Настоящий Доклад подготовлен в соответствии с Законом Московской области N 241/2020-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области".
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Московской области N 241/2020-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области" Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области за 2022 год направляется в Московскую областную Думу, Губернатору Московской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, председателю Московского областного Суда, председателю Арбитражного Суда Московской области, прокурору Московской области.
Основные вызовы прошедшего года
24 февраля 2022 года началась специальная военная операция на территориях Донецкой Народной Республики (далее - ДНР), Луганской Народной Республики (далее - ЛНР) и Украины. Это событие ознаменовало начало особенного и непростого года в жизни многих людей.
Усилилось санкционное давление на Российскую Федерацию со стороны недружественно настроенных государств, что потребовало от нашей страны корректировки ее экономической и политической системы. Но, несмотря на возникшие сложности, Россия сохранила статус социального государства. Более того, прошедший год показал, что работа в социальном векторе только усилилась.
На этом фоне Московская область столкнулась с двумя масштабными вызовами, в том числе в сфере правозащитной деятельности. Во-первых, требовалось в оперативном порядке обеспечивать реализацию и защиту прав и свобод жителей Подмосковья, призываемых на военную службу в рамках объявленной частичной мобилизации, а также членов их семей. Во-вторых, жители ДНР, ЛНР, Украины, вынужденно покинувшие свои дома и прибывшие на территорию региона в массовом и экстренном порядке, нуждались в содействии в обеспечении их социально-бытового обустройства.
В складывающихся условиях людям требовалась помощь и поддержка, поскольку далеко не всегда они могли самостоятельно разобраться с внезапно возникшими у них сложностями и с содержанием реализуемых государством мер поддержки. Особенно это касалось вышеназванных категорий граждан.
Все это заставило нас в некоторой степени перестроить работу аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области (далее - аппарат Уполномоченного).
Содействие в реализации прав и свобод граждан, призванных на военную службу в рамках частичной мобилизации, а также членов их семей
Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21.09.2022 N 647 1 (далее - Указ) в стране была объявлена частичная мобилизация. С первых же дней действия Указа отсутствие официальных разъяснений о порядке реализации данного правового акта создало некоторую неопределенность и напряженность в обществе, что обусловило поступление к Уполномоченному по правам человека в Московской области (далее - Уполномоченный) значительного количества обращений граждан.
За три месяца было принято 279 обращений. Большинство из них были письменные. 107 устных обращений поступили на открытую в аппарате Уполномоченного "горячую линию" по вопросам частичной мобилизации.
Безусловно, с учетом особой ситуации обращения по вопросам, связанным с проведением частичной мобилизации, рассматривались в аппарате Уполномоченного в приоритетном порядке. В этих целях было установлено взаимодействие с Министерством обороны Российской Федерации, Военным комиссариатом Московской области, Министерством социального развития Московской области (далее - Минсоцразвития Московской области), главами муниципальных образований Московской области.
В зависимости от ситуации либо заявителям давались разъяснения, либо обращения направлялись для рассмотрения главам соответствующих муниципальных образований, военным комиссарам в городских округах Московской области и в областной военный комиссариат, в ряде случаев - в органы прокуратуры. Обращения, касающиеся нахождения мобилизованных лиц в плену, в срочном порядке (в течение суток) направлялись в рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой. При этом связь с родственниками граждан, находящихся в плену, поддерживалась практически круглосуточно.
В целях повышения эффективности практики ведения телефонных бесед с заявителями, в том числе с родственниками участников специальной военной операции, сотрудники аппарата Уполномоченного приняли участие в онлайн-семинаре специалистов-психологов Министерства обороны Российской Федерации. Мероприятие было организовано Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации для региональных омбудсменов. Специалисты Минобороны России рассказали о психологических аспектах работы с заявителями на "горячей линии", поделились своим практическим опытом, ответили на вопросы участников семинара.
Ни одно обращение (звонок) от граждан, призванных в рамках частичной мобилизации, и членов их семей не осталось без внимания. Каждый вопрос отрабатывался индивидуально. Всем обратившимся оказывалось возможное содействие как в реализации прав и свобод человека и гражданина, так и в их восстановлении в случае выявления нарушения.
Рисунок 1
Подавляющее большинство обращений касалось непосредственно призывных мероприятий (рисунок 1). В первоначальный период в них преимущественно затрагивались вопросы несогласия с решением о призыве. Причины озвучивались разные: несоответствие мобилизованного приоритетным критериям призыва по мобилизации, плохое состояние здоровья и формальное проведение медицинского осмотра или его отсутствие вовсе, наличие несовершеннолетних детей, в т.ч. детей-инвалидов. Также поступали обращения о проблемах с подтверждением имеющейся брони (при призыве в военных комиссариатах не по месту учета) и желании прохождения альтернативной гражданской службой вместо военной службы по мобилизации. Ближе к концу года граждане стали сообщать о возникающих проблемах с реализацией дополнительных гарантий и мер социальной поддержки мобилизованным и членам их семей.
В докладе Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - СПЧ) "О результатах мониторинга реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" сообщается об отсутствии на призывных мероприятиях в военных комиссариатах медицинских комиссий и, следовательно, медицинских осмотров граждан, призываемых на военную службу по мобилизации. Это приводило к случаям призыва лиц, имеющих болезни, несовместимые с несением военной службы, с последующим ухудшением состояния их здоровья.
Данная проблема была актуальна для многих субъектов Российской Федерации. И, к сожалению, следует констатировать, что такие случаи имели место и в нашем регионе.
Также в докладе СПЧ содержится информация о подготовленном пакете предложений для Правительства Российской Федерации о внесении изменений в процесс призыва по частичной мобилизации. Члены СПЧ считают, что проведение простого медицинского осмотра граждан из запаса недостаточно и необходима работа полноценных военно-врачебных комиссий с участием гражданских медиков. В таком формате медицинская комиссия обычно работает во время осуществления призыва на срочную службу, а после объявления частичной мобилизации правозащитники, надзорные органы и даже военное командование стали указывать на нарушения установленного регламента. Остается только поддержать эту инициативу в целях скорейшего принятия поправок.
Необходимо обратить внимание на случаи нарушений установленного порядка вручения повесток военнообязанным, подлежащим призыву на военную службу по мобилизации. Прежде всего, это касается случаев проведения мероприятий по массовой выдаче повесток работникам мужского пола на предприятиях.
Так, к Уполномоченному обратились супруги граждан, подлежащих призыву по мобилизации, с жалобой на неправомерные действия правоохранительных органов и сотрудников военного комиссариата.
Из обращения следовало, что на территории завода в городском округе Подольск во время обеденного перерыва вручались гражданам повестки, бланки которых заполнялись прямо на месте по паспортным данным мужчин.
По запросу Уполномоченного Подольской городской прокуратурой была проведена проверка по указанным фактам. В результате прокурором внесено представление военному комиссару за вручение повесток, не соответствующих требованиям, предъявляемым действующим законодательством. Хорошо, что такие факты были единичны на территории Подмосковья.
Встречались ситуации, когда жителям Московской области требовалась помощь в оспаривании решений о призыве по мобилизации в связи со складывающимися в их семьях индивидуальными жизненными обстоятельствами.
В частности, к Уполномоченному обратилась молодая женщина с просьбой оказать содействие в ускорении процедуры заключения брака с военнослужащим, находящимся в расположении воинской части. В результате взаимодействия с главой Наро-Фоминского городского округа военнослужащий, призванный по мобилизации, из расположения части представителем военного комиссариата был доставлен в ЗАГС для проведения церемонии бракосочетания и оформления документов на общего с заявителем ребенка.
В другом случае заявитель обратился к Уполномоченному по вопросу о несогласии с призывом по мобилизации, поскольку он осуществляет уход за супругой, инвалидом I группы, а также двумя несовершеннолетними детьми. После обращения Уполномоченного к главе городского округа Красногорск заявителю была предоставлена отсрочка от частичной мобилизации. По каждому такому случаю аппаратом Уполномоченного проводилась индивидуальная работа.
С начала мобилизации обсуждается вопрос о распространении права на отсрочку от призыва в рамках частичной мобилизации на многодетных отцов, у которых на иждивении находится трое детей. Следует отметить, что в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" отсрочка от мобилизации главам семейств предоставляется, если у них четверо и более детей в возрасте до 16 лет или имеется на иждивении и воспитании без матери один и более ребенок в возрасте до 16 лет.
Однако Октябрьский районный суд Челябинской области вынес прецедентное решение по иску о мобилизации со ссылкой на указания внутренней директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 04.10.2022 N 315/2/3658, имеющей гриф "для служебного пользования", но при этом широко растиражированной в информационных ресурсах и социальных сетях, которая содержит указания об освобождении от призыва отцов троих детей до 16 лет.
Обращения о содействии в освобождении многодетных отцов от военной службы также имеются в почте Уполномоченного. Например, гражданин М. сообщил, что он является отцом троих несовершеннолетних детей, однако призван на военную службу по частичной мобилизации и направлен на учебный полигон. В оперативном порядке был направлен запрос прокурору Московской области. Согласно его ответу, по ходатайству военного комиссара гражданин М. был освобожден от военной службы и отправлен домой.
По аналогичным основаниям был освобожден от призыва по мобилизации с предоставлением отсрочки житель Московской области гражданин Н. Решение об отмене призыва основывалось также на директиве Генерального штаба, поскольку заявитель является отцом троих детей, один из которых - инвалид.
Однако, несмотря на приведенные примеры, данный вопрос остается неоднозначным с правовой точки зрения и требует законодательного урегулирования.
Хорошо, что на эту коллизию уже обратили внимание депутаты Государственной Думы Российской Федерации. Согласно информации, размещенной на N 201632-8 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и N 224833-8 "О внесении дополнения в статью 18 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
Еще одной темой обращений, на которую следует обратить внимание, является привлечение солдат срочной службы к участию в действиях Вооруженных Сил Российской Федерации в зоне специальной военной операции. Еще в самом начале проведения специальной военной операции поступило обращение от матери гражданина, проходившего военную службу по призыву в воинской части Московской области, с просьбой оказать содействие в установлении его местонахождения. Уполномоченным был направлен запрос командиру войсковой части. Согласно ответу, сержант действительно на момент обращения пребывал в зоне специальной военной операции и затем был оперативно возвращен оттуда.
Однако подобные ситуации более не повторялись, поскольку были своевременно пресечены на федеральном уровне. По указанию Президента Российской Федерации в Главную военную прокуратуру направлены материалы для проверки и правовой оценки действий и наказания должностных лиц, ответственных за невыполнение его указания об исключении привлечения военнослужащих срочной службы для выполнения любых задач на территории Украины.
Следующий значительный блок вопросов, затрагиваемых в обращениях граждан, связан с получением мер социальной поддержки мобилизованных и их семей.
Сразу после начала мероприятий частичной мобилизации в Российской Федерации органами власти были повышены социальные гарантии, предусмотрены денежные выплаты и льготы для данной категории граждан. На федеральном уровне для мобилизованных установлена единовременная денежная выплата в размере 195 тыс. рублей (для тех, кто заключил контракт на 1 год и более), ежемесячное денежное довольствие мобилизованных составляет не менее 195 тыс. рублей. Мобилизованные также получили возможность воспользоваться кредитными каникулами. Трудовое законодательство претерпело изменения - за мобилизованными и добровольцами сохраняются их рабочие места. В жилищной сфере установлено правило, согласно которому мобилизованные граждане и члены их семей освобождаются от пеней за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг.
В свою очередь в Московской области для мобилизованных предусмотрена единовременная денежная выплата в размере 200 тыс. рублей, а для членов их семей - право на внеочередное зачисление детей в детские сады, школы; бесплатное питание обучающимся; оказание психологической и юридической помощи; другие меры социальной поддержки.
Первоначально важным условием предоставления данных мер социальной поддержки был определен факт призыва мобилизованного Военным комиссариатом Московской области и призывными комиссиями по мобилизации граждан в Московской области, что породило ряд обращений жен мобилизованных, которые были призваны через военкоматы других субъектов Российской Федерации.
Из письма супруги мобилизованного по вопросу получения единовременной денежной выплаты в размере 200 тысяч рублей (оба зарегистрированы по месту жительства в Богородском городском округе Московской области): "Мой муж зарегистрирован в г. Ногинск. Подписал контракт о прохождении военной службы в Нижегородской области, так как состоял там на воинском учете. По законодательству Нижегородской области положена материальная помощь и меры поддержки. Заявление было подано, но в ответ получен отказ со ссылкой на отсутствие временной регистрации на территории Нижегородской области у моего мужа. Исполняя свой долг перед Россией, он в полной уверенности, что государство позаботится о семье. В то время как в поддержке его семье отказывают".
В целях поддержки участника специальной военной операции Уполномоченный направил ходатайство главе Богородского округа с просьбой рассмотреть вопрос об оказании материальной помощи его семье. Согласно ответу денежная выплата была осуществлена. Схожие обращения поступали и из других муниципальных образований Московской области.
Впоследствии властями Подмосковья в целях устранения социальной несправедливости было принято решение предоставлять меры социальной поддержки семьям вне зависимости от места призыва мобилизованного 2.
В некоторых обращениях сообщалось, что выплата в размере 200 тыс. рублей продолжительное время не поступает на банковскую карту. Особенностью назначения данной выплаты является то, что она осуществляется в беззаявительном порядке Минсоцразвития Московской области на основании списков, направляемых Министерством обороны Российской Федерации или Военным комиссариатом Московской области. Поскольку эти данные поступали в Минсоцразвития Московской области нерегулярно, возникали задержки в осуществлении выплат. Совместно с Минсоцразвития Московской области в оперативном порядке отрабатывались устные и письменные обращения граждан в целях актуализации данных о мобилизованных гражданах в военных комиссариатах Московской области.
Также с Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, командирами воинских частей велась работа по обращениям, в которых граждане задавали вопросы о задержках в выплате мобилизованным денежного довольствия. Данная проблема была вызвана отсутствием четкого взаимодействия между воинскими частями и финансовыми органами Минобороны России. Постепенно количество обращений по данному вопросу свелось к нулю.
Просьбам об оказании помощи гражданам, получившим ранения в ходе боевых действий, уделялось особое внимание. Так, к Уполномоченному обратилась женщина в защиту прав своего родственника П., который во время проведения специальной военной операции получил множественные осколочные ранения, лишился обеих ног, в связи с чем нуждался в предоставлении комплекса социально-медицинских услуг, протезировании и реабилитации.
Уполномоченный обратился в ФКУ "ГБ МСЭ по Московской области" Минтруда России, в филиал 5 ФГБУ "ГВКГ им. Н.Н. Бурденко", где находился раненый, а также в ведущее российское предприятие по производству протезов. В короткий срок участнику спецоперации была установлена инвалидность, разработана индивидуальная программа реабилитации и в настоящее время П. ходит, используя бионические протезы.
Позднее от заявителя в адрес Уполномоченного поступили слова благодарности: "От всего сердца хотим поблагодарить Вас и вашу команду за активное включение в решение очень сложного вопроса - помощи моему близкому человеку, военнослужащему медицинского взвода, получившему серьезное ранение (множественные осколочные ранения) в результате разрыва противотанковой управляемой ракеты (во время проведения специальной военной операции). Вам удалось невероятное: в течение месяца были решены не только вопросы правовой коллизии для обеспечения протезирования и последующей реабилитации, но и главное: Максиму изготовлены протезы, и уже 2 августа 2022 года он сделал первые шаги.
Это все - невероятно! Мы Вам очень-очень благодарны!".
Уполномоченным велась и ведется в настоящее время работа по оказанию содействия в возвращении из плена российских военнослужащих.
С начала проведения специальной военной операции по данной тематике к Уполномоченному поступили сведения в отношении 48 человек.
Так, к Уполномоченному обратились родственники военнослужащих из Московской области, оказавшихся в плену. Для уточнения всех обстоятельств и их поддержки Уполномоченным в начале декабря 2022 года была проведена личная встреча. Члены семей 11 военнопленных просили Уполномоченного оказать содействие по включению их в списки лиц, подлежащих обмену для освобождения из плена. С этой целью в оперативном порядке в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой была направлена соответствующая информация.
К моменту подготовки настоящего доклада все они были возвращены на территорию Российской Федерации. В целом по данным на 16 февраля 2023 года, в т.ч. при содействии Уполномоченного, возвращено из плена 15 военнослужащих - жителей Московской области.
Помимо работы с поступающими обращениями и жалобами в аппарате Уполномоченного с первых дней приоритетным направлением деятельности стало консультирование и правовое информирование жителей Подмосковья по вопросам мобилизации.
Так, в целях оказания информационной помощи родным и близким мобилизованных граждан на официальном сайте Уполномоченного в сети Интернет был создан специальный раздел "Актуальные вопросы частичной мобилизации". В разделе представлены номера телефонов "горячих линий", документы и разъяснения со ссылками на официальные первоисточники, сведения о федеральных и региональных (в Московской области) мерах поддержки мобилизованных и членов их семей. По итогам 3 месяцев размещенные в разделе материалы просмотрены пользователями 31603 раза. Информация ежедневно обновлялась и дублировалась на официальных каналах в социальных сетях.
Проблемы частичной мобилизации, затрагиваемые гражданами в обращениях к Уполномоченному, освещались в очередном номере журнала "Вестник Уполномоченного по правам человека в Московской области" (далее - "Вестник Уполномоченного"). Были опубликованы разъяснения к основным правовым актам федерального законодательства, регулирующим предоставление мер социальной поддержки мобилизованных граждан и членов их семей. Помимо этого, в номере были размещены QR-коды, с помощью которых можно перейти на информационные ресурсы, освещающие региональные меры поддержки мобилизованных, добровольцев и членов их семей, а также на сервисы, предоставляющие информацию об оказании консультаций, помощи и поддержки семей мобилизованных.
В ряде муниципальных образований при отправке мобилизованных граждан и добровольцев в зону специальной военной операции присутствовали представители Уполномоченного. Они на местах проводили консультации, разъясняли права мобилизованным гражданам и членам их семей. Наибольшее число вопросов возникало по трудовым правам и социальному обеспечению (в т.ч. и членов семей мобилизованных и добровольцев). В ряде случаев с привлечением администрации муниципального образования и представителей военкомата выявленные проблемы удавалось разрешить на месте.
Вопросы от членов семей мобилизованных граждан поступали и в социальных сетях (в комментариях под публикациями). В оперативном порядке они передавались сотрудникам аппарата Уполномоченного для дальнейшей работы.
Ответы, подготовленные в аппарате Уполномоченного на вопросы, связанные с частичной мобилизацией, публиковались в рубрике "Вопрос-ответ" областной газеты "Ежедневные новости. Подмосковье".
Содействие в реализации прав и свобод гражданам, прибывшим в экстренном и массовом порядке с территорий Луганской, Донецкой народных республик, Запорожской, Херсонской областей и Украины
В связи с прибытием в массовом и экстренном порядке граждан с территорий Луганской, Донецкой народных республик, Запорожской, Херсонской областей и Украины возникла необходимость поддержки жителей указанных территорий, вынужденно покинувших свои дома.
Согласно данным ООН, по состоянию на конец 2022 года количество лиц, покинувших территории ДНР, ЛНР и Украины, приближалось к 8 млн. человек.
Из них 2852395 человек прибыло на территорию Российской Федерации 3.
По данным Минсоцразвития Московской области, в его территориальные структурные подразделения обратилось 37897 человек, относящихся к данной категории лиц. У 3987 человек возникла необходимость пребывания в пунктах временного размещения (далее - ПВР).
Всего на территории Московской области организовано 9 таких ПВР. Рассмотрение вопроса о заселении в ПВР осуществляется после обращения лица, изъявившего такое желание, по телефону "горячей телефонной линии" по номеру 122. Оператором проводится опрос и передача полученной информации для осуществления проверки и получения сведений о подтверждении факта пересечения государственной границы Российской Федерации заявителем не ранее 18 февраля 2022 года. По результатам заявителю сообщается о возможности заселения в ПВР.
В ПВР организовано комфортное проживание: 5-разовое питание, обеспечение сотовой связью, лекарствами, необходимой одеждой, обувью, детским питанием, школьными принадлежностями, книжками, игрушками. Организованы медицинские пункты, врачи проводят осмотры, оказывают медицинскую помощь, сопровождают беременных и детей.
На конец 2022 года в ПВР, организованных для размещения лиц, прибывших с территорий Луганской, Донецкой народных республик, Запорожской, Херсонской областей и Украины, проживало 1426 человек, число выбывших составило 2383 человека. Еще 3 ПВР на 553 места были созданы для размещения жителей Белгородской области.
Решение вопроса с трудоустройством прибывших лиц в Московской области осуществляется на плановой основе. Минсоцразвития Московской области был утвержден план мероприятий по трудоустройству указанных лиц. В рамках проведения таких мероприятий на главной странице официального сайта ведомства размещен баннер с активной ссылкой для перехода на Портал "Работа в России" в целях поиска вакансий для ищущих работу, а также размещена информация об оформлении документов, дающих право на осуществление трудовой деятельности на территории Московской области. В ПВР была организована работа по установлению лиц, нуждающихся в трудоустройстве, а также условий, на которых возможно их трудоустройство.
Прибывшие дети зачислялись на обучение в общеобразовательные организации в Московской области. Кроме этого, на базе ПВР для детей дошкольного возраста организовывались группы по присмотру и уходу, в которых организована деятельность студентами подмосковных педагогических организаций высшего профессионального образования.
Для организации образовательного процесса в течение учебного года все обучающиеся были обеспечены учебниками и учебными пособиями, рюкзаками, наборами канцелярских принадлежностей, осуществлялся подвоз детей в школу и обратно к месту проживания. Организовано питание. В целях преодоления пробелов в знаниях и освоения образовательной программы по учебным предметам в полном объеме для каждого обучающегося дополнительно организовано индивидуальное обучение.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обеспечен индивидуальный подход в получении основного общего образования.
Получение прибывшими лицами высшего профессионального образования осуществляется в рамках определяемых на федеральном уровне соответствующих квот.
Все прибывшие лица с инвалидностью информировались о порядке предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, а также перечне документов, необходимых для ее предоставления. Технические средства реабилитации инвалидам, являющимся гражданами Российской Федерации, при необходимости предоставлялись Государственным учреждением - Московским областным региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.
Инвалиды из числа иностранных граждан обеспечивались всеми необходимыми средствами реабилитации в рамках благотворительной деятельности.
Помимо решения проблем социально-бытового устройства данной категории лиц, на региональном уровне организовывалось решение вопросов, связанных с оказанием мер социальной поддержки. Так, Минсоцразвития Московской области составлялись списки на выплату единовременной материальной помощи, организовывалось их согласование с ГУ МВД России по Московской области и направление на проверку и согласование в Пограничном управлении Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области.
Также согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.08.2022 N 586 "О выплатах гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации" обеспечивалось получение указанными категориями лиц различных социальных выплат. В их число входили: ежемесячная пенсионная выплата, ежемесячная выплата инвалидам, доплата к пенсии, ежемесячная выплата ветеранам Великой Отечественной войны, единовременная выплата беременным женщинам, единовременная выплата при рождении ребенка, ежемесячная выплата на ребенка до 18 лет, ежемесячная выплата единственному родителю на ребенка.
Также Правительством Московской области лицам, прибывшим в экстренном массовом порядке, находящимся в ПВР по состоянию на 03.11.2022 4 и выразившим желание выехать из ПВР, было предоставлено право на ежемесячную выплату в размере 30 тыс. рублей 5. Срок предоставления указанной выплаты составляет 6 месяцев.
По итогам 2022 года дополнительной мерой социальной поддержки воспользовалось 184 семьи.
Однако некоторые проблемные вопросы у прибывших лиц все-таки возникали, тогда они обращались в различные инстанции, в том числе к Уполномоченному. В период с 24 февраля по 31 декабря 2022 года поступило 797 обращений от лиц, в экстренном и массовом порядке прибывших в Российскую Федерацию. Только 50 из них были письменные. В данных обращениях было поставлено 859 вопросов по следующим основным тематикам (рисунок 2).
Рисунок 2
С первых дней поступления обращений стало понятно, что реакционный метод работы в складывающейся ситуации не будет иметь нужную эффективность. Тематика обращений, в частности, многочисленные вопросы, как и где оформить необходимые документы, связанные с прибытием на территорию Российской Федерации, диктовала необходимость принятия преимущественно профилактических мер, а именно в сфере правового информирования и консультирования данной категории лиц. Тем более, все условия для оказания помощи таким лицам на территории Подмосковья были созданы.
В аппарате Уполномоченного информационная поддержка жителей Луганской, Донецкой народных республик, Запорожской, Херсонской областей и Украины, вынужденно покинувших свои дома, осуществляется с 24 февраля 2022 года, с момента начала работы "горячей телефонной линии".
Помимо лиц, относящихся к целевой аудитории, на "горячую телефонную линию" Уполномоченного поступали и звонки от граждан Российской Федерации о готовности участвовать в оказании помощи (предоставление проживания, трудоустройство, оказание гуманитарной помощи и др.).
Каждому обратившемуся предоставлялись необходимые консультации по всем интересующим темам, сообщались контактные данные органов государственной власти и организаций, к компетенции которых относилось решение поставленных в обращении вопросов.
В целях предоставления необходимой информации для данной категории лиц использовался и официальный сайт Уполномоченного. На главной странице сайта был размещен баннер с телефонами и временем работы "горячей телефонной линии" в Московской области по вопросам, связанным с прибытием на территорию Российской Федерации в экстренном порядке, а также телефоны "горячей линии" Уполномоченного.
С 25 февраля 2022 года на миграционного законодательства, медицинского обеспечения, получения образования и другая актуальная информация о правах граждан, вынужденно покинувших территорию Луганской, Донецкой народных республик, Запорожской, Херсонской областей и Украины. В настоящий момент в данном разделе представлен перечень мер социальной и иной поддержки данной категории граждан, подготовленный сотрудниками аппарата Уполномоченного. В перечне перечислены виды оказываемой поддержки, указывается регламентирующий нормативный правовой акт, а также даются разъяснения об особенностях получения указанных мер.
Помимо информации для лиц, прибывших с территории Луганской, Донецкой народных республик, Запорожской, Херсонской областей и Украины, в разделе публиковалась информация о работе Уполномоченного и его аппарата с данной категорией граждан.
В период с даты создания до конца текущего года размещенные в разделе материалы просматривались пользователями 222722 раза.
Поскольку сложные миграционные процедуры, временные затраты на их реализацию, а также недостаточная информированность создавали множество проблем для прибывших лиц, сотрудники аппарата Уполномоченного держали на контроле ситуацию в пунктах временного размещения на территории Московской области и находились в постоянном контакте с прибывшими гражданами.
Была разработана анкета, благодаря которой выявлялось наличие или отсутствие документов, необходимых для идентификации личности, приобретения гражданства Российской Федерации либо установления статуса беженца. В анкете также уточнялись для работодателей образование и профессиональный профиль готовых к трудоустройству беженцев. Работа велась в плотном взаимодействии с миграционной службой, МЧС, региональными министерствами социального развития и сельского хозяйства, Уполномоченным по правам предпринимателей в Московской области.
Во время выездов в ПВР, помимо передачи необходимых вещей и медикаментов, проверки условий проживания, сотрудники аппарата также проводили беседы и консультации с проживающими там людьми.
Вопросы, поступающие от граждан ДНР, ЛНР и Украины, обрабатывались и систематизировались. Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы от указанной категории граждан были размещены на сайте Уполномоченного и опубликованы в третьем номере журнала "Вестник Уполномоченного".
В данном номере также были опубликованы разъяснения прокуратуры по мерам социальной поддержки граждан ДНР, ЛНР, Украины, лиц без гражданства (в т.ч. детей), освещен опыт Московской области по обеспечению соблюдения прав лиц, прибывших из ДНР, ЛНР и Украины. Представлена информация о возможности получения гуманитарной помощи, размещены телефоны "горячих линий" органов власти и организаций, занимающихся оказанием помощи указанной категории граждан. Даны ссылки для перехода (с помощью QR-кодов) на информационные ресурсы, размещающие необходимую информацию для лиц, вынужденно покинувших территорию проживания и находящихся на территории Российской Федерации.
Кроме размещения информации на официальном сайте Уполномоченного и в "Вестнике Уполномоченного" материалы, касающиеся данной категории граждан, направлялись для публикации в областную газету "Ежедневные новости. Подмосковье" в рубрику "Вопрос-ответ". В социальных сетях вопросы, поступающие в комментариях от граждан ЛНР, ДНР и Украины, в срочном порядке направлялись сотрудникам аппарата для консультации либо оказания помощи.
Уполномоченным была поддержана инициатива федерального омбудсмена о проведении совместно с Ассоциацией юристов России (АЮР) с 23 по 27 мая 2022 года Единого дня оказания бесплатной юридической помощи эвакуированным. Совместно с адвокатами и юристами регионального отделения АЮР в указанный период представителями Уполномоченного были оказаны консультации 74 гражданам ДНР, ЛНР и Украины, прибывшим в экстренном порядке на территорию Московской области. Каждому обратившемуся даны разъяснения по поставленным вопросам.
Однако сложные процедурные моменты в различных сферах правоотношений и временные затраты на их реализацию, а также недостаточная информированность прибывших лиц создавали множество проблем, решать которые зачастую удавалось только с использованием имеющихся у Уполномоченного полномочий и возможностей для взаимодействия с государственными структурами.
Уполномоченному приходилось участвовать в решении жилищных вопросов лиц, вынужденно покинувших свои дома. И таких примеров достаточно.
Так, к Уполномоченному обратился гражданин М., который вместе с семьей в составе пяти человек (супруга, дочь, мать, теща) 19 апреля 2022 года вынужденно покинул территорию Украины. Он высказал просьбу об оказании содействия в оформлении в ПВР, расположенный на территории городского округа Подольск Московской области. Заявитель сообщил, что в настоящее время находится в трудной жизненной ситуации: супруга является инвалидом III группы, мать - инвалидом II группы, теща имеет проблемы с сердцем, финансовая возможность снимать жилье самостоятельно отсутствует. М. также указал на то, что в перспективе имеет возможность трудоустроиться вместе с супругой на местное предприятие.
После обращения Уполномоченного в Минсоцразвития Московской области был получен ответ, что семья размещена в ПВР, расположенном в городском округе Подольск, и обеспечена всем необходимым для комфортного проживания.
Еще один пример. К Уполномоченному обратился депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Константин Затулин с просьбой оказать содействие в оформлении в ПВР Московской области женщины с внучкой, вынужденно покинувших территорию Украины.
Уполномоченным был направлен запрос в Минсоцразвития Московской области и позднее депутат прислал благодарность за содействие в устройстве семьи в ПВР.
Житель городского округа Щелково сообщил, что в 2017 году в связи с тяжелой жизненной ситуацией, связанной с вынужденным переездом из Украины, администрация городского округа Щелково предоставила ему с супругой комнату по договору коммерческого найма для временного проживания до июля 2022 года. Однако в последующем администрация отказалась продлевать данный договор, в связи с чем заявитель оказался в трудной жизненной ситуации. Своего жилья семья не имеет и в случае выселения из предоставленной комнаты останется без крыши над головой.
В результате взаимодействия с Щелковской администрацией удалось добиться успеха - договор с семьей был продлен еще на один год.
Возникали ситуации, когда необходимо было оказывать содействие в организации взаимодействия между учебными организациями в целях обеспечения реализации права на получение высшего образования.
Так, к Уполномоченному обратился директор МБОУ "Образовательный центр "Созвездие" С.Н. Сюрин в интересах ребенка-инвалида из ДНР с просьбой рассмотреть возможность содействия в решении вопроса его устройства в образовательную организацию высшего образования Российской Федерации на бюджетное место с возможностью размещения в общежитии.
Для оказания необходимого содействия было налажено взаимодействие с представителями ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов".
В результате ребенок-инвалид был зачислен на бюджетное место 1 курса Российского университета дружбы народов, ему также было предоставлено место в общежитии.
В другой ситуации требовалось оказать содействие в устройстве гражданки ДНР М., проходившей реабилитацию в вышеуказанном центре, в образовательную организацию высшего образования Российской Федерации на бюджетное место с возможностью размещения ее в общежитии. В целях оказания содействия обращение было направлено директору Коломенского института (филиала) Московского политехнического университета. Вопрос решен положительно.
Также возникали проблемы с реализацией прав в сферах пенсионного обеспечения и обеспечения льготными лекарственными препаратами. Прежде всего, это связано с невозможностью самостоятельного получения с территорий Луганской, Донецкой народных республик, Запорожской, Херсонской областей и Украины документов, подтверждающих право на назначение пенсии или льготы. Так, к Уполномоченному обратилась гражданка С. с просьбой оказать возможное содействие в назначении ее дочери социальной пенсии по инвалидности. Мама девочки сообщила, что ранее являлась гражданкой Украины, проживала с дочерью в городе Мариуполь Донецкой области, и дочь являлась получателем государственной социальной помощи. С 2014 года семья, получив гражданство Российской Федерации, проживает в г. Ступино Московской области.
Женщина обратилась в отделение ПФР по г. Москве и Московской области за назначением ребенку социальной пенсии по инвалидности. Однако в связи с тем, что ребенок не снят с регистрационного учета в Украине, получила отказ в установлении пенсии.
За содействием в получении сведений, необходимых для назначения ребенку социальной пенсии по инвалидности, а именно об отсутствии каких-либо социальных выплат на ребенка в Донецкой области, Уполномоченный обратился к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой, которая, в свою очередь, направила запрос Уполномоченному по правам человека в Донецкой Народной Республике.
По итогам взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека в Донецкой Народной Республике была получена необходимая информация из Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, а пенсия по инвалидности ребенку была назначена. Мама ребенка прислала слова благодарности в адрес Уполномоченного.
Особое внимание Уполномоченного устремлено на защиту прав граждан с инвалидностью. К Уполномоченному за помощью обратился инвалид-колясочник с супругой, которые прибыли из Херсонской области. За несколько недель до обращения к Уполномоченному, преодолев немало препятствий, они наконец-то смогли воссоединиться с дочерью, проживающей в Московской области. Однако не успев отойти от пережитого, семья столкнулась с новыми трудностями.
В соответствии с действующим законодательством граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, имеют право на получение единовременной выплаты в размере 10 тыс. рублей и других ежемесячных выплат. Для оформления указанных выплат они должны обратиться в территориальное Управление Минсоцразвития Московской области через МФЦ или в электронном виде через единый портал государственных услуг.
Заявитель с супругой лично явились в МФЦ городского округа Протвино, однако получили отказ в приеме документов для оформления социальных выплат. Сотрудниками центра пожилым людям было рекомендовано оформить их в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее - портал Госуслуги).
Чтобы подать заявления для оформления вышеуказанных выплат в электронном виде, необходимо иметь подтвержденную учетную запись, которая оформляется с помощью СНИЛС, затем нужно подтвердить личность.
Электронный способ подачи заявления, несомненно, подойдет тем, кто имеет компьютер с выходом в интернет, а также навыки владения техникой. Для пожилых людей такая задача не всегда под силу.
По просьбе Уполномоченного был организован личный прием заявителей в МФЦ совместно с сотрудниками профильного ведомства, в результате чего заявление на выплаты было принято.
От заявителей в адрес Уполномоченного была направлена благодарность за решение их вопроса. Также они сообщили, что социальные выплаты уже начали поступать на их банковские счета.
Поступали обращения с просьбами к Уполномоченному решить вопрос по оказанию медицинской помощи. Например, такое: "Прошу помочь госпитализировать мою маму А., вывезла 10 июля с Луганской области, ей 82 года. Состояние очень плачевное, диагноз: онкология (2 операции, 12 курсов химии), геморрагический инсульт, потеря веса 30 кг. Сделала временную регистрацию маме, есть паспорт Украины и пенсионное удостоверение. У меня только одна надежда на Вас, прошу слезно помочь.".
По всем обращениям такого рода в оперативном порядке удавалось связаться с медицинскими работниками и достигнуть договоренности об оказании медицинской помощи.
Не исключением стал и вышеназванный пример. Мама заявителя была принята в ГБУЗ Московской области "Раменская областная больница". В адрес Уполномоченного от гражданки О. поступила благодарность за содействие в решении вопроса с медицинской помощью.
Немаловажной в сложившейся ситуации была проводимая на регулярной основе Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой работа по консолидации усилий в решении наиболее острых вопросов, обсуждению вариантов разрешения сложных ситуаций и оперативному обмену информацией. В режиме видеоконференции проводились совещания с уполномоченными по правам человека в регионах.
В рамках этой деятельности 24 февраля 2022 года Уполномоченный принял участие в совещании с коллегами по вопросам мониторинга и соблюдения прав граждан ДНР и ЛНР, прибывших в Россию. Уполномоченные обсудили текущую ситуацию, а также рассмотрели дополнительные инструменты поддержки эвакуированных.
13 апреля 2022 года федеральный омбудсмен провел с коллегами очередное совещание о работе с эвакуированными из ДНР, ЛНР. Были обсуждены вопросы восстановления документов, удостоверяющих личность, без которых люди не могут трудоустроиться, вопросы получения аптечных и продуктовых ваучеров. Также уполномоченные доложили текущую ситуацию по организации работы с эвакуированными в своих регионах.
26 апреля 2022 года в Доме прав человека прошло совещание, посвященное взаимодействию региональных уполномоченных с волонтерами, оказывающими помощь людям, прибывшим из ДНР, ЛНР и Украины.
В целом по итогам 2022 года следует отметить, что работа с лицами, прибывшими с территорий Луганской, Донецкой народных республик, Запорожской, Херсонской областей и Украины, организована и велась как на федеральном уровне, так и на территории Московской области на достаточно высоком для текущей ситуации уровне.
Уполномоченный по правам человека |
И.К. Фаевская |
------------------------------
1Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".
2Постановление Губернатора Московской области от 30.11.2022 N 395-ПГ "О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от 05.10.2022 N 317-ПГ "О социальной поддержке граждан Российской Федерации, призванных Военным комиссариатом Московской области и призывными комиссиями по мобилизации граждан в Московской области на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также членов их семей".
3https://data.unhcr.org/en/situations/ukraine#_ga=2.258444429.668655194.1673470828-999211601.1673470828..
4В день вступления в силу постановления Губернатора Московской области от 31.10.2022 N 345-ПГ "О ежемесячных денежных выплатах гражданам Российской Федерации, Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, вынужденно покинувшим территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, а также временно отселенным на территорию Московской области жителям Белгородской области, находящимся в пунктах временного размещения, расположенных на территории Московской области".
5Постановление Правительства Московской области от 01.11.2022 N 1202/39 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты гражданам Российской Федерации, Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, вынужденно покинувшим территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, а также временно отселенным на территорию Московской области жителям Белгородской области, находящимся в пунктах временного размещения, расположенных на территории Московской области".
6От общего числа поступивших письменных, устных обращений.
7https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/PrPopul2023_Site_.xlsx.
8Перечень инициатив утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р.
9Постановление Правительства Московской области от 25.10.2016 N 790/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Жилище" на 2017 - 2027 годы".
10Постановление Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1072/35 "О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области "Жилище" на 2017 - 2027 годы и утверждении государственной программы Московской области "Жилище" на 2023 - 2033 годы".
11Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
12Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.02.2021 N 3-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и части третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Г.".
13Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (статья 95).
14Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (раздел III.2. Наемные дома).
15Постановление Правительства Московской области от 28.03.2019 N 182/10 "Об утверждении государственной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019 - 2025 годы".
16https://minzhil.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/28-09-2022-12-37-38-pervyy-proekt-renovatsii-podmoskovya-predstavlen-n.
17https://msk.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/28-09-2022-14-31-17-dom-dlya-pereselentsev-iz-avariynogo-zhilya-postro.
18Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
19Федеральный закон от 26.05.2021 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
20Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ).
21Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
22Приказ Минстроя России от 28.02.2017 N 583/пр "Об утверждении правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида" (пункт 8).
23Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 20.10.2021 N 88-16835/2021 по делу N 2-150/2021.
24СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3.
СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2.
25Постановление Правительства Московской области от 17.10.2017 N 863/38 "Об утверждении государственной программы Московской области "Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности" на 2018 - 2026 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Московской области".
26Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
27Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
28Письмо Минстроя России от 01.04.2016 N 9506-АЧ/04 "По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов".
29Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
30Постановление Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50 "Об утверждении Программы Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года".
31Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р "Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года".
32https://mintrud.gov.ru/vozmozhnosti/sertifikat2023.
33Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
34Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 15).
35Приказ Минтранса России от 15.02.2016 N 24 "Об утверждении Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах".
36Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 630 "Об утверждении основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (пункт з статьи 23).
37Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.2021 N 1158 "Об утверждении Правил осуществления выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 396 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" (пункт 8).
38Постановление Правительства Московской области от 09.09.2021 N 822/30 "Об утверждении Порядка присвоения льготного статуса многодетной семье в Московской области".
39Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П "По делу о проверке конституционности статей 4, 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области".
40Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года".
41Приказ Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н "Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации".
42Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2022 N 1340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1134".
42Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2022 N 1340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1134".
43Приказ Минздрава Московской области от 03.02.2022 N 68 "Об утверждении Регламента организации оказания паллиативной медицинской помощи населению на территории Московской области".
44Распоряжение Министерства здравоохранения Московской области от 28.07.2022 N 204-р "О создании координационного центра паллиативной медицинской помощи в ГАУЗ МО "Химкинская областная больница"; приказ ГАУЗ МО "Химкинская областная больница" от 29.07.2022 N 302.2-од "О создании координационного центра паллиативной медицинской помощи ГАУЗ МО "Химкинская ОБ".
45Федеральный закон от 27.06.2019 N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
46Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.12.2021 N 55-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 7, части 1 статьи 44, части 5 статьи 46, пункта 5 части 2 статьи 153 и статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Т.С. Малковой".
47Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс)/Банкротства в России: итоги 2022 года. Статистический релиз Федресурса/https://fedresurs.ru/news/d569ceb1-1f1a-44dd-bec2-e11c8eb5ddac.
48Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2021 N 15-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 213.25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина И.И. Ревкова".
49Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан".
50Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 N 2571 "Об особенностях применения трудового законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
51 https://git50.rostrud.gov.ru/spisok_rabotodateley_imeyushchikh_zadolzhennost_pered_rabotnikami_po_zarabotnoy_plate/svedeniya_o_khozyaystvennykh_subektakh_imeyushchikh_zadolzhennost_po_zarabotnoy_plate_po_dannym_orga/?PAGEN_1=3#nav_start.
52Постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 N 398 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362".
53Приказ Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н "Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации".
54Действие государственной программы досрочно прекращено (Постановление Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1068/35 "О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2017 - 2026 годы и утверждении государственной программы Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2023 - 2027 годы").
55Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 N 830 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".
56Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
57Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
58Приказ Минстроя России от 14.05.2021 N 292/пр "Об утверждении правил пользования жилыми помещениями".
59Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
60Статья 3.1. Нарушение тишины и покоя граждан. Закон Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
61В соответствии с пунктом 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий (указанная норма введена в 2014 году).
62Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (статья 116).
63Федеральный портал проектов нормативных правовых актов, https://regulation.gov.ru/projects#npa=113698.
64Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2022 N 72-КАД22-2-К8.
65Приказ Минюста России от 04.07.2022 N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы".
66Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений".
67Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 N 16-П "По делу о проверке конституционности части первой 1 статьи 110 и статьи 389.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также Постановления Правительства Российской Федерации "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений" в связи с жалобой гражданки Н.И. Мургиной".
68Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1485-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дохова Михаила Башировича на нарушение его конституционных прав частью первой 1 статьи 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
69Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015 N 2738-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ветлицкой Светланы Васильевны на нарушение ее конституционных прав частью 3 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
70Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
71Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 351-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Царькова Виталия Евгеньевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 17 и частью третьей статьи 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
72Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2013 N 81-О13-8.
73"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1.
74Постановление администрации городского округа Домодедово Московской области от 18.04.2022 N 1093 "Об утверждении Административного регламента предоставления Муниципальной услуги "Прием на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
75Закон Московской области от 21.02.2022 N 12/2022-ОЗ "О предоставлении дополнительной меры поддержки отдельных категорий граждан по осуществлению газификации индивидуальных жилых домов в Московской области".
76Статья 20 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ; статья 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
77Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 N 4-П и Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2001 N 5-Г01-90.
78Утвержден постановлением Правительства Московской области от 02.10.2012 N 1255/37 "Об утверждении порядков предоставления мер социальной поддержки по бесплатным изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области".
79Федеральный закон от 24.09.2022 N 365-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
80Закон Московской области от 14.06.2019 N 116/2019-ОЗ "О профилактике правонарушений в Московской области среди лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2022 году (20 марта 2023 г.)
Опубликование:
Вестник Уполномоченного по правам человека в Московской области, 3 апреля 2023 г.
сайт Уполномоченного по правам человека в Московской области (upch.mosreg.ru) 17 апреля 2022 г.
Ежедневные новости. Подмосковье, 26 апреля 2023 г. N 75