Письмо Управления МНС по г. Москве от 3 июля 2000 г. N 04-14ю/25537 О порядке налогообложения налогом на прибыль и налогом на имущество предприятий филиалов коммерческого банка и отнесении на себестоимость расходов банка по депозитарным операциям, а также о налогообложении доходов, полученных банком при досрочном погашении ценных бумаг

Письмо Управления МНС по г. Москве от 3 июля 2000 г. N 04-14ю/25537


Вопрос: Коммерческий банк просит дать разъяснения по следующим вопросам:

1. В случае если филиал коммерческого банка имеет дополнительные офисы, каков порядок предоставления налоговой декларации и уплаты налога на прибыль.

2. Обязана ли кредитная организация, перешедшая на ежемесячную уплату налога на прибыль в бюджет, представлять налоговую декларацию по месту нахождения филиала и представительства в сроки, определенные Инструкцией ГНС РФ от 10.08.95 N 37?

3. Правомерно ли при определении доли прибыли, приходящейся на структурные подразделения банка, применять показатель фонда оплаты труда по всем категориям среднесписочной численности банка, а также показатель стоимости основных производственных фондов, соответствующих балансовому счету 604 в полном объеме?

4. Каков порядок расчета с 01.01.2000 г. налога на имущество по филиалам банка, имеющим отдельный баланс и расчетный счет?

5. Правомерно ли отнесение расходов по депозитарным операциям на уменьшение налогооблагаемой прибыли кредитной организации?

6. Правомерно ли включение доходов, полученных банком при досрочном погашении ценных бумаг, в налогооблагаемую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы?


Ответ: 1. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ (ст. 11) обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Статьей 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Таким образом, дополнительные офисы являются обособленными подразделениями банка, которые исполняют предусмотренные действующим налоговым законодательством обязанности головной организации по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.

2. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством по налогам и сборам (ст. 23).

В соответствии с инструкцией Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) предприятия, перешедшие на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исчисление фактической суммы налога на прибыль производят на основании расчетов налога по фактически полученной прибыли (налоговой декларации), составляемых ежемесячно нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль. Указанные расчеты представляются предприятиями в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

В соответствии с письмом МНС РФ от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@ организации, перешедшие на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли, сообщают филиалам и представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений организации не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, о суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли. Перечисление сумм налога в размерах, сообщенных организацией, производится филиалами и представительствами не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. В данном случае сообщение в указанные сроки налоговому органу о суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, равнозначно представлению налоговой декларации.

3. В соответствии с письмом Госналогслужбы РФ от 04.08.95 N НП-4-01/46н "Методические указания по применению постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" доля прибыли, которая приходится на структурные подразделения организаций и по которой исчисляется налог, подлежащий зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом.

Организации самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Выбранный организацией показатель должен быть неизменным в течение отчетного года. Определение средней величины удельного веса для исчисления авансовых и фактических сумм налога на прибыль по организациям (без структурных подразделений) и по их структурным подразделениям производится исходя соответственно из предполагаемых и фактических показателей среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов этих организаций и их структурных подразделений.

В фактическую среднесписочную численность работников включаются работники, состоящие в штате, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате (выполняющие работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера за соответствующий отчетный период), оплата труда которых относится на себестоимость продукции, работ, услуг.

Таким образом, при определении удельного веса стоимости основных производственных фондов применяется показатель стоимости основных фондов, используемых при оказании банковских услуг за вычетом износа, а при определении доли прибыли, приходящейся на структурные подразделения банка и подлежащей перечислению в бюджет субъектов Российской Федерации, следует применять показатель среднесписочной численности работников, по которым фонд оплаты труда относится на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

4. Согласно ст. 9 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" (с изменениями) установлено, что до введения в действие части второй Кодекса признававшиеся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.

В соответствии с инструкцией Госналогслужбы РФ от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с изменениями) плательщиками налога на имущество являются в том числе филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.

Порядок расчетов с бюджетом по налогу на имущество за филиалы и иные обособленные подразделения организаций, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, установлен Федеральным законом от 08.01.98 N 1-ФЗ "О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"", где установлено, что организации, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений.

При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.

5. В соответствии с письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18.05.2000 N 02-6-08/192 расходы, уплачиваемые специализированным организациям регистраторам и банкам за депозитарные услуги по оформлению перехода прав собственности на ценные бумаги, относятся к расходам по оплате услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг.

Что касается расходов по хранению ценных бумаг, ведению счета депо и прочим регистрационным услугам, то данные расходы относятся на себестоимость банковских услуг и учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли банка в соответствии с п. 28 Положения "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94.

В случае если банком оплачиваются услуги других банков-депозитариев по хранению ценных бумаг клиентов, ведению счета депо и данные расходы возмещаются клиентами, то указанные расходы учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в части возмещаемой клиентами.

При этом кредитной организацией должен быть обеспечен раздельный учет указанных доходов и расходов по обслуживанию ценных бумаг клиентов и доходов и расходов по ценным бумагам самого банка.

6. В соответствии с п. 9 Положения "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 490, в состав доходов банков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, включаются доходы, полученные банком по операциям с ценными бумагами, включая операции по их размещению и управлению, и иным операциям на фондовом рынке.

Согласно п. 21.11 инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с изменениями) банки и другие кредитные учреждения уплачивают налог от выручки, полученной от реализации услуг.

Под суммой реализуемых услуг понимается сумма доходов, предусмотренных в разделе 1 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями", за исключением доходов, предусмотренных пунктами 13 (в части государственных краткосрочных бескупонных облигаций), 17, 18 и 19 (в части доходов, не относящихся к банковским операциям и сделкам) указанного Положения, а также сумм восстановленных резервов на возможные потери по ссудам и под обеспечение ценных бумаг.

Кроме того, в соответствии с п 21.11 инструкции от 15.05.95 N 30 не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог доходы, определенные эмитентом в условиях выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления, а также доходы, полученные в связи с выкупом (погашением) государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации Российской Федерации, номинированные в долларах США, сертификаты Сберегательного банка Российской Федерации); доходы, полученные в виде процентного (купонного) дохода по облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом, а также в виде разницы между ценой погашения и учетной стоимостью (дисконта) государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

Таким образом, доходы, полученные кредитной организацией при досрочном погашении ценных бумаг, эмитентом которых является банк, включаются в налогооблагаемую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Учитывая, что в соответствии с письмом МНС РФ от 03.08.99 N ВГ-6-03/621 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы" облагаемая база по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы принимается равной облагаемой базе по налогу на пользователей автомобильных дорог, если иной порядок не установлен местными представительными органами власти, то доходы, полученные кредитной организацией при досрочном погашении ценных бумаг, эмитентом которых является банк, включаются в налогооблагаемую базу по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

ГАРАНТ:

В соответствии с Законом г. Москвы от 11 октября 2000 г. N 30 налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с 1 января 2001 г. отменен


Заместитель руководителя
Управления МНС России по г. Москве

Ю.А. Мавашев



Письмо Управления МНС по г. Москве от 3 июля 2000 г. N 04-14ю/25537


Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 14, 2000 г.



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.