Обзор актуальной практики федеральных арбитражных судов
за ноябрь 2007 г.
Налоги, сборы, иные платежи
Вычет НДС в случае расчетов заемными средствами
Уплата НДС за счет заемных денежных средств не противоречит действующему законодательству, поскольку факт уплаты налога не ставится в зависимость от источника поступления денежных средств налогоплательщику.
Только в том случае, если налогоплательщик не несет реальных затрат на оплату начисленных поставщиком сумм НДС, то есть если имущество, приобретенное по возмездной сделке, к моменту его передачи поставщику в счет оплаты начисленных сумм налога не только не оплачено либо оплачено не полностью, но и явно не подлежит оплате в будущем, право на вычет НДС, предъявленного налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не может быть предоставлено.
Постановление ФАС УО от 08.11.2007 N Ф09-9066/07-С2
Налог на имущество по оборудованию, не введенному в эксплуатацию
Оборудование (линия розлива слабоалкогольных напитков) отражено предприятием на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Работы по его монтажу не завершены. В эксплуатацию оно не введено, поскольку не доведено до состояния, в котором пригодно для эксплуатации. В итоге линия розлива слабоалкогольных напитков была законсервирована.
Основываясь на этих данных, суд пришел к выводу, что оборудование не соответствует признакам основного средства, предусмотренным в п. 4 ПБУ 6/01*(1), соответственно, не подлежит учету в качестве объекта основных средств и не является объектом обложения налогом на имущество.
Постановление ФАС ВВО от 07.11.2007 N А29-9610/2006А
Акт налоговой проверки, вручаемый налогоплательщику
Содержание акта налоговой проверки, врученного налогоплательщику по окончании налоговой проверки, существенно отличается от содержания акта налоговой проверки, послужившего основанием для вынесения решения инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности. Это обстоятельство нарушает права налогоплательщика на защиту и является достаточным основанием для признания решения инспекции недействительным.
Постановление ФАС УО от 07.11.2007 N Ф09-9055/07-С2
Включение в налоговую базу по НДС транспортных расходов
При ввозе товара в Россию с территории Республики Беларусь согласно ч. 4 ст. 164 НК РФ налоговая база по НДС определяется как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы РФ. Вместе с тем в п. 2 разд. II Положения*(2) говорится о включении в налоговую базу по НДС всех затрат на транспортировку и доставку товаров.
Исходя из приоритета норм международного законодательства над национальными, ФАС Уральского округа постановила: поскольку положениями международного законодательства о взимании косвенных налогов предусмотрен иной порядок формирования налоговой базы, чем законодательством РФ, то налогоплательщик должен был включить в налоговую базу для целей уплаты НДС затраты на транспортировку и доставку товара до границы РФ и по территории России.
Постановление ФАС УО от 07.11.2007 N Ф09-8419/07-С2
Ответственность за неуплату налога при наличии переплаты в прошлом
Отказывая в применении ч. 1 ст. 122 НК РФ, в которой говорится об ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора), суд обратил внимание на следующее.
Неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).
Соответственно, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая не менее суммы того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была зачтена, состав правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.
Постановление ФАС УО от 07.11.2007 N Ф09-9072/07-С2
Восстановление НДС при изменении целей использования товара
При отнесении к вычетам сумм НДС налогоплательщиком должны быть соблюдены установленные законом (ст. 171, 172 НК РФ) условия (товар приобретен для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, оприходован и оплачен). Изменение в последующие налоговые периоды целей использования товара (ликвидация склада в связи с его непригодностью, разбор металлических конструкций и реализация металлолома) не предусмотрено законом в качестве основания для восстановления НДС, ранее правомерно предъявленного к вычету.
Постановление ФАС СЗО от 06.11.2007 N А05-3145/2007
Питание работников в столовой налогоплательщика. ЕНВД
Вывод о том, что деятельность общества по оказанию услуг общественного питания своим работникам в столовой не подлежит обложению ЕНВД, сделан судом исходя из следующего.
Столовая организована в соответствии с коллективным договором. Создана только для питания работников общества. Находится на его территории, что исключает возможность доступа в столовую посторонних лиц. Целью деятельности столовой не является извлечение прибыли. Приготовленная пища отпускается работникам общества без взимания платы в счет причитающейся им заработной платы. Дохода от деятельности столовой предприятие не имело, а несло определенные затраты, так как из заработной платы удерживалась лишь часть стоимости обедов, а остальная часть покрывалась за счет прибыли, полученной от основного вида деятельности, остающейся в распоряжении общества.
Суд не согласился с доводом налогового органа о том, что поскольку оказание услуг общественного питания собственным работникам производится не полностью бесплатно, а за счет удержания части стоимости обедов из заработной платы сотрудников, то данная деятельность признается предпринимательской деятельностью и подлежит налогообложению в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.
Постановление ФАС ВВО от 01.11.2007 N А11-2519/2007-К2-22/169
Уплата госпошлины
Налоговым кодексом РФ не предусмотрена уплата государственной пошлины при обжаловании определения об отказе в прекращении исполнительного производства.
Постановление ФАС ЗСО от 01.11.2007 N Ф04-402/2006(39820-А27-7)
Административная ответственность
Нарушения ограничений на экспорт товаров
Несоблюдение запретов и (или) ограничений на вывоз товаров, в отношении которых установлен экспортный контроль, с таможенной территории России*(3) не является малозначительным правонарушением (ст. 2.9 КоАП РФ).
Малозначительными, в частности, считаются правонарушения, не представляющие существенного нарушения охраняемым общественным отношениям*(4).
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению публичной правовой обязанности, невнимательности его работников при оформлении необходимых для вывоза товара документов, ненадлежащей организации экспорта и ненадлежащем контроле руководством за действиями ответственных лиц.
Последующее поведение заявителя свидетельствует об устранении последствий правонарушения (причем не добровольном, а вынужденном), но не о малозначительности деяния.
Постановление ФАС ПО от 02.11.2007 N А57-4457/077-28
Неприменение ККТ в период отключения электроэнергии
В результате неприменения продавцом ККТ в период отключения электроэнергии в кассе общества образовались излишки в сумме 2447,6 руб. В связи с этим общество было привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин).
Суд пришел к выводу, что общество нарушило ст. 2 Закона N 54-ФЗ*(5), в которой говорится об обязательности (по общему правилу) применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов. Вина общества состоит в необеспечении должного контроля за действиями своих работников по применению ими ККТ в условиях отсутствия в торговой точке электроэнергии. Следовательно, оно должно быть привлечено к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.
Постановление ФАС ЗСО от 01.11.2007 N Ф04-7652/2007(39837-А03-7)
Гражданское право. Договоры
Риск случайной гибели товара, переданного не по договору, а по
накладным
Продавец передал покупателю товар, не заключив договор купли-продажи, однако оформив накладные. Товар в результате пожара был утрачен. Поскольку покупатель не оплатил предоставленный ему товар, продавец обратился в суд с иском о взыскании задолженности.
Разрешая спор, суд указал на следующее:
1. Накладные содержали сведения о наименовании, количестве и цене товара, являющиеся существенными для договора купли-продажи. Следовательно, состоявшуюся передачу товара надлежит квалифицировать как разовые сделки купли-продажи.
2. В силу п. 1 ст. 459 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю (если иное не предусмотрено договором купли-продажи).
Обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара (п. 1 ст. 458 ГК РФ).
Следовательно, в данном случае риск случайной гибели неоплаченного, но полученного товара нес покупатель, т. е. он обязан был оплатить переданный ему продавцом товар.
Постановление ФАС ВВО от 01.11.2007 N А17-2792/2-2006
Корпоративное право
Предписание ФСФР о приведении устава общества в соответствие с
законодательством
Обнаружив несоответствия устава общества требованиям Закона N 208-ФЗ*(6), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР вынесла предписание о приведении содержания устава общества в соответствие с действующим законодательством.
ФАС Поволжского округа, рассмотрев дело, пришла к выводу о неправомерности решения службы
1. Вопросы о внесении изменений и дополнений в устав общества или об утверждении устава общества в новой редакции относятся к исключительной компетенции общего собрания акционеров (подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 48 Закона N 208-ФЗ).
Таким образом, лишь решения общего собрания акционеров могут служить основанием для государственной регистрации соответствующих изменений в устав акционерного общества, а не предписание ФСФР, выданное руководителю общества.
2. В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 46-ФЗ*(7) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся в целях прекращения и предотвращения право нарушений на рынке ценных бумаг.
Однако в нарушение ст. 65 и 200 АПК РФ ФСФР не доказала, каким образом несоответствующие законодательству пункты устава общества нарушают интересы инвесторов на рынке ценных бумаг.
Таким образом, предписание ФСФР является произвольным вмешательством в частные дела участников гражданских правоотношений, что недопустимо в силу п. 1 ст. 1 ГК РФ.
Постановление ФАС ПО от 01.11.2007 N А55-6028/2007
Лицензирование
Аннулирование лицензии при продаже алкоголя в ночное время
Суд установил нарушение обществом положений абз. 24 п. 1 ст. 26, п. 3.1 ст. 16 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ*(8), подп. "в" п. 2 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, утв. постановлением Правительства Тюменской области от 18.04.2007 N 89-п.
В соответствии с данными нормами для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в жилых зданиях, пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым зданиям и на прилегающих к ним территориях с 23.00 до 7.00, продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции запрещена.
Вместе с тем в ч. 3 ст. 20 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ указан исчерпывающий перечень оснований для аннулирования лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Основания аннулирования лицензии в связи с нарушением ограничения времени продажи определенной продукции в Законе не содержится.
Следовательно, требование об аннулировании лицензии не может быть удовлетворено.
Постановление ФАС ЗСО от 01.11.2007 N Ф04-7696/2007(39858-А70-43)
Аннулирование лицензии при наличии на складе немаркированной
алкогольной продукции
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции может быть аннулирована решением суда в случае, если имел место оборот алкогольной немаркированной продукции (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Причем формальное наличие на складе алкогольной немаркированной продукции не является достаточным основанием для удовлетворения требования об аннулировании лицензии. Факт нахождения списанной алкогольной продукции на складе общества не свидетельствует о том, что данная алкогольная продукция находится в обороте.
Постановление ФАС ЗСО от 01.11.2007 N Ф04-7698/2007(39871-А70-43)
Арбитражный процесс
Условия, необходимые для принятия встречного иска к производству
В соответствии с ч. 3 ст. 132 АПК РФ встречный иск принимается арбитражным судом в случае, если встречное требование направлено к зачету первоначального требования, удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска, между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела.
При этом положения действующего арбитражного процессуального законодательства не содержат каких-либо указаний на то, что принятие встречного искового заявления к производству арбитражного суда возможно только при наличии одновременно всех перечисленных в ч. 3 ст. 132 АПК РФ условий.
Постановление ФАС ЦО от 09.11.2007 N А35-944/07-С19
В какой суд подается встречный иск?
Встречный иск подается в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска (т.е. согласно ч. 10 ст. 38 АПК РФ применяется исключительная подсудность). Поэтому, несмотря на то что встречный иск предъявляется перевозчику, ч. 3 ст. 38 АПК РФ в данном случае не применяется*(9) (не действует принцип территориальной подсудности).
ФАС Центрального округа подчеркнула, что определение исключительной подсудности сформулировано как изъятие из общего правила территориальной подсудности. При этом выбор того или иного арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела от воли или желания истца не зависит.
Постановление ФАС ЦО от 09.11.2007 N А35-944/07-С19
"Арбитражное правосудие в России", N 1, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В п. 4 приказа Минфина России от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" перечислены условия принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
*(2) Речь идет о Положении о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, которое является составной частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Астана, 15 сентября 2004 г.).
*(3) Ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
*(4) Пункт 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
*(5) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(6) Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
*(7) Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
*(8) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
*(9) Как следует из ч. 3 ст. 38 АПК РФ, иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Из представленных в обзоре дел представляются интересными следующие:
Отказывая в применении ч. 1 ст. 122 НК РФ, суд указал, что состав правонарушения, предусмотренный этой нормой отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога, поскольку у налогоплательщика имелась переплата по другому налогу, уплаченному в тот же бюджет (внебюджетный фонд).
В другом деле суд не согласился с доводом налогового органа о том, что поскольку оказание услуг общественного питания собственным работникам производится не полностью бесплатно, а за счет удержания части стоимости обедов из зарплаты сотрудников, то данная деятельность признается предпринимательской деятельностью и подлежит налогообложению в виде ЕНВД. Целью деятельности столовой не является извлечение прибыли. Столовая организована в соответствии с коллективным договором только для питания работников общества, находится на его территории, что исключает возможность доступа в столовую посторонних лиц.
Привлекая организацию к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ суд пришел к выводу, что вина общества состоит в не обеспечении должного контроля за действиями своих работников по применению ими ККТ в условиях отсутствия в торговой точке электроэнергии.
Аннулирование лицензии: формальное наличие на складе алкогольной немаркированной продукции не является достаточным основанием для удовлетворения требования об аннулировании лицензии. Факт нахождения списанной алкогольной продукции на складе общества не свидетельствует о том, что данная алкогольная продукция находится в обороте.
ФАС Поволжского округа пришел к выводу, что предписание ФСФР о приведении устава общества в соответствие с законодательством является произвольным вмешательством в частные дела участников гражданских правоотношений, что недопустимо в силу п. 1 ст. 1 ГК РФ.
Обзор актуальной практики федеральных арбитражных судов за ноябрь 2007 г.
"Арбитражное правосудие в России", 2008, N 1