Фиксированный платеж на обязательное пенсионное страхование
Индивидуальные предприниматели должны платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"*(1)).
Этот порядок распространяется на адвокатов, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, а также на главу и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Предприниматели обязаны уплачивать взносы с момента государственной регистрации и до ее аннулирования. Следовательно, все предприниматели, независимо от применяемой системы налогообложения, должны платить фиксированный платеж.
Размер платежа
Размер ежемесячного взноса в виде фиксированного платежа определяется исходя из стоимости страхового года, деленного на 12 (п. 2 ст. 28 Закона N 167-ФЗ). В 2008 году стоимость страхового года составила 3 864 руб. (постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 246).
Фрагмент документа
Абзац 8 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.
Если величина месячного фиксированного платежа окажется менее 150 руб., то в бюджет ПФР следует перечислять его минимальный размер (п. 4 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утв. постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2005 г. N 582*(2)).
Поскольку фиксированный платеж на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года на 12, то величина месячного платежа в 2008 году составляет 322 руб. (3 864 руб. : 12 мес.).
Предприниматели, которые родились в 1966 году и ранее, уплачивают фиксированный платеж только в той его части, которая направляется на финансирование страховой части пенсии. На накопительную часть взносы на ОПС не перечисляются. Об этом говорится в Определении КС РФ от 12 апреля 2005 г. N 164-О и N 165-О, а также в пункте 2 Информационного письма ВАС РФ от 11 апреля 2006 г. N 107. Следовательно, размер фиксированного платежа за год для этих страхователей составляет 2 576 руб. (2/3 от стоимости страхового года, перечисляемые на финансирование страховой части пенсии).
Справка
Напомним, что до недавнего времени специалисты ПФР считали, что фиксированный платеж должны перечислять все индивидуальные предприниматели, независимо от возраста.
Однако Конституционный Суд не согласен с такой позицией. В своем Определении от 12 апреля 2005 г. N 164-О он указал, что Законом N 167-ФЗ установлен дифференцированный подход к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Это нужно для того, чтобы к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии обеспечить необходимые средства для выплаты пенсии.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" связывает возникновение права на получение накопительной части пенсии не только с наличием средств на индивидуальном счете застрахованного, но и с достижением пенсионного возраста. Причем лица, которые родились до 1967 года, не имеют права на формирование накопительной части трудовой пенсии.
Поэтому Конституционный Суд решил, что предприниматели 1966 года и старше должны платить фиксированный взнос лишь в той части, которая направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии. Предприниматели, которые родились до 1967 года, должны перечислять в ПФР не 150, а только 100 рублей на финансирование страховой части трудовой пенсии. Определение Конституционного Суда N 164-О было закреплено в пункте 2 Правил N 518.
Если предприниматель начинает или прекращает свою деятельность в течение года, то ему не нужно за весь год платить фиксированный платеж. Его нужно заплатить за каждый месяц, в котором осуществлялась предпринимательская деятельность. Если же предприниматель начал или прекратил деятельность в течение месяца, то фиксированный платеж за месяц рассчитывается пропорционально количеству фактически отработанных дней в месяце (п. 5 Правил N 582).
Пример 1
Предприниматель Осипов И.В. (1972 г. р.) получил свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 16 апреля 2008 года. Считается, что с этой даты он начал свою предпринимательскую деятельность.
С 1 января по 15 апреля он не был предпринимателем. Поэтому за указанный период он не должен платить страховые взносы в виде фиксированного платежа.
За апрель Осипов И.В. должен уплатить взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа:
- на финансирование страховой части - 107,33 руб. (214,67 руб. : 30 дн. x 15 дн.),
- на финансирование накопительной части - 53,67 руб. (107,33 руб. : 30 дн. x 15 дн.).
Мать Осипова И.В., 1947 года рождения, подала заявление в налоговые органы о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Официально ее деятельность была прекращена 13 мая 2008 года.
Следовательно, за период с 1 января по 13 мая бывший предприниматель должна заплатить фиксированный платеж в размере 1 166,37 руб. (214,67 руб. x 5 мес. + 214,67 руб. : 30 дн. x 13 дн.) на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Регистрация в ПФР
Фиксированный платеж перечисляется в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ (ТОПФР) по месту регистрации страхователя. Порядок регистрации в ТОПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа, утвержден постановлением Правления ПФ РФ от 2 августа 2006 г. N 197п.
Согласно пункту 2 этого документа индивидуальным предпринимателям, частным детективам и главам фермерских хозяйств не придется самостоятельно регистрироваться в ТОПФР. За них это сделают налоговые органы в ходе государственной регистрации.
В течение 5 дней с момента государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя налоговики должны направить сведения, содержащиеся в ЕГРИП, в государственные внебюджетные фонды для регистрации их в качестве страхователей (п. 3.1 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(3)).
Государственная регистрация осуществляется в налоговых органах по месту жительства предпринимателя. Следовательно, предприниматели подлежат регистрации в ТОПФР, которые находятся по месту их жительства.
После регистрации предпринимателя в качестве страхователей ПФР сообщает в налоговые органы его регистрационный номер и дату регистрации в качестве страхователя (п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ). Эти данные налоговики вносят в ЕГРИП и передают предпринимателю.
Предприниматели получают от ПФР свидетельство о постановке на учет. Регистрационный номер в ТОПФР предприниматель должен указывать во всех документах, которые касаются расчетов с этим фондом.
Обратите внимание, что частные нотариусы регистрируются в территориальных органах самостоятельно (п. 3 постановления Правления ПФ РФ от 2 августа 2006 г. N 197п). Для этого они должны обратиться с заявлением ТОПФР по месту осуществления своей деятельности. На это им отводится срок в 30 дней со дня получения лицензии на право нотариальной деятельности.
Адвокаты регистрируются в ТОПФР в качестве страхователей самостоятельно или через соответствующие адвокатские образования (п. 5 постановления Правления ПФ РФ от 2 августа 2006 г. N 197п). Сделать это им следует в течение 30 дней со дня получения лицензии на частную сыскную деятельность.
Порядок уплаты взносов и представления сведений
Чтобы перечислить взносы, предприниматели должны оформить отдельные платежные поручения в отношении страховой и накопительной части пенсии. В каждой платежке следует указать соответствующий КБК:
- на финансирование страховой части - 182 1 02 02030 06 1000 160;
- на финансирование накопительной части - 182 1 02 02040 06 1000 160.
Взносы на ОПС в виде фиксированного платежа можно перечислять как ежемесячно, так и единой суммой за год. При этом вся сумма взносов за год должна быть перечислена не позднее 31 декабря текущего года (абз. 2 п. 3 ст. 28 Закона N 167-ФЗ, п. 6 Правил N 582).
Если указанный срок пропущен, то на сумму недоимки будут начислены пени. За неуплату взносов предпринимателя могут привлечь к ответственности на основании пункта 2 статьи 27 Закона N 167-ФЗ.
Фрагмент документа
Пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
2. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий - влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
Деяние, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, которое совершено умышленно, - влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
Предприниматели, которые уплачивают взносы на ОПС в виде фиксированных платежей, не должны составлять декларации по итогам года. В то же время они обязаны ежегодно представлять сведения, необходимые для персонифицированного учета (подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 4 ст. 24 Закона N 167-ФЗ). Инструкция о порядке ведения персонифицированного учета утверждена постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 318 (далее - Инструкция N 318).
В состав этих сведений включаются:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилия, имя, отчество;
- копии платежных поручений, на основании которых были перечислены взносы на ОПС.
Указанные сведения представляются физическими лицами в произвольной форме; можно также использовать форму АДВ-11 "Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование", утвержденную постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г. N 192п.
Срок представления сведений - до 1 марта года, следующего за отчетным (п. 38 Инструкции N 318).
Поскольку в Законе N 167-ФЗ срок представления сведений не установлен, то на практике довольно часто возникают споры. Одни суды считают, что Инструкция не может устанавливать сроки, не предусмотренные законом (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 января 2008 г. N А58-5310/07-Ф02-9771/07, от 18 января 2007 г. N А58-3516/06-Ф02-7276/06-С1). Другие суды придерживаются прямо противоположного мнения (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 5 февраля 2008 г. N А11-4623/2007-К2-21/296, ФАС Московского округа от 26 февраля 2007 г., 5 марта 2007 г. N КА-А41/970-07, ФАС Западно-Сибирского округа от 11 октября 2007 г. N Ф04-7113/2007(39140-А46-3), ФАС Северо-Западного округа от 14 июля 2005 г. N А05-14345/04-19). Единой точки зрения по этому вопросу не существует.
Порядок учета страховых взносов в виде фиксированного платежа
При определении налоговой базы по НДФЛ предприниматели имеют право уменьшить доходы, полученные от предпринимательской деятельности и от занятия частной практикой, на сумму своих расходов. При условии, что эти расходы фактически произведены, документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением доходов (ст. 221 НК РФ).
Указанные расходы являются для предпринимателя, применяющего общий режим налогообложения, профессиональным вычетом. В состав профессионального вычета включается и сумма фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 1 ст. 221 НК РФ).
Она отражается в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, которая утверждена совместным приказом Минфина России и МНС РФ от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430.
Если предприниматель перешел на упрощенную систему налогообложения, то учет фиксированных платежей в ПФР будет зависеть об того объекта налогообложения, который выбрал предприниматель.
Предположим, что в качестве объекта налогообложения предприниматель выбрал "доходы". В этом случае он может уменьшить единый налог на сумму фиксированного платежа, фактически уплаченного в ПФР в отчетном периоде, но не более чем на 50%.
Если в качестве объекта налогообложения предприниматель использует "доходы, уменьшенные на сумму расходов", то фиксированные платежи в ПФР включаются в состав его расходов (подп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Но только в размере фактической уплаты страховых взносов.
Индивидуальные предприниматели, которые переведены на уплату ЕНВД, могут уменьшить сумму этого налога на страховые взносы в виде фиксированного платежа, уплаченного в том же налоговом периоде, но не более чем на 50% (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).
Довольно часто на практике возникает ситуация, когда предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, по которым он применяет различные налоговые режимы. Например, ЕНВД и общий режим налогообложения, ЕНВД и упрощенку Тогда возникает вопрос: как учесть в этом случае страховые взносы в виде фиксированного платежа? Никаких официальных ответов на данный вопрос чиновники не дают.
На наш взгляд, страховые взносы в виде фиксированного платежа следует рассматривать как общехозяйственные расходы и распределять их между различными видами деятельности пропорционально доходу, полученному от каждого вида деятельности.
Пример 2
Индивидуальный предприниматель Кировцев Л.И. занимается розничной и оптовой торговлей. Розничная торговля переведена на уплату ЕНВД, а в отношении оптовой торговли предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения. В качестве объекта налогообложения выбраны "доходы".
За 2007 год предприниматель получил доход от предпринимательской деятельности в размере 2 000 000 рублей, в том числе:
- от розничной торговли 400 000 руб.;
- от оптовой торговли 1 600 000 руб.
В декабре предприниматель уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2007 год в размере 1 848 руб.
Доля страховых взносов, на сумму которых можно уменьшить ЕНВД, составляет 369,6 руб. (1 848 руб. x 400 000 руб. : 2 000 000 руб.), а доля страховых взносов, которая уменьшает единый налог, равна 1 478,4 руб. (1 848 руб. x 1600 000 руб. : 2 000 000 руб.).
Взыскание недоимок, пеней и штрафов в судебном порядке
Если предприниматель не перечислит страховые взносы в виде фиксированного платежа до 31 декабря текущего года, то у него образуется недоимка по страховым взносам.
Налоговые органы обязаны информировать территориальные органы Пенсионного фонда РФ (ТОПФР) о суммах недоимки, которая возникла за индивидуальным предпринимателем (ст. 25 Закона N 167-ФЗ). Причем налоговики должны в течение 2 месяцев со дня образования задолженности сообщить в ТОПФР о появлении недоимки по взносам. Кроме того, налоговики обязаны передать в ТОПФР документы, которые подтверждают наличие этой задолженности. На основании полученных документов работники ТОПФР начислят пени.
Пени - это денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае перечисления сумм страховых взносов, причитающихся к уплате, в срок более поздний по сравнению с установленным (п. 2 ст. 26 Закона N 167-ФЗ).
Пени рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы за каждый календарный день просрочки, начиная с 1 января следующего года, и до дня уплаты страховых взносов включительно.
Процентная ставка пеней равна 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки. На сегодняшний день ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ, составляет 10,25%.
Пример 3
1 марта 2008 года индивидуальный предприниматель уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2007 год в размере 1 848 руб.
Просрочка составила 61 календарный день (31 день в январе + 29 дней в феврале + 1 день в марте).
Сумма пеней за просрочку платежа равна 38,13 руб. (1 848 руб. х 10,25% x 61 к. д. x 1/300).
Взыскание недоимок, пеней и штрафов по решению ПФР
До 1 января 2006 года ТОПФР мог взыскивать с плательщиков взносов недоимки по взносам и пени только в судебном порядке (п. 2 ст. 25 Закона N 167-ФЗ в старой редакции). В то же время процедура взыскания недоимок и пеней указанным законом не была определена.
В абзаце 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ говорится, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах.
Поэтому ТОПФР придерживались того порядка взыскания недоимок по страховым взносам и пеней, который установлен Налоговым кодексом РФ (п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 августа 2004 г. N 79).
Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ были внесены значительные изменения в статью 25 Закона N 167-ФЗ. Кроме того, Закон N 167-ФЗ был дополнен новой статьей 25.1, которая устанавливает порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальными органами пенсионного фонда РФ (ТОПФР). Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2006 года.
ТОПФР предоставлено право самостоятельно, без обращения в суд, взыскивать с индивидуальных предпринимателей не только сумму задолженности по взносам и пени, но и штрафы с нарушителей (п. 3 ст. 25 Закона N 167-ФЗ). Правда, осуществить это они могут только в том случае, если размер суммы, которая причитается к уплате, не превышает 5 тыс. руб. Если размер суммы, которая причитается к уплате, превышает указанные пределы, то взыскивать с индивидуальных предпринимателей недоимку по взносам, пени и штрафы работники ТОПФР будут в судебном порядке.
Если размер суммы, подлежащей к уплате, окажется меньше установленного предела, то специалисты ТОПФР сначала попросят должника добровольно погасить имеющуюся задолженность по страховым взносам в виде фиксированного платежа, пеням и штрафам. Затем приступят к принудительному взысканию задолженности в порядке, который установлен статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ.
Чтобы предприниматель мог добровольно погасить свою задолженность перед Пенсионным фондом, работники ТОПФР направляют должникам требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Сделать это они должны в течение трех месяцев со дня поступления от налоговых органов сведений о задолженности страхователей.
В требовании указываются следующие сведения:
- сумма задолженности, размер пеней и штрафов, которые начислены на момент направления оформления требования;
- срок уплаты причитающейся суммы, установленный законодательством РФ;
- срок исполнения требования;
- основания взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;
- ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов налоговики вручают лично индивидуальному предпринимателю под расписку. Если же он уклоняется от получения такого требования, то специалисты ТОПФР направляют требование заказным почтовым отправлением. Через 6 дней после отправки заказного письма считается, что предприниматель получил заказное письмо (п. 4 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ).
Если должник добровольно не погасил свою задолженность в полном размере и в срок, указанный в требовании, руководитель ТОПФР или его заместитель принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 5 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ).
В решении работники ТОПФР указывают:
- основания взыскания;
- размер взыскиваемой суммы;
- соответствующие статьи нормативных правовых актов, на основании которых производится взыскание;
- документы и другие сведения, которые подтверждают наличие недоимки, пеней и штрафов;
- срок, в течение которого страхователь может обжаловать решение о взыскании в вышестоящий орган страховщика или в арбитражный суд;
- порядок обжалования в вышестоящий орган;
- наименование и местонахождение вышестоящего органа, а также другие необходимые сведения.
Унифицированная форма требования об уплате и решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов утверждена Минфином России от 30 января 2006 г. N 18н (п. 3, 9 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ).
Решение доводится до сведения предпринимателя в течение 5 дней. В этот же срок судебному приставу-исполнителю направляется постановление о взыскании суммы недоимки по взносам, пеней и штрафов в порядке, который установлен Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Страхователь, который не согласен с решением руководителя ТОПФР, может обратиться в вышестоящий орган или арбитражный суд. Одновременно с подачей жалобы предпринимателю нужно направить копию жалобы в ТОПФР, который вынес решение о взыскании недоимки, пеней и штрафов. В этом случае исполнение решения приостанавливается.
Добровольная уплата страховых взносов в ПФР
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы и нотариусы, а также главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств вправе вступить в добровольные отношения по обязательному страхованию (п. 3 ст. 29 Закона N 167-ФЗ). Заключив договор с ПФР, они могут перечислять в Фонд страховые взносы свыше минимального размера фиксированного платежа.
В этом случае предприниматели должны подать заявление о регистрации в ТОПФР по месту жительства. Порядок регистрации установлен постановлением Правления ПФР от 22 июля 2004 г. N 98.
Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утверждены постановлением Правительства РФ от 11 марта 2003 г. N 148.
По мнению специалистов главного финансового ведомства, предприниматели-упрощенцы, уплачивающие единый налог в бюджет по ставке 6%, не могут уменьшить единый налог на сумму взносов в ПФР, которая превышает минимальную величину фиксированного платежа (письмо Минфина РФ от 22 мая 2006 г. N 03-11-05/132). Основной аргумент чиновников - указанные платежи осуществляются на основании договора с Пенсионным фондом, заключенным в добровольном порядке. Поэтому они не являются взносами на обязательное пенсионное страхование. Следовательно, не попадают под действие пункта 3 статьи 346.21 НК РФ.
Аналогичная позиция у Минфина и в отношении предпринимателей-упрощенцев, которые уплачивают единый налог по ставке 15%. По мнению чиновников, бизнесмены не могут включить в состав расходов платежи в ПФР, которые превышают сумму фиксированного платежа. Об этом говорится в письме Минфина РФ от 7 сентября 2005 г. N 03-11-05/52.
Что касается предпринимателей, которые переведены на уплату ЕНВД, они не могут уменьшить величину этого налога на сумму взносов, добровольно перечисленных в бюджет ПФР в размере, который превышает размер фиксированного платежа. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 5 декабря 2007 г. N 8919/07. Аналогичный вывод был сделан в Определении ВАС РФ от 31 августа 2007 г. N 891907.
Кто освобождается от уплаты фиксированного платежа?
Порядок уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа предусматривает льготы только для двух категорий индивидуальных предпринимателей.
Военные пенсионеры
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа могут не платить военные пенсионеры. Это те предприниматели, которым назначена пенсия в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Речь идет о лицах, которые проходили службу:
- в органах внутренних дел;
- в государственной противопожарной службе;
- в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- военную службу.
Указанные лица получают не трудовую, а государственную пенсию, которая назначается в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". Выплата государственной пенсии финансируется за счет средств федерального бюджета, а не ПФР.
Право на трудовую пенсию реализуется в случае уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а право на государственную пенсию с уплатой подобных взносов никак не связано.
Пенсионер, который получает государственную пенсию, может перейти на трудовую пенсию. При этом средства федерального бюджета на лицевой счет пенсионера в ПФР не переводятся. Кроме того, страховые взносы в виде фиксированного платежа не позволяют назначить военным пенсионерам трудовую пенсию в размере, который превышает их государственную. Следовательно, пенсионное законодательство не гарантирует военным пенсионерам возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с другими застрахованными.
Поэтому заставлять эту категорию пенсионеров платить взносы в ПФР с целью обеспечения им права выбора пенсии не имеет смысла.
Сначала от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа военных пенсионеров освободил Конституционный Суд. Определение КС РФ от 24 мая 2005 г. N 223-О было опубликовано 18 июля 2005 года. Именно с этой даты военные пенсионеры могут не платить фиксированный платеж на обязательное пенсионное страхование.
Затем льгота для военных пенсионеров была закреплена в пункте 3 Правил N 518.
Предприниматель находится в отпуске по уходу за ребенком
Предприниматели, которые не работали в связи с уходом за новорожденным ребенком до достижения им возраста полутора лет, освобождаются от уплаты страховых взносов (Определение КС РФ от 12 мая 2005 г. N 182-О).
Дело в том, что при назначении пенсии наравне с периодами работы в страховой страж включаются нестраховые периоды. Это время, когда деятельность не велась и взносы в Пенсионный фонд РФ не перечислялись. К таким периодам относится и отпуск по уходу за детьми по достижении ими возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ). Период ухода за ребенком и зачет его в страховой стаж распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
Для возмещения уплаты страховых взносов на период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет каждому застрахованному лицу в ПФР направляются средства федерального бюджета. Они включаются в расчетный пенсионный капитал, из которого рассчитывается страховая часть его трудовой пенсии (ст. 17 Закона N 167-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ).
Конституционный Суд отметил, что нормы статьи 28 Закона N 167-ФЗ не должны ухудшать положение предпринимателей, ухаживающих за детьми до полутора лет, по сравнению с лицами, работающими по трудовому договору.
Поэтому в период отпуска по уходу за ребенком страховые взносы в виде фиксированного платежа взиматься не должны. Это положение теперь закреплено в пункте 3 Правил N 518.
Нужно ли платить взносы, если предприниматель не ведет деятельность?
Величина фиксированного платежа не зависит от величины доходов предпринимателя. Поэтому страховые взносы в виде фиксированного платежа должны платить все индивидуальные предприниматели, даже если они не имеют никаких доходов (письмо Минфина России от 26 января 2005 г. N 03-05-02-04/10).
Аналогичной точки зрения придерживаются и арбитражные суды (постановления ФАС Дальневосточного округа от 6 апреля 2005 г. N Ф03-А51/05-2/420 и от 30 декабря 2004 г. по делу N Ф03-А51/04-2/3638, Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2004 г. по делу N Ф04-7896/2004(6126-А02-7), Уральского округа от 25 октября 2004 г. по делу N Ф09-4429/04-АК, Волго-Вятского округа от 5 августа 2004 г. по делу N А38-5492-5/28-2004).
В пункте 4 своего Информационного письма от 11 августа 2004 г. N 79 Президиум ВАС РФ указал, что предприниматель обязан платить взносы в ПФР в виде фиксированного платежа, даже если он фактически не осуществляет предпринимательскую деятельность. Ведь обязанность перечислять страховые взносы в виде фиксированного платежа не зависит от факта ведения деятельности и от величины доходов. Уплачивать взносы в ПФР предприниматель должен с момента приобретения статуса предпринимателя и до того момента, пока в ЕГРИП не будет внесена запись о прекращении деятельности физического лица в качестве предпринимателя (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 июня 2005 г. N А56-51216/04).
Окончательное решение по вопросу, должны ли предприниматели, которые не ведут предпринимательскую деятельность, платить страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа, принял Конституционный Суд РФ.
В своем определении от 12 апреля 2005 г. N 164-О суд отметил, что законодательство признает предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставляет им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права. Как известно, предпринимательская деятельность носит рискованный характер, а доход от этой деятельности не является постоянным и гарантированным.
Чтобы не ставить приобретение предпринимателями права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода, было решено определить обязательный для уплаты фиксированный размер минимального платежа.
Освободить предпринимателя от обязанности вносить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не могут:
- отсутствие денежных средств на уплату фиксированного платежа,
- обращение в налоговые органы,
- пенсия по старости, которую получает предприниматель.
Об этом говорится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 18 января 2005 г. по делу N А12-13975/04-С6, Северо-Западного округа от 14 декабря 2004 г. N А26-4749/04-211, Волго-Вятского округа от 16 декабря 2004 г. по делу N А17-2063/5-2004, Северо-Западного округа от 27 декабря 2004 г. по делу N А21-4353/04-С1. Такого же мнения придерживается и ВАС РФ в своем определении от 15 февраля 2008 г. N 14592/07.
Что касается периодов болезни, то индивидуальный предприниматель может быть освобожден от уплаты взносов на ОПС, если не осуществлял в этот период предпринимательской деятельности.
Помимо этого от уплаты взносов на ОПС освобождены предприниматели, которые не ведут предпринимательскую деятельность:
- в период прохождения военной или приравненной к ней службы;
- в связи с уходом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет.
Об этом говорится в пункте 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 апреля 2006 г. N 107, а также в определении Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. N 182-О.
Если предприниматель фактически прекратил деятельность, но не обратился с заявлением о государственной регистрации ее прекращения, то он освобождается от уплаты взносов только в одном случае. Ему необходимо доказать, что подать заявление он не смог в связи с чрезвычайными обстоятельствами (п. 2 Определения КС РФ от 12 мая 2005 г. N 211-О, абз. 4-6 п. 4 определения КС РФ от 12 апреля 2005 г. N 164-О, п. 3.3 определения КС РФ от 12 апреля 2005 г. N 165-О, п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 апреля 2006 г. N 107).
Если индивидуальный предприниматель заключил трудовое соглашение с организацией, то работодатель обязан перечислять в ПФР страховые взносы, начисленные на заработную плату предпринимателя. В то же время за предпринимателем сохраняется обязанность по перечислению фиксированного платежа в ПФР (постановление ФАС Поволжского округа от 21 октября 2004 г. по делу N А12-9249/04-С39).
О.А. Курбангалеева,
аудитор
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 6, июнь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Далее - Закон N 167-ФЗ.
*(2) Далее - Правила N 582.
*(3) Далее - Закон N 129-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru