Информация Смоленской областной Думы
"Об итогах очередного 22-го заседания Смоленской областной Думы
27 ноября 2003 г."
27 ноября 2003 года состоялось двадцать второе заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 40 депутатов. По уважительным причинам отсутствовали депутаты: П.М. Беркс, С.А. Востров, А.Г. Гучев, А.Г. Исламов, О.В. Малинин, А.И. Мишнев, В.П. Раевский. В работе заседания принял участие первый заместитель Главы Администрации области, представитель Администрации области в Смоленской областной Думе А.В. Щелоков. На заседании Смоленской областной Думы присутствовали: федеральный инспектор Центрального федерального округа по Смоленской области С.А. Хазов, заместители Главы Администрации Смоленской области, руководители департаментов и иных органов исполнительной власти Смоленской области, руководители территориальных правоохранительных структур, налоговых и судебных органов, федерального казначейства, областного совета профсоюзов, органов местного самоуправления.
Заседание открылось в 10-00, последнее голосование состоялось в 15-10.
В проект основной повестки дня заседания было внесено 34 вопроса. В период подготовки к заседанию возникла необходимость рассмотрения 11 вопросов, в том числе 10 проектов областных законов о предоставлении налоговых льгот. В процессе обсуждения повестки дня по предложению комитета по бюджету, налогам и финансам исключены из повестки 4 проекта законов, нуждающихся в дополнительной проработке. Утвердив повестку дня, депутаты перешли к ее рассмотрению.
Статистика типов вопросов такова:
- принятие законопроектов - 24 (из них: базовые - 16; изменение действующего законодательства -11)
- назначение должностных лиц - 2;
- прогнозы и отчеты - 2;
- об административно-территориальном устройстве области -1;
- признание утратившими силу решений Смоленской областной Думы - 3;
- изменение сводного перечня наказов избирателей - 1;
- изменение программы законопроектной деятельности- 1;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 2;
- обращения субъектов Российской Федерации - 4;
- иные обращения -1;
- награждение Почетной грамотой - 2.
В числе рассматриваемых вопросов инициировано:
- руководством Смоленской областной думы -1;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам - 6;
- комитетом по законности и правопорядку - 4;
- комитетом по социальной политике - 4;
- комитетом по имущественным и земельным отношениям, природопользованию - 1;
- Главой Администрации Смоленской области - 24.
В течение заседания 13 законопроектов приняты в первом чтении и в целом, 4 проекта законов, ранее принятых в первом чтении, приняты в целом, 7 законопроектов приняты в первом чтении. Все проекты областных законов были предварительно рассмотрены, в некоторых случаях - неоднократно, профильными комитетами Смоленской областной Думы. По доработке 9 проектов законов были созданы рабочие группы.
В числе рассмотренных законопроектов:
- 7 - разработаны для приведения областных законов в соответствие с федеральным законодательством, в том числе 4 проекта устанавливают льготы отдельным категориям налогоплательщиков;
- 5 - отражают бюджетный процесс в Смоленской области и деятельность внебюджетных фондов;
- 5 - представляют собой областные целевые программы, впервые предлагаемые к финансированию, 2 из которых разработаны в развитие федеральных целевых программ, 2 направлены на улучшением эпидемиологической обстановки, 3 - имеют целью реализацию гарантий прав граждан;
- 4 - имеют целью увеличение налоговых и неналоговых доходов;
- 2 - направлены на упорядочение положений, действующих в виде отдельных правовых актов, в том числе 1 - по реализации прав детей-сирот.
Всего, с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва на ее заседаниях рассмотрено 177 законопроектов, 152 из них приняты в целом.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "О наградах и почетных званиях Смоленской области" принят с целью законодательного урегулирования и упорядочения наград и почетных званий регионального уровня. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - заместитель председателя комитета по законности и правопорядку, депутат В.К. Чертков. В законе представлена система наград Смоленской области, определен их статус, субъекты награждения и порядок представления к награждению. При этом в перечень наград вошли уже учрежденные на территории Смоленской области награды (Почетная грамота Смоленской областной Думы, Администрации Смоленской области и др.) и вновь учреждаемые (почетный знак "За заслуги перед Смоленщиной, Почетная грамота Смоленской области). Положения о наградах, их описание, правила представления документов к награждению регулируются отдельными нормативными правовыми актами Главы Администрации Смоленской области и Смоленской областной Думы. Проект закона был принят Смоленской областной Думой в первом чтении 29 сентября 2003 года. За прошедший период состоялось заседание рабочей группы. Депутатами Смоленской областной Думы предложено 26 поправок. Субъектом права законодательной инициативы предложено 9 поправок. В общей сложности в новой редакции изложено 23 из 28 статей законопроекта, некоторые положения выделены в отдельные статьи. Изменены названия 3-х глав и 23 статей законопроекта. В соответствии с рекомендацией профильного комитета Смоленская областная Дума единогласно приняла поправки к проекту областного закона и закон в целом.
Закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О выборах Главы Администрации (Губернатора) Смоленской области" принят с целью приведения областного закона в соответствие с действующим федеральным законодательством. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Правового департамента Смоленской области А.В. Майоров. После принятия новой редакции областного закона о выборах Главы Администрации Смоленской области вступили в силу изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", что потребовало изменения действующего областного закона. Изменения касаются некоторых вопросов регистрации избирательных объединений, сроков и оснований проведения повторных выборов. За период прохождения проекта областного закона в Смоленской областной Думе вступило в силу решение Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 в части проведения предвыборной агитации. Соответствующая поправка была внесена и одобрена профильным комитетом. Депутаты Смоленской областной Думы единогласно приняли проект закона в первом чтении и, с учетом поправки, в целом.
Закон "Об областном прогнозном плане приватизации государственного имущества Смоленской области на 2004 год" принят в соответствии с требованиями областного закона "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области". Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - председатель комитета по имущественным и земельным отношениям, природопользованию, депутат В.В. Вуймин. Средства от приватизации объектов областной государственной собственности являются одним из источников неналоговых доходов доходной части областного бюджета. Показатели прогноза согласованы с проектом бюджета на 2004 год и Концепцией управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области. На 2004 год планируется приватизировать 4 областных государственных унитарных предприятия, акции 2-х акционерных обществ, 2 объекта недвижимости и 4 объекта незавершенного строительства. Проект областного закона был принят в первом чтении 30 октября 2003 года. За прошедший период рабочей группой предложено 6 поправок редакционного характера. С целью удобства пользования таблицей поправок разделы, содержащие перечень объектов, подлежащих приватизации, изложены в новой редакции. Изменена формулировка статьи о вступлении закона в силу. Профильный комитет одобрил таблицу поправок. С учетом поправок проект закона был единогласно принят в целом.
Закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2003 год" принят с целью отражения дополнительных доходов, поступивших в областной бюджет и их распределения по статьям расходов. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. Дополнительные доходы поступили из федерального бюджета в виде дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, а также в виде целевых средств на реализацию федеральных законов и решений, принятых федеральными органами государственной власти. Средства направлены на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, реализацию федеральных законов и иных решений, перераспределены на финансирование правоохранительной деятельности, природоохранных мероприятий, жилищно-коммунального хозяйства области. В процессе обсуждения проекта депутат Ю.А. Юхименко отметил, что изменения в бюджет должны согласовываться с Думой до осуществления финансирования, а не по факту уже произведенных расходов. Председатель комитета по бюджету, налогам и финансам, депутат И.В. Кучер подчеркнул существенность этого замечания. Депутаты Смоленской областной Думы приняли проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменений и дополнений в приложение к областному закону "О ведомственной классификации расходов областного бюджета на 2003 год" принят с целью отражения изменений, возникших в ходе исполнения областного бюджета. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. Смоленская областная Дума приняла проект областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменения в областной закон "О транспортном налоге" принят с целью пополнения доходной части целевого дорожного фонда. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по промышленности, коммуникациям, науке и новым технологиям Н.А. Буров. Повышение налоговых ставок является вынужденной мерой, продиктованной критической ситуацией, сложившейся в дорожной отрасли. По данным за 9 месяцев текущего года собрано около 50% планируемых доходов по транспортному налогу, что, в определенной степени, связано с неточностью данных о наличии транспортных средств. Докладчик проинформировал о мерах налогового администрирования, предпринимаемых по повышению собираемости средств по источникам формирования территориального дорожного фонда. В 2004 году объем территориального дорожного фонда планируется увеличить, в том числе: за счет уточнения перечня объектов налогообложения и повышения налоговых ставок по транспортному налогу, изменения порядка поступлений акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов РФ. Проект закона был дважды рассмотрен профильным комитетом. По предложениям депутатов Смоленской областной Думы в проект закона были внесены поправки: транспортные средства мощностью до 100 л.с., ставка по которым составляла 5 руб., разделены на 2 категории - до 75 л.с. и с 75 л.с. до 100 л.с. При этом ставка по первой категории снижена до 3 руб., по второй - повышена до 7 руб. По иным видам транспортных средств ставки повышены в 2 раза. Параметры областного бюджета на 2004 год рассчитаны, исходя из принятых на текущем заседании ставок налога. Абсолютным большинством голосов Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и, с учетом поправок, в целом.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" принят с целью увеличения поступлений в консолидированный бюджет области и стимулирования более эффективного использования ресурсов субъектами малого и среднего бизнеса. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - заместитель Главы Администрации Смоленской области А.В. Украинский. Экономический эффект от принятия данного законопроекта составит 65 млн. руб. Повышение коэффициентов базовой доходности в среднем увеличены, исходя из уровня инфляции. Несколько изменен перечень подвидов деятельности по услугам общественного питания, розничной торговли, осуществляемой через стационарную торговую сеть. При этом учтены обращения: Смоленского городского Совета - о переводе услуг бань и душевых на уплату единого налога на вмененный доход, Департамента ветеринарии - об исключении ветеринарных услуг из системы единого налога, депутата Е.П. Малик - о выделении в отдельный подвид деятельности предприятий общественного питания, оказывающих услуги образовательным учреждениям. В распределении населенных пунктов по группам, учитывающим особенности предпринимательской деятельности, ряд пунктов, расположенных вблизи городов области, отнесены к территориям с более высоким коэффициентом. В обсуждении проекта областного закона приняли участие депутаты И.В. Кучер, Т.А. Литвинова, В.И. Рыжиченков, И.А. Юхименко, глава администрации г. Десногорска М.А. Хоботов. Отвечая на вопросы, докладчик проинформировал, что анализ налоговой нагрузки на предпринимательский доход в сфере малого бизнеса показал средний уровень нагрузки - около 6,5%. В то время как для крупных предприятий этот показатель равен 12%. С переводом бань, тарифы обслуживания которых устанавливаются органами местного самоуправления, на систему единого налога сальдированный экономический эффект от сокращения дотаций составит 950 тыс. руб. Отклонения в отдельных муниципальных образованиях, например, г. Десногорске, целесообразно урегулировать в рамках межбюджетных отношений. Депутаты Т.А. Ливинова и И.А. Юхименко отметили целесообразность более широкого учета мнения общественности, поскольку проект закона затрагивает интересы достаточно значительного слоя населения. Председатель Смоленской областной Думы, депутат В.И. Анисимов напомнил о необходимости соблюдения федерального законодательства в части сроков вступления закона в силу. Иначе возможны потери консолидированного бюджета области уже в I квартале 2004 года. Большинством голосов проект закона был принят в первом чтении и, с учетом поправок, в целом.
Закон "О налоге на имущество организаций" принят в связи с вступлением в силу с 1 января 2004 года новой главы Налогового кодекса РФ "Налог на имущество организаций". Это вид налога заменяет взимаемый в настоящее время налог на имущество предприятий. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. Налоговая ставка установлена в размере 2,2%. Прописан порядок предоставления налоговых льгот в виде отдельных областных законов, а также порядок и сроки уплаты налога, отчетность по нему. Проект закона был дважды рассмотрен комитетом по бюджету, налогам и финансам. Для обобщения поступивших замечаний по проекту закона и предложений по его доработке решением комитета была создана рабочая группа, которой предложено 7 поправок, поступивших от субъекта права законодательной инициативы и депутатов Смоленской областной Думы. В новой редакции изложены 4 из 5 статей проекта закона. Законопроект был дополнен статьей, устанавливающей отчетные периоды. В качестве приложений к областному закону представлены формы налоговых расчетов и формы отчетности по налогу. По рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и, с учетом поправок, в целом.
Закон "О льготах по уплате налога на имущество организаций в 2004 году" принят в связи с изменением перечня плательщиков налога в результате отмены налога на имущество предприятий и введения налога на имущество организаций. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. Настоящий закон предусматривает льготы бюджетным учреждениям, финансируемым за счет средств областного бюджета или бюджетов муниципальных образований, органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области. В соответствии с ранее действовавшим законодательством о налоге на имущество эти категории налогоплательщиков были освобождены от уплаты налога на имущество, поэтому при формировании расходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на 2004 в сметах расходов вышеуказанных организаций средства на уплату налога на имущество организаций не предусмотрены. Отвечая на вопрос депутата В.Н. Залесова, докладчик пояснил, что нормы настоящего закона не распространяются на хозяйствующие субъекты, деятельность которых связана с освоением средств областного бюджета, в частности, - ДРСУ. Большинством голосов депутаты Смоленской областной Думы проголосовали за принятие проекта закона в первом чтении и, с учетом поправок, в целом.
Закон "О внесении изменений в статью 2 областного закона "О предоставлении налоговых льгот внешним инвесторам" принят в связи с изменением налогового законодательства в части налога на имущество. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента экономического развития Смоленской области Ю.П. Васев. Закон отражает изменения в отношении наименования налога и объема предоставленных льгот. Принятие закона будет способствовать привлечению инвестиций для развития экономики Смоленской области. Депутаты единогласно поддержали принятие проекта областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О предоставлении льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций внешним инвесторам в 2004 году" принят в связи с изменением налогового законодательства в части налога на имущество. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента экономического развития Смоленской области Ю.П. Васев. В связи с вступлением в силу с 1 января 2004 года новой главы Налогового кодекса РФ "Налог на имущество организаций" возникла необходимость отменить ранее принятый областной закон "О предоставлении льгот по налогу на имущество предприятий и налогу на прибыль организаций внешним инвесторам в 2004 году" и принять новый областной закон о предоставлении льгот внешним инвесторам. Смоленская областная Дума единогласно приняла проект областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской области" принят с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным в связи со вступлением в силу с 1 января 2004 года новой главы Налогового кодекса РФ "Налог на имущество организаций". Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента экономического развития Смоленской области Ю.П. Васев. В законе прописаны льготы по налогу на имущество предприятий, действующему в 2003 году, и установлены льготы по налогу на имущество организаций, вводимому с 1 января 2004 года. В свое время областной закон "О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской области" был принят в развитие областного закона "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области", направленного на стимулирование инвестиционной активности в Смоленской области. Депутаты Смоленской областной Думы единогласно приняли проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменений в статью 1 областного закона "О льготах по уплате транспортного налога в 2003 году" принят в связи с высокой социальной значимостью деятельности организаций Смоленской епархии. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. Закон дополняет перечень категорий налогоплательщиков, которым предоставлены льготы по уплате транспортного налога. Общая сумма выпадающих доходов составляет 9870 рублей. Большинством голосов Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и, с учетом поправки, в целом.
Закон "О внесении изменения в статью 1 областного закона "О дополнительных льготах по уплате земельного налога в 2003 году" принят в связи с высокой социальной значимостью деятельности организаций Смоленской епархии. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. Учитывая, что Русская православная церковь существует исключительно на пожертвования верующих, религиозные организации Смоленской епархии включены в перечень категорий налогоплательщиков, которым предоставляются дополнительные льготы по уплате земельного налога в пределах сумм, подлежащих зачислению в областной бюджет на 2003 год. Сумма выпадающих доходов составит 270 тыс. руб. Большинством голосов Смоленская областная Дума приняла проект закона в первом чтении и, с учетом поправки, в целом.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О транспортном налоге" принят с целью приведения областного закона в соответствие с федеральным законодательством. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области по предложению налоговых органов. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по промышленности, коммуникациям, науке и новым технологиям Н.А. Буров. Изменения вызваны утверждением новой формы налоговой декларации с целью унификации отчетности по Российской Федерации. Приложение к закону, содержащее образец декларации, исключено. В соответствующую норму закона о налоговой декларации включена ссылка на форму, утвержденную Министерством по налогам и сборам РФ. Депутаты единогласно приняли проект закона в первом чтении и в целом.
Закон "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2004-2010 годы" принят в развитие соответствующей федеральной программы. Проект закона внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - председатель комитета по социальной политике, депутат Е.И. Каманин. Цель программы - создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в целях улучшения демографической ситуации в области, поскольку на территории нашей области доля вводимого в эксплуатацию социального жилья существенно ниже количества жилья, реализуемого на коммерческой основе. Для приобретения жилья предусмотрено погашение за счет бюджетных средств части процентной ставки займа кредитных учреждений. Выбор кредитного учреждения производится на конкурсной основе. Минимальный срок кредитования - 5 лет. При рождении ребенка возможно получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета. Формирование списков участников программы производится органами местного самоуправления и утверждается межведомственной комиссией. Проект закона был принят в первом чтении 30 октября 2003 года. За прошедший период состоялось 2 заседания рабочей группы. В итоге депутатам предложена таблица поправок, включающая 31 пункт. С целью удобства пользования перечень мероприятий программы изложен в новой редакции. Вопросы финансового обеспечения программы предлагается регламентировать правовым актом Администрации Смоленской области с учетом положений законопроекта. Депутаты единогласно одобрили таблицу поправок и приняли проект закона в целом.
Закон "Об областной целевой программе на 2004-2008 годы "Оздоровление крупного рогатого скота от гиподерматоза в Смоленской области" принят с целью обеспечения координации действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, объединения научного и производственного потенциала, а также концентрации финансовых ресурсов для организации на территории Смоленской области работ по профилактике и ликвидации гиподерматоза. Проект закона внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - председатель комитета во вопросам агропромышленного комплекса, депутат А.С. Игнатенков. Программа предусматривает внедрение современных средств и технологий, включение эффективных экономических механизмов, позволяющих успешно решить данную проблему в Смоленской области. В результате реализации областной программы будет достигнуто снижение экономического ущерба от болезней, обеспечение безопасности животноводческой продукции. Проект закона был принят Смоленской областной в первом чтении 30 октября 2003 года. За прошедший период состоялось заседание рабочей группы, которой предложено 20 поправок редакционного характера. Раздел 6 "Перечень мероприятий программы" изложен в новой редакции. По рекомендации профильного комитета Смоленская областная Дума приняла таблицу поправок и проект областного закона в целом.
Проекты областных законов, принятые Смоленской областной Думой
в первом чтении
В связи с рассмотрение проекта областного бюджета депутаты обсудили прогноз социально-экономического развития Смоленской области на 2004 год. По информации начальника Департамента экономического развития Смоленской области Ю.П. Васева общий рост валового регионального продукта в 2004 году составит 2,8%. Основу этого роста обеспечит промышленное производство. Практически все муниципальные образования области планируют рост объемов промышленной продукции. Общий объем промышленной продукции в 2004 году составит 51,7 млрд. руб., что на 4% выше прогноза текущего года. Поскольку вопрос создания условий для устойчивого развития экономики разрешим только в плоскости технического перевооружения производства, внедрения прогрессивных технологий. Предполагается сделать акцент на создание условий для повышения инвестиционной активности, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, развитие современной рыночной инфракструктуры. На 2004 год капитальные вложения планируются в объеме 12,5 млрд. руб., 25% этих средств будет освоено ЗАО "Ямалгазинвест" на строительстве газопровода "Ямал-Европа". Инвестиции в электроэнергетике, химической промышленности вырастут на 18%, в 2,3 раза вырастут капитальные вложения в машиностроении. Предполагается реализация инвестиционных проектов на ряде предприятий пищевой промышленности. В 2004 году инвесторы могут рассчитывать на предоставление налоговых льгот. Соответствующие законы приняты Смоленской областной Думой на текущем заседании. Разработана нормативная база по процедуре одобрения инвестиционных проектов, получения иных, кроме льгот, преференций. В проекте бюджета 2004 года предусмотрен бюджет развития. В рамках адресной инвестиционной программы предполагается освоить 106 млн. руб. на капитальные вложения в объекты жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы. Показатели прогноза развития сельского хозяйства на 2004 год определены с учетом ожидаемых итогов развития сельского хозяйства и пищевой промышленности в 2003 году и мер, которые будут реализованы для достижения роста объемов сельскохозяйственного производства и формирования в Смоленской области развитого продовольственного рынка. Государственная региональная политика в сфере сельскохозяйственного производства будет направлена на создание в 2004 и последующих годах необходимых экономических, нормативно-правовых и организационных условий для восстановления эффективной хозяйственной деятельности всех сельхозпроизводителей, на социальное и инженерное обустройство села. Прогнозом на 2004 год определен рост объемов валовой продукции сельского хозяйства к уровню оценки 2003 года 102,4%, а при более благоприятных условиях на 103%. Всеми категориями хозяйств по расчетам будет произведено сельхозпродукции в объеме, соответственно, 9,2-10,3 млрд. рублей. Значительный рост планируется в производстве зерна и льноволокна. Государственная поддержка села будет реализовываться, в основном, через областные целевые программы, на которые выделено 185 млн. руб. Согласно предварительным данным переписи населения число жителей Смоленской области уменьшилось со 1150 тыс. человек до 1046 тыс. человек. 71% населения составляют жители городов, соответственно сельское население составляет 29%. Около 70% трудоспособного населения занято в материальной сфере производства. Уровень безработицы в Смоленской области составляет 0,77% при среднероссийском показателе 1,1%. Рост реальных денежных доходов населения в 2003 году составил 4%. На 2004 год этот показатель планируется в размере 7-8%. В структуре доходов населения около половины приходится на оплату труда наемных работников. При этом разница в уровне средней заработной платы по отдельным отраслям экономики остается различной. Наиболее благополучная ситуация складывается в промышленности. Наиболее низкая заработная платы - ниже прожиточного минимума - в сельскохозяйственном производстве. Снижение налогового бремени в 2004 году (ставка НДС снижена на 2%, уменьшена налогооблагаемая база по налогу на имущество) должны положительно сказаться на развитии предприятий. В перспективе в рамках налоговой реформы планируется снижение ЕСН, что должно привести к росту заработной платы и уровня жизни населения.
В обсуждении приняли участие депутаты А.М. Горшков, В.Е. Левченков, Л.В. Прокопович, В.И. Рыжиченков. Их вопросы касались причин ухудшения финансовых результатов деятельности предприятий области, необходимости взаимодействия власти и бизнеса, проведения структурных изменений в экономике области. Депутаты приняли прогноз к сведению. Предложения, высказанные в ходе обсуждения прогноза на депутатских слушаниях, заседаниях комитета и текущем рассмотрении, рекомендовано учесть в течение следующего года, внося коррективы и в параметры прогноза, и в их финансовую поддержку.
Проект областного закона "Об областном бюджета на 2004 год" внесен Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. Доходная часть областного бюджета составляет 6106,7 млн. руб. Расчеты по единому налогу на вмененный доход, транспортному налогу и налогу на имущество организаций произведены, исходя из ставок, определенных в соответствующих законах, принятых на текущем заседании Думы. Расходы бюджета в 2004 году должны составить 6462,6 млн. руб. Предельный дефицит бюджета установлен в размере 356 млн. руб. Ввиду того, что проект закона был предварительно обсужден на депутатских слушаниях, заседаниях всех комитетов Смоленской областной Думы, депутаты предложили перейти к обсуждению проекта. Докладчик прокомментировал замечания и предложения комитетов в части повышения неналоговых доходов, возможностей увеличения бюджета развития, финансирования мероприятий по охране труда медицинских работников, выделение средств на слухопротезирование. Так, для рассмотрения вопроса о соблюдении стандартов образования создана рабочая группа. Рекомендации комитета по социальной политике будут реализованы в рамках пересмотра приоритетов программ в области здравоохранения и социальной защиты. Поддержка реального сектора экономки будет осуществлена за счет расширения государственных гарантий при привлечении кредитных ресурсов.
В обсуждении приняли участие депутаты А.М. Горшков, В.Н. Залесов, Е.И. Каманин, Т.А. Литвинова, М.В. Лосенко, В.Г. Новиков, М.А. Хвостанцев, И.А. Юхименко, Г.Н. Яремчук. Главной темой обсуждения стали межбюджетные отношения. Они являются предметом второго чтения, но, вместе с тем, являются частью составления консолидированного бюджета области, прогноз которого представляется к первому чтению. Вопросы депутатов касались обоснования нормативов отчислений по регулирующим налогам, правомерности списания ссуд, выданных из территориального дорожного фонда, размеров средств, выделяемых на расчеты за ТЭР, сокращения финансирования их местных бюджетов лечебно-профилактических учреждений в связи с переходом на ОМС, выделения средств для ремонта памятников и поддержки ветеранов накануне 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Первый заместитель Главы Администрации Смоленской области А.В. Щелоков в своем выступлении отметил, что в ходе работы над проектом бюджета его доходная часть уменьшена на 280 млн. руб. (в связи со снижением объема поступлений из федерального бюджета и пересмотром налогового потенциала муниципальных образований области по подоходному налогу, налогу на землю, и недоимки по налогу с продаж), расходная - на 189 млн. руб. Это повлекло повышение дефицита бюджета до размера 2003 года, хотя в процентном отношении дефицит снижен к уровню текущего года. Говоря о межбюджетных отношения, А.В. Щелоков подчеркнул, что в результате установленных нормативов отчислений из бюджетов муниципальных образований изъято 1300 тыс. руб., а общий объем финансовой помощи местным бюджетам составит 1900 тыс. руб. Вместе с тем, особенностью областного бюджета следующего года является перераспределение расходных полномочий между областью, как субъектом РФ, и муниципальными образованиями в части финансирования образовательных учреждений и платежей за неработающее население. Это позволит обеспечить равенство социальных стандартов на территории всей области. Большинством голосов депутаты приняли проект закона в первом чтении и утвердили областной бюджет по расходам в сумме 6462634,0 тыс. руб., по доходам - в сумме 6106666, 0 тыс. руб. с предельным дефицитом бюджета в размере 355968,0 тыс.руб.
Проект областного закона "О ведомственной классификации расходов областного бюджета на 2004 год" внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области во исполнение областного закона "О порядке внесения, рассмотрения и принятия областного закона об областном бюджете и о порядке внесения изменений и дополнений в областной закон об областном бюджете". Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. Ведомственная классификация расходов областного бюджета на 2004 год соответствует структуре классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Депутаты Смоленской областной Думы единогласно приняли проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "О бюджете Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год" внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области. Докладчик - исполнительный директор Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования Ю.М. Макеенков. Доходная часть и расходная части бюджета фонда предложены к утверждению в размере 1119 млн. руб. 90% средств планируется направить на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования. 6% средств фонда будет выделено на реализацию областных целевых программ, в частности - программы борьбы с заболеваниями социального характера. Плата на одного неработающего составляет 89,5 руб. и является одной из самых низких среди соседних областей. Особенностью бюджета 2004 года является централизация платежей за неработающее население и распространение системы ОМС на всю территорию Смоленской области. Если в 2003 году в систему входило 12 муниципальных образований и осуществлялось финансирование двух статей расходов лечебно-профилактических учреждений в 14 районах области и г. Смоленске, то в 2004 году из ФОМСа будет финансироваться 5 статей 63 лечебных учреждений области. Таким образом, Администрация Смоленской области выступает в качестве единого страхователя. Централизация платежей позволит Смоленской области рассчитывать на возможность адресного финансирования из Пенсионного фонда РФ в части платежей за обслуживание неработающего населения. Представленный депутатам проект бюджета одобрен правлением фонда. Депутаты Смоленской областной Думы единогласно приняли проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "Об областной целевой программе "Комплексная программа по усилению борьбы с преступностью в Смоленской области на 2004-2006 годы" внесен Главой Администрации Смоленской области с целью продолжения государственной политики в области борьбы с преступностью, совершенствования деятельности правоохранительных органов по защите прав и свобод человека, обеспечения правопорядка в регионе, начатой с реализации одноименной областной программы на 2001-2003 годы. Докладчик - начальник Управления внутренних дел Смоленской области В.И. Семенов. Мероприятия программы направлены на активизацию воздействия на причины и условия совершения преступлений, социальную реабилитацию слоев населения, являющихся социальной базой для преступности, усиление противодействия преступным проявлениям, расширение круга субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений, путем включения в их состав не только правоохранительных органов, но и представителей иных государственных органов, общественных организаций, объединений граждан и религиозных конфессий. В результате доработки проекта в соответствии с рекомендацией профильного комитета были устранены замечания правого управления и Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы. Комитет рекомендовал Смоленской областной Думе принять проект областного закона в первом чтении. Депутаты Смоленской областной Думы единогласно проголосовали за принятие проекта областного закона в первом чтении.
Проект областного закона "О гарантиях по материальному обеспечению выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесен на рассмотрение Главой Администрации Смоленской области с целью реализации гарантий прав выпускников указанных учреждений путем закрепления единого денежного размера компенсации. Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по образованию и молодежной политике С.И. Захаренков. В настоящее время Постановлением Правительства РФ определены предельные размеры компенсации, что на практике приводит к их неравенству в различных учреждениях. Настоящим законопроектом Глава Администрации Смоленской области наделяется полномочиями по определению единого размера компенсаций на основании норм, установленных Правительством РФ и реальных цен, сложившихся на территории Смоленской области. По рекомендации комитета Смоленской областной Думы по социальной политике депутаты единогласно приняли проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "Об областной целевой программе "Неотложные меры по профилактике заболевания людей и животных бешенством в Смоленской области на 2004-2008 годы" внесен Главой Администрации Смоленской области в связи с неблагоприятной эпизоотологической и эпидемиологической ситуацией по заболеванию бешенством. Докладчик - и.о. начальника Департамента Смоленской области по ветеринарии Л.С. Кашко. Ухудшение ситуации обусловлено активизацией природных очагов бешенства, интенсивным вовлечением в эпизоотический процесс домашних животных, популяция которых в последнее время существенно возросла, ростом заболеваемости на сопредельных со Смоленской областью территориях. Целью программы является предупреждение распространения заболеваемости среди животных и профилактика (исключение) заболеваемости бешенством среди населения. На территории области только за 2003 год около 5 тысяч человек обратились за медицинской помощью с укусами животных. Выявлено 80 случаев заболеваний бешенством, 3 из которых окончились летальным исходом. Система программных мероприятий включает меры по снижению заболеваемости бешенством среди домашних и диких животных, мониторинг заболеваемости животных с помощью качественной лабораторной диагностики заболевания. Программой предусмотрено выделение финансовых средств для закупки антирабических препаратов, для организации гигиенического воспитания населения средствами наглядной агитации, повышения квалификации врачей-хирургов с участием специалистов из ведущих научных и лечебных учреждений Российской Федерации. В соответствии с рекомендацией комитета Смоленской областной Думы по вопросам агропромышленного комплекса депутаты единогласно приняли проект закона в первом чтении.
Проект областного закона "Об областной целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Смоленской области на 2004-2010 годы", внесен Главой Администрации Смоленской области в развитие федеральной подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы". Докладчик - начальник Департамента Смоленской области по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Г.П. Гомонов. Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области, как и России в целом, является следствием накопившегося в течение ряда лет недофинансирования отрасли, отсутствия экономических стимулов снижения издержек по производству жилищно-коммунальных услуг. Преодоление сложившейся ситуации является вопросом реализации социальных гарантий гражданам в жилищной сфере. Программа предусматривает три направления: финансовое оздоровление предприятий отрасли за счет реструктуризации долгов и изменения механизма предоставления льгот; восстановление и модернизацию основных фондов, ликвидацию их сверхнормативного износа; создание конкурентной среды в сфере содержания жилья и оказания коммунальных услуг. В ходе реализации программы предполагается внедрение ресурсосберегающих технологий, разработка и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей. Главным итогом реализации программы должно стать удовлетворяющее потребителей качество услуг и самоокупаемость отрасли. Общий объем финансирования предполагается в объеме 15 млрд. руб., из них 11% - средств федерального бюджета, по 37% - средства областного и местных бюджетов, 15% - средства внебюджетных источников. В обсуждении приняли участие депутаты А.М. Горшков, П.А. Лубенский. Отвечая на вопросы депутатов, докладчик пояснил, что включение муниципальных мероприятий в мероприятия программы будет ежегодно пересматриваться с учетом фактического состояния коммунальных сетей. Депутаты единогласно поддержали постановление о принятии программы в первом чтении.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
Отчет об исполнении областного бюджета за 9 месяцев 2003 года был заслушан в качестве периодического контроля за исполнением областного бюджета. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. Доходная часть областного бюджета исполнена в целом на 72,3%. При этом налоговые доходы исполнены на 69,5%, неналоговые - на 72%. Произошло снижение на 18% общего сальдированного результате финансовой деятельности предприятия, в результате недополучено средств по налогу на прибыль. Не выполнен планируемый объем доходов от уплаты акцизов, так как ОАО "Бахус", несмотря на планируемую поддержку областного бюджета, не смогло реализовать планы по повышению объема производства. В связи с ростом числа объектов налогообложения поступления от игорного бизнеса превысили годовые назначения. В 4 раза превышен план доходов по упрощенной системе налогообложения. Это связано с реализацией субъектами малого бизнеса права перейти на упрощенную систему налогообложения. Доходы территориального дорожного фонда исполнены на 49%. В связи с поступлением дополнительных средств из федерального бюджета доходы от поступлений из бюджетов других уровней исполнена на 85%. Расходная часть областного бюджета исполнена в целом на 66,6%. При этом уровень финансирования образования, здравоохранения, культуры составил от 64% до 67%. На 59% профинансирован раздел "Сельское хозяйство и рыболовство", на 53% - "Социальная политика". Финансовая помощь бюджетам других уровней перечислена в объеме 72%. На 39% профинансированы природоохранные мероприятия. Просроченная задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и по оплате текущих платежей за ТЭР отсутствует.
В обсуждении приняли участие депутаты В.И. Анисимов, В.Е. Левченков, Т.А. Литвинова, М.В. Лосенко, В.И. Рыжиченков, И.А. Юхименко., Г.Н. Яремчук. Основные вопросы касались сохраняющейся тенденции непропорционального финансирования статей расходов. Недостаточно профинансирована адресная инвестиционная программа, особенно в части жилищного строительства, объектов здравоохранения. По остаточному принципу выделяются средства на материальные статьи расходов по разделам "Образование", "Здравоохранение", на реализацию областных целевых программ. Отвечая на вопрос председателя Смоленской областной Думы В.И. Анисимова, докладчик проинформировал, что распределение средств внутри отдельных разделов бюджета осуществляют профильные департаменты Смоленской области. Предметом внимания депутатов стала политика органов исполнительной власти в отношении выдачи бюджетных ссуд муниципальным образованиям и хозяйствующим субъектам области. Смоленская областная Дума приняла информацию к сведению. По предложению председателя Смоленской областной Думы В.И. Анисимова при рассмотрении комитетами Смоленской областной Думы итогов исполнения областного бюджета за 2003 года им поручено заслушать отчеты руководителей профильных департаментов.
В соответствии с областным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Смоленской области" и Положением о порядке назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Смоленской области на текущем заседании состоялось назначение на должность Уполномоченного по правам человека в Смоленской области. Депутаты В.И. Анисимов и А.М. Горшков внесли на рассмотрение кандидатуру В.Н. Осина, которая была одобрена комитетом Смоленской областной Думы по законности и правопорядку. По мнению председателя Смоленской областной Думы В.И. Анисимова, В.Н. Осин зарекомендовал себя в должности Уполномоченного по правам человека как грамотный специалист, настойчиво отстаивающий интересы граждан области, пользующийся их доверием. В своей текущей работе он активно и разумно использовал право законодательной инициативы в Смоленской областной Думе. Депутат А.М. Горшков, отметив компетентность В.Н. Осина, подчеркнул, что в своей практической деятельности он подтвердил то видение задач Уполномоченного по правам человека, которые были им изложены в ходе предыдущего назначения. Деловые и человеческие качества В.Н. Осина положительно оценены рядом организаций области, в выступлениях депутатов Н.А. Дементьева, Т.А. Литвиновой, Л.В. Хлудовой. В ходе тайного голосования депутаты Смоленской областной Думы единогласно поддержали кандидатуру В.Н. Осина.
По рекомендации комитетов на текущем заседании Смоленской областной Думой принят ряд постановлений:
- о внесении изменений в Сводный перечень наказов избирателей по целому ряду избирательных участков. Изменения внесены на основании обращений депутатов, избранных в соответствующих избирательных округах. Начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко заверил депутатов, что, несмотря на возникшую в ноябре кредиторскую задолженность, по итогам года все наказы избирателей будут исполнены.
- о признании утратившими силу некоторых решений Смоленской областной Думы. В рамках работы над проектом постановления Смоленской областной Думы "О признании утратившими силу некоторых решений Смоленской областной Думы", принятом Смоленской областной Думой 30.10.2003, было получено отрицательное заключение Главы Администрации Смоленской области по 4-м решениям. Для изучения вопроса комитет создал рабочую группу, которая установила целесообразность признания решений утратившими силу. Комитет поддержал мнение рабочей группы.
- о признании утратившим силу решения Смоленской областной Думы от 29.11.1994 N 68 "Об основных направления оздоровления экологической обстановки и рационального использования природных ресурсов в области на 1995-2005 годы и Программе мероприятий по улучшению экологической обстановки в области на 1995 год". Принятая в 1995 году программа не была конкретизирована в части сроков осуществления мероприятия и объемов их финансирования. За прошедший период изменилось законодательство в области экологии, сам подход к решению проблемы. Изменился порядок утверждения программ. В настоящее время в Смоленскую областную Думу внесен проект областного закона "Об утверждении областной целевой программы "Экологическое образование, воспитание и просвещение населения Смоленской области" на 2004-2006 годы". Профильным департаментом предполагается принятие еще ряда областных программ, разработанных на условиях софинансирования с федеральным центром.
- о внесении изменения в Примерную программу законопроектной деятельности Смоленской областной Думы на 2003 год, комитет рекомендовал Смоленской областной Думе исключить из Примерной программы на 2003 год проект областного закона "Об областной целевой программе "О социальной защите граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Смоленской области на 2004-2005 годы", включив его в Примерную программу законопроектной деятельности на следующий год
- об упразднении административно-территориальных единиц. Упразднено 7 деревень 3-х сельских округов Демидовского района Смоленской области. При рассмотрении вопроса на заседании комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку заслушано мнение председателя Демидовского районного Совета депутатов Е.М. Фроловой, рассмотрено заключение Администрации Смоленской области.
- о назначении членов редакционной коллегии информационного бюллетеня "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области. В соответствии с ранее принятым Положением о Вестнике и рекомендацией комитета по законности и правопорядку Смоленская областная Думе назначила в состав редакционной коллегии заместителя председателя Смоленской областной Думы А.И. Мишнева, заместителя руководителя аппарата Смоленской областной Думы О.В. Окуневу и начальника информационно-аналитического управления аппарата Смоленской областной Думы И.В. Григорьева.
В рамках взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти иных субъектов РФ по рекомендации профильных комитетов Смоленская областная Дума поддержала:
- обращение Тамбовской областной Думы "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову, Председателям палат Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову и Г.Н. Селезневу о финансировании дорожной отрасли некоторых субъектов Российской Федерации". В обращении предлагается правильно оценивать налогооблагаемую базу регионов, протяженность их дорог, темпы социально-экономического развития, демографическую ситуацию и т.д. при планировании средств, передаваемых их федерального бюджета на поддержку дорожного хозяйства регионов. Обращение актуально и для Смоленской области.
- обращение Государственной Думы Ярославской области "К Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу о внесении поправки к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год". В обращении предлагается проиндексировать заработную плату работникам бюджетной сферы, направив на эти цели средства профицита федерального бюджета.
- обращение депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области к Президенту Российской Федерации, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации о финансировании Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В обращении предлагается осуществление поэтапной замены натуральных льгот адресными денежными выплатами. Обращение одобрено Департаментом Смоленской области по труду и социальному развитию.
- обращение Государственной Думы Ярославской области к Президенту Российской Федерации В.В. Путину по вопросу увеличения размера пенсии инвалидам с детства. Существующий размер социальной пенсии, снижение финансирования льготного лекарственного обеспечения требует оперативного решения вопроса материального обеспечения указанной категории граждан. Увеличение размера пенсии позволит восстановить социальную справедливость.
- законодательную инициативу Курганской областной Думы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Внесение изменений предполагает законодательно закрепить порядок обеспечения указанной категории граждан путевками на санаторно-курортное лечение или выплаты денежной компенсации в размере ее стоимости, установленный Правительством РФ, исключив случаи необоснованного, ввиду неопределенности нормы закона, отказа в выплате денежной компенсации.
- законодательную инициативу Законодательного Собрания Омской области о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поправки в проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год". Предлагается исключить положение об обязательном кассовом обслуживании исполнения бюджетов дотационных субъектов РФ в органах федерального казначейства, поскольку ряд регионов имеет собственные казначейские органы. К числу таких регионов относится и Смоленская область.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
28 ноября 2003 г.
http://admin.smolensk.ru/~duma/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 22-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 28 ноября 2003 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/