г. Владивосток |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А51-3017/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Шевченко,
судей К.П. Засорина, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Ушаковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-2637/2013
на определение от 11.02.2013
судьи О.В. Васенко
по делу N А51-3017/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Синенко Юрия Анатольевича
к обществу с ограниченной ответственностью "РЭС -1" (ИНН 2503028006, ОГРН 1092503001513)
о признании несостоятельным (банкротом), заявление о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника требований в размере 40 026 руб. 07 коп.
при участии:
от уполномоченного органа - Ширяева Е.В. по доверенности N 2-03-16-649 от 04.03.2013, служебное удостоверение N 748878;
иные лица, участвующие в деле о банкротстве, не явились;
УСТАНОВИЛ:
Синенко Юрий Анатольевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) Общества с ограниченной ответственностью "РЭС-1". Определением от 25.06.2012 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Писарец Сергей Анатольевич. Сведения о введении процедуры наблюдения опубликованы в газете "Коммерсантъ" 07.07.2012 N 123.
Решением от 12.11.2012 суд признал Общество с ограниченной ответственностью "РЭС-1" несостоятельным (банкротом), открыл в отношении него процедуру конкурсного производства сроком на шесть месяцев. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на временного управляющего Писарца С.А. Сведения о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 17.11.2010 N 218.
Федеральная налоговая служба обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника требований в размере 40 026,07 руб. пеней.
В судебном заседании 22.01.2013 представитель уполномоченного органа уточнил заявленные требования, просил дополнительно включить в реестр задолженность по пене, начисленной за период процедуры наблюдения на сумму задолженности по обязательным платежам по НДС, ранее включенному в реестр требований кредиторов, в размере 85 558,95 руб.
Определением от 11.02.2013 признаны обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "РЭС-1" требования Федеральной налоговой службы в размере 40 026 руб. 07 коп. пеней; в удовлетворении заявления в остальной его части отказано.
Не согласившись с определением суда, уполномоченный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявления о включении в реестр требований должника 85 558,95 руб. пени. По мнению уполномоченного органа, пени, начисленные за период процедуры наблюдения на задолженность, включенную в реестр требований кредиторов, подлежат включению в реестр требований кредиторов в соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а так же санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в отзыве на апелляционную жалобу выразило свое согласие с обжалуемым судебным актом.
Иные лица, участвующие в деле о банкротстве, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся сторон.
Поскольку определение в порядке апелляционного производства обжалуется только в части отказа в удовлетворении заявления о включении в реестр требований должника 85 558,95 руб. пени, при этом, лица, участвующие в деле, возражений в материалы дела не направили, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
Определение проверяется в порядке статей 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает, что определение в обжалуемой части не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, определением от 28.09.2012 на стадии наблюдения признано обоснованным требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю в размере 3479850,34 основной задолженности, 101195,83 руб. пеней и 200 руб. штрафов., подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "РЭС-1".
Поскольку в период наблюдения налоги не были погашены должником, уполномоченный орган начислил пеню в размере 85 558,95 руб. на включенную в реестр требований кредиторов задолженность и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу пункта 6 статьи 16, статьи 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
Исходя из указанных норм права, арбитражному суду необходимо по существу проверить доказательства возникновения задолженности и применения мер ответственности на основе положений норм материального права.
Уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов должника задолженность по пени в сумме 85 558,95 руб., начисленную по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), задолженность по которым уже включена в реестр требований кредиторов должника, что по существу свидетельствует об увеличении суммы требований уполномоченного органа, уже включенной в реестр требований должника.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
При этом в соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, пунктом 10 статьи 16, а также пунктами 3 - 5 статьи 71, пунктами 3 - 5 статьи 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Вместе с тем, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства и обязательства по уплате обязательных платежей.
Исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", текущими являются только обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве (после даты принятия заявления о признании должника банкротом); обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 " 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, данным в пункте 11 Постановления от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Также, согласно пункту 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что требование уполномоченного органа не является текущим.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
По смыслу указанной нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" пени, начисленные на сумму налога и подлежащие уплате, соответственно на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом или на дату введения соответствующей процедуры банкротства, учитываются с суммой налога. В реестр требований кредиторов подлежит включению требование об уплате налога и начисленной суммой пени. Следовательно, требование уполномоченного органа, заявленное в процедуре наблюдения, может устанавливаться только один раз и в том объеме, который был на дату введения названной процедуры, то есть не подлежит последующему изменению в связи с начислением сумм пени.
Из материалов дела следует, что резолютивная часть определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения объявлена в судебном заседании 25.06.2012.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2008 N 13854/08, а также исходя из смысла статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, под моментом принятия решения арбитражным судом первой инстанции следует понимать момент разрешения возникшего спора по существу, независимо от дня изготовления решения в полном объеме.
Требования уполномоченного органа включены в реестр требований кредиторов определением от Арбитражного суда Приморского края 28.09.2012 по настоящему делу включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника. Указанным определением требования уполномоченного органа включены в реестр в процедуре наблюдения.
Принимая во внимание часть 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", начисление уполномоченным органом размера пени правомерно только до даты введения в отношении должника процедуры наблюдения, то есть до 25.06.2012.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявления ФНС России о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 85 558 руб. 95 коп., а именно: начисление пени за период процедуры наблюдения на сумму недоимки, включенную в реестр.
Доводы уполномоченного органа, основанные на том, что сумма пени, начисленная за период наблюдения, подлежит включению в реестр требований кредиторов на основании пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 апелляционная коллегия считает не влияющим на выводы суда по настоящему делу, поскольку в соответствии с пунктом 27 указанного Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим. Вместе с тем, при рассмотрении настоящего требования суд руководствуется положениями абзаца 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
То обстоятельство, что требование уполномоченного органа не является текущим, лицами, участвующими в деле не оспаривается. Однако в силу прямого указания статьи 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" доначисление сумм пени за процедуру наблюдения по состоянию на дату конкурсного производства и включение их в реестр требований кредиторов должника недопустимо.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Приморского края от 11.02.2013 по делу N А51-3017/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.
Председательствующий |
С.В. Шевченко |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3017/2012
Должник: ООО "РЭС -1"
Кредитор: ООО ВЭДОС, Синенко Юрий Анатольевич, Федеральная налоговая служба
Третье лицо: "Приморские электрические сети", Администрация Шкотовского муниципального района, Болдин В. А., Гнатенко Н. П., Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю, Начальник отдела адресно-справочной работы Управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю, Начальнику отдела адресно-справочной работы УФМС РФ по ПК, Некоммерческое партнерство "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", НП " МРСРО ПАУ", ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания", ОАО "Дальневосточная энергетическая компания", ОАО Дальневосточная энергетическая компания (ОАО ДЭК), ООО "Комета", ООО "Энергетическая управляющая компания", Отдел судебных приставов по Шкотовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Приморскому краю, Отдел судебных приставов по Шкотовскому району.Управление федеральной службы судебных приставов РФ по Приморскому краю, Приморская лаборатория судебной экспертизы Министерства Юстиции России, Скобелкин А. Н., Управление Федеральной Налоговой службы по Приморскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, Федеральное бюджетное учреждение "Приморская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации", Шкотовский районный суд, Временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "РЭС-1" Писарец С. А., ВУ Писарец С. А., Гуков Анатолий Владимирович, Департамент по тарифам Приморского края, Кравченко Андрей Викторович, ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", ОАО Дальневосточная генерирующая компания (ОАО ДЭК), Общество ограниченной ответственностью "Энергетик", ООО "ВЭДОС", ООО "Энергетик", Управление Федеральной почтовой службы по Приморскому краю, УФПС ПК
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2014 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-13664/13
16.04.2014 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-13703/13
16.04.2014 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-13665/13
09.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5120/13
03.12.2013 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-13703/13
25.11.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-11861/13
21.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5119/13
15.10.2013 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-10821/12
15.10.2013 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-11861/13
25.09.2013 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-11801/13
08.08.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6875/13
30.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3376/13
23.07.2013 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-10821/12
23.07.2013 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7377/13
27.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7385/13
30.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7385/13
16.05.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2636/13
16.05.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2637/13
07.05.2013 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-3017/12
01.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1049/13
11.02.2013 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-3017/12
07.02.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-11399/12
31.01.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-10821/12
12.11.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-3017/12
21.08.2012 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-3017/12