Споры с участием регистрирующих органов: обзор арбитражной практики
В.А. Лесникова,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
В Письме от 01.07.2015 N СА-4-14/11453 налоговики привели обзор арбитражной практики по спорам с участием регистрирующих органов.
В статье представлены решения, которые будут актуальны для предприятий фармации.
В целях формирования положительной судебной практики ФНС представила Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2015) (далее - Обзор). Данный обзор рекомендован территориальным органам ФНС для руководства и применения в работе.
Также налоговая служба указала на необходимость руководствоваться при осуществлении функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Отдельные пункты Обзора приведены в таблице.
Рассмотренная ситуация | Позиция судей |
Оспаривание решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя | |
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 N 09АП-52824/2014 (Постановлением ФАС МО от 08.04.2015 N Ф05-2909/2015 данное постановление оставлено без изменения) | |
Налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, внесенных в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением поправок в учредительные документы. В регистрирующий орган вместе с заявлением не представлен отдельный лист приложения "К", содержащий сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, на которого возлагаются полномочия в отношении общества, что не соответствует п. 2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ*(1) | Суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения об отказе в регистрации, поскольку представление документа, который не содержит всех необходимых сведений, должно приравниваться к его непредставлению. При этом суд кассационной инстанции отметил, что юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность без директора. У лица, занимающего должность генерального директора, отсутствует возможность обеспечить внесение в ЕГРЮЛ сведений только о прекращении своих полномочий. Сведения об указанном лице как о единоличном исполнительном органе общества будут содержаться в государственном реестре до момента внесения обществом в ЕГРЮЛ сведений о новом генеральном директоре |
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу N А67-4731/2014 | |
Общество обратилось в инспекцию ФНС с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице в связи с выходом одного участника из состава участников общества. Инспекция отказала обществу в государственной регистрации. Причиной отказа является отсутствие документа, подтверждающего переход доли к обществу | При государственной регистрации изменений, касающихся выхода участника общества с ограниченной ответственностью из состава его участников, заявитель обязан представить регистрирующему органу письменный документ, подтверждающий желание вышедшего участника выйти из состава участников общества. С учетом того, что из представленного в материалы дела протокола общего собрания участников ООО не видно, какое заявление сделал участник общества - физическое лицо, суды отказали в удовлетворении заявления о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица |
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 N 11АП-17188/2014 | |
Директор управляющей организации общества обратился в регистрирующий орган в отношении общества для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. По результатам рассмотрения представленных документов налоговый орган отказал в проведении регистрационных действий со ссылкой на отсутствие заявления о государственной регистрации, соответствующего требованиям законодательства, в связи с несоблюдением порядка извещения органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, установленного п. 6 ст. 24 Федерального закона N 14-ФЗ*(2). Регистрирующий орган считает, что документы для государственной регистрации изменений, касающихся состава участников общества, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение месяца со дня перехода доли | Нарушение установленного п. 6 ст. 24 Федерального закона N 14-ФЗ срока представления в регистрирующий орган документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся выхода участника ООО из состава его участников, не является основанием для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице. Следовательно, пропуск срока подачи документов на регистрацию не считается основанием для отказа заявителю в такой регистрации |
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 N 04АП-5868/2014 (Постановлением ФАС ВСО от 27.04.2015 N Ф02-1253/2015 данное постановление оставлено без изменения) | |
Решением инспекции кооперативу в соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, на том основании, что протокол общего собрания членов кооператива, устав и заявление по форме Р13001 содержат противоречивые сведения об адресе постоянно действующего исполнительного органа кооператива | Поскольку представленные для государственной регистрации заявление и документы содержали противоречивые сведения об адресе места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, что обоснованно квалифицировано инспекцией как непредставление необходимых для государственной регистрации документов, суды пришли к выводам о наличии у регистрирующего органа правовых оснований, предусмотренных нормой пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ, для отказа кооперативу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица |
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 N 15АП-521/2015 | |
Решение о ликвидации общества принято в период проведения выездной налоговой проверки, о которой учредители (руководители) общества, а также ликвидатор были уведомлены. В ходе налоговой проверки установлены факты нарушения налогового законодательства и доначислены к уплате налоги, в связи с чем составленный промежуточный и ликвидационный балансы без учета результатов выездной проверки содержат недостоверную информацию и должны быть расценены как непредставленные, что является основанием для отказа в государственной регистрации | Установив, что представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс не отвечал признакам достоверности и был составлен без учета результатов выездной налоговой проверки, о которых юридическое лицо знало достоверно, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации. При этом выводы суда первой инстанции о том, что налоговый орган своевременно не предъявил требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица и не принял меры к принудительному взысканию имеющейся задолженности, были признаны ошибочными, поскольку были основаны на неверном толковании норм материального права и не соответствовали фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, суд апелляционной инстанции оценил действия юридического лица как злоупотребления правами, что недопустимо и является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований |
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 N 17АП-15707/2014-ГК (Постановлением ФАС УО от 28.04.2015 N Ф09-1884/15 данное постановление оставлено без изменения) | |
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ" в платежном поручении на уплату госпошлины за совершение регистрационных действий подлежит указанию КБК 182 108 07010 01 1000 110. Судами установлено, что платежное поручение об уплате государственной пошлины с указанием этого КБК заявителем в налоговый орган не представлено, с заявлением об уточнении налогового платежа на момент принятия решения общество не обращалось, платежное поручение не позволяло определить, что денежные средства уплачены за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общества, и поступили в бюджет в соответствии с определенным обществом в данном документе назначением | С учетом того, что в представленном в регистрирующий орган платежном документе был указан неверный код бюджетной классификации, суды признали правомерным отказ в государственной регистрации юридического лица. Суды также учли, что с заявлением об уточнении налогового платежа на момент принятия оспариваемого решения заявитель не обращался |
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 N 20АП-1053/2015 | |
ПФР была представлена в регистрирующий орган информация, в которой содержатся сведения о том, что индивидуальным предпринимателем не были представлены сведения в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ*(3) и ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 56-ФЗ*(4). Данное обстоятельство явилось основанием для отказа налогового органа в прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя | В случае неисполнения предпринимателем обязанности по представлению в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных пп. 1-8 п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ и ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 56-ФЗ, основанием для отказа в совершении регистрационных действий является не неисполнение обязанности по представлению заявителем регистрирующему органу документа, а согласно пп. "з" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ наличие сведений о невыполнении требований, предусмотренных пп. "в" п. 1 ст. 22.3 данного закона |
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 N 09АП-48769/2014-АК (Постановлением ФАС МО от 08.05.2015 N Ф05-3074/2015 данное постановление оставлено без изменения) | |
Гражданин принял решение о создании общества с ограниченной ответственностью "К. Р. Федерации" (сокращенное наименование общества - ООО "К. РФ"). Рассмотрев представленные для государственной регистрации документы, инспекция ФНС решила отказать в государственной регистрации общества со ссылкой на пп. "а" и "ж" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ, а именно в связи с непредставлением документов, определенных ст. 12 названного закона, необходимых для государственной регистрации, и в связи с несоответствием наименования юридического лица требованиям п. 4 ст. 1473 ГК РФ | Суды отказали в удовлетворении заявления о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, поскольку посчитали, что слово "Федерация", используемое в фирменном наименовании регистрируемого юридического лица, является производным от официального наименования "Российская Федерация" и вызывает стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах. При этом заявителем не было получено разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N 52 "Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования" |
Оспаривание решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя | |
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 N 07АП-11661/14 (Постановлением ФАС ЗСО от 30.04.2015 N Ф04-17839/2015 данное постановление отменено, заявленные требования удовлетворены) | |
Согласно уставу общества к компетенции общего собрания его участников относится в том числе изменение устава. Решение по вопросу об изменении устава принимается всеми участниками общества единогласно. В соответствии с протоколом от 08.11.2012 N 4 проведено внеочередное общее собрание учредителей общества. Один из вопросов повестки дня - вопрос о внесении изменений и дополнений в устав. По данному вопросу по результатам голосования решение не принято. 20.02.2013 в регистрирующий орган представлено заявление (ф. Р13001) о государственной регистрации поправок, вносимых в учредительные документы юридического лица - общества, касающиеся сведений об уставном капитале (лист "В"), об изменениях иных положений учредительных документов (лист "И"); учредительные документы представлены в новой редакции. Регистрирующим органом на основании заявления 27.02.2013 принято решение о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы | Поскольку регистрирующий орган произвел регистрацию устава юридического лица вопреки действительному содержанию протокола общего собрания акционеров, в котором прямо указано на то, что решение учредителями по вопросу о внесении изменений в устав юридического лица не принято, суд кассационной инстанции удовлетворил заявление о признании недействительным соответствующего решения регистрирующего органа |
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 N 04АП-306/2015 | |
12.08.2013 гражданин обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица с приложением необходимого комплекта документов. 19.08.2013 регистрирующий орган, рассмотрев представленные документы, принял решение о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Решением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10.07.2013 по делу N 2-377 2013 гражданин был признан недееспособным. Обозначенное решение вступило в законную силу 12.08.2013 | Установив, что с заявлением о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган обратился гражданин, признанный судом недееспособным, суд апелляционной инстанции удовлетворил требования о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о регистрации данного лица в качестве индивидуального предпринимателя |
*(1) Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". *(2) Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". *(3) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". *(4) Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". |
* * *
В Письме N СА-4-14/11453 ФНС представила обзор арбитражной практики по спорам с участием регистрирующих органов. Налоговиками приведена подборка судебных решений по следующим направлениям:
- оспаривание решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя;
- оспаривание решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
В статье рассмотрены решения судей, которые будут актуальны для предприятий фармации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"