведения специальной оценки условий труда.
В таблице 2 указанного приложения допустимая интенсивность облучения работников ультрафиолетовым излучением определена в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21. При повышении допустимой интенсивности облучения ультрафиолетовым излучением работа разрешается только при использовании средств индивидуальной или коллективной защиты. При превышении нормативов условия труда относятся к вредному классу 3.1. Отнесение условий труда к другим вредным классам не предусмотрено.
Для оценки условий труда сварщиков с учетом их работы в СИЗ можно применять нормы таблицы 2 и пункт 81 СанПиН, согласно которому при использовании спецодежды и средств защиты лица и рук, не пропускающих излучение, допустимая интенсивность облучения в области УФ-B и УФ-C не должна превышать 1 Вт/м. Это не препятствует проведению измерений интенсивности ультрафиолетового излучения, от которого сварщик применяет СИЗ, с последующим отнесением условий труда в соответствии с таблицей, исходя из установленного по результатам измерений превышения или отсутствия превышения установленных в СанПиН гигиенических нормативов по уровню воздействия ультрафиолетового излучения.
Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте сварщика определяется по результатам исследований (испытаний) и измерений и отнесения условий труда к соответствующему классу (подклассу) в отношении всех идентифицированных (выявленных) на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов.
____________________________________________
24 января 2025 года
Составлен годовой план профилактики нарушений в сфере труда
Приказ Роструда от 9 декабря 2024 г. N 328
На 2025 г. установлена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках федерального госконтроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и других НПА, содержащих нормы трудового права.
Определены в том числе сроки профилактических визитов:
- в отношении лиц, приступающих к деятельности в сферах с высоким уровнем травматизма - следующий календарный год после начала деятельности;
- в отношении объектов контроля с категориями высокого и значительного риска - ежегодно;
- в случае инициативы контролируемого лица заявление будет рассматриваться в течение 3 рабочих дней и в течение 20 рабочих дней будет согласовываться дата проведения профвизита.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Проведение трудовой инспекцией профилактических мероприятий по соблюдению трудового законодательства |
____________________________________________
Появился новый повод для внеплановой проверки в рамках пожарного надзора
Приказ МЧС России от 26 ноября 2024 г. N 1042 (зарег. в Минюсте 14.01.2025)
Установлен новый индикатор риска нарушения обязательных требований для федерального пожарного госнадзора - 3 и более случаев в течение 180 дней приостановления или прекращения на территориях стран ЕАЭС (кроме России) действия сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, выданных или зарегистрированных на территории России на продукцию одного изготовителя, которая является объектом федерального пожарного госнадзора и объектом технического регулирования техрегламента ЕАЭС о требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
___________________________________________
23 января 2025 года
Разъяснен порядок применения отраслевых норм выдачи СИЗ медицинским работникам
Письмо Минздрава России от 13 января 2025 г. N 16-6/3157654-168
Приказом Минздрава СССР утверждены нормы бесплатной выдачи санитарно-гигиенической одежды, санитарной обуви и санитарных принадлежностей работникам учреждений, предприятий и организаций здравоохранения, а также методические рекомендации по организации обеспечения, хранения и эксплуатации спецодежды, спецобуви и других СИЗ в учреждениях, предприятиях и организациях здравоохранения.
Согласно статье 2 Федерального закона N 311-ФЗ типовые нормы выдачи СИЗ могли применяться до 1 января 2025 г.
С 1 января 2025 г. работодатели должны использовать Единые типовые нормы (ЕТН) выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств.
Однако в ЕТН отсутствует большинство должностей медицинских и фармацевтических работников, предусмотренных Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников. Также в ЕТН не указаны места и виды выполняемых работ (например: врач, средний медицинский персонал процедурных кабинетов, хирургических, гинекологических, урологических, стоматологических и кожно-венерологических отделений и кабинетов; врач, средний и младший медицинский персонал, работающие в рентгеновских кабинетах; врач, средний и младший медицинский персонал лабораторий и др.).
В связи с этим Минздрав считает, что нормы вышеназванного приказа можно применять в настоящее время в части, не противоречащей законодательству РФ.
Кроме того, в целях сохранения и обеспечения медицинских работников СИЗ, защиты их жизни и здоровья Минздрав предложил Минтруду при доработке Единых типовых норм включить виды выполняемых работ и перечень необходимых для их выполнения СИЗ по аналогии с типовыми отраслевыми нормами, а также учесть все должности медицинских и фармацевтических работников, предусмотренные Номенклатурой.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами |
____________________________________________
22 января 2025 года
Усилят контроль за соблюдением трудового законодательства организациями, проводящими СОУТ
Проект постановления Правительства РФ (подготовлен Минтрудом 10.01.2025)
В Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, внесут изменения, которые будут действовать с 1 марта 2025 г.
Предметом контроля станет в том числе соблюдение организациями, проводящими спецоценку условий труда, обязательных требований, установленных законодательством.
Напомним, что Федеральным законом от 28 декабря 2024 г. N 541-ФЗ аналогичные поправки были внесены в статьи 353 и 357 Трудового кодекса.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
21 января 2025 года
Планируются изменения в Законе об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Проект Федерального закона (подготовлен Минтрудом 27.12.2024)
Разработан законопроект в целях обеспечения максимального использования возможностей системы индивидуального (персонифицированного) учета для обязательного соцстрахования.
В частности, предлагается внести в Закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следующие изменения:
- установить беззаявительный порядок регистрации в качестве страхователей в территориальных органах СФР на основании сведений, поступающих от налоговых органов;
- признать утратившим силу подпункт 13 п. 2 ст. 17, устанавливающий в том числе обязанность страхователя представлять в СФР сведения о создании, ликвидации, изменении адреса (места нахождения) и (или) наименования обособленных подразделений;
- дополнить новой статьей 6.1 о порядке определения страхователям класса профессионального риска и установлении страхового тарифа.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Обеспечение по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний |
____________________________________________
20 января 2025 года
Требуется ли ответственному за обеспечение пожарной безопасности проходить независимую оценку квалификации?
Письмо МЧС России от 20 декабря 2024 г. N ИГ-19-16-1546
Согласно ТК РФ работодатель определяет необходимость направления работников на прохождение независимой оценки квалификации на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
Законом о пожарной безопасности не установлена обязательность проведения независимой оценки квалификации работника в области пожарной безопасности, не предусмотрен порядок выявления и пресечения нарушений при осуществлении трудовой деятельности сотрудника, не соответствующего требованиям квалификации по должности, а также не определен орган госвласти, уполномоченный на издание НПА в развитие норм указанного закона.
Лица, прошедшие обучение по дополнительным профессиональным программам - программам переподготовки и повышения квалификации в области пожарной безопасности, могут трудиться в качестве ответственных за обеспечение пожарной безопасности.
Вопрос соответствия работников квалификационным требованиям, установленных квалификационными справочниками и профессиональными стандартами, относится к компетенции работодателей и контролируется трудовой инспекцией.
Рекомендуем:
Формы документов Приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность |
____________________________________________
17 января 2025 года
Уточнят, какие работники ж/д транспорта должны проходить обязательные медосмотры
Проект постановления Правительства РФ (подготовлен Минтрансом 27.12.2024)
Согласно Закону о железнодорожном транспорте лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса, проходят обязательные медосмотры.
Планируется заново определить, какие работники ж/д транспорта должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры.
Действующий в настоящее время Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, будет признан утратившим силу.
В случае издания постановления новые положения начнут действовать с 1 сентября 2025 г.
Рекомендуем:
Путеводители |
___________________________________________
16 января 2025 года
Разработан перечень заболеваний, с которыми нельзя работать в гражданской авиации
Проект приказа Минздрава России (подготовлен 24.12.2024)
Предлагают утвердить перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ, выполняемых специалистами авиационного персонала гражданской авиации. Он будет соответствовать в том числе Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра.
Перечень будут применять при проведении предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров для выявления начальных форм профзаболеваний, ранних признаков воздействия опасных или вредных производственных факторов.
Напомним, что для специалистов авиаперсонала планируется пересмотреть и сам порядок проведения медосмотров (подробнее об этом - в новости от 20.09.2024).
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Отстранение от работы при выявлении медицинских противопоказаний |
____________________________________________
15 января 2025 года
Минздрав переиздаст приказ о медосмотрах работников
Письмо Минздрава России от 29 октября 2024 г. N 30-7/3122234-11447
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные медосмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Работники организаций пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, медорганизаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения.
Минздрав планирует переиздать приказ, которым определены:
- порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников;
- перечень медицинских противопоказаний к выполнению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры.
Это связано с тем, что общие положения, регулирующие проведение медосмотров некоторых категорий работников, ранее содержащиеся в ст. 213 ТК РФ, изложены в ст. 220 ТК РФ.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
14 января 2025 года
Госнадзор в области промышленной безопасности: программа профилактики рисков
Приказ Ростехнадхора от 13 декабря 2024 г. N 393
Ростехнадзор спланировал на 2025 г. мероприятия по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках федерального госнадзора в области промышленной безопасности.
Программа направлена на минимизацию и предупреждение причин и условий для возникновения аварий и несчастных случаев на ОПО.
Целями и задачами профилактики являются: стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; устранение условий, причин и факторов, способствующих нарушениям; повышение уровня информированности о мерах по соблюдению обязательных требований; выявление факторов риска причинения вреда; формирование одинакового понимания требований у надзорных органов и контролируемых лиц и др.
Отмечается, что в 2024 г. рост аварийности и травматизма произошел на объектах нефтехимической, нефтеперерабатывающей, горнорудной промышленности, при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, а также при хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения. Причинами аварий на поднадзорных объектах в большом числе случаев были атаки БПЛА. В программе профилактики такие случаи не учитываются.
На 2025 г. предусматриваются следующие виды профилактических мероприятий:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережений;
- стимулирование добросовестности;
- консультирование;
- профилактический визит.
Рекомендуем:
Справочная информация Проверки юридических лиц и ИП: надзор в области промышленной безопасности |
____________________________________________
13 января 2025 года
Нюансы выполнения работ на электроустановках
Информация Ростехнадзора от 25 декабря 2024 г.
Ростехнадзор ответил на ряд вопросов, касающихся выполнения работ на электроустановках. В частности, указано следующее.
Работы на действующих электроустановках должны выполняться по наряду-допуску, по распоряжению, на основании перечня работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.
Не допускается самовольное проведение работ в действующих электроустановках, а также расширение рабочих мест и объема задания, определенных указанными документами.
Работники специализированных организаций, выполняющие работы на электроустановках по договору и не состоящие в штате организации - владельца электроустановки, относятся к командированному персоналу. Работа командированного персонала в действующих электроустановках регламентируется отдельной главой Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок. В соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики проведение работы с персоналом обязан обеспечить руководитель организации.
____________________________________________
10 января 2025 года
Приняты поправки к Закону о госконтроле
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. N 540-ФЗ
Внесены изменения в законодательство в части проверок бизнеса.
Закреплены основания внеплановых проверок. При поступлении информации о причинении ущерба или об угрозе его причинения проверку будут проводить в течение 24 часов без уведомления контролируемого лица.
Указано, что положением о виде контроля может быть предусмотрена публичная оценка уровня соблюдения компаниями обязательных требований. Ее будут устанавливать по итогам профилактических и контрольных мероприятий.
Также внесены нормы о мобильном приложении "Инспектор". С его помощью можно будет проводить инспекционные визиты, выездные проверки и рейдовые осмотры.
Проверяемые будут вправе отказать в доступе на объекты контроля при отсутствии на документах проверяющих штрих-кода для перехода на соответствующую страницу в реестре контрольных мероприятий.
Поправки вступили в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
____________________________________________
9 января 2025 года
Изменены правила подтверждения вида деятельности для страхования по травматизму
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. N 529-ФЗ
Внесены изменения в Закон N 125-ФЗ об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Закон N 129-ФЗ о госрегистрации юрлиц и ИП.
Основной и дополнительный виды деятельности (с указанием не менее 4 цифровых знаков кода), а также доли этих видов деятельности будут отражаться в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. При этом организации и ИП смогут изменять в этих реестрах коды по ОКВЭД отчетного типа в любое время.
СФР будет проверять, соответствует ли основной вид деятельности заявленному. Документы для проверки должен представить страхователь. Если фактический ОКВЭД не соответствует заявленному, СФР сообщит об этом страхователю и пересчитает тариф.
На основании данных из реестров страхователь сам будет определять размер тарифа на 15 апреля текущего года. Если на эту дату основной вид деятельности у него изменится, СФР до 1 мая текущего года уведомит его о тарифе, применяемом с начала этого года.
При этом ежегодно подтверждать основной ВЭД за предыдущий год потребуется только для подразделений организации.
Однако у юрлиц (ИП) появились новые обязанности:
- до 01.04.2027 (ИП - до 01.04.2028) они обязаны сообщить в Росстат коды основного и дополнительных видов экономической деятельности (при наличии) и процентные доли основного и дополнительных видов экономической деятельности; организации (ИП), которые не попадут в выборку респондентов статданных, с 2027 года (ИП - с 2028 года) должны будут самостоятельно проверять сведения о кодах ОКВЭД отчетного типа не реже 1 раза в год;
- в случае изменения основного кода или процентных долей более чем на 20 п.п. хотя бы по одному коду, указанному в реестре по состоянию на 31 декабря календарного года, или если прошло 5 лет с момента последнего представления в Росстат статистических данных об этих кодах, страхователи обязаны представлять в Росстат соответствующие статистические данные не позднее 1 апреля следующего года.
Новые нормы начнут действовать с 1 сентября 2025 года.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
Усилен контроль за проводящими спецоценку условий труда организациями
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. N 541-ФЗ
C 1 марта 2025 г. в рамках федерального госконтроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и других НПА, содержащих нормы трудового права, будет проверяться соблюдение организациями, проводящими спецоценку условий труда, обязательных требований, установленных законодательством о спецоценке условий труда. Соответствующие изменения внесены в статьи 353 и 357 Трудового кодекса.
Отметим, что ранее в предмет федерального контроля входило лишь соблюдение требований законодательства о СОУТ работодателями, но не организациями, осуществляющими проведение спецоценки условий труда.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
2 января 2025 года
Новый регламент установления скидки к тарифу страховых взносов на травматизм
Приказ СФР от 27 ноября 2024 г. N 2250 (зарег. в Минюсте 25.12.2024)
Обновлена процедура установления страхователям скидки к страховому тарифу на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Предусматривается несколько вариантов предоставления госуслуги в зависимости от признаков заявителя и результата ее оказания. Признаки заявителя определяются по итогам анкетирования.
Максимальный срок предоставления услуги - 15 рабочих дней с даты регистрации заявления и необходимых документов. Результаты можно получить посредством Единого портала, в МФЦ, в территориальном органе Фонда или по почте.
Приведена новая форма заявления об установлении скидки к страховому тарифу. Аналогичная форма ФСС применяться не будет.
Приказ вступает в силу 6 января 2025 года.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
Изменения в перечне индикаторов риска для внеплановых проверок трудовой инспекции
Приказ Минтруда России от 28 ноября 2024 г. N 640н (зарег. в Минюсте 25.12.2024)
Проект приказа Минтруда России (подготовлен 24.12.2024)
С 6 января 2025 г. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, будет действовать в новой редакции.
В частности, скорректирован индикатор риска, отражающий увеличение количества несчастных случаев на производстве с легкими последствиями, произошедших в квартале текущего года, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Уточняется, что увеличение на 3 и более несчастных случаев (НС) учитывается у работодателей, среднесписочная численность (СЧ) которых составляет менее 50 человек, а увеличение на 4 и более НС - у работодателей с СЧ от 50 до 90 человек.
Отметим, что в отношении данного индикатора планируются дальнейшие изменения. Предлагается утвердить следующую градацию:
- увеличение на 2 и более НС - у работодателей с СЧ не более 50 человек;
- увеличение на 3 и более НС - у работодателей с СЧ от 51 до 100 человек;
- увеличение на 4 и более НС - у работодателей с СЧ от 101 до 500 человек;
- увеличение на 5 и более НС - у работодателей с СЧ от 501 до 1000 человек;
- увеличение на 6 и более НС - у работодателей с СЧ от 1001 до 5000 человек;
- увеличение на 7 и более НС - у работодателей с СЧ от 5001 до 10000 человек;
- увеличение на 8 и более НС - у работодателей с СЧ более 10000 человек.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
Декабрь 2024 года
28 декабря 2024 года
Охрана труда работников по договору о предоставлении персонала: нововведения с 1 января
Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. N 498-ФЗ
Глава 53.1 ТК РФ об особенностях регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении персонала, дополнена новыми статьями. Они вступят в силу 1 января 2025 г.
Часть поправок касается охраны труда. Так, предусмотрено, что условия труда принимаемых работников должны быть не хуже, чем условия труда работников принимающей стороны. В договорах о предоставлении персонала могут быть оговорены обязанности принимающей стороны по обеспечению работников оборудованием, инструментами, средствами индивидуальной защиты; обучению безопасным методам и приемам выполнения работ. Компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются на основании результатов СОУТ.
Не допускается направлять персонал с целью замены работников принимающей стороны, которые участвуют в забастовке или которые отказались от выполнения работы в определенных законодательством случаях.
Частным агентствам занятости не разрешается заключать договоры о предоставлении персонала для выполнения работ на ОПО I и II классов опасности, а также на рабочих местах с вредным условиями 3 и 4 степени или опасными условиями.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Особенности трудовых отношений с работниками, направленными по договору о предоставлении персонала |
____________________________________________
27 декабря 2024 года
Административный штраф за нарушение требований охраны труда может быть заменен на предупреждение
Решение Челябинского областного суда от 23 октября 2024 г. по делу N 7-613/2024
Государственная инспекция труда вынесла постановление о признании администрации городского округа виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и назначении штрафа в размере 70 000 руб.
Суд первоначально снизил штраф до 50 000 руб., а затем и вовсе заменил его на предупреждение.
Как было установлено в суде, сотрудник администрации, пострадавший в результате несчастного случая на производстве, прошел 16-часовое обучение и проверку знаний по охране труда. Согласно сообщению о последствиях несчастного случая сотрудник выздоровел, с ним проведен внеплановый инструктаж, внесены изменения в систему управления охраной труда. Работодатель ранее к административной ответственности не привлекался.
При таких данных, по мнению суда, назначенный штраф не соответствует фактическим обстоятельствам и является чрезмерно суровым.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
26 декабря 2024 года
Порядок обучения по охране труда на морских и речных судах должен быть особым
Письмо Минтруда России от 11 октября 2024 г. N 15-2/П-89
Постановлением Правительства РФ N 2464 установлены общие требования к обучению и проверке знания по охране труда. Документ не содержит специфичных требований для отдельных отраслей или профессий. При этом он не распространяется на обучение и проверку знания, которые предусмотрены специальными требованиями, в том числе правилами по охране труда.
Приказом Минтруда Pocсии N 886н утверждены Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта. Они касаются работодателей (судовладельцев), экипажей, включая судовых медицинских работников, морских судов и судов внутреннего водного транспорта, плавающих под флагом РФ, находящихся в эксплуатации, отстое, ремонте, реконструкции, независимо от их типа и форм собственности, за исключением судов, занятых рыболовством, и вспомогательных судов ВМФ.
В этой связи, как считают специалисты Минтруда, представляется целесообразным установить в Правилах N 886н отдельные специальные требования к порядку обучения по охране труда для работников на морских судах и судах внутреннего водного транспорта. В настоящее время указанные правила проходят процедуру оценки применения обязательных требований. В рамках данной процедуры будет проработан и вопрос о внесении соответствующих изменений.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда |
____________________________________________
25 декабря 2024 года
Обновлено положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда
Приказ Минтруда России от 3 декабря 2024 г. N 661
В соответствии с национальными целями развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года разработано новое положение об общероссийском мониторинге состояния условий и охраны труда. Оно будет действовать с 1 января 2025 г. Прежнее положение утратит силу.
Документ определяет порядок организации и проведения мониторинга, перечень объектов мониторинга, состав сведений и форм отчетности, предоставляемых для его осуществления.
Список основных объектов мониторинга изменился. В частности, добавлен пункт об управлении профессиональными рисками, включая следующие процессы функционирования СУОТ:
- обеспечения работников СИЗ;
- проведения медосмотров работников;
- обучения по охране труда работников и работодателей и проверки знания требований охраны труда, в том числе обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по применению СИЗ, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте.
Результаты мониторинга будут размещаться ежегодно на официальном сайте Минтруда России в срок до 1 октября текущего года.
____________________________________________
Разъяснены некоторые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок
Информация Ростехнадзора от 19 декабря 2024 г.
Отвечая на вопрос, правомерно ли требование владельца линии электропередачи наличия IV группы по электробезопасности у инженерно-технического работника подрядной организации, выполняющей ремонт кровли с применением ГПМ в охранной зоне ВЛ 6 кВ, Ростехнадзор разъяснил следующее:
- проезд автомобилей, подъемных сооружений и механизмов по территории открытого распределительного устройства и в охранной зоне ВЛ возможен под наблюдением одного из работников из числа оперативного персонала, работника, выдающего наряд-допуск или ответственного руководителя, а в электроустановках напряжением до 1000 В - производителя работ, имеющего группу IV по электробезопасности;
- при выполнении строительно-монтажных работ в охранной зоне ВЛ требуется наблюдение ответственного руководителя или производителя работ, имеющего группу III по электробезопасности.
____________________________________________
24 декабря 2024 года
ВС РФ разъяснил нюансы привлечения к административной ответственности за нарушения требований охраны труда
Постановление ВС РФ от 18 ноября 2024 г. N 39-АД24-3-К1
На предприятии произошел тяжелый несчастный случай. Работодателя оштрафовали за несоблюдение безопасных условий труда. Работник был допущен к техническому обслуживанию электроустановок без проведения обязательного медосмотра и психиатрического освидетельствования.
При проверке законности привлечения работодателя к ответственности суд первой инстанции сделал вывод, что трудовая инспекция в ходе контрольных мероприятий допустила процессуальные нарушения. Штраф был отменен.
Кассационный суд признал вывод нижестоящего суда ошибочным, однако не нашел оснований для направления дела на новое рассмотрение ввиду истечения срока давности. ВС РФ с этим решением согласился.
Одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение срока давности привлечения к ответственности. КоАП РФ не предусматривает возможности прерывания данного срока. Вопрос о возобновлении судебного разбирательства обсуждаться не может, в том числе и в случае, когда решение районного суда не вступило в законную силу.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
23 декабря 2024 года
Система стандартов безопасности труда: разработаны методы испытаний защитной спецобуви
ГОСТ ISO 20344-2024 (введен приказом Росстандарта от 24.10.2024)
Взамен ГОСТ ISO 2023-2013, ГОСТ 12.4.083-80, ГОСТ 12.4.106-81, ГОСТ 12.4.151-85 с 1 ноября 2026 г. с правом досрочного применения вводится ГОСТ "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты ног. Обувь специальная. Методы испытаний".
Стандарт устанавливает методы испытаний обуви, разработанной в качестве средства индивидуальной защиты.
Определяется минимальное количество образцов готовой обуви и проб для испытаний, требования к условиям испытаний и испытательному оборудованию, содержанию протоколов и анкет для оценки свойств обуви. Описываются сущность методов, характеристики отдельных защитных элементов, критерии оценки состояния СИЗ после испытаний.
Для разъяснения правильного проведения и интерпретации результатов испытаний приводится дополнительное приложение с переводом номинального размера обуви из европейской системы в штихмассовую и метрическую системы.
Напомним, что работодатель в период использования средств индивидуальной защиты должен обеспечивать проведение их испытаний, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами.
Рекомендуем:
____________________________________________
20 декабря 2024 года
Планируются изменения особенностей режима рабочего времени и условий труда лиц, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах
Проект приказа Минтранса России (подготовлен 13.12.2024)
Разработаны Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах на морском (речном) транспорте. Они должны с 1 сентября 2025 г. заменить аналогичные нормы 2013 года.
Устанавливается, например, что в рабочее время включаются в том числе специальные перерывы для отдыха, обогревания или охлаждения; время на подготовку, обслуживание и уборку рабочего места, получение и сдачу техники, машин, инвентаря; время проведения инструктажей по охране труда, проверок знаний требований охраны труда.
Регламентируются особенности режима времени отдыха. Особенности условий труда работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах на морском и речном транспорте, отсутствуют.
____________________________________________
19 декабря 2024 года
Роспотребнадзор выпустил рекомендации по применению бригадами скорой помощи средств индивидуальной защиты
Методические рекомендации МР 3.1/3.5.1.0356-24 (утв. Роспотребнадзором 11.11.2024)
Утверждены методические рекомендации "Организация и проведение дезинфекционных мероприятий в автомобилях скорой медицинской помощи". Документ содержит в том числе описание способов обработки рук работников бригады скорой помощи и порядок использования медицинских перчаток и других мер индивидуальной защиты в целях профилактики инфицирования.
В частности, указано, что руки после мытья высушиваются одноразовым бумажным полотенцем. Можно использовать спиртосодержащие салфетки, а также кожные антисептики в дозирующих устройствах. При оказании помощи на дому или на улице применяются антибактериальные средства в индивидуальных упаковках.
Спецодежда и СИЗ выдаются в необходимом количестве и соответствующих размеров в зависимости от характера работы. Медицинские перчатки надеваются всегда, когда возможен контакт со слизистыми оболочками, поврежденной кожей, кровью или другими биологическими субстратами. После снятия перчаток проводится гигиеническая обработка рук кожным антисептиком.
В аварийных случаях загрязнения кожи или слизистых работника бригады скорой помощи, а также при уколах и порезах осуществляется комплекс санитарно-эпидемиологических мероприятий с учетом сложившейся ситуации.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами |
____________________________________________
18 декабря 2024 года
С 1 января будет действовать новый стандарт, устанавливающий термины и определения по охране труда и промбезопасности угольных шахт
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57717-2024
Согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2024 г. N 1573-ст с 1 января 2025 г. вводится в действие стандарт "Горное дело. Безопасность в угольных шахтах. Термины и определения" (взамен ГОСТ Р 57717-2017).
Стандарт содержит формулировки общих и специальных понятий в области охраны труда и промышленной безопасности, которые распределены по разделам: аэрологическая безопасность угольных шахт, пожарная безопасность, взрывобезопасность, безопасность при газодинамических (геодинамических) явлениях, безопасность при прорывах воды и затоплении горных выработок, электробезопасность и взрывозащищенное оборудование и другим. Кроме того, термины приводятся в алфавитном указателе.
Определения разрешается уточнять, дополняя их производными признаками, раскрывая значения терминов, указывая объекты, входящие в объем понятия.
Стандарт рекомендуется применять во всех сферах, связанных с добычей твердых полезных ископаемых в угольных шахтах и их обогащением.
___________________________________________
17 декабря 2024 года
Возместить затраты на охрану труда станет проще
Информация СФР от 12 декабря 2024 г.
С 2025 года изменятся правила компенсации работодателям затрат на предупредительные меры, за счет которых компании сокращают производственный травматизм и профзаболевания. В Социальный фонд России нужно будет представить только заявление и план финансового обеспечения мер.
После выполнения всех мер или хотя бы одной необходимо подать заявление о возмещении расходов. Если документы о затратах нужно уточнить, то это можно будет сделать в течение 5 рабочих дней.
Рекомендуем:
Сравнительный анализ |
___________________________________________
На 2025-2027 гг. определены условия труда для работников угольной промышленности
Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности РФ на 2025 - 2027 гг.
На 2025-2027 годы заключено Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности. По-прежнему, регулируются вопросы оплаты и охраны труда, предоставления гарантий и компенсаций в случае гибели работника, травмирования, утраты трудоспособности и др.
Новые положения обязательны при заключении коллективных договоров и разрешении коллективных и индивидуальных трудовых споров с 1 января 2025 г. Условия трудовых договоров не должны противоречить соглашению.
Рекомендуем:
Справочная информация |
____________________________________________
16 декабря 2024 года
Ростехнадзор разъяснил некоторые вопросы по охране труда при эксплуатации электроустановок
Информация Ростехнадзора от 10 декабря 2024 г.
Ростехнадзор ответил на вопросы о составе комиссии по проверке знаний по электробезопасности и периодичности аттестации ответственных за электрохозяйство организации.
Так, по мнению Ростехнадзора, специалист по охране труда, который прошел проверку знаний на IV группу по электробезопасности, не может быть членом комиссии по проверке знаний. В соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики в состав комиссии должны включаться сотрудники из числа административно-технического персонала по направлениям проверки знаний. Специалисты по охране труда - это отдельная категория работников. Они согласно Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок являются лицами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок.
Присвоение и подтверждение группы по электробезопасности должны осуществляться в соответствии Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок и Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики. В соответствии с указанными правилами очередная проверка знаний ответственных за электрохозяйство потребителей электрической энергии и их заместителей проводится не реже одного раза в 12 месяцев.
____________________________________________
Госучреждения вправе обратиться за скидкой к тарифу взносов по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Письмо СФР от 5 декабря 2024 г. N 19-20/60720
СФР разъяснил, что страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа на ОСС с учетом скидки или надбавки, устанавливаемой страховщиком. Размер скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за 3 года и определяется с учетом состояния охраны труда.
Скидку могут получить все страхователи, соответствующие определенным условиям.
Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения, которые финансируются из бюджетов и приравненных к ним источников, вправе обратиться с заявлением на установление скидки к страховому тарифу.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
13 декабря 2024 года
Разработаны типовые условия госконтрактов в сфере охраны труда
Проект постановления Правительства РФ (подготовлен Минтрудом 03.12.2024)
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подготовлен проект постановления Правительства РФ, в котором планируется установить:
- типовые условия контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда;
- типовые условия контрактов на оказание услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
Условия определяют соответствующие обязанности исполнителей и заказчиков.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений •Специальная оценка условий труда •Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда |
|
Справочная информация |
____________________________________________
12 декабря 2024 года
Как оплачивается труд во вредных или опасных условиях, если работник находится в таких условиях лишь часть рабочего дня?
Ответ Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ" (ноябрь 2024 г.)
Условия труда по степени вредности или опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс). Согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями, устанавливается в повышенном размере.
Если по результатам спецоценки на рабочем месте установлен 3 или 4 класс, но работник не каждый день или неполный день находится на этом рабочем месте, то следует ли производить оплату в повышенном размере независимо от времени, проведенного во вредных или опасных условиях?
По мнению специалистов Роструда, повышенная оплата должна производиться за сам факт того, что условия труда работника являются вредными или опасными, а не пропорционально отработанному в указанных условиях времени. Размер повышения не может составлять менее 4% тарифной ставки, установленной для работ с нормальными условиями труда.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
|
Энциклопедия судебной практики Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда |
____________________________________________
11 декабря 2024 года
Споры о заражении медработника COVID-19 на рабочем месте: бремя доказывания лежит на работодателе
Определение СК ГД Верховного Суда РФ от 21 октября 2024 г. N 69-КГ24-13-К7
Медсестра инфекционного отделения больницы перенесла заболевание COVID-19. Работодатель уведомил ее, что провел расследование факта заражения и пришел к выводу, что оно произошло от сотрудника другого отделения, а не при непосредственной работе с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции.
Медсестра с результатами расследования не согласилась и обратилась в суд, полагая, что выводы работодателя основаны лишь на том, что заболевание возникло за пределами инкубационного периода инфекции, без учета того, что заражение произошло ранее, чем диагноз был подтвержден.
Суды первых трех инстанций согласились с выводами работодателя, однако Верховный Суд РФ поддержал доводы медсестры и отправил дело на новое рассмотрение, обратив внимание на следующее.
Суды ссылались на Указ Президента РФ "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" и исходили из того, что страховым признается случай заражения медработника COVID-19 при непосредственной работе с пациентами, у которых подтверждено наличие указанного заболевания. Основанием для получения единовременной страховой выплаты является решение врачебной комиссии работодателя по расследованию.
Суды не учли, что в ходе расследования контакты медработника с пациентами должны быть тщательно и объективно изучены. При наличии спора работодатель должен доказать, что установлены все имеющие значение обстоятельства.
В данном деле медсестра неоднократно отмечала, что дата ее обращения к врачу не являлась первым днем ее заболевания. До дня первичного приема и постановки диагноза она предпринимала попытки самостоятельного лечения. В подтверждение данного факта были представлены платежные документы о приобретении противовирусных препаратов, а также детализация счета номера телефона, согласно которой первые обращения в медучреждение были по телефону, когда медсестра дважды звонила в регистратуру городской поликлиники для вызова врача по поводу наличия у нее признаков развития инфекционного заболевания. Эти обстоятельства учтены не были.
ВС РФ также указал, что суды неправильно распределили бремя доказывания. Они неправомерно возложили на работника, который находится не только в материальной, но и организационной зависимости от работодателя, обязанность подтвердить факт заражения при непосредственном контакте с пациентами, освободив работодателя от доказывания своих возражений по иску работника.
Рекомендуем:
Справочная информация |
____________________________________________
10 декабря 2024 года
Планируется уточнить разъяснение об оплате расходов на реабилитацию пострадавших на производстве
Проект приказа Минтруда России (подготовлен 28.11.2024)
Ранее была установлена новая форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профзаболевания. В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в Разъяснение о порядке оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Кроме того, некоторые положения разъяснения будут признаны утратившими силу, т. к. аналогичные нормы включены непосредственно в Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Виды обеспечения по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний |
____________________________________________
Кабмин определил условия маркировки кожных антисептиков
Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2024 г. N 1680
С 1 марта 2025 г. участники оборота продукции, предназначенной для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием, а также средств для дезинфекции помещений, оборудования, инструментов, одежды и кожных антисептиков, должны подавать в ГИС МТ заявление на их регистрацию. Мера не распространяется на участников оборота, которые подали такое заявление в период с 1 сентября 2023 г.
При вводе в оборот вышеуказанных средств маркировку необходимо наносить с 1 марта 2025 г. Информация о выводе из оборота и об обороте средств должна предоставляться с 1 сентября 2025 г.
По 31 августа 2025 г. допускаются оборот и вывод из оборота немаркированных средств, произведенных в России или ввезенных в нее, в случае ввоза с территории ЕАЭС в рамках трансграничной торговли или выпуска таможенными органами при их помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта (при их производстве вне РФ) по 28 февраля 2025 г.
Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, которые вводятся в действие с 1 марта 2025 г.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Обязательная маркировка товаров: действующие системы контроля, пилотные проекты, эксперименты |
____________________________________________
9 декабря 2024 года
СФР подготовил разъяснения по профзаболеваниям
Информация СФР "Профессиональное заболевание", 2024 г.
На официальном сайте Социального фонда России опубликован консультационный материал "Профессиональное заболевание".
Документ содержит описание категорий застрахованных лиц, определения понятий острого и хронического профессиональных заболеваний, последовательность действий при установлении работнику соответствующего диагноза, порядок изменения или отмены диагноза, правила расследования и учета профзаболеваний, нюансы оформления акта о случае профессионального заболевания, способы подачи материалов расследования. Отмечаются важные моменты, на которые следует обратить особое внимание.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Порядок установления наличия случаев профессиональных заболеваний |
____________________________________________
Для работников полевых госпиталей и центров медицины катастроф разрешено закупать бронежилеты и бронеавтомобили
Приказ Минздрава России от 29 октября 2024 г. N 580н (зарег. в Минюсте 28.11.2024)
Скорректированы правила организации деятельности полевых многопрофильных госпиталей и территориальных центров медицины катастроф.
Разрешено оснащать работников территориальных центров и полевых госпиталей, которые обеспечивают оказание и оказывают медпомощь:
- средствами индивидуальной защиты,
- средствами индивидуальной бронезащиты, включая бронежилеты, шлемы и иные средства,
- средствами связи,
- автотранспортными средствами, в том числе бронированными, необходимыми для спасения жизни и сохранения здоровья работников.
Закупать эти средства и оснащать ими работниками можно будет при соблюдении следующих условий:
- в том регионе, на территории которого осуществляет свою деятельность центр медицины катастроф или полевой госпиталь, введен режим ЧС, а также введены режим военного положения / среднего уровня реагирования, и (или) режим КТО,
- имеется финансовое обеспечение таких расходов.
____________________________________________
6 декабря 2024 года
Утверждены рекомендации по применению кожных антисептиков на отдельных объектах
МР 3.5.1/3.5.5.0355-24 (утв. Роспотребнадзором 11.11.2024)
Для органов санэпиднадзора и немедицинских организаций разработаны методические рекомендации "Применение кожных антисептиков и дозирующих устройств для обеззараживания рук в местах массового пребывания (сосредоточения) людей и на отдельных объектах".
Документ содержит характеристики и классификацию кожных антисептиков, требования к ним, особенности их применения для различных возрастных групп, описание способов обеззараживания рук, рекомендации по выбору и режиму использования дезинфицирующих средств, инструкции по расчету потребности в антисептиках и дозаторах, схему гигиенической обработки рук, алгоритм дезинфекции дозирующих устройств и т. д.
Например, рекомендуется:
- проводить обслуживание дозирующих устройств силами сотрудников, прошедших инструктаж по работе с дезинфицирующими средствами IV класса опасности;
- в целях профилактики травматизма размещать дозаторы в максимально доступных местах;
- использовать антисептики и дозаторы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и с соблюдением инструкций по охране труда при работе с легковоспламеняющимися жидкостями.
Рекомендуем:
Путеводители |
___________________________________________
5 декабря 2024 года
Сумма компенсации морального вреда, причиненного в результате несчастного случая на производстве, не может быть заявлена абстрактно
Гражданин обратился в суд с иском к предприятию о компенсации морального вреда в размере 1,5 млн руб., т. к. на производстве в результате отравления аммиаком погиб его сын.
Причинами несчастного случая стали неудовлетворительная организация работ, несовершенство технологического процесса, недостатки в подготовке работников по охране труда, неприменение работником средств индивидуальной защиты вследствие необеспеченности ими работодателем.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил полностью, однако апелляционный суд снизил размер компенсации морального вреда до 800 тыс. руб., обратив внимание на следующее.
Решение суда первой инстанции основано лишь на установлении факта родственных отношений. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что отношения истца и его сына являлись очень тесными, не указано, в чем конкретно они выражались. По словам супруги погибшего, истец редко бывал в их доме. Близкими отношения отца и сына назвать нельзя, виделись они примерно 2 раза в месяц, совместно не проживали, находились в разных населенных пунктах. Доказательств оказания сыном какой-либо помощи отцу, совместного времяпровождения, совместных фотографий, телефонных переговоров, переписки, свидетельских показаний не представлено. В настоящее время с вдовой и внуками истец родственные отношения не поддерживает, ни морально, ни материально им не помогает.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что переживания родственников по поводу болезни или смерти близкого им человека сами по себе основанием для взыскания компенсации морального вреда не являются. При определении размера компенсации необходимо установить степень нравственных и физических страданий каждого из родственников с учетом фактических обстоятельств.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве |
____________________________________________
4 декабря 2024 года
Изменения по охране труда с 1 января 2025 г.
С 1 января работодатели будут обязаны осуществлять обеспечение работников СИЗ и смывающими средствами на основании Единых типовых норм (приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 766н).
Годовой отчет N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда" по итогам 2024 года необходимо будет сдать в обновленном шаблоне (приказ Росстата от 31.07.2024 N 338).
Начнут действовать новые правила финансирования мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортного лечения работников, занятых на вредных и опасных работах (приказ Минтруда России от 11.07.2024 N 347н).
Полный перечень изменений с 1 января содержится в нашей справке.
Рекомендуем:
Аналитические материалы ГАРАНТа |
||
Формы документов |
||
Сравнительный анализ |
___________________________________________
3 декабря 2024 года
Система стандартов безопасности труда: новые требования к СИЗ от рисков в литейных и сварочных цехах
Приказы Росстандарта от 30 сентября 2024 г. N 1309-ст, N 1310-ст
Вводятся в действие с 1 сентября 2026 года с правом досрочного применения стандарты безопасности труда в литейных и сварочных цехах для защитной обуви:
- ГОСТ ISО 20349-1-2021 Система стандартов безопасности труда. Обувь специальная для защиты от рисков в литейных и сварочных цехах. Часть 1. Требования и методы испытаний обуви от рисков в литейных цехах;
- ГОСТ ISО 20349-2-2021 Система стандартов безопасности труда. Обувь специальная для защиты от рисков в литейных и сварочных цехах. Часть 2. Требования и методы испытаний обуви от рисков в сварочных и смежных процессах.
Стандарты идентичны международным стандартам ISO 20349-1:2017 и ISO 20349-2:2017. Они устанавливают в т.ч. эксплуатационные характеристики обуви и особые требования к ее конструкции.
В связи с утверждением указанных ГОСТов будет отменен национальный стандарт ГОСТ Р ЕН ИСО 20349-2013.
____________________________________________
2 декабря 2024 года
Минтруд подготовил проект приказа о предельных нормах тяжестей для работников моложе 18 лет
Проект приказа Минтруда России (подготовлен 25.11.2024)
Статьей 265 ТК РФ предусмотрен запрет на применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью. Также запрещаются переноска и передвижение несовершеннолетними работниками тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
В настоящее время нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную определены постановлением Минтруда РФ N 7 от 7 апреля 1999 г. Однако этот документ действует лишь до 1 сентября 2025 г.
В связи с этим Минтруд разработал проект приказа "Об утверждении предельных норм переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до восемнадцати лет". Проект не содержит новых ограничений, его требования такие же, как и сейчас.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Запреты и ограничения при использовании труда несовершеннолетних |
____________________________________________
В новостном обзоре, подготовленном экспертами компании "Гарант", приводится актуальная для специалиста по охране труда информация о новых нормативных актах, проектах нормативных актов и разъяснениях уполномоченных органов по вопросам, связанным с
- системой управления охраной труда,
- специальной оценкой условий труда,
- обучением по охране труда,
- обеспечением работников средствами индивидуальной защиты
и др.
Документы приводятся с кратким комментарием - описанием основных вопросов, которые в них затронуты