Обзор федеральных документов
Положение об особенностях исчисления больничных и декретных пособий
Правительство РФ, наконец-то, утвердило положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (постановление Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375). Напомним, необходимость в появлении нового положения возникла в связи с вступлением в силу с 1 января 2007 года Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ. Несмотря на то, что положение об особенностях расчета больничных и декретных пособий появилось практически через полгода, оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
В заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН. При этом, согласно постановлению N 375, в него не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда. К таковым относятся материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др. Бухгалтеры получили и официальный ответ на вопрос, нужно ли учитывать при исчислении среднего заработка отпускные. Период сохранения за работником среднего заработка, как и начисленные за этот период суммы, из расчетного периода исключаются.
Какая организация занимает доминирующее положение?
Правительство РФ постановлением от 9 июня 2007 г. N 359 утвердило условия признания доминирующим положения финансовой организации, а также правила его установления. Так, доминирующим признается положение финансовой организации на товарном рынке, дающее ей возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения финансовой услуги на соответствующем рынке. Кроме того, такая организация может устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов либо затруднять им доступ на товарный рынок. Доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности определенные условия. Среди таких условий: доля финансовой компании на товарном рынке увеличивается или неизменно превышает в течение длительного периода времени (не менее одного года) 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке.
Из документа также следует, что наличие доминирующего положения финансовой организации не является нарушением антимонопольного законодательства.
Какой выбрать КПП?
Организация может состоять на налоговом учете сразу по нескольким основаниям, например, по месту нахождения в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса, а также в качестве крупнейшего налогоплательщика. Если организации присвоено два кода причины постановки на учет, какой из них указывать при заполнении налоговой декларации по НДС, счетов-фактур, а также платежных документов?
Минфин России в письме от 14 мая 2007 г. N 03-01-10/4-96 ответил, что использовать следует КПП, содержащийся в уведомлении о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика. Объясняется это тем, что налоговая декларация по НДС представляется крупнейшими налогоплательщиками в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Отдельно этому вопросу финансисты даже посвятили письмо от 15 мая 2007 г. N 03-06-06-01/18. Но при этом, если налогоплательщик указал в документах, порядок заполнения которых не регламентирован кодексом, КПП из свидетельства, такой документ не нужно рассматривать как составленный с нарушениями.
Соглашение о прекращении аренды регистрируется бесплатно
Пошлина за государственную регистрацию соглашения о расторжении договора аренды нежилого помещения взиматься не должна. К такому мнению пришли чиновники главного финансового ведомства в письме от 22 мая 2007 г. N 03-05-06-03/25. Они указали, что подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса уплата государственной пошлины за государственную регистрацию соглашения о расторжении ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество не предусмотрена. В Федеральном законе N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также не содержится однозначного указания на то, что при расторжении (прекращении) ограничения прав на недвижимое имущество должна уплачиваться государственная пошлина. Свою позицию финансисты подтвердили постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 апреля 2006 г. по делу N А49-11166/05.
Услуги мерчендайзера: учитывать или нет?
Оплату услуг мерчендайзера можно учитывать в расходах при исчислении налога на прибыль (письмо Минфина России от 22 мая 2007 г. N 03-03-06/1/286). В своем новом письме финансисты отметили, что между поставщиком и покупателем (магазином) может быть заключено соглашение, которое будет определять обязанность магазина по выполнению конкретных действий с целью привлечения дополнительного внимания покупателей к товару. Соглашение может быть заключено как в виде отдельного договора, так и являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров, в том числе и договора поставки. При надлежащем документальном подтверждении расходы на приоритетную выкладку товаров могут рассматриваться как расходы на рекламу. Соответственно они уменьшают размер налоговой базы по налогу на прибыль в пределах исчисляемого от размера выручки норматива.
Оплата труда в первоначальную стоимость
Минфин России в письме от 22 мая 2007 г. N 03-03-06/2/85 рассмотрел ситуацию, когда на период строительства офисного здания, банком был создан специальный департамент. Так как новая служба инвестиционных проектов и недвижимости была создана специально для реализации инвестиционного проекта и входит в структуру банка, расходы по оплате труда сотрудников департамента являются экономически обоснованными в целях налогообложения прибыли.
В то же время, финансисты отметили, что деятельность департамента носит временный характер, и цели его создания не соответствуют уставной деятельности кредитной организации. Поэтому расходы по оплате труда его работников следует учитывать в составе расходов, связанных со строительством офисного здания. В совокупности эти расходы формируют первоначальную стоимость объекта строительства. По окончании строительства они будут погашаться через амортизационные отчисления.
Приказ не удостоверяет командировку
В письме от 23 мая 2007 г. N 03-03-06/2/89 Минфин России изменил свое отношение к документам, подтверждающим служебную командировку. Принимая во внимание, что в командировочном удостоверении делаются отметки о выбытии и прибытии в место назначения, он указал, что командировочные расходы можно учесть в целях налогообложения только при наличии самого командировочного удостоверения. Одного приказа будет достаточно лишь в том случае, если работник должен возвратиться из командировки на место постоянной работы в тот же день, в который он был командирован.
В данном письме финансисты руководствовались инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. N 62, действующей в части, не противоречащей Трудовому кодексу. Согласно пункту 2 инструкции, направление работников в командировку оформляется выдачей командировочного удостоверения. Стоит отметить, что в более раннем письме от 24 октября 2006 г. N 03-03-04/2/226 Минфин России выражал мнение, что "параллельное составление двух документов по одному факту хозяйственной деятельности является необязательным".
Оплата пластиковыми картами при УСН
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, при оплате покупателями товаров пластиковыми картами должна учитывать доходы в момент поступления денежных средств на ее расчетный счет. Об этом проинформировал Минфин России в письме от 23 мая 2007 г. N 03-11-04/2/138. При этом, если объектом налогообложения избраны доходы, то налоговой базой является денежное выражение доходов без уменьшения на какие-либо расходы, в том числе на комиссию банка.
Уплата авансовых платежей по налогу на имущество
Минфин России в письме от 14 мая 2007 г. N 03-05-06-01/42 рассмотрел порядок определения срока уплаты авансовых платежей по налогу на имущество. Законодательство предоставляет право субъектам Российской Федерации самостоятельно устанавливать данный срок. В частности, он может быть определен не в календарных днях или на определенную дату, а исчислен исходя из количества дней по окончании налогового (отчетного) периода. Как пояснили финансисты, в последнем случае, начиная с первого отчетного периода 2007 года, срок уплаты авансовых платежей следует исчислять в рабочих днях. Свой вывод они обосновали пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса.
Деятельности нет, декларации есть
"Вмененщики", фактически не осуществляющие предпринимательскую деятельность, не являются плательщиком ЕНВД и соответственно не должны применять данный налоговый режим. Но вместе с тем, пока такая фирма не подаст соответствующее заявление в налоговый орган и не получит уведомление о снятии с учета, она обязана подавать "нулевые" налоговые декларации. Об этом сообщает Минфин России в письме от 23 мая 2007 г. N 03-11-04/3/171.
Повторная камеральная проверка
Если налоговая инспекция провела камеральную проверку и вынесла соответствующее решение, то проводить камеральную проверку повторно по этой же налоговой декларации она уже не вправе. Такой вывод сделали чиновники Минфина России в письме от 31 мая 2007 г. N 03-02-07/1-267. Налоговый кодекс просто не содержит такого понятия, как "повторная камеральная проверка". Вместе с тем проведение камеральной налоговой проверки за тот же отчетный (налоговый) период возможно в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации.
Покупка земли
Затраты на приобретение земельных участков не всегда уменьшают налогооблагаемую прибыль. На это указал Минфин России в письме от 25 мая 2007 г. N 03-03-06/1/313. Согласно пункту 1 статьи 264.1 Налогового кодекса, в качестве расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, рассматриваются затраты на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Поэтому если земельные участки, приобретенные для целей капитального строительства объектов основных средств, приобретались из земель, находящихся в собственности юридических либо физических лиц, то расходы, связанные с их приобретением, организация не вправе учесть для целей налогообложения прибыли.
Минфин России также напомнил, что положения статьи 264.1 Налогового кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. При этом положения, в частности, пункта 1 статьи 264.1 распространяются на налогоплательщиков, которые заключили договоры на приобретение земельных участков в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года.
Расходы на Интернет
Минфин России разрешил учитывать при налогообложении прибыли расходы по оплате услуг телефонной связи и доступа к сети Интернет, в том числе посредством приобретения телефонных и интернет-карт (письмо от 31 мая 2007 г. N 03-03-06/1/348). Естественно, для возможности признания таких расходов, они должны соответствовать критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса. То есть компании остается документально подтвердить произведенные расходы и доказать их экономическую обоснованность.
Рассрочка платежа - помеха для "упрощенца"
Если "упрощенец" покупает помещение с рассрочкой платежа (к примеру, на 3,5 года), то даже при вводе его в эксплуатацию и оформлении регистрации права собственности, расходы на приобретение могут быть учтены только в налоговом периоде его окончательной оплаты. Такую информацию привели специалисты финансового ведомства в письме от 25 мая 2007 г. N 03-11-04/2/140. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств учитываются только по оплаченным основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Перенос убытков на будущее
Пункт 2 статьи 283 Налогового кодекса, действующий с 1 января 2007 года в новой редакции, предоставляет организациям право осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором он получен. Перенести на текущий налоговый период можно сумму убытка, полученного в предыдущем налоговом периоде. Специалисты Минфина России в письме от 15 июня 2007 г. N 03-03-06/1/383 пояснили, что перенос убытков на будущее возможен как по итогам налоговых, так и по итогам отчетных периодов.
Сначала счет-фактура, потом вычет
Нередко счет-фактура приходит в организацию с опозданием. Причем продавцом счет-фактура может быть выставлен в одном налоговом периоде, а покупателем получен уже в следующем. Минфин России в письме от 13 июня 2007 г. N 03-07-11/160 объяснил, что вычеты налога на добавленную стоимость производятся только при наличии счетов-фактур. Поэтому, учитывая данную норму статьи 172 Налогового кодекса, вычет НДС может быть произведен только в налоговом периоде, в котором счет-фактура фактически получен.
Работа за границей
Если большую часть рабочего времени и большую часть трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работники выполняют за границей, то и фактическим местом их работы считается иностранное государство. Такое мнение выразил Минфин России в письме от 8 июня 2007 г. N 03-04-06-01/178. Командировкой такая поездка признаваться не может, поскольку в данном случае речь не идет о выполнении отдельного поручения вне места постоянной работы. Поэтому вознаграждение, полученное за выполнение всех трудовых обязанностей на территории иностранного государства, к доходам от источников в Российской Федерации не относится.
При этом, если в соответствующем календарном году работники будут признаны налоговыми резидентами России, их вознаграждение должно облагаться НДФЛ по ставке 13 процентов. Если же работник не является налоговым резидентом, то по таким доходам от источников в иностранном государстве налог на территории России не взимается. Следует отметить, что если бы речь шла о служебной командировке за границу, то у нерезидентов полученные доходы облагались бы НДФЛ в размере 30 процентов.
Учет дополнительных расходов при строительстве
Как учитывать для целей исчисления налога на прибыль дополнительные расходы, возникающие у организаций-застройщиков (заказчиков, инвесторов) при реализации условий инвестиционного контракта, связанных с исполнением обязательств перед органами государственной власти или органами местного самоуправления? На этот вопрос ответил Минфин России в письме от 25 мая 2007 г. N 03-03-06/1/319. Рассматриваемые расходы могут появиться в результате возведения дополнительных объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей. По мнению финансистов, в силу того, что их осуществление непосредственно вытекает из условий инвестиционного контракта и связано с деятельностью организации, направленной на получение прибыли, эти расходы в целях налогообложения прибыли признаются экономически обоснованными. Без них у организации отсутствует возможность осуществлять строительство объекта недвижимости, и при этом со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления возникают встречные возмездные обязательства (в виде предоставления прав на необходимый для строительства земельный участок, а также разрешения на строительство).
Праздничные выплаты
Премии сотрудникам к праздничным и юбилейным датам не признаются для целей налогообложения прибыли. Финансисты в письме от 22 мая 2007 г. N 03-03-06/1/287 указали, что эти выплаты не носят стимулирующий характер, и, следовательно, их нельзя учесть в составе расходов на оплату труда. С другой стороны, раз такие премии не участвуют в уменьшении расходов, на них не нужно начислять и единый социальный налог.
Списание лицензионных платежей
Часть затрат на лицензии, которая осталась не списанной к моменту отмены лицензирования можно единовременно отнести на расходы в целях налогообложения прибыли. Такой подарок сделал Минфин России строительным компаниям в письме от 31 мая 2007 г. N 03-03-06/1/353. Связано это с тем, что расходы на приобретение лицензий распределяются налогоплательщиком с учетом принципа равномерности их признания. Однако с 1 июля 2007 года лицензирование строительной деятельности отменяется. Следовательно, оставшиеся расходы относятся на расходы единовременно.
Ушли навсегда
В соответствии с приказом ФТС от 8 июня 2007 г. N 708 признано утратившим силу письмо ГТК России от 21 января 2000 г. N 01-06/1302 "О контроле за взиманием акцизов в отношении отдельных категорий товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Белоруссия".
В связи с утверждением нового единого стандарта обслуживания налогоплательщиков приказом ФНС России от 13 июня 2007 г. N ММ-3-25/366@ отменен ранее действовавший приказ ФНС России от 2 сентября 2005 г. N САЭ-3-25/422@.
Перестали действовать постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 301 "О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия", а также постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 318 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи". Документы утратили силу в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. N 354.
вступили в силу
1 июня Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Документ вступил в силу за исключением отдельных положений.
3 июня Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 г. N 300 "Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника".
6 июня Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 2 июня 2007 г. N 86-ФЗ).
6 июня Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2007 г. N 321 "О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации". Установлено, что ставки ввозных таможенных пошлин со знаком сноски "1с)" действуют с 1 июля 2007 года на постоянной основе.
7 июня Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2007 г. N 320 "Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации судов, используемых в качестве накопителей при экспорте нефтепродуктов".
8 июня Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 г. N 263 "О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации и в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 732".
9 июня Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
15 июня Приказ ФСФР РФ от 6 марта 2007 г. N 07-21/пз-н "Об утверждении порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг".
19 июня Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 291 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на фосфаты кальция природные и отдельные виды минеральных удобрений".
из зала суда
За компанию производить уплату государственной пошлины может третье лицо. При этом в платежном документе на перечисление суммы госпошлины в бюджет с банковского счета представителя необходимо указать, что плательщик действует от имени представляемого. Тогда не будет оснований для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения (информационное письмо президиума ВАС РФ от 29 мая 2007 г. N 118).
Налоговая инспекция отказала фирме в возврате земельного налога в связи с тем, что переплата по налогу не подтверждается лицевым счетом заявителя в налоговом органе. Судьи признали данный довод необоснованным, поскольку карточки лицевого счета представляют собой документы внутреннего учета налоговых органов и содержащиеся в них сведения сами по себе не могут служить основанием для отказа налогоплательщику в возврате сумм налога из бюджета (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2007 г. по делу N А05-12430/2006-36).
Фирме отказали в регистрации кассового аппарата, в связи с чем она была вынуждена обратиться в суд. Инспекция посчитала, что регистрация должна осуществляться по месту нахождения структурного подразделения предприятия. Арбитрами было установлено, что предприятие не состоит на налоговом учете в иных налоговых органах, в частности, по месту осуществления деятельности или по месту нахождения обособленного подразделения, а, следовательно, такое решение налоговиков незаконно (постановление ФАС Уральского округа от 24 мая 2007 г. N Ф09-3854/07-С1 по делу N А47-10120/06).
"Практическая бухгалтерия", N 7, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.