Обзор судебной практики рассмотрения административных дел в сфере земельного законодательства
УТВЕРЖДЕН
президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа
09.12.2019 (в ред. от 28.02.2020)
1. В рамках рассмотрения заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка спор о праве на земельный участок не подлежит разрешению.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявление удовлетворено.
Отклоняя кассационную жалобу, окружной суд указал следующее.
Согласно статье 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
В подтверждение права на занятый земельный участок общество предоставило свидетельство о праве собственности на землю от 20.10.1992.
Доказательства регистрации права муниципальной собственности или иного субъекта на земельный участок в материалы дела не представлены.
В заключении кадастрового инженера указано, что земельный участок располагается в границах земель правопредшественника заявителя.
Таким образом, административный орган не представил доказательств, свидетельствующих о самовольном занятии обществом спорного земельного участка.
В настоящее время в отношении этого земельного участка имеется незавершенный гражданско-правовой спор относительно права на него.
Следовательно, привлечение общества к административной ответственности до разрешения вопроса о праве на землю невозможно, поскольку в этом случае не подтверждено наличие состава административного правонарушения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.03.2016 по делу N А32-24699/2015).
2. Предписание должностного лица, которым на субъекта возложена обязанность устранить нарушения в сфере земельного законодательства, можно признать недействительным в случае, если оно содержит лишь общие формулировки, констатирующие, что земельный участок должен использоваться собственником в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, не указаны конкретные действия, которые должен выполнить субъект, и (или) оно неисполнимо.
Администрация сельского поселения (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Решением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявление удовлетворено.
Отклоняя кассационную жалобу, окружной суд указал следующее.
Требования об исполнимости предписания заложены в статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Оспариваемым предписанием на администрацию возложена обязанность устранить нарушения земельного законодательства, а именно прекратить использование земельных участков не в соответствии с присвоенной категорией.
Вместе с тем суды учли, что требование оспариваемого предписания содержит общие формулировки, лишь констатирующие, что земельный участок должен использоваться собственником в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, нет конкретизации, отсутствует определенность. В резолютивной части предписания не указаны конкретные действия, которые должна выполнить администрация.
Перевод земель может быть осуществлен в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" или Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ), однако это возможно до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов (письмо Минэкономразвития России от 15.12.2011 N Д23-5159).
Пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется посредством утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 09.01.2017) (далее - Закон N 131-ФЗ),части 1.1 статьи 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области" судебные инстанции правильно установили, что утверждение или изменение генеральных планов сельского поселения и других документов территориального планирования не относится к вопросам местного значения сельского поселения и не входит в сферу полномочий администрации, поскольку с 01.01.2017 они отнесены к полномочиям муниципального района. Следовательно, администрация не уполномочена на совершение действий, предусмотренных статьей 84 ЗК РФ. Какие-либо иные доказательства обратного управление в материалы дела не представило (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.05.2018 по делу NА53-18483/2017).
3. Неверное, по мнению заявителя, указание в акте административного обследования земельного участка о том, что он самовольно им захвачен, само по себе не означает возможность требовать в арбитражном суде признания акта недействительным.
Крестьянское хозяйство обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по краю (далее - управление) с требованием признать недействительным и отменить акт административного обследования.
Определением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Отклоняя кассационную жалобу, окружной суд указал следующее.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, должностные лица управления в ходе проведенного внепланового административного обследования земельного участка составили акт, в котором отразили факт самовольного занятия крестьянским хозяйством данного земельного участка, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН за обществом.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Из приведенных положений следует, что арбитражный суд не вправе отказать хозяйствующему субъекту в рассмотрении по существу спора о законности правоприменительного акта - исходящей от государства меры властного характера, принятой в связи с реализацией публичных полномочий и направленной на урегулирование отдельных правоотношений, если в результате принятия этой меры затрагиваются права заявителя в качестве субъекта экономической деятельности.
Принимая во внимание необходимость реального обеспечения права каждого на судебную защиту, наличие признаков правоприменительного акта, затрагивающего права заявителя, подлежит установлению его содержание, а также с учетом фактических последствий принятия (бездействия по принятию) соответствующих властных мер, наступающих для обратившегося в суд хозяйствующего субъекта. Наименование оспариваемого акта определяющего значения не имеет (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2018 N 305-КГ18-8036).
Из изложенного следует, что в судебном порядке может быть обжалован ненормативный акт, который не соответствует закону и нарушает права заявителя, содержит обязательные для исполнения предписания, распоряжения, незаконно возлагающие на юридическое лицо какие-либо обязанности и влекущий правовые последствия, либо создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прекращая производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, суды правильно применили статьи 71, 71.2 ЗК РФ, пункты 8, 10 и 14 постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений", правомерно указали, что оспариваемый акт административного обследования объекта земельных отношений не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности крестьянского хозяйства, не определяет меру ответственности, не содержит указания на необходимость осуществления каких-либо действий; носит информационный характер.
Фактически акт административного обследования объекта земельных отношений является процедурным промежуточным документом,составленным в ходе проведения внепланового обследования земельного участка, итогом которого может явиться, в частности, привлечение виновного лица к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ. Правовые последствия для крестьянского хозяйства влечет лишь принятие на основании указанного акта проверки каких-либо ненормативных актов, которые крестьянское хозяйство вправе оспаривать в самостоятельном порядке и в рамках оспаривания таких ненормативных правовых актов заявлять доводы в отношении акта административного обследования как одного из доказательств, в том числе, обстоятельства, которые могут привести к исключению акта из доказательственной базы в случае получения такого доказательства с нарушением закона.
Таким образом, суды обоснованно и мотивированно признали, что оспариваемый акт административного обследования объекта земельных отношений не обладает признаками ненормативного правового акта, сам по себе не затрагивает права и законные интересы крестьянского хозяйства, что свидетельствует о том, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ.
При этом, отклоняя доводы крестьянского хозяйства, суды правомерно указали, что заявитель избрал неверный способ защиты, поскольку признание незаконным оспариваемого акта не влечет за собой восстановление нарушенного права, что является целью обращения в суд.
Тот факт, что акт отдела, содержащий сведения сугубо информационного характера, положен в основу решения о привлечении к административной ответственности, не дает сам по себе оснований для оспаривания действий по его составлению (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.04.2019 по делу N А32-28618/2018).
4. В условиях очевидности предстоящего изъятия у предпринимателя земельного участка для государственных нужд в целях реконструкции объекта федерального значения, предусмотренного утвержденным проектом планировки территории, его действия по получению градостроительного плана земельного участка, необходимого для возведения на нем объектов капитального строительства, не могут быть признаны добросовестными.
Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд к администрации муниципального образования (далее - администрация) с заявлением, в котором просил признать незаконными действия администрации, выразившиеся в выдаче градостроительного плана земельного участка с отсутствующими местами размещения зданий, строений, сооружений.
Решением арбитражного суда требование удовлетворено.
Постановлением арбитражного апелляционного суда решение отменено, в удовлетворении требования отказано.
Отклоняя кассационную жалобу, окружной суд указал следующее.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - ГрК РФ).
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
Состав информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, закреплен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ. В нем, в частности, должна содержаться информация о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории.
Ссылаясь на необходимость предоставления ему градостроительного плана в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки, предприниматель не учитывает, что указанный документ выдается в целях обеспечения правообладателя информацией, необходимой для строительства объекта капитального строительства в границах земельного участка. Градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения застройщиком разрешения на строительство объекта (пункт 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ). Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются, в частности, документы территориального планирования и документация по планировке территории.
Из разработанной и утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории следует, что участок, принадлежащий предпринимателю, попадает в границы строительства транспортной развязки автомобильной дороги М-4 "Дон". Это предполагает изъятие указанного земельного участка для нужд Российской Федерации в целях реконструкции объекта федерального значения (пункт 1статьи 56.3 ЗК РФ) с возмещением правообладателю его рыночной стоимости (пункт 1 статьи 56.8 ЗК РФ). Сведения о том, что указанный земельный участок расположен в границах проектируемой транспортной развязки, содержатся также в генеральном плане.
Выдача предпринимателю градостроительного плана повлечет увеличение размера убытков (в том числе упущенной выгоды - в случае, если такое строительство не будет произведено) и (или) размера возмещения (в который будет включаться стоимость построенного на земельном участке объекта капитального строительства - в случае, если такой объект будет возведен до начала изъятия).
При таких обстоятельствах действия органов местного самоуправления по выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка без указания мест планируемого размещения объектов капитального строительства обоснованно признаны судом апелляционной инстанции соответствующими нормам законодательства о градостроительной деятельности (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.08.2018 по делу NА32-46815/2017).
5. Приобретение лицензии на право пользования недрами и ведения разведки и добычи песчано-гравийной смеси не предоставляет владельцу земельного участка сельскохозяйственного назначения права использовать его для целей, указанных в лицензии, без перевода земель в иную категорию, позволяющую осуществлять добычу полезных ископаемых.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по краю и (далее - управление) о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения апелляционным постановлением, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Отклоняя кассационную жалобу, окружной суд указал следующее.
В силу статьи 7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения(подпункт 1 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ). Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 ЗК РФ).
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами, своевременно производить платежи за землю, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы и выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами,обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Судебные инстанции установили, что общество в нарушение требований приведенных норм права осуществило на земельных участках сельскохозяйственного назначения работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы в соответствии с лицензией на право пользования недрами и ведения разведки и добычи песчано-гравийной смеси, в результате чего участки сельскохозяйственного назначения приведены в состояние, не пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования и его целевым назначением.
Вместе с тем данная лицензия не предоставляет обществу право использовать спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения для указанных в ней целях; доказательства принятия мер к переводу спорных участков в иную категорию земель, позволяющих осуществлять добычу полезных ископаемых, в материалы дела не представлены (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.08.2019 по делу N А32-37537/2018).
6. Образование земельных участков путем раздела по инициативе арендатора не может быть произвольным и допустимо только при наличии у арендатора законного и обоснованного интереса в этом разделе.
Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования (далее - администрация) о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории двадцати пяти земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
Отклоняя кассационную жалобу, окружной суд указал следующее.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации под неделимой вещью, в том числе в случае, если она имеет составные части, подразумевается вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав (пункт 1 статьи 133 ГК РФ), под предприятием как объектом прав - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью (статья 132 ГК РФ). Недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, является единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (статья 133.1 ГК РФ).
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации допускается образование земельных участков из земельного участка, находящегося в публичной собственности, в соответствии с утвержденной схемой их расположения на кадастровом плане территории только при отсутствии утвержденного проекта межевания территории (статья 11.3 ЗК РФ). В целях раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве аренды, уполномоченный орган может на основании заявления заинтересованного лица либо принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, либо обоснованно отказать в этом (пункт 7 статьи 11.4 ЗК РФ). Арендатор разделяемого земельного участка имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых земельных участков на прежних условиях без проведения торгов (пункт 4 статьи 11.8 ЗК РФ). Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ).
Статьей 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, предоставленного на праве аренды, может быть обеспечена арендатором (пункт 6). В решении об утверждении схемы в отношении каждого из образуемых в соответствии с ней земельных участков обязательно указываются либо территориальная зона, в границах которой они образуются, либо виды их разрешенного использования (подпункт 4 пункта 14). В утверждении схемы расположения земельного участка должно быть отказано, если она разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, не соответствует утвержденному проекту планировки территории или предусматривает образование земельного участка в границах территории, для которой утвержден проект межевания (подпункты 3, 4, 5 пункта 16).
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6, пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов в случае его предоставления собственнику расположенного на этом участке здания (сооружения). Это право собственника здания (сооружения) является исключительным.
Утверждением схемы расположения на кадастровом плане территории образуемых земельных участков не могут обеспечиваться изменение вида разрешенного использования таких участков с целью обхода процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей строительства, а также заключение арендатором исходного земельного участка на неконкурентных началах договоров аренды образуемых земельных участков, на которых отсутствуют принадлежащие названному арендатору здания (сооружения).
Суды обоснованно указали, что утверждение предложенной предпринимателем схемы расположения на кадастровом плане территории образуемых земельных участков и последующий кадастровый учет таких участков могут повлечь невозможность разрешенного использования расположенных на них объектов недвижимости в качестве промышленной (производственной) базы. Образованием земельных участков, на которых отсутствуют принадлежащие предпринимателю здания, сооружения, могли быть созданы предпосылки для незаконного заключения с предпринимателем без проведения торгов договоров аренды этих участков. Представленная схема не соответствует требованиям, предъявляемым к ее форме, а также к образуемым и измененным земельным участкам. Исходный земельный участок перешел к предпринимателю на тех же условиях, что и предыдущему правообладателю. Объектом договора купли-продажи являлась производственная база. Разрешенное использование исходного земельного участка в установленном порядке не изменялось. В результате раздела исходного земельного участка станет невозможным его ранее разрешенное использование. Представленная предпринимателем схема предполагает образование не только земельных участков под принадлежащими ему зданиями, сооружениями, но и свободных от объектов недвижимости земельных участков, а также участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности третьим лицам. Основания для удовлетворения заявления предпринимателя отсутствуют.
Отсутствием на исходном земельном участке единого имущественного комплекса, делимостью исходного земельного участка, отсутствием производственной деятельности, реализацией объектов недвижимости в рамках дела о банкротстве разным лицам, отсутствием препятствий в раздельном использовании этих объектов не может быть обусловлен раздел исходного земельного участка по инициативе арендатора в произвольной форме без обоснования наличия у него законного обоснованного интереса в этом. Отсутствие у предпринимателя намерения на осуществление на образуемых земельных участках деятельности, противоречащей разрешенному использованию образуемых земельных участков, а также на обход предусмотренных земельным законодательством процедур предоставления земельных участков и заключение договора аренды образуемых земельных участков, на которых отсутствуют принадлежащие ему здания (сооружения), также не является оправданием необоснованного раздела исходного земельного участка. Предприниматель обладает исключительным правом на предоставление в аренду без проведения торгов только тех образуемых земельных участков, на которых находятся принадлежащие ему объекты недвижимости (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.2019 по делу NА32-6628/2017).
7. При предоставлении земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства из государственных или муниципальных земель может осуществляться последующий раздел такого участка с изменением разрешенного использования в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. При этом повторное предоставление вновь образуемого участка не требуется.
Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по краю (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права аренды на земельный участок.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения апелляционным постановлением, заявленное требование удовлетворено.
Отклоняя кассационную жалобу, окружной суд указал следующее.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; далее - Закон N218-ФЗ).
С государственной регистрацией Закон N 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество. Обязательными этапами проведения государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
По общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).
В пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ указан перечень оснований заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В частности, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ (подпункт 5 пункт 2 статья 39.6 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 11.4ЗК РФ раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 46.4 ГрК РФ комплексное освоение территории включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, строительство на земельных участках в границах данной территории и объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории.
Частью 5 статьи 46 ГрК РФ установлено, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Суды установили, что предпринимателю по результатам публичных процедур предоставлен земельный участок для его комплексного освоения в целях жилищного строительства. В целях освоения данного участка подготовлен и утвержден, по результатам проведенных слушаний, проект планировки территории. Указанный земельный участок разделен на несколько земельных участков. Выполняя требования проекта планировки территории в целях жилищного строительства, на основании заявления предпринимателя постановлением администрации городского округа изменен вид разрешенного использования указанных земельных участков с "для комплексного освоения в целях жилищного строительства" на "под строительство индивидуального жилого дома усадебного типа с приусадебным участком".
Установив соблюдение уполномоченными органами предусмотренной процедуры предоставления спорного земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства и выполнения предпринимателем последующих обязанностей, закрепленных требованиями земельного и градостроительного законодательств, а также отсутствия необходимости в повторном проведении торгов в отношении вновь образуемого земельного участка, суды пришли к правомерному выводу о незаконности оспариваемого отказа управления и возложении на уполномоченный орган обязанности произвести регистрационные действия (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2018 по делу NА63-19585/2017).
8. Требование о признании технической ошибки в кадастровых сведениях о местоположении границ земельного участка и ее исправлении, заявленное лицом в отношении земельного участка, не находящегося в его владении, не подлежит удовлетворению без установления владения.
Общество обратилось в арбитражный суд с требованием к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение) о признании технической ошибки в отраженных в кадастровой выписке кадастровых сведениях о местоположении границ (описании характерных точек границ)земельного участка и о понуждении учреждения к внесению в сведения государственного кадастра недвижимости координат характерных точек границ исходного земельного участка.
Решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении требований отказано.
Отклоняя кассационную жалобу, окружной суд указал следующее. Положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в применимой к спорным отношениям редакции установлено, что кадастровый учет в связи с прекращением существования объекта недвижимости (снятие с кадастрового учета) осуществляется на основании соответствующего заявления и необходимых для этого документов (статья 16). Снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо аренды на образованные земельные участки. При постановке на учет образованного земельного участка внесенные в государственный кадастр недвижимости временные сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости, если по истечении пяти лет со дня постановки образованного земельного участка на кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права (аренды) на него (статья 24). Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае его преобразования в соответствии с вышеназванными особенностями осуществления кадастрового учета (статья 25). Под технической ошибкой в сведениях понимается ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений государственного кадастра недвижимости содержанию документов, на основании которых названные сведения вносились в государственный кадастр недвижимости. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению, в том числе на основании вступившего в законную силу решения суда об ее исправлении (статья 28).
К искам о правах на недвижимое имущество относятся иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. В порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество (пункты 2, 56 постановления Пленумов N 10/22).
В соответствии со статьями 301, 304 ГК РФ собственник может как истребовать имущество из чужого незаконного владения, так и потребовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Предусмотренные указанными статьями права в силу статьи 305 ГК РФ принадлежат также лицу, владеющему имуществом по основанию, предусмотренному договором.
Обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - во внесении платежей за пользование этим имуществом. Договор аренды считается исполненным с момента реальной передачи арендатору имущества во временное пользование (статьи 606, 611, 614 ГК РФ). До фактической передачи арендодателем свободного от прав третьих лиц объекта аренды арендатору он не может считаться вступившим во владение имуществом и, следовательно, приобретшим право на использование вещно-правовых способов защиты от действий третьих лиц. Права арендатора в этом случае могут быть защищены в соответствии с пунктом 3 статьи 611 ГК РФ либо путем истребования от арендодателя объекта аренды в порядке статьи 398 ГК РФ, либо расторжения договора аренды.
В деле не содержатся доказательства того, что общество вступило во владение земельным участком в период, предшествовавший его обращению в арбитражный суд.
В отсутствие названного владения спор о правах на земельный участок не может быть разрешен и посредством иска об установлении границ, каковым, по сути, является требование об определении местоположения границ земельного участка в соответствии с заключением эксперта.
В условиях неразрешенного посредством вещно-правовых исков спора о правах на земельный участок и недоказанности его нахождения в фактическом владении общества у судов первой и апелляционной инстанций не имелось законных оснований для удовлетворения подлежащих рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, требований к учреждению о признании технической ошибки в кадастровых сведениях о местоположении границ исходного земельного участка и о ее исправлении, о понуждении к исключению ошибочных сведений из государственного кадастра недвижимости и внесению в сведения государственного кадастра недвижимости уточненных координат характерных точек границ исходного земельного участка, а также о снятии с кадастрового учета вновь образованных земельных участков. Посредством исправления технической ошибки в сведениях не могут быть восстановлены (изменены) границы земельного участка на местности, а также титул заявителя на земельный участок и его фактическое владение им (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.02.2017 по делу NА32-3665/2016).
9. Само по себе расположение земельного участка в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства не препятствует подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, формируемого для эксплуатации существующего здания, принадлежащего заявителю.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для эксплуатации здания.
Решением арбитражного суда заявление удовлетворено.
Постановлением арбитражного апелляционного суда решение отменено, в удовлетворении требования отказано.
Окружной суд отменил постановление апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда, указав следующее.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Земельное законодательство предусматривает, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
По общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
В утверждении схемы расположения земельного участка может быть отказано, в частности, если она подготовлена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В силу статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Указание апелляционного суда на ограничение участка в обороте в связи с наличием объектов электроснабжения и установленных для них охранных зон не основано на положениях статьи 27 ЗК РФ.
Наличие в пределах участка охранных зон распределительной подстанции и прохождение через участок высоковольтной линии Вл-0,4 кВ не препятствовало уполномоченному органу в установленном порядке рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории с отражением в данном документе информации о существующих ограничениях.
Пункт 2 статьи 89 ЗК РФ предусматривает, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов определены Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160), в соответствии с которыми в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2); охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон(пункт 5); в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов, производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн и т. д. (пункт 8).
Согласно пункту 9 Правил N 160 в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 данных Правил, запрещается: складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов; размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи); осуществлять проход судов с поднятыми стрелами кранов и других механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 160 в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что особые условия использования земельного участка в охранных зонах электрических сетей, определенные пунктами 8, 9 и 10 Правил N 160, устанавливаются в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев; само по себе расположение земельного участка в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства не препятствует подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, формируемого для эксплуатации существующего здания, и не является достаточным основанием для применения правил статьи 11.9 ЗК РФ. При этом представленные в материалы дела доказательства не свидетельствуют о наличии условий, препятствующих эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Признание незаконным рассматриваемого отказа уполномоченного органа не предрешает вопрос о возможности предоставления (либо о форме предоставления) планируемого к образованию земельного участка.
Утверждение схемы расположения земельного участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана или кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (трубопроводов и ЛЭП), охранных зон данных объектов и границ зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. Исходя в том числе и из данных сведений, в последующем органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, и будет решаться вопрос о возможности или невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.08.2016 по делу N А32-13342/2015).
10. На землях сельскохозяйственных угодий не допускается возведение капитальных строений, в том числе в целях использования этих строений в сельскохозяйственной деятельности.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования (далее - администрация) в подготовке и выдаче разрешения на строительство гаражей для сельскохозяйственной техники.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения апелляционным постановлением, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Отклоняя кассационную жалобу, окружной суд указал следующее.
Согласно части 3 статьи 51 ГрК РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
В силу части 6 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Из материалов дела следует, что земельный участок заявителя относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для ведения крестьянского хозяйства".
Согласно Правилам землепользования и застройки Львовского сельского поселения данный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, на которые градостроительные регламенты не распространяются.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться или приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
Статья 6 Закона N 74-ФЗ определяет, что в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (пункт 4 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяют сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).
До принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущения выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (подпункт 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ, часть 7 статьи 36 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий,общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Судебные инстанции установили, что принадлежащий заявителю земельный участок сельскохозяйственного назначения сформирован из сельскохозяйственных угодий - пашни.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (пункт 1 статьи 79 ЗК РФ).
Поскольку для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущения выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности, судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Выводы судов соответствуют подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.02.2019 по делу NА32-37195/2017).
11. Отсутствие зонирования сельскохозяйственных угодий не является препятствием для приведения в соответствие разрешенного использования земельного участка из числа таких земель виду разрешенного использования, предусмотренному федеральным классификатором, а также его фактическому использованию.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - глава хозяйства, предприниматель) обратился в арбитражный суд с требованием к департаменту имущественных отношений края (далее - департамент), в котором просил признать незаконным решение департамента о невозможности установления соответствия разрешенного использования земельного участка виду разрешенного использования земельного участка соответствующему коду (числовому обозначению) 1.7 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540; далее - классификатор, приказ N 540): животноводство - для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения апелляционным постановлением, заявленное требование удовлетворено.
Департамент подал кассационную жалобу, указав, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона N191-ФЗ.
Отклоняя кассационную жалобу, окружной суд указал следующее.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Земельный участок относится к видам угодий - пастбище суходольное и находится на склоне предгорной возвышенности, рельеф холмистый. Земельный участок используется для выпаса скота, зарос древесно-кустарниковой растительностью более 30%.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункты 1, 2 статьи 77 ЗК РФ).
Пункт 1 статьи 78 ЗК РФ определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно- исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки, которые, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами (статья 30 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты не устанавливаются, в частности, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (часть 6 статьи 36 ГрК РФ).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3,5 статьи 37 ГрК РФ).
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 (вопрос 5), запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования земель сельскохозяйственного назначения для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства. До принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности. Поэтому изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Вместе с тем арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием. Такое использование должно осуществляться способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (пункт 1 статьи 6 Закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей в период заключения договора аренды).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац второй пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, введен в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N167-ФЗ).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом N540.
При этом разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее - Закон N 171-ФЗ).
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка (часть 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
Классификатор предусматривает, в частности, такие виды разрешенного использования, как сельскохозяйственное использование (код 1.0) и животноводство (код 1.7). При этом содержание вида разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" включает в себя виды разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, в том числе и животноводство (код 1.7). К последнему относится осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Данный вид разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.8 - 1.11 (скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство).
Глава хозяйства является арендатором земельного участка, который относится к виду сельскохозяйственных угодий - пастбище суходольное чистое и используется исключительно для выпаса сельскохозяйственных животных, использование земельного участка возможно для сенокошения и выпаса скота.
Довод жалобы о невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, для которых градостроительный регламент не устанавливается, несостоятелен. Данный спор возник не в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка. Уполномоченный орган не учитывает, что приведение в соответствие разрешенного использования земельного участка виду разрешенного использования, предусмотренному федеральным классификатором, а также его фактическому использованию, в данном случае не повлечет выведение спорного участка из сельскохозяйственного оборота, его застройку объектами капитального строительства, а также нарушение принципа сохранения целевого использования земельного участка. Возможность приведения уполномоченным государственным органом по заявлению правообладателя земельного участка вида его разрешенного использования в соответствие с перечнем разрешенных видов использования земельных участков, предусмотренных действующим классификатором, следует из положений части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ. В этом случае имеет место не выбор вида разрешенного использования земельного участка в том значении, в котором это предусматривается земельным и (или) градостроительным законодательством, а установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков. Действия уполномоченных органов не являются изменением вида разрешенного использования (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ) или выбором вида разрешенного использования земельного участка правообладателем (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ, часть 4статьи 37 ГрК РФ). Такие действия представляют собой процедуру технического приведения описания вида разрешенного использования в соответствие с видами разрешенного использования и их описанием, предусмотренными федеральным классификатором, и фактическим использованием земельного участка. При этом установление соответствия между видами разрешенного использования земельного участка не приводит в данном случае к фактическому изменению вида разрешенного использования такого участка в обход процедур, установленных земельным и (или) градостроительным законодательством (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.01.2019 по делу N А32-19152/2017).
12. Межевой план земельного участка не может быть признан судом недействительным.
Кооператив обратился в арбитражный суд с требованием признать недействительным проект межевания земельного участка, на основании которого была осуществлена его постановка на кадастровый учет.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования отказано.
Отклоняя кассационную жалобу, окружной суд указал следующее.
Довод кооператива о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившемся в нерассмотрении по существу уточненного истцом требования о признании недействительным межевого плана земельного участка, а не проекта межевания, проверялся и был отклонен апелляционным судом. Материалы межевания земельного участка являются совокупностью документов, существование которых непосредственно на права и обязанности собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не влияет. Результаты кадастровых работ в виде межевого плана не являются с точки зрения их правовой природы ни сделкой, ни актом органа публичной власти. Действующее законодательство не предусматривает возможности признания недействительными результатов кадастровых работ, оформленных межевым планом. Требование кооператива (как о признании недействительным проекта межевания, так и утвержденного плана межевания) с учетом установленных судом при разрешении спора обстоятельств не приведет к восстановлению прав истца, которым избран ненадлежащий способ защиты. Поэтому отказ в удовлетворении требований кооператива в указанной части правомерен (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.10.2018 по делу N А63-1955/2017).
13. Организация, к электрическим сетям которой присоединены объекты электросетевого хозяйства (трансформаторная подстанция), обязана принять меры к приобретению (оформлению) права на земельный участок, на котором расположены эти объекты, либо прекратить их использование.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике (далее - управление).
Решением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении требования отказано.
Отклоняя кассационную жалобу, окружной суд указал следующее.
Управление провело внеплановую документарную проверку на предмет соблюдения земельного законодательства, в ходе которой установило, что общество использует объект капитального строительства - трансформаторную подстанцию (далее - ТП), к ТП проложены линии электропередачи. Из графических и семантических сведений ЕГРН следует, что право собственности на объект не зарегистрировано. Кадастровые работы в отношении земельного участка, на котором расположена ТП, не проводились, земельный участок не поставлен на кадастровый учет. Техническое обслуживание и текущий ремонт ТП осуществляет общество. Правоустанавливающие документы на расположенный под ТП земельный участок у общества отсутствуют.
По данному факту управление выдало обществу предписание о необходимости устранения нарушений земельного законодательства - в срок до 14.05.2018 оформить право на земельный участок, используемый под строением или к указанному сроку прекратить его использование.
Согласно пункту 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Законом N 122-ФЗ (пункт 1 статьи 26 ЗК РФ)
Общество использует земельный участок площадью 9,5 кв. м, на котором расположена ТП с подведенными линиями электропередачи без предусмотренных статьями 25 и 26 ЗК РФ и статьей 81 ГК РФ на то прав.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в редакции, действовавшей в спорный период) ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Общество не представило доказательств, подтверждающих, что в силу объективных причин оно не имело реальной возможности для своевременного истребования у правопредшественника и иных лиц документов на обслуживаемую ТП, оформления прав на нее и на земельный участок под ней, выполнения в связи с этим установленных законодательством обязанностей. На основании изложенного выводы судов о непринятии обществом при фактической эксплуатации в собственных интересах объекта электросетевого хозяйства всех зависящих от него мер по выполнению требований действующего законодательства являются правильными (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.05.2019 по делу NА61-5754/2017).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кооператива о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившемся в нерассмотрении по существу уточненного истцом требования о признании недействительным межевого плана земельного участка, а не проекта межевания, проверялся и был отклонен апелляционным судом. Материалы межевания земельного участка являются совокупностью документов, существование которых непосредственно на права и обязанности собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не влияет. Результаты кадастровых работ в виде межевого плана не являются с точки зрения их правовой природы ни сделкой, ни актом органа публичной власти. Действующее законодательство не предусматривает возможности признания недействительными результатов кадастровых работ, оформленных межевым планом. Требование кооператива (как о признании недействительным проекта межевания, так и утвержденного плана межевания) с учетом установленных судом при разрешении спора обстоятельств не приведет к восстановлению прав истца, которым избран ненадлежащий способ защиты. Поэтому отказ в удовлетворении требований кооператива в указанной части правомерен (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.10.2018 по делу N А63-1955/2017).
...
Согласно пункту 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Законом N 122-ФЗ (пункт 1 статьи 26 ЗК РФ)
Общество использует земельный участок площадью 9,5 кв. м, на котором расположена ТП с подведенными линиями электропередачи без предусмотренных статьями 25 и 26 ЗК РФ и статьей 81 ГК РФ на то прав."
Обзор судебной практики рассмотрения административных дел в сфере земельного законодательства (утв. президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 09 декабря 2019 г. (в ред. от 28 февраля 2020 г.)