2. Основы бюджетного устройства
комментарии к статьям 7-14 Закона РСФСР
"Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР"
10. Собственные источники доходов бюджета и право определять направления их использования обеспечивают самостоятельность бюджетов и оказывают решающее влияние на определение бюджетных прав органов власти соответствующего уровня. К источникам доходов бюджета относится три вида доходов: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления от регулирующих доходных источников; дополнительные источники, устанавливаемые органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Закрепление доходных источников за бюджетом определенного уровня производится прежде всего федеральным законодательством. Так, например, Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <23> определены налоги и сборы федеральные, субъектов Российской Федерации и местные. В частности, доходными источниками субъектов Российской Федерации являются: налог на имущество предприятий, лесной доход и плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.
Регулирующим источником доходов бюджета называется такой вид налога или неналогового поступления в бюджет, от которого могут быть произведены отчисления в бюджет нижестоящего уровня на предстоящий финансовый год. В Законе Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 19) перечислены налоги, отнесенные к регулирующим источникам доходов бюджета. Это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий и организаций. Отчисления от них и становятся источниками доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Между тем, на практике средств отчислений от федеральных налогов не хватает для сбалансирования бюджетов субъектов Российской Федерации. Поэтому часть федеральных налогов полностью зачисляется в местный бюджет, например, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, государственная пошлина (кроме дел арбитражных судов), и по существу они являются регулирующими доходными источниками.
С целью сбалансирования бюджетов нижестоящего уровня многие регулирующие источники и отчисления от них ежегодно меняются. Так, Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1994 год" от 1 июля 1994 г. <24> были установлены источники доходов федерального бюджета и предельный размер федеральных налогов (или ставки), поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, в частности, определена ставка налога на прибыль, зачисляемого в 1994 г. в федеральный бюджет, в размере 13 процентов (ст. 6 Закона); налог на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации могли быть зачислены в 1994 г. в размере не более 22 процентов, в 1995 году частично этот порядок изменен. <25>
Обращается внимание на то, что нельзя смешивать вопрос о праве на введение дополнительных налогов и сборов с вопросом о дополнительных источниках доходов бюджетов, поскольку последними могут быть налоговые поступления, неналоговые поступления, предусмотренные законодательством.
Доходы бюджетов - это денежные средства, поступающие в бюджет соответствующего уровня. Правовым основанием для формирования доходов бюджета является не только налоговое законодательство Российской Федерации, но и ст. 9 комментируемого закона.
Под капитальными доходами бюджетов подразумеваются доходы от продажи основных фондов, государственных резервов и запасов, земли, целевые перечисления средств на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования, а также гранты (кроме грантов, выделяемых на различные исследования). Под грантами понимаются средства, безвозмездно перечисляемые иностранными государствами или международными организациями для поддержки бюджета или на иные цели, связанные с осуществлением функций государства.
Текущими доходами бюджета могут быть налоговые и неналоговые доходы. К налоговым доходам относятся как сами налоги, (обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета), так и штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства. Под неналоговыми доходами обычно понимаются доходы от использования имущества, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам, штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, а также доходы от продажи излишнего имущества, конфискованных товаров, подарки от негосударственных учреждений, предприятий, организаций и физических лиц и другое.
11. Произведенное Законом деление бюджетов каждого уровня на бюджет развития и бюджет текущих расходов имеет юридические последствия. Согласно статье 13 Закона Российской Федерации "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации" при наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
Ранее расходы бюджетов производились, в основном, на цели развития промышленности, сельского хозяйства, других отраслей народного хозяйства, а также на обеспечение социально-культурной сферы, на оборону страны и государственное управление. Финансирование осуществлялось только безвозвратно, безвозмездно, на определенные цели.
Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1996 год" расходы федерального бюджета утверждены по следующим разделам функциональной классификации:
- государственное управление;
- международная деятельность;
- национальная оборона;
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
- федеральная судебная система;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- промышленность, энергетика и строительство;
- сельское хозяйство и рыболовство;
- охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
- транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
- образование;
- культура и искусство;
- средства массовой информации;
- здравоохранение и физическая культура;
- социальная политика;
- обслуживание государственного долга;
- пополнение государственных запасов и резервов;
- прочие расходы;
- расходы целевых бюджетных фондов.
Утверждено распределение ассигнований из федерального бюджета на 1996 год на финансирование Федеральной инвестиционной программы; на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на финансирование центральных и региональных средств массовой информации, на финансирование по особо ценным объектам культурного наследия народов России, строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, а также предусмотрена ежеквартальная индексация расходов бюджета при условии превышения прогнозируемого объема доходов.
В условиях рыночных отношений, проведения приватизации предприятий расходы бюджета направляются на текущие и капитальные цели, они могут быть как безвозмездными, так и возмездными (т.е. заплаченными в обмен на что-то, приобретение товаров, услуг), осуществляться как в виде финансирования (безвозвратные) так и в виде выдачи бюджетной ссуды.
Правительству Российской Федерации Законом о федеральном бюджете разрешено в 1996 году в пределах ассигнований, утвержденных по разделам федерального бюджета на 1996 год, финансирование на отдельные цели на условиях возвратности и платности. Это касается, в частности, расходов на формирование федеральных продовольственных программ, расходов на приобретение скота на основе долгосрочной аренды (лизинга), сезонной закупки сырья и материалов предприятиями легкой и текстильной промышленности и др.
Заемщиками федеральных бюджетных средств могут быть российские предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, эти средства могут предоставляться через министерства, ведомства, банки и других юридических лиц, являющихся агентами Правительства Российской Федерации.
Нецелевое использование предприятиями средств федерального бюджета, предоставленных на безвозмездной и возвратной основе, несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также просрочка уплаты процентов за их использование является основанием для сокращения или прекращения предоставления всех форм государственной поддержки, в том числе отсрочек налоговых платежей; взимания штрафа в двойном размере действующей учетной ставки Центрального Банка Российской Федерации.
В 1996 г. возврат указанных средств, а также плата за их пользование приравниваются к платежам в федеральный бюджет и осуществляются в первоочередном порядке.
13. Сбалансированность доходов и расходов бюджетов является важнейшим условием успешного проведения бюджетно-финансовой политики любого государства.
Меры, принимаемые при дефиците бюджета Российской Федерации:
- первоочередное финансирование предусмотренных бюджетом текущих расходов; дотации; субвенции; выявление дополнительных доходов; выпуск займов; казначейские сертификаты; уточнение нормативов отчислений от налогов; установление предельных размеров дефицита бюджета, введение механизма секвестра расходов (ежемесячное пропорциональное снижение расходов по всем статьям, кроме защищенных статей). Состав защищенных статей меняется.
Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1995 год" от 31 марта 1995 г. <26> установил, в частности, что зарплата (денежное довольствие) с учетом взносов на социальное страхование и отчисления в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, расходы по реализации федеральной программы "Дети России" подлежат в 1995 г. финансированию в полном объеме (ст. 56).
Законом о федеральном бюджете на 1996 год утвержден следующий перечень защищенных текущих расходов федерального бюджета на 1996 год, подлежащих финансированию в полном объеме: заработная плата (денежное довольствие) с учетом взносов на социальное страхование и отчислений в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; стипендии; государственные пособия, другие социальные компенсационные выплаты населению; питание (продовольственное обеспечение); приобретение медикаментов и перевязочных средств; расходы по реализации федеральных программ "Дети России" и "Радиационная реабилитация территорий Уральского региона и меры по оказанию помощи пострадавшему населению"; Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации; погашение внутреннего товарного долга; расходы, относящиеся к деятельности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов.
Правительству Российской Федерации поручено в случае снижения поступлений в федеральный бюджет в сравнении с утвержденными в нем размерами более чем на 10 процентов и при обоснованном прогнозе дальнейшего снижения поступлений на основании ст. 68 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1996 год" принимать решение о введении секвестра (процент сокращения расходов) на утвержденные бюджетные расходы, определять размер секвестра, а также период времени, на который он выносится, при этом сокращение ассигнований по незащищенным статьям расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов, а также по объектам, включенным в Федеральную инвестиционную программу на 1996 год.
На основании ст. 75 Конституции России государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. В настоящее время займы выпускаются государственные, субъектов Федерации и местные. <27> По видам доходов займы делятся на процентные (ежегодная выплата процентов по заранее утвержденной ставке) и выигрышные. Государственные займы по месту размещения делятся на внутренние и внешние (реализуемые на иностранных рынках); по способу размещения - свободно обращаемые и принудительные, займы могут размещаться либо среди физических лиц, либо среди юридических лиц, либо смешанные (среди юридических и физических лиц одновременно). В Российской Федерации свободно обращаются облигации российского внутреннего выигрышного государственного займа 1992 года выпуска (сроком на 10 лет); установлен порядок возврата денег по облигациям государственного целевого беспроцентного займа.
Законом Российской Федерации "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" <28> от 21 июня 1996 г. определен порядок расчета единицы номинала целевого обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан.
Долговая стоимость одного долгового рубля (долговая стоимость ДОР) определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора. Величина государственного внутреннего долга Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан, определенным Законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" <29> выражается в долговых рублях.
В 1993 году Министерством финансов Российской Федерации выпущены золотые сертификаты в соответствии с Основными условиями продажи золота, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 25 сентября 1993 г. N 980. Министерство финансов Российской Федерации ведет регистрацию Договора об их залоге.
Правительство Российской Федерации выпустило казначейские обязательства и своим постановлением от 9 августа 1994 г. N 906 <30> утвердило Основные условия выпуска казначейских обязательств, являющихся ценными бумагами. Они размещаются среди юридических лиц в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (Главным управлением федерального казначейства), владельцами их могут быть российские юридические и физические лица. <31>
Казначейское налоговое освобождение - это именной документ, <32> подтверждающий сумму налогового освобождения исходя из задолженности бюджета перед соответствующим предприятием, образовавшейся в ходе его исполнения, с учетом фактической задолженности федеральному бюджету по всем платежам, включая по налогам, начисленных санкций (пени и др.). Налоговое освобождение по существу служит средством расчетов с бюджетом, поскольку оно выдается в обмен на казначейские обязательства, подлежит представлению в налоговые органы по месту регистрации предприятия для зачета задолженности федерального бюджета.
Использование казначейских обязательств и казначейских налоговых освобождений для погашения задолженности федерального бюджета (связанный с финансированием предприятий и организаций) и задолженности по уплате платежей в доход федерального бюджета в настоящее время себя не оправдывает.
Президент Российской Федерации принял 5 сентября 1995 г. Указ о выпуске государственных ценных бумаг, обеспеченных золотом. <33>
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Генеральные условия выпуска и обращения облигаций сберегательного займа Российской Федерации. <34>
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществлено Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 г. . <35> Определены виды предпринимательской деятельности на этом рынке. Деятельность может осуществляться лишь профессиональными участниками. Установлен порядок выдачи разрешения на проведение всякого рода лотерей. <36> 22 апреля 1996 года принят приоритетный закон о рынке ценных бумаг. <37> Он необходим для защиты акционеров-держателей акций. Об этом свидетельствуют факты, связанные с деятельностью АО МММ, банка "Чара" и ряда других организаций. В г. Москве впервые был создан специальный внебюджетный фонд для компенсации убытков акционеров отдельных организаций. Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. защищены права акционеров.
На покрытие дефицита бюджетов могут направляться кредитные ресурсы. В прошлые годы на покрытие дефицита федерального бюджета были использованы, главным образом, кредиты Центрального банка Российской Федерации. В 1995 году предусмотрены кредитные ресурсы Международного Валютного Фонда. Сумма внешних займов является суммой внешней задолженности государства. Российская Федерация приняла на себя обязанность погашения всей задолженности бывшего СССР.
14. Взаимоотношения бюджетов с другими элементами финансовой системы регулируются многими законодательными актами. Наиболее жестко осуществляется правовое регулирование по взысканию платежей в бюджет, в бесспорном и первоочередном порядке. В последнее время по этому вопросу принят ряд нормативных актов. <38> и возник спор о применении ст. 855 ГК РФ, о чем свидетельствует постановление Госдумы от 11 октября 1996 г.
Бюджетное законодательство не допускает возможности бесспорного изъятия средств предприятий и иных юридических лиц сверх налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей. Поэтому проблемы правильного определения значения терминов налоги, сборы, взносы и другие обязательные платежи представляют важное значение для бюджетного законодательства.
Налогом считается обязательный безвозмездный взнос денежных средств органам государства или местного самоуправления в законодательно установленных размерах и в заранее указанные сроки.
Под сбором обычно понимается платеж, установленный законодательством, вносимый предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами, как правило, за услуги, оказываемые государственными органами или органами местного самоуправления. <39> Особыми видами сборов являются государственная и таможенная пошлины.
Регулируемые финансовым законодательством взносы - это установленные законом взносы на определенную цель. В бюджет поступают различные виды платежей, но не все они являются обязательными. Определение понятия обязательных платежей весьма затруднительно. Этот термин часто применяется в законодательных актах: не только в комментируемом законе, но и в Указах Президента Российской Федерации, ведомственных актах, см., например, Порядок применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", утвержденный Росгосналогслужбой, Росминфином и Центробанком России 16 августа 1994 г. <40>
По мнению автора, обязательными платежами в бюджет являются установленные законом систематические платежи в бюджет физических и юридических лиц. Доминирующим элементом является их систематичность, т.е. по существу являются налогами. Обязательными платежами являются, например, ресурсные платежи.
Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ, или оказание услуг)" от 20 декабря 1994 г. N 2204 <41> установлен трехмесячный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (работы, услуги). Если стороны не предприняли всех имевшихся возможностей для погашения задолженности за поставленные товары (работы, услуги) Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России по истечении этого срока предъявляет требования о перечислении в доход федерального бюджета всего полученного сторонами и причитающегося им по указанным сделкам. При этом, если в течение льготного месяца стороны не осуществили полного исполнения обязательства, Федеральное управление предъявляет иск в арбитражный суд об обращении названного в доход федерального бюджета. Это неналоговый источник дохода федерального бюджета, элемент систематичности отсутствует и он не является обязательным платежом, к которому применяются нормы финансового права, поэтому к нему и не применяется бесспорное взыскание.
При этом следует иметь в виду, что иногда законодатель принимает решение о приравнивании некоторых платежей к платежам в федеральный бюджет. Так, например, в соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1996 год" нецелевое использование средств <42> федерального бюджета, предоставленных на безвозмездной основе, влечет их сокращение или прекращение, просрочка возврата бюджетных средств, предоставленных на возмездной основе, или просрочка уплаты процентов приравниваются к платежам в федеральный бюджет и осуществлялось в 1996 году в первоочередном порядке.
Комментируемый закон впервые определил разные юридические последствия, возникающие в результате выделения ассигнований, т.е. безвозмездно выделяемых из бюджета средств. Если ассигнования или дотации выделяются предприятиям и иным юридическим лицам, то они, как правило, не влекут возникновения права собственности на это предприятие у государства или местного самоуправления.
Однако если ассигнования из бюджета выделяются на инвестиции в капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий, то в результате таких инвестиций у Федерации, субъекта Российской Федерации или у местного самоуправления возникает собственность на эквивалентную часть капитала. Это может находить выражение во владении органов управления государственным имуществом собственностью или владении акциями (паями) акционерного общества или товарищества.
Инвестиции <43> - это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и любое другое имущество, вкладываемое в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения социального эффекта. Государство также может их вкладывать, поскольку оно допускается наравне с другими юридическими лицами к участию в гражданском обороте. Поэтому из соответствующих бюджетов направляются соответствующие средства в инвестиции.
Доходы от эксплуатации, продажи или сдачи в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций полностью или частично, направляются в бюджет или на развитие соответствующего предприятия. Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) определен во исполнение Указа Президента РФ "О реформе государственных предприятий" от 23 мая 1994 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. N 1138. <44>
Финансирование деятельности казенного завода осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг), а при их недостаточности на реализацию плана развития завода, содержание объектов социальной инфраструктуры, компенсаций убытков от выполнения плана-заказа выделяются средства из федерального бюджета, предусматриваемые в бюджете отдельной строкой. Решение о выделении заводу средств из федерального бюджета принимается Правительством Российской Федерации по представлению Росминэкономики и Росминфина на основании обращения уполномоченного органа (органа в соответствующей сфере управления). Не использованные заводом бюджетные ассигнования в течение бюджетного года подлежат возврату в федеральный бюджет. Направление прибыли завода осуществляется на производственные цели и социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Порядок их установления определяется Росминэкономикой и Росминфином.
Свободный остаток прибыли казенного завода (казенного хозяйства) подлежит изъятию в доход федерального бюджета Российской Федерации. Завод отчитывается о целевом использовании бюджетных ассигнований и амортизационных отчислениях. Корректировка объемов финансирования за счет федерального бюджета осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Применительно к рассматриваемой проблеме следует отметить, что имущественные отношения регулируются также и Гражданским кодексом Российской Федерации. Ныне действующий Гражданский кодекс способствует более стабильному регулированию экономических отношений, складывающихся между гражданами и юридическими лицами, между юридическими лицами, основанными на равноправии сторон.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном отношении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).
Однако Гражданский кодекс Российской Федерации допускает участие в гражданском обороте на равных началах с иными участниками гражданских правоотношений (физическими и юридическими лицами) в качестве субъектов гражданского права: Российской Федерации, ее субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также муниципальных образований (городские, сельские поселения, другие муниципальные образования).
При этом нормы гражданского законодательства к Российской Федерации, ее субъектам и местному самоуправлению применяются в том случае, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов гражданского права. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, установлен статьей 125 ГК РФ, которой предусмотрено, что от имени этих субъектов гражданского права могут выступать соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования определена статьей 126 ГК РФ. <45> Они отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования отвечают только по своим обязательствам и не отвечают друг за друга. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. Эти положения не распространяются на случаи, когда они приняли на себя гарантию (поручительство).
Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулируемых гражданским законодательством с участием иностранных юридических лиц, граждан, и государств, определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ).
Согласно статье 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
На основании пункта 3 статьи 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Гражданский кодекс РФ осуществил правовое регулирование и специальных средств бюджетных учреждений. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ гарантирует Российской Федерации, ее субъектам, местному самоуправлению широкие возможности защиты общественных интересов как нормами финансового законодательства (в т.ч. бюджетного, налогового), административного законодательства, так и нормами гражданского законодательства.
Комментируемый закон определил порядок образования на различных уровнях власти внебюджетных фондов, и их правовой статус в виде самостоятельных юридических лиц, независимых от бюджетов. Эта норма обеспечивает наряду с другими законодательными актами неотъемлемое бюджетное право субъектов Российской Федерации. <46> В юридической литературе освещались вопросы правового положения внебюджетных фондов <47> и отмечалось, что они во многих государствах позволяют избегать парламентского контроля. <48> Внебюджетные фонды создаются для осуществления какой-либо социально значимой цели и привлечения дополнительных по отношению к соответствующему уровню бюджета средств.
В настоящее время в стране действует множество фондов; организации с наименованием "фонды" имеют различный правовой статус. Так, образуются бюджетные фонды, государственные внебюджетные фонды, негосударственные внебюджетные фонды, организации, осуществляющие благотворительные, инвестиционные и иные некоммерческие цели. По сферам действия внебюджетные фонды могут быть централизованными (федеральными), межрегиональными (субъектов Российской Федерации), местными (органов местного самоуправления), отраслевыми. <49>
Правовое положение государственных внебюджетных фондов Российской Федерации определяется конкретными законодательными актами. По существу они являются государственными финансово-кредитными учреждениями. Для всех них характерной является тесная связь с федеральным бюджетом и регулирование отношений с другими участниками нормами финансового законодательства, что можно проиллюстрировать следующим.
Консолидированы (включены) в федеральный бюджет, начиная с 1995 г., средства следующих целевых внебюджетных фондов: Федерального дорожного фонда Российской Федерации, Федерального экологического фонда Российской Федерации, Фонда социального развития Департамента налоговой полиции Российской Федерации, Централизованного фонда социального развития Государственной налоговой службы Российской Федерации, Фонда развития таможенной системы Российской Федерации, Государственного фонда борьбы с преступностью и определено, что операции по этим (целевым, теперь уже бюджетным) фондам проводятся только через Главное управление федерального казначейства Российской Федерации.
Положение о пенсионном фонде России, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г., порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации <50> установили механизм формирования средств Пенсионного фонда Российской Федерации (и цели их направления), в том числе и за счет бюджетных средств в определенных случаях, а также цели направления средств фонда. Размер взносов определялся ежегодно Верховным Советом, а теперь - Федеральным Собранием. Недоимка по страховым взносам, а также суммы штрафов и иных санкций с работодателей-юридических лиц взыскиваются в бесспорном порядке, а с иных плательщиков страховых взносов - в судебном порядке и зачисляются в доход ПФР. Сроки исковой давности по взысканию с физических лиц - три года, а с юридических лиц в течение 6 лет с момента образования недоимки.
Закон Российской Федерации "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1994 год" от 5 ноября 1994 г. <51> определил направления в конкретных суммах на выплату трудовых пенсий, компенсационных выплат, пенсий выехавших за границу, выплату ритуальных пособий, пенсий за счет федерального бюджета, установил порядок уплаты в 1994 страховых взносов не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Работодатели, не имеющие счетов, уплачивают до 10 числа.
В практической деятельности Пенсионного фонда его средства изымались в бюджет Российской Федерации на возвратной основе. <52>
Указом Президента "О фонде социального страхования Российской Федерации" от 7 августа 1992 г. <53> установлено, что Фонд социального страхования является государственным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов Российской Федерации, других фондов и изъятию не подлежат. Действующее положение о Фонде социального страхования Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101. <54>
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации образован в соответствии с Законом РСФСР "О занятости населения в РСФСР" от 19 апреля 1991 г. для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости. <55> Средства фонда состоят из обязательных взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников, ассигнований из бюджетов всех уровней, добровольных взносов юридических и физических лиц и прочих поступлений. В печати в последнее время неоднократно ставились вопросы о нецелевом (главным образом на содержание аппарата) расходовании средств фонда.
Источники формирования системы здравоохранения и цели направления средств фонда определены Законом РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" от 28 июня 1991 г. <56> Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации. Но при недостаточности средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов. Размеры страховых взносов на обязательное медицинское страхование устанавливались Верховным Советом Российской Федерации, а теперь Федеральным Собранием. За счет средств соответствующих бюджетов осуществляются взносы на медицинское страхование для бюджетных учреждений и организаций, а также временно нерентабельных государственных (теперь казенных) предприятий.
На территории Российской Федерации финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством дорог осуществляется из средств дорожных фондов, <57> образуемых за счет транспортных налогов. Нет необходимости доказывать важность проведения указанных работ, необходимость строгого контроля за образованием и расходованием средств.
Указом Президента Российской Федерации "О федеральном дорожном фонде Российской Федерации" от 23 мая 1994 г. N 1008 <58>, начиная с 1994 года, доходы и расходы Федерального дорожного фонда Российской Федерации включаются в федеральный бюджет отдельной строкой и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации консолидировать территориальные дорожные фонды в составе их бюджетов с сохранением целевого назначения. Таким образом государственный внебюджетный федеральный фонд превратился по существу в бюджетный фонд, в который зачисляются налоги на транспортные средства, на пользователей автодорогами, налоги на владельцев транспортных средств и на их приобретение, как и все государственные внебюджетные фонды, консолидированные в федеральный бюджет (и соответственно в бюджеты субъектов РФ).
Законом Российской Федерации о федеральном бюджете на 1996 г. установлены: источники доходов Федерального дорожного фонда, направления средств, в том числе на содержание и ремонт действующей сети федеральных дорог, субвенции и дотации субъектам Российской Федерации на развитие и содержание автомобильных дорог общего пользования.
Средства, поступившие сверх установленных доходов, направляются на финансирование по определенным направлениям и пропорциям.
От государственных внебюджетных фондов отличаются бюджетные фонды. Бюджетные фонды создаются в рамках средств бюджета соответствующего уровня, так, например, на федеральном уровне - резервный фонд Президента Российской Федерации, резервный фонд Правительства Российской Федерации, фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и др.
Законом Российской Федерации о федеральном бюджете на 1996 год установлены источники доходов Федерального экологического фонда (10-процентные отчисления территориальных экологических фондов) и направления этих средств (субсидии на природоохранные мероприятия, капитальные вложения в основные фонды природоохранного назначения, содержание дирекции фонда).
Доходы, поступившие сверх предусмотренных, направляются на финансирование по направлениям этого фонда и в установленных пропорциях.
Доходы Централизованного фонда социального развития Государственной налоговой службы Российской Федерации в 1996 г. формируются согласно Закону Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1996 год" за счет 0,75 процента от суммы фактических поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за зачислением которых осуществляется налоговыми органами.
На содержание и развитие Государственной налоговой службы Российской Федерации направляется 49,93 процента, а в размере 50,07 процента на проведение научно-исследовательских работ, связанных с обеспечением национальной обороны.
Средства, поступившие в указанный фонд сверх предусмотренных, распределяются по установленным направлениям и пропорциям.
Согласно Закону Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1996 год", доходы фонда социального развития Департамента налоговой полиции Российской Федерации <59> формируются в 1996 году за счет 0,15 процента суммы фактических поступлений налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за зачислением которых осуществляется налоговыми органами, и расходуются на содержание и развитие органов налоговой полиции (на текущее содержание, на приобретение вооружения, спецтехники и средств связи, на капитальное строительство и приобретение оборудования). Средства, поступившие сверх установленной суммы, расходуются по указанным направлениям и установленной пропорции.
Государственный фонд борьбы с преступностью формируется в 1996 году за счет источников, определенных Законом о федеральном бюджете на 1996 г. (ст. 53), и средства направляются в 1996 году в установленных суммах на приобретение вооружения, военной специальной техники и средств связи и на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Правительству поручено утвердить пропорции между получателями - главными распорядителями указанных средств Фонда.
Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1996 год" предусмотрен размер средств Фонда развития таможенной системы Российской Федерации и определены конкретные цели, а средства, поступившие в этот срок сверх установленной суммы в полном объеме, направляются на содержание и обустройство таможенных органов Государственного таможенного комитета Российской Федерации в установленных пропорциях.
Финансовым законодательством ранее при регулировании финансовой деятельности предприятий, учреждений и организаций предусматривалось образование значительного количества целевых отраслевых фондов. Формирование отраслевых целевых фондов (кроме фонда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) с 1 июля 1994 г. осуществляется исключительно путем перечисления предприятиями целевых средств в федеральный бюджет. Порядок их формирования и расходования определяется Правительством Российской Федерации совместно с соответствующим отраслевым органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 2 Порядка образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. N 315 <60>, эти фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5 процента от себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Суммы отчислений относятся на себестоимость продукции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270. <61> Действия налоговых органов при несвоевременности и неполном внесении платежей в отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР регулируются нормами финансового права, предусматривающими увеличение налогооблагаемой прибыли, увеличение налога на прибыль с применением штрафных санкций.
В статье 50 ГК РФ (п. 3) дан перечень некоммерческих организаций, иные формы могут устанавливаться только законом. <62> Учитывая многообразие организации с наименованием фондов и образованием различных фондов на предприятиях представляется целесообразным разработка и принятие актов о фондах и их правовом статусе. <63>
От внебюджетных и бюджетных фондов отличаются специальные средства бюджетных учреждений, получаемые сверх бюджетных ассигнований и не включаемые в бюджет. Это средства от выполнения бюджетными учреждениями различного рода работ и услуг, выполняемых ими при осуществлении уставной деятельности.