Применяем профстандарт "Бухгалтер"
И. Дубовик,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2016 г., с. 56-65.
Уже несколько лет Минтруд разрабатывает профессиональные стандарты для различных профессий. Есть такой документ и для бухгалтера - профессиональный стандарт "Бухгалтер", утвержденный Приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 N 1061н. Хотя действует он уже более года, у практиков есть вопросы о порядке его применения, наиболее актуальные из которых мы и предлагаем сейчас рассмотреть.
Обязательно или добровольно?
Пожалуй, это главный вопрос, который встает перед бухгалтером при применении разбираемого в статье профессионального стандарта. В нем самом не сказано, что он обязателен к применению, что не исключает его добровольное использование.
К сведению. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, нужной работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).
Приведем еще ряд аргументов в пользу данного суждения. Профессиональный стандарт является подзаконным нормативным актом, принятым во исполнение норм правового акта более высокого уровня - Трудового кодекса. А в нем профстандарты упоминаются наряду с Едиными тарифно-квалификационными справочниками работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Едиными квалификационными справочниками должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). Все названные документы применяются:
- для установления работнику в трудовом договоре трудовой функции - наименования работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работы, если она связана с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений (ст. 57 ТК РФ);
- при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам в рамках установления тарифной системы оплаты труда (ст. 143 ТК РФ);
- для установления системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ст. 144 ТК РФ).
Возможность выбора между ЕКС, ЕТКС и профстандартами при решении перечисленных вопросов касательно трудового законодательства уже свидетельствует в пользу добровольного применения стандартов. Хотя, как ожидается в ближайшем будущем, по мере внедрения профессиональных стандартов ЕТКС и ЕКС будут постепенно отменяться. Но такая замена, по мнению представителей Минтруда, растянется на достаточно длительный период.
Кстати, профстандарты, в отличие от ЕКС, ЕТКС, могут объединять разные уровни квалификации, что делает данные документы удобным ориентиром для работодателя при подборе работников и управлении персоналом. К тому же стандарты созданы совсем недавно, а значит, достаточно актуальны сегодня. Поэтому вместо ЕТКС и ЕКС государственное (муниципальное) учреждение вправе использовать именно профессиональные стандарты.
На заметку. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет, какой документ использовать (Информация Минтруда РФ от 05.04.2016 "По вопросам применения профессиональных стандартов"*(1)).
Вторым аргументом в пользу добровольного применения стандартов является нечеткая правовая база. До 1 июля 2016 года в этом вопросе следовало руководствоваться Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов*(2). Согласно документу данные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления. Как видим, указанная норма не предусматривает обязательное применение профстандартов. С 1 июля 2016 года вступает в силу новая ст. 195.3 ТК РФ (введена Федеральным законом от 02.05.2015 N 122-ФЗ), и в ней уже на уровне закона введен порядок применения профстандартов.
В статье 195.3 ТК РФ сказано, что, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации работника для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части данных требований обязательны для применения работодателями. Но пока такого положения нет ни в Трудовом кодексе, ни в других актах, которыми руководствуется в своей работе главный бухгалтер автономного учреждения.
Под иными нормативными правовыми актами подразумеваются постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которыми устанавливаются специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, которые носят нормативный правовой характер (например, приказы Минфина и др.). В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты (Информация Минтруда РФ от 05.04.2016).
Нормами ст. 4 Федерального закона N 122-ФЗ утверждено право Правительства РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными учреждениями. Иными словами, с 1 января 2016 года бухгалтеру автономного учреждения стоит следить за подобными инициативами, чтобы не упустить момент, когда профстандарты станут обязательными.
Пока же рассматриваемые стандарты являются только ориентирами и могут применяться в части указания наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у конкретного работодателя. На это обращается внимание в Информации Минтруда РФ от 10.02.2016 "О применении профессиональных стандартов в сфере труда"*(3).
К сведению. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе разъяснять вопросы применения профстандартов (абз. 3 ст. 195.3 ТК РФ).
Нужно ли повышать квалификацию бухгалтеру?
Любой бухгалтер положительно ответит на этот вопрос, потому что в потоке нескончаемых текущих дел финансовому работнику трудно уследить за всеми новшествами и изменениями бухгалтерского и налогового законодательства. Но в период кризиса работодатели стараются экономить на всем, в том числе на повышении профессионального уровня работников. Между тем согласно ст. 197 ТК РФ сотрудники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Профессиональный стандарт "Бухгалтер" предусматривает прохождение главбухом дополнительных профессиональных программ по повышению квалификации.
В случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это - условие выполнения ими определенных видов деятельности (п. 4 ст. 196 ТК РФ). Являются ли озвученные нормы профессионального стандарта тем самым случаем, делающим обязательным для главных бухгалтеров повышение квалификации? По мнению автора, нет.
Условия выполнения работником определенных видов деятельности устанавливаются на уровне закона, а не подзаконного акта. В частности, Закон об аудиторской деятельности*(4) обязывает аудитора ежегодно повышать свою квалификацию для продолжения профессиональной деятельности. А в Законе об автономных учреждениях*(5) и Законе о бухгалтерском учете*(6) нет прямой нормы, обязывающей работодателя направлять бухгалтера на профессиональное повышение квалификации. Подзаконные акты, такие как инструкции по применению некоммерческого плана счетов (утвержденные приказами Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, от 23.12.2010 N 183н), не следует принимать во внимание, поскольку они регулируют методологию бухгалтерского учета, а не правовые вопросы ведения деятельности.
Получается, что в настоящий момент нет легитимного правового акта, обязывающего бухгалтера проходить повышение квалификации. Схожая позиция озвучена в Информации Минтруда РФ от 05.04.2016. В ней констатируется, что необходимость подготовки работников (профессионального образования и обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и предоставление дополнительного профессионального образования работникам осуществляются работодателем на условиях и в порядке, установленных коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ).
Продолжим мысль. Руководитель автономного учреждения может быть заинтересован в повышении квалификации своего главного бухгалтера, поскольку методологические инструкции по ведению "некоммерческого" учета часто обновляются и финансисту нужно своевременно в них разобраться, чтобы представить руководству качественную информацию о финансовом состоянии учреждения. Поэтому внутренними документами учреждения или нормативными актами органов власти, которым оно подчиняется, может предусматриваться обязательность повышения квалификации главного бухгалтера.
Можно ли принять в штат бухгалтера без опыта работы?
Вопрос возник в связи с тем, что профессиональный стандарт требует от рядового бухгалтера стажа работы не менее трех лет. Как выполнить данное условие начинающему бухгалтеру, у которого нет даже опыта работы? Ведь где-то ему все же следует набираться этого опыта. Как вариант - на должности помощника или ассистента бухгалтера, но будет ли такой срок засчитан в стаж работы сотрудника как бухгалтера? Достаточно спорный вопрос, а потому обратимся к другому варианту обозначенной проблемы принятия на работу начинающего бухгалтера без опыта.
Прочтем дословно требования стандарта к бухгалтеру. Среднее специальное образование по направлению подготовки "Экономика и управление", а при отсутствии профильного образования - наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее трех лет в области учета и контроля. Следовательно, наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее трех лет - требования, предъявляемые к соискателям, не имеющим профильного образования (Письмо Минтруда РФ от 12.01.2016 N 14-3/В-3). Если такое образование есть, начинающий бухгалтер может не торопясь нарабатывать стаж для перехода на более высокий уровень главного бухгалтера.
Для полноты картины обозначим еще один вариант разрешения проблемы. В Письме Роструда от 30.04.2008 N 1028-с сказано, что квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным опытом и выполняющие качественно и в полном объеме должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. На это обращается внимание и в Информации Минтруда РФ от 05.04.2016. В связи с тем, что указанный квалификационный справочник продолжает действовать в настоящее время, данное исключение говорит о возможности отступления от требований профессионального стандарта и наличии в организации работника без опыта на должности бухгалтера.
Что еще интересного для бухгалтера есть в профстандарте?
Каждый читатель может самостоятельно ответить на вопрос, мы же предлагаем сравнить уровень знаний, умений и навыков бухгалтера и главного бухгалтера.
/-------------------\
| Должности |
\-------------------/
/------------------\ /------------------\
| Бухгалтер | | Главный бухгалтер|
\------------------/ \------------------/
Обобщенная трудовая функция |
/-------------------------------\ /--------------------------------\
| Ведение бухгалтерского учета | | Составление и представление |
\-------------------------------/ | отчетности |
| \--------------------------------/
Трудовая функция |
/----------------------------------\/------------------------------------\
|- принятие к учету первичных учет-||- составление финансовой отчетности|
|ных документов о фактах хозяйст-||учреждения; |
|венной жизни учреждения; ||- внутренний контроль учета и пред-|
|- денежное измерение объектов бух-||ставления отчетности; |
|галтерского учета и группировка||- ведение налогового учета и пред-|
|фактов хозяйственной жизни; ||ставление налоговых деклараций; |
|- итоговое обобщение фактов хо-||- бюджетирование, управление денеж-|
|зяйственной жизни ||ными потоками |
\----------------------------------/\------------------------------------/
Говоря об автономных учреждениях, выделим одну из основных обозначенных выше трудовых функций главного бухгалтера - бюджетирование. Его нужно отличать от финансового анализа, который свойственен предпринимательской деятельности. Бухгалтеру же автономного учреждения стоит уделить внимание следующим основным трудовым действиям, относящимся именно к бюджетированию:
- организации данного процесса и управлению денежными потоками;
- координации и контролю выполнения работ в процессе бюджетирования;
- составлению финансовых планов, бюджетов и смет, представлению их руководителю или иному уполномоченному лицу на утверждение;
- мониторингу источников финансирования, проверке качества составления бюджетов денежных средств и финансовых планов;
- составлению отчетов об исполнении бюджетов денежных средств, финансовых планов и осуществлению контроля целевого использования средств, соблюдения финансовой дисциплины и своевременности расчетов.
Багаж знаний для этого должен быть значителен. В частности, бухгалтеру нужно хорошо разбираться в правовых актах по ведению бухгалтерского учета, таких как инструкции N 157н *(7) (в общей методологии) и 183н *(8) (в порядке отражения хозяйственных операций). Востребованными будут и знания законодательства о налогах и сборах, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, знание гражданского, трудового права. Пригодятся и умение пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, навыки работы с информационными и справочно-правовыми системами.
Обязанность по составлению отчетности главный бухгалтер может делегировать своему квалифицированному заместителю, тогда как вопросы бюджетирования следует решать самостоятельно. За это с главного бухгалтера спросит персонально руководитель автономного учреждения, который принимает стратегические решения и вряд ли доверится заместителям или иным подчиненным. Также главному бухгалтеру в конечном итоге придется обосновывать принятые решения при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок.
Причем бухгалтер в автономном учреждении - это не статист, который фиксирует и обобщает информацию об операциях и фактах хозяйственной жизни в учете и отчетности. Он выполняет и функцию контролера, обладающего необходимыми сведениями, может проводить мониторинг всего того, что происходит в учреждении и что имеет стоимостную и количественную оценку.
Можно ли уволить за невыполнение требований профстандарта?
Перечень оснований для расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя приведен в ст. 81 ТК РФ. Одно из таких оснований - несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81). Фактическое соответствие обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно применяемому работодателем положению о порядке проведения аттестации (Письмо Роструда N 1028-с). Увольнение работника иным образом или по иному, не предусмотренному ст. 81 основанию будет считаться неправомерным.
Здесь отметим, что согласно ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Данная норма в равной степени направлена на защиту прав работника, обладающего лучшими показателями в работе, предоставляет последнему преимущество перед другими сотрудниками, занимающими аналогичные должности, и на защиту прав работодателя на продолжение трудовых отношений с тем работником, с помощью труда которого он сумеет достичь наиболее высоких результатов своей деятельности.
Поэтому не стоит удивляться, что при сокращении численности или штата в кризис под увольнение подпадет сотрудник, не отвечающий требованиям профессионального стандарта, при условии, что работодатель использует для оценки квалификации именно его, а не единые квалификационные справочники. Как указано в Информации Минтруда РФ от 05.04.2016, по вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.
Иными словами, чиновники возлагают всю ответственность как за применение профстандарта, так и за наказание при его несоблюдении работниками на работодателя. Последнему при этом стоит помнить, что его действия не должны нарушать трудовое законодательство, а в противном случае он может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, на что указано в Информации Минтруда РФ от 05.04.2016.
* * *
Подведем итог. Профессиональный стандарт "Бухгалтер", наряду с ЕТКС и ЕКС, может быть ориентиром для работодателя при определении трудовых функций финансовых работников и их профессиональной квалификации. Пока названный стандарт носит рекомендательный характер, но не исключено, что впоследствии при дополнении нормативной базы его отдельные нормы станут обязательными к применению требованиями для работника и работодателя в государственных (муниципальных) учреждениях. Все это говорит о том, что рассмотренный профессиональный стандарт - уже не просто документ для ознакомления, а практический правовой акт, который может использоваться в работе финансовой службы автономного учреждения.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Размещена на официальном сайте Минтруда (www.rosmintrud.ru).
*(2) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23.
*(3) Размещена на официальном сайте Минтруда.
*(4) Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.
*(5) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
*(6) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
*(7) Утверждена Приказом Минфина РФ N 157н.
*(8) Утверждена Приказом Минфина РФ N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"