Новости для специалиста по охране труда
Ноябрь 2024 года
22 ноября 2024 года
Установлены новые правила финобеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма
Приказ Минтруда России от 11 июля 2024 г. N 347н (зарег. в Минюсте 19.11.2024)
Минтруд утвердил новые правила финансирования мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортного лечения работников, занятых на вредных и опасных работах.
Согласно новым правилам страхователь будет самостоятельно определять состав осуществляемых в текущем году предупредительных мер с учетом перечня мероприятий, разработанного по результатам СОУТ, и (или) коллективного договора, и (или) списка реализуемых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации, снижению или неповышению уровней профрисков.
Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер и план финобеспечения нужно будет подавать, как и раньше, до 1 августа. К ним не нужно будет прикладывать комплект обосновывающих документов.
До 1 сентября можно будет обратиться в СФР с дополнительным заявлением, если первоначально будет подано заявление на сумму меньше расчетного объема средств, направляемых на финобеспечение.
Решение о внесении изменений в план страхователь будет также принимать самостоятельно. При этом повторная подача заявления и плана не потребуется.
Для направления заявления о возмещении расходов определен новый срок - 15 ноября (в настоящее время - 15 декабря). К этому заявлению необходимо будет прикладывать обосновывающие произведенные расходы документы.
Новые правила вступают в силу с 1 января 2025 года. Правила, утвержденные приказом Минтруда России от 14 июля 2021 г. N 467н, утратят силу.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Осуществление за счет средств СФР расходов, направленных на сокращение травматизма |
Для тех, кому необходимо детально изучить разницу между новыми и прежними правилами, в ближайшее время станет доступен их Сравнительный анализ, мы уже работаем над его подготовкой.
____________________________________________
21 ноября 2024 года
Стандарты безопасности труда: внесены поправки в требования к СИЗ от электричества
Приказы Ростехнадзора от 1 октября 2024 г. N 1349-ст, N 1361-ст
С 1 августа 2025 г. вводятся в действие:
- Изменение N 1 ГОСТ 12.4.283-2019 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от электрических полей промышленной частоты и поражения электрическим током. Комплекты индивидуальные шунтирующие экранирующие. Общие технические требования. Методы испытаний";
- Изменение N 1 ГОСТ EN 16350-2018 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки для защиты от статического электричества. Общие технические требования и методы испытаний".
Скорректированы области применения, нормативные ссылки, термины и определения, общие технические требования и методы испытаний.
____________________________________________
20 ноября 2024 года
Утвержденной формы направления на обязательный медосмотр нет, но есть требования к ее содержанию
Определение СК ГД Четвертого КСОЮ от 3 октября 2024 г. по делу N 8Г-27291/2024
Работник обратился в суд с иском о признании незаконными действий работодателя, выразившихся, в частности, в нарушении п. 5 ст. 24 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пп. 25, 27 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Суд установил, что истец работал горнорабочим очистного забоя 5 разряда. В сентябре прошлого года ему необходимо было в плановом порядке пройти медосмотр. Работодатель выдал истцу направление, однако оно не соответствовало требованиям п. 9 Порядка, в связи с чем медицинское учреждение отказало работнику в проведении осмотра. Из направления невозможно было однозначно установить, на какой вид медосмотра направлен работник. Только после неоднократных обращений сотрудника к работодателю было выдано направление, оформленное согласно установленным правилам. Также истец не был ознакомлен с календарным планом прохождения медицинского осмотра.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения указанных исковых требований.
Доводы ответчика о том, что дана неверная оценка доказательствам, были проверены судами и отклонены, поскольку отсутствие установленной формы направления на периодический медицинский осмотр не снимает с работодателя обязанности указывать всю необходимую информацию, предусмотренную Порядком.
Рекомендуем:
Формы документов •Примерная форма направления на периодический или предварительный медицинский осмотр •Примерная форма положения о порядке проведения обязательных медицинских осмотров |
____________________________________________
19 ноября 2024 года
Новые требования к СИЗ от электромагнитных полей и химических веществ, защитным перчаткам и наушникам
Приказы Ростехнадзора от 1 октября 2024 г. N 1360-ст, N 1352-ст, N 1350-ст, N 1357-ст, N 1354-ст
С 1 ноября 2025 г. вводятся в действие в качестве национальных стандартов Российской Федерации:
- ГОСТ 12.4.321.8-2024 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Требования безопасности. Часть 8. Противошумные наушники с воспроизведением развлекательных аудиопрограмм", модифицированный по отношению к европейскому стандарту EN 352-8:2020 "Средства защиты органа слуха. Требования безопасности. Часть 8. Наушники с воспроизведением развлекательных аудиопрограмм" (вводится впервые);
- ГОСТ 12.4.259-2024 "Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная для ограниченной защиты от жидких химических веществ [тип 6 и тип РВ (6)]. Эксплуатационные требования", модифицированный по отношению к европейскому стандарту EN 13034:2005+А1:2009) "Одежда для защиты от жидких химических веществ. Эксплуатационные требования к одежде, обеспечивающей ограниченную защиту от жидких химических веществ [тип 6 и тип РВ (6)]" (взамен ГОСТ 12.4.259-2014, с правом досрочного применения);
- ГОСТ 12.4.305-2024 "Система стандартов безопасности труда. Комплект экранирующий для защиты от электромагнитных полей радиочастотного диапазона. Общие технические требования" (взамен ГОСТ 12.4.305-2016, ГОСТ 12.4.271-2014, ГОСТ 12.4.276-2014, с правом досрочного применения);
- ГОСТ EN 16778-2024 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки защитные. Определение диметилформамида", идентичный европейскому стандарту EN 16778 2016 "Перчатки защитные. Определение диметилформамида" (вводится впервые);
- ГОСТ ISO 17491-3-2024 "Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная для защиты от химических веществ. Методы испытаний. Часть 3. Определение стойкости к прониканию струи жидкости (испытание струей)", идентичный международному стандарту ISO 17491-3:2008 "Одежда защитная. Методы испытаний специальной одежды для защиты от химических веществ. Часть 3. Определение стойкости к прониканию струи жидкости (испытание струей)" (вводится впервые).
____________________________________________
18 ноября 2024 года
В какой суд подавать жалобу на постановление ГИТ: по месту совершения правонарушения или по месту вынесения решения?
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2024 г. N 51-П
В связи с несчастным случаем на производстве проверка выявила, что водители были допущены к работе без предрейсового медосмотра. Компанию привлекли к административной ответственности. При обжаловании штрафа выяснилась неопределенность в подсудности дела - по месту допуска водителей к работе или месту нахождения трудовой инспекции, вынесшей постановление. Суд направил запрос в Конституционный суд РФ.
По результатам рассмотрения дела КС РФ пришел к выводу, что действующее правовое регулирование не позволяет однозначно решить данный вопрос и допускает различные варианты толкования. В связи с этим оспариваемая норма (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ) признана неконституционной.
Законодателю поручено внести в КоАП РФ необходимые изменения. А пока такие жалобы, за некоторым исключением, подлежат рассмотрению судом по месту органа, вынесшего постановление.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Обжалование постановления трудовой инспекции о назначении административного наказания |
____________________________________________
15 ноября 2024 года
Ростехнадзор разъяснил, какие правила применяются в отношении работ на отдельных видах ОПО
Информация Ростехнадзора от 11 ноября 2024 г.
Ростехнадзор выпустил разъяснения по применению федеральных норм и правил (ФНП) в конкретных отраслях.
Например, если в состав предприятия входят как тепловые электростанции, так и тепловые сети от них, то и в отношении персонала, эксплуатирующего оборудование электростанций, и в отношении персонала, эксплуатирующего теплосети, следует применять Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики.
Правила безопасности процессов получения или применения металлов обязательны на всех стадиях жизненного цикла специальных подъемных сооружений и применяются совместно с ФНП, устанавливающими требования к эксплуатации подъемных сооружений на опасных производственных объектах (ОПО), и требованиями законодательства о техническом регулировании.
При применении Правил безопасности химически опасных производственных объектов принимаются во внимание установленные в них области действия. При этом учитывается, что данные правила не содержат положений о невозможности их применения в отношении объектов ведения горных работ.
Требования Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств не распространяются на ОПО газораспределения и газопотребления, подпадающие под область регулирования Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы.
Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на объектах ведения горных работ и переработки негорючих, твердых полезных ископаемых, а также на объектах, не связанных с добычей полезных ископаемых. Такие правила не являются обязательными для организаций, эксплуатирующих ОПО угольной промышленности.
____________________________________________
14 ноября 2024 года
В постановлении ГИТ о нарушении требований охраны труда должны быть конкретные доказательства и их оценка
Решение Хабаровского краевого суда от 17 сентября 2024 г. по делу N 21-792/2024
Предприятие допустило водителя к выполнению работ без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. Инспектор ГИТ вынес постановление о привлечении юрлица к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Однако решением районного суда постановление было отменено. Причиной отмены стало отсутствие описания установленных при рассмотрении дела обстоятельств и событий вменяемого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции данное решение поддержал.
Установив виновность должностного лица организации, инспектор ГИТ при изложении объективной стороны правонарушения ограничился общими фразами. В его постановлении нет характеристики самого события, не приведены фамилии и должности конкретных сотрудников, допущенных к работам без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, не указаны даты привлечения их к трудовой деятельности и сроки, в течение которых работники должны были пройти освидетельствование. В качестве доказательств указываются "материалы расследования", что противоречит положениям ст. 26.2 и ст. 26.11 КоАП РФ.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования некоторых категорий работников |
____________________________________________
13 ноября 2024 года
Требования к производству сварочных работ предлагают продлить еще на год
Проект постановления Правительства РФ (подготовлен 07.11.2024)
Ростехнадзор подготовил проект постановления о внесении изменений в постановление Правительства РФ N 2355. Документ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта 01/01/11-24/00152259) и в ближайшее время будет доступен в системе ГАРАНТ.
Планируется перенести с 1 марта 2025 г. на 1 марта 2026 г. срок отмены следующих нормативных правовых актов:
- постановления Госгортехнадзора "Об утверждении Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства";
- постановления Госгортехнадзора "Об утверждении новой редакции "Технологического регламента проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства";
- постановления Госгортехнадзора "Об утверждении Порядка применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов";
- постановления Госгортехнадзора "Об утверждении Порядка применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов";
- приказа Ростехнадзора "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Федерального горного и промышленного надзора России";
- приказа Ростехнадзора "О признании не подлежащими применению отдельных положений...".
Отметим, что указанный срок уже переносили неоднократно. Это связано с тем, что Ростехнадзором в 2022 году был подготовлен законопроект N 213698-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части урегулирования механизма проверки готовности физических лиц и организаций к выполнению сварочных работ на ОПО, однако законопроект все еще находится на рассмотрении Госдумы.
____________________________________________
12 ноября 2024 года
Утверждены новые требования к специальной обуви от общих производственных загрязнений
ГОСТ Р 12.4.187-2024 (утв. приказом Росстандарта от 01.08.2024 N 1016-ст)
С 1 февраля 2025 г. вводится в действие ГОСТ Р 12.4.187-2024 "Система стандартов безопасности труда. Обувь специальная для защиты от общих производственных загрязнений. Технические условия" взамен ГОСТ Р 12.4.187-97.
Стандарт распространяется на специальную обувь для защиты ног работающих. Исключение составляет обувь из резины и полимерных материалов.
Документ содержит классификацию обуви, основные ее показатели и характеристики, требования к материалам, маркировке, упаковке, условиям хранения, а также указания по эксплуатации и гарантии изготовителя.
ГОСТ должен применяться в соответствии с правилами статьи 26 Федерального закона "О стандартизации".
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Основные виды и классы средств индивидуальной и коллективной защиты, выдаваемых работникам |
____________________________________________
11 ноября 2024 года
Внесены изменения в чек-листы для проверок трудовой инспекцией
Приказ Роструда от 26 июля 2024 г. N 190 (зарег. в Минюсте 05.11.2024)
Роструд скорректировал формы проверочных листов (списки контрольных вопросов) для осуществления контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В частности, внесены изменения в списки вопросов для контроля за соблюдением требований:
- по установлению режима и продолжительности рабочего времени;
- по предоставлению времени отдыха;
- по установлению и выплате заработной платы;
- по регулированию труда несовершеннолетних;
- по регулированию труда женщин;
- по регулированию труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с особыми климатическими условиями;
- по регулированию труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- по проверке соблюдения требований при проведении специальной оценки условий труда организациями, проводящими СОУТ.
Документ вступит в силу 16 ноября 2024 г.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
____________________________________________
8 ноября 2024 года
Даны разъяснения о статусе Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями
Письмо Минэнерго России от 18 октября 2024 г. N 05-7933
По мнению специалистов Министерства энергетики, Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями (РД 34.03.204), утвержденные Минэнерго СССР 30 апреля 1985 г. и Президиумом ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности 27 марта 1985 г., не являются нормативным правовым актом и не носят обязательного к применению характера. Однако ими можно руководствоваться в части, не противоречащей действующему законодательству.
Напомним, что в настоящее время действуют Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденные Минтрудом России 27 ноября 2020 г. Они зарегистрированы Минюстом, опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации и имеют статус нормативного правового акта. Их требования обязательны для исполнения работодателями, являющимися индивидуальными предпринимателями, а также работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы.
Справочная информация |
______________________________________
7 ноября 2024 года
Минздрав уточнил ограничения на работу для лиц с нарушением слуха
Приказ Минздрава России от 2 октября 2024 г. N 509н (зарег. в Минюсте 01.11.2024)
Скорректирован перечень медицинских противопоказаний к вредным работам, а также к работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры. Уточнили, что противопоказанием является кондуктивная, нейросенсорная, смешанная форма потери слуха с одно- или двусторонним снижением слуха или глухотой (за исключением лиц с врождённой или приобретённой в детстве (до 17 лет включительно) тугоухостью или глухотой):
для поступающих на работу - I - IV степень снижения слуха;
для работающих - II - IV степень снижения слуха.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 1 апреля 2027 г.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений •Медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования некоторых категорий работников |
____________________________________________
6 ноября 2024 года
С чего начать и как перейти на выдачу СИЗ и смывающих средств по ЕТН?
С 1 января 2025 года работодатели будут обязаны осуществлять обеспечение работников СИЗ и смывающими средствами на основании Единых типовых норм (ЕТН). Переходный период, в течение которого можно самостоятельно устанавливать, какими нормами пользоваться - "старыми" типовыми или "новыми" Едиными, завершится.
В связи с этим мы подготовили подробный пошаговый алгоритм составления Норм выдачи СИЗ и смывающих средств в соответствии с ЕТН. Этот материал поможет работодателям понять суть составления Норм, подобрать СИЗ в соответствии с измененными требованиями и обеспечить безопасность работников.
Отметим, что единой последовательности действий по составлению норм выдачи СИЗ и смывающих средств в действующем законодательстве не содержится, поэтому данный алгоритм является примерным. На практике в некоторых случаях очередность этапов составления Норм или их содержание могут отличаться от представленных.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений •Определение работодателем потребности в СИЗ •Выдача работникам дерматологических СИЗ и смывающих средств |
______________________________________
5 ноября 2024 года
ВС РФ: понятие "пункт первой медицинской помощи" не является противоречивым
Решение ВС РФ от 26 сентября 2024 г. N АКПИ24-486
Общество обратилось в Верховный Суд РФ с иском о признании недействующим п. 8 ФНП "Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии", согласно которому в организации, эксплуатирующей ОПО, должен быть организован пункт первой медицинской помощи.
Истец полагал, что словосочетание "пункт первой медицинской помощи" содержит указание на два вида помощи - "первая помощь" и "медицинская помощь". Первая помощь не является медицинской помощью и оказывается лицом, квалификация которого значения не имеет. Медицинская помощь предоставляется медицинскими организациями. Эти понятия закреплены в ст. 31 и ст. 32 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Нормативные правовые акты, содержащие требования к организации пункта первой медицинской помощи, отсутствуют.
Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения искового заявления.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом власти с соблюдением порядка издания и введения его в действие. В соответствии со ст. 32 и ст. 33 указанного выше Закона к видам медицинской помощи относится в т. ч. первичная медико-санитарная помощь, которая в свою очередь подразделяется на первичную доврачебную, врачебную и первичную специализированную помощь. Работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Перечень подразделений является открытым.
Правила организации деятельности врачебного здравпункта, стандарт его оснащения и рекомендуемые штатные нормативы приведены в приложениях 1-3 Порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях. Кроме того, сохраняет свое действие Положение о пунктах первой помощи на предприятиях 1926 года, согласно которому пункты первой помощи имеют своей задачей своевременное оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях во время работы предприятия, транспортирование в лечучреждения внезапно заболевших и пострадавших от несчастных случаев, а также содействие и участие в общесанитарной и профилактической работе на предприятиях.
______________________________________
2 ноября 2024 года
Скорректировано отраслевое соглашение, регулирующее трудовые отношения в таможенных органах
Уточнены некоторые положения Отраслевого соглашения между Общероссийским профсоюзом работников госучреждений и общественного обслуживания РФ и Федеральной таможенной службой на 2023 - 2025 годы.
Так, установлено, кто является членами семей сотрудников. Внесены поправки в раздел 7 "Охрана труда и здоровья" в части порядка обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых.
Рекомендуем:
Справочная информация |
______________________________________
1 ноября 2024 года
Разработаны типовые условия контрактов на оказание услуг по проведению СОУТ и обучению вопросам охраны труда
Проект постановления Правительства РФ (подготовлен Минтрудом 28.10.2024)
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" планируется утвердить:
- типовые условия контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда;
- типовые условия контрактов на оказание услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
Условия касаются обязанностей исполнителей и заказчиков. Нововведения будут применяться в отношении закупок, извещения о которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в определении исполнителя по которым направлены либо контракты с единственным поставщиком при осуществлении которых заключены после дня вступления в силу постановления.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений • Специальная оценка условий труда • Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда |
______________________________________
Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении будет исчисляться в днях, а не сутках
Федеральный закон от 29 октября 2024 г. N 364-ФЗ
В ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ внесено изменение, согласно которому жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Поправки вступили в силу со дня официального опубликования - 29 октября 2024 г.
Ранее этот срок исчислялся в сутках. Соответственно, в случае его истечения в нерабочий день последний день срока обжалования не переносился на следующий за ним рабочий день, т. к. перенос производится только при исчислении сроков в днях (ч. 3.1. ст. 4.8 КоАП РФ, п. 39 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 26.04.2023). Как указывали в пояснительной записке разработчики поправок, в периоды, на которые выпадают длительные праздничные дни, это нередко приводило к пропуску срока обжалования.
____________________________________________
Октябрь 2024 года
31 октября 2024 года
Новый размер МРОТ с 1 января 2025 года
Федеральный закон от 29 октября 2024 г. N 365-ФЗ
С 1 января 2025 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составит 22 440 рублей, что на 3 198 рублей или 16,6% больше, чем в 2024 году.
Напомним, что МРОТ на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России. С 2025 года соотношение МРОТ и медианной заработной платы определяется в размере не ниже 48%. К 2030 году МРОТ планируется повысить до 35 тыс. руб. в месяц.
Величина МРОТ в отдельных случаях может влиять на размер пособий по социальному страхованию.
Рекомендуем:
Справочная информация |
|
Энциклопедия решений |
______________________________________
30 октября 2024 года
Федеральным властям даны рекомендации по организации взаимодействия с социальными партнерами
Письмо Минтруда России от 17 сентября 2024 г. N 14-4/10/В-15321
Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда - это система взаимоотношений между представителями работников, представителями работодателей, органами госвласти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.
Реализацию принципов социального партнерства обеспечивает Правительство РФ.
С целью практической реализации данных положений координаторы Российской трехсторонней комиссии (РТК), представляющие Правительство РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей и ФНПР, направили федеральным органам исполнительной власти рекомендации по организации взаимодействия с социальными партнерами.
Также они дали разъяснения по основным принципам социального партнерства и функциям федеральных органов исполнительной власти в его реализации.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Учет мнения РТК при принятии решений в сфере трудовых отношений |
______________________________________
29 октября 2024 года
Тарифы на страхование от НС и ПЗ останутся на прежнем уровне
Федеральный закон от 26 октября 2024 г. N 352-ФЗ
Подписан закон, обеспечивающий в 2025 году (и в плановом периоде 2026 и 2027 годов) неизменность тарифов на ОСС от несчастных случаев и профзаболеваний, установленных Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ. Это 32 страховых тарифа от 0,2% до 8,5%, дифференцированных по классам профессионального риска.
Также сохраняется льгота по уплате взносов на соцстрахование от НС и ПЗ для индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают взносы только в размере 60% от установленных тарифов в части выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая вознаграждения по ГПД) работникам, являющимся инвалидами I, II или III групп. Напомним, что эта льгота Законом N 179-ФЗ была предусмотрена только для организаций, но ежегодно распространяется на предпринимателей отдельными законами.
Закон вступает в силу с 1 января 2025 г.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Тарифы взносов по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний |
|
Справки ГАРАНТа |
______________________________________
28 октября 2024 года
Продлен эксперимент по маркировке огнетушителей и средств обеспечения пожарной безопасности
Постановление Правительства России от 19 октября 2024 г. N 1406
До августа 2025 г. решено продлить эксперимент по маркировке средств пожаротушения и обеспечения пожарной безопасности, продукции для ГО и защиты от ЧС.
Напомним, что в перечень изделий, подпадающих под эксперимент, входят: составы и заряды для огнетушителей, огнетушители заряженные или незаряженные, извещатели пожарные, источники бесперебойного электропитания, технических средств систем пожарной автоматики, оповещатели пожарные, приборы приемно-контрольные и управления пожарные и прочие устройства.
Участие в эксперименте добровольное.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Обязательная маркировка товаров: действующие системы контроля, пилотные проекты, эксперименты |
______________________________________
25 октября 2024 года
Как работаем и отдыхаем в ноябре?
В соответствии с положениями ТК РФ 4 ноября является нерабочим праздничным днем в связи с празднованием Дня народного единства. В этом году праздничный день выпадает на понедельник. На основании постановления Правительства РФ от 10 августа 2023 г. N 1314 суббота 2 ноября для работников на пятидневке будет рабочей - за счет нее нерабочим был вторник 30 апреля, присоединенный к длинным первомайским выходным. Рабочая неделя, которая начнется 28 октября, будет шестидневной.
Есть и приятный момент - в связи с указанным переносом суббота 2 ноября у сотрудников на пятидневке будет сокращенным рабочим днем. Дело в том, что согласно п. 1 Порядка исчисления нормы рабочего времени, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 г. N 588н, в тех случаях, когда в соответствии с решением Правительства РФ выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день. Вторник 30 апреля 2024 г. является днем, непосредственно предшествующим празднику 1 мая. На основании ст. 95 ТК РФ продолжительность работы 30 апреля 2024 г. была бы сокращенной на 1 час, если бы на этот день не был перенесен выходной. При этом у сотрудников на шестидневке продолжительность рабочего дня 2 ноября на 1 час не уменьшается: 30 апреля 2024 г. для них являлся рабочим днем, продолжительность которого была сокращена в соответствии со ст. 95 ТК РФ.
Таким образом, отдыхать будем два дня - 3 и 4 ноября, за которыми нас ждет короткая рабочая неделя.
Рекомендуем:
Производственный календарь на 2024 год: |
______________________________________
24 октября 2024 года
Определение вредных веществ в кабине водителя колесных транспортных средств: новый ГОСТ
ГОСТ 33554-2024 (введен в действие приказом Росстандарта от 9 сентября 2024 г. N 1190-ст)
Принят ГОСТ 33554-2024 "Автомобильные транспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе обитаемого помещения. Нормативные требования и методы испытаний". Он будет действовать с 1 июля 2025 г.
Установлены нормы, методы испытаний и измерений вредных химических и биологических веществ в воздухе кабины, отделения водителя, пассажирского помещения, салона транспортных средств категорий М, N, L6, L7 с максимальной расчетной скоростью не менее 25 км/ч.
Даны термины и определения, форма технического описания транспортного средства, точки отбора проб и экспресс-анализа, критерии эффективности и требования к контролю качества результатов измерений.
Документ вводится взамен ГОСТ 33554-2015 "Автомобильные транспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения. Технические требования и методы испытаний".
______________________________________
23 октября 2024 года
Соблюдение организациями, проводящими СОУТ, обязательных требований о спецоценке станет предметом контроля Роструда
Законопроект N 746275-8 (внесен 19.10.2024)
В Госдуму внесен законопроект, уточняющий предмет федерального госконтроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в части 2 статьи 353 Трудового кодекса РФ.
Дело в том, что в настоящее время в предмет федерального контроля включено лишь соблюдение требований законодательства о СОУТ работодателями, но не организациями, осуществляющими проведение спецоценки условий труда.
Предлагаемые изменения предусматривают включение в предмет контроля также соблюдение организациями, проводящими специальную оценку условий труда, обязательных требований, установленных законодательством о СОУТ.
Планируемый срок вступления изменений в силу - 1 марта 2025 г.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
______________________________________
22 октября 2024 года
"Пожарные" СИЗ, например, самоспасатели, нельзя закупать за счет средств ОМС
Определение Верховного Суда РФ от 4 октября 2024 г. N 301-ЭС24-16698
Станция СМП не смогла оспорить акт проверки ТФОМС с выводами о нецелевом расходовании более 300 тысяч рублей, полученных медучреждением на финансовое обеспечение территориальных программ ОМС.
Небольшая часть спорной суммы была потрачена на медосмотры работников немедицинского профиля (бухгалтер, слесарь, уборщица, дворник и т. д.). Суд указал, что выводы ТФОМС о нецелевом расходовании средств на эти медосмотры являются обоснованными:
- медицинский осмотр организован станцией СМП по контракту, в котором указано, что медосмотр проходит персонал заказчика, работающий во вредных и (или) опасных условиях труда, подлежащий обязательным периодическим медицинским осмотрам;
- между тем, по итогам СОУТ не обнаружены вредные и (или) опасные условия труда по должностям вышеуказанных сотрудников;
- а кроме того, расходы медорганизаций на проведение медицинских осмотров сотрудников, обязанности которых непосредственно не связаны с медицинской деятельностью (бухгалтер, сотрудники отдела кадров и т.д.), призванные обеспечить функционирование бюджетного учреждения, осуществляются за счет средств бюджета. Такие расходы предназначены для функционирования медорганизации как юридического лица, имеющего в силу статуса работодателя обязательства по охране труда;
- таким образом, расходование средств ОМС на оплату периодических медосмотров немедицинского персонала произведено станцией неправомерно. Спорные расходы должны осуществляться ею самостоятельно, за счет средств работодателя, а не целевых средств, выделенных на оказание бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.
Однако большая часть спорной суммы была израсходована станцией СМП на приобретение СИЗ органов дыхания и зрения человека (самоспасатель фильтрующий). Станция полагала, что закупка этих СИЗ была произведена правомерно на основании п. 195, 203 Правил ОМС в качестве разрешенных затрат на содержание объектов недвижимого имущества, потому что Станция как медорганизация с круглосуточным пребыванием людей обязана организовать круглосуточное дежурство обслуживающего персонала, обеспечив его средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека.
Однако суды согласились с противоположной позицией ТФОМС, указав следующее:
- необходимость приобретения Станцией СМП рассматриваемых средств индивидуальной защиты следует из законодательства о пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности;
- согласно п. 6 ПППР в РФ в отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного;
- из анализа изложенных норм следует, что приобретение указанных средств индивидуальной защиты для работников медорганизации является исполнением руководителем такой организации требований пожарной безопасности и не связано с оказанием медицинской помощи в рамках ОМС;
- таким образом, исполнение возложенной на руководителя медорганизации обязанности в области пожарной безопасности должно осуществляться им самостоятельно, за счет собственных средств работодателя, а не целевых средств ОМС.
Верховный Суд РФ отказался пересматривать дело.
____________________________________________
21 октября 2024 года
МЧС поделилось полезной информацией по оказанию первой помощи и психологической поддержке
Оказание первой помощи пострадавшим. Памятка (ФГБУ "ЦЭПП МЧС РОССИИ")
Психологическая поддержка. Практическое пособие (ФГБУ "ЦЭПП МЧС РОССИИ")
На официальном сайте МЧС России опубликованы Памятка по оказанию первой помощи пострадавшим и Практическое пособие по психологической поддержке. Оба документа доступны в системе ГАРАНТ.
Отметим, что Памятка разработана в соответствии с Порядком оказания первой помощи, утвержденным Минздравом России. Она хорошо иллюстрирована и наглядно демонстрирует приемы оказания первой помощи при различных состояниях и травмах.
Практическое пособие по психологической поддержке содержит подробное описание необходимых и недопустимых действий при оказании помощи человеку с психологической травмой в таких кризисных состояниях, как истероидная реакция, агрессия, апатия, страх, тревога, слезы. Напомним, что оказание пострадавшему психологической поддержки входит в утвержденный Министерством здравоохранения Перечень мероприятий по оказанию первой помощи.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Организация и проведение обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве |
______________________________________
18 октября 2024 года
Минтруд разъяснил, кто должен составлять инструкции по охране труда
Письмо Минтруда России от 11 октября 2024 г. N 15-2/ООГ-3210
Такие трудовые функции, как разработка, согласование и актуализация проектов ЛНА, содержащих требования по обеспечению безопасных условий труда, и оказание методической помощи руководителям структурных подразделений в разработке инструкций по охране труда, предусмотрены профстандартом "Специалист в области охраны труда".
Согласно Правилам N 772н инструкции по охране труда утверждаются руководителем организации или уполномоченным им лицом.
При этом Правилами N 776н определены основные процедуры, обеспечивающие функционирование системы управления охраной труда в целом. Одной из них является распределение обязанностей.
С учетом этого, работодатель вправе локальным нормативным актом утвердить распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за разработку инструкций по охране труда организации.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
______________________________________
Предварительные обязательные медосмотры: кто проходит и кто оплачивает
Письмо Роструда от 24 сентября 2024 г. N ПГ/18450-6-1
Роструд рассмотрел следующую ситуацию. Работник прошел предварительный медосмотр за свой счет, отработал больше месяца, но расходы на медосмотр ему так и не возместили, хотя это было предусмотрено условиями приема на работу.
Специалисты ведомства разъяснили, что в соответствии со ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
Порядок проведения обязательных медосмотров утвержден приказом Минздрава N 29н. Установлено, что обязанности по организации проведения осмотров работников возлагаются на работодателя. Предварительные осмотры проводятся на основании направления, выданного поступающему на работу работодателем или его уполномоченным представителем. Работодатель обязан в том числе заключить договор с медицинской организацией об их проведении. Прохождение работником предварительного медицинского осмотра за свой счет трудовым законодательством не предусмотрено.
______________________________________
17 октября 2024 года
Суды разобрались, что стало основной причиной НС на производстве: невыполнение правил или недостаточное обучение этим правилам
Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 26 апреля 2024 г. по делу N 2а-1458/2024
Во время устранения помехи в деревообрабатывающем станке был причинен легкий вред здоровью работника. В акте, составленном по результатам расследования, работодатель указал основной причиной несчастного случая нарушение сотрудником дисциплины труда.
ГИТ решила провести дополнительное расследование. Были выявлены следующие недостатки в управлении охраной труда: не проводились в установленном законом порядке обучение, проверка знаний, стажировка; отсутствовали мероприятия по снижению риска воздействия режущих инструментов; не обеспечивался контроль трудовой дисциплины. ГИТ вынесла предписание обеспечить оформление и утверждение акта формы Н-1 в соответствии с результатами дополнительного расследования. Основной причиной несчастного случая определить недостаточные организацию и проведение подготовки работников по охране труда.
Работодатель с данным решением не согласился и обратился в суд. Обосновывая свою позицию, он отметил, что несчастный случай произошел из-за нарушения правил самим пострадавшим, выразившемся в открытии защитного ограждения и удалении предметов при работающем станке до полной остановки режущего инструмента.
Суды доводы истца не приняли. При рассмотрении дела было достоверно установлено, что пострадавший оператор станка спустя неделю после найма был допущен к выполнению работ без прохождения в надлежащем порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также без стажировки на рабочем месте продолжительностью не менее двух смен. При таких обстоятельствах выводы ГИТ о причинах несчастного случая являются правомерными.
Рекомендуем:
Советы разработчика |
____________________________________________
16 октября 2024 года
В 2025 году страховой взнос по "травматизму" на АУСН увеличится на 24%
Проект постановления Правительства РФ (подготовлен 11.10.2024)
На портале проектов НПА размещен проект (ID 01/01/10-24/00151552) постановления об индексации в 1,24 раза размера страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых страхователями, применяющими специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", с 1 января 2025 года. Таким образом, в следующем году размер взноса составит 3018 руб. (в 2024 году он равен 2434 руб.)
Напомним, что согласно п. 2.2 ст. 22 Закона N 125-ФЗ страхователи, применяющие АУСН, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере 2040 рублей в год. Эта сумма подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года с учетом роста средней заработной платы в РФ и устанавливается ежегодно Правительством РФ.
Рекомендуем:
Справки ГАРАНТа • Фиксированный размер страховых взносов на ОСС от НС и ПЗ, уплачиваемых страхователями АУСН |
|
Энциклопедия решений • АУСН: регистрация, уплата страховых взносов и представление отчетности в СФР |
______________________________________
15 октября 2024 года
Подведены итоги конкурса на звание лучшего уполномоченного по охране труда ФНПР
Постановление ИК ФНПР от 18 сентября 2024 г. N 7-2
В 2022-2023 годах работа уполномоченных по охране труда оценивалась по 28 классам видов экономической деятельности и 12 критериям, среди которых были: количество выявленных нарушений и реализованных предложений по улучшению условий труда; участие в совместных со службами охраны труда, органами надзора и контроля проверках; участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев и разрешении трудовых споров.
В конкурсе участвовали представили профсоюзов работников здравоохранения, машиностроения, авиационной промышленности, агропромышленного комплекса, нефтяной и газовой отраслей, строительства, железнодорожного транспорта и множества других.
По итогам конкурса было принято решение наградить победителей, занявших первые места, нагрудным знаком "Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР", а участников, занявших вторые и третьи места, - дипломом ФНПР "Лучший уполномоченный по охране труда".
___________________________________________
14 октября 2024 года
Трехкратное приостановление действия сертификатов соответствия требованиям пожарной безопасности сможет стать причиной внеплановой проверки
Проект приказа МЧС России (подготовлен 03.10.2024)
МЧС предлагает расширить перечень индикаторов риска - оснований для проведения внеплановой пожарной проверки.
Будет добавлен 1 новый индикатор: наличие у госпожнадзора информации о случаях неоднократного (не менее трех раз) приостановления или прекращения действия в течение 180 календарных дней сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на продукцию одного изготовителя.
Отметим, что данный индикатор сам по себе не будет являться нарушением обязательных требований пожарной безопасности, но он будет свидетельствовать о высокой степени вероятности наличия нарушений и рисков причинения вреда.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
___________________________________________
11 октября 2024 года
Система стандартов безопасности труда: внесены изменения в методы определения показателей пожаровзрывоопасности материалов
Изменение N 1 ГОСТ 12.1.044-2018
ГОСТ 12.1.044-2018 "Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения" с 31 декабря 2024 г. будет действовать в новой редакции.
Поправки затронули разделы нормативных ссылок, методов экспериментального определения групп негорючих, трудногорючих и горючих твердых веществ и материалов, методов определения индекса распространения пламени и излучающей способности пламени твердых веществ и материалов, кислородного индекса пластмасс и другие.
Напомним, что ГОСТ 12.1.044-2018 распространяется на простые вещества, химические соединения и их смеси в различных агрегатных состояниях и комбинациях, применяемые в различных отраслях промышленности, быту, транспорте. Некоторые методы распространяются также на строительные материалы. Показатели пожаровзрывоопасности определяют в т. ч. для разработки систем противопожарной защиты, выбора категорий зданий, помещений, наружных установок, подтверждения соответствия веществ и материалов требованиям пожарной безопасности.
Отметим, что приказом Росстандарта действие ГОСТ 12.1.044-2018 приостановлено до 31 декабря 2024 г. В настоящее время необходимо пользоваться ГОСТ 12.1.044-89.
____________________________________________
10 октября 2024 года
Заключено отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу на 2024-2026 годы
Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу РФ (зарег. в Роструде 23.09.2024)
Агропромышленный союз России, Профсоюз работников агропромышленного комплекса, Минсельхоз России, АККОР, Россельхознадзор, Совет Ассоциации "Народный фермер" и Росрыболовство утвердили Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу на 2024-2026 годы.
Стороны Соглашения считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников одним из приоритетов своей деятельности. Они содействуют организации служб охраны труда, развитию экономических механизмов мотивации работодателей к улучшению условий труда, оказывают консультативную помощь в разработке и реализации региональных программ по охране труда и т. п.
Соглашение является основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на региональном и территориальном уровне, коллективных и трудовых договоров. В случае отсутствия в организации коллективного договора Соглашение имеет прямое действие.
Если в отношении работников действуют одновременно несколько соглашений, применяются наиболее благоприятные для работников условия.
Рекомендуем:
Справочная информация |
____________________________________________
9 октября 2024 года
Рекомендован порядок организации санитарной обработки на предприятиях пищепрома
МР 3.5.0353-24 (утв. Роспотребнадзором 16.09.2024)
Даны общие рекомендации по санитарной обработке (мойке, очистке и дезинфекции) помещений, оборудования и инвентаря на предприятиях пищевой промышленности. Они содержат в том числе требования к условиям труда работников.
В частности, персонал, осуществляющий мойку и дезинфекцию оборудования, должен обеспечиваться средствами индивидуальной защиты: одеждой для защиты от механических воздействий и токсичных веществ, обувью для защиты от воды и ударов, перчатками для защиты от растворов кислот и щелочей, головными уборами, защитными очками, средствами защиты органов дыхания.
Для постоянного обеззараживания воздуха нужно использовать только установки и методы, разрешенные к эксплуатации в присутствии людей. Использование озонирования, дезинфекционных средств и ультрафиолетовых ламп открытого типа должно производиться в отсутствие сотрудников.
Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны контролируется в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88. В ряде случаев целесообразно использовать датчики определения концентрации опасных веществ в производственных помещениях.
Также рекомендуется разрабатывать стандартные операционные процедуры, документированные процедуры, инструкции по соблюдению требований безопасности при работе с используемыми моющими и дезинфицирующими средствами, по правилам эксплуатации оборудования, используемого для мойки, очистки и дезинфекции, по правилам приготовления и применения моющих и дезинфицирующих средств.
___________________________________________
8 октября 2024 года
ВС РФ: за проведение инструктажей по охране труда на рабочем месте отвечает непосредственный руководитель работ
Постановление ВС РФ от 6 сентября 2024 г. N 49-АД24-22-К6
Верховный Суд РФ поддержал решения ГИТ и нижестоящих судов о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ механика муниципального бюджетного учреждения за допуск подчиненного к работам без проведения повторного инструктажа.
Согласно должностной инструкции механика в его обязанности входило в т. ч. обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, руководство сотрудниками подразделения, осуществляющими ремонт оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей. В примечании к данной статье указано, что под должностным лицом понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
В соответствии со статьей 219 ТК РФ обучение по охране труда - это процесс получения работниками знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья, в том числе в ходе инструктажей по охране труда.
При регистрации проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте (первичного, повторного, внепланового), а также целевого инструктажа указывается в том числе наименование локального акта, в объеме требований которого проведен инструктаж. В данном деле в журнале регистрации инструктажей по охране труда необходимые сведения отсутствовали.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Ответственность за непроведение работодателем инструктажей по охране труда |
||
Энциклопедия судебной практики |
___________________________________________
7 октября 2024 года
Несчастный случай вследствие общего заболевания могут признать страховым при допуске к работе без обязательного медосмотра
Несчастный случай со смертельным исходом произошел с грузчиком, которого работодатель допустил к работе без обязательного медосмотра, как предсменного, так и предварительного. В обязанности работника входили набор, погрузка, выгрузка товара на складе готовой продукции при помощи электропогрузчика. В числе опасных и вредных производственных факторов значились управление автопогрузчиком, тяжесть и напряженность трудового процесса.
Основной причиной несчастного случая стало наличие у работника общего заболевания. Комиссия по расследованию квалифицировала данный случай как производственный, т. к. он произошел на территории предприятия, в рабочее время и при исполнении работником должностных обязанностей. СФР с таким выводом не согласился и обратился в суд с иском об отмене акта по форме Н-1.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении исковых требований отказали. Они обратили внимание, что несчастный случай наступил в том числе вследствие нарушения работодателем требований охраны труда и допуска к работе без первичного и предсменного медосмотров. При работе, связанной с управлением транспортными средствами, медосмотры являются обязательными. Они определяют пригодность работников к трудовой деятельности и предупреждают профзаболевания.
Факт смерти работника вследствие общего заболевания не является безусловным основанием для квалификации несчастного случая как не связанного с производством. Согласно ст. 229.2 ТК РФ в зависимости от конкретных обстоятельств несчастный случай может быть квалифицирован комиссией как несчастный случай на производстве, несмотря на то, что причиной смерти указано общее заболевание.
Ссылка СФР на письмо Роструда от 10.11.2005 N 3855-ТЗ подлежит отклонению, поскольку оно основано на нормах, которые утратили силу. Кроме того, это письмо вместе с письмом ФСС от 02.02.2006 года N 02-18/06-921 прямо указывают работодателям обратить особое внимание на соответствие требованиям безопасности труда рабочих мест, территорий предприятий, на качество проведения медосмотров работников, а также на их недопущение к исполнению трудовых обязанностей в случаях медицинских противопоказаний с целью предупреждения наступления страховых случаев, обусловленных общими заболеваниями.
____________________________________________
4 октября 2024 года
Внесены изменения в Классификацию видов экономической деятельности по классам профессионального риска
Приказ Минтруда России от 29 августа 2024 г. N 428н (зарег. в Минюсте 30.09.2024)
Наименования видов экономической деятельности и кодов по ОКВЭД2, содержащихся в Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска, приведены в соответствие с ранее внесенными поправками в ОКВЭД2.
Количество классификационных групп осталось прежним - 32.
Напомним, что по классу профессионального риска, к которому относится деятельность организации, устанавливаются тарифы взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Тарифы взносов по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний |
|
Справки ГАРАНТа |
____________________________________________
3 октября 2024 года
Ростехнадзор разъяснил требования к ответственным за производственный контроль на опасном объекте и к работникам
Информация Ростехнадзора от 27 сентября 2024 г.
Права и обязанности работников, осуществляющих производственный контроль, и лица, ответственного за такой контроль, определяются в Положении о производственном контроле, а также в должностных инструкциях.
Не предусмотрено совмещение обязанностей ответственного за контроль с обязанностями того, кто его проводит.
Ответственные лица проходят аттестацию в аттестационных комиссиях только в той области, которая соответствует должности и обязанностям, и в объеме требований безопасности, необходимых для выполнения возложенных на них трудовых функций.
___________________________________________
Тарифы на страхование от НС и ПЗ в 2025 году менять не планируют
Проект Федерального закона N 727323-8
В Госдуму поступил законопроект, обеспечивающий в 2025 году (и в плановом периоде 2026 и 2027 годов) неизменность тарифов на ОСС от несчастных случаев и профзаболеваний, установленных Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ. Это 32 страховых тарифа от 0,2% до 8,5%, дифференцированных по классам профессионального риска.
Сохранится и льгота по уплате взносов на соцстрахование от НС и ПЗ для индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают взносы только в размере 60% от установленных тарифов в части выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая вознаграждения по ГПД) работникам, являющимся инвалидами I, II или III групп. Напомним, что эта льгота Законом N 179-ФЗ была предусмотрена только для организаций, но ежегодно распространяется на предпринимателей отдельными законами.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений • Тарифы взносов по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний |
|
Справки ГАРАНТа |
____________________________________________
С 1 января 2025 года МРОТ увеличится до 22 440 рублей
Проект федерального закона N 727324-8
В Госдуму внесен правительственный законопроект об увеличении МРОТ. Планируется, что с 1 января 2025 года МРОТ составит 22 440 руб. (в 2024 г. - 19 242 руб.).
Отметим, что на рассмотрении Госдумы также находится законопроект, который предполагает повышение МРОТ до 30 000 руб. Однако он получил отрицательный отзыв Правительства.
Также напомним, что ранее Президент РФ сообщил о планах по повышению МРОТ до 35 тыс. руб. к 2030 году. Реализация такой задачи предусмотрена Указом от 07.05.2024 N 309.
Рекомендуем:
Справочная информация |
|
Энциклопедия решений |
____________________________________________
2 октября 2024 года
Можно ли выполнять газоопасные работы в траншеях и других аналогичных местах на ОПО по требованиям СНиП 12-03-2001?
Информация Ростехнадзора от 26 сентября 2024 г.
В соответствии с п. 6.6.5 СНиП 12-03-2001 работы в колодцах, шурфах или закрытых емкостях выполняются с применением шланговых противогазов. При этом двое рабочих вне колодца должны страховать исполнителей работ с помощью канатов, прикрепленных к их предохранительным поясам.
На вопрос, можно ли применять данное правило при проведении газоопасных работ в траншеях, котлованах, приямках и других аналогичных местах (глубиной от одного метра) на определенных опасных производственных объектах (ОПО), Ростехнадзор ответил следующее.
СНиП 12-03-2001 распространяются на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт, производство строительных материалов, а также на изготовление строительных конструкций и изделий.
ФНП "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ" устанавливают требования к организации и порядку безопасного ведения работ (включая земляные) на ОПО. Исключение составляют работы, указанные в пункте 4 данных Правил.
Газоопасные работы I группы (с оформлением наряда-допуска) следует выполнять бригадой исполнителей в составе не менее 2 человек. Члены бригады должны быть обеспечены соответствующими СИЗ органов дыхания и кожных покровов, спецодеждой, спецобувью, инструментом, приспособлениями и вспомогательными материалами.
Эксплуатирующая организация должна разработать документы, уточняющие и конкретизирующие порядок проведения газоопасных работ на ОПО, с учетом пожаровзрывоопасных показателей и физико-химических свойств обращающихся в технологическом процессе веществ.
При выполнении газоопасных работ на ОПО следует руководствоваться Правилами и документами эксплуатирующей организации.
___________________________________________
1 октября 2024 года
Новая форма статистической отчетности об условиях труда
Приказ Росстата от 31 июля 2024 г. N 338
Для работодателей утверждены новые формы статистической отчетности и инструкции по заполнению о численности, условиях и оплате труда работников, потребности в трудовых ресурсах, кадрах государственной и муниципальной службы.
В частности, по итогам 2024 года в обновленном шаблоне предстоит сдать годовой отчет N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда".
Данный отчет сдают организации всех форм собственности, основной вид деятельности которых относится по ОКВЭД 2 к разделам А, В, С, D, E, F, H, J. При наличии обособленных подразделений данные предоставляются как по каждому обособленному подразделению, действующему на территории РФ, так и по юридическому лицу.
Срок представления отчета за 2024 год - с 9 по 21 января 2025 г.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Ответственность за нарушение порядка или сроков представления статистических данных |
___________________________________________
В новостном обзоре, подготовленном экспертами компании "Гарант", приводится актуальная для специалиста по охране труда информация о новых нормативных актах, проектах нормативных актов и разъяснениях уполномоченных органов по вопросам, связанным с
- системой управления охраной труда,
- специальной оценкой условий труда,
- обучением по охране труда,
- обеспечением работников средствами индивидуальной защиты
и др.
Документы приводятся с кратким комментарием - описанием основных вопросов, которые в них затронуты