Являются ли фирмы-"прокладки"
надежной защитой от фирм-"однодневок"
- ...Вот кабы мы сами воровали, а другим
не давали, вот бы тогда другое дело.
- Тогда б вы вовсе жулики были.
- А теперь кто?
- А черт вас знает.
- То-то вот и оно-то.
- Без обозначенья остались...
Пантелеймон Романов. "Наследство" (1917)
"Однодневка" - не правовое понятие
Несмотря на то, что такого юридического понятия, как фирма-"однодневка", не существует (о каких "однодневках" может серьезно идти речь применительно к организациям, которые по два года не сдают отчетность!), этим устоявшимся термином, как правило, называют организации, которые в установленном порядке зарегистрированы в качестве юридических лиц, однако при этом:
учредителем значится либо умерший человек, либо лицо, волеизъявление которого было фиктивным (регистрация по утерянному или похищенному паспорту, по паспорту лица, отбывающего наказание, связанное с лишением свободы, и т.п.);
организация не находится по юридическому адресу, который к тому же может быть адресом так называемой массовой регистрации (в Постановлении ФАС Московского округа от 24 июля 2007 г. по делу N КА-А40/7173-07 приведен пример: по юридическому адресу г. Москва, ул. Дубнинская, д. 44а зарегистрировано свыше 2500 организаций);
организация не платит налоги и не сдает отчетность, а если и сдает, то "нулевую";
хозяйственные операции организации имеют "бумажный" характер, поскольку не связаны с реальным производственным процессом и движением товарно-материальных ценностей.
Взаимоотношения с фирмами-"однодневками" чреваты не только налоговыми проблемами (отказ в вычете "входного" НДС и в уменьшении налогооблагаемой прибыли), но и уголовными, в первую очередь для руководителя организации и главного бухгалтера (при условии, что их умысел на совершение налогового преступления будет установлен - см. Определение ВС РФ от 27 апреля 2006 г. N 5-Д05-299).
Любопытно, что понятие "однодневки" используется лишь в одном Постановлении Президиума ВАС РФ - от 20 ноября 2007 г. N 9893/07: "Суды апелляционной и кассационной инстанций сочли правомерным отказ налогового органа предоставить налогоплательщику налоговые вычеты по НДС по приобретенным товарам, поскольку договоры купли-продажи были заключены с фирмами-"однодневками", не сдающими отчетность или сдающими отчетность, но с незначительными показателями..." Однако Президиум ВАС РФ отменил судебные решения, вернув дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Итак, можно сделать вывод, что формальными признаками фирм-"однодневок" являются:
регистрация по адресу "массовой" регистрации;
регистрация на имя "массового" учредителя;
подача документов на регистрацию "массовым" заявителем;
"массовый" руководитель, возглавляющий организацию.
Чаще всего руководителем и подчас единственным сотрудником фирмы-"однодневки" значится лицо, которое не знает, да и не может знать о том, что является генеральным директором некоего общества:
"в отношении Д., выступающей по документам генеральным директором ООО "П", выявлено, что ее образ жизни с ведением бизнеса несовместим" (Определение ВАС РФ от 7 июня 2007 г. N 3355/07);
"со слов родственников, Д. руководителем ООО "Л" не является и никогда не являлась, поскольку ведет антиобщественный образ жизни и употребляет наркотические средства" (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2007 г. по делу N А19-18520/06-40-Ф02-4444/07);
"руководитель ООО, со слов жены, является алкоголиком и в течение десяти последних лет нигде не работает, неоднократно предоставлял за небольшую плату свои паспортные данные другим лицам и подписывал любые бумаги" (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 августа 2007 г. по делу N А19-4309/07-24-Ф02-5643/07).
Так что налогоплательщикам необходимо быть разборчивыми при выборе контрагентов и проверять не только реальность существования юридических лиц, но и "образ жизни" их генеральных директоров, особенно когда они являются единственными сотрудниками возглавляемых ими организаций и заключение договоров без личного контакта с ними просто невозможно. При этом следует иметь в виду позицию, высказанную в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2007 г. по делу N А19-19541/06-24-Ф02-1122/07: "...ссылка налоговой инспекции на то, что руководитель ООО проходит курс лечения от алкоголизма, не опровергает то обстоятельство, что данное лицо являлось в рассматриваемом периоде руководителем организации".
Вместо того чтобы доступными методами бороться с фирмами-"однодневками", налоговые органы почему-то всю свою энергию направляют на налогоплательщиков, ставших невольными клиентами (покупателями, заказчиками) этих "однодневок". Данная проблема еще восемь (!) лет назад была затронута в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26 июня 2000 г. N 37-7/3-2000 "Об устранении нарушений законности в налоговой сфере":
в результате нерасторопности налоговых органов общество практически с 1993 г. не платит налоги в бюджет;
в области треть состоящих на налоговом учете налогоплательщиков не сдают отчетность, четверть предприятий не проверялись более трех лет;
аналогичная ситуация складывается практически повсеместно, а налоговые органы на протяжении ряда лет фактически мирятся с этим и не принимают решительных мер по исправлению положения, привлечению недобросовестных налогоплательщиков к налоговой ответственности. В своей работе акцент делают, как правило, на предприятия, состоящие на учете и сдающие отчетность.
В 2008 г. ситуация повторяется: налоговые органы ищут налоги "под фонарем" - там, где и так светло, остерегаясь заглядывать в тень, где под надежной "крышей" недобросовестные налогоплательщики чувствуют себя пока вполне вольготно.
Должная осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов
В пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" констатируется следующее.
Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения последним необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекция докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
При применении указанных разъяснений возникает вполне закономерный вопрос: в чем же заключается должная осмотрительность и осторожность? Как показывает судебно-арбитражная практика, должная осмотрительность покупателя проявляется в наличии у него полученных от поставщиков:
учредительных документов, свидетельств о постановке на учет в налоговом органе и о государственной регистрации, уставов, паспортных данных руководителей, уведомлений об отказе от освобождения от уплаты НДС, лицензий на ведение деятельности по переработке и реализации лома черных металлов, справок из Единого государственного реестра предприятий и организаций об установлении идентификации с использованием общероссийских классификаторов, выписок из ЕГРЮЛ (Определение ВАС РФ от 1 октября 2007 г. N 11319/07);
копий учредительных документов поставщика первого уровня, протокола о намерениях с целью заключения договора на поставку материалов с поставщиком, свидетельства о постановке поставщика общества на учет в налоговом органе (Определение ВАС РФ от 8 ноября 2007 г. N 14261/07).
Если же налогоплательщик не сможет объяснить, по каким критериям он выбрал контрагента по сделке и с кем именно общался лично из персонала организации-контрагента, то это будет расценено как отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагента по сделке и, как следствие, налогоплательщику будет отказано в вычете "входного" НДС.
Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 5 декабря 2006 г. по делу N Ф09-10796/06-С2 указано следующее. В ходе налоговой проверки инспекцией было установлено, что данного поставщика налогоплательщик нашел по электронной почте, учредители, руководитель и бухгалтер ему неизвестны, все договоры он заключал с лицом, личность которого не установлена, заявки на поставку товара делал по телефону, оплату производил по реквизитам по письменной просьбе поставщика, расчеты векселями производились без всяких документов и актов. На основании указанных обстоятельств налоговым органом сделан вывод, что налогоплательщик действовал недобросовестно. Суды, согласившись с доводами налоговой инспекции, пришли к выводу, что налогоплательщик не проявил должную степень заботливости и осмотрительности при ведении предпринимательской деятельности.
Несмотря на то, что законодательно и нормативно понятие должной осмотрительности и осторожности не установлено, приведем выдержку из Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21 августа 2006 г. по делу N Ф04-3446/2006(25284-А27-33).
Суд указал: действительно, законодательство о налогах и сборах не устанавливает прямую обязанность налогоплательщика проверять достоверность реквизитов, указанных поставщиком товара в выставленных счетах-фактурах, договорах. Однако в связи с тем, что согласно Закону о бухгалтерском учете*(1) одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) и внешним (инвесторам, кредиторам и др.) пользователям бухгалтерской отчетности, то, поскольку гражданским законодательством не установлено иное, налогоплательщик не лишен права затребовать от контрагента по договору доказательства, подтверждающие достоверность сведений, изложенных в представленных документах.
Так как в силу ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является ведущаяся на свой риск деятельность, налогоплательщик, не воспользовавшийся своим правом обеспечить документальное подтверждение достоверности сведений, изложенных в документах, на основании которых он в свою очередь претендует на право получения налоговых льгот, вычетов или иного уменьшения налогооблагаемой базы, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия.
Так что налогоплательщики, должным образом не воспользовавшиеся правом на проверку контрагентов по сделкам, должны осознавать риски, вызванные своим бездействием!
"Прокладки" и "буферы"
Иногда "однодневки" прячутся за так называемые буферные организации ("прокладки"): в этих случаях организация-покупатель приобретает товары не у фирмы-"однодневки", а у фирмы-"прокладки", которая в свою очередь закупает товары непосредственно у фирм-"однодневок". В отличие от "однодневок" фирма-"прокладка" по юридическому адресу находится, зарегистрирована на реальное физическое лицо, налоги платит, но в минимальном размере, поскольку лишь пропускает через себя финансовые потоки, поэтому "входной" НДС практически равен "выходному" НДС.
Фирма-"прокладка", выступающая в хозяйственном обороте от своего имени, на самом деле может оказаться и посредником (см., в частности, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2005 г. по делу N А56-52665/04). Вообще-то покупатель, приобретая товары у продавца, не обязан интересоваться субпоставщиками и проверять исполнение ими своих налоговых обязательств. На данное обстоятельство неоднократно было обращено внимание не только в Определении КС РФ от 16 октября 2003 г. N 329-О, но и в решениях арбитражных судов различного уровня:
суды пришли к правильным выводам, что заявитель не несет ответственности за действия или бездействие третьих лиц; единственным поставщиком заявителя является ООО; товар по количеству и наименованию полностью идентифицируется (совпадает с момента приобретения у ООО и до момента реализации на экспорт); доводы налогового органа относятся к субпоставщикам ООО, с которыми заявитель не состоял в каких-либо финансово-хозяйственных взаимоотношениях (Постановление ФАС Московского округа от 9 апреля 2007 г. по делу N КА-А40/2437-07);
судами первой и апелляционной инстанций правомерно указано, что недобросовестность субпоставщиков третьего звена не может свидетельствовать о недобросовестности заявителя и служить основанием для отказа в возмещении НДС, поскольку налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет (Постановление ФАС Поволжского округа от 5 февраля 2008 г. по делу N А65-5564/07);
ссылка инспекции на отсутствие информации об исчислении и уплате в бюджет налога субпоставщиком общества не может свидетельствовать о недобросовестности общества и служить основанием для отказа в возмещении НДС (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10 сентября 2007 г. по делу N Ф08-5882/2007-2197А).
Однако в арбитражной практике встречаются случаи, когда покупатель, претендовавший на вычет "входного" НДС, нес ответственность не только за своего поставщика, но и за поставщиков поставщика. Вот лишь пример из широко известных Постановлений Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2005 г. N 9841/05, N 10048/05, N 10053/05 и N 10559/05.
Общество с ограниченной ответственностью "Э" заключило экспортный контракт на поставку в США 1200 кг химической продукции, производителем и поставщиком которой выступало ООО "П". Последнее заключило договор аренды производственного помещения и договоры поставки сырья за один день до заключения договора поставки экспортеру.
Поставщиками оборудования и химического сырья в адрес ООО "П" для производства товара выступали общества с ограниченной ответственностью "И", "ЛС" и "ИТ". Два из них зарегистрированы по несуществующим адресам, одно общество не находится по указанному им адресу, одно и то же лицо является и генеральным директором, и главным бухгалтером в двух обществах, и учредителем четвертого общества (т.е. действует за пять лиц одновременно). Физические лица, согласно учредительным документам числящиеся учредителями трех из названных обществ, в ходе проверки, проведенной налоговыми органами, отрицали свое отношение к соответствующим организациям и какую-либо связь с ними.
По данным налоговых органов, до начала работы по названным договорам, связанным с производством и поставкой товара, указанные общества представляли в налоговые органы "нулевые" декларации. После начала работы ни одно из них в налоговой отчетности не показывало реальной экономической выгоды и НДС в бюджет не уплачивало.
В итоге Президиум ВАС РФ констатировал: представление полного пакета документов, соответствующих требованиям ст. 165 НК РФ, не влечет за собой автоматического применения налоговой ставки 0% и возмещения НДС. Это является лишь условием, подтверждающим факт реального экспорта и уплату НДС, в связи с чем при решении вопроса о применении нулевой ставки и налоговых вычетов учитываются результаты встречных проверок достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных документов, проверки предприятий-поставщиков с целью установить факт выполнения безусловной обязанности поставщиков уплатить НДС в бюджет в денежной форме.
В данном случае судами не была дана оценка совокупности взаимосвязанных доводов налогового органа о фиктивности хозяйственных операций, связанных с производством, поставкой и экспортом товара, и их документального оформления, в том числе о непрофильности экспортной операции для российского экспортера, произведенной не по месту ведения им основной деятельности, использовании системы расчетов между российским экспортером и его поставщиками, направленной на уклонение от уплаты НДС, отсутствии разумной деловой цели заключаемых сделок, вовлечении в процесс производства и поставок химической продукции исключительно организаций, правомерность регистрации и реальность деятельности которых вызывают сомнения.
Вывод судов о том, что действия совершались третьими лицами и не могут служить доказательством недобросовестности экспортера, ошибочен, констатировал Президиум ВАС РФ.
Налоговые органы, взяв за образец приведенные выводы Президиума ВАС РФ, стали повсеместно предъявлять покупателям претензии, связанные не с поставщиками, а с поставщиками поставщиков, считая, что ими обнаружены схемы работы с "прокладками". Рассмотрим два примера.
Пример 1. Приобретение авиационного топлива для заправки самолетов в аэропорту (Постановление Президиума ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. N 8351/07).
Налогоплательщик приобретал топливо для заправки самолетов, в связи с чем и заявил налоговые вычеты "входного" НДС, однако в этом праве ему было отказано по той причине, что поставщики поставщика по юридическим адресам не располагались, уплачивали минимальные налоги либо не сдавали налоговую отчетность, большая часть из них была зарегистрирована по утерянным паспортам.
Обратившись в суд, налогоплательщик проиграл. Кассационная инстанция указала, что налогоплательщик использовал систему расчетов между ним и поставщиками, направленную на уклонение от уплаты НДС, отсутствовала разумная деловая цель заключенных сделок, в процесс поставок товара вовлекались исключительно организации, правомерность регистрации и реальность деятельности которых вызывают сомнения.
Президиум ВАС РФ не согласился с судами.
Налогоплательщик получал топливо по договору только с одним поставщиком - ЗАО, образованным в 1996 г. на базе службы горюче-смазочных материалов производственного объединения гражданской авиации и имевшим все необходимые лицензии, сертификаты и разрешения. Названный поставщик владел на праве собственности или по договору аренды всеми топливными резервуарами на территории аэропорта, в которые топливо разных продавцов закачивалось по трубопроводу, смешиваясь между собой. Он же располагал лабораторией по контролю качества топлива, выдававшей паспорта и контрольные талоны качества топлива, обязательные при заправке самолетов.
Таким образом, названный поставщик и владелец инфраструктуры, с которым взаимодействовал налогоплательщик, был на территории аэропорта единственным, работал со всеми топливозаправочными компаниями, и какой-либо возможности выбора иного поставщика у налогоплательщика не имелось.
Закрытое акционерное общество, являясь крупной компанией, сдавало налоговую отчетность по НДС. Каких-либо претензий в адрес данного поставщика, являвшегося единственным для налогоплательщика и непосредственно имевшего дело с юридическими лицами, регистрация и существование которых вызвали сомнение, инспекция ни по результатам камеральной проверки, ни в ходе рассмотрения дела в суде не приводила.
Учитывая, что добросовестность ЗАО сомнению не подвергалась, Президиум ВАС РФ не согласился с выводом о недобросовестности налогоплательщика, который вынужденно имел дело только с этим поставщиком и совершал с ним реальные хозяйственные операции, связанные с закупкой авиатоплива.
В отличие от ЗАО и фирм-"однодневок", имевших счета в одном коммерческом банке, налогоплательщик обслуживался в другом банке и не мог использовать систему расчетов, направленную на уклонение от уплаты НДС посредниками его поставщика.
Тем не менее налоговые органы продолжают предъявлять аналогичные претензии данному налогоплательщику. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 14 января 2008 г. по делу N КА-А40/6113-07 констатируется следующее.
Поскольку представленные налоговым органом документы касательно операций и взаимоотношений третьих лиц, с которыми налогоплательщик не является взаимозависимым лицом и не совершал каких-либо операций, не относятся к вопросу о необоснованном возникновении налоговой выгоды у данного налогоплательщика, а со стороны налогового органа отсутствуют налоговые претензии к поставщику налогоплательщика - ЗАО, отразившему надлежащим образом в налоговой отчетности полученные от покупателя суммы НДС, налогоплательщик совершал реальные операции по приобретению и заправке авиационного топлива, суды обоснованно указали на подтверждение заявителем представленными документами права на применение налоговой ставки 0%.
Суд пришел к выводу, что из представленных в материалах дела документов не усматривается, что покупатель находился в сговоре с ЗАО и его контрагентами, участвовал самостоятельно или совместно со своим поставщиком в создании фирм-посредников, не уплачивающих налоги, чем обеспечивал необоснованное получение налоговой экономии от реализации авиационного топлива. Топливо поставлялось трубопроводным транспортом, что предполагает его смешение в различных поставках в процессе транспортировки, тем самым исключая возможность установления производителя доставленного в аэропорт топлива. В данном случае ЗАО является известной компанией, имеет необходимое оборудование, в том числе лабораторию для проверки качества топлива, необходимые правоустанавливающие документы (свидетельства), что опровергает довод налогового органа о неосмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента.
Доказательств, что покупатель на стадии заключения договора с ЗАО на поставку авиатоплива был осведомлен о том, что указанная компания признана недобросовестной, уклоняется от уплаты налогов или участвует в схемах по получению незаконной налоговой экономии, налоговым органом не представлено, как не представлено и надлежащих доказательств отсутствия реальности хозяйственных операций, деловой цели и положительного экономического результата без учета заявляемого организацией налогового вычета.
При этом суд принял во внимание, что покупатель, как только ему стало известно о возможных нарушениях контрагентами поставщика положений налогового законодательства, скорректировал свою хозяйственную деятельность, заключив вместо договора купли-продажи договор на хранение авиатоплива в резервуарах ЗАО.
Пример 2. Приобретение бутылок для розлива пива.
Определенные налоговые проблемы возникли у известной пивоваренной компании, которая, по мнению налоговых органов, также работала через фирму-"прокладку", приобретая через нее бутылки, по которым субпоставщики НДС в бюджет не уплачивали. Налоговый спор был рассмотрен по следующим претензиям (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 февраля 2007 г. по делу N А56-20721/2006).
1. Обналичивание через третий уровень:
налоговый орган ссылался на то, что на уровне третьего-четвертого звена происходило обналичивание денежных средств; инспекция полагала, что именно этими наличными денежными средствами общество оплачивало оказание транспортных услуг непосредственно водителям;
кассационная коллегия обратила внимание на то, что передача наличных денежных средств неустановленными лицами водителям не свидетельствует о том, что эта оплата произведена именно ОАО; кроме того, даже если бы это обстоятельство и имело место, оно не может служить основанием для вывода об отсутствии у общества каких бы то ни было расходов по оплате транспортных услуг.
2. Формальный документооборот:
инспекция указала, что общество "представляло в налоговый орган первичные документы, содержавшие недостоверную информацию, целенаправленно создавая формальный документооборот, лишенный реальных экономических оснований";
однако первичные документы, представленные ОАО, свидетельствуют о том, что транспортные услуги обществу реально оказаны, товары поставлены и использованы им при производстве продукции.
3. Видимость договорных взаимоотношений:
налоговый орган полагал, что общество создавало формальную видимость договорных взаимоотношений между рядом фирм, используя подставных лиц и организации-"однодневки";
суд указал на недопустимость возложения на общество ответственности за действия третьих лиц, являющихся самостоятельными налогоплательщиками. Инспекцией не представлены доказательства содействия должностных лиц ОАО в заключении сделок между поставщиками общества и третьими организациями в целях ухода от налогообложения. Доказательства наличия какой-либо связи между обществом и организациями третьего-четвертого звена инспекцией не представлены.
Суд кассационной инстанции обратил особое внимание на то, что инспекция ссылается на недобросовестность поставщиков поставщика, т.е. поставщиков третьего звена, и не представляет каких-либо доказательств недобросовестности самого поставщика.
В итоге налогоплательщик отбился от претензий налогового органа. Тогда налоговый спор инициировал налоговый орган по местонахождению поставщика, который, по мнению инспекции, являлся "прокладкой", непосредственно контактировавшей с фирмами-"однодневками".
В результате и поставщик отбился от претензий налогового органа, что отражено в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 3 мая 2007 г. по делу N А56-26834/2006.
Как установил суд на основании данных ЕГРЮЛ, счета-фактуры от имени поставщиков подписаны лицами, которые являются руководителями данных организаций. То обстоятельство, что руководители поставщиков отрицают свою причастность к деятельности данных организаций, обоснованно не принято судом во внимание, поскольку объяснения данных лиц получены с нарушением положений ст. 90 НК РФ, что не позволяет в соответствии со ст. 68 АПК РФ признать их допустимыми доказательствами. Показания руководителей не подтверждались, в том числе и посредством проведения почерковедческих экспертиз.
Суды указали, что налоговым законодательством РФ не предусмотрена ответственность налогоплательщика за неправомерные действия его контрагентов, в том числе за отсутствие их по юридическим адресам и неуплату ими в бюджет сумм НДС, полученных от заявителя. Значит, инспекция должна была представить сведения, бесспорно подтверждающие, что действия налогоплательщика не имели экономического обоснования, направлены исключительно на искусственное создание условий для возмещения налога из бюджета и, следовательно, являются недобросовестными.
При этом все суды установили реальность понесенных налогоплательщиком расходов на приобретение товаров. Налоговым органом не представлены доказательства наличия в действиях налогоплательщика и его контрагентов согласованности, направленной на незаконное изъятие из бюджета сумм НДС при совершении сделок. Ведение налогоплательщиком предпринимательской деятельности инспекция не оспаривает.
Итак, налогоплательщик может нести ответственность за своих непосредственных контрагентов, которые не уплачивают налоги, если при их выборе он не проявил должной осмотрительности и осторожности. Отвечать же за субпоставщиков (поставщиков поставщика) налогоплательщик будет, только если в суде будет доказано, что налогоплательщик участвовал в многоуровневой схеме, направленной на уход от налогов.
Использование различных поставщиков даже однотипного товара может быть вполне логично объяснено следующими особенностями снабженческой политики:
плановые поставки осуществляются крупным поставщиком дискретно: 1, 10 и 20-го числа каждого месяца оптовыми партиями товара (вагонами) - данные поставки обеспечивают плановую загрузку производства;
при возникновении оперативной потребности в товарах в промежутках между плановыми поставками неизбежно обращение к мелким поставщикам, которые замещают временно отсутствующие товарные позиции.
В любом случае налогоплательщик должен иметь веские аргументы, на основании которых он выбрал конкретного поставщика, предпочтя его другим. Однако даже вполне убедительные доводы могут быть сведены на нет тем обстоятельством, что налогоплательщику не могло не быть известно о налоговых нарушениях, допущенных контрагентом, поскольку по аналогичным основаниям ему уже было отказано в налоговом вычете по НДС в предыдущих налоговых периодах (см., в частности, Постановления Президиума ВАС РФ от 28 ноября 2006 г. N 9387/06, N 9680/06 и N 9687/06).
А.Н. Медведев,
главный аудитор ЗАО "Аудит БТ", член Научно-экспертного совета
Палаты налоговых консультантов, канд. экон. наук
Т.В. Медведева,
генеральный директор ЗАО "Аудит БТ"
"Ваш налоговый адвокат", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru