Приготовьтесь сообщить о выплаченных доходах
Приближается пора сдачи отчетов по НДФЛ. Пожалуй, это тот налог, который в наименьшей степени обременяет необходимостью отчитаться, но вот сделать это должны как те, кто выплачивал доход, так и те, кто его получал (за определенным исключением). Мы сочли необходимым напомнить о некоторых особенностях, которые следует учесть тем, кто входит в первую из этих двух категорий.
Сведения подают налоговые агенты
Пунктом 2 ст. 230 НК РФ установлено, что сведения о выплаченных физическим лицам за прошедший налоговый период доходах представляются налоговыми агентами по месту своего учета до 1 апреля следующего налогового периода. Налоговыми агентами в соответствии со ст. 226 НК РФ признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, источником которых является данный налоговый агент.
Сведения сообщаются также и о выплатах, произведенных в пользу иностранных граждан (см., например, Письмо УФНС по г. Москве от 04.09.2007 N 21-11/084215@).
В соответствии с Рекомендациями по заполнению сведений о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год"*(1) (далее - Рекомендации) в разд. 3 "Доходы, облагаемые налогом по ставке __%" Справки о доходах: (далее - Форма N 2-НДФЛ) отражаются доходы физического лица по их видам и месяцам налогового периода.
Этот раздел содержит показатели:
- номер месяца, в котором был выплачен данный доход;
- код дохода, который берется из Справочника "Виды доходов" приложения 2 к Форме N 2-НДФЛ;
- суммы дохода без учета налоговых вычетов;
- код соответствующего вычета из Справочника "Вычеты" приложения 2 к Форме N 2-НДФЛ;
- суммы вычета.
При этом код дохода указывается при наличии положительной суммы дохода, а код вычета отражается при наличии положительной суммы вычета. Из этого следует, что при заполнении разд. 3 Формы N 2-НДФЛ сумма вычета не должна превышать сумму дохода.
В пункте 5.1 разд. 5 "Общая сумма дохода и налога на доходы по итогам налогового периода" указывается общая сумма дохода, выплаченная физическому лицу без учета налоговых вычетов. Показатель этой строки равен сумме всех доходов, приведенных в разд. 3 справки (Письмо ФНС России от 08.07.2008 N 3-5-04/233@).
Сведения о доходах отражают результаты фактического применения налоговым агентом положений гл. 23 НК РФ, действующих на момент удержания НДФЛ. Изменения в налоговом законодательстве, произошедшие после даты удержания налога и имеющие обратную силу, на заполнение справки о доходах физического лица не влияют (Письмо ФНС России от 08.08.2008 N 3-5-04/379@).
Налоговым кодексом определено, что сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, устанавливаемом Минфином.
До утверждения им, в соответствии со ст. 230 НК РФ, порядка представления на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов подлежит применению порядок передачи таких сведений, определенный в Приказе МНС России от N БГ-3-04/583*(2), которым представление на магнитных носителях сведений о доходах физических лиц по почте не предусмотрено (Письмо ФНС России от 09.01.2008 N 18-0-09/0001). Мнение налоговой службы неизменно, она и ранее сообщала о том же (Письмо от 28.12.2006 N САЭ-6-04/1272@), ссылаясь на Письмо Минфина России от 18.12.2006 N 03-05-01-03/157.
При формировании реестра сведений о доходах физических лиц необходимо использовать следующий алгоритм:
- графа "ФИО" заполняется на основании п. 2.2 Формы N 2-НДФЛ;
- графа "Общая сумма дохода" - по данным п. 5.1 Формы N 2-НДФЛ;
- при заполнении графы "Общая сумма налога исчисленная" смотри п. 5.3;
- графа "Общая сумма налога удержанная" заполняется на основании п. 5.4 (Письмо ФНС России от 08.02.2006 N ГИ-6-04/135@).
Куда сдавать сведения по обособленным подразделениям?
Возникает вопрос: куда следует представлять сведения при наличии у организации обособленного подразделения, только ли в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет головной организации? Московские налоговики в Письме от 16.01.2007 N 28-11/02739 высказали мнение, что налоговый агент - головная организация представляет в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ на всех налогоплательщиков - физических лиц, включая и работников обособленных структурных подразделений, с указанием кода административно-территориального образования (ОКАТО), в бюджет которого перечисляется НДФЛ.
Однако ФНС уточнила: либо головная организация сообщает их за всю организацию в целом (по доходам физических лиц, полученным как от головной организации, так и от всех обособленных подразделений организации), либо она представляет сведения о доходах физических лиц, полученных от головной организации, а каждое обособленное подразделение организации сообщает в тот же адрес о доходах физических лиц, полученных от указанных обособленных подразделений (письма от 21.02.2007 N ГИ-6-04/135@, от 07.03.2007 N 23-3-04/238@).
В Письме от 13.03.2008 N 04-1-05/0916@ налоговики подчеркнули, что решение вопроса о том, кто представляет указанные сведения в рамках осуществления деятельности российской организацией, имеющей обособленные подразделения, отнесено к компетенции самой организации. В то же время, сообщила ФНС, при переходе работника в течение одного и того же налогового периода (года) из одного обособленного подразделения в другое целесообразно, чтобы сведения о его доходах и удержанных с них налогах представлялись в целом головной организацией.
По мнению налоговиков, аналогично организациям индивидуальный предприниматель представляет сведения о доходах, выплаченных им нанятым работникам, по месту своей регистрации (своего жительства), даже если эти работники работают в торговой точке, подведомственной другому налоговому органу, где индивидуальный предприниматель также зарегистрирован (Письмо ФНС России от 09.04.2007 N 04-1-06/274@).
Однако совсем иной позиции придерживается Минфин. Рассуждая на эту тему в Письме от 03.12.2008 N 03-04-07-01/244, финансисты обращают внимание на то, что согласно п. 1, 2 и 4 ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту ее нахождения, месту нахождения ее обособленных подразделений и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, по месту учета налогового агента в налоговом органе. Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (п. 7 ст. 226 НК РФ).
Поэтому Минфин уверен, что сведения о доходах физических лиц могут представляться налоговым агентом - российской организацией, имеющей обособленные подразделения, в налоговые органы по месту своего нахождения, а обособленным подразделением организации - по месту нахождения обособленного подразделения, в котором работникам этого подразделения производится начисление и выплата дохода.
Правда, следует учитывать, что ранее налоговому органу удалось успешно оспорить правомерность представления сведений филиалом по месту своего учета (Постановление ФАС СЗО от 28.01.2008 N А05-6798/2007). По мнению судей, филиал не может этого делать, так как не является налоговым агентом.
Кстати говоря, в силу п. 4 ст. 26 НК РФ налоговый агент может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Таким образом, в случае подписания форм N 2-НДФЛ уполномоченным представителем организации, по мнению Минфина (Письмо от 25.07.2008 N 03-04-06-01/230), к ним должна прилагаться копия надлежащим образом оформленной доверенности, согласно которой представитель уполномочен на подписание от имени представляемого соответствующих документов. При этом в соответствующих строках документа "для подписи" вместо указания представляемого указываются данные уполномоченного представителя, документ подписывается представителем и заверяется его печатью.
Отпускные - по месяцу выплаты
Согласно Рекомендациям в разд. 3 Формы N 2-НДФЛ отражаются сведения о доходах, полученных физическими лицами в денежной и натуральной форме, по месяцам налогового периода.
В графе "Месяц" в хронологическом порядке указывается порядковый номер месяца налогового периода, соответствующего дате фактического получения дохода, определяемой в соответствии с положениями ст. 223 НК РФ.
Следовательно, доход в виде оплаты отпуска за декабрь 2008 года и январь 2009 года, полученный работником в декабре 2008 года, а также суммы исчисленного и удержанного с него НДФЛ учитываются при формировании Формы N 2-НДФЛ за 2008 год. При ее заполнении суммы оплаты очередного отпуска отражаются в поле того месяца, в котором они фактически выплачены, то есть в декабре (см. Письмо ФНС России от 09.01.2008 N 18-0-09/0001).
Минфин, придя к тем же выводам, в Письме от 06.03.2008 N 03-04-06-01/49 обосновал их так. В соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором.
Оплата отпуска не является выплатой дохода за выполнение трудовых обязанностей, поскольку в соответствии со ст. 106 и 107 ТК РФ отпуск - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей.
Дата фактического получения доходов в виде оплаты отпуска определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ как день выплаты этих доходов, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках, независимо от того, за какой месяц она была начислена.
С учетом изложенного указанные доходы отражаются при заполнении налоговой карточки по учету доходов и НДФЛ (форма N 1-НДФЛ) и справки о доходах физического лица (формы N 2-НДФЛ) в тех месяцах налогового периода, в которых эти доходы были выплачены.
При отзыве налогоплательщика из отпуска налоговый агент производит перерасчет суммы отпускных и, соответственно удержанной ранее суммы НДФЛ. Начисленные ранее суммы отпускных и соответствующие суммы налога сторнируются, а за фактически отработанные дни начисляется заработная плата и исчисляется налог.
Поэтому если справка о доходах налоговым агентом была представлена в налоговый орган до произведенного перерасчета сумм отпускных выплат, например, когда отпуск выпадает на конец одного налогового периода и начало другого, то в таком случае представляется уточненная Форма N 2-НДФЛ за истекший год. В том случае, когда перерасчет сумм отпускных выплат произведен до представления справки, налоговый агент производит необходимые перерасчеты и представляет формы N 2-НДФЛ в установленные законодательством сроки (Письмо ФНС России от 09.07.2008 N 3-5-04/238@).
А вот для компенсационной выплаты за неиспользованный отпуск в справочнике "Коды доходов" код не установлен. По мнению ФНС, выплата за неиспользованный отпуск должна быть отражена в Форме N 2-НДФЛ с указанием кода 4800 (Письмо ФНС России от 08.08.2008 N 3-5-04/380@).
Не торопитесь сообщать обо всех выплатах
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.
Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.
Ценные бумаги
Статьей 214.1 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых являются ценные бумаги. В соответствии с данной статьей налоговыми агентами признаются только те организации, которые в отношениях с налогоплательщиком действуют в качестве брокеров, доверительных управляющих или иных лиц, совершающих операции по договору поручения, комиссии или иному договору в пользу плательщика. Если такие договоры не заключены, то при совершении организацией операций купли-продажи векселей у физических лиц она не будет признаваться налоговым агентом.
В таких случаях в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате НДФЛ от операций с векселями лежит на самом физическом лице.
Учитывая, что требования ст. 230 НК РФ, касающиеся представления в налоговые органы необходимых сведений о выплаченных физическим лицам доходах и суммах удержанных налогов, не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, установлены для налоговых агентов, в данном случае они применяться не могут (Письмо ФНС России от 31.01.2006 N 04-1-04/57).
Если организация передает вексель физическому лицу в погашение своей задолженности перед ним, она также не является налоговым агентом и не должна сообщать сведения о каких-либо выплаченных ему доходах, так как сама по себе передача векселя как ценной бумаги физическому лицу, тем более в оплату полученных товарно-материальных ценностей, согласно ст. 214 НК РФ не образует дохода у физического лица (Постановление ФАС ПО от 16.01.2007 N А65-9014/2006).
Купля-продажа имущества
На основании п. 2 и 3 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ физические лица, получившие доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, обязаны самостоятельно исчислить с таких доходов суммы НДФЛ, подлежащие уплате в бюджет, а также представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом).
Следовательно, в этом случае обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и уплате сумм налога в бюджет у организации или индивидуального предпринимателя не возникает, поскольку в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам в связи с покупкой у них имущества, они налоговыми агентами не являются.
Соответственно, у них не возникает и предусмотренной ст. 230 НК РФ для налоговых агентов обязанности представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о выплаченных физическим лицам в налоговом периоде доходах и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ (письма Минфина России от 28.03.2008 N 03-04-05-01/89, от 30.10.2007 N 03-04-06-01/364, ФНС России от 19.05.2008 N 3-5-04/19, постановления ФАС УО от 07.02.2007 N Ф09-253/07-С2, ФАС СЗО от 18.02.2008 N А21-3559/2007).
Получил подарок - отчитайся сам
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ в 2008 году физические лица, получившие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения от организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ, самостоятельно исчисляли и уплачивали налог в отношении таких доходов*(3).
Поэтому организация, от которой физическое лицо (как являющееся ее работником, так и не являющееся таковым) получило доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, не являлось налоговым агентом в отношении таких доходов данного физического лица, и, следовательно, налогоплательщик должен был самостоятельно исчислить сумму налога, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую декларацию и уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет. То есть Налоговый кодекс не устанавливал в этом случае обязанности дарителей представлять в налоговый орган сведения о полученных от них физическими лицами доходах (письма Минфина России от 20.10.2008 N 03-04-06-01/309, от 27.10.2008 N 03-04-06-01/316). Противоположное мнение, выраженное московскими налоговиками, в частности, в письмах от 17.04.2008 N 28-11/037306 и от 24.09.2007 N 28-11/90580, относилось к редакции Налогового кодекса, действовавшей до 2008 года, но, очевидно, ввиду произошедших изменений оно вновь станет справедливым.
Налог не удержан - сведения не подаются
Налоговики часто трактуют Рекомендации так, что в справке о доходах отражаются все доходы, полученные физическими лицами в денежной и натуральной форме, независимо от их размера. Следовательно, организация - налоговый агент, выплачивающая физическим лицам выигрыши в проводимых рекламных акциях в размерах, не превышающих 4 000 руб., обязана представить Форму N 2-НДФЛ с указанием таких доходов.
В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ некоторые виды доходов, если они не превышают 4 000 руб. в год, в частности:
- стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
- возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом;
- стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
Следовательно в указанных случаях, например при вручении организацией физическим лицам призов как в денежной, так и в неденежной формах, в частности в рамках проведения рекламно-маркетинговых мероприятий, организация не является в соответствии со ст. 226 НК РФ для таких лиц налоговым агентом и представлять сведения в налоговый орган в отношении указанных доходов не обязана.
Так же считают суды. Например, ФАС ЗСО в Постановлении от 17.06.2008 N Ф04-3698/2008(6798-А27-29)*(4) указал на то, что организации, у которых при выплате дохода физическому лицу не возникает обязанности исчислить и удержать из сумм выплат НДФЛ, не должны вести учет доходов таких лиц и сообщать в налоговый орган сведения, предусмотренные п. 2 ст. 230 НК РФ (см. также постановления ФАС ЗСО от 24.10.2008 N Ф04-5912/2008(12521-А27-25), ФАС ВСО от 20.02.2008 N А33-11147/07-Ф02-374/08, ФАС МО от 23.04.2008 N КА-А40/3233-08, ФАС СЗО от 20.11.2008 N А05-10210/2007, ФАС УО от 06.03.2008 N Ф09-1104/08-С2).
А вот при получении физическими лицами от организации дохода в виде неденежного приза в ходе проведения рекламной кампании, превышающего 4 000 руб., организация признается налоговым агентом на основании п. 28 ст. 217 НК РФ. Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. В этом случае исчисление и уплату НДФЛ физическое лицо осуществляет самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 228 НК РФ.
Обязательной формы для подачи таких сведений законодательством о налогах и сборах РФ не предусмотрено. Вместе с тем п. 3 Рекомендаций предлагает налоговым агентам при направлении в налоговые органы указанных сведений использовать справку о доходах (форма N 2-НДФЛ). Об этом напомнили налоговики в Письме от 18.09.2008 N 3-5-03/513@. Следует учесть, что в этом письме они специально указали на то, что представление сведений в налоговый орган о невозможности удержать с физического лица исчисленную сумму налога не освобождает налогового агента от обязанности представлять сведения по форме N 2-НДФЛ в отношении данного физического лица и по итогам налогового периода в порядке, установленном п. 2 ст. 230 НК РФ. Как это нередко бывает, они сослались на недоработку программного обеспечения, которым пользуется налоговая служба.
Сумма налога, переданная на взыскание в налоговый орган в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ, указывается в п. 5.10 Формы N 2-НДФЛ, что разъяснено в разд. III Рекомендаций (Письмо Минфина России от 30.10.2006 N 03-05-01-04/302).
Матпомощь при рождении ребенка
В соответствии с п. 8 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.
В этой связи при выплате работнику единовременной материальной помощи при рождении ребенка такая сумма дохода должна отражаться в разд. 3 Формы N 2-НДФЛ с указанием кода 2760 справочника "Коды доходов" приложения 2 к Форме N 2-НДФЛ.
При отражении вычетов в справке можно применить код 503 (это выплата единовременной материальной помощи при рождении ребенка в сумме 50 000 руб.) справочника "Коды вычетов" приложения 2 к Форме N 2-НДФЛ (Письмо ФНС России от 08.08.2008 N 3-5-04/380@).
Предприниматель? Пусть тоже отчитается сам
Из пункта 2 ст. 226 НК РФ следует, что положения данной статьи не применяются в отношении доходов, получаемых индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, исчисление и уплата налога с которых производится в соответствии со ст. 227 НК РФ. Таким образом, организация не является налоговым агентом в отношении доходов индивидуального предпринимателя, у которого она закупает товары.
Поэтому не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если они предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах (п. 2 ст. 230 НК РФ).
ФАС МО в Постановлении от 14.03.2008 N КА-А40/1503-08 отметил, что Налоговый кодекс не обязывает налогового агента запрашивать, получать у индивидуального предпринимателя и хранить подобные документы. По мнению судей, информации на товарных чеках, оттисках печатей и чеках ККМ достаточно, чтобы определить, есть ли у физического лица статус предпринимателя (см. также Постановление ФАС УО от 04.03.2008 N Ф09-1135/08-С2).
Подтверждением того, что товар был приобретен у индивидуального предпринимателя, могут служить товарные чеки и чеки ККМ (ККТ) либо иные документы, оформленные в установленном порядке, содержащие информацию об основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя и идентификационном номере налогоплательщика - индивидуального предпринимателя (Письмо Минфина России от 07.05.2007 N 03-04-06-01/139).
Также и в пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ предусмотрено, что нотариусы, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, самостоятельно исчисляют суммы НДФЛ, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, исходя из сумм полученных ими доходов.
Таким образом, положениями гл. 23 НК РФ на организации, которые производят оплату услуг, оказываемых им частными нотариусами, не возложены обязанности представления сведений о выплаченных им доходах (Письмо УФНС по г. Москве от 14.03.2007 N 28-11/22942@, постановления ФАС ЗСО от 31.05.2007 N Ф04-7506/2006(34257-А81-14) *(5), ФАС ВСО от 12.04.2007 N А33-8043/06-Ф02-1700/07).
Кто отчитается при реорганизации?
В случае реорганизации либо ликвидации деятельность налогового агента прекращается до окончания налогового периода.
В этой связи сведения о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ должны быть представлены за последний налоговый период, которым в соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ является период времени от начала года до дня завершения реорганизации.
Например, в случае реорганизации в форме присоединения в разд. 1 Формы N 2-НДФЛ сведений о доходах должны быть указаны наименование, ИНН и КПП присоединенной организации, при этом если присоединенная организация имела обособленные подразделения, то должны быть указаны КПП соответствующих обособленных подразделений, по месту нахождения которых уплачивался налог (Письмо ФНС России от 01.10.2008 N 3-5-04/559@).
В то же время, как указано в Письме УФНС по г. Москве от 01.04.2008 N 09-14/031191, порядок правопреемства при реорганизации юридического лица в части представления сведений о доходах физических лиц законодательством о налогах и сборах не установлен.
Учитывая это обстоятельство, поскольку ст. 50 НК РФ установлено правопреемство вновь возникших юридических лиц только в части исполнения обязанности по уплате налогов, исполнение обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц правопреемниками реорганизованного юридического лица неправомерно. Следовательно, до момента прекращения своей деятельности реорганизованное в форме разделения юридическое лицо обязано представить сведения о доходах физических лиц за соответствующую часть года.
А.Б. Сухов,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 3, февраль 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@.
*(2) Приказ МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год".
*(3) С 01.01.2009 эта обязанность возлагается на них только в том случае, если они получили подарок от физического лица, не являющегося предпринимателем.
*(4) Определением ВАС РФ от 05.11.2008 N 12980/08 в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано.
*(5) Определением ВАС РФ от 10.09.2007 N 10921/07 в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"