г. Тюмень |
|
2 декабря 2022 г. |
Дело N А27-137/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Качур Ю.И.,
судей Бедериной М.Ю.,
Зюкова В.А. -
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Осипова Максима Геннадьевича на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 (судьи Иващенко А.П., Кудряшева Е.В., Сбитнев А.Ю.) по делу N А27-137/2020 Арбитражного суда Кемеровской области, принятые по заявлению Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России, заявитель, уполномоченный орган, налоговый орган) о признании общества с ограниченной ответственностью "Союзшахтоосушение" (ИНН 4205134450, ОГРН 1074205014641, далее - должник, ООО "СШО") несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании принял участие представитель Осипова М.Г. - Лякин В.Е. по доверенности от 25.10.2021.
Суд установил:
в Арбитражный суд Кемеровской области 09.01.2020 поступило заявление ФНС России о признании несостоятельным (банкротом) ООО "СШО".
Заявление мотивировано наличием неисполненной свыше трех месяцев задолженности ООО "СШО" по обязательным платежам, превышающей 300 000 руб., а именно в сумме 20 275 185,90 руб., в том числе: 11 325 005,36 руб. основного долга, 7 604 413,54 руб. пени, 1 345 767 руб. штрафов.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.10.2020, оставленным без изменения Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022, ООО "СШО" признано банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника; открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим должником утвержден Искандиров Дмитрий Гумарович; требования ФНС России в размере 4 772,19 руб. недоимки включены во вторую очередь реестра требований кредиторов должника; требования ФНС России в размере 11 255 778,23 руб. недоимки включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника; отдельно в реестре требований кредиторов должника учтены требования уполномоченного органа в размере 8 944 938,52 руб. пени и штрафов, как подлежащие удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.06.2022 постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022 отменено, обособленный спор направлен на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.10.2020 оставлено без изменения.
Осипов М.Г. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда от 23.10.2020 и постановление апелляционного суда от 06.09.2022 в части включения в реестр требований кредиторов должника требования ФНС России в размере 11 255 778,23 руб. недоимки и 8 944 938,52 руб. пеней и штрафов, принять новый судебный акт об отказе во включении указанных требований.
В обоснование жалобы и в дополнении к ней податель приводит следующие доводы: основанием для повторного возбуждения исполнительных производств послужили не постановления от 02.08.2017 N 42050050289, от 31.08.2017 N 42050053246, а "новые" постановления от 03.05.2018 N 420509453-п и N 420509454-п, вынесение которых не предусмотрено действующим законодательством, поэтому они не имеют юридической силы; в материалах дела отсутствуют доказательства предъявления "повторных" постановлений от 03.05.2018 N 420509453-п и N 420509454-п в течение шести месяцев с момента возврата предыдущих (07.11.2017), то есть в срок 07.05.2018; даты возбуждения исполнительных производств по направленным уполномоченным органам документам в ФССП России вызывает сомнения в их достоверности.
Представленный уполномоченным органом отзыв на кассационную жалобу Осипова М.Г. приобщен к материалам дела в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В заседании суда кассационной инстанции представитель кассатора поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, настаивал на том, что судом апелляционной инстанции не выполнены указания суда округа, данные при направлении дела на новое рассмотрение.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемого постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, уполномоченный орган сослался на наличие у ООО "СШО" неисполненных обязательств перед бюджетом в размере 20 275 185,90 руб., неведение должником хозяйственной деятельности, отсутствие имущества, а также движения денежных средств по счетам.
Изначально Осипов М.Г., ссылаясь на отсутствие оснований для включения в реестр требований уполномоченного органа, подтвержденных постановлениями от 02.08.2017 N 42050050289 и от 31.08.2017 N 42050053246, которые предъявлялись в службу судебных приставов для принудительного исполнения 16.08.2017 и 12.09.2017, указал, что после их возвращения уполномоченному органу 07.11.2017 повторно предъявлены в службу судебных приставов для принудительного исполнения они были только 03.05.2018 (постановления N 420509453-П, N 420509454-П), то есть с пропуском законодательно установленного срока для принудительного взыскания задолженности, что влечет отказ во включении ее в реестр.
Направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, суд округа в постановлении от 28.06.2022 указал на необходимость проверки соблюдения (несоблюдения) уполномоченным органом срока на повторное предъявления постановлений от 02.08.2017 N 42050050289 и от 31.08.2017 N 42050053246 к принудительному исполнению в службу судебных приставов в пределах шести месяцев со дня возвращения исполнительного документа в адрес ФНС России (необходимо выяснить конкретную дату).
При новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции установил, что на основании постановлений уполномоченного органа от 03.05.2018 N 420509453-П и N 420509454-П в отношении взыскания спорной недоимки (17 046 600 руб. и 271 486,49 руб.) судебными приставами-исполнителями повторно возбуждены исполнительные производства (N 38346/18/42034-ИП и N 38344/18/42034-ИП), что подтверждается постановлениями от 15.05.2018, которые были окончены 26.10.2020 в связи с признанием должника банкротом. Поскольку часть задолженности второй очереди в сумме 2 255 руб., третьей очереди в сумме 62 199,94 руб. и по штрафным санкциям в размере 5 242,02 руб. не предъявлялась для повторного взыскания, апелляционный суд пришел к выводу об обоснованности требования уполномоченного органа в части и в размере той задолженности, по которой соблюден порядок для ее принудительного взыскания (недоимки второй очереди 4 772,19 руб.; недоимки третьей очереди 11 255 778,23 руб., штрафных санкций 8 944 938,52 руб.).
Выводы апелляционного суда соответствуют закону и материалам дела.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
Таким образом, арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ).
К числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если и эти меры не были предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Взыскание налоговой задолженности в принудительном порядке состоит из нескольких последовательных этапов, включающих направление требования об уплате налога, обращение взыскания на денежные средства должника, обращение взыскания на иное имущество должника. Налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика.
В силу статьи 47 НК РФ, статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
В соответствии с частью 6.1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве оформленные в установленном порядке акты органов осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
На основании части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в том числе, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Данной статьей также установлено, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Закона.
Таким образом, по возвращении судебным приставом-исполнителем без исполнения постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика налоговый орган в течение шести месяцев вправе повторно направить это постановление на исполнение судебному приставу.
Непринятие таких мер влечет утрату уполномоченным органом права на принудительное взыскание налога и пени с налогоплательщика.
Несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
В настоящем случае судом апелляционной инстанции установлено, что в отношении спорной задолженности уполномоченный орган принял комплекс мер принудительного взыскания, в том числе выставлены требования от 14.06.2017 N 188104 (срок погашения задолженности до 04.07.2017) и от 17.07.2017 N 195259 (срок погашения задолженности до 04.08.2017).
По истечении установленного в требованиях срока налоговым органом в порядке пункта 3 статьи 46 НК РФ вынесены решения от 17.07.2017 N 49896 и от 17.08.2017 N 55608 о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей и санкций за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.
В связи с недостаточностью у должника денежных средств налоговым органом в порядке пункта 1 статьи 47 НК РФ вынесены постановление от 02.08.2017 N 42050050289 на сумму 17 046 600 руб. и постановление от 31.08.2017 N 42050053246 на сумму 271 486,49 руб.
На основании вынесенных постановлений возбуждены исполнительные производства от 16.08.2017 N 95420827/4234 и от 12.09.2017 N 95420782/4234, которые окончены 12.10.2017 по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве (с актом о невозможности взыскания).
В соответствии с соглашением Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России) от 04.04.2014 N 0001/7, ФНС России от 14.04.2014 N ММВ-23-8/3@ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов" обмен информацией между ФНС России и ФССП России, их территориальными органами и структурными подразделениями осуществляется в электронном виде по защищенным каналам связи. Обмен информацией в электронном виде между ФНС России и ФССП России осуществляется в соответствии с протоколами информационного обмена.
Журналом входящих документов подтверждается, что 07.11.2017 уполномоченным органом получены постановления ФССП России об окончании исполнительных производств N 95420827/4234 и N 95420782/4234.
Таким образом, в соответствии со статьей 21 Закона об исполнительном производстве срок на предъявление налоговым органом повторно требования о взыскании с должника задолженности по уплате обязательных платежей и санкций составляет шесть месяцев со дня получения постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, то есть он истекает 07.05.2018.
Из материалов дела следует, что 03.05.2018 налоговый орган повторно предъявил в ФССП России постановление N 420509453-п на сумму 17 046 600 руб. и постановление N 420509454-п на сумму 271 486,49 руб., то есть повторные постановления, в основу которых положена задолженность, вытекающая из требований от 14.06.2017 N 188104 и от 17.07.2017 N 195259, предъявлены налоговым органом в пределах установленного законом шестимесячного срока. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При этом налоговым органом 03.05.2018 предъявлена ко взысканию та же самая задолженность по обязательным платежам, на ту же сумму, в основание которой положены прежние требования и решения, поэтому суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у уполномоченного органа отсутствовала необходимость соблюдения процедур, предусмотренных статьями 46 и 47 НК РФ, повторно.
На основании повторно предъявленных налоговым органом постановлений от 03.05.2018 судебным приставом-исполнителем возбуждены исполнительные производства от 15.05.2018 N 38346/18/42034-ИП и от 15.05.2018 N 38344/18/42034-ИП, которые окончены 26.10.2020 на основании пункта 7 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве, то есть после введения в отношении должника процедуры банкротства.
Довод кассатора о том, что повторно предъявлены в службу судебных приставов не постановления от 02.08.2017 N 42050050289 и от 31.08.2017 N 42050053246, а иные от 03.05.2018 N 420509453-П и N 420509454-П, подлежит отклонению, поскольку сам по себе факт вынесения повторных постановлений не изменяет существа и размера заявленной ко взысканию задолженности, основанием для предъявления которой послужили прежние требования от 14.06.2017 N 188104 и от 17.07.2017 N195259.
Таким образом, постановления от 03.05.2018 N 420509453-п и N 420509454-п имеют юридическую силу наравне с первичными постановлениями N 42050050289 от 02.08.2017 и от 31.08.2017 N 42050053246, права налогоплательщика в указанной ситуации не могут признаваться нарушенными, поскольку двойное взыскание задолженности исключено.
При таких обстоятельствах, доводы кассатора о пропуске уполномоченным органом срока на предъявление требований к принудительному взысканию и нарушении принудительного порядка для взыскания обязательных платежей являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм права и сделанными без учета фактических обстоятельств по настоящему делу.
В связи с этим суд округа соглашается с выводами апелляционного суда о наличии оснований для включения требований ФНС России в реестр требований кредиторов должника в установленном судами размере.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по сути, выражают несогласие заявителя с выводами суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах, не указывают на неправильное применение судами норм права и подлежат отклонению.
Полномочия вышестоящего суда по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 по делу N А27-137/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Ю.И. Качур |
Судьи |
М.Ю. Бедерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что 03.05.2018 налоговый орган повторно предъявил в ФССП России постановление N 420509453-п на сумму 17 046 600 руб. и постановление N 420509454-п на сумму 271 486,49 руб., то есть повторные постановления, в основу которых положена задолженность, вытекающая из требований от 14.06.2017 N 188104 и от 17.07.2017 N 195259, предъявлены налоговым органом в пределах установленного законом шестимесячного срока. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При этом налоговым органом 03.05.2018 предъявлена ко взысканию та же самая задолженность по обязательным платежам, на ту же сумму, в основание которой положены прежние требования и решения, поэтому суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у уполномоченного органа отсутствовала необходимость соблюдения процедур, предусмотренных статьями 46 и 47 НК РФ, повторно.
На основании повторно предъявленных налоговым органом постановлений от 03.05.2018 судебным приставом-исполнителем возбуждены исполнительные производства от 15.05.2018 N 38346/18/42034-ИП и от 15.05.2018 N 38344/18/42034-ИП, которые окончены 26.10.2020 на основании пункта 7 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве, то есть после введения в отношении должника процедуры банкротства."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 декабря 2022 г. N Ф04-2583/21 по делу N А27-137/2020
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1738/2021
06.02.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1738/2021
29.01.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1738/2021
02.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2583/2021
03.05.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1738/2021
02.12.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2583/2021
06.09.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1738/2021
28.06.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2583/2021
07.04.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1738/2021
05.07.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2583/2021
30.03.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1738/2021
23.10.2020 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-137/20