г. Краснодар |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А32-34359/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Рассказова О.Л. и Твердого А.А., при участии в судебном заседании от ответчика - администрации Лабинского городского поселения Лабинского района (ИНН 2314018323, ОГРН 1052308544210) - Мальцевой С.С. (доверенность от 18.05.2022), в отсутствие истца - федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (ИНН 2320100329, ОГРН 1032311075620), третьих лиц: Федерального дорожного агентства (Росавтодор), Межрегионального территориального управления Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Лабинского городского поселения Лабинского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по делу N А32-34359/2021, установил следующее.
ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о возложении обязанности на администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района (далее - администрация) принять в муниципальную собственность участок автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, подъезд к г. Майкопу км 43+885 - км 52+000 с кадастровым номером 23:18:0000000:225, и земельные участки, расположенные под ним, с кадастровыми номерами: 23:46:0102020:54, 23:46:0102031:44, 23:46:0102032:36, 23:46:0104006:52, 23:46:0104005:66, 23:46:0104011:173, 23:46:0104013:39, 23:46:0104007:76, 23:46:0104015:60, 23:46:0104010:44, 23:46:0104016:93, 23:46:0103001:52, 23:46:0103010:101, 23:46:0103002:70, 23:46:0103004:99, 23:46:0103012:54, 23:46:0103013:61, 23:46:0103005:37, 23:46:0103014:73, 23:46:0103006:14, 23:46:0103015:164, 23:46:0103011:45, 23:46:0103020:60, 23:46:0103021:40, 23:46:0103025:88, 23:46:0103026:20, 23:46:0103030:74, 23:46:0103029:92, 23:46:0203004:8, 23:46:0203003:55, 23:46:0203011:78, 23:46:0203012:25, 23:46:0203021:25, 23:46:0203020:23, 23:46:0203031:41, 23:46:0203030:39, 23:46:0203038:52, 23:46:0203039:63, 23:46:0203043:33, 23:46:0203045:74, 23:46:0203040:43, 23:46:0203041:87, 23:46:0000000:588, 23:46:0301016:27, 23:46:0301019:47, 23:46:0301020:41, 23:46:0301012:37, 23:46:0301003:74, 23:46:0301004:61, 23:46:0301005:27, 23:46:0301007:72, 23:46:0301009:76, 23:46:0301021:14, 23:46:0301068:10.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное дорожное агентство (Росавтодор; далее - агентство), МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление), министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство).
Решением суда от 10.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.02.2023, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Суды не учли, что в протоколе заседания правительственной комиссий по транспорту от 10.12.2019 отсутствует указание о передаче в муниципальную собственность спорного участка федеральной дороги, кроме того, в перечне участков автомобильных дорог общего пользования Лабинское городское поселения не указано. Ссылка суда на протокол заседания правительственной комиссии по транспорту от 13.04.2018 N 2, является несостоятельной, поскольку администрации возражала против приобщения указанного протокола к материалам дела, так как он представлен истцом в суд, спустя год после подачи иска.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой принадлежат на праве собственности Российской федерации, включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения".
Федеральная автомобильная дорога Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к г. Майкопу, км 43+885 - км 52+000 с условным кадастровым номером 23:23-11/038/2010-276 (в настоящее 23:18:0000000:225) находится в оперативном управлении учреждения на основании распоряжения от 01.07.2014 N 1296-р.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 29.10.2021 N 99/2021/427797991, сооружение с кадастровым номером 23:18:0000000:225 поименовано как "Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, подъезд к г. Майкопу, км 43+885 - км 52+000", протяженность объекта - 8115 м, адрес сооружения: Краснодарский край, Лабинский район, г. Лабинск, Федеральная автомобильная дорога общего пользования Подъезд к городу Майкопу от М-29 "Кавказ", участок км 43+885- км 52+000 (через г. Лабинск).
На указанное сооружение зарегистрировано право собственности Российской Федерации (13.02.2013) и право оперативного управления учреждения (26.12.2014).
Спорная дорога расположена на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации и в постоянном (бессрочном) пользовании учреждения, зарегистрированных в ЕГРН, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - общее пользование территории для размещения объекта "Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к городу Майкопу".
Как указывает учреждение, федеральная автомобильная дорога Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница Азербайджанской Республикой. Подъезд к г. Майкопу в районе города Лабинска имеет два дублирующих направления, одно из которых идет в обход населенного пункта города Лабинска. В границах населенного пункта города Лабинск муниципального образования Лабинский район Краснодарского края проходит участок автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница Азербайджанской Республикой. Подъезд к г. Майкопу, км 43+885 - км 52+000, поставленный на кадастровый учет как сооружение под кадастровым номером 23:18:0000000:225, в связи с чем имеет непосредственную взаимосвязь с автомобильными дорогами населенного пункта и со всей инфраструктурой поселения. По данным учреждения, спорный участок автомобильной утратил статус федерального значения и является объектом городской уличной дорожной сети (в пределах от ул. Турчанинова (ориентир пост ДПС), по ул. Красина, ул. Победы, ул. Армавирского шоссе до транспортной развязки на автомобильной дороге Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница Азербайджанской Республикой. Подъезд к г. Майкопу).
Протоколом заседания Правительственной комиссии по транспорту, под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворкович, от 13.04.2018 N 2 (т. 5, л. д 49 - 71), утвержден перечень участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, планируемых к передаче на иной уровень публичной собственности и план перспективного развития сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения до 2031 года, содержащий перечень автомобильных дорог подлежащих принятию в федеральную собственность с постановкой на баланс соответствующего учреждения, так и перечень автомобильных дорого (участков автомобильных дорог), подлежащих передаче из федеральной собственности в собственность соответствующего публично-правового образования. Учреждениям поручено организовать работу по реализации названного плана в части приема-передачи автомобильных дорог со сроком реализации в первом периоде (2018 - 2021 годы).
В перечне участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, планируемых к передаче на иной уровень публичной собственности, утвержденном протоколом N 2, в том числе, указана дорога "Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к г. Майкопу, км 43+518 - км 51+700, протяженностью 8,18 км, место расположения: г. Лабинск, в качестве передающего определено учреждение, принимающая сторона - г. Лабинск, срок передачи - 2018 год.
Письмом от 08.05.2018 N 01-28/16709 агентство направило в адрес учреждения, протокол и перечень, для исполнения.
Учреждение неоднократно обращалось к администрации с просьбой принять из федеральной собственности в муниципальную собственность участок спорной автомобильной дороги.
Администрация в приеме спорного участка автомобильной дороги в муниципальную собственность отказала.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения с иском в арбитражный суд.
Автомобильная дорога в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об автомобильных дорогах) определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу частей 7, 9 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно части 3 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпунктов 7, 7.1 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Статьей 85 названного Закона установлено, что в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося в собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения.
Из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, следует, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ), устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают не только необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, но также и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
В абзацах 5 - 7 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ закреплено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Закона N 131-ФЗ.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), суды установили, что решение федерального уровня о передаче спорной автомобильной дороги в муниципальную собственность принято 2018 году, спорный участок дороги утратил статус федерального значения в связи с вводом в эксплуатацию дублирующего участка дороги, расположен в границах населенного пункта - г. Лабинск, автомобильная дорога используется жителями муниципального образования как объект транспортной инфраструктуры городского округа, движение по федеральной автомобильной дороге Р-217 "Кавказ" автомобильной дороге М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой осуществляется в обход населенного пункта.
Таким образом, учитывая, что спорная автомобильная дорога, предназначена для решения вопросов местного значения муниципального образования г. Лабинск, в настоящее время используется по своему фактическому назначению как объект транспортной инфраструктуры, доказательств того, что дорога находится в аварийном состоянии, ее использование недопустимо и угрожает жизни и здоровью граждан, не представлено, суды правомерно отклонили довод заявителя о том, что имущество может быть отнесено лишь к федеральному уровню собственности, и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Отклоняя довод заявителя жалобы об отсутствии волеизъявления администрации на принятие спорного имущества, суды руководствовались правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.2013 N 10278/2013, о том, что необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом, и исходили из того, что передача спорного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность обусловлена объективной необходимостью для реализации органом местного самоуправления своих полномочий, поскольку спорный объект предназначен для решения вопросов местного значения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.02.2016 по делу N А63-14301/2014, от 08.12.2016 по делу N А32-7839/2016, в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.02.2018 по делу N А19-4169/2017, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.04.2021 по делу N А27-7286/2020, постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.12.2018 по делу N А43-35626/2017.
Оснований для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не установлено, поскольку они не опровергают правильности выводов судов, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что недопустимо в силу установленных статьями 286 и 287 Кодекса пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по делу N А32-34359/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), суды установили, что решение федерального уровня о передаче спорной автомобильной дороги в муниципальную собственность принято 2018 году, спорный участок дороги утратил статус федерального значения в связи с вводом в эксплуатацию дублирующего участка дороги, расположен в границах населенного пункта - г. Лабинск, автомобильная дорога используется жителями муниципального образования как объект транспортной инфраструктуры городского округа, движение по федеральной автомобильной дороге Р-217 "Кавказ" автомобильной дороге М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой осуществляется в обход населенного пункта.
Таким образом, учитывая, что спорная автомобильная дорога, предназначена для решения вопросов местного значения муниципального образования г. Лабинск, в настоящее время используется по своему фактическому назначению как объект транспортной инфраструктуры, доказательств того, что дорога находится в аварийном состоянии, ее использование недопустимо и угрожает жизни и здоровью граждан, не представлено, суды правомерно отклонили довод заявителя о том, что имущество может быть отнесено лишь к федеральному уровню собственности, и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Отклоняя довод заявителя жалобы об отсутствии волеизъявления администрации на принятие спорного имущества, суды руководствовались правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.2013 N 10278/2013, о том, что необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом, и исходили из того, что передача спорного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность обусловлена объективной необходимостью для реализации органом местного самоуправления своих полномочий, поскольку спорный объект предназначен для решения вопросов местного значения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.02.2016 по делу N А63-14301/2014, от 08.12.2016 по делу N А32-7839/2016, в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.02.2018 по делу N А19-4169/2017, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.04.2021 по делу N А27-7286/2020, постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.12.2018 по делу N А43-35626/2017.
...
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2023 г. N Ф08-4290/23 по делу N А32-34359/2021
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19876/2023
17.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4290/2023
13.02.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23727/2022
10.11.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34359/2021