Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 июля 2006 г. N Ф04-4062/2006(24120-А67-19)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Альтаир" (далее - ООО "Альтаир") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску (далее - инспекция) об отмене постановления от 14.02.2006 N 783/31-П о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
Решением от 26.04.2006 Арбитражного суда Томской области заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт первой инстанции на том основании, что арбитражным судом сделан ошибочный вывод об отсутствии у налоговых органов полномочий по осуществлению контроля за соблюдением правил розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Альтаир", соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемый инспекцией судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы налогового органа и считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной инспекцией проверкой установлено, что в принадлежащем ООО "Альтаир" магазине осуществляется розничная продажа алкогольной продукции с нарушением пункта 4 и 14 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987.
По результатам проверки вынесен протокол от 08.02.2006 N 656 об административном правонарушении и принято постановление от 14.02.2006 N 783/31-П о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Альтаир" обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение о признании незаконным и отмене оспариваемого обществом постановления, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у налоговых органов полномочий по осуществлению контроля за соблюдением правил розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный вывод суда первой инстанции основан на неверном истолковании норм материального права.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Исходя из смысла и содержания Положения "О Федеральной налоговой службе Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим наряду с функциями по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей, также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Статья 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Следовательно, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод об отсутствии у налоговых органов полномочий по осуществлению контроля за соблюдением правил розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправильное применение норм материального права является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что в нарушение части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении ООО "Альтаир" к административной ответственности суд первой инстанции в судебном заседании не устанавливал, имелось ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, кассационная инстанция считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Томской области для устранения указанных процессуальных нарушений.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.04.2006 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4681/06 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ч.3 ст.14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет привлечение к ответственности.
Общество считает, что постановление о привлечении его к ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ является незаконным, т.к. налоговые органы не вправе осуществлять контроль за соблюдением правил розничной продажи этилового спирта и алкогольной продукции, и привлекать к административной ответственности за их нарушение.
Суд первой инстанции поддержал позицию общества и признал недействительным постановление о привлечении к ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции с выводом нижестоящего суда не согласился, указав, что налоговые органы вправе осуществлять контроль за оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и привлекать лиц к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Статьей 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" государственный контроль за производством и оборотом этилового спирт и алкогольной продукции осуществляет специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в пределах его компетенции.
Согласно Положения "О федеральной налоговой службе РФ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции сделал вывод, что налоговые органы обладают полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением правил розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Вместе с тем, принимая во внимание, что нижестоящий суд в ходе рассмотрения дела не устанавливал, имело ли место административное правонарушение, совершило ли его лицо, привлекаемое к ответственности, суд кассационной инстанции отменил состоявшееся по делу решение и направил дело на новое рассмотрение.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июля 2006 г. N Ф04-4062/2006(24120-А67-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании