Проверки налоговых органов (совместные проверки
с органами внутренних дел), трудовых инспекций
Для существования любого государства и решения стоящих перед ним задач необходима определенная материальная база. Основным источником ее формирования традиционно выступают налоги.
Согласно действующему законодательству уполномоченным органом по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах являются налоговые органы, составляющие единую централизованную систему.
Законодательством РФ налоговые органы наделены широкими контрольными полномочиями, исчерпывающий перечень которых предусмотрен главой 12 НК РФ.
Особого внимания заслуживают такие мероприятия налогового контроля, как проведение налоговых проверок (камеральных и выездных).
К сожалению, на практике нередки расхождения в точках зрения налоговых органов и налогоплательщиков по различным вопросам в сфере налогообложения. Это вызвано как противоречивостью норм налогового законодательства, так и противоположными целями и задачами, стоящими перед налоговыми органами и налогоплательщиками и другими.
Остановимся более подробно на камеральных и выездных налоговых проверках.
Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ).
Цель ее - определить, соблюдаете ли вы законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).
Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщиком представлена в налоговый орган налоговая декларация или расчет. Так, основанием для камеральной проверки могут стать представленные в налоговый орган (п. 1 ст. 80 НК РФ) декларации и (или) расчеты авансовых платежей по налогу на прибыль, НДС, ЕСН, налогу на имущество, налогу при УСН, ЕНВД, транспортному, земельному или другому налогу.
Обращаем внимание на то, что с 1 января 2010 г. ЕСН отменен (п. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования") (далее - Закон N 213-ФЗ). Однако декларации по ЕСН за 2009 год, а также уточненные декларации за периоды до 2010 года будут по-прежнему проверять налоговые органы (ст. 38 Закона N 213-ФЗ). Кроме того, камеральная проверка проводится в связи с представлением уточненной декларации (расчета по авансовым платежам) по указанным выше налогам (пп. 1, 7 ст. 81 НК РФ). При этом если не завершена проверка первичной декларации (расчета), то она прекращается и начинается камеральная проверка уточненной декларации (расчета) (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Налоговым органом может быть проверена и единая (упрощенная) декларация по налогам.
Камеральные проверки деклараций (расчетов), которые представлены налоговым агентом, проводятся в общем порядке (пп. 1-2, 10 ст. 88 НК РФ).
Налоговым кодексом РФ предусмотрены три сбора: за пользование объектами животного мира, за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также государственная пошлина (пп. 9, 10 ст. 13, ст. 333.1, п. 1 ст. 333.16 НК РФ).
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 80 НК РФ по каждому из этих сборов НК РФ для налогоплательщиков может быть установлена обязанность представлять в налоговые органы расчеты. Однако на сегодняшний день представление таких расчетов ни для одного из них не предусмотрено.
В связи с этим в настоящее время камеральные проверки по сборам не проводятся. Однако это не означает, что налоговые органы не вправе использовать иные формы налогового контроля за правильностью их исчисления и уплаты (п. 1 ст. 82 НК РФ).
Начиная с отчетности за отчетные (налоговый) периоды 2010 год организации и индивидуальные предприниматели, которые производят выплаты физическим лицам, представляют отчетность по взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ (ч. 1 ст. 3, п. 3 ч. 2 ст. 28, ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", п. 21 ст. 27, ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
С этого момента обязанность проводить камеральные проверки по такой отчетности возложена на ПФР (ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ, п. 22 ст. 27, ст. 41 Закона N 213-ФЗ).
Однако расчеты авансовых платежей и декларации по пенсионным взносам за предшествующие периоды, в том числе и за 2009 год, налогоплательщики должны были представлять в налоговые органы по месту своего учета (абз. 3 п. 2, п. 6 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ч. 1 ст. 59 Закона N 212-ФЗ).
Для проведения камеральной проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в который налогоплательщиком была представлена отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Камеральная проверка должна быть завершена в течение трех месяцев с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).
Налоговые органы в ходе проведения камеральных налоговых проверок могут проводить следующие мероприятия налогового контроля (ст. 86, 90-97 НК РФ):
- истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, обладающих документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- привлечение специалиста, переводчика;
- выемку документов;
- смотр помещений и территорий.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговым органом составляется акт, который должен быть составлен в течение 10 дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).
Однако акт камеральной проверки составляется только тогда, когда выявлено совершенное налогоплательщиком нарушение налогового законодательства (п. 5 ст. 88 НК РФ). То есть в случае, если налоговым органом в ходе проведенной проверки нарушений налогового законодательства не установлено, акт не составляется.
Основные требования к содержанию акта камеральной проверки установлены п. 3 ст. 100 НК РФ.
Акт проверки составляется в двух экземплярах. Оба экземпляра акта камеральной проверки подписывают налоговый инспектор, который проводил проверку, и налогоплательщик, в отношении которого она проводилась (его представитель) (п. 2 ст. 100 НК РФ).
Экземпляр акта камеральной проверки должен быть вручен проверенному налогоплательщику или его представителю в течение пяти рабочих дней с момента составления акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Течение срока начинается со дня, следующего за днем составления акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Акт камеральной проверки должен быть вручен налогоплательщику или его представителю под расписку о получении или иным способом, свидетельствующим о дате получения акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Налогоплательщик, получив акт камеральной налоговой проверки, вправе представить в налоговый орган свои письменные возражения на него, а также приложить к ним необходимые документы (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится 15 рабочих дней со дня получения экземпляра акта камеральной проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 100 НК РФ).
Срок для представления возражений исчисляется со дня, следующего за днем, когда налогоплательщик получил акт камеральной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
По истечении указанного срока у налогового органа есть 10 рабочих дней, чтобы рассмотреть материалы проверки и вынести решение по ее результатам (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Решение по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налогоплательщик вправе обжаловать с учетом особенностей, которые установлены ст. 101.2, 137-139 НК РФ.
Как уже было сказано выше, камеральные налоговые проверки проводятся по каждой сданной налогоплательщиком декларации (расчету) (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Но в отличие от камеральных проверок, налоговое законодательство РФ не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков, в отношении которых должна проводиться выездная налоговая проверка.
Ранее налоговые органы назначали выездные налоговые проверки налогоплательщиков, руководствуясь своими внутренними документами, и, соответственно, налогоплательщики не знали, по каким критериям это происходило.
Однако в мае 2007 года ФНС России приказом от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее - Приказ) утвердила Концепцию планирования выездных налоговых проверок, в которой пояснила широкому кругу налогоплательщиков, с учетом каких обстоятельств назначаются выездные проверки (в редакции приказа ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@).
Теперь вся общедоступная информация о критериях и порядке отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок собрана в Приложениях к этому приказу. В частности:
- в Приложении N 1 приведена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок далее - Концепция);
- в Приложении N 2 содержатся Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее - Общедоступные критерии оценки рисков);
- в Приложениях N 3-5 содержатся расчетные показатели для сравнения и рекомендуемая форма пояснительной записки, которые относятся к отдельным критериям оценки рисков.
Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Как уже было сказано, ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.
В приказе предусмотрены так называемые Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.
Сами по себе они представляют собой не столько критерии оценки (признаки), сколько те обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых налогоплательщик, на взгляд налоговых органов, попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. А это дает основания включить его в план выездных проверок.
Всего таких критериев 12. Перечислим их.
1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
2. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Остановимся подробнее на последнем критерии.
Что такое необоснованная налоговая выгода, можно понять из постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее - постановление N 53).
Согласно пункту 1 указанного постановления под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговых обязательств за счет, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (абз. 2 п. 1 постановления N 53).
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В частности, налоговая выгода может быть признана необоснованной в тех случаях, когда для его получения (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ N 53):
- искажен действительный экономический смысл совершенных хозяйственных операций;
- осуществлена хозяйственная операция, которая не обусловлена разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
В соответствии с п. 4 постановления Пленума ВАС РФ N 53 необоснованной может быть признана налоговая выгода, которая не связана с вашей реальной экономической деятельностью, то есть по специально созданной хозяйственной операции.
В то же время согласно разъяснениям ВАС РФ налоговая выгода не может быть признана необоснованной на том основании, что для достижения определенного экономического результата налогоплательщиком из разрешенных (не запрещенных) законом операций выбрана и совершена та операция, по которой предполагается наибольшая налоговая выгода (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ N 53).
Из анализа пп. 5, 9, 10 указанного постановления обстоятельствами, которые могут свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды, являются:
- невозможность совершения операции в силу времени, места нахождения имущества или ресурсов, необходимых для ее осуществления;
- отсутствие условий для достижения экономических целей деятельности: отсутствие необходимого персонала, основных средств, транспортных средств, складов и т.д.;
- совершение по данным учета только тех операций, которые непосредственно связаны с вычетами, если по логике должны быть и другие операции;
- совершение операций с товаром, который не мог быть произведен в указанном объеме;
- совершение хозяйственных операций преимущественно с контрагентами, которые не исполняют свои налоговые обязанности;
- целью деятельности является получение возмещения НДС из бюджета без намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.
В пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ N 53 перечислены факты, которые сами по себе не свидетельствуют о намерении незаконно получить налоговую выгоду:
- организация создана незадолго до совершения хозяйственной операции;
- взаимозависимость участников сделок;
- неритмичный характер хозяйственных операций;
- нарушение налогового законодательства в прошлом;
- разовый характер операции;
- операция осуществлена не по месту нахождения налогоплательщика;
- расчеты с контрагентом производились через один банк;
- осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
- использование посредников при совершении хозяйственных операций.
Однако Президиум ВАС РФ указал, что и такие факты в совокупности и взаимосвязи с другими могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении необоснованной налоговой выгоды.
При этом доказывать необоснованность налоговой выгоды должны налоговые органы (ч. 1 ст. 65 АПК РФ, п. 2 постановления Пленума ВАС РФ N 53).
Таким образом, постановление Пленума ВАС РФ дает судам возможность оценивать право налогоплательщика на налоговую выгоду не по формальным основаниям, а исходя из того, насколько реальна совершенная хозяйственная операция, а также имела ли она какой-нибудь смысл, кроме намерения получить налоговую выгоду. Это, безусловно, помогает добросовестным налогоплательщикам. Ведь такой подход существенно увеличивает их шансы отстоять свои права в суде.
На практике налоговые органы час то отказывают в предоставлении вычета по НДС на том основании, что контрагент, у которого приобретен товар (работа, услуга, имущественное право), не соблюдает требования законодательства.
Судебная практика по данному вопросу складывается неоднозначно, то есть как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговых органов.
При рассмотрении таких дел суд исследует, проявил ли покупатель должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента. При этом суды ссылаются на разъяснения Пленума ВАС РФ, которые приведены в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ N 53. Из данного пункта постановления следует, что налоговый орган может подтвердить перед судом необоснованность налоговой выгоды, если докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности. И, кроме того, если налогоплательщику должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, например, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности.
Налогоплательщикам, которые по результатам самостоятельной оценки выявили, что их деятельность подпадает под признаки ведения деятельности с высоким налоговым риском или под налоговую схему (в том числе и не представленную на сайте ФНС России), ФНС России рекомендует (абз. 21-26 п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков):
- исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период. Для этого следует подать уточненные декларации (расчеты) за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском;
- уведомить о представлении уточненной отчетности налоговый орган, чтобы он имел возможность вовремя учесть это обстоятельство при составлении плана выездных проверок.
В приказе разъяснено, как нужно уведомить налоговый орган о том, по какому поводу вы представили уточненные декларации (расчеты).
С уточненной отчетностью представляется пояснительная записка по форме, которая приведена в Приложении N 5 к приказу.
Что же выиграет налогоплательщик, который уточнит свои налоговые обязательства с учетом рекомендаций ФНС России?
При получении каждой уточненной декларации (расчета) налоговый орган дол жен проводить камеральную проверку. Такой порядок установлен пп. 1, 2 ст. 88 НК РФ. Декларации (расчеты), которые вы представите, чтобы добровольно исключить сомнительные операции и доплатить налоги, не исключение.
При этом в приказе обещают такие послабления:
- не истребовать у вас в ходе камеральной проверки дополнительные документы (абз. 27 п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков);
- принимать решение о проведении у вас выездной проверки только при наличии дополнительной информации о нарушении вами налогового законодательства и по предварительному согласованию с ФНС России (абз. 29 п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков).
Заметим, что в НК РФ таких ограничений не содержится.
Поэтому, если налогоплательщик в уточненной декларации заявил льготы или НДС к возмещению, налоговый орган вправе запросить соответствующие дополнительные документы. Ведь такое право предоставлено им законом (пп. 6-8 ст. 88 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08). Сослаться на то, что нарушены Общепринятые критерии оценки рисков, при оспаривании решения по камеральной проверке вы не сможете.
Точно так же и для назначения выездной проверки по закону препятствий нет. Оспорить ее результаты на том основании, что проведение проверки не было согласовано с ФНС России, не удастся.
Поэтому при решении вопроса, уточнять свои обязательства в соответствии с п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков (подавать уточенную отчетность, пояснительную записку) или нет, подумайте, готовы ли вы привлечь к себе дополнительное внимание налоговых органов.
В отличие от камеральной проверки выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
периоды, за которые проводится проверка;
должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждена приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки".
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ.
В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.
При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки по первому основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого потребуются документы.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по второму основанию, но в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Налоговым органом может быть проведена и повторная выездная налоговая проверка.
Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда не выявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
Налоговые органы вправе проводить проверки налогоплательщиков не только самостоятельно, но и совместно с органами внутренних дел. Такое правило закреплено в п. 1 ст. 36 НК РФ, п. 33 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".
Обращаем внимание на то, что данное право распространяется только на выездные налоговые проверки, то есть в проведении камеральных налоговых проверок органы внутренних дел участвовать не могут.
Ст. 198-199.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за налоговые преступления.
Право на проведение должностными лицами органов внутренних дел проверок при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, было предусмотрено п. 35 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".
Однако в связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности" указанная выше норма, позволявшая органам внутренних дел проводить подобные проверки, утратила силу.
Следовательно, в настоящее время должностные лица органов внутренних дел имеют право на проведение совместных проверок с налоговыми органами по их запросу (ст. 36 НК РФ, п. 33 ст. 11 Закона РФ N 1026-1). Проводить самостоятельные проверки организаций и физических лиц при наличии признаков преступлений, связанных с нарушением налогового законодательства, органы внутренних дел не вправе.
Вместе с тем у органов внутренних дел осталось право проводить оперативно-розыскные мероприятия согласно Федеральному закону от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", в ходе проведения которых может быть затронута и деятельность налогоплательщика.
Целью проведения налоговыми органами проверок с участием органов внутренних дел является выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах.
Сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться не только при проведении выездных налоговых проверок, но и при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. На это указал Минфин России в письмах от 07.06.2006 N 03-02-07/1-141, от 07.06.2006 N 03-02-07/1-147. Еще одной формой сотрудничества органов внутренних дел с налоговым органами является обмен информацией (п. 4 ст. 30, п. 2 ст. 36, п. 3 ст. 82 НК РФ). Например, органы внутренних дел могут инициировать налоговую проверку. Для этого им достаточно направить в адрес налогового органа материалы об обстоятельствах, которые требуют совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов (пп. 2, 5, 6 Инструкции о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (Приложение N 2 к приказу МВД России N 495 и ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009)).
Сотрудники органов внутренних дел привлекаются только по запросу налоговых органов. Сотрудники ОВД включаются налоговым органом в состав проверяющих.
В состав проверяющих может быть привлечен также оперуполномоченный, который ранее проводил в отношении проверяемого налогоплательщика оперативно-розыскные мероприятия. Как указал ВАС РФ, законодательство не исключает возможности участия такого сотрудника ОВД в выездной налоговой проверке (определение от 29.07.2010 N ВАС-9906/10).
Запрос налогового органа должен содержать:
- полное наименование организации (ИНН/КПП), фамилию, имя, отчество физического лица (ИНН - при наличии), адрес местонахождения организации (место жительства физического лица), предмет проверки (налоги и сборы, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке), периоды, за которые проводится проверка;
- изложение обстоятельств, вызывающих необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке: описание формы, характера и содержания предполагаемого нарушения законодательства о налогах и сборах, основанное на имеющейся у налогового органа информации;
- обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.
В случае, если проверка назначена по материалам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, вместо указанных данных приводятся:
- ссылка на номер и дату письма органа внутренних дел, с которым были представлены эти материалы;
- предложения по количеству и составу сотрудников органа внутренних дел, привлекаемых для участия в выездной (повторной выездной) налоговой проверке;
- дата (предполагаемая дата) начала проведения проверки.
Ответить органы внутренних дел должны не позднее пяти дней со дня поступления запроса налогового органа: орган внутренних дел предоставляет информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.
Порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел при проведении совместных выездных проверок определен Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (далее - Инструкция).
Основой приказа N 495, ММ-7-2-347 являются:
1. Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (далее - Инструкция N 1).
2. Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (далее - Инструкция N 2).
3. Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (далее - Инструкция N 3).
Прежний приказ, регламентировавший порядок взаимодействия органов внутренних дел и ФНС, был принят еще в 2004 году. За это время претерпели изменения положения НК РФ о порядке проведения налоговыми органами проверок и передачи материалов этих проверок в органы внутренних дел. Например, более четко определено, в каком случае налоговый орган передает материалы о налоговом правонарушении в органы внутренних дел. Если налогоплательщик не возмещает имеющуюся недоимку в течение 2 месяцев после истечения срока исполнения требования, а ее размер позволяет предполагать факт совершения нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, то налоговые органы обязаны направить эти материалы в орган внутренних дел в течение 10 дней для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Раньше они должны были это сделать, если просто предполагали возможное налоговое преступление.
Но в процедуре проведения совместных проверок, в общем-то, практически ничего не изменилось. Такая проверка проводится по регламенту, установленному НК РФ. По сравнению со старым порядком изменилась лишь процедура выемки документов. Если раньше проверяющие изымали у налогоплательщика копии документов, подтверждающих налоговые правонарушения, то теперь - оригиналы, а ему оставляют заверенные копии. Заверяют эти копии сами проверяющие. Если такие копии невозможно изготовить или заверить одновременно с изъятием документов (например, потому что у проверяющих нет печати), копии передаются налогоплательщику в течение 5 дней после изъятия документов.
Основаниями для проведения совместной выездной налоговой проверки могут являться (пп. 7, 8 Инструкции):
а) наличие у налогового органа необходимости проверить с участием сотрудников органов внутренних дел имеющиеся данные о нарушениях налогового законодательства;
б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов, которые налоговым органам направили органы внутренних дел в порядке п. 2 ст. 36 НК РФ;
в) необходимость участия органов внутренних дел в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
г) необходимость помощи налоговым органам со стороны органов внутренних дел в случаях, когда налогоплательщик препятствует законной деятельности проверяющих, а также защита налоговых инспекторов при исполнении ими должностных обязанностей.
В соответствии с п. 6 Инструкции сотрудники органов внутренних дел могут быть привлечены к проведению уже ранее начавшейся выездной налоговой проверки. В данном случае руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о внесении изменений в принятое решение о проведении данной проверки, предусматривающее соответствующее изменение состава проверяющей группы.
Должностные лица налоговых органов при проведении совместной проверки совершают действия по осуществлению налогового контроля, предусмотренные НК РФ, Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а сотрудники органов внутренних дел участвуют в проведении выездной налоговой проверки путем осуществления полномочий, предоставленных им Законом Российской Федерации "О милиции", Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки осуществляются в порядке, установленном ст. 100 и 101 НК РФ и иными нормативными правовыми актами.
Акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, должен быть подписан участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, за исключением сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, а также лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы. По спорному вопросу указанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел.
Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй - в установленном порядке вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка, третий передается (направляется) органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.
В случае представления организацией, индивидуальным предпринимателем либо физическим лицом возражений по акту проверки, документов, подтверждающих обоснованность возражений, их копии в трехдневный срок со дня представления направляются налоговым органом в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в выездной налоговой проверке.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с НК РФ, которое вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка, в установленном порядке, а также направляется в трехдневный срок с момента вступления в силу решения в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.
Указанные решения оформляются в соответствии с НК РФ и другими нормативными правовыми актами.
Обжаловать решение, принятое по результатам проведенной выездной налоговой проверки, которая проведена с участием органов внутренних дел, также следует в общем порядке.
Как в ходе камеральной, так и выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проводить такое мероприятие налогового контроля как экспертиза. Это предусмотрено подп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ.
В Налоговом кодексе РФ нет конкретного перечня разновидностей экспертиз или случаев, когда назначается экспертиза. Налоговые органы вправе приглашать экспертов в любых случаях, когда им не хватает для выводов по проверке специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ). Конституционный Суд РФ в определении от 16.07.2009 N 928-O-O указал, что данное право налоговых органов само по себе не может нарушать права налогоплательщика, потому что позволяет получить достоверную и объективную информацию.
Экспертиза, которая назначена в связи с проведением налоговой проверки, по срокам должна быть проведена до ее окончания. Это следует из общего смысла ст. 89, 100, 101 НК РФ.
Также экспертиза может быть проведена в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, то есть уже после ее завершения (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ).
Согласно пункту 3 ст. 95 НК РФ экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, которое осуществляет выездную проверку.
Тот факт, что экспертиза проведена при отсутствии постановления, может привести к тому, что заключение эксперта будет признано недопустимым доказательством в суде.
Форма постановления о назначении экспертизы утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ и приведена в Приложении N 9 к данному приказу.
В постановлении о назначении экспертизы должны быть указаны следующие данные (абз. 2 п. 3 ст. 95 НК РФ):
1) основания для назначения экспертизы;
2) фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза;
3) вопросы, поставленные перед экспертом;
4) материалы, передаваемые в распоряжение эксперта.
Эксперты привлекаются к участию в налоговой проверке на договорной основе (пп. 1, 2 ст. 95 НК РФ).
Одной из сторон договора на привлечение эксперта является налоговый орган.
Другой стороной может выступать как юридическое лицо, так и физическое лицо, в том числе являющееся индивидуальным предпринимателем.
Перечислим основные права налогоплательщика при назначении и проведении экспертизы:
1) ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы (п. 6 ст. 95 НК РФ);
2) заявить отвод эксперту (подп. 1 п. 7 ст. 95 НК РФ);
3) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц (подп. 2 п. 7 ст. 95 НК РФ);
4) предложить дополнительные вопросы эксперту (подп. 3 п. 7 ст. 95 НК РФ);
5) требовать, чтобы ему разъяснили его права (п. 6 ст. 95 НК РФ);
6) присутствовать при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту. Однако обратите внимание на то, что сделать это можно только с разрешения должностного лица налогового органа (подп. 4 п. 7 ст. 95 НК РФ);
7) ознакомиться с заключением эксперта или с сообщением эксперта о невозможности дать заключение (подп. 5 п. 7, п. 9 ст. 95 НК РФ);
8) дать свои объяснения по заключению эксперта (п. 9 ст. 95 НК РФ);
9) заявить возражение на заключение эксперта (п. 9 ст. 95 НК РФ);
10) просить о постановке дополнительных вопросов эксперту (п. 9 ст. 95 НК РФ);
11) просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы (п. 9 ст. 95 НК РФ).
Очень часто на практике налоговые органы используют результаты экспертиз, которые получены не ими, а органами следствия в рамках ранее возбужденных уголовных дел.
Считаем, что в таких ситуациях действия налоговых органов незаконны по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов.
В силу п. 5 ст. 101 НК РФ использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ, не допускается и означает прямое нарушение установленной для должностных лиц налоговых органов п. 1 ст. 33 НК РФ обязанности действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
Согласно пункту 3 ст. 100 НК РФ в акте проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых.
Ст. 95 НК РФ установлено, что в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов (пп. 3-5 ст. 95 НК РФ).
Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные п. 7 ст. 95 НК РФ, о чем составляется протокол (п. 6 ст. 95 НК РФ).
Согласно пункту 7 ст. 95 НК РФ при назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:
1) заявить отвод эксперту;
2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
5) знакомиться с заключением эксперта.
Из вышеизложенного следует, что в области налогового контроля заключение эксперта представляет собой источник сведений о фактах, которые в силу ст. 100 НК РФ подлежат отражению в акте выездной налоговой проверки.
В нарушение вышеуказанных положений НК РФ налоговым органом в основу доказательств получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды кладутся заключения по результатам почерковедческих экспертиз, которые составлены по результатам почерковедческого исследования, проведенного в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", в связи с чем не соответствуют ст. 95 НК РФ.
Между тем согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 04.02.1999 N 18-O и от 24.11.2005 N 448-O, результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" могут стать доказательствами после их закрепления надлежащим процессуальным путем.
Вышеуказанная правовая позиция высказана и в определении ВАС РФ от 07.05.2008 N 5948/08, определении ВАС РФ от 05.05.2010 N ВАС-6179/10, решении Арбитражного суда Приморского края от по делу N А51-12520/2008-10-196 (постановление ФАС ДВО от 14.10.2009 N Ф03-5231/2009) и других.
Конституционный суд РФ также повторно разъяснил в определении от 29.01.2009 N 1-О-О, что п. 3 ст. 82 НК РФ, предусматривающий возможность обмена информацией между органами внутренних дел и налоговыми органами, не отменяет действие прав и гарантий, предоставленных налогоплательщикам в рамках проведения мероприятий налогового контроля.
В данном же случае нарушаются все права налогоплательщиков, касающиеся проведения экспертизы, а именно права, предусмотренные п. 7 ст. 95 НК РФ.
Таким образом, если бы налоговый орган провел экспертизу в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, то налогоплательщиком был бы в соответствии со ст. 95 НК РФ заявлен отвод эксперту, но налоговый орган лишил его данного законного права.
Любой организации или индивидуальному предпринимателю, независимо от вида их деятельности, количества сотрудников и организационно-правовой формы, приходится сталкиваться также с проверками соблюдения трудового законодательства.
Трудовой кодекс РФ, а именно ст. 353, 354, 356 предусматривают, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях осуществляют органы Федеральной инспекции труда, которые являются единой централизованной системой.
В субъектах РФ государственный контроль трудового законодательства осуществляют органы Государственной инспекции труда, руководят которыми главные государственные инспекторы труда. В свою очередь в каждом субъекте государственные инспекции подразделяются на отделы, сотрудники которых - государственные инспекторы труда - осуществляют надзор и контроль в различных отраслях деятельности.
К числу "специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства" согласно ст. 353 ТК РФ относятся органы таких государственных организаций, как Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор, Госнадзор за ядерной и радиационной безопасностью и их подразделения в субъектах РФ.
Надзор за соблюдением законов (в том числе об охране труда) также осуществляет согласно возложенным на него обязанностям Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в субъектах РФ.
В конце 2008 года был принят Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), которым необходимо руководствоваться при проведении контрольных мероприятий государственной инспекцией труда.
Указанным Законом N 294-ФЗ установлены несколько видов контрольных мероприятий.
1. Плановая проверка. Предметом такой проверки являются соблюдение организацией в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. В основном инспекторы выборочно проверяют кадровую документацию и соответствие фактических условий труда нормативным требованиям. Плановая проверка проводится государственной инспекцией труда не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых ежегодных планов. О ее проведении инспекция труда должна уведомить организацию не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения (ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
2. Внеплановая проверка. При внеплановой проверке контролируется выполнение ранее выданных предписаний, предотвращается причинение вреда жизни и здоровью граждан (ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Чаще всего внеплановая проверка назначается после поступления заявлений работников и правоохранительных органов о нарушении трудовых прав, о факте несчастного случая. В этой ситуации контролирующий орган обязан уведомить о предстоящем мероприятии организацию не менее чем за 24 часа до начала его проведения.
В свою очередь в соответствии со ст. 360 ТК РФ государственный инспектор труда может не уведомлять о своем визите, если посчитает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контрольных мероприятий.
3. Документарная проверка. В процессе документарной проверки контролирующие органы рассматривают и проверяют сведения, содержащиеся в документах организации, устанавливающих ее организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые для осуществления деятельности.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Закона N 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственной инспекции труда.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в ГИТ указанные в запросе документы. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в ГИТ, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
4. Выездная проверка. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
- убедиться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении контролирующего органа документах;
- оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами, проводящими проверку, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя ГИТ о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Срок проведения каждой из прове рок не может превышать двадцать рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц ГИТ, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
Государственный инспектор имеет право применять только нормы трудового законодательства, которые относятся к сфере его компетенции. В основном это федеральные законы, нормативные правовые акты Минздравсоцразвития, Президента и Правительства РФ, международные договоры, а также специфические законы, которые относятся к сфере деятельности конкретной организации и надзора проверяющего.
В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при про ведении контрольных мероприятий по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
- в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей-физических лиц;
- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
В свою очередь ТК РФ, наделив государственных инспекторов широким кругом прав, закрепил в ст. 358 ТК РФ и их обязанности.
Так, государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей-физических лиц и работодателей-юридических лиц (организаций).
Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Кроме того, государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст. 359 ТК РФ).
В проверке выполнения требований трудового законодательства участвуют две стороны: государство в лице проверяющих и руководитель организации. Если есть права у одной стороны, значит, должны быть и у другой. Права государственного инспектора труда рассмотрены выше. Каковы же права руководителя организации?
Руководитель организации всегда имеет право:
- присутствовать при проведении проверки и давать объяснения, относящиеся к ее предмету;
- получать своевременно информацию;
- знакомиться с результатами проверки и делать в акте отметку о своем ознакомлении с результатами, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц контроля;
- обжаловать действия либо бездействие должностных лиц, которые привели к нарушению прав работодателя при проведении проверки, как в административном, так и в судебном порядке. При положительном исходе убыток подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (например, неполученный доход), за счет бюджетных средств.
Основными документами, которые запрашиваются государственными инспекторами труда, являются:
- трудовые договоры;
- трудовые книжки;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- график отпусков;
- штатное расписание;
- документы, устанавливающие порядок обработки и хранения персональных данных работников;
- приказы по кадрам (прием, увольнение, на предоставление отпуска и др.);
- положение об оплате труда;
- инструкции и правила по охране труда;
- личная карточка.
По результатам проверки государственный инспектор составляет акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в двух экземплярах, один из которых в обязательном порядке вручается представителю работодателя. В акте обязательно подлежит отражению, совместно с каким органом проводится проверка (орган по труду, профсоюзы, прокуратура и т.п.) и в присутствии какого должностного лица предприятия. Также указывается, что установлено в результате проверки (отмечаются сведения о предприятии, о руководстве, положительные стороны и выявленные нарушения).
При выявлении административных правонарушений в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях согласно п. 1 ст. 5.27, ст. 23.12 и на основании ст. 28.1, 28.2, 28.5 государственным инспектором немедленно должен быть составлен протокол об административном правонарушении по форме 3-ГИТ. В случае, если требуется дополнительное уточнение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Считается, что с момента составления протокола возбуждается дело об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 353, 356 и 357 ТК РФ и Положением о Федеральной инспекции труда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2000 N 78, государственный инспектор труда на основании протокола об административном правонарушении выдает работодателю предписание по форме 2-ГИТ, в котором указывает перечень требований об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, отмеченных в протоколе об административном правонарушении. Данное предписание обязательно для исполнения.
К оформлению этих документов законодательство относится достаточно жестко. Любое нарушение требований к оформлению может повлечь обжалование документа вплоть до полной отмены или отмены части содержащихся в нем требований.
В протоколе об административном правонарушении указываются:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
- место, время совершения и событие административного правонарушения с указанием нарушенных законов и иных нормативных правовых актов, излагая каждое нарушение по пунктам;
- статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
- объяснение физического лица и законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В протоколе также должно быть от ражено, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу были разъяснены их права и обязанности.
Представитель работодателя или сотрудник, физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имеют право ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые должны быть приложены к протоколу. Данный документ должен быть подписан государственным инспектором, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Таким образом, рекомендуем протокол подписать, но при этом указать на несогласие с вменяемыми нарушениями. Сотрудник, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, может потребовать копию протокола, которую государственный инспектор обязан ему вручить.
Предписание должно быть в двух экземплярах, оформлено на типографском бланке государственной инспекции труда в субъекте РФ, изготовленном в соответствии с приказом Роструда от 10.12.2004 N 47. Каждый экземпляр должен иметь подлинные подписи государственного инспектора труда и должностного лица, которому предписание вручено, и должен быть заверен личной печатью государственного инспектора труда. Один экземпляр вручается работодателю или его представителю, а другой в установленном порядке регистрируется в государственной инспекции труда.
В предписании должна быть обязательно отражена характеристика объективной стороны правонарушения:
- в чем конкретно (не выплачена заработная плата, не выдана трудовая книжка) правонарушение выразилось;
- в отношении кого допущено (фамилия(и), инициалы работника(ов), общая численность работников, в отношении которых допущены нарушения).
Содержание предписания имеет правовую направленность и отражает правонарушение с точки зрения фиксирования его состава. В тексте не может содержаться требований и рекомендаций, касающихся оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации, а именно - указаний отменить приказ, выплатить конкретные суммы денег, предоставить отпуск и т.п.
В соответствии с ч. 2 ст. 357 ТК РФ при проведении проверки по вопросу, принятому к рассмотрению судом или по которому уже имеется решение суда, предписание выдаваться не должно. Кроме того, предписание не вносится в тех случаях, когда при проведении проверки выявляются спорные обстоятельства, решение по которым может быть принято только в порядке, установленном для рассмотрения трудовых споров. Если при указанных обстоятельствах предписание все же внесено, оно также может быть обжаловано и, вероятнее всего, жалоба будет удовлетворена.
За некоторые нарушения прав работников ответственность предусмотрена ТК РФ. Например, при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ).
Но ответственность предусмотрена не только ТК РФ, но и административным и уголовным законодательством. В частности, согласно ст. 145 УК РФ за необоснованный отказ в приеме на работу беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности работодателю грозит штраф в размере до 200 000 руб.
Если работодатель не согласен с результатами проверки или с полученным ответом, то он может в соответствии со ст. 361 ТК РФ обжаловать действия государственного инспектора труда в порядке подчиненности, то есть к руководителю ГИТ в субъекте РФ или в суд в течение десяти дней с момента получения предписания.
При несогласии с действиями руководителя ГИТ в субъекте РФ его решения могут быть обжалованы Главному государственному инспектору труда РФ, а также в суд. Решения Главного государственного инспектора труда РФ, как уже говорилось, обжалуются только в суд.
Трудовой кодекс не содержит ограничений по кругу лиц, имеющих право обжаловать решения государственных инспекторов труда. Как правило, это либо работодатель, действия которого признаны неправомерными, либо работник (или его представитель), заявление которого в ГИТ признано необоснованным. Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут обжаловать соответствующее постановление либо в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела. А вот постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ обжалуется в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ. Согласно ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Таким образом, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако предписания ГИТ не имеют экономического содержания, а вытекают из трудовых правоотношений между работником и работодателем, заключение и исполнение трудового договора между которыми не является предпринимательской или иной экономической деятельностью. Поэтому жалоба не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а направляется в суд общей юрисдикции. Данную позицию на практике поддерживают и арбитражные суды (постановления ФАС СКО от 20.07.2006 N Ф08-2996/2006-1305А, от 03.08.2006 N Ф08-3282/2006-1410А, от 08.06.2006 N Ф08-2401/2006-997А, ФАС ВСО от 17.03.2006 N А74-5572/05-Ф02-1033/06-С1, от 09.03.2006 N А74-72/06-Ф02-942/06-С1, ФАС ВВО от 21.09.2006 N А79-4906/2006).
Согласно пункту 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии.
На практике наиболее часто встречаются следующие нарушения:
1. Требование представления при приеме на работу документов, не предусмотренных ТК РФ. Статьей 65 ТК РФ установлен исчерпывающий перечень документов, которые лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, запрещается требовать иные документы.
2. Незаключение трудовых договоров или несоответствие их содержания нормам ТК РФ. Напомним, что трудовой договор должен составляться в письменной форме в двух экземплярах (ст. 67 ТК РФ). Содержание этого документа должно соответствовать требованиям ст. 57 ТК РФ. Получение экземпляра трудового договора работником должно подтверждаться его подписью на экземпляре, хранящемся у работодателя. Причем перед подписанием договора работника необходимо ознакомить с важными локальными актами организации (правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией и т.п.). Некоторые работодатели заводят для этого отдельный журнал, но мы рекомендуем, чтобы работник собственноручно сделал запись об ознакомлении на трудовом договоре.
3. Неведение трудовых книжек. На каждого работника, проработавшего свыше пяти дней, ведется трудовая книжка, если работа является основной. Главными нормативными актами, регламентирующими ведение и хранение трудовых книжек, являются Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69, и Правила ведения и хранения трудовых книжек, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках". Если в организации нет журнала учета движения трудовых книжек, то это является грубым нарушением трудового законодательства.
4. Отсутствие правил внутреннего трудового распорядка. В них должны быть прописаны: порядок приема и увольнения работников; режим работы (ст. 91 и 100 ТК РФ) и перерывы для отдыха и питания (ст. 108 ТК РФ); отпуска (ст. 114-119 ТК РФ); порядок выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ). Инспекторы ГИТ проверяют, не содержится ли в правилах внутреннего трудового распорядка условий, ухудшающих положение работника.
5. Установление испытательного срока большей продолжительности. В соответствии со ст. 70 ТК РФ испытательный срок не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций - шести месяцев. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытательном сроке означает, что он не установлен. Обращаем ваше внимание на то, что нельзя продлить срок испытания дополнительным соглашением к трудовому договору. Кроме этого, ТК РФ установлен круг лиц, которым испытание не назначается, например: беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, несовершеннолетним и т.п.
6. Необоснованный отказ в приеме на работу. Статьей 64 ТК РФ предусмотрен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора. Обоснованным отказ будет в том случае, если деловые качества работника не соответствуют требованиям, предъявляемым к вакансии. В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (наличие определенной профессии, специальности), личностных качеств (состояние здоровья, опыт работы по данной специальности). Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей, а также работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
7. Заключение срочного трудового договора без достаточных на то оснований. Следует помнить, что срочный договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ (например, на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством сохраняется место работы, или на время выполнения временных (до двух месяцев) работ). В случаях, установленных ч. 2 ст. 59 ТК РФ, такой трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения (например, с поступающими на работу пенсионерами по возрасту).
8. Необеспечение проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Работодатель обязан за свой счет проводить медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, в силу ст. 213 ТК РФ. Перечень работ и Перечень вредных или опасных производственных факторов, которые предусматривают проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также Порядок их проведения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83. Обязанность по проведению предварительных (при поступлении на работу) осмотров установлена статьями 69, 212, 328 ТК РФ, а периодических - статьей 266 ТК РФ.
9. Непроведение инструктажей по охране труда. Каждый работник и руководитель должны быть обучены в соответствии с постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций". Это го требуют нормы ст. 225 ТК РФ. Кроме того, работодатель должен проводить необходимые инструктажи с работниками (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) и фиксировать проверку полученных знаний в журналах установленного образца по ГОСТ 12.0.004-90 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения".
10. Отсутствие расследования и учета несчастных случаев. На основании ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, произошедшие с работника ми при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, а также при осуществлении иных действий, обусловленных трудовыми отношениями и совершаемых в интересах работодателя. Порядок расследования несчастных случаев установлен статьями 227-230 ТК РФ, а формы документов, необходимые для этого, утверждены постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".
11. Непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии со ст. 209 ТК РФ под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда. Аттестация рабочих мест проводится в Порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569. Данный Порядок обязателен для соблюдения всеми работодателями. Напомним, что сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем самостоятельно, но с учетом того, что она должна проводиться не реже чем раз в пять лет.
12. Задержка выплаты заработной платы. Статья 136 ТК РФ требует выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договорами, в месте выполнения работы. При этом работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Обычно это делается через расчетный листок, форма которого утверждается работодателем самостоятельно.
Если заработная плата перечисляется на банковскую карточку, то условие об этом обязательно должно быть включено в текст трудового договора.
13. Непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска. По нормам ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем не позднее чем за две недели до наступления календарного года. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала (это может быть приказ или персональное уведомление).
14. Нарушение порядка расторжения трудового договора. В соответствии с ч. 6 ст. 81 ТК РФ запрещено прекращать трудовые отношения по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности или нахождения в отпуске. Издав приказ о расторжении трудового договора, необходимо ознакомить с ним работника под роспись. В случае невозможности или отказа от ознакомления на приказе производится запись "Ознакомиться отказался" или "Ознакомить под роспись невозможно" (абз. 2 ст. 84.1 ТК РФ). В последний рабочий день работодатель обязан произвести с работником окончательный расчет (в том числе выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск) и выдать ему трудовую книжку.
М.М. Левицкая,
юрисконсульт ЗАО "Аудит-Центр".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", ноябрь 2010 г., N 11 (131)