г. Владивосток |
|
17 сентября 2012 г. |
Дело N А51-14863/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
при участии:
от администрации г. Владивостока: Талько А.А., представитель по доверенности от 26.12.2011 N 1-3/4740, сроком действия до 31.12.2012; удостоверение;
от Департамента имущественных отношений Приморского края: Е.А. Бутенко, доверенность от 01.11.2011 N 53/3-34-4972 сроком действия на один год; удостоверение;
от ГБУЗ Приморская краевая клиническая больница N 1: Курганова И.Н.. действующая по доверенности от 20.04.2011 сроком действия на 3 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.Владивостока
апелляционное производство N 05АП-6537/2012
на решение от 26.01.2012
судьи Д.А. Самофал
по делу N А51-14863/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Департамента имущественных отношений Приморского края (ИНН 2540017588, ОГРН 2072540013654)
к администрации г.Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955)
третьи лица: ГБУЗ Приморская краевая клиническая больница N 1
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Приморского края (ОГРН 2072540013654; место нахождения: Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955; место нахождения: 690950, Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, 20) N 8212Д (входящий N 53-4820 от 01.06.2011; далее - администрация) об отказе в передаче нежилых помещений общей площадью 149,1 кв.м, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Прапорщика Комарова, 9, лит.Г, из муниципальной собственности города Владивостока в собственность Приморского края и о понуждении администрации города Владивостока в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу направить в адрес Департамента предложение о передаче указанного имущества из муниципальной собственности в собственность Приморского края.
Заявленные требования обусловлены наличием предусмотренных частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) оснований для безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации муниципального имущества, используемого государственным учреждением здравоохранения. Кроме того, ранее бездействие администрации, связанное с ненаправлением предложения о передаче спорных помещений в собственность Приморского края, признано незаконным вступившим в законную силу решением от 28.11.2008 по делу N А51-2829/2008 Арбитражного суда Приморского края.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Приморская краевая клиническая больница N 1" (ОГРН 1022502256435; место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, 57; далее - учреждение здравоохранения)
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2012 оспариваемое решение администрации N 8212Д признано незаконным, производство по делу в части требования о понуждении администрации направить в адрес Департамента предложение о передаче спорных нежилых помещений в собственность Приморского края прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 решение от 26.01.2012 отменено, в удовлетворении требований отказано полностью.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.07.2012 постановление суда апелляционной инстанции отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Пятый арбитражный апелляционный суд.
При повтором рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции администрация просит решением суда первой инстанции от 26.01.2012 отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт, в котором департаменту в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Департамент имущественных отношений Приморского края в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы администрации возразил в полном объеме.
Представитель ГБУЗ Приморская краевая клиническая больница N 1 поддержала доводы департамента.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
На основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, решения малого Владивостокского городского Совета от 25.03.1992 N182 за муниципальным образованием город Владивосток на праве собственности зарегистрированы нежилые помещения общей площадью 149,10 кв.м в здании (лит. Г); номера на поэтажном плане: 1-5 (I) этаж: 1; назначение: гараж, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, ул. Прапорщика Комарова, д. 9, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 26.05.2011.
Впоследствии указанное имущество передано учреждению здравоохранения в аренду на основании договоров от 17.05.2000 N 1/380, от 05.06.2003 N 01-02539-002-Н-АП-2495-00 и от 24.10.2007 N 01-02539-001-Н-АР-5611-00 для использования в целях размещения "гараж" на срок до 28.12.2007.
По окончании установленного срока спорное имущество из владения учреждения здравоохранения не выбывало.
Решением от 28.11.2008 по делу N А51-2829/2008 Арбитражного суда Приморского края бездействие администрации, выразившееся в уклонении от направления в Департамент предложения о передаче в собственность субъекта Российской Федерации, находящихся в муниципальной собственности спорных нежилых помещений, используемых учреждением здравоохранения, признано незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 01.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ссылаясь на указанный судебный акт, Департамент направил в администрацию письмо от 16.06.2011 N 53/2-18-2711 с просьбой в установленном законом порядке передать из муниципальной собственности города Владивостока в собственность Приморского края нежилые помещения общей площадью 149, 1 кв.м, расположенные по ул. Прапорщика Комарова, 9, в г. Владивостоке.
В ответ на это обращение администрация в письме N 8212Д сообщила об отказе в такой передаче со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П и часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Мотивами такого отказа послужили факт использования нежилых помещений учреждением здравоохранения без правовых оснований (в связи с прекращением арендных отношений) и необходимость эксплуатации администрацией помещений по ул. Прапорщика Комарова, 9 (лит. Г, назначение: гараж) по целевому назначению.
Полагая, что отказ администрации не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Приморского края в сфере осуществления полномочий по здравоохранению, Департамент обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой подлежащим изменению в части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными при одновременном его несоответствии закону и нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных, в том числе в статье 26.3 названного Закона, включая организацию оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2009 N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Согласно абзацу 12 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
- если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные нежилые помещения, используемые учреждением здравоохранения, относятся к имуществу, подлежащему безвозмездной передаче из собственности муниципального образования в собственность субъекта Российской Федерации, при том, что уклонение администрации от такой передачи признано незаконным вступившим в законную силу судебным актом по делу N А51-2829/2008.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что соблюдение баланса интересов при перераспределении полномочий и компетенции между различными уровнями публичной власти, состоит именно в одновременном наделении материальными ресурсами, необходимыми для реализации приобретенных полномочий и компетенции.
Отказ в передаче имущества в указанном случае может иметь место при наличии достаточно мотивированного основания обусловленного спецификой имущества и возможностями принимающей стороны содержать данное имущество и нести соответствующие финансовые затраты на его содержание (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О).
Принимая во внимание, что распоряжением администрации города Владивостока от 22.09.2011 N 671-р "О внесении изменений в штатное расписание администрации города Владивостока" с 01.01.2012 осуществлена передача полномочий по организации оказания медицинской помощи населению города Владивостока Департаменту здравоохранения Приморского края, Пятый арбитражный апелляционный суд соглашается с указанием суда первой инстанции о наличии объективной необходимости в использовании Приморским краем спорного имущества для целей, отнесенных к компетенции субъектов Российской Федерации и на этом основании признал оспариваемый отказ администрации незаконным.
Вместе с тем, суд первой инстанции счел невозможным в порядке главы 24 АПК РФ обязать администрацию направить в адрес Департамента предложение о передаче нежилых помещений, право муниципальной собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке, и прекратил производство по делу в этой части требований со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Пятый арбитражный апелляционный суд считает, что у суда первой инстанции не было оснований для прекращения производства по делу в этой части в силу следующего.
Порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, предполагает достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные правомочия субъектов Российской Федерации и гарантии государственной собственности субъектов Российской Федерации. Установленное действующим законодательством правовое регулирование отношений по безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации в связи с разграничением полномочий между уровнями публичной власти аналогично регулированию порядка передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность.
Положения п. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Перераспределяя публичные полномочия между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, федеральный законодатель вправе, таким образом, определять те виды имущества, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации и необходимо для осуществления предоставленных им на этом этапе полномочий. Причем, как подчеркивается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 8-П, соответствующее имущество, будучи государственной собственностью, должно использоваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации не иначе как для осуществления ими своих полномочий в конституционно установленных целях.
Согласно имеющимся в материалах дела документов следует, что ГБУЗ Приморская краевая клиническая больница N 1 обеспечивает высококвалифицированную лечебно-консультативную специализированную стационарную и амбулаторную помощь жителям Приморского края в режиме повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций, а с 01.01.2012 осуществлена передача полномочий по организации оказания медицинской помощи населению города Владивостока Департаменту здравоохранения Приморского края.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции признает законными требования департамента о понуждении администрации направить в адрес департамента предложение о передаче указанного имущества из муниципальной собственности в собственность Приморского края.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2012 по делу N А51-14863/2011 изменить в части.
Обязать администрацию г. Владивостока в месячный срок с момента вступления в законную силу данное постановление направить в адрес Департамента имущественных отношений Приморского края предложение о передаче нежилых помещений общей площадью 149, 1 кв.м., расположенных в здании ул. Прапорщика Комарова, 9 (лит. Г) в городе Владивостоке, из муниципальной собственности г. Владивостока в собственность Приморского края.
В остальной части решение Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2012 по делу N А51-14863/2011 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-14863/2011
Истец: Департамент имущественных отношений Приморского края
Ответчик: Администрация г. Владивостока
Третье лицо: ГБУЗ Приморская краевая клиническая больница N 1
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4042/13
26.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4042/13
03.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5588/12
26.11.2012 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1772/12
17.09.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6537/12
06.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2666/12
16.04.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1772/12
26.01.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-14863/11