город Москва |
|
20 марта 2013 г. |
Дело N А40-58103/11-113-510 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20.03.2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т. Я., судей Красновой С.В., Тихонова А. П. при ведении протокола судебного заседания секретарем Алмасхановым М.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ООО Компания"Антей" КГУП"Хабаровские авиалинии"на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2011 года, принятое судьей Коротковой Е.Н. по делу N А40-58103/11-113-510 по иску ООО"Регион Авиа-Сервис Плюс" (ИНН 0326046466, ОГРН 1070326005496) к КГУП"Хабаровские авиалинии" (ИНН 2705012263, ОГРН 1032700112422), ООО Компания"Антей" (ИНН 7704633281, ОГРН 1077746188420) о признании договора ничтожным
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика ООО Компания"Антей": Комиссаров С.М. по дов. N б/н от 03.09.13г.;
от ответчика КГУП"Хабаровские авиалинии":не явился, извещен;
Истец, ООО "РегионАвиа-Сервис Плюс" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании договора N 27-11/10 от 01.11.2010 г. аренды воздушного судна Ан-24РТ рег.номер RA-49264, заключенного между ООО "Антей" и ГУП "Хабаровские авиалинии" недействительным.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2011 года исковые требования удовлетворены. Решение суда мотивировано тем, что в соответствии со ст.608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
ООО "Антей" арендодатель не имеет зарегистрированного права собственности на воздушное судно, следовательно, договор аренды заключен с нарушением закона и с силу ст.168 Гражданского кодекса РФ является недействительным (ничтожным).
С решением суда не согласился ответчик ООО "Антей", подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что права на воздушное судно принадлежат ему на основании соглашения об обращении взыскания на предмет залога от 28.05.2010 г., заключенному между истцом и ООО Компания "Антей", в соответствии с которым залогодатель (истец) передает в собственность залогодержателю (ООО Компания "Антей") предмет ипотеки (залога) по договору об ипотеки от 09.07.2009 г. N 0907-ДЗ- воздушное судно АН-24РТ с опознавательными знаками RA-49264, заводской номер 0911504. Истец, не оспаривая соглашение об обращении взыскания на заложенное имущество, не передает ему документы, необходимые для регистрации воздушного судна.
С решением суда не согласился также КГУП "Хабаровский авиалинии" подал апелляционную жалобу, просит решение суда решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в Арбитражном суде города Москвы находится в производстве дело N А40-123344/10-42-603 о признании права собственности ООО "Антей" на воздушное судно. Ответчики неоднократно заявляли о приостановлении данного дела производством до рассмотрения дела N А40-123344/10-42-603, но суд первой инстанции их ходатайства не удовлетворил.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требования о о признании договора N 27-11/10 от 01.11.2010 г. аренды воздушного судна Ан-24РТ рег.номер RA-49264, заключенного между ООО "Антей" и ГУП "Хабаровские авиалинии" недействительным отказано.
Постановление апелляционного суда мотивировано тем, что Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 года по делу N А40-123344/10-42-603 признано право собственности Общества с ограниченной ответственностью Компания "Антей" на воздушные суда АН-24РВ с опознавательными знаками RA-46661, заводской номер 47309305 и АН-24РТ с опознавательными знаками RA-49264, заводской номер 0911504, также принято решение об обязании Общества с ограниченной ответственностью "РегионАвиа-Сервис Плюс" передать Обществу с ограниченной ответственностью Компания "Антей" полный комплект летно-технической документации и оригиналы свидетельств о регистрации гражданских воздушных судов в аэропортах их нахождения: АН-24РВ RA-46661 - г. Улан-Удэ (г. Иркутска) и АН-24РТ RA-49264 - г. Хабаровск.
Согласно пункту 2 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.05.2012 года Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения.
Конкурсный управляющий ООО "РегионАвиа-Сервис Плюс" обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам Постановления от 22.02.2012 года, мотивируя тем, что судебные акты Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-123344/10-42-603 отменены, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 августа 2012 года по делу N А40-123344/10-42-603 в удовлетворении исковых требований ООО Компания "АНТЕЙ" к ООО "РегионАвиа-СервисПлюс" о признании право собственности на воздушные суда отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 года N 09АП-34375/2012 решение Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2012 года оставлено без изменения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 года по делу N А40-58103/11-113-510 заявление Конкурсного управляющего ООО "РегионАвиа-Сервис Плюс" о пересмотре по новым обстоятельствам Постановления от 22.02.2012 года отменено.
При рассмотрении апелляционных жалоб ООО "Компания "Антей" и КГУП "Хабаровские авиалинии" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2011 года установлены следующие обстоятельства.
Между ответчиками заключен договор N 27-11/10 от 01.11.2010 г. аренды воздушного судна Ан-24РТ рег.номер RA-49264, по условиям которого арендодатель (ООО Компания "Антей") передает во временное владение арендатору (КГУП "Хабаровские авиалинии") воздушное судно Ан-24РТрег.номер RA-49264.
В п.1.2 договора указано, что воздушное судно принадлежит арендодателю на основании соглашения об обращении взыскания на предмет залога и акта приема-передачи воздушного судна от 28.05.2010 г. между ООО "РегионАвиа-Сервис Плюс" и ООО Компания "Антей".
Согласно п.13.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 15.11.2010 г.) договор вступает в силу с момента подписания договора и акта приема-передачи воздушного судна и действует до 30.09.2011 г.
Из материалов дела также следует, что право собственности на спорное воздушное судно принадлежит истцу на основании договора купли -продажи от 30.06.2008 г., то есть до вступления в силу Федерального закона от 14.03.2009 г. N 31-ФЗ.
Согласно требованиям ст.3 Федерального закона от 14.03.2009 г. N 31-ФЗ "О
государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права на воздушные суда, а также сделки с
воздушными судами, если государственной регистрации подлежат права на воздушные суда, а также сделки с воздушными судами, если государственная регистрация таких сделок предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации. Обязательной государственной регистрации подлежат права на воздушные суда, правоустанавливающие документы на которые оформлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 14.03.2009 г. N 31-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ " - 16.03.2009, в "Российской газете" -17.03.2009), то есть 17.09.2009 г.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 14.03.2009 г. N 31-ФЗ государственная регистрация прав на воздушные суда является единственным доказательством существования зарегистрированного права на воздушное судно.
Зарегистрированное право на воздушное судно может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 14.03.2009 г. N 31-ФЗ права на
воздушные суда, возникшие до дня вступления в силу настоящего федерального закона, и сделки с ними, совершенные до этого момента, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст.223 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Как следует из пункта 9 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, их переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляется в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в
аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что договор N 27-11/10 от 01.11.2010 г. аренды воздушного судна Ан-24РТ рег.номер RA-49264 заключен в нарушение ст.608 Гражданского кодекса РФ и обоснованно на основании ст.168 Гражданского кодекса РФ признан недействительным.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 309-314,316,317, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение суда Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2011 г. по делу N А40-58103/11-113-510 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Сумарокова Т.Я. |
Судьи |
Тихонов А.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58103/2011
Истец: ООО "РегионАвиа-Сервис Плюс"
Ответчик: КГУП "Хабаровские авиалинии", ООО Компания "Антей"
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40098/13
05.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4079/12
20.03.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34058/11
18.02.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31402/11
22.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4079/12
22.02.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31402/11