Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 сентября 2005 г. N А05-1141/05-8
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Кустова А.А., Соснина О.Г.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Архангельское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" Земцовской О.Н. (доверенность от 01.07.2005), временного управляющего муниципального унитарного предприятия "Архангельское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" Карпова О.Л. (определение арбитражного суда Архангельской области от 03.03.2005 по делу N А05-1141/05-8), от общества с ограниченной ответственностью "Нордойл" Земцовской О.Н. (доверенность от 22.08.2005), от Федеральной налоговой службы России Спиричева П.А. (доверенность от 04.08.2005), Мелешко Д.Л. (доверенность от 20.05.2005), Смоленской Т.А. (доверенность от -5.04.2005),
рассмотрев 31.08.2005 в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия "Архангельское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" и общества с ограниченной ответственностью "Нордойл" на определение Арбитражного суда Архангельской области от 30.05.2005 по делу N А05-1141/05-8 (судья Кузнецова О.В.),
установил:
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 31.01.2005 в отношении муниципального унитарного предприятия "Архангельское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - Предприятие) введено наблюдение. Сообщение об этом опубликовано в газете "Российская газета" 19.03.2005.
Уполномоченный орган - Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску (далее - Инспекция) - 14.04.2005 предъявил в деле о банкротстве Предприятия требования об уплате обязательных платежей в размере 169 877 175 руб. 23 коп., в том числе 72 575 613 руб. 78 коп. недоимки по налогам и 97 286 893 руб. 45 коп. пеней, и включении их в реестр требований кредиторов.
Определением от 30.05.2005 суд включил в реестр требований кредиторов третьей очереди Предприятия требования Инспекции в сумме 168 682 536 руб. 84 коп., в том числе 72 575 613 руб. 78 коп. задолженности по налогам и 96105923 руб. 06 коп. пеней. Во включении в реестр требований кредиторов остальной суммы требований отказано.
В кассационных жалобах конкурсный кредитор - общество с ограниченной ответственностью "Нордойл" (далее - Общество) и Предприятие просят отменить определение от 30.05.2005 и передать дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению подателей жалоб, требования Инспекции N 03-15/3149, 03-15/7259, 03-15/15737, 12-16/678, 03-15/10097, 03-15/21037 являются недействительными, поскольку не содержат подробных данных об основаниях взимания налога; требования N 03-15/928, 03-15/7259, 03-15/17010, 11-15/21241 также являются недействительными, поскольку направлены налогоплательщику по истечении трех месяцев после наступления срока уплаты налога; требования N 03-15/3149, 03-15/3148, 03-15/18179, 03-15/7259, 03-15/11102, 03-15/4530, 12-16/678, 03-15/7048, 03-15/7049, 03-15/7050, 03-15/10098, 03-15/10097, 10099, 10100, 03-15/11377 не могут быть включены в реестр кредиторов Предприятия в связи с пропуском пресекательного шестимесячного срока для обращения в суд.
В судебном заседании представители Предприятия и Общества поддержали жалобы, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Временный управляющий Предприятия согласился с доводами жалоб.
Представитель Инспекции возражал против удовлетворения жалоб, полагая, что их доводы необоснованны.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В силу статьи 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) в целях участия в первом собрании кредиторов должника кредиторы вправе предъявить свои требования должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд должнику и временному управляющему с приложением документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Эти требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Уполномоченный орган подал требования для включении их в реестр требований кредиторов Предприятия в установленный законом срок.
Предприятие представило возражения на требования уполномоченного органа на сумму 1 195 638 руб. 39 коп. пеней, ссылаясь на вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Архангельской области от 19.04.2004 по делу N А05-16825/04-26, от 18.02.2005 по делу N А05-16821/04-18, от 18.02.2005 по делу N А05-16819/04-18, а также на постановления апелляционной инстанции того же суда от 07.04.2005 по делу N А05-16830/04-19 и от 20.05.2004 по делу N А05-1089/04-11, в соответствии с которыми требования Инспекции о взыскании указанной суммы пеней признаны недействительными.
Согласно указанным судебным актам в судебного порядке были рассмотрены следующие требования: от 30.04.2003 N 03-15/7259 на сумму 7 266 360 руб. 19 коп.; от 04.11.2003 N 03-15/18179 на сумму 32 225 руб. 53 коп. пеней; от 06.04.2004 N 03-15/3149 на сумму 108 201 руб. 31 коп; от 14.05.2004 N 03-15/7050 на сумму 22 230 руб. 81 коп.; от 13.10.2003 N 03-15/17010 на общую сумму 8 072 108 руб. 64 коп. С учетом того, что вступившими в законную силу судебными актами по указанным делам признаны недействительными требования налогового органа о взыскании 7 686 949 руб. 99 коп. пеней, эта сумма не подлежит включению в реестр требований кредиторов Предприятия.
В силу пункта 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика. Согласно пункту 3 приведенной нормы решение о принудительном взыскании принимается налоговым органом по истечении срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся суммы налога.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" шестимесячный срок обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу. В случае, когда налоговый орган пропустил срок на бесспорное списание сумм недоимки и пеней, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ, и обратился с соответствующим иском в суд, данный иск подлежит рассмотрению по существу.
Недействительность решения налогового органа от 13.08.2004 N 03-15/10118 о бесспорном списании пеней по требованию от 21.05.2004 N 03-15/10097, связанная с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, не является безусловным основанием для отказа во взыскании пеней. Поскольку срок для обращения в суд по этому требованию не пропущен, суд, установив его обоснованность, правомерно включил в реестр требований кредиторов Предприятия.
Довод жалоб о том, что в связи с истечением пресекательного срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в реестр требований кредиторов Предприятия не подлежат включению 8 659 097 руб. 02 коп. по требованию Инспекции от 28.01.2004 N 03-15/928, несостоятелен. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.2004 по делу N А05-2852/04-11 установлено, что данное требование предъявлено в арбитражный суд 10.03.2004, то есть в пределах предусмотренного статьей 48 НК РФ шестимесячного срока.
Довод жалоб о том, что в требованиях Инспекции 03-15/15737, 03-15/10097, 03-15/21037 нет подробных данных об основаниях взимания налога, не подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, по мнению кассационной инстанции, в связи с истечением пресекательного срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, неправомерно включены в реестр требований кредиторов Предприятия требования уполномоченного органа на сумму 43 181 777 руб. 64 коп. недоимки по налогам и 82 097 358 руб. 65 коп. пеней по следующим требованиям: от 21.01.2002 N 12-16/678 на общую сумму 176 838 руб. 07 коп., в том числе 158 242 руб. недоимки и 18 596 руб. пеней; от 26.04.2002 N 03-15/4530 на общую сумму 125 100 594 руб. 98 коп., в том числе 43 023 535 руб. недоимки и 82 077 059 руб. 34 коп. пеней; от 02.07.2003 N 03-15/11102 на сумму 1664 руб. 76 коп пеней; от 06.04.2004 N 03-15/3148 на сумму 38 руб. 55 коп. пеней.
Следовательно, обжалуемое определение в этой части подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Архангельской области от 30.05.2005 по делу N А05-1141/05-8 изменить.
Включить в реестр требований кредиторов третьей очереди муниципального унитарного предприятия "Архангельское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" требования уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы России в общей сумме 36 911 088 руб. 95 коп., в том числе 29 393 836 руб. 14 коп. недоимки по налогам и 7 517 252 руб. 81 коп. пеней.
В остальной части требования отказать.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 сентября 2005 г. N А05-1141/05-8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника