г. Казань |
|
27 октября 2015 г. |
Дело N А55-1037/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Аглиуллиной Ф.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Конопатова В.В.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" - Пызина А.О., доверенность от 25.12.2014 N 1а-15/71,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск"
на определение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2015 (судья Серебрякова О.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 (председательствующий судья Радушева О.Н., судьи Садило Г.М., Серова Е.А.)
по делу N А55-1037/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы", г. Тольятти Самарской области (ОГРН 1063250031987, ИНН 3250066722) о признании несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее - ОАО "Брянские коммунальные системы"), являющееся субъектом естественных монополий в области производства тепловой энергии (зарегистрирован в реестре субъектов естественных монополий 18.10.2007 за N 263-7), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением должника в порядке статьи 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2014 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ОАО "Брянские коммунальные системы".
Определением Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2014 в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации", в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, к рассмотрению дела привлечены: Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная служба по тарифам.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 24.02.2015 в порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен акционер должника - общество с ограниченной ответственностью "Завод "Комплекс".
19.02.2015 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно:
-внесены изменения в сведения о наименовании юридического лица, где полным наименованием должника является Акционерное общество "Брянские коммунальные системы";
-внесены изменения в сведения об адресе юридического лица, где юридическим адресом должника является: 445047, Самарская область, г. Тольятти, шоссе Южное, д.33, пом.23,24.
Определением от 25.03.2015 Арбитражный суд Самарской области определил: "должником по делу N А55-1037/2014 считать Акционерное общество "Брянские коммунальные системы".
Ввести в отношении Акционерного общества "Брянские коммунальные системы", ИНН 3250066722, ОГРН 1063250031987 процедуру наблюдения.
Утвердить временным управляющим Акционерным обществом "Брянские коммунальные системы" Блохина Максима Алексеевича, члена Некоммерческого партнерства Арбитражный управляющих "Орион", ИНН 323403000360, регистрационный номер - 10946, адрес: 241019, г. Брянск, а/я 17".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 определение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2015 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Брянск") - без удовлетворения.
При этом суды первой и апелляционной инстанций отклонили доводы ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" о необоснованности возбуждения дела о банкротстве по заявлению должника ввиду отсутствия предусмотренных пунктом 3 статьи 197 Закона о банкротстве доказательств обращения взыскания на имущество должника в порядке исполнения судебных актов, указав, что при рассмотрении заявления должника - субъекта естественной монополии о признании его несостоятельным (банкротом) подлежат установлению только обстоятельства, с наличием которых связана предусмотренная статьей 9 Закона о банкротстве обязанность должника обратиться в арбитражный суд с таким заявлением.
В кассационной жалобе ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" просит определение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 отменить, производство по делу прекратить.
При этом заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, указав, что положения пункта 3 статьи 197 Закона о банкротстве при рассмотрении заявления должника не применяются, так как являются обязательными только при рассмотрении вопроса об обоснованности заявления кредитора или уполномоченного органа. Должником не представлены предусмотренные пунктом 3 статьи 197 Закона о банкротстве доказательства обращения взыскания на имущество АО "Брянские коммунальные системы" и невозможности удовлетворения в полном объеме требований кредиторов за счет имущества должника. При наличии аналогичных обстоятельств ОАО "Брянские коммунальные системы" 06.08.2012 подавало заявление о признании его несостоятельным (банкротом). Дело рассматривалось Арбитражным судом Брянской области, Двадцатым арбитражным апелляционным судом и Федеральным арбитражным судом Центрального округа. В результате заявление АО "Брянские коммунальные системы" о признании его несостоятельным должником (банкротом) признано необоснованным, во введении процедуры наблюдения отказано, производство по делу прекращено.
Проверив законность определения Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2015 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 в соответствии со статьями 284, 286, 290 АПК РФ, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости их отмены и направления дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Согласно уставу ОАО "Брянские коммунальные системы" основными видами его деятельности являются производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" оказание услуг по передаче тепловой энергии относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2007 N 263-э ОАО "Брянские коммунальные системы" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Банкротство субъектов естественных монополий регулируется специальными нормами параграфа 6 главы IX Закона о банкротстве.
Согласно пункту 3 статьи 197 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей на дату возбуждения настоящего дела о банкротстве ОАО "Брянские коммунальные системы", дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Таким образом, дело о банкротстве в отношении субъекта естественной монополии может быть возбуждено только после фактического обращения взыскания на имущество должника, непосредственно не участвующего в производстве товаров, если полученных от такого обращения денежных средств будет недостаточно для полного удовлетворения требований кредиторов.
До фактического обращения взыскания оценка стоимости такого имущества как заведомо недостаточного для удовлетворения требований кредиторов не имеет правового значения для решения вопроса о возбуждении дела о банкротстве субъекта естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
Между тем, суд первой инстанции, возбуждая дело о банкротстве и вводя в отношении должника наблюдение, исходил из ответа Советского районного отдела судебных приставов г.Брянска УФССП по Брянской области N 32001/15/3425 от 19.01.2015 о наличии сводного исполнительного производства N 50178/12/01/32СД, возбужденного в отношении АО "Брянские коммунальные системы" о взыскании задолженности в размере 1 509 316 215,69 руб. в пользу различных взыскателей. В состав сводного исполнительного производства N 50178/12/01/32СД от 12.10.2012 входит 175 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В ходе исполнения сводного исполнительного производства приняты меры принудительного характера, а именно, наложены аресты на имущество Акционерного общества "Брянские коммунальные системы". Таким образом, должник погасить кредиторскую задолженность по своим обязательствам не способен в связи с отсутствием достаточных средств и имущества.
Ни из указанного ответа, ни из других материалов дела не усматривается факт обращения взыскания на имущество должника в соответствии с пунктом 1 статьи 69 ФЗ "Об исполнительном производстве" и неудовлетворения в полном объеме требований кредиторов в результате мер взыскания, перечисленных в указанной норме.
Более того, суд исходил из ошибочного толкования статьи 9 и пункта 3 статьи 197 Закона о банкротстве, указав, что поскольку дело о банкротстве АО "Брянские коммунальные системы" возбуждено по заявлению должника в порядке статьи 9 Закона о банкротстве, то положения пункта 3 статьи 197 Закона о банкротстве к спорным правоотношениям применению не подлежит.
Между тем, статья 9 Закона о банкротстве является общей нормой, а статья 197 Закона о банкротстве - специальной.
Согласно общеправовым принципам разрешения коллизий правовых норм при конкуренции правовых норм подлежит применению специальная норма. На необходимость применения данного принципа указано, в частности, в абзаце 3 пункта 2 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.10.2000 N 199-О.
Из текста пункта 3 статьи 197 Закона о банкротстве не вытекает, что должник не обязан подтверждать указанные в нем обстоятельства.
В связи с указанным ошибочным толкованием норм Закона о банкротстве судом фактически не исследовалось и не оценивалось условие возбуждения дела о банкротстве должника - субъекта естественной монополии, предусмотренное пунктом 3 статьи 197 Закона о банкротстве в части неудовлетворения требований кредиторов в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 ФЗ "Об исполнительном производстве".
В этой связи обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение с целью исследования и оценки указанных обстоятельств и установления наличия или отсутствия условий, необходимых для возбуждения в отношении должника - субъекта естественной монополии дела о банкротстве.
Доводы управляющей компании АО "Брянские коммунальные системы" ООО "УК "Альфа-Менеджмент", изложенные в отзыве на кассационную жалобу, об отсутствии у ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" статуса конкурсного кредитора и, соответственно, права на обжалование определения о введении наблюдения, судом кассационной инстанции признаются несостоятельными.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.10.2013 по делу N А09-7156/2013, вступившим в законную силу, с ОАО "Брянские коммунальные системы" в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" взыскано 47 855 363,19 руб. задолженности и 132 920,32 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Согласно справке Советского районного отдела судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области от 11.02.2014 (л.д. 103-112 т. 1) ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" является взыскателем по сводному исполнительному производству N 50178/12/01/32/СД.
Поскольку с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона о банкротстве приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, то данный судебный акт затрагивает права и законные интересы ООО "Газпром межрегионгаз Брянск".
В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 N 12278/13, в тех случаях, когда судебный акт затрагивает права и законные интересы других лиц не непосредственно (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"), а косвенно и напрямую о них не высказывается, его обжалование происходит не по правилам статьи 42 АПК РФ. С целью учета таких ценностей, как правовая определенность и стабильность судебного акта, также являющихся проявлением права на судебную защиту (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.2005 N 11-П и пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках"), и обеспечения справедливого баланса между интересами всех затрагиваемых лиц суд при принятии жалобы соответствующего лица или постановке вывода о ее рассмотрении по существу оценивает не только наличие обоснованных оснований полагать, что обжалуемый акт существенным образом влияет на его права и законные интересы, но и наличие у него обоснованных и убедительных доводов о принятии такого акта с нарушением закона и потому необходимости его отмены.
Учитывая то, что обжалуемые судебные акты существенным образом влияют на права и законные интересы ООО "Газпром межрегионгаз Брянск", а в кассационной жалобе приведены обоснованные и убедительные доводы о принятии их с нарушением закона, суд кассационной инстанции счел необходимым рассмотреть его кассационную жалобу по существу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 по делу N А55-1037/2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Аглиуллина |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 N 12278/13, в тех случаях, когда судебный акт затрагивает права и законные интересы других лиц не непосредственно (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"), а косвенно и напрямую о них не высказывается, его обжалование происходит не по правилам статьи 42 АПК РФ. С целью учета таких ценностей, как правовая определенность и стабильность судебного акта, также являющихся проявлением права на судебную защиту (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.2005 N 11-П и пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках"), и обеспечения справедливого баланса между интересами всех затрагиваемых лиц суд при принятии жалобы соответствующего лица или постановке вывода о ее рассмотрении по существу оценивает не только наличие обоснованных оснований полагать, что обжалуемый акт существенным образом влияет на его права и законные интересы, но и наличие у него обоснованных и убедительных доводов о принятии такого акта с нарушением закона и потому необходимости его отмены."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 октября 2015 г. N Ф06-1322/15 по делу N А55-1037/2014
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20488/2021
20.07.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6488/2021
18.05.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1289/2021
11.02.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19305/20
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-1037/14
08.05.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2831/19
13.03.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1719/19
20.12.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41137/18
27.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12395/18
22.08.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36031/18
24.05.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5749/18
07.12.2017 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16583/17
11.09.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10959/17
21.06.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1037/14
23.05.2017 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21801/17
17.04.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3188/17
17.11.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14078/16
27.09.2016 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-1037/14
18.08.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1037/14
07.07.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10620/16
27.04.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1037/14
21.04.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3694/16
06.11.2015 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-1037/14
27.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1322/15
20.07.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7704/15
05.05.2015 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6156/15
11.07.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13834/13
11.07.2014 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-1037/14
25.06.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8015/14
25.04.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6696/14