Общество арендует здание (далее объект) для офиса. Часть помещений сдается в субаренду индивидуальному предпринимателю, который организует питание для сотрудников Общества.
Согласно договору аренды арендатор (Общество) является собственником всех отходов, образуемых при эксплуатации объекта, и обязуется за свой счет обеспечить вывоз отходов. Обществом заключен договор на вывоз и передачу на утилизацию твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов и строительного мусора с объекта:
- Является ли общество плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду?
- Как рассчитать плату за размещение отходов производства и потребления, какие для этого нужны документы?
С аналогичным вопросом Общество уже обращалось к консультантам в 2012 году (письмо N ЛП-4942 от 04.07.2012, вх. N 1404 от 04.07.2012). Тогда был получен ответ, что с учетом приведенных в ответе положений Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также сложившейся судебной практики, Общество не должно осуществлять платежи за такой вид негативного воздействия на окружающую среду как размещение отходов производства и потребления.
Просим ответить на поставленные вопросы, исходя из нормативных документов, действующих в настоящее время, а также имеющихся разъяснений и судебной практики, в частности:
- новой редакции Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- мнения высказанного Верховным судом РФ в Определении от 04.02.2015 N 309-КГ14-2379;
- информации Росприроднадзора "О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду" (публикация на сайте http://rpn.gov.ru);
- письма Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы N 05-08-1914/14.
ООО "АНТ-Консалт", июнь 2015 г.
1. При ответе на предыдущий запрос Общества, касающийся необходимости расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) в ситуации, аналогичной описанной в данном запросе, нами была высказана позиция, которая состоит в том, что Общество такую плату рассчитывать и уплачивать не должно. Данный вывод основывался на комплексном анализе положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В частности, речь шла о внесении платы за такой вид негативного воздействия на окружающую среду, определенный в п. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ, как размещение отходов производства и потребления. Поскольку названный закон не содержит норм о том, что следует понимать под данным видом негативного воздействия, то основываясь на системном анализе ст. 1 Закона N 89-ФЗ*(1) (в редакции, действовавшей в период подготовки консультации), содержащей определения терминов "отходы производства и потребления"*(2), "размещение отходов"*(3), а также ст. 12 Закона, устанавливающей особые требования к объектам размещения отходов*(4) нами было резюмировано, что поскольку Общество не занимается размещением отходов по смыслу, которой придает этой деятельности Закон N 89-ФЗ (таковая носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах), а обязанность по внесению платы за НВОС Законом N 7-ФЗ возлагается на лицо в том случае, если в результате его хозяйственной или иной деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в ст. 16 Закона, то Общество плату за НВОС рассчитывать и уплачивать не должно.
Данный вывод подтверждался сложившейся судебной практикой, в том числе на уровне Высшего арбитражного суда РФ (Определение ВАС РФ от 20.12.2011 N ВАС-16732/11, Постановления Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 1752/11, от 20.07.2010 N 4433/10, от 17.03.2009 N 14561/08).
Вместе с тем, позднее, Верховным судом РФ в Определении от 04.02.2015 N 309-КГ14-2379 по данному вопросу была высказана прямо противоположная позиция, суть которой сводится к тому, что обязанность по внесению платы за НВОС при размещении отходов производства и потребления существует у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют любые виды деятельности и в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы. Отмену актов судов нижестоящих инстанций и отказ организации в удовлетворении требований о признании незаконными действий Росприроднадзора по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за НВОС (при том, что данная организация (Центральный банк РФ) самостоятельно размещением отходов не занималась, а передавала их специализированным организациям в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами) суд, помимо определений терминов, установленных в ст. 1 Закона N 89-ФЗ, о которых говорилось выше, мотивировал положениями п. 1 ст. 18 данного закона, в котором идет речь об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы, а также Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия*(5) (далее - Порядок определения платы) в п. 1 которого сказано, что таковой распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуемые природопользователями). Также судом указано на то, что в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 89-ФЗ, Банк является собственником отходов производства и потребления, а значит в силу ст. 210 Гражданского Кодекса РФ несет бремя содержания принадлежащего ему этого имущества, к расходам на содержание которого относится, в том числе обязанность по внесению платы за НВОС. При передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы, а оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.
По результатам рассмотрения данного дела Верховный суд РФ резюмировал следующее: "Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за НВОС возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей. В договорах на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, заключенных Банком со специализированными организациями в период с 2010 по 2012 гг. не предусмотрен переход права собственности на отходы Банка, так же как и обязанность специализированных организаций производить расчеты и вносить плату за НВОС за размещение отходов, являющихся собственностью заявителя. Денежные средства для цели уплаты данных платежей Банком специализированным организациям также не передавались. Таким образом, Банк, самостоятельно и добровольно исчислив и внеся плату за размещение отходов производства и потребления, признал такую обязанность в рамках заключенных договоров со специализированными организациями за собой, а суды неправомерно удовлетворили его требования, возвратив денежные средства, перечисленные в федеральный бюджет".
Из буквального прочтения приведенного судебного акта следует, что Верховный суд иным образом определил состав плательщиков платы за НВОС по сравнению с тем как это можно сделать на основании системного анализа положений Законов N 7-ФЗ и N 89-ФЗ, фактически признав таковыми лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются эти отходы и, мотивировав это, по сути, лишь Порядком определения платы, в котором имеется указание на то, что данный Порядок распространяется на лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием. Вместе с тем, как указал Конституционный суд РФ в п. 3 Определения от 05.03.2013 N 5-П экологические платежи являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором, соответственно Правительство РФ, согласно ст.ст. 57, 71 (п. "з"), 75 (ч. 3), 76 (ч. 1) во взаимосвязи с ст.ст. 114, 115 Конституции РФ вправе участвовать в регулировании таких обязательных публично-правовых платежей, если эти платежи допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего на Правительство РФ определение в своих нормативных правовых актов порядка их исчисления. Из ст. 6 Закона РСФСР от 19.12.91 "Об охране окружающей природной среды" и п. 3 ст. 16 действующего в настоящее время Закона N 7-ФЗ следует, что на Правительство РФ возложены полномочия по установлению именно порядка определения платы за НВОС, но не круга лиц, на которых возлагается обязанность по расчету и внесению платы*(6). Следовательно, выводы Верховного суда о плательщиках, основанные на положениях п. 1 Порядка определения платы за НВОС при том, что виды негативного воздействия, с которым законодатель связывает обязанность по внесению платы прямо указаны в п. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ представляются нам не вполне обоснованными.
Приведенная в предыдущей консультации позиция согласуется с высказыванием Конституционного суда РФ, содержащемся в Определении от 10.12.2002 N 284-О, которое состоит в том, что по смыслу ст. 16 Закона N 7-ФЗ, плата за НВОС представляет собой форму возмещения экономического ущерба от негативного воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Вместе с тем, если следовать логике Верховного суда, то взимание данного вида платежа осуществляется с любого лица, в результате деятельности которого образуются отходы. Однако, практически любая, без исключения деятельность, так или иначе связана с возникновением каких либо отходов и, как мы полагаем, это не означает, что такие отходы в любом случае негативно воздействуют на экологическую обстановку.
С учетом изложенного сообщаем, что приведенная в предыдущей консультации позиция об отсутствии у Общества обязанности по исчислению и внесению платы за НВОС изменений не претерпела. Вместе с тем, учитывая сложившееся мнение Верховного суда РФ по рассматриваемому вопросу, а также тот факт, что таковое в настоящее время активно используется при рассмотрении подобных дел судами на уровне кассационной инстанции о чем, например, свидетельствуют Постановления АС Дальневосточного округа от 10.03.2015 N Ф03-595/2015, АС Уральского округа от 13.02.2015 N Ф09-9110/14) нельзя исключить, что в случае возникновения между Обществом и контролирующими органами споров по поводу отнесения Общества к числу плательщиков платы за НВОС и перехода их в судебную плоскость, суды будут занимать позицию аналогичную высказанной Верховным судом РФ.
Дополнительно полагаем необходимым отметить, что 01 января 2016 г. вступают в силу ряд изменений в Закон N 7-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", касающиеся платы за НВОС. В частности, Закон был дополнен ст. 16.1, в которой определен перечень лиц, обязанных вносить такой вид платы.
В соответствии с абз. 2 п. 1 указанной статьи плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
На основании буквального прочтения приведенной нормы можно сделать вывод о том, что с 01.01.2016 у Общества будет существовать обязанность по внесению платы за НВОС в том случае, если образуемые ею отходы не будут подпадать под категорию твердых коммунальных*(7). Также следует обратить внимание на то, что согласно п. 5 ст. 16 Закона N 7-ФЗ в случае накопления отходов, подлежащих утилизации или обезвреживанию в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов, плата за их размещение не взимается.
В этой связи также возникает вопрос, будет ли являться Общество плательщиком НВОС в отношении отходов (если таковые не подпадают по категорию твердых коммунальных), образуемых в результате деятельности лица, использующего часть помещений, находящихся у Общества в аренде на основании заключенного договора субаренды в целях организации общественного питания (далее - субарендатор).
В предыдущей консультации нами отмечалось, что ранее, Ростехнадзор в письмах от 12.07.2007 N 04-09/169 и от 02.08.2007 N 04-18/1038 указывал на то, что в отношении отходов, образованных арендатором, приоритетным для целей установления плательщика, является вопрос об определении лица, являющегося собственником отходов. Применительно к аренде помещения отходы образуются в результате хозяйственной деятельности арендатора (и, соответственно, субарендатора), а не в результате сдачи в аренду (субаренду) помещений арендодателем (арендатором). Из чего, Ростехнадзор приходил к выводу о том, что изначально, собственником отходов будет являться именно арендатор. При этом вопрос собственности на отходы может быть урегулирован сторонами в договоре аренды, в противном случае следует руководствоваться Законом N 89-ФЗ.
Также, Ростехнадзор, ссылаясь на п. 4 ст. 4 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) указывал на то, что в брошенные арендатором отходы, например, оставленные в мусорном контейнере арендодателя, становятся собственностью последнего, из чего, можно сделать вывод о том, что, по мнению, Ростехнадзора это означает необходимость внесения платы за НВОС арендодателем. Вместе с тем, полагаем, что данная трактовка Ростехнадзором Закона применительно к рассматриваемой ситуации не будет являться актуальной в силу того, что норма ст. 16.1 Закона N 89-ФЗ, которая, начнет действовать с 01.01.2016, прямо указывает на то, что плательщиками платы за НВОС при размещении отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Таким образом, субарендатор будет должен самостоятельно рассчитывать и вносить плату за НВОС в отношении тех отходов, которые образовались в результате его деятельности.
2. Говоря о порядке расчета платы за НВОС при размещении отходов производства и потребления отметим, что таковой в настоящее время регламентируется Порядком *(8), утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632, о котором мы упоминали в п. 1 настоящей консультации.
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344. Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204.
В целях расчета платы необходимо разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов (далее - ПНООЛ) на их размещение (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ) на основании требований, установленных Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение*(9), а также Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 и утвердить их в территориальных органах Росприроднадзора (п. 5 Порядка разработки и утверждения НООЛ).
Также, как отмечалось в направленной Вам ранее консультации Законом N 89-ФЗ установлены пять классов опасности отходов (ст. 4.1.), а также требования к паспортизации отходов (ст. 14). В соответствии со ст. 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок проведения паспортизации отходов регламентирован Правилами проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712.
3. Дополнительно, инициатором запроса была озвучена просьба о рассмотрении вопроса, касающегося необходимости расчета и внесения Обществом платы за НВОС в связи с эксплуатацией автомобилей. В этой связи отметим, что в предыдущей консультации (исх. от 09.08.2012 N 2280) в пп. "б" п. 1 нами был сделан вывод о том, что "Общество является плательщиком платы за НВОС в части выброса в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников в отношении используемых им автотранспортных средств, не переданных в аренду третьим лицам".
Данный вывод основывался на положениях Закона N 7-ФЗ, Федерального закона от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха (в редакции действовавшей в период подготовки консультации), нормативных актах, регламентирующих порядок расчета за такой вид негативного воздействия, разъяснениях Ростехнадзора и находил подтверждение в отдельных судебных актах. Например, Постановлением ФАС Уральского округа от 25.03.2008 по делу N А50-9904/07 (Определением ВАС от 05.06.2008 N 6928/08 в передаче данного дела для пересмотра в порядке надзора в Президиум ВАС РФ отказано) были оставлены в силе акты нижестоящих судебных инстанций в, соответствии с которыми организации, эксплуатировавшей автотранспортные средства на основании договора аренды было отказано в удовлетворении требования о неправомерности привлечения к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение платы за НВОС в связи с выбросами в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников. На существование обязанности по внесению платы за НВОС за рассматриваемый вид негативного воздействия на окружающую среду у лица, осуществляющего эксплуатацию транспортного средства указал также АС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 19.12.2014 по делу N А22-1851/2012 (в данном случае на основании договора аренды), ФАС Северо-Западного округа (Постановления от 20.08.2010 по делу N А44-845/2010, от 23.11.2009 по делу N А21-4512/2009), ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 17.04.2009 по делу N А51-843/2009.
Говоря об актуальности высказанной позиции применительно к настоящему периоду времени, отметим следующее.
Как отмечалось ранее, в силу установленного п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ правила, негативное воздействие на окружающую среду является платным. При этом, формы и особенности взимания платы на НВОС определяются Законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду Закон N 7-ФЗ относит, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ.
Пунктом 1 Порядка определения платы предусмотрено взимание платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.
В соответствии с последним абзацем ст. 1 Закона N 7-ФЗ транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды, является передвижным источником загрязнения окружающей среды.
Статья 1 Федерального закона от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" говорит о том, что источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. К передвижному источнику относится транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.
Порядком ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду*(10) транспортные средства также отнесены к категории передвижных объектов негативного воздействия.
Вместе с тем, полагаем необходимым отметить следующее. Как отмечалось ранее, Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ в Закон N 7-ФЗ, а также в ряд иных нормативных правовых актов были внесены изменения. Данные изменения коснулись, в том числе ст. 28 Закона об охране атмосферного воздуха, новая редакция которого вступила в силу 01.01.2015 и в настоящее время говорит о том, что плата взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Сопоставив содержание действующей в настоящее время ст. 28 упомянутого закона с предыдущей редакцией (таковая содержала норму, в соответствии с которой плата взимается за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него) можно заключить, что законодатель сузил понятие вида негативного воздействия в целях исчисления и уплаты НВОС применительно к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ограничив таковой выбросами, производимыми стационарными источниками. Согласно приведенному в ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха определению термина "стационарный источник" таковым является источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат и который может быть перемещен посредством передвижного источника. Аналогичное определение стационарного источника загрязнения окружающей среды дано и Законом N 7-ФЗ. При этом, как было отмечено выше, транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды отнесено данными нормативными правовыми актами к передвижным источникам загрязнения окружающей среды.
Изложенное позволяет говорить об отсутствии с 01.01.2015 у Общества обязанности рассчитывать и вносить плату за НВОС по виду негативного воздействия - выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ в связи с эксплуатацией транспортных средств.
Данный вывод находит подтверждение в разъяснениях Минприроды РФ, которое в Письме от 10.03.2015 N 12-47/5413 указало следующее: "С 01.01.2015 взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством РФ не предусмотрено. В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Кроме того, следует обратить внимание на вступающие в силу 01.01.2016 изменения в ст. 16 Закона N 7-ФЗ, которая изменила перечень видов негативного воздействия, в отношении которых устанавливается плата за НВОС. Так, согласно новой редакции п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС будет взиматься за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; выбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты; размещение отходов производства и потребления, что также подтверждает сделанный нами вывод.
Вывод:
1. Приведенная в предыдущей консультации позиция об отсутствии у Общества обязанности по исчислению и внесению платы за НВОС в связи с размещением отходов производства и потребления, изменений не претерпела. Вместе с тем, с 01.01.2016 у Общества будет существовать обязанность по внесению платы за НВОС в том случае, если образуемые ею отходы не будут подпадать под категорию твердых коммунальных. При этом, плательщиком НВОС в отношении отходов, образуемых в результате деятельности субарендатора будет являться непосредственно субарендатор.
2. Порядок расчета платы за НВОС при размещении отходов производства и потребления в настоящее время регламентируется Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632.
3. С 01.01.2015 у Общества отсутствует обязанность рассчитывать и вносить плату за НВОС по виду негативного воздействия - выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ в связи с эксплуатацией транспортных средств.
15 июня 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с преамбулой Закона N 89-ФЗ данный Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
*(2) Таковыми являются отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
*(3) Под данным термином следует понимать хранение и захоронение отходов. В свою очередь, хранение отходов Закон N 89-ФЗ определял как содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
*(4) В частности, создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
*(5) Утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632.
*(6) В этой связи также следует обратить внимание на Постановление Конституционного суда РФ от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановление Правительства РФ "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия" в связи с жалобой ООО "УУ", вынесенное по результатам рассмотрения дела о конституционности норм применительно к деятельности по размещению отходов производства и потребления, осуществляемой специализированной организацией в соответствии с гражданско-правовыми договорами, заключаемыми с организациями, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются эти отходы. В п. 3.1. Постановления судом было указано на то, что действующее нормативно-правовое регулирование не дает однозначного ответа на вопрос о том, что понимается под размещением отходов как объекта обложения платой за НВОС и, соответственно, кто является плательщиком данного публично-правового платежа - организация, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющая их размещение специализированная организация, действующая на основании лицензии.
*(7) В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
*(8) Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
*(9) Утвержден Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50.
*(10) Утвержден Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 N 867.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "АНТ-Консалт"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "АНТ-Консалт" состоит в трудовых отношениях.
http://www.audit-nt.ru/