ЗАО планирует привести устав в соответствие с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Одновременно с этим планируется утвердить устав в новой редакции, в котором будут отражены не только изменение наименования ЗАО в АО, но и изменения, которые были внесены в устав ранее (начиная с 2010 года по 2014 год) и зарегистрированные соответствующим образом ранее.
Каков алгоритм действий, связанных с регистрацией данных изменений:
- требуется ли нотариальное заверение решения единственного акционера;
- каковы формы заявлений для регистрации в налоговом органе и требуется ли его нотариальное заверение;
- нужно ли платить госпошлину и каков размер госпошлины;
- требуется ли уведомление ФСС, ПФР, других государственных органов о внесенных изменениях;
- требуется ли внесение изменений во все лицензии и разрешительные документы на виды деятельности АО;
- требуется ли изменение печати;
- требуется ли получение измененных свидетельств ИНН, ОГРН;
- отражаются ли изменения в Росстате и возможно ли в дальнейшем получение измененного письма Росстата?
Какие еще важные шаги необходимо предпринять в связи с перерегистрацией ЗАО в АО?
Необходимо ли внести изменения в трудовые договоры и трудовые книжки работников?
1. В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу этого федерального закона*(1), подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. До приведения их в соответствие с измененной редакцией главы 4 Гражданского кодекса учредительные документы организаций, созданных до 1 сентября 2014 года, действуют в части, не противоречащей новой редакции ГК РФ.
Для акционерного общества (далее также - общество, АО) учредительным документом является устав (п. 1 ст. 52 ГК РФ, п. 1 ст. 11, п. 5 ст. 9 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО).
Каких-либо особенностей, которые должны соблюдаться при внесении изменений в устав общества в целях приведения его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ законодательством не установлено. Поэтому соответствующие изменения вносятся с соблюдением общих правил, предусмотренных ГК РФ и Законом об АО. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 48 Закона об АО утверждение устава АО в новой редакции относится к компетенции общего собрания акционеров. Если все голосующие акции общества принадлежат одному лицу, решение о внесении в устав общества изменений или об утверждении устава в новой редакции принимается этим лицом единолично и оформляется письменно без соблюдения положений главы VII Закона об АО, определяющих порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (п. 3 ст. 47 Закона об АО).
Итак, для утверждения устава АО в новой редакции единственному акционеру достаточно принять соответствующее решение, оформив его в виде подписанного им документа*(2).
Дополнительно удостоверять факт принятия указанного решения в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, как мы полагаем, не требуется. Напомним, что приведенная норма предусматривает необходимость подтверждать факт принятия общим собранием акционеров непубличного АО решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии. Положения ГК РФ и Закона об АО не позволяют однозначно ответить на вопрос, распространяется ли это требование на акционерные общества, все акции которых принадлежат одному лицу. Нельзя не указать на то, что имеются определенные основания для утвердительного ответа на этот вопрос*(3). Однако на сегодняшний день Банком России, который, напомним, уполномочен осуществлять регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в АО (п. 10.2 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), по этому вопросу выработана официальная позиция, согласно которой при принятии решений единственным акционером по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, установленные ст. 67.1 ГК РФ требования, предусматривающие необходимость подтверждения решений общего собрания путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров и выполняющим функции счетной комиссии, не применяются (п. 9 письма Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054, письмо Банка России от 11.01.2016 N 03-31-2/28). Аналогичные рекомендации содержатся в п. 2.3 Пособия по удостоверению нотариусом принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии, направленного письмом Федеральной нотариальной палаты от 01.09.2014 N 2405/03-16-3. В качестве косвенного подтверждения правомерности такого подхода могут восприниматься положения п. 29 ст. 35 и ст. 103.10 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I, согласно которым для удостоверения факта принятия решения органом управления юридического лица и состава участников (членов) этого органа нотариус присутствует при проведении собрания или заседания органа управления юридического лица. При принятии же решений единственным акционером по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров, заседания не проводятся, а упомянутые в ст. 103.10 Основ решение о проведении собрания и об утверждении соответствующей повестки дня, а также предусмотренный законом документ с перечнем лиц, имеющих право на участие в собрании или заседании, не составляются.
2. Исходя из п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), п. 12 ст. 3 Закона N 99-ФЗ, приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@) для государственной регистрации вносимых в устав изменений (устава в новой редакции) в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Соответствующая форма заявления (N Р13001) утверждена Приказом N ММВ-7-6/25@. Учитывая, что в связи с приведением устава в соответствие с новой редакцией ГК РФ у общества меняется наименование (из наименования исключается слово "закрытое" - п. 2 ст. 96 ГК РФ), в заявлении, помимо титульного листа и листа "М", содержащего сведения о заявителе, заполняется лист "А" со сведениями о новом фирменном наименовании общества. Заявителем в приведенной ситуации является генеральный директор (директор) АО (пп. "а" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, предусмотренных п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ)*(4);
б) решение единственного акционера об утверждении устава общества в новой редакции;
в) два экземпляра новой редакции устава (если документы представляются в регистрирующий орган в форме электронных документов - один экземпляр)*(5).
3. Согласно п. 12 ст. 3 Закона N 99-ФЗ при регистрации изменений в уставе в связи с его приведением в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ государственная пошлина не взимается. Приведенной нормой освобождение от уплаты государственной пошлины поставлено в зависимость исключительно от того, вносятся ли в устав изменения, направленные на приведение его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ. Следовательно, если одновременно с такими изменениями в устав АО вносятся изменения, не связанные с приведением устава в соответствие с новой редакцией ГК РФ (предпоследний абзац п. 3 ст. 11 Закона об АО), необходимости уплачивать государственную пошлину не возникает.
4. Ни Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", ни федеральные законы о конкретных видах обязательного страхования не обязывают плательщика страховых взносов сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов об изменении своего наименования или учредительных документов. Поэтому сообщать об изменении устава в территориальный орган ПФР или ФСС РФ общество не обязано.
5. Частью 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ установлено, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Отсюда следует, что изменение наименования общества в связи с приведением его устава в соответствие с новой редакцией ГК РФ не требует переоформления правоустанавливающих документов, лицензий и иных разрешительных документов, других документов, которые содержат прежнее наименование общества, перерегистрации контрольно-кассовой техники с выдачей новой карточки регистрации и т.п. (смотрите, например, письма ФНС России от 22.10.2014 N ЕД-4-2/21933, Росприроднадзора от 14.10.2014 N АА-03-04-36/16011, информационное письмо Ростехнадзора от 30.01.2015 N 00-01-34/48)*(6).
6. В силу п. 7 ст. 2 Закона об АО (в редакции Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ, вступившего в силу с 6 апреля 2015 г.) акционерное общество вправе (но не обязано) иметь печать со своим наименованием. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества. Таким образом, если общество имеет печать и сведения об этом отражены в уставе, изменение наименования общества влечет необходимость замены имеющейся печати на новую, в которой отражено актуальное наименование общества (соответствующее тому, которое указано в уставе и едином реестре юридических лиц).
Здесь же напомним, что согласно п. 7.11 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И изменение наименования клиента - юридического лица (владельца счета) является основанием для представления в банк новой карточки с образцами подписей и оттиска печати. Формально в силу уже упомянутого п. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ указанное требование не должно применяться к случаям изменения наименования АО в связи с приведением его в соответствие с новой редакцией ГК РФ. Однако, поскольку в приведенной ситуации изменение наименования будет сопровождаться заменой печати, полагаем, что АО следует представить в обслуживающий банк (банки) новую карточку.
7. Изменение наименования и утверждение новой редакции устава не приводят к возникновению нового юридического лица, а значит, и к изменению ИНН и ОГРН. Поэтому получать новое уведомление о постановке общества на учет в налоговом органе не требуется (письмо ФНС России от 16.09.2014 N СА-4-14/18715). Подтверждением же внесения изменений в устав общества будет являться выдача регистрирующим органом обществу листа записи ЕГРЮЛ по форме, установленной приложением N 2 к приказу ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@ (смотрите также постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 N 07АП-2374/15, определение Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 N 04АП-686/15).
8. Законодательство не обязывает общество получать новое информационное письмо Росстата в связи с изменением наименования, тем более что на отсутствие такой необходимости в случае приведения наименования в соответствие с новой редакцией ГК РФ указывает и п. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ. По вопросу замены такого письма общество вправе обратиться в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.
9. Не требуется в приведенной ситуации и вносить какие-либо изменения в трудовые договоры с работниками. В трудовые книжки работников необходимо внести запись об изменении наименования общества.
10. Согласно п. 3.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (утверждено постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27) в реестре владельцев ценных бумаг эмитента содержится информация о самом эмитенте, в том числе о его полном и кратком наименовании. Поэтому представляется, что в связи с исключением из наименования АО слова "закрытое" обществу необходимо обратиться к регистратору, который осуществляет ведение реестра акционеров общества в целях внесения изменений в сведения о наименовании общества, содержащиеся в этом реестре.
Кроме того, согласно п.п. 58.1, 58.2, 59.1.2, 59.4, 59.5.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг, порядка государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Положением Банка России от 11.08.2014 N 428-П, в течение 30 дней с момента получения от регистрирующего органа документа, подтверждающего государственную регистрацию изменений в уставе (устава в новой редакции) в связи с изменением полного или сокращенного фирменного наименования, акционерное общество, являющееся эмитентом ценных бумаг, выпуск которых прошел государственную регистрацию, обязано уведомить Банк России по форме, приведенной в приложении N 26 к указанным Стандартам эмиссии, об изменении своего полного или сокращенного фирменного наименования. К уведомлению должны быть приложены следующие документы:
- копия (выписка из) решения единственного акционера о внесении изменений в устав (об утверждении устава в новой редакции) в части изменения сокращенного и (или) полного фирменного наименования общества;
- копия письменного уведомления (свидетельства) регистрирующего органа о государственной регистрации изменений в уставе (полагаем, что таким документом является лист записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме, установленной приложением N 2 к приказу ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@);
- копия зарегистрированных изменений, внесенных в устав общества в части изменения его полного и (или) сокращенного фирменного наименования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
11 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон N 99-ФЗ вступил в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением положений, для которых статьей 3 этого Закона установлены иные сроки вступления их в силу (ч. 1 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
*(2) Смотрите в связи с этим материал: Энциклопедия решений. Принятие решений единственным акционером АО.
Отметим также, что при подготовке ответа мы исходим из того, что все голосующие акции в АО принадлежат одному лицу, поскольку об этом указывается в вопросе. Если же в АО несколько акционеров, решение об утверждении устава в новой редакции должно приниматься по результатам проведения общего собрания акционеров (смотрите в связи с этим материалы: Энциклопедия решений. Порядок проведения общего собрания акционеров АО в очной форме; Энциклопедия решений. Уведомление о проведении общего собрания акционеров АО; Энциклопедия решений. Проведение общего собрания акционеров АО в заочной форме; Энциклопедия решений. Предоставление информации и материалов при подготовке к проведению общего собрания акционеров АО). Факт принятия решения и состав лиц, участвовавших в собрании, должны подтверждаться в порядке, предусмотренном ст. 67.1 ГК РФ.
*(3) Смотрите о таких основаниях подробнее, например, в ответе на Вопрос: Единственный участник ЗАО планирует принять решение по вопросам, отнесенным к повестке дня годового собрания акционеров. Необходимо ли соблюдать требование о подтверждении лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров общества и выполняющим функции счетной комиссии, либо требование о нотариальном удостоверении принятия решения общим собранием участников АО, а также состава участников АО, присутствующих при принятии указанного решения, при принятии единственным участником ЗАО, которому принадлежат все голосующие акции общества, решения по вопросам, отнесенным к повестке дня годового собрания акционеров, и иных решений единственного участника ЗАО? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2015 г.), а также в решении Арбитражного суда Новосибирской области от 14.05.2015 N А45-26379/2014.
*(4) Смотрите также материал: Энциклопедия решений. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы.
*(5) Смотрите в связи с этим размещенный на официальном сайте ФНС России (раздел "Часто задаваемые вопросы") ответ на Вопрос: Требуется ли прошивать учредительные документы?
*(6) О внесении изменений в договоры с контрагентами смотрите в ответе на Вопрос: ОАО приняло устав в новой редакции в связи с приведением своего наименования в соответствие с изменившимися нормами главы 4 ГК РФ, о чём в ЕГРЮЛ внесена запись (ОАО стало АО). Все остальные реквизиты остались без изменения. Контрагентам АО были разосланы уведомления. Коммерческая организация, которая по договору возмездно оказывает АО услуги связи, направила в адрес АО проект дополнительного соглашения к договору - абонент должен внести плату за переоформление каждого телефонного номера. Считается ли приведение наименования ОАО в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ изменением организационно-правовой формы или переименованием организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2015 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.