город Омск
08 июля 2011 г. |
Дело N А46-16198/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер (регистрационный номер 08АП-3277/2011) общества с ограниченной ответственностью "Якорь" на решение Арбитражного суда Омской области от 16.03.2011 по делу N А46-16198/2010 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Якорь" (ИНН 5503011150, ОГРН 1035507001463) к Министерству имущественных отношений Омской области о признании недействительным распоряжения от 27.09.2010 N 1328-р "Об отмене распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 22 июня 2010 года N 850-р",
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Якорь" - Чаплышкин В.В. по доверенности от 12.04.2011 сроком действия на 3 года, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации; директор Азовский Б.М.. предъявлена выписка из протокола N 10 (27) от 24.02.2010, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации ;
от Министерства имущественных отношений Омской области - Козлов Е.Ю. по доверенности N 03/9081 от 29.12.2010 сроком действия до 31.12.2011, предъявлено удостоверение;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Якорь" (далее - ООО "Якорь", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 27.09.2010 N 1328-р "Об отмене распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 22.06.2010 года N 850-р".
Решением от 16.03.2011 по делу N А46-16198/2010 Арбитражный суд Омской области отказал удовлетворении требований Общества.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из наличия у Министерства оснований для отмены распоряжения от 22.06.2010 N 850-р, вынесенного в порядке реализации преимущественного права ООО "Якорь" на приобретение арендуемого имущества, поскольку в предусмотренный законом тридцатидневный срок, исчисляемый со дня получения Обществом предложения и проекта договора купли- продажи арендуемого имущества, договор между Обществом и Министерством заключен не был, а возникшие между сторонами разногласия по вопросу цены арендуемого имущества на рассмотрение суда Обществом не переданы.
Не согласившись с вынесенным решением ООО "Якорь" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела, несоответствие выводов суда, обстоятельствам дела, неверное применение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование требований апелляционной жалобы Общество указывает на то, что судом первой инстанции в полной мере не установлены основания для вынесения оспариваемого распоряжения; обжалуемое решение не содержит выводов о том, какие действия Общества расценены в качестве уклонения от заключения договора купли- продажи арендуемого имущества.
По мнению подателя жалобы, из решения суда не представляется возможным установить с какого момента следует исчислять тридцатидневный срок, в течение которого необходимо было заключить договор купли - продажи, поскольку Министерство дважды направляло Обществу проект спорного договора с предложением его заключить. При этом, первый проект договора содержал сведения, не соответствующие фактическим, так, в качестве директора Общества был указан Азовский Борис Алексеевич, в то время когда таковым является Азовский Борис Михайлович; адрес, указанный в проекте договора, также не соответствует фактическому адресу места нахождения Общества. Проект договора не содержал информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Общество указывает на то, что оно в установленный десятидневный срок со дня получения проекта договора подписало договор купли - продажи с приложенным к нему протоколом разногласий, что является, по его мнению, одним из условий сохранения за заявителем преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
В судебном заседании представитель ООО "Якорь" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Министерства возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, неподлежащим отмене.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней, отзыв на апелляционную жалобу, выслушав явившихся в судебного заседания представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
20.03.2005 между ООО "Якорь" (арендатор) и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество) по Омской области (арендодатель) был заключен договор аренды N 1384 N нежилого помещения (здания), расположенного по адресу: город Омск, ул. Красных Зорь, 22 общей площадью 135,6 м.кв. для использования под правовую защиту бизнеса, юридических и физических лиц, ремонт бытовой техники сроком с 20.03.2005 по 20.03.2015 (т.1, л.д.13).
Дополнительным соглашением N 2 от 27.10.2008 в договор аренды от 20.03.2005 N 1384 N нежилого помещения (здания) были внесены изменения: в связи со сменой собственника объекта аренды, права и обязанности по договору приняло на себя Министерство имущественных отношений Омской области, внесены изменения в площадь арендуемого объекта недвижимости (вместо "135,6 м.кв." на "100,6 м.кв.") (т.1, л.д.15).
22.06.2010 Министерством имущественных отношений Омской области было вынесено распоряжение N 850-р "Об условиях приватизации нежилого одноэтажного здания с одноэтажной пристройкой, расположенного по адресу: ул. Красных Зорь, д.22" о приватизации производственных и складских помещений: нежилого одноэтажного здания с одноэтажной пристройкой, общей площадью 100,6 м.кв., литера А, А1, расположенного по адресу: город Омск, ул. Красных Зорь, д.22, являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения, в порядке реализации преимущественного права ООО "Якорь" на приобретение арендуемого имущества (т.1, л.д.12).
Управлению государственной собственности Министерства имущественных отношений Омской области предписано в течение десяти дней со дня вступления в силу распоряжения направить ООО "Якорь" копию распоряжения, предложение о заключении договора купли-продажи недвижимого имущества, проект договора купли-продажи недвижимого имущества, при наличии задолженности по арендной плате за пользование имуществом, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера. В случае согласия ООО "Якорь" на использование преимущественного права на приобретение недвижимого имущества предложено осуществить юридически значимые действия по заключению договора купли-продажи недвижимого имущества в течение 30 дней со дня получения ООО "Якорь" предложения о его заключении и проекта договора купли-продажи недвижимого имущества.
Письмом от 23.06.2010 N 05/4366 Обществу было направлено предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества, к которому были приложены: проект договора купли-продажи имущества, требование от 23.06.2010 N 05/4367 о погашении задолженности по арендной плате за имущество, неустойки, копия распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 22.06.2010 N 850-р (т.1, л.д. 65-66, 95-112).
Вышеназванные документы были получены ООО "Якорь" 24.06.2010, что следует из пояснений заявителя от 03.03.2011 (т.1, л.д. 128,129).
Письмом от 23.07.2010 ООО "Якорь", направленным в адрес Министерства, выразило свое согласие на использование преимущественного права на приобретение недвижимого имущество, а также и указал на ошибочное написание отчества директора в предложении о заключении договора купли-продажи и изложил просьбу предоставить информацию о недвижимом имуществе. Кроме того, названным письмом Общество уведомило Министерство о своем несогласии с выставленной суммой задолженности по пеням. (т.1, л.д. 31,67). Письмо заявителя от 23.06.2010 было получено Министерством 26.07.2010, о чем свидетельствует отметка на документе за N 8951.
Рассмотрев обращение от 23.07.2010, Министерство направило в адрес заявителя письмо от 03.08.2010 N 05/5326 о повторном предложении заключить договор купли-продажи арендуемого имущества (т.1,л.д. 16,69), в котором Министерство просил ООО "Якорь" в десятидневный срок с момента получения данного письма ознакомиться в рабочем порядке с испрашиваемыми документами о недвижимом имуществе; подписать акт сверки состояния счетов по договору от 21.08.2007 N АН1433 (138 N) и погасить имеющуюся задолженность; подписать договор купли-продажи арендованного имущества. В качестве приложений к указанному письму Обществу были предоставлены проект договора купли-продажи имущества N2, акт сверки состояния расчетов по договору от 21.08.2007 N АН 1433 (138 N) (т, 1 л.д. 81).
В ответ на письмо от 03.08.2010 N 05/5326 ООО "Якорь" направило в адрес Министерства с сопроводительным письмом от 16.08.2010 подписанные Обществом договор купли - продажи арендуемого имущества, протокол разногласий N 1 к договору купли-продажи, акт сверки состояния счетов по договору N АН 1433 (1384N), протокол разногласий к акту сверки состояния счетов по договору N АН 1433 (1384N) ( т.1, л.д. 70-78).
Кроме того, в письме от 16.08.2010 Общество указало на то, что оно в порядке согласования договора купли - продажи арендуемого имущества готовит протокол разногласий N 2 к договору купли - продажи и просило предоставить заверенные копии документов, поименованных в названном письме. Указанное письмо Общества Министерство получило 19.08.2010, о чем свидетельствует соответствующая отметка на данном письме за N 10045 (т.1, л.д. 70).
Министерство, рассмотрев протоколы разногласий к договору купли- продажи и к акту сверки состояния счетов по договору N АН 1433 (1384N) в письме от 27.08.2010 N 05/5902 сообщило Обществу, что стоимость имущества, предложенная Обществом в пунктах 3.1-3.3 не может быть принята для совершения сделки, так как не соответствует рыночной оценки данного имущества, а иные замечания являются несущественными. По вопросу предоставления правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, арендуемое ООО "Якорь", и земельный участок под ним, Министерство сообщило, что такие документы были в полном объеме предоставлены в копиях, и Обществу была предоставлена возможность фотографировать отчет рыночной стоимости имущества.
С письмом Министерства от 27.08.2010 N 05/5902 в адрес Общества были направлены для подписания акт приема - передачи от 27.08.2010 и предложение явиться 09.09.2010 в 14-30 час. в Управление Росреестра по Омской области для регистрации договора купли продажи арендованного имущества от 15.08.2010 N1 (т.1, л.д. 19,87).
В ответном письме от 17.09.2010, полученном Министерством 28.09.2010 (т.1, л.д. 89), Общество в свою очередь указало на невозможность подписания акта приема - передачи от 27.08.2010, поскольку в нем не указано для каких целей производится передача объектов от Омской области к Обществу и на основании каких документов, не указана цена объектов, и правоустанавливающие документы на недвижимое имущество в заверенных копиях Обществу не передавались.
Несмотря на указанные обстоятельства, Министерством 27.09.2010 вынесено распоряжение N 1328-р "Об отмене распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 22.06.2010 N 850-р", которым отменена продажа производственных и складских помещений: нежилого одноэтажного здания с одноэтажной пристройкой, общей площадью 100,6 м.кв., литера А, А1, расположенного по адресу: город Омск, ул. Красных Зорь, д.22, и земельного участка под ним в порядке реализации преимущественного права ООО "Якорь" на приобретение арендуемого им имущества, а распоряжение Министерства от 22.06.2010 N 850-р признано утратившим силу (т.1, л.д. 90).
В письме от 14.10.2010 N 05/7054 Министерство уведомило Общество об утрате преимущественного права на приобретение арендуемого имущество (т.1 л.д. 91).
Полагая, что распоряжение Министерства от 27.09.2010 N 1328-р "Об отмене распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 22.06.2010 N 850-р" является незаконными и нарушает охраняемые законом права и интересы ООО "Якорь", последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с указанными выше требованиями.
16.03.2011 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющиеся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Принимая оспариваемое распоряжение от 27.09.2010 N 1328-р, которым была отменена продажа в порядке реализации преимущественного права ООО "Якорь" на приобретение арендуемого имущества - производственных и складских помещений: (нежилого одноэтажного здания с одноэтажной пристройкой, общей площадью 100, 60 кв.м., литера А, А1, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, д.22), и земельного участка под ним, Министерство сослалось на статью 4 Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N159-ФЗ). При этом в качестве нарушения положений данного закона Министерство указало на уклонение ООО "Якорь" от заключения договора купли - продажи арендованного имущества.
Вместе с тем, оспариваемое распоряжение, не содержит ссылок на часть 9 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, где перечислены случаи, при наступлении которых субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
При вынесении оспариваемого распоряжения Министерством необоснованно не учтено, что такого основания, влекущего утрату субъектом малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, как уклонение от заключения договора купли - продажи арендованного имущества, Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ не предусмотрено, что указывает на незаконность и необоснованность вынесенного Министерством 27.09.2010 распоряжения N 1328-р.
О несоответствии оспариваемого распоряжения требованиям Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ также свидетельствует следующее.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, условия для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, предусмотренные статьей 3 Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, Обществом были соблюдены, в связи с чем Министерством вынесено распоряжение от 22.06.2010 N 850-р "Об условиях приватизации нежилого одноэтажного здания с одноэтажной пристройкой, расположенного по адресу: ул. Красных Зорь, д.22".
Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества определен статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ в течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
Письмом от 23.06.2010 N 05/4366, полученным Обществом 24.06.2010 Министерством было предложено ООО "Якорь" заключить договор купли-продажи арендуемого имущества. К данном письму были приложены распоряжение от 22.06.2010 N 850-р "Об условиях приватизации нежилого одноэтажного здания с одноэтажной пристройкой, расположенного по адресу: ул. Красных Зорь, д.22", а также проект договора купли-продажи и требование о погашении задолженности по арендной плате.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ в случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.
В соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества:
1) с момента отказа субъекта малого или среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи арендуемого имущества;
2) по истечении тридцати дней со дня получения субъектом малого или среднего предпринимательства предложения и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества в случае, если этот договор не подписан субъектом малого или среднего предпринимательства в указанный срок;
3) с момента расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий субъектом малого или среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ в тридцатидневный срок с момента утраты субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по основаниям, определенным частью 9 настоящей статьи, уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, принимает одно из следующих решений:
1) о внесении изменений в принятое решение об условиях приватизации арендуемого имущества в части использования способов приватизации государственного или муниципального имущества, установленных Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества";
2) об отмене принятого решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Министерство основывает вышеприведенными нормами свою позицию, которая сводится к тому, что при согласии заявителя на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества спорный договор купли - продажи между Обществом и Министерством должен был быть заключен до 24.07.2010, и если проект договора купли-продажи не подписан Обществом до истечении указанного срока, то преимущественное право на приобретение арендуемого имущества следует считать утраченным Обществом 24.07.2010.
Вместе с тем, Министерство, вопреки установленному порядку реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества, 03.08.2010 направляет в адрес Общества повторное предложение заключить договор купли-продажи арендуемого имущества, изложенное в письме N 05/5326.
Учитывая, что Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ не регламентировано повторное направление проекта договора купли-продажи арендуемого имущества в адрес арендаторов, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, и принимая во внимание то, что Министерство, располагая на 24.07.2010 неподписанным договором купли- продажи и, минуя требования пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, в письме от 03.08.2010 N 05/5326 повторно предложило Обществу заключить договор купли-продажи арендуемого имущества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что негативные последствия и ответственность за несоблюдение требований названного закона самим Министерством, следует отнести на последнего.
При изложенных обстоятельствах, Восьмой арбитражный апелляционный суд находит обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что тридцатидневный срок, упомянутый в части 9 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, следует исчислять с момента получения ООО "Якорь" повторно направленного Министерством проекта договора купли - продажи арендуемого имущества.
Как следует из обжалуемого решения, суд первой инстанции при рассмотрении данного спора определенно не указал с какого момента им был исчислен тридцатидневный срок, влекущий утрату Обществом преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, однако пришел к выводу о наличии у заинтересованного лица оснований для отмены распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 22.06.2010 года N 850-р, поскольку в предусмотренный законом тридцатидневный срок со дня получения Обществом предложения и проекта договора купли-продажи арендуемого имущества договор между ООО "Якорь" и Министерством заключен не был, возникшие между сторонами разногласия по вопросу цены спорной недвижимости на рассмотрение суда заявителем не переданы.
Оценив и исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленный в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции находит ошибочной вышеуказанную позицию суда первой инстанции и считает, что у Министерства не имелось оснований для отмены ранее принятого им распоряжения от 22.06.2010 года N 850-р "Об условиях приватизации нежилого одноэтажного здания с одноэтажной пристройкой, расположенного по адресу: ул. Красных Зорь, д.22", поскольку в рассматриваемом случае основания, с которыми законодатель связывает утрату преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не наступили.
В силу подпункта 2 пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества по истечении тридцати дней со дня получения субъектом малого или среднего предпринимательства предложения и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества в случае, если этот договор не подписан субъектом малого или среднего предпринимательства в указанный срок.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что ООО "Якорь" в ответ на предложение Министерства, изложенное в письме от 03.08.2010 N 05/5326 и полученное Обществом 05.08.2010, направило в адрес заинтересованного лица с сопроводительным письмом от 16.08.2010 подписанный Обществом договор купли - продажи арендуемого имущества с протоколом разногласий N 1, а также подписанный акт сверки состояния счетов по договору N АН 1433 (1384N) с протокол разногласий к акту сверки.
Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что ООО "Якорь", направив до истечения тридцатидневного дневного срока со дня получения соответствующего предложения, то есть до 05.09.2010, подписанный договор купли - продажи с протоколом разногласия, не утратило в порядке подпункта 2 пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ права на преимущественное приобретение арендуемого имущества.
В обоснование законности оспариваемого распоряжения Министерство указывает на незаключенность договора купли-продажи арендуемого имущества в течение тридцати дней со дня получения Обществом соответствующего предложения и проекта договора купли-продажи арендуемого имущества. Однако, заинтересованным лицом не учтено, что Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ не предусматривает специальной процедуры, связанной с заключением договора, и не регламентирует порядок и сроки рассмотрения разногласий по договору, поэтому в данной ситуации подлежат применению положения статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Пунктом 3 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила о сроках, предусмотренные пунктом 2, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.
Как следует из материалов дела, ООО "Якорь" направило Министерству протокол разногласий до истечении тридцатидневного срока и не отказывалось от заключения договора купли - продажи, следовательно, возникшие впоследствии разногласия по поводу условий договора подлежат регулированию в соответствии с правилам статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации и в срок, определенный в пункте 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом дальнейшие действия спорящих сторон, направленные на устранение разногласий при заключении договора купли - продажи арендуемого имущества, по убеждению суда апелляционной инстанции, не влияют на реализацию Обществом преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
При изложенных обстоятельствах Общество не может быть признано утратившим преимущественное право на выкуп арендуемого имущества, что свидетельствует о незаконности распоряжения от 27.09.2010 N 1328-р, в связи с чем апелляционная жалоба ООО "Якорь" подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение Арбитражного суда Омской области от 16.03.2010 по делу N А46-16198/2010 отмене на основании пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Изложенные выводы в полной мере соответствуют правовой позиции, сформулированной в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.11.2010, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.03.2011 N ВАС-2083/1 по делу N А03-4525/2010.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у заместителя Министерства Имущественных отношений Омской области Иванова В.М. полномочий на подписание оспариваемого распоряжения в силу признания апелляционным судом незаконным распоряжения от 27.09.2010 N 1328-р "Об отмене распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 22.06.2010 года N 850-р", не оценивается, поскольку факт наличия либо отсутствия таких полномочий у лица, подписавшего спорное распоряжение, в данном случае не влияют на законность оспариваемого распоряжения, равно как и доводы о непредставлении Министерством испрашиваемых Обществом документов, наличии в проекте договора недостатков в разделе "реквизиты сторон".
Принимая во внимание наличие достаточных оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества, довод апелляционной жалобы о том, что подписание Обществом предложенного Министерством акта приема передачи могло привести к нарушению Приложения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом МинФина РФ N 34н от 29.07.1998, оценке не подлежит, как не влияющий на существо принятого по делу судебного акта.
Учитывая результат рассмотрения настоящего спора, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Министерство, которые подлежат возмещению в пользу ООО "Якорь".
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 11.05.2010 N 139, Обществом при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически Обществом была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежат возврату ООО "Якорь" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 3, 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 16.03.2011 по делу N А46-16198/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Якорь" требования удовлетворить.
Признать распоряжение Министерства имущественных отношений Омской области от 27.09.2010 N 1328-р "Об отмене распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 22.06.2010 N 850-р" недействительным.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Якорь" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 14.03.2011 N 14.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Якорь" судебные расходы в размере 3000 руб. понесенные в связи с рассмотрением дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16198/2010
Истец: ООО "Якорь"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Омской области
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5127/11
10.04.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1562/13
23.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5127/11
15.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5684/12
02.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5684/12
13.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5127/11
08.07.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3277/11
30.05.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3277/11
27.04.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3277/11