Пособие по временной нетрудоспособности
Пособие по временной нетрудоспособности получал, пожалуй, каждый работающий человек. Это одна из гарантий, предоставленных Трудовым кодексом. В конце 2006 года был принят долгожданный федеральный закон, необходимость которого следует из ст. 183 ТК РФ, - Закон N 255-ФЗ*(1). В нем систематизированы правила назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Сегодня мы поговорим о том, что изменилось с 2007 года в отношении данных пособий и на что нужно обратить особое внимание бухгалтеру, начисляющему их.
В течение 2006 года при назначении и исчислении пособия по временной нетрудоспособности необходимо было руководствоваться в первую очередь Законом N 180-ФЗ*(2), закрепившим нормы, которые ранее содержались в федеральных законах о бюджете ФСС на очередной год. Закон N 255-ФЗ, действующий с 2007 года, повторяет ряд правил, установленных Законом N 180-ФЗ, а также Положением *(3), но большинство из них изменяет и дополняет.
Страховые случаи
Случаи, в которых возникает обязанность страховщика осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию, перечислены в п. 1 ст. 5 Закона N 255-ФЗ. По сравнению с п. 8 Положения этот перечень изменен и теперь выглядит следующим образом:
- утрата трудоспособности вследствие заболевания или травмы;
- уход за больным членом семьи;
- карантин застрахованного лица, а также ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного недееспособным;
- протезирование по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
- долечивание в санаторно-курортных учреждениях на территории РФ после стационарного лечения.
В первую категорию включена также утрата трудоспособности в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения. Напомним, что ранее в соответствии с п. 16 Положения в общем случае пособие в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности выдавалось только за первые три дня временной нетрудоспособности. Теперь такого исключения нет, и пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за все дни нетрудоспособности (п. 1 ст. 6 Закона N 255-ФЗ).
Пособие выдается застрахованным лицам, то есть гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию. Согласно ст. 2 Закона N 255-ФЗ это:
- лица, работающие по трудовому договору;
- государственные гражданские и муниципальные служащие;
- адвокаты, индивидуальные предприниматели, добровольно уплачивающие за себя страховые взносы в ФСС РФ;
- иные категории лиц, подлежащие страхованию при условии уплаты ими или за них страховых взносов.
Нас в первую очередь интересует первая категория. Закон N 255-ФЗ конкретизирует, что лица, заключившие трудовой договор, признаются таковыми со дня, с которого должны были приступить к работе, либо фактически допущенные к работе в соответствии с ТК РФ. Как правило, пособие выплачивается, если нетрудоспособность наступила в период работы. Однако начиная с 2007 года введены два новых случая (п. 2 ст. 5 Закона N 255-ФЗ):
- заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы;
- заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Возможность выплаты пособия по страховым случаям, произошедшим уже после увольнения, была предусмотрена п. 4 Положения, однако пособие выплачивалось только при увольнении по уважительным причинам и если период нетрудоспособности превышал календарный месяц. Обычно ФСС не принимал к зачету пособия, выплаченные уволенным работникам*(4). Начиная с 2007 года работник в такой ситуации имеет право на выплату пособия по последнему месту работы либо территориальным органом ФСС (п. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ) без исключений из этого правила (в частности, пособие должно быть выплачено за все дни нетрудоспособности). Однако норма о том, что пособие должно быть меньше, чем в общем случае (ранее она содержалась в п. 31 Положения), сохранена. Теперь его размер составляет 60% среднего заработка (п. 2 ст. 7 Закона N 255-ФЗ).
Второй случай следует из новой редакции ТК РФ, сформированной Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ и действующей с 06.10.2006. Напомним, что согласно ст. 61 ТК РФ, посвященной порядку вступления трудового договора в силу, работник должен приступить к работе со дня, определенного в трудовом договоре. Если он этого не сделал, то работодатель вправе аннулировать договор. Несмотря на то, что аннулированный договор считается незаключенным, Трудовым кодексом установлено право работника на получение обеспечения по социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора*(5) до дня его аннулирования. Но в такой ситуации период нетрудоспособности, за который "несостоявшийся" работодатель обязан выплатить пособие, ограничен 75 календарными днями (п. 4 ст. 6 Закона N 255-ФЗ). Получается, что работодателю придется назначить пособие, даже если нетрудоспособность работника наступила в день, в который он должен начать работу. Отметим, что законом не установлены особые условия о пониженном размере пособия (как в предыдущем случае).
Расчет суммы пособия
Закон N 255-ФЗ изменил порядок расчета сумм пособий по временной нетрудоспособности. Рассмотрим нововведения, самое существенное из которых - устранение зависимости между непрерывным трудовым стажем*(6) и размером пособия.
Чем дольше работаешь, тем больше пособие
Данный принцип был предусмотрен п. 30 Положения. Так, например, застрахованное лицо, имеющее непрерывный трудовой стаж до 5 лет, получало пособие в размере 60% среднего заработка. Но в начале 2006 года было опубликовано Определение КС РФ от 02.03.2006 N 16-О ("Российская газета", N 74, 11.04.2006), которое признало это правило неконституционным.
Напомним, что непрерывный стаж, исчисляемый ко дню наступления нетрудоспособности, определяется по продолжительности последней непрерывной работы в организации, а в ряде случаев в него засчитывается также время предыдущей работы. При этом во внимание принимаются продолжительность перерывов в работе и причины расторжения трудового договора. Так, по общему правилу при переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца. В случае увольнения после 01.09.1983 по собственному желанию без уважительных причин он сохраняется при условии, что перерыв в работе не был более трех недель.
Конституционный суд указал, что в такой ситуации страховое возмещение ставится в зависимость от наличия и длительности перерывов в работе, что приводит к наделению обязательного социального страхования не свойственными ему функциями. Кроме этого, размер страхового возмещения объективно оказывается ниже у начинающих трудовую деятельность, при том, что они могут подвергаться заболеваниям, не менее тяжелым и длительным, чем лица, имеющие непрерывный стаж: и что на время болезни они в той же мере нуждаются в страховом обеспечении в виде возмещения утраченного заработка.
Законодательное закрепление нового порядка было отложено на 2007 год, так как бюджет ФСС РФ на 2006 год был уже сформирован. И вот Закон N 255-ФЗ предлагает новый механизм - зависимость размера пособия от страхового стажа. Причем процентные соотношения остались прежними:
- страховому стажу 8 и более лет соответствует пособие в размере 100% среднего заработка;
- стажу от 5 до 8 лет - 80% среднего заработка;
- стажу до 5 лет - 60% среднего заработка.
Это относится к случаю наступления нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы. Для ухода за больным ребенком, другим членом семьи соотношение установлено п. 3, 4 ст. 7 Закона N 255-ФЗ. Принципы определения страхового стажа предусмотрены в ст. 16. В него включаются периоды:
- работы по трудовому договору;
- государственной гражданской или муниципальной службы;
- иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Если работа по времени совпадает с иной деятельностью (например, внешнее совместительство), то учитывается только один период по выбору работника. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ*(7).
Итак, законодатели устранили неконституционную норму, согласно которой размер пособия зависел от перерывов между работой в разных организациях. Однако вторую проблему, на которую указал КС РФ (о пособиях работников, начинающих трудовую деятельность), они обошли стороной.
Понятно, что бухгалтеру придется изучать порядок подсчета и подтверждения страхового стажа. Но при этом забывать про непрерывный стаж и прежний порядок назначения пособий еще рано. Дело в том, что ст. 17 Закона N 255-ФЗ установлены переходные положения, защищающие тех работников, пособие для которых, рассчитанное по нормам 2006 года, превышает пособие, исчисленное по новым правилам.
Во-первых, если работник, начавший трудовую деятельность до 2007 года, имел право на пособие в размере (в процентах от среднего заработка), превышающем сумму пособия (в процентах от среднего заработка), полагающуюся на основании Закона N 255-ФЗ, пособие будет исчисляться в прежнем размере (в процентах от среднего заработка), но оно не должно быть выше максимально установленной величины.
К сведению: в 2007 году максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 16 125 руб. (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете ФСС РФ на 2007 год").
Во-вторых, если продолжительность страхового стажа, исчисленная в соответствии с Законом N 255-ФЗ, окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа, рассчитанного за тот же период по ранее действовавшим правилам, то при расчете пособия нужно учитывать непрерывный трудовой стаж.
Средний заработок*(8)
В основу расчета пособия положен средний заработок сотрудника. В 2006 году в силу ст. 2 Закона N 180-ФЗ его нужно было определять по правилам ТК РФ, то есть обратиться к ст. 139 ТК РФ и Постановлению N 213*(9). Во внимание принимались все фактически начисленные работнику выплаты, перечисленные в п. 2 Постановления N 213. Их необходимо было разделить на фактически отработанные дни. При этом нужно было помнить, что из расчета исключалось время, указанное в п. 4 Постановления N 213, и соответствующие суммы выплат, а п. 14 Постановления N 213 установлен особый порядок учета премий для расчета среднего заработка.
Немаловажно, что пособие назначалось за рабочие дни (п. 73, 76 Положения). То есть средний дневной заработок, исчисленный в соответствии со ст. 139 ТК РФ, корректировался на соответствующее процентное соотношение в зависимости от непрерывного трудового стажа, и полученный результат умножался на число рабочих дней, пропущенных в связи с нетрудоспособностью.
В 2007 году пособие по-прежнему исчисляется исходя из среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности (п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Но руководствоваться правилами ТК РФ теперь не нужно, а пособие выплачивается за календарные дни (п. 8 ст. 6 Закона N 255-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в заработок, исходя из которого исчисляется пособие, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ, в соответствии с главой 24 НК РФ. При определении размера такого заработка нужно учесть два момента. Во-первых, система оплаты труда, устанавливаемая в коллективном договоре или локальном нормативном акте, включает (ст. 135 ТК РФ):
- тарифные ставки, оклады (должностные оклады);
- доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;
- доплаты и надбавки стимулирующего характера;
- премии.
Во-вторых, из указанных выплат необходимо исключить суммы, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 238 НК РФ (например, все виды законодательно установленных компенсационных выплат, связанных с выполнением работником трудовых обязанностей), а также п. 3 ст. 236 НК РФ (не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, например оплата дополнительных отпусков, предоставляемых сверх установленных законодательством). Другими словами, информацию для исчисления среднего заработка в целях выплаты пособия по временной нетрудоспособности можно взять из индивидуальных карточек учета начисленных выплат и сумм ЕСН*(10). Напомним, что обязанность работодателя вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, ЕСН, относящегося к ним, а также налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, установлена п. 4 ст. 243 НК РФ.
Определив таким образом сумму заработка за последние 12 месяцев, нужно разделить его на число календарных дней в периоде, за который учитывается заработная плата. Полученный результат (средний дневной заработок) корректируется на процентное соотношение, установленное в зависимости от страхового стажа работника. После этого следует умножить его на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности. В итоге получаем сумму пособия по временной нетрудоспособности, которую нужно сравнить с максимальным размером (16 125 руб.). Выплата производится исходя из наименьшей среди полученных сумм.
Повторим, что пособие выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период временной нетрудоспособности. Также в п. 8 ст. 6 Закона N 255-ФЗ добавлено: за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в п. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ:
- освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ*(11) за исключением случаев утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
- отстранения от работы в соответствии с законодательством РФ, если за этот период не начисляется заработная плата (например, в случаях, указанных в ст. 76 ТК РФ);
- заключения под стражу или административного ареста;
- проведения судебно-медицинской экспертизы.
Снижение размера пособия
В статье 8 Закона N 255-ФЗ названы три обстоятельства, являющиеся достаточными условиями для снижения размера пособия. Отметим, что до 2007 года снижение его размера не было предусмотрено. В пункте 27 Положения были указаны случаи, когда пособие не выдавалось (сейчас они приведены в п. 2 ст. 9 Закона N 255-ФЗ), а в пункте 28 - когда определять срок, на который работник лишался пособия, должны были профкомы.
Итак, если в 2007 году работник нарушит без уважительных причин режим, предписанный лечащим врачом, или не явится в назначенный срок на врачебный осмотр, то со дня такого нарушения пособие будет выплачиваться исходя из МРОТ. Если будет выяснено, что заболевание или травма наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения, то пособие, равное за календарный месяц МРОТ, будет выплачиваться за весь период нетрудоспособности. Отметим, что ранее это основание являлось причиной для лишения работника пособия в полном размере (пп. "а" п. 27 Положения).
Расчет пособия исходя из МРОТ
В 2006 году п. 3 ст. 3 Закона N 180-ФЗ был предусмотрен случай, когда пособие по нетрудоспособности выплачивалось исходя из минимального размера оплаты труда: если застрахованное лицо в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности проработало фактически менее трех месяцев. Но в этой ситуации учитывались периоды работы у предыдущих работодателей.
В связи с тем, что при расчете среднего заработка нужно было руководствоваться ст. 139 ТК РФ, значит, Постановлением N 213, Минздравсоцразвития в Приказе от 10.07.2006 N 531 разъяснило, что в рассматриваемом случае и из последних 12 месяцев перед наступлением страхового случая, и из времени фактической работы исключаются периоды, перечисленные в п. 4 указанного положения (например, периоды временной нетрудоспособности, командировки). При этом календарные месяцы, на которые приходятся данные периоды, подлежат замене непосредственно предшествующим им периодом, равным количеству исключаемых календарных месяцев. Затем в периоде, определенном в соответствии с данным порядком и равным в общей сложности 12 месяцам, исчисляется продолжительность фактической работы. Если проработано менее трех месяцев, то предельный размер пособия определяется исходя из МРОТ пропорционально количеству оплачиваемых дней временной нетрудоспособности.
В Письме ФСС РФ от 03.10.2006 N 02-18/07-10635 особо указано, что если период фактической работы превышает три месяца в течение последних 12 месяцев, то рассмотренный порядок не применяется.
В 2007 году бухгалтеры избавились от сложных расчетов: теперь главный показатель - страховой стаж. И если он меньше шести месяцев, то пособие должно быть рассчитано исходя из МРОТ (п. 6 ст. 7 Закона N 255-ФЗ).
Таким образом, в худшее положение поставлены работники, начавшие трудовую деятельность и проработавшие в общей сложности от трех до шести месяцев. Если раньше они бы получили пособие, рассчитанное исходя из среднего заработка (пусть в размере 60%), то в 2007 году, если нетрудоспособность наступит в первые полгода работы, размер пособия за календарный месяц будет ограничен МРОТ, который с 1 мая 2006 года составляет 1 100 руб. (Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ).
Рассмотренные выше расчеты бухгалтеры привыкли оформлять на оборотной стороне листка нетрудоспособности. Скажем несколько слов и о нем. В соответствии с п. 9 Положения только больничные листки могли служить основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности. В 2007 году для выплаты пособия работник также должен представить работодателю листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, установленными Минздравсоцразвития (п. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
В настоящее время образец бланка листа нетрудоспособности направлен Письмом ФСС РФ от 15.12.2003 N 02-18/05-8139 в соответствии с прежним порядком расчета пособия (например, в нем значатся непрерывный трудовой стаж, а также период нетрудоспособности в рабочих днях). Очевидно, что органы власти должны в самом скором времени утвердить новую форму листка нетрудоспособности и порядок его выдачи.
За что заплатит работодатель?
Закон N 255-ФЗ не изменил главный момент в порядке финансирования выплаты пособий по временной нетрудоспособности: пособие за первые два дня нетрудоспособности, наступившей в связи с заболеванием или травмой, выплачивается за счет средств работодателя (п. 2 ст. 3).
К сведению: в период с 06.10.2006*(12) по 31.12.2006*(13) контроль за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя осуществляла федеральная инспекция труда.
Работодателям необходимо помнить, что в 2007 году пособие назначается за календарные дни. Это означает, что если первые два дня нетрудоспособности приходятся на выходные, оплатить их все равно придется. Прежде можно было руководствоваться Письмом ФСС РФ от 18.01.2005 N 02-18/07-306, в котором указано, что за счет средств работодателя выплачивается пособие за рабочие дни (часы), приходящиеся на первые два дня нетрудоспособности. И если эти дни не были рабочими, то пособие начислялось только за следующие рабочие дни уже за счет средств ФСС (Письмо УФНС по г. Москве от 30.06.2006 N 20-12/58264).
Налогообложение пособий
Расходы на выплату пособий за первые два дня нетрудоспособности для целей налогообложения прибыли включаются в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, в ст. 255 "Расходы на оплату труда" НК РФ предусмотрен такой вид, как расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации (п. 15).
Действительно, многие организации привлекают работников, предлагая им такое условие трудового договора, как выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере среднего заработка независимо ни от каких условий (ни от стажа работы в компании, ни от трудового стажа). Обязанность работодателя производить в пользу работника выплаты, превышающие размер государственного пособия, законодательно не закреплена. Однако у сторон есть право включить в трудовой или коллективный договор условие о доплате, если это не ухудшает положение работника (ст. 57 ТК РФ).
Рассмотрим порядок расчета пособия и налогов на примере.
Пример.
В трудовых договорах работников ООО "Ласточка" предусмотрено, что в случае утраты трудоспособности в связи с заболеванием или травмой сотруднику выплачивается пособие в размере среднего заработка. Период временной нетрудоспособности повара составил 30 календарных дней, о чем предоставлен больничный лист. Страховой стаж работника - 1 год, средний дневной заработок, исчисленный по правилам ст. 14 Закона N 255-ФЗ, составил 665 руб.
Согласно трудовому договору работнику было начислено 19 950 руб. (665 руб. х 30 дн.).
Пособие, исчисленное согласно ст. 14 Закона N 255-ФЗ, составило 11 970 руб. (665 руб. х 60% х 30 дн.). Эта сумма не превышает максимальный размер в 16 125 руб. и в зачет из ФСС будет принято 11 172 руб. (11 970 руб. - (665 руб. х 60% х 2 дн.)).
Определим порядок учета расходов в размере 8778 руб. (19 950 - 11 172) для целей налогообложения прибыли.
В многочисленных разъяснениях Минфин указывал, что согласно пп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ учитывается величина пособия в пределах максимального размера, установленного законом о бюджете ФСС (см., например, Письмо от 17.11.2005 N 03-03-04/3/17), поэтому в нашем случае в прочие расходы можно включить 1075 руб. (16 125 руб. х 2 дн. / 30 дн.).
Кроме того, в Письме от 20.12.2006 N 03-03-04/1/846 финансисты полагают: если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому договору, превышает сумму 15 000 руб.*(14), налогоплательщик имеет право отнести в соответствии с п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из ФСС РФ. Таким образом, в налоговые расходы на оплату труда войдут 3825 руб. (19 950 - 16 125*(15)).
Получается, что для целей налогообложения прибыли приняты 4900 руб. (1075 + 3825) из 8778.
Для учета в целях налогообложения прибыли оставшейся части пособия (3878 руб.), Минфин не предлагает оснований. На наш взгляд, такой подход, по меньшей мере, нелогичен. Объясним почему. Согласно ст. 183 ТК РФ работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий и условия их выплаты также устанавливаются федеральными законами. До 2007 года закона, на который ссылается ст. 183 ТК РФ, не было. Но теперь условия, размеры и порядок обеспечения такими пособиями определяет Закон N 255-ФЗ (п. 1 ст. 1). Порядок исчисления пособия регламентирован ст. 14 Закона N 255-ФЗ. И только если пособие, рассчитанное в соответствии с данным положением, превысило максимальный размер, установленный законом о бюджете ФСС РФ на очередной год, оно выплачивается в указанном максимальном размере.
Отметим, что Закон N 255-ФЗ не допускает иного порядка расчета пособия по временной нетрудоспособности. Это, по нашему мнению, свидетельствует о том, что выплаты, рассчитываемые работодателем по иным правилам, установленным трудовыми договорами, локальными нормативными актами, нельзя назвать пособиями по временной нетрудоспособности. Поэтому употребление Минфином формулировки "фактически выплачиваемое работодателем пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное согласно трудовому договору" некорректно. С другой стороны, в подпункте 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ говорится о пособиях за первые два дня болезни в соответствии с законодательством, а по закону работнику в нашем примере полагается 11 970 руб. Это значит, что в прочие расходы нужно включить 798 руб. (11 970 руб. х 2 дн./ 30 дн.).
В свою очередь, в п. 15 ст. 255 НК РФ речь идет о доплате до фактического заработка в случае нетрудоспособности. Уточнений в НК РФ нет, что вполне позволяет учесть в расходах на оплату труда разницу между фактической выплатой в связи с временной нетрудоспособностью и пособием, исчисленным в соответствии с Законом N 255-ФЗ. В рассматриваемом примере данная сумма составит 7980 руб. (19 950 - 11 970).
Согласитесь, такая "картинка" более логична, чем предыдущая. Кроме того, она вполне согласуется с пп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ, согласно которому обложению ЕСН не подлежат государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. Иными словами, в налоговую базу по ЕСН не нужно включать пособие в размере 11 970 руб., а исчислить налог необходимо с части пособия в сумме 7980 руб. (19 950 - 11 970).
Обратите внимание: в отношении финансирования пособий работникам организаций, применяющих специальные режимы налогообложения, по-прежнему действует Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ (п. 4 ст. 3 Закона N 255-ФЗ). Пособие исчисляется в соответствии с общими правилами, а за счет средств ФСС финансируется часть пособия по временной нетрудоспособности, не превышающая за календарный месяц МРОТ. Остальная его сумма выплачивается за счет средств работодателя.
Порядок назначения и выплаты пособий
Как и прежде, пособие будет выплачено работнику, если он обратился за ним не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (п. 1 ст. 12 Закона N 255-ФЗ, п. 5 Положения). Начиная с 2007 года работодатель обязан назначить пособие в течение 10 календарных дней со дня обращения работника и выплатить его в ближайший после назначения день, установленный для выдачи заработной платы (п. 1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ). Раньше сроки для назначения пособия установлены не были. Однако работник был обязан предъявить больничный листок в день выхода на работу после болезни (п. 104 Положения). Кроме того, к оплате можно было предъявить листок нетрудоспособности, даже если болезнь еще продолжается. Закон N 255-ФЗ таких положений не содержит.
Также начиная с 2007 года продлен срок, в течение которого работник может получить назначенное, но не выплаченное пособие. Теперь он составляет три года. Напомним, что согласно п. 5 Положения ранее пособие выдавалось не более чем за 12 месяцев до дня обращения за пособием.
Вниманию совместителей
Закон N 255-ФЗ наконец-то решил вопрос о выплате пособий внешним совместителям. Согласно п. 1 ст. 13 закона, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем. Причем максимальный размер пособия (16 125 руб.) следует соблюдать по каждому месту работы (п. 5 ст. 7 Закона N 255-ФЗ). Получается, что работник должен иметь несколько экземпляров больничного листа, чтобы представить их каждому работодателю.
Напомним, что на основании Положения нельзя оплачивать больничный совместителям (ни внешним, ни внутренним) (пп. "б" п. 69). А в 2006 году ФСС в п. 2 Письма от 23.01.2006 N 02-18/07-541 разрешил учитывать при исчислении пособия заработную плату, полученную на условиях внутреннего совместительства.
Когда применять новый порядок расчета?
Согласно п. 1 ст. 19 Закона N 255-ФЗ новый порядок вступает в силу с 1 января 2007 года. Другие акты с этого момента должны применяться в части, ему не противоречащей.
Правила Закона N 255-ФЗ действуют в отношении страховых случаев, наступивших после вступления в силу данного закона. Другими словами, если нетрудоспособность наступила в период начиная с 01.01.2007 года, то согласно Закону N 255-ФЗ работодатель должен рассчитывать пособие исходя из новых правил, а если до этого срока, но продлилась в 2007 году, - необходимо применять п. 2 ст. 18 Закона N 255-ФЗ: пособие за время, пришедшееся на 2006 год, рассчитывать в прежнем порядке, за 2007 год - двумя способами (по-старому и по-новому) и выплатить наибольшую сумму.
Отметим, что нормативные акты, которые должны быть приняты во исполнение закона, на момент сдачи журнала в печать не опубликованы (в частности, это касается правил подсчета страхового стажа, новой формы листка нетрудоспособности). Ввиду отсутствия официальных разъяснений по данному вопросу считаем возможным дать следующие рекомендации*(16). В отношении всех работников, начавших трудовую деятельность до 01.01.2007, можно определить страховой стаж по правилам ст. 16 Закона N 255-ФЗ на основании данных трудовой книжки. Поэтому нужно рассчитать и страховой, и непрерывный трудовой стаж и действовать согласно ст. 17 Закона N 255-ФЗ. Если работник принят на работу впервые в 2007 году, то проблем с расчетом пособия по новым правилам возникнуть не должно.
Что касается бланка листка нетрудоспособности, не соответствующего новым требованиям, по нашему мнению, допустимо оформлять расчет по новым правилам на отдельном листе и прикреплять его к больничному листку. Этот порядок был рекомендован еще в Письме ФСС РФ от 15.02.2005 N 02-18/07-1243.
Мы рассмотрели основные положения Закона N 255-ФЗ, касающиеся пособия по временной нетрудоспособности. Надеемся, что статья поможет бухгалтеру сориентироваться в нововведениях. Далее мы будем следить за разъяснениями по этому документу, а также за опубликованием подзаконных актов, необходимых для исполнения принятого закона.
С.Л. Тюрин,
эксперт журнала "Предприятия
общественного питания: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
*(2) Федеральный закон от 22.12.2005 N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году".
*(3) Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6.
*(4) Постановление ФАС СЗО от 28.11.2005 N А56-13502/05.
*(5) День заключения трудового договора указывается в договоре (ч. 1 ст. 57 ТК РФ).
*(6) Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N 252.
*(7) Пункт 3 ст. 16 Закона N 255-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 321.
*(8) Рассмотренный порядок расчета среднего заработка применяется также для целей исчисления пособий по беременности и родам, а также в силу Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 870 при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
*(9) Положение об особенностях исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213.
*(10) Приказом МНС РФ от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443 утверждена рекомендуемая форма такой карточки.
*(11) Например, работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов (ст. 186 ТК РФ), беременные женщины освобождаются от работы на период до перевода на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов (ст. 254 ТК РФ).
*(12) Пункт 293 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ, Письмо ФСС РФ от 31.07.2006 N 02-18/07-7781.
*(13) Пункт 5 ст. 37, п. 2 ст. 28 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ.
*(14) Лимит, установленный законом о бюджете ФСС РФ на 2006 год.
*(15) Расчет по дням делать не будем, так как работник болел в течение полного календарного месяца.
*(16) От редакции. Мнение автора может не совпадать с официальным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"