Административная ответственность за нарушения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) установлена статьями 7.29 - 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Практика органов, уполномоченных в соответствии с положениями КоАП РФ на рассмотрения дел об административных правонарушений указанной категории, а равно судебная практика встречает различные случае совершения административных правонарушений должностными лицами государственных или муниципальных заказчиков, иных заказчиков, а также юридическими лицами, допускающими нарушения при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, где виновными в указанных административных правонарушениях признаются лица, совершившее такие деяние умышленно либо по неосторожности.
1. Законодательство Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения, в том числе, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции. Нарушения указанного принципа при отборе участников конкурса, аукциона на право заключить контракт образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30, являются отношения в сфере собственности и установленный порядок, связанный с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при отборе участников торгов на заключение с ними контракта.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется такими противоправными действиями, в том числе, как нарушение виновным лицом порядка отбора участников конкурса или участников аукциона (в том числе открытого аукциона в электронной форме) на право заключить контракт.
Положения статьи 12 Закона о размещении заказов устанавливают, что при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе, в том числе, в случае непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 названного закона (за исключением документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 Закона о размещении заказов), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 указанного закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ.
Аналогичные положения закреплены в отношении открытого аукциона в электронной форме. В соответствии с частью 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в том числе, в случае непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 названного закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Законом о размещении заказов, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 названного закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Так, например, государственным заказчиком проводился открытый конкурс на выполнение определенных в конкурсной документации работ в интересах такого заказчика.
Пунктом "б" части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц).
Положением конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса.
Согласно заявке участника размещения заказа общество с ограниченной ответственностью Научно-технический центр "ИНТЭК", последний представил в составе заявки на участие в конкурсе выписку из единого государственного реестра юридических лиц ЦСУС Учреждение "Центр сертификации услуг связи".
Вместе с тем, как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе конкурсной комиссией государственного заказчика заявка общество с ограниченной ответственностью Научно-технический центр "ИНТЭК" допущена к участию в конкурсе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям документации об аукционе.
Учитывая указанное обстоятельство, конкурсная комиссия государственного заказчика необоснованно допустила к участию в конкурсе общество с ограниченной ответственностью Научно-технический центр "ИНТЭК", что является нарушения пункта 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Приняв решение о допуске общества с ограниченной ответственностью Научно-технический центр "ИНТЭК" к участию в открытом конкурсе, член (должностное лицо) конкурсной комиссии государственного заказчика совершил тем самым административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Как следует из диспозиции части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются члены конкурсной, аукционной комиссии государственного или муниципального заказчика, которые в силу статьи 2.4 КоАП РФ несут административную ответственность как должностные лица.
Применительно к рассматриваемой ситуации необходимо рассмотреть приведенный пример с субъективной стороны совершенного административного правонарушения, ответственность которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
С субъективной стороны административного правонарушения совершаются как умышленно, так и по неосторожности.
Так, при рассмотрении, приведенного выше примера, дела об административном правонарушении члены (должностные лица) конкурсной комиссии государственного заказчика указывали, что допустили общество с ограниченной ответственностью Научно-технический центр "ИНТЭК" к участию в конкурсе ошибочно. При обжаловании вынесенного должностным лицом постановления в суде общей юрисдикции указанные лица сообщили суду что, совершенное ими административное правонарушение, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли нарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений, поскольку только указанное общество подало заявку на участие в конкурсе, а также каких-либо вредных последствий не наступило.
Как при рассмотрении указанного дела административным органом, так и судом указанный довод не явился основанием для прекращения дела об административном правонарушении в порядке статьи 2.9 КоАП РФ по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания.
Вместе с тем, как указывалось выше, объектом правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП является установленный порядок, связанный с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при отборе участников торгов на заключение с ними контракта.
При этом объективную сторону данного правонарушения образует сам факт принятия решения членом конкурсной (должностным лицом) комиссии государственного заказчика о допуске участника размещения заказ к участию в конкурсе, заявка которого не соответствует положениям законодательства Российской Федерации о размещении заказов, а принятые меры к прекращению правонарушения либо отсутствие каких-либо неблагоприятных последствий могут быть отнесены к смягчающим административную ответственность обстоятельствам.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 05.05.2010 г. по делу N АК101-10)
2. Размещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказа с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Закона о размещении заказов к информации о размещении заказа относится предусмотренная Законом о размещении заказов информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа.
Большинство административных правонарушений, связанных с нарушением порядка размещения информации на официальном сайте в сети "Интернет", совершаются в связи с размещением извещения о размещаемом заказе и итоговых протоколов, составляемых в ходе завершения процедуры размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
За опубликование должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, специализированной организацией в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказов с нарушением требований законодательства о размещении заказов частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Так, например, государственным заказчиком проводился открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по теме: "Создание электронных карт и баз данных".
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд размещается на официальном сайте Российской Федерации.
Как указывалось выше, согласно части 6 статьи 16 Закона о размещении заказов к такой информации относится предусмотренная Законом о размещении заказов информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации, вносимых в такие извещения и такую документацию изменениях, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа.
Как следует из информации с официального сайта Российской Федерации www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 10.04.2009 заказчиком на указанном сайте размещена информация о проведении открытого конкурса.
Согласно той же информации, размещенной на Официальном сайте, в извещении о проведении конкурса указано сокращенное наименование заказа, вместо "на право заключения государственного контракта на выполнение работ по теме: "Создание электронных карт и баз данных" указано "2009-3-Выполнение работ (74)", что ограничивает открытый доступ участникам размещения заказа к необходимой информации о размещенном заказе для формирования ими предложения в соответствии с потребностями заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Таким образом, указанные действия Заказчика влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, и нарушают часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции и часть 6 статьи 16, часть 1 статьи 21 Закона о размещении заказов.
Следовательно, в действиях должностного лица государственного заказчика, разместившего на Официальном сайте информацию о размещении заказа с нарушением требований законодательства о размещении заказов, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.09.2009 г. по делу N К-364/09/АК744-09)
3. Законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны быть представлены в составе заявки на участие в конкурсе.
Весьма распространенным нарушением Закона о размещении заказов является, в том числе, установление в конкурсной документации требований к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в" , "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 указанной статьи документов и сведений, не допускается.
За установление должностным лицом государственного заказчика не предусмотренных законодательством о размещении заказов требований к составу заявки на участие в конкурсе участников размещения заказа, частью 4 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется следующими противоправными действиями:
- установление не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд критериев оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости;
- установление требований к участникам размещения заказов;
- установление требований к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе, размеру и способам обеспечения контракта;
- установление требований к представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд документов и сведений;
- включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.
Так, например, государственным заказчиком проводился открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги.
В соответствии с пунктом 1.2 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, ведомость объемов и стоимости работ по контракту, включая ведомость объемов работ по объекту с указанием видов работ и соответствующих им расценок.
Следовательно, требование о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе вышеуказанных документов не входит в исчерпывающий перечень, установленный частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов.
Таким образом, конкурсная документация устанавливает требования к документам, входящим в состав заявки на участие в конкурсе, не предусмотренные Законом о размещении заказов.
Лица, привлекаемые к административной ответственности ссылались на то, что в соответствии с частью 4 статьи 25 Закона о размещении заказов заказчик вправе требовать от участников размещения заказа на участие в конкурсе документы и сведения предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов, согласно которой заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного контракта.
Кроме того, согласно части 3 статьи 29 Закона о размещении заказов государственный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником размещения заказа заявке. Ведомость объемов работ по объекту с указанием видов работ и соответствующих им расценок, поданная участником размещения заказа на участие в Конкурсе становится неотъемлемой частью государственного контракта.
Таким образом, по мнению виновных лиц, требование о представлении участниками размещения заказа в составе заявки ведомости объемов и стоимости работ по контракту установлены в конкурсной документации правомерно.
Указанные доводы виновных лиц не могут приниматься, как обстоятельства, исключающие административную ответственность, поскольку противоречат законодательству Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Также необходимо принимать во внимание тяжесть рассматриваемого административного правонарушения, которая заключается в том, что объектом посягательства является установленный порядок, связанный с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Указанный порядок обеспечивает эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Субъектами указанного административного правонарушения являются:
- должностное лицо государственного или муниципального заказчика;
- должностное лицо федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по размещению соответствующих заказов.
Анализируя положения статей 7.29 - 7.32 КоАП РФ необходимо сказать, что административные правонарушения, предусмотренные частями 4, 4.2 статьи 7.30 совершаются, в большинстве случаев, в виде утверждения той или иной документации.
В связи с чем, правоприменительная практика имеет некоторые вопросы, связанные с квалификацией содеянного по соответствующим статьям, а также по субъектному составу административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 4, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.05.2010 г. по делу N К-436/09/АК18-10)
4. Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд образует состав административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, влечет административную ответственность.
Как указывалось выше, объектом посягательства является установленный порядок, связанный с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Указанный объект для административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 4, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ - общий.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, характеризуется таким противоправным действием, как утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Так, например, государственным заказчиком проводился открытый аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию действующей сети федеральных автомобильных дорог общего пользования федерального значения в 2010 - 2012 гг.
Согласно пункту 14.3 проекта государственного контракта, являющего приложением N 3 к документации об аукционе, предусмотрена возможность Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного контракта.
Таким образом, согласно проекту государственного контракта Заказчику предоставляется преимущественное право расторжения контракта в одностороннем порядке.
Вместе с тем, частью 8 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено, что расторжение государственного контракта допускается исключительно по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Указанное положение Закона о размещении заказов ограничивает право заказчика в выборе способов расторжения государственного контракта, предоставляя ему право расторжения контракта только путем соглашения сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Таким образом, должностное лицо государственного заказчика, установив в документации об аукционе положение пункта 14.3 проекта государственного контракта документации об аукционе, нарушил часть 8 статьи 9 Закона о размещении заказов, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Как указывалось выше, в правоприменительной практике достаточно часто встает вопрос о субъекте административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отличии от части 4 статьи 7.30 КоАП РФ, где субъектом административного правонарушения является любое должностное лицо вышеуказанных органов, которое устанавливается в ходе административного расследования.
Так, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, является должностное лицо, то есть в силу статьи 2.4 КоАП РФ, лицо постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 22, частью 1 статьи 34, частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов на субъектов, осуществляющих функции по размещению заказа путем проведения конкурса, аукциона (как открытого, так и закрытого) и открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт, возлагается обязанность утверждения конкурсной документации, документации об аукционе. Такими субъектами являются государственные и муниципальные заказчики. При этом полномочия по утверждению указанных документаций от имени государственного или муниципального заказчика возлагаются на конкретное должностное лицо такого заказчика.
Таким образом, привлечению к административной ответственности за утверждение указанных документаций с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ подлежит должностное лицо, утвердившее такую документацию. При этом должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение дела об административном правонарушении не вправе привлекать к административной ответственности по указанному составу лиц, участвовавших в разработке и составлении такой документации.
Еще одним достаточно острым вопросом является вопрос о квалификации действий виновных лиц по части 4 или части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Исходя из рассмотренных составов административных правонарушений, административное правонарушение, выразившееся в утверждении конкурсной документации, документации об аукционе с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд следует квалифицировать по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (как общий состав), за исключением случаев, если указанные нарушения устанавливают не предусмотренные законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд критерии оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости, требования к участникам размещения заказов, к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе, размеру и способам обеспечения контракта, требование к представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд документов и сведений, а также включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, то такие действия подлежат квалификации по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 22.11.2010 г. по делу N П-33/10/АК602-10)
5. Непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов, образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 19.7.2 КоАП РФ.
Так, государственным заказчиком размещены заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
В соответствии с пунктом 6.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, и части 1 статьи 17.1 Закона о размещении заказов осуществляющие функции специализированной организации, оказывающие услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, являющиеся операторами электронных площадок коммерческие организации и некоммерческие организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственными внебюджетными фондами, бюджетные учреждения, иные получатели бюджетных средств (их должностные лица) обязаны представлять в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, по требованию таких органов необходимые им документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о размещении заказов (в том числе информацию о размещении заказов, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну).
26.07.2010 контролирующим органом направлен запрос информации о представлении в трехдневный срок со дня получения указанного запроса документов (информации), в том числе:
- надлежащим образом заверенную копию приказа о проведении открытого конкурса;
- надлежащим образом заверенную копию приказа о назначении должностного лица, ответственного за размещение государственным заказчиком информации о размещении заказов на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, на занимаемую должность в организации-государственном заказчике;
- надлежащим образом заверенную копию служебного контракта (трудового договора) должностного лица, ответственного за размещение государственным заказчиком информации о размещении заказов на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru;
- надлежащим образом заверенные копии актов приема-сдачи работ по указанным в пункте 8 указанного запроса государственным контрактам;
- паспортные данные, а также дату и место рождения, и место жительства должностного лица государственного заказчика, заключившего указанные в пункте 8 настоящего запроса государственные контракты;
- надлежащим образом заверенную копию приказа о назначении должностного лица, заключившего указанные в пункте 8 указанного запроса государственные контракты;
- надлежащим образом заверенную копию служебного контракта (трудового договора) должностного лица, заключившего указанные в пункте 8 настоящего запроса государственные контракты.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о размещении заказов государственный заказчик обязан представить в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, по требованию таких органов необходимые им документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о размещении заказов (в том числе информацию о размещении заказов, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну).
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
Государственным заказчиком указанный запрос получен 06.08.2010.
Вместе с тем, государственный заказчик не представил вышеуказанные документы (информацию), указанные в запросе контролирующего органа от 26.07.2010 (далее - Запрос).
Кроме того, ответ направлен в контролирующий орган письмом государственного заказчика от 30.08.2010 N 01-24/9931 только 30.08.2010, то есть с нарушением трехдневного срока представления указанных в Запросе документов.
Таким образом, должностное лицо государственного заказчика, не представив в установленный в запросе срок в контролирующий орган вышеуказанные документы и сведения, нарушил часть 1 статьи 17.1 Закона о размещении заказов, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 19.7.2 КоАП РФ.
На рассмотрении дела об административном правонарушении виновное лицо указало, что контролирующий орган осуществляет контроль в сфере размещения государственного заказа, то есть до заключения государственного контракта, в связи с чем указанный орган не вправе требовать представления указанных в указанном постановлении документов и сведений, а также сведений о персональных данных государственных служащих.
Указанные виновным лицом доводы не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Так, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
Пунктом 5.3.7 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение) установлено, что Федеральная антимонопольная служба осуществляет в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, плановые и внеплановые проверки соблюдения, в том числе заказчиком, законодательных актов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 6.1 Положения ФАС России вправе запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС России.
Статьей 23.66 КоАП РФ установлено, что органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 7.32 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Предусмотренное данной статьей административное правонарушение посягает на условия заключения и исполнения государственных или муниципальных контрактов, определенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, контролирующий орган вправе запрашивать и получать указанные выше документы и сведения, а также сведения о персональных данных государственных служащих в целях привлечения указанных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.32 КоАП РФ.
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что признание законодателем (государством) рассмотренных действий административными правонарушениями является одним из важнейших инструментов защиты отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, целью которого является укрепление и установление единого порядка размещения заказов на всей территории Российской Федерации, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, а также предупреждения и профилактики нарушений в регулируемых законодательством о размещении заказов отношениях.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.10.2010 г. по делу N АК533-10)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор административной практики в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Так, единый порядок размещения заказов закреплен для обеспечения и стимулирования участия лиц в этом процессе, для развития добросовестной конкуренции. Нарушение установленного порядка при отборе участников торгов на заключение с ними контракта образует состав административного правонарушения (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ). В частности, речь идет о необоснованном допуске участника размещения заказа к торгам.
Опубликование на официальном сайте в Интернете информации о размещении заказа с нарушением требований законодательства о госзакупках - административное правонарушение (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ). Так, в извещении на сайте формулировка наименования заказа не должна ограничивать открытый доступ к необходимым сведениям о размещенном заказе для формирования участниками предложения в соответствии с потребностями заказчика.
Законодательством о госзакупках закреплен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны быть представлены в составе заявки на участие в конкурсе. Если должностное лицо заказчика установило непредусмотренные требования к составу такой заявки, оно привлекается к административной ответственности (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ). В частности, если согласно конкурсной документации заявка должна содержат ведомость объемов и стоимости работ по контракту, включая ведомость объемов работ по объекту с указанием их видов и соответствующих им расценок.
Законодательством о размещении заказов установлены требования, которым должна отвечать документация о торгах. Утверждение должностным лицом заказчика конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующих названным требованиям, влечет административную ответственность (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ). Так, это относится к случаю, если в проекте госконтракта указана возможность заказчика в одностороннем порядке отказаться от его исполнения.
Административным правонарушением является непредставление (несвоевременное представление) в ФАС России информации, если это является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов (ст. 19.7.2 КоАП РФ). Служба вправе запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" ведущим консультантом Правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Семёновым Р.В.