См. также постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2012 г. N Ф10-3585/12 по делу N А64-6148/2010, от 21 ноября 2012 г. N Ф10-3585/12 по делу N А64-6148/2010 и от 24 января 2013 г. N Ф10-3585/12 по делу N А64-6148/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.03.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
Егорова Е.И. |
Судей: |
Ермакова М.Н. Шуровой Л.Ф. |
при участии в заседании: |
|
от конкурсного управляющего ФГУП "Моршанская селекционная станция" Агапова С.А. г. Тамбов, ул. Пионерская, д. 13, офис 62, |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Федеральной налоговой службы Российской Федерации г. Москва, ул. Неглинная, д. 23, |
Босовой С.В. - представителя (дов. от 27.07.2012, удостоверена нотариально, реестровый номер Д-970), |
от ОАО "Сбербанк России" в лице Тамбовского отделения N 8594 г. Тамбов, ул. К. Маркса, д. 130, |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от ОАО "Продовольственный фонд Тамбовской области" г. Тамбов, ул. Островитянова, д. 9Б, |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от ОАО "Юрсервис" г. Тамбов, ул. Державинская, д. 16А, оф. 605, |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от председателя комитета кредиторов Попова А.И. Тамбовская область, г. Котовск, ул. Гаврилова, д. 4, кв. 23 |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего ФГУП "Моршанская селекционная станция" Агапова С.А. на определение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.05.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда (Перунова В.Л.) от 25.12.2012 (судьи Потапова Т.Б., Потихонина Ж.Н., Безбородова Е.А.) по делу N А64-6148/2010,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.12.2010 принято к производству заявление ФНС России о признании Организации научного обслуживания "Моршанская селекционная станция" ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт кормов им. В.Р. Вильямса" РАСХН несостоятельной (банкротом).
Определением суда от 23.01.2012 требования ФНС России признаны обоснованными, в отношении Организации научного обслуживания "Моршанская селекционная станция" ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт кормов им. В.Р. Вильямса" РАСХН введено наблюдение, временным управляющим назначен Беляев А.В.
Определением от 05.03.2012 должник - Организация научного обслуживания "Моршанская селекционная станция" ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт кормов им. В.Р. Вильямса" РАСХН был переименован на Федеральное государственное унитарное предприятие Моршанская селекционная станция Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ФГУП "Моршанская селекционная станция", должник), освобожден от исполнения обязанностей временный управляющий Беляев А.В., и утвержден временным управляющим Доттуев Х.Б.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.04.2012 ФГУП "Моршанская селекционная станция" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, с возложением обязанностей конкурсного управляющего на Доттуева Х.Б.
Определением от 28.05.2012 конкурсным управляющим должника утвержден Агапов С.А.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве "наблюдение" опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 30 от 18.02.2012.
С заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника ФНС России в лице Межрайонной ИФНС N 7 по Тамбовской области обратилась 07.03.2012.
Определением суда от 24.05.20012 требования уполномоченного органа удовлетворены, в реестр требований кредиторов должника требования ФНС России включены в третью очередь удовлетворения: задолженность в бюджет в сумме: основной долг - 766 991,54 руб., пени - 651 474,77 руб., штраф - 119 405 руб., задолженность по уплате взносов на обязательное социальное страхование в сумме: основной долг - 308 638,96 руб., пени - 672 руб.; задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме: недоимка по страховой части трудовой пенсии - 629 286 руб., пени на страховую часть пенсии 92 988,68 руб., недоимка по накопительной части трудовой пенсии - 137 022 руб., пени на накопительную часть пенсии - 27 831, 73 руб.
Указанное определение суда в части включения в реестр требований кредиторов ФГУП "Моршанская селекционная станция" задолженности в размере 495 627 руб. основного долга и 114 075, 84 руб. пени обжаловано конкурсным управляющим Агаповым С.А. в суд апелляционной инстанции.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами в указанной части, конкурсный управляющий Агапов С.А. обжаловал их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя уполномоченного органа, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении заявления ФНС России о включении задолженности в реестр требований кредиторов ФГУП "Моршанская селекционная станция" в суде первой инстанции ОАО "Продовольственный фонд Тамбовской области" и ООО "Юрсервис" заявили возражения относительно включения суммы задолженности в реестр требований кредиторов должника, мотивируя тем, что данная задолженность оплачена судебным приставом-исполнителем за счет реализации имущества должника.
Уполномоченным органом требования были уточнены, при этом исполняющий обязанности конкурсного управляющего Доттуев Х.Б. возражений не заявил, согласившись с заявленными налоговым органом требованиями.
Требования заявителя в настоящем споре основаны на задолженности, реструктуризированной ранее и восстановленной в 2011 году.
Судами установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 458 от 08.06.2001, решением N 10 от 08.11.2001 была реструктуризирована задолженность должника по взносам в государственные внебюджетных Фонды.
Затем, в соответствии с Федеральным Законом N 83-ФЗ от 09.07.2002 "О финансовом оздоровлении сельхозтоваропроизводителей" данная реструктуризация была отменена и заключено соглашение между налоговым органом и должником о реструктуризации указанной задолженности N 28 от 28.08.2003.
В последствии, 25.03.2011 (протокол от 13.05.2011) на заседании межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельхозтоваропроизводителей Тамбовской области было принято решение о расторжении соглашения о реструктуризации долгов и выведения из программы финансового оздоровления ФГУП "Моршанская селекционная станция".
В связи с этим уполномоченным органом в адрес должника были направлены требования N 298468 и N 59889 от 13.05.2011, вынесены решение о взыскании задолженности за счет денежных средств N 39566 от 03.06.2011 и постановление о взыскании задолженности за счет имущества должника N 6478 от 22.06.2011, на основании которых 01.07.2011 было возбуждено исполнительное производство.
Удовлетворяя требования уполномоченного органа в части включения в реестр требований кредиторов задолженности в размере 495 627 руб. основного долга и 114 075,84 руб. пени, суды обоснованно исходили из следующего.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
В силу пункта 6 статьи 16 названного Закона требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
В соответствии со ст.ст. 71, 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 257 от 29.05.2004 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является ФНС России.
Пунктом 2 статьи 45 - НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ (пункт 7 ст. 46 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельхозтоваропроизводителей" при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства должника считаются наступившими.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 13054/04 от 22.03.2005, реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в силу ст. 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован ст. 68 НК РФ.
Поэтому суды правильно указали, что этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном ст.ст. 46, 47 НК РФ, осуществляется в таком случае с учетом требований, указанных в ст. 68 НК РФ.
Из п.п. 3, 4 ст. 68 НК РФ следует, что при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
Таким образом, срок, установленный для направления требования об уплате налогов, пеней, начинает течь с учетом срока, предусмотренного п. 4 ст. 68 НК РФ.
При определении предельного срока взыскания задолженности, оставшейся после прекращения действия реструктуризации, учитывается совокупность сроков, предусмотренных п. 4 ст. 68 НК РФ (30 дней с момента получения решения о прекращении решения о реструктуризации), ст. 70 Кодекса (3 месяца, а также срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании), п. 3 ст. 46 НК РФ (60 дней).
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что данный срок ФНС России не пропущен.
В соответствии с Письмом МНС РФ N АС-6-29/534 от 08.05.2003 "О реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов" правом на реструктуризацию задолженности в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" обладали и организации, ранее урегулировавшие свою задолженность в соответствии с Постановлением Правительства РФ 458 от 08.06.2001, а также организации, утратившие право на реструктуризацию в соответствии с указанным Постановлением. Решением N 26 от 05.09.2003 уполномоченный орган прекратил действие решения от 08.11.2011 в связи с заключением Соглашения от 28.08.2003. Таким образом, довод заявителя о неправомерности заявленной к включению в реестр требовании кредиторов должника суммы ввиду того, что она была дважды реструктуризирована, правомерно отклонен судами.
Доводы жалобы об отсутствии полномочий у налогового органа на взыскание спорной задолженности и подачи заявления о включении ее в реестр требований кредитор, поскольку взыскание задолженности на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2010 осуществляет ПФ РФ, также обоснованно отклонен судами.
Задолженность по государственным внебюджетным фондам по состоянию на 01.01.2001 была передана Фондами налоговому органу в соответствии с актами сверки, подписанными между налоговым органом, государственными фондами и организацией-должником.
До передачи данной задолженности весь комплекс мер по принудительному взысканию недоимки осуществлялся Фондом. При этом, доказательства возникновения недоимки (1999-2000) - декларации, расчеты, бухгалтерская отчетность за период 1995-2005 года уничтожена в связи с истечением срока хранения.
Уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является ФНС России (Постановление Правительства РФ N 257 от 29.05.2004).
В рассматриваемом случае уполномоченным органом заявлена к включению в реестр требований кредиторов реструктуризированная задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды, образовавшаяся до 2001 года, при этом пени начислены на сумму восстановленной задолженности на дату введения конкурсного производства (24.04.2012) в соответствии со ст. 126 Закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Таким образом, вывод судов о том, что спорная задолженность в размере 495 627 руб. основного долга и 114 075,84 руб. пени подлежат включению в реестр требований кредиторов ФГУП "Моршанская селекционная станция", является правильным.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на доводы, которые являлись предметом оценки судов и правомерно были отклонены ими как основанные на неверном толковании норм права и фактических обстоятельствах спора. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу прямого указания статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.05.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 по делу N А64-6148/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу конкурсного управляющего ФГУП "Моршанская селекционная станция" Агапова С.А. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Письмом МНС РФ N АС-6-29/534 от 08.05.2003 "О реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов" правом на реструктуризацию задолженности в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" обладали и организации, ранее урегулировавшие свою задолженность в соответствии с Постановлением Правительства РФ 458 от 08.06.2001, а также организации, утратившие право на реструктуризацию в соответствии с указанным Постановлением. Решением N 26 от 05.09.2003 уполномоченный орган прекратил действие решения от 08.11.2011 в связи с заключением Соглашения от 28.08.2003. Таким образом, довод заявителя о неправомерности заявленной к включению в реестр требовании кредиторов должника суммы ввиду того, что она была дважды реструктуризирована, правомерно отклонен судами.
...
Уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является ФНС России (Постановление Правительства РФ N 257 от 29.05.2004).
В рассматриваемом случае уполномоченным органом заявлена к включению в реестр требований кредиторов реструктуризированная задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды, образовавшаяся до 2001 года, при этом пени начислены на сумму восстановленной задолженности на дату введения конкурсного производства (24.04.2012) в соответствии со ст. 126 Закона "О несостоятельности (банкротстве)"."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 марта 2013 г. N Ф10-3585/12 по делу N А64-6148/2010
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2024 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2867/12
28.09.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3585/12
24.06.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2867/12
18.06.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2867/12
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6148/10
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6148/10
29.04.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6148/10
18.10.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3585/12
27.09.2018 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6148/10
03.07.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2867/12
29.09.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2867/12
27.02.2015 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6148/10
10.07.2014 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3585/12
01.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3585/12
24.04.2014 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2867/12
24.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3585/12
06.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-388/13
30.04.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2867/12
12.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-388/13
11.04.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2867/12
15.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3585/12
14.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-388/13
05.02.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2867/12
24.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3585/12
21.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-388/13
25.12.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2867/12
21.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3585/12
08.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3585/12
28.09.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2867/12
20.09.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2867/12
29.08.2012 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6148/10
10.08.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2867/12
10.07.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2867/12
26.04.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-6148/10