г. Самара |
|
03 ноября 2011 г. |
Дело N А72-4533/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Балашевой В.Т., Туркина К.К.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Низамовой Р.Н.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционные жалобы Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" и Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 августа 2011 года по делу N А72-4533/2010 (судья Малкина О.К.)
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820), г. Ульяновск,
к товариществу собственников жилья "Авангард" (ИНН 7327036914, ОГРН 1067327005151), г. Ульяновск,
при участии третьих лиц:
Министерство экономики Ульяновской области, г. Ульяновск,
Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, г. Ульяновск,
Межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (ОГРН 1047301036672), г. Ульяновск,
о взыскании 1 212 150 руб. 74 коп.,
и по встречному иску товарищества собственников жилья "Авангард"
к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городской теплосервис"
о признании пунктов 2.1 и 2.2 договора теплоснабжения N 1450 от 11.04.2006 недействительными в части, относящейся к "горячему водоснабжению", тариф на оплату которого установлен в рублях за 1 Гкал, и в части, относящейся к "химической очистке воды",
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к товариществу собственников жилья "Авангард" о взыскании 1 121 150,74 руб. в том числе 1 041 756,43 руб.- задолженность за поставленную в июле, сентябре, октябре 2008 года, в период с декабря 2008 года по февраль 2009 года, с апреля по сентябрь 2009 года, с января по февраль 2010 года тепловую энергию и теплоноситель, 79 394,31 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
02.08.2010 определением суда в порядке ст. 132 АПК РФ принято к производству встречное исковое заявление ТСЖ "Авангард" о признании пунктов 2.1 и 2.2 договора теплоснабжения N 1450 от 11.04.2006 недействительными в части относящейся к горячему водоснабжению, тариф на оплату которого установлен в рублях за 1 Гкал, и в части относящейся к химической очистке воды.
До принятия судебного акта истец уточнил заявленные требования, просил взыскать задолженность за декабрь 2007 года, январь, февраль, сентябрь, декабрь 2008 года, январь, февраль, апрель-август 2009 года, январь, февраль, апрель-июнь 2010 года в размере 1 160 011,74 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 141 324,26 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.10.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного суда исковые требования Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" удовлетворены частично. С товарищества собственников жилья "Авангард" в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" взыскано 1 004 275,66 руб., в том числе долг за поставленную тепловую энергию за период декабрь 2007 года, январь-февраль 2008 года, сентябрь 2008 года, декабрь 2008 года, январь-февраль 2009 года, апрель-август 2009 года, январь-февраль 2010 года, апрель-июнь 2010 года в размере 883 066,11 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 121 209,50 руб. В остальной части в иске отказано.
Встречные исковые требования товарищества собственников жилья "Авангард" удовлетворены частично. Пункт 2.1 договора теплоснабжения N 1450 от 11.04.2006 признан недействительным в части установления тарифа на горячее водоснабжение в рублях 1 Гкал. В остальной части во встречном иске отказано.
Указанные судебные акты отменены постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2011 в части взыскания с товарищества собственников жилья "Авангард" в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" долга за поставленную тепловую энергию за период: декабрь 2007 года, январь-февраль 2008 года, сентябрь 2008 года, декабрь 2008 года, январь-февраль 2009 года, апрель-август 2009 года, январь-февраль 2010, апрель-июнь 2010 года в размере 883 066,11 руб., процентов за пользование чужими денежными средствам в размере 121 209,50 руб.
При новом рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство экономики Ульяновской области, Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09 августа 2011 года по делу N А72-4533/2010 исковые требования УМУП "Городской теплосервис" удовлетворены частично. С ТСЖ "Авангард" в пользу УМУП "Городской теплосервис" взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 101 953,79 руб. В остальной части в иске отказано.
В доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина: с ТСЖ "Авангард" в размере 2205,58 руб., с УМУП "Городской теплосервис" в размере 21 978,40 руб. (т.6, л.164-170).
УМУП "Городской теплосервис" и Межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области с решением суда не согласились и обратились в арбитражный апелляционный суд с жалобами.
Апелляционная жалоба УМУП "Городской теплосервис" мотивирована тем, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права.
Заявитель жалобы считает необоснованным и незаконным решение в части отказа во взыскании оплаты тепловой энергии для отопления ванных комнат (через полотенцесушители на системе ГВС) и суммы НДС.
По мнению заявителя жалобы, необходимость оплаты указанного объема тепловой энергии основана на ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Вывод суда о том, что оплата расходов тепловой энергии системой ГВС является дополнительной величиной за отопление и дополнительными потерями необоснован.
Вместе с тем, вышеуказанный расход является не дополнительным, а частью основного единого теплопотребления жилого дома ответчика, зафиксированного прибором коммерческого учета.
Вывод суда о том, что истец должен был обратиться в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа, является необоснованным, поскольку такие затраты (потери теплоты в трубопроводах ГВС - полотенцесушителях) до 05.04.2011 не подлежали включению в утверждаемые тарифы.
Выводы суда об исключении из расчета задолженности налога на добавленную стоимость основаны на неверном толковании норм материального права ст. 157 жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 168, 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судом необоснованно произведен зачет денежным сумм по исполнительному листу N 000905424 от 14.01.2011, выданному при первоначальном рассмотрении настоящего дела, в счет оплаты по спорному периоду в рамках нового рассмотрения настоящего спора, поскольку на момент рассмотрения дела отсутствовал судебный акт о повороте исполнения решения суда от 08.10.2010, либо иной документ, по которому установлено право денежного требования ответчика к истцу.
Апелляционная жалоба Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что суд необоснованно исключил НДС из расчета задолженности. В соответствии с п.15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за горячее водоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ. Действующим законодательством установление тарифов для отдельных групп потребителей (населения) не предусмотрено.
В спорных периодах (март 2008 - январь 2011 года) тарифы на тепловую энергию, поставляемую УМУП "Городской теплосервис" установлены Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 160 от 09.08.2007, Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 23.10.2008 N 06-189, Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 15.01.2009 N 06-01, Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 23.11.2009 N 06-226. Указанными ненормативными актами установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую УМУП "Городской теплосервис" потребителям, в том числе, бюджетным организациям и населению без дифференцирования в зависимости от групп потребителей.
Увеличение тарифа истцом на сумму НДС при реализации энергоресурса не противоречит пункту 6 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, определением суда от 17.10.2011, в связи с прекращением полномочий председательствующего судьи Лукьяновой Т.А., произведена ее замена на судью Демину Е.Г.
Представители сторон и третьих лиц, надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
В соответствии со ст.158 АПК РФ рассмотрение дела откладывалось с 20.10.2011 на 01.11.2011.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом ответчика, оценив доводы апелляционных жалоб в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
11.04.2006 между УМУП "Городской теплосервис" (Теплоснабжающая организация) и ТСЖ "Авангард" (Абонент) заключен договор теплоснабжения N 1450, согласно которому Теплоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а Абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1.1 договора).
Стороны договорились, что к отношениям, не урегулированным настоящим договором, применяется Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (утверждена приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105) (п. 1.2.1).
Согласно п. 2.1 договора оплата тепловой энергии и теплоносителя производится за фактически принятое "Абонентом" количество тепловой энергии в соответствии с данными учета, по тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Расчетный период, т.е. период времени, за который должны быть учтены и оплачены тепловая энергия и теплоноситель, договором установлен в один месяц (п. 2.5).
В соответствии с разд. 4 договора учет тепловой энергии, фактически принятой "Абонентом", осуществляется в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя (Минюст N 954 от 25.09.1995) Приказ Минэнерго России от 12.09.1995 NBK-4036 по приборам учета (п. 4.1).
В период с 26 по 28 числа месяца поставки "Абонент" обязан предоставить в Теплоснабжающую организацию оригинал и копию журналов учета тепловой энергии записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя, а также надлежаще оформленный (подписанный и скрепленный печатью) акт о количестве фактически принятой "Абонентом" тепловой энергии в месяце поставки по установленной Теплоснабжающей организацией форме (п. 4.2).
При несвоевременном сообщении Абонентом о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя узел учета считается вышедшим из строя с момента его последней проверки Теплоснабжающей организацией (п. 4.3).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Абонентом п. 4.2 договора, выхода из строя узла учета тепловой энергии, иных случаях расчеты с Абонентом ведутся на основании расчетных часовых тепловых нагрузок, указанных в договоре данных теплового и водного балансов, а также показаний приборов учета Теплоснабжающей организации, либо теплоисточника - расчетный метод учета (п. 4.4).
В случае отсутствия узлов учета тепловой энергии расчеты с Абонентом осуществляются в порядке, предусмотренном п. 4.4. настоящего договора (п. 4.5).
В приложении N 1 к договору стороны согласовали нагрузки по жилому дому ТСЖ "Авангард " - ул. Промышленная, 51 (т. 1 л. 21).
В приложении N 2 к договору стороны согласовали границы эксплутационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей - по цоколю с наружной стороны здания ул. Промышленная, 51 на вводе теплосети (т. 1, л. 22).
С 06.12.2006 в жилом доме по адресу: Ульяновск, ул. Промышленная, 51, находящимся в управлении ТСЖ "Авангард", установлен общедомовой прибор коммерческого учета (т. 1, л. 119).
В спорный период истец поставил, а ответчик принял тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения на общую сумму 1 160 011,74 руб., в том числе НДС (т. 1, л. 103 - 104).
Ответчик не согласен с включением в расчет НДС.
Согласно ст. 135 Жилищного Кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
В соответствии с Уставом ТСЖ "Авангард" оно создано с целью обеспечения совместного управления эксплуатации комплекса недвижимого имущества (многоквартирного дома), владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом. Предметом деятельности Товарищества является, в том числе, управление, обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирном доме.
Из толкования во взаимосвязи норм статей 135 (пункта 1), 137 (подпунктов 1 и пункта 1) Жилищного Кодекса РФ следует, что в рамках складывающихся с ресурсоснабжающей организацией взаимоотношений ТСЖ "Авангард" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличным от интересов жителей многоквартирного дома. Соответствующие обязательства ответчика перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы) не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по теплоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 (далее - Правила N 307) размер платы за горячее водоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также за приобретение горячей воды и тепла осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, при расчетах УМУП "Городской теплосервис" с ТСЖ "Авангард", являющимся исполнителем коммунальных услуг, за отопление и ГВС должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.
В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правильно указал, что применение ресурсоснабжающей организацией (УМУП "Городской теплосервис") в расчетах с потребителем тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации, увеличенного на сумму НДС, не соответствует упомянутым нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.02.2011 N 12552/10.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), из которых следует, что при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (как в случае с УМУП "Городской теплосервис") должен быть установлен тариф на горячее водоснабжения в рублях за куб.м.
Также, в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 307, при расчете исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги применяется тариф на горячую воду (руб./куб. м).
Кроме того, согласно п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (Правила N 306) при выборе единицы измерения нормативов потребления используются следующие показатели: в отношении горячего водоснабжения - куб.м. на одного человека.
Суд первой инстанции правильно указал, что в силу действующего законодательства УМУП "Городской теплосервис" было обязано обратиться в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 год и на 2008 год.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 10.09.2008 действия УМУП "Городской теплосервис", выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования признаны нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В мотивировочной части решения УФАС было указано, что "действия УМУП "Городской теплосервис" при расчете платы за горячее водоснабжение без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок расчета платы за коммунальные услуги, является нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка ценообразования...".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2008 по делу N А-72-7132/08-9/328, вступившем в законную силу, заявление УМУП "Городской теплосервис" о признании незаконным вышеуказанного решения УФАС оставлено без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, суд правильно указал, что в отсутствии утвержденных органами по регулированию цен и тарифов тарифа на ГВС (в рублях за куб. м.) для УМУП "Городской теплосервис" на 2007 - 2008 год необходимо руководствоваться Временной методикой расчета стоимости энергоресурсов, используемых на горячее водоснабжение (ГВС), утвержденной Комитетом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Приказом N 97 от 31.10.2006.
Согласно информационному письму Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 66 от 06.12.2006 цена 1 тн сетевой (подпиточной) воды для УМУП "Городской теплосервис" от теплоисточника ОАО "Волжская ТГК" составляет на
2007 год 13,98 руб.
Согласно информационному письму Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 03 от 21.11.2007 цена 1 тн сетевой (подпиточной) воды для УМУП "Городской теплосервис" от теплоисточника ОАО "Волжская ТГК" составляет на
2008 год 16,12 руб.
Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 66 от 26.09.2006 установлен на период действия с 01.01.2007 по 31.12.2007 включительно тариф на услуги по передаче тепловой энергии по сетям УМУП "Городской теплосервис" потребителям, в том числе населению, в размере 153 руб./Гкал без НДС.
Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 88 от 19.10.2006 установлен на период действия с 01.01.2007 по 31.12.2007 включительно тариф на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" потребителям, в том числе населению, в размере 439,90 руб../Гкал без НДС.
Таким образом, конечный тариф для потребителей УМУП "Городской теплосерис" от ОАО "Волжская ТГК" в 2007 году составлял 592,90 руб. /Гкал без НДС.
Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 178 от 16.08.2007 установлен на период действия с 01.01.2008 по 31.12.2008 включительно тариф на услуги по передаче тепловой энергии по сетям УМУП "Городской теплосервис" потребителям, в том числе населению, в размере 171,40 руб./Гкал без НДС.
Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 184 от
16.08.2007 установлен с 01.01.2008 тариф на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" потребителям, в том числе населению, в размере 549,20 руб./Гкал без НДС.
Таким образом, конечный тариф для потребителей УМУП "Городской теплосерис" от ОАО "ВоТГК" в 2008 году составлял 720,60 руб./Гкал без НДС.
С учетом вышеуказанных норм, суд определил стоимость ГВС в 2007 году в размере 43,62 руб. (без НДС); стоимость ГВС в 2008 году в размере 52,15 руб. (без НДС).
При определении суммы, подлежащей оплате за ГВС, суд исходил из правил, установленных во временной методике (без НДС). Всего (за отопление и ГВС) подлежала начислению сумма 541 724,99 руб., в том числе за декабрь 2007 года - 120 806,41 руб., за январь 2008 года - 146 269,96 руб., за февраль 2008 года - 115 407,75 руб., за сентябрь 2008 года - 34 053,95 руб., за декабрь 2008 года - 125 186,92 руб.
На 2009 и 2010 годы для УМУП "Городской теплосервис" был установлен тариф на ГВС в рублях за куб.м.
Постановлением Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от
25.11.2008 N 237/03-01 (в редакции Постановления Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 26.01.2009 N 2/03-01) на 2009 год для УМУП "Городской теплосервис" от теплоисточника ОАО "ВоТГК" установлен тариф на горячую воду в размере 66,28 руб.
Постановлением Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 26.11.2009 N 241/03-01 на 2010 год для УМУП "Городской теплосервис" от теплоисточника ОАО "ВоТГК" установлен тариф на горячую воду в размере 68,75 руб.
Ответчиком расчет истца за услугу "горячее водоснабжение" за 2009 - 2010 год не оспаривается (за исключением НДС).
Суд установил, что ответчику предоставлены услуги "горячее водоснабжение" (согласно счетов-фактур, без НДС) в январе 2009 года на сумму 31 802,24 руб., в феврале 2009 года на сумму 36 387,72 руб., в апреле 2009 года на сумму 46 665,09 руб., в мае 2009 года на сумму 37 017,38 руб., в июне 2009 года на сумму 16 678,03 руб.. в июле 2009 года на сумму 30 482,17 руб., в августе 2009 года на сумму 29 417,71 руб.. в январе 2010 года на сумму 30 043,75 руб., в феврале 2010 года на сумму 32 071,87 руб., в апреле 2010 года на сумму 41 360,00 руб., в мае 2010 года на сумму 37 840,00 руб., в июне 2010 года на сумму 17 493,44 руб.
Система централизованного горячего водоснабжения жилого дома по адресу: ул. Промышленная, 51 подключена к сетям УМУП "Городской теплосервис" по схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (по СанПиН 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения"), установлен прибор учёта и имеется 4-х трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения. Таким образом, система горячего водоснабжения представляет собою отдельную систему, независимую от системы теплоснабжения. Счётчик учёта горячей воды, установленный на дом, позволяет определить не только количество потреблённой жильцами горячей воды, но и её температуру - входящую и выходящую. Соответственно, разность температур входящей и выходящей из дома горячей воды вычислитель прибора учёта горячей воды пересчитывает в количество тепла, которое было потреблено домом вместе с горячей водой.
Потребление тепла системой горячего водоснабжения дома состоит из двух составляющих:
- вместе с потреблённой горячей водой в пространство излучается также и тепло, содержащееся в горячей воде,
- тепловые потери трубопроводов горячей воды (в том числе и в полотенцесушителях) путём теплоизлучения горячей трубы в пространство, имеющее более низкую температуру.
Соответственно, возникает необходимость классификации данного потребления тепла системой горячего водоснабжения дома; к какому виду норматива потребления энергоресурса оно относится: к тарифу на горячее водоотведение или к тарифу на теплоснабжение.
Как следует из п. 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. м. холодной воды и расходы на её подогрев. В свою очередь, расходы на подогрев воды определяются как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м. холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами.
Таким образом, стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб.м.), т.е. количество Гкал, необходимое для подогрева 1 куб.м. воды, учитывается при расчете тарифа на горячее водоснабжение.
Согласно п. 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления используются следующие показатели: в отношении горячего водоснабжения куб. м. на одного человека; в отношении отопления - Гкал на 1 кв.м. общей площади жилых помещений.
Тепло, потреблённое системой горячего водоснабжения дома, теплоснабжающая организация определяет по показаниям прибора учёта горячей воды и указывает в счёте-фактуре в Гкал. Так как, норматив потребления на горячее водоснабжение должен быть установлен в куб.м., то рассматриваемый платёж не может быть отнесён к горячему водоснабжению.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для УМУП "Городской теплосервис" установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "Город Ульяновск".
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии с п. 25 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома).
Согласно п. 26 вышеуказанных Правил коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителя.
Таким образом, в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома (п. 27 Правил). Следовательно, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.
В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчёт не включаются.
Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно ч.2 ст.5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливают органы местного самоуправления (в случаях, указанных в ч.5 ст.4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ).
Поскольку тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения не были учтены Городским комитетом по регулированию цеп и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис", предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета, которым были утверждены тарифы. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 N 237/03-01 было признано не противоречащим действующему законодательству. Аналогичным образом был произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис" на 2010 год, то есть без учёта каких-либо иных дополнительных потерь.
В связи с чем, предъявление ответчику дополнительной оплаты является незаконным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 23.10.2008 06-189 на 2009 год для УМУП "Городской теплосервис" от теплоисточника "Волжская ТГК" был установлен конечный тариф на тепловую энергию в размере 867 руб. 08 коп./Гкал без НДС. Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 15.01.2009 N 06-1 в вышеуказанный Приказ были внесены изменения, с 01.02.2009 тариф на тепловую энергию составил 854,57 руб./Гкал без НДС.
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 23.11.2009 N 06-226 на 2010 год для УМУП "Городской теплосервис" от теплоисточника "Волжская ТГК" был установлен конечный тариф на тепловую энергию в размере 984,16 руб./Гкал без НДС.
Ответчиком потреблено тепловой энергии на нужды отопления (без НДС): в январе 2009 года на сумму 136 215,50 руб., в феврале 2009 года на сумму 124 721,07 руб., в апреле 2009 года на сумму 67 145,27 руб., в мае 2009 года на сумму 13 504,77 руб., в январе 2010 года на сумму 167 802,23 руб., в феврале 2010 года на сумму 175 701,10 руб., в апреле 2010 года на сумму 55 321,60 руб.
Всего, с учетом стоимости ГВС, в спорный период времени подлежала начислению сумма в общем размере 1 127 670,94 руб., в т.ч.: за январь 2009 года 168 017,74 руб., за февраль 2009 года 161 108.79 руб., за апрель 2009 года 113 810,36 руб., за май 2009 года 50 522,15 руб., за июнь 2009 года 16 678,03 руб., за июль 2009 года 30 482,17 руб., за август 2009 года 29 417,71 руб., за январь 2010 года 197 845,98 руб., за февраль 2010 года 207 772,97 руб., за апрель 2010 года 96 681,60 руб., за май 2010 года 37 840,00 руб., за июнь 2009 года 17 493,44 руб.
Таким образом, всего за периоды декабрь 2007 года, январь-февраль 2008 года, сентябрь 2008 года, декабрь 2008 года, январь-февраль 2009 года, апрель - август 2009 года, январь-февраль 2010 года, апрель - июнь 2010 года подлежала начислению сумма в общем размере 1 669 395,93 руб.
Ответчик в период по 08.10.2010 оплатил полученную в спорный период тепловую энергию и ГВС на общую сумму 1 086 823,89 руб.
Таким образом, на 08.10.2010 за спорные периоды с ответчика подлежала взысканию сумма в размере 582 572,04 руб.
Ответчик перечислил истцу 574 193,15 руб., что подтверждено платежными поручениями.
После этого УМУП "Городской теплосервис" предъявило к взысканию исполнительный лист АС N 000905424, выданный 14.01.2011 на основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 08.10.2010.
На основании указанного исполнительного листа Ульяновское отделение N 8588 г.Ульяновск (Сбербанк) стало удерживать денежные средства со счета ТСЖ "Авангард" и перечислять их истцу. Всего были удержаны перечислены истцу денежные средства на общую сумму 476 461,76 руб., что подтверждено платежными ордерами.
Поступление указанных денежных средств истец не отрицает однако полагает, что поскольку в платежных документах не указаны конкретные периоды, за которые поступила оплата, полученные истцом денежные средства нельзя отнести к спорным месяцам 2007 - 2010 годов, а ответчик заявление о зачете данных средств в погашение именно спорной задолженности не подавал.
Указанный довод обоснованно отклонен судом первой инстанции. Из представленных документов следует, что денежные средства по вышеперечисленным платежным ордерам взысканы по решению Арбитражного суд Ульяновской области от 08.10.2010, впоследствии отмененному в связи с неправомерным включением НДС в размер задолженности за отопление и горячее водоснабжения.
Вместе с тем, платежи были взысканы именно за спорные периоды: декабрь 2007, январь-февраль 2008, сентябрь 2008, декабрь 2008, январь-февраль 2009, апрель - август 2009, январь-февраль 2010, апрель - июнь 2010 годы, поскольку задолженность только за перечисленные периоды была и является предметом рассмотрения в рамках настоящего спора.
Таким образом, на момент рассмотрения дела задолженность за декабрь 2007, январь-февраль 2008, сентябрь 2008, декабрь 2008, январь-февраль 2009, апрель - август 2009, январь-февраль 2010, апрель - июнь 2010 годы ответчиком полностью погашена, в связи с чем, исковые требования в части взыскания задолженности удовлетворению не подлежат.
Истцом также предъявлены требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 235 332,28 руб. по состоянию на 25.07.2011 исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых.
В соответствии с п. 2.9 договора в случае нарушения сроков оплаты, предусмотренных п.п. 2.5, 2.6, 2.8 договора по вине Абонента, Теплоснабжающая организация имеет право на предъявление процентов за пользование чужими денежными средствами согласно ст. 395 ГК РФ в размере одной трехсот шестидесятой действующей на каждый день просрочки ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы просроченного платежа. Проценты начисляются, начиная с 8-го дня после выставления финансовых платежных документов в банк, либо получения счета на оплату (п. 2.6) или даты отправки корреспонденции (п. 2.8).
Истец начислил проценты, начиная с 8-го дня после выставления платежного требования в Банк.
Судом установлено, что расчеты за оказанные услуги за отопление и ГВС осуществлялись ответчиком несвоевременно, с нарушением установленного в договоре срока оплаты. Задолженность за потребленную горячую воду и тепло за спорные периоды полностью погашена ответчиком по состоянию на 10.02.2011 (последний платеж по платежному ордеру N 55 10.02.2011 на сумму 36 717,34 руб.).
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствам, обоснованно удовлетворены судом первой инстанции частично, в размере 101 953,79 руб. за периоды с 22.01.2008 по 10.02.2011 включительно.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ возложены на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Ходатайство УМУП "Городской теплосервис" о приостановлении производства по делу до принятия судебного акта Высшим Арбитражным судом Российской Федерации по делу N ВАС-13813/11 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" о признании недействующим пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 в части, запрещающей ресурсоснабжающей организации производить расчеты за тепловую энергию с исполнителями коммунальных услуг по ценам, увеличенным на сумму НДС (в случае, если при расчетах используется тариф, не включенный в сумму этого налога), удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Указанные заявителем обстоятельства не являются основанием для приостановления производства по данному делу. В случае формирования иной практики Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации заявитель не лишен возможности обращения в суд с заявлением о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка. Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не приведено. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 августа 2011 года по делу N А72-4533/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" и Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4533/2010
Истец: Ульяновское МУП "Городской теплосервис", УМУП "Городской Теплосервис"
Ответчик: ТСЖ "Авангард"
Третье лицо: Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской обл., Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, Межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, Министерство экономики Ульяновской области, Министерство экономики Ульяновской области, ОСП по Засвияжскому району г. Ульяновска
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18383/2013
22.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10249/12
20.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10473/12
06.07.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-4533/10
29.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12372/11
03.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11357/11
09.08.2011 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-4533/10
28.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2394/11
08.10.2010 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-4533/10