Тематический обзор судебной практики Арбитражного суда Тульской области
по рассмотрению споров, связанных с распоряжением земельными участками
и иными объектами недвижимого имущества органами местного
самоуправления Тульской области
1. Предоставление земельных участков
Кто имеет исключительное право на приобретение в собственность земельных участков или приобретение права аренды земельных участков?
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридически лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Согласно п. 1 ст. 35 Земельного Кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
(Источник: Решения Арбитражного суда Тульской области N А68-10443/2010; А68-1611/11; А68-3465/11; А68-2748/11).
Подлежит ли перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений расширительному толкованию?
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
(Источник: Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-10443/2010)
Пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства
После определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного Кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
(Источник: Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-4489/11)
Положения ст. 34 ЗК РФ не предусматривают такой процедуры, как предварительное согласование места размещения объекта
Индивидуальный предприниматель обратилась в администрацию муниципального образования с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством.
Главой администрации муниципального образования было издано постановление о предварительном согласовании земельного участка для установки торгового павильона, пунктом 1 которого был утвержден акт выбора земельного участка для установки торгового павильона.
Порядок предоставления земельных участков для строительства (ст. ст. 30, 31, 32 ЗК РФ) и порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (ст. 34 ЗК РФ), из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются разными нормами земельного законодательства и содержат различные процедуры и основания предоставления земельных участков для названных целей.
Из материалов дела следует и сторонами по делу не оспаривалось, что заявитель обратился в Администрацию Заокского района с заявлением о предоставлении ему земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Следовательно, порядок предоставления такого участка должен регулироваться положениями ст. 34 ЗК РФ.
Между тем, положения ст. 34 ЗК РФ не предусматривают такой процедуры, как предварительное согласование места размещения объекта. Предварительное согласование места размещения объекта предусмотрено при предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством.
(Источник: Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-133/11)
2. Изменение вида разрешенного использования земельного участка
Обязательно ли при изменении разрешенного использования земельного участка проводить публичные слушания?
На основании ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 г. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, с учетом положений ч. 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Такие выводы согласуются в правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010г. N 4424/10.
(Источник: Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-4489/11)
3. Выдача разрешений на строительство
Является ли перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство исчерпывающим?
В силу ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации;
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
(Источник: Решения Арбитражного суда Тульской области N А68-2280/11; А68-2537/11)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.