Информация Смоленской областной Думы
"Об итогах очередного 20-го заседания Смоленской областной Думы
23 сентября 2003 г."
23 сентября 2003 года состоялось двадцатое заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 37 депутатов. По уважительным причинам отсутствовали депутаты: В.В. Бочериков, С.А. Востров, В.В. Вуймин, Е.А. Гуртученко, А.Г. Исламов, О.В. Малинин, А.Г. Павлов, Л.В. Прокопович, М.А. Хвостанцев, Г.Н. Яремчук. В работе заседания принял участие Глава Администрации Смоленской области В.Н. Маслов. На заседании Смоленской областной Думы присутствовали: федеральный инспектор Центрального федерального округа по Смоленской области С.А. Хазов, заместители Главы Администрации Смоленской области, руководители департаментов и иных органов исполнительной власти Смоленской области, руководители территориальных правоохранительных структур, налоговых и судебных органов, федерального казначейства, областного совета профсоюзов, органов местного самоуправления.
Заседание открылось в 10-00, последнее голосование состоялось в 12-35.
В проект основной повестки дня заседания было внесено 37 вопросов. В период подготовки к заседанию возникла необходимость рассмотрения 7 вопросов, в том числе 4-х проектов областных законов, назначение даты дополнительных выборов в Смоленскую областную Думу. В процессе обсуждения повестки дня депутаты поддержали предложение депутата В.А. Новикова о включении в нее проекта областного закона "О внесении изменения в статью 1 областного закона "Об установлении цены земли на территории Смоленской области". Утвердив повестку дня, депутаты перешли к ее рассмотрению.
Статистика типов вопросов такова:
- законопроекты - 22 (из них: базовые - 5; изменение действующего законодательства - 16, новые редакции законов - 1)
- назначение даты дополнительных выборов - 1;
- отчеты и информации должностных лиц - 2;
- протест прокурора Смоленской области - 1;
- кадровые вопросы - 1;
- обращение Смоленской областной Думы - 1;
- изменение постановлений Смоленской областной Думы - 3;
- изменение сводного перечня наказов избирателей - 1;
- утверждение положений Смоленской областной Думы - 1;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 7;
- обращения субъектов Российской Федерации - 5;
- награждение Почетной грамотой - 5.
В числе рассматриваемых вопросов внесено:
- руководством Смоленской областной Думы - 5;
- депутатами Смоленской областной Думы - 13;
- комитетом по социальной политике - 5;
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям - 4;
- комитетом по законности и правопорядку - 3;
- комитетом по имущественным и земельным отношениям, природопользованию - 3;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам - 1;
- комитетом по вопросам местного самоуправления и связям с общественными организациями - 1;
- Главой Администрации Смоленской области -10;
- судом -1;
- контрольные вопросы - 2.
В течение заседания 14 законопроектов приняты в первом чтении и в целом, 1 проект, ранее принятый в первом чтении, принят в целом, 6 законопроектов приняты в первом чтении, рассмотрение одного проекта будет продолжено на следующем заседании. Все законы, принятые на текущем заседании Думы, связаны с изменениями федеральных законов, в том числе, вступившими в силу после 18 заседания Смоленской областной Думы, состоявшегося 3 июля 2003 года. Всего, с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва на ее заседаниях рассмотрено 135 законопроекта, 118 из них приняты в целом.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "О внесении изменений и дополнения в областной закон "Об административно-территориальном устройстве Смоленской области" принят с целью приведения областного закона в соответствие с федеральным законодательством в отношении порядка установления и изменения границ административно-территориальных единиц. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы В.И. Шунин. В законе учтены нормы Земельного кодекса Российской Федерации, а также судебная практика по проблемам административно-территориального устройства. В соответствии с федеральным законодательством перераспределены полномочия Смоленской областной Думы и представительных органов местного самоуправления в части регулирования вопросов административно-территориального устройства. В частности, установление и изменение границ будет находиться в компетенции Смоленской областной Думы. При изменении границ административно-территориальной единицы, помимо референдума и схода граждан, возможны иные формы выражения мнения граждан, определенные уставом муниципального образования в пределах действующего федерального и областного законодательства. Одновременно, в соответствии с Уставом Смоленской области внесены изменения в наименование высшего должностного лица и высшего исполнительного органа государственной власти Смоленской области. Депутаты единогласно приняли проект областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменений и дополнения в областной закон "О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов" принят с целью приведения областного закона в соответствие с Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку, депутат В.К. Чертков, внесший проект закона на рассмотрение. Изменения уточняют порядок, сроки обнародования, официального опубликования и вступления в силу Устава Смоленской области. По рекомендации профильного комитета депутаты Смоленской областной Думы единогласно приняли проект областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменения в статью 10 областного закона "О местном самоуправлении в Смоленской области" принят, исходя из норм законодательства Российской Федерации, а также с учетом судебной практики по вопросам административно-территориального устройства. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы В.И. Шунин. Расширен перечень форм учета мнения населения при изменении границ муниципальных образований Смоленской области. Помимо референдума и схода граждан допускаются иные формы волеизъявления граждан, определенные уставом муниципального образования в пределах действующего федерального и областного законодательства. Смоленская областная Дума единогласно приняла проект областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О местном референдуме в Смоленской области" принят с целью приведения областного законодательства о местном референдуме в соответствие с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Ввиду значительных изменений, закон изложен в новой редакции. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по вопросам местного самоуправления и связям с общественными организациями, депутат В.А. Гимаров. Принципиальное отличие принятого областного закона от действовавшего ранее заключается в нормах, определяющих комиссии местного референдума и их статус, основные понятия и термины, относящиеся к местному референдуму. Структура областного закона приведена в соответствие с федеральным законом. Проект закона был принят Смоленской областной Думой в первом чтении 29.05.2003. За прошедший период состоялось более 10 заседаний рабочей группы. Предложенные поправки касаются 45 из 49 статей закона. Основная часть поправок носит редакционный характер или содержит ссылки на Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Практически полностью изменены 7 статей. Депутаты Смоленской областной Думы согласились с одобренными профильным комитетом поправками и приняли областной закон в целом.
Закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области" принят с целью отражения в областном законе изменений федерального законодательства о выборах, вступивших в силу после принятия областного закона. Докладчик - депутат комитета Смоленской областной Думы по вопросам местного самоуправления и связям с общественными организациями Л.В. Хлудова, внесшая проект закона на рассмотрение. Основная часть изменений носит редакционный характер. Существенным дополнением является отражение порядка регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения (избирательного блока). Депутаты Смоленской областной Думы единогласно приняли законопроект в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменений и дополнения в областной закон "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Смоленской области" принят с целью устранения несоответствия областного закона федеральному законодательству, отмеченного в протесте прокурора Смоленской области. Проект закона внесен на рассмотрение депутатом Смоленской областной Думы В.И. Анисимовым. Докладчик - заместитель председателя профильного комитета Думы, депутат В.К. Чертков. В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в июле 2003 года, представителями квалификационной коллегии не могут быть лица, являющиеся нотариусами. С целью удобства пользования областным законом соответствующая статья областного закона изложена в новой редакции. Одновременно внесены иные изменения, регулирующие досрочное прекращение полномочий членов коллегии ввиду возникновения ограничений на членство в коллегии в период осуществления полномочий. Одновременно, в соответствии с Уставом Смоленской области внесены изменения в название высшего исполнительного органа Смоленской области. Депутаты приняли постановление об удовлетворении протеста прокурора Смоленской области и принятии проекта областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменения в статью 1 областного закона "Об установлении цены земли на территории Смоленской области" принят с целью активизации процесса выкупа земельных участков собственниками зданий и сооружений. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчикипредседатель Смоленской областной Думы В.И. Анисимов и заместитель председателя комитета по имущественным и земельным отношениям, природопользованию, депутат В.Н. Залесов. Анализ поступления доходов в областной бюджет от продажи земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, ранее находившиеся в государственной собственности Смоленской области, свидетельствует о завышенной стоимости земельных участков, установленной в настоящее время на территории Смоленской области. Цена земли в Смоленской области является самой высокой по сравнению с другими субъектами Центрального федерального округа. Профильный комитет Смоленской областной Думы неоднократно рассматривал вопрос о целесообразности снижения цены земли. Настоящим законом цена земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и на основании статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", снижена с десяти до трехкратного размера ставки земельного налога за единицу площади. До разграничения собственности на землю средства от продажи земельных участков будут поступать в консолидированный бюджет области. Депутаты единогласно проголосовали за принятие проекта закона в первом чтении и в целом.
Закон "О предоставлении льгот по налогу на имущество предприятий и налогу на прибыль организаций внешним инвесторам в 2004 году" принят с целью создания благоприятного инвестиционного климата и продолжения государственной политики привлечения в область внешних инвестиций. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента экономического развития Смоленской области В.П. Васев. С 1 января 2004 года организации, имеющие статус внешних инвесторов, освобождаются от уплаты налога на имущество и уплачивают налог на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, по льготной ставке 13%. Депутаты единогласно проголосовали за принятие проекта областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменения и дополнений в областной закон "О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской области" принят в развитие ранее принятого областного закона "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области", направленного на создание на Смоленщине благоприятного инвестиционного климата. Проект областного закона внесен депутатами Смоленской областной Думы И.В. Кучером, И.А. Юхименко. Докладчик - заместитель председателя комитета по экономическому развитию и инвестициям, депутат И.А. Юхименко. В соответствии с правом, предоставленным федеральным законодательством, на 2004 год настоящим областным законом для инвесторов установлена льготная ставка 13% по уплате налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет. Смоленская областная Дума приняла проект областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О предоставлении налоговых льгот внешним инвесторам" принят с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным. Докладчик - председатель комитета по бюджету, налогам и финансам, депутат Смоленской областной Думы И.В. Кучер, внесший проект закона на рассмотрение. Закон изменяет размер ставки налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет. В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в 2004 году для отдельных категорий налогоплательщиков законом субъекта Российской Федерации налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в отношении налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, может быть понижена до 13 %. В 2003 году максимально льготная ставка составляла 12 %. Кроме того в закон внесены некоторые редакционные изменения. Депутаты приняли проект областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О признании утратившим силу отдельных областных законов о налогах" принят с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным законодательством о налогах и сборах. Проект закона внесен председателем комитета по бюджету, налогам и финансам, депутатом И.В. Кучером, представившим законопроект на заседании Думы. В связи с отменой с 1 января 2004 года налога с продаж на территории Смоленской области признается утратившим силу областной закон "О налоге с продаж" с последующими изменениями и дополнениями. Смоленская областная Дума единогласно приняла проект областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменения в статью 9 областного закона "О поисковой работе по увековечению памяти погибших при защите Отечества на территории Смоленской области" принят с целью приведения норм областного закона в соответствие с федеральным законодательством в связи с принятием Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку, депутат В.К. Чертков, внесший проект закона на рассмотрение. Изменение носит редакционный характер в части абзаца, устанавливающего компетенцию Администрации Смоленской области в части определения органа исполнительной власти Смоленской области, на который возлагаются полномочия по координации деятельности и контролю в сфере организации и проведения на территории Смоленской области поисковой работы. Депутаты единогласно приняли проект областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменения в статью 10 областного закона "О деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства в Смоленской области" принят целью приведения областного закона в соответствие с федеральным законодательством в связи с принятием Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Проект закона внесен на рассмотрение и представлен Смоленской областной Думе заместителем председателя комитета Смоленской областной Думы по социальной политике, депутатом В.Г. Плешковым. Изменена редакция абзаца, устанавливающего компетенцию Главы Администрации Смоленской области в части определения органов исполнительной власти Смоленской области, на которые возлагаются полномочия по координации деятельности и взаимодействию с органами местного самоуправления в сфере осуществления ими полномочий по опеке и попечительству. Депутаты единогласно поддержали постановления о принятии проекта областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменений и дополнения в областной закон "О туристской деятельности на территории Смоленской области" принят с целью приведения областного закона в соответствие с действующим федеральным законодательством и устраняет противоречия, отмеченные в заключении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области. Докладчик - председатель комитета Смоленской областной Думы по социальной политике, депутат Е.И. Каманин, внесший законопроект на рассмотрение. Изменения вызваны разделением понятия туристкой деятельности на туроператорскую и турагентскую. Соответствующие изменения внесены по тексту областного закона и в раздел, регламентирующий лицензирование и стандартизацию в туристкой индустрии. Смоленская областная Дума единогласно приняла проект областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О признании утратившими силу областного закона "Об ответственности работодателя за нарушение на территории Смоленской области законодательства Российской Федерации о занятости населения" и областного закона "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об ответственности работодателя за нарушение на территории Смоленской области законодательства Российской Федерации о занятости населения" принят в связи с тем, что отдельные нормы указанных областных законов противоречат действующему в настоящее время федеральному законодательству, в том числе содержат ссылки на законодательные акты, утратившие силу. Кроме того, после принятия областного закона об ответственности работодателя были внесены изменения в федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принят Трудовой кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Смоленская областная Дума единогласно приняла проект областного в первом чтении и в целом.
Проекты областных законов, рассмотренные на заседании Смоленской
областной Думы
Проект областного закона "О гербе и флаге Смоленской области" определяет основные официальные символы Смоленщины в целях упрочения исторической гордости и патриотизма ее жителей. Законопроект внесен на рассмотрение депутатами Смоленской областной Думы Н.Н. Мартыновым, В.И. Рыжиченковым, В.К. Чертковым. Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку В.К. Чертков. В настоящее время на территории Смоленской области действует областной закон "О гербе и флаге Смоленской области", принятый в 1998 году. Необходимость принятия настоящего проекта мотивирована уточнением правового смысла положений ранее принятого областного закона, учета норм Федеральных конституционных законов "О Государственном гербе Российской Федерации" и "О Государственном флаге Российской Федерации". Одновременно учтена практика применения действующей редакции областного закона на территории Смоленской области. Принятие областного закона "О гербе и флаге Смоленской области" в новой редакции целесообразно с точки зрения удобства применения областного закона в последующем. В проекте областного закона приведено описание официальных символов области, каждый элемент которых основан на геральдических традициях и носит определенный исторический смысл. Нормы законопроекта устанавливают порядок воспроизводства официальных символов, случаи их обязательной установки и использования, ограничения в использовании изображений установленных законом символов. Проект областного закона единогласно принят в первом чтении.
Проект областного закона "О наградах и почетных званиях Смоленской области" внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области с целью законодательного урегулирования и упорядочения наград и почетных званий регионального уровня. Докладчик - заместитель Главы Администрации Смоленской области А.В. Воротников. В проекте закона представлена система наград Смоленской области, определен их статус, субъекты награждения и порядок представления к награждению. В законопроекте отражены награды, уже учрежденные на территории Смоленской области (Почетная грамота Смоленской областной Думы, Администрации Смоленской области и др.), и вновь учреждаемые (почетный знак "За заслуги перед Смоленщиной, Почетная грамота Смоленской области). Положения о наградах, их описание, правила представления документов к награждению регулируются отдельными нормативными правовыми актами Главы Администрации Смоленской области и Смоленской областной Думы. Депутаты единогласно приняли проект областного закона в первом чтении.
Проект областного закона "Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" внесен на рассмотрение в развитие соответствующей федеральной программы и обусловлен социально-политической остротой проблемы, ее межотраслевым и межведомственным характером. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию В.М. Новиков. Для устойчивого социально-экономического развития села и эффективного функционирования агропромышленного производства Смоленской области необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе. Достичь указанной цели предполагается путем решения ряда задач, обозначенных в программе. Исходя из ресурсных возможностей областного бюджета в 2003-2006 годах, приоритетными направлениями являются жилищное строительство, газификация и водоснабжение сельских поселений, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности Смоленской области. На втором этапе предусматривается переход к формированию в сельских округах муниципальных образований Смоленской области условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий. Предполагается, что финансирование реализации программы из федерального бюджета составит 40% необходимых средств, по 30% средств должно быть выделено из областного бюджета и внебюджетных источников. Депутат И.А. Юхименко обратил внимание, что финансирование в текущем году может осуществляться только при внесении соответствующих изменений в областной бюджет. Депутат А.М. Горшков выразил сомнение в целесообразности программы, поскольку в отсутствие общей долгосрочной стратегии социально-экономического развития области возникает опасение, что в отдаленной перспективе (до 2010 года) мероприятия программы могут быть не обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами. В поддержку программы выступил председатель комитета Смоленской областной Думы по вопросам агропромышленного комплекса, депутат А.С. Игнатенков. Он отметил, что современное состояние сельскохозяйственного производства во многом является следствием запаздывания реакции на снижение уровня социального обеспечения села. Смоленская областная Дума единогласно приняла проект областного закона в первом чтении.
Проект областного закона "О перечне документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, и порядок предоставления данных документов" внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области с целью обеспечения реализации на территории Смоленской области Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Докладчик - начальник Правового Департамента Смоленской области А.В. Майоров. Статьей 26 указанного федерального закона определено, что перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В проекте областного закона продублирована норма федерального закона о случаях предоставления бесплатной юридической помощи, определен перечень и порядок представления документов на получение такой помощи. Депутаты поддержали рекомендацию профильного комитета о принятии проекта закона в первом чтении.
Проект областного закона "О внесении изменений и дополнения в областной закон "О культурной деятельности в Смоленской области" внесен Главой Администрации Смоленской области с целью совершенствования действующего областного законодательства в культурной сфере. Докладчик - заместитель Главы Администрации Смоленской области Ю.К. Сынкин. Изменения связаны с принятием Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Ранее действовавший закон РСФСР "Об охране памятников истории и культуры", на который ссылался областной закон, утратил силу. Дополнен перечень званий и премий для стимулирования коллективов художественного творчества, образовательных учреждений сферы культуры. В проекте закона закреплен статус уже учрежденных литературных премий имени А.Т. Твардовского, М.В. Исаковского. Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "О внесении изменений в областной закон "Об областных государственных должностях и государственной службе Смоленской области" внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области с целью детализации ряда норм закона. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы В.И. Шунин. Уточнен порядок утверждения положений об удостоверениях лица, замещающего государственную должность. Соответствующие положения утверждаются правовыми актами Смоленской областной Думы, Администрации Смоленской области, избирательной комиссии Смоленской области и Уполномоченного по правам человека в Смоленской области. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2002 N 1413 уточнена формулировка по периодам службы, включаемым в стаж замещения государственных должностей для назначения пенсии за выслугу лет. Депутаты единогласно проголосовали за принятие проекта закона в первом чтении.
Проект областного закона "О внесении изменений и дополнения в областной закон "О статусе депутата Смоленской областной Думы" внесен на рассмотрение депутатами Смоленской областной Думы Л.В. Хлудовой, В.К. Чертковым с целью приведения областного закона в соответствие с Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Докладчик - заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку В.К. Чертков. В новой редакции изложены гарантии депутатской неприкосновенности депутата Смоленской областной Думы. Соответствующие изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" были внесены на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2002 N 9-П, в котором положения закона о гарантиях депутатской неприкосновенности признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации. Обсуждение законопроекта решено продолжить на следующем заседании.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
В ходе текущего заседания был рассмотрен целый ряд вопросов, связанных с подведением итогов за I полугодие 2003 года:
- Информация Администрации Смоленской области о социально-экономическом развитии Смоленской области в первом полугодии 2003 года была представлена начальником Департамента экономического развития Смоленской области Ю.П. Васевым. Он отметил, что в 2003 году прирост промышленного производства составил 8,1%. Это выше среднероссийского показателя (6,8%), но ниже показателя по Центральному федеральному округу (12%). Положительная динамика наблюдается в 18 муниципальных образованиях области. Основу промышленного роста обеспечили ювелирная промышленность, электроэнергетика, химическая и лесная промышленность, машиностроение и металлообработка. В отраслях, ориентированных на внутренний спрос (пищевая, легкая, полиграфическая, мукомольная и др.) наблюдается некоторое снижение производства. Общие итоги позволяют сделать вывод о сохранении положительных тенденций, сложившихся в предыдущий период, и реальности прогноза на 2003 год по промышленности в целом. В сфере сельскохозяйственного производства ситуация остается нестабильной. Снизилось производства молока и яиц, В силу погодных условий имеются потери в производстве зерновых и льнозаготовке. Производства мяса выросло на 3%. Предприняты меры по возрождению на территории Смоленской области картофелеводства. Покупка семян элитных сортов картофеля позволит повысить урожаи в будущий период. За I полугодие общий объем сельскохозяйственного производства снизился по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Однако по итогам года общий валовой сбор сельхозпродукции предполагается на уровне предыдущего года. Докладчик кратко проинформировал о развитии транспорта, связи, состоянии финансирования программ развития агропромышленного комплекса области, объемах поступивших в область инвестиций, ходе исполнения федеральной и областной адресных инвестиционных программ, основных показателях уровня жизни населения Смоленской области, мерах по поддержке малого бизнеса. В ходе предварительного рассмотрения вопроса на заседании комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам депутаты высказали целый ряд замечаний к представленной информации, которые были учтены в процессе текущего доклада. Смоленская областная Дума приняла представленную информацию к сведению.
- Отчет Администрации Смоленской области об исполнении областного бюджета за первое полугодие 2003 года представлен начальником Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. Доходная часть консолидированного бюджета исполнена на 45,9%, областного - 49,5% к годовому назначению. Расходная часть консолидированного бюджета исполнена на 42,4%, областного - 43,5%. Собственные доходы областного бюджета составили 855 млн. руб. и на 9% превысили данные аналогичного периода прошлого года. В 2003 году сохранилась тенденция снижения поступлений от уплаты налога на прибыль и положительная динамика поступлений от уплаты налога на доходы физических лиц. Снижение, по отношению к I кварталу, удельного веса платежей по ТЖК и заработной плате работников бюджетной сферы, позволяет говорить о возможности более пропорционального финансирования иных статей и разделов, удельный вес финансирования которых определялся приоритетами в расходах и дефицитом бюджета. Докладчик согласился с предложениями Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы и проинформировал о работ Администрации Смоленской области по их реализации. Вопросы депутатов В.И. Рыжиченкова, А.М. Прохоренкова, Ю.А. Юхименко касались причин низкого финансирования целевой программы борьбы с преступностью, целевых программ в области здравоохранения, отсутствия финансирования программы поддержки субъектов малого бизнеса. Отвечая на вопросы депутатов, докладчик отметил, что с 2004 года механизм формирования и финансирования целевых программ будет пересмотрен. Критериями включения программы в бюджет очередного финансового года станут удельный вес софинансирования из федерального бюджета (не менее 40-50%), социальная значимость программы и ее эффективность. Депутат В.П. Раевский предложил провести анализ доли смоленских товаропроизводителей в формировании государственного заказа, поскольку госзаказ является действенным инструментом государственной экономической политики. Смоленская областная Дума приняла отчет к сведению. В обсуждении также приняли участие депутаты Н.К. Бондаренко, П.А. Лубенский. Согласно информации председателя Смоленской областной Думы В.И. Анисимова в настоящее время органами государственной власти области решается вопрос о возможности получения сельскими товаропроизводителями компенсации из федерального бюджета потерь, связанных с неблагоприятными погодными условиями. Итогом обсуждения стало постановление Думы о принятии отчета к сведению. Администрации Смоленской области предложено принять меры по обеспечению источников погашения дефицита бюджета и исполнению областного бюджета по утвержденным показателям, а также по внесению изменений в областной бюджет в части отражения расходов на финансирование областных целевых программ, принятых в первом полугодии.
3 июля в связи с смертью были досрочно прекращены полномочия депутата по избирательному округу N 38. При этом в течение 6 месяцев со дня прекращения полномочий должны быть проведены дополнительные выборы. Депутаты согласились с целесообразностью совмещения выборов по избирательному участку N 38 с выборами в Государственную Думу Российской Федерации, которые пройдут 7 декабря 2003 года. Решение согласовано с избирательной комиссией Смоленской области.
На текущем заседании:
- Принято обращение Смоленской областной Думы к Президенту Российской Федерации, руководителям Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, в котором предлагается придать всероссийский статус празднованию 70-летия со дня рождения первого космонавта Ю.А. Гагарина.
- Утверждено Положение о комитетах Смоленской областной Думы. Положение основано на нормах Устава Смоленской области и Регламента Смоленской областной Думы и отражает состав и порядок работы постоянно действующих органов Смоленской областной Думы. В процессе доработки Положения были обобщены замечания и предложения всех комитетов Смоленской областной Думы.
- Внесены изменения в Примерную программу законопроектной деятельности Смоленской областной Думы на 2003 год. Изменения основаны на предложениях Администрации Смоленской области и решениях комитетов Думы по их рассмотрению. По согласованию с комитетами Думы изменены сроки внесения Концепции управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области и проектов областных законов: "Переселение граждан Смоленской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы" и "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Смоленской области на 2003-2010 годы", "О социальных гарантиях выпускников образовательных учреждений области, относящихся к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об обеспечении деятельности юридических консультаций на территории Смоленской области". Исключены из программы проекты областных законов "Об областной программе формирования и использования государственной собственности Смоленской области на 2003 год" и "Об областной программе формирования и использования государственной собственности Смоленской области на 2004 год". Необходимость их внесения отпала в связи с изменениями, внесенными в областной закон "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области". Депутаты поддержали мнение комитета по социальной политике о необходимости сохранения в программе законопроектной деятельности проекта областного закона "Об областной комплексной программе "Развитие донорства крови и ее компонентов в Смоленской области на 2004-2006 годы".
- Внесены текущие изменения в структуру и штатное расписание Смоленской областной Думы.
В соответствии с полномочиями Смоленская областная Дума приняла постановления о назначении на должность на 3-летний срок мировых судей по участкам NN 11, 16, 21, 33, 35, 39, 51.
В связи с обращениями депутатов комитет рекомендовал Смоленской областной Думе внести изменения в Сводный перечень наказов избирателей депутатам Смоленской областной Думы по избирательным округам NN 1, 4, 8, 18, 28, 29, 35, 48.
В порядке взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации по рекомендации комитетов Смоленской областной Думы были поддержаны следующие законодательные инициативы и обращения:
- законодательная инициатива Рязанской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнений в пункты 1, 2, 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании практики осуществления розничной торговли алкогольной продукцией предусматривается административная ответственность физических лиц за нарушение правил торговли. Действующая редакция Кодекса предусматривает ответственность только должностных лиц.
- законодательная инициатива Законодательной Думы Хабаровского края о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации дополнения и изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Предлагаемые изменения расширяют компетенцию Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, наделив его почти в полном объеме правами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Инициатива была поддержана Уполномоченным по правам человека в Смоленской области.
- законодательная инициатива Московской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Проект федерального закона позволяет однозначно урегулировать вопрос о возможности применения дифференцированного подхода к установлению цены на землю при приватизации государственного и муниципального имущества. В настоящее время существует правовая коллизия между нормами Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества. Необходимость дифференцированного подхода к установлению цены земли неоднократно обсуждалась Смоленской областной Думы. Администрация Смоленской области также считает, что дифференцированный подход при продаже земельных участков собственникам позволит более эффективно использовать земельные ресурсы субъектов Российской Федерации.
- законодательная инициатива Московской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Указанный федеральный закон также направлен на реализацию дифференцированного подхода к установлению цены земли.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Омской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в Жилищный кодекс РСФСР". Законопроект упорядочивает механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, дома которых подлежат сносу в связи с изъятием земельных участков. Компенсация за сносимое жилье в натуральной или денежной форме предоставляется только владельцу жилья. Проблема, регулируемая законодателями Омской области, актуальна и для Смоленской области. На законодательную инициативу получено положительное заключение Департамента строительства и архитектурной политики Смоленской области.
- законодательная инициатива Законодательного Собрания Республики Карелия о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 67 Жилищного кодекса РСФСР". Проект федерального закона направлен на обеспечение прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или находящихся в трудной жизненной ситуации. В случае обмена жилья, в которой проживают указанные категории детей, даже в случае их временного отсутствия, требуется разрешение органов опеки и попечительства, которое дается на основании совместного заключения органов образования, социальной защиты и внутренних дел в порядке, определяемом Правительством РФ.
- обращение депутатов Рязанской областной Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову". Обращение направлено на обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рязанские законодатели указывают на необходимость разработки и внесения в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы подпрограммы, реализующей права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья.
- обращение Государственного Совета Республики Татарстан "К Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову по вопросу финансирования льгот по оплате услуг связи, предусмотренных федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Вопрос о компенсации расходов, связанных с исполнением на территории субъектов Российской Федерации так называемых "нефинансируемых федеральных мандатов", остро стоит во всех регионах России.
- обращение Законодательного Собрания Еврейской автономной области "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу" о соблюдении сроков, установленных для внесения отзывов на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В обращении отмечены случаи нарушения Регламента Государственной Думы Российской Федерации в части принятия проектов федеральных законов до истечения установленных Государственной Думой сроков представления отзывов субъектами Российской Федерации. Таким образом, создаются предпосылки для игнорирования мнения регионов по вопросам, относящимся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
23 сентября 2003 г.
http://admin.smolensk.ru/~duma/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 20-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 23 сентября 2003 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/