Некоторые проблемы, возникающие в связи с применением ст. 71
Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)"
Процедура наблюдения - новый институт российского законодательства о несостоятельности (банкротстве), появившийся с принятием Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве 1998 г.). Она не применялась в российском дореволюционном конкурсном праве и не была предусмотрена Законом о банкротстве 1992 г. Анализ практики применения Закона о банкротстве 1992 г. показал, что отсутствие данной процедуры приводило к нарушению баланса интересов должника и кредиторов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве 2002 г.) целями наблюдения законодатель определил обеспечение сохранности имущества должника в период после возбуждения дела о банкротстве до назначения реорганизационных, оздоровительных или ликвидационных процедур; выяснение имущественного состояния должника и возможности восстановления его платежеспособности; максимальное обеспечение баланса прав и интересов должника и кредиторов, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
С принятием Закона о банкротстве 2002 г. существенные изменения претерпела процедура установления требований кредиторов. Сравнительный анализ положений Закона о банкротстве 2002 г. с Законом о банкротстве 1998 г., подтверждает общий тезис о том, что законодатель проводит политику усиления контроля за процедурами банкротства.
Установление размера требований каждого кредитора - одна из обязательных процедур наблюдения, которая осуществляется на стадии подготовки первого собрания кредиторов и необходима для того, чтобы при голосовании на первом собрании каждый из признанных арбитражным судом кредиторов обладал количеством голосов, пропорциональным сумме его требований, установленных судом*(1).
Анализ практики применения положений п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве 2002 г. позволяет сформулировать следующие проблемные вопросы:
- какова природа срока предъявления требований кредиторов, заявляемых с целью участия в первом собрании кредиторов;
- является ли указанный срок пресекательным либо он может быть восстановлен;
- на всех ли кредиторов распространяется данный срок.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 15.12.04 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"" дал ответ лишь на последний из перечисленных вопросов. Поскольку в соответствии со ст. 72 Закона о несостоятельности 2002 г. работники должника не участвуют в первом собрании кредиторов, они вправе предъявлять свои требования к должнику в любой момент в течение процедуры наблюдения независимо от истечения срока, установленного п. 1 ст. 71 Закона о несостоятельности 2002 г. (п. 25 постановления).
В научной литературе*(2) и судебной практике*(3) сложилась единая позиция по вопросу о том, что установленный тридцатидневный срок для предъявления требований не подлежит восстановлению по заявлениям кредиторов, не успевших своевременно направить свои требования в целях участия в первом собрании кредиторов.
Однако рассмотрение судом требований, поданных с нарушением установленного срока и признание их обоснованными, то есть допуск к участию в первом собрании кредиторов, не должен являться основанием для признания недействительным собрания кредиторов*(4). Указанное обстоятельство само по себе не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену определения о включении требований в реестр требований кредиторов*(5).
Наиболее сложным представляется вопрос о природе тридцатидневного срока - в научной литературе и в правоприменительной практике имеется две точки зрения по данному вопросу. Согласно первой точки зрения срок для предъявления требований кредиторов, установленный ст. 71 Закона о банкротстве 2002 г., является материальным*(6), согласно другой точке зрения данный срок является процессуальным*(7). Последняя позиция обосновывается следующим.
Статья 3 Арбитражного процессуального кодекса РФ гласит, что порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В силу ст. 223 Кодекса дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствие со ст. 32 Закона о банкротстве 2002 г. дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В научной литературе высказана точка зрения, согласно которой законодатель не изменил временных параметров для предъявления требований*(8), то есть срок, закрепленный ст. 63 Закона о банкротстве 1998 г., равный 1 месяцу, и срок, установленный ст. 71 Закона о банкротстве 2002 г., равный 30-и дням - тождественны.
Данный вывод представляется весьма спорным. На основании ч. 1 ст. 113 Кодекса процессуальные действия совершаются в сроки, установленные Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве 2002 г. для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
В силу ч. 3 ст. 113 Кодекса процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Статьей 71 Закона о банкротстве 2002 г. не предусмотрены какие-либо особенности исчисления тридцатидневного срока предъявления кредиторами требований для целей участия в первом собрании кредиторов. В тексте статьи также отсутствуют указание на предъявление требований "в течение тридцати календарных дней" или "в течение месяца". Поэтому из срока для предъявления требований (30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения) не исключаются выходные и праздничные дни.
Таким образом, из месячного срока, закрепленного ст. 63 Закона о банкротстве 1998 г., исключались нерабочие дни, однако тридцатидневный срок, п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Некоторые проблемы, возникающие в связи с применением ст. 71 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Автор
И.В. Веревкин - помощник судьи Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
"Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа", 2005, N 5