Энциклопедия судебной практики
Государственная пошлина. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций
(Ст. 333.35 НК)
1. Льготы по уплате госпошлины для публично-правовых образований, их органов и учреждений
1.1. Бюджетные учреждения, полностью финансируемые из федерального бюджета, освобождаются от уплаты госпошлины только за право использования наименований "Россия", "РФ" и образованных на их основе словосочетаний
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 03.09.2013 по делу N 33-4723/2013
Пунктом 1.1 [ст. 333.35 НК РФ] от уплаты государственной пошлины освобождены органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии - за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений.
По смыслу указанной нормы права для казенных учреждений предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины только при использовании наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений.
Следовательно, законодатель не освобождает МКОУ "СОШ" от уплаты в доход местного бюджета государственной пошлины по настоящему делу, а доводы заявителя об обратном основаны на неправильном толковании норм права.
Апелляционное определение Ярославского областного суда от 07.05.2013 по делу N 33-2614/2013
По смыслу [ст. 333.35 НК РФ] для казенных учреждений предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины только при использовании наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в своем наименовании.
Следовательно, законодатель не освобождает ФГКУ от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на постановленное судом решение.
1.2. От уплаты госпошлины освобождаются РФ, субъекты РФ и муниципальные образования при регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
Постановление ФАС Поволжского округа от 17.08.2009 по делу N А55-18275/2008
В соответствии с пунктом 3.4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от уплаты государственной пошлины освобождается Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования при регистрации прав на недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее государственную, муниципальную казну.
Отсутствие уточнения разновидности правомочия дает основание полагать, что к таким правомочиям относятся не только правомочия хозяйственного ведения и оперативного управления, но и владение, и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со статьей 269 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины не имеется, поскольку спорный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному учреждению, которое владеет и пользуется им.
1.3. Областные исполнительные органы власти не входят в перечень лиц, освобождаемых от уплаты госпошлины
Постановление ФАС Московского округа от 14.09.2005, 07.09.2005 N КА-А41/7661-05
При подаче кассационной жалобы Энергетический комитет области ссылался на то, что названный Комитет - центральный исполнительный орган государственной власти области и от уплаты государственной пошлины освобожден в соответствии с положениями статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако в соответствии с положениями названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации освобождение от уплаты государственной пошлины областных центральных исполнительных органов государственной власти не предусмотрено.
1.4. Администрация муниципального образования, независимо от процессуального положения, освобождается от уплаты госпошлины
Апелляционное определение Рязанского областного суда от 06.11.2013 N 33-2395
Администрация муниципального образования, являясь органом местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины независимо от занимаемого процессуального положения.
1.5. Освобождение органа местного самоуправления от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд не освобождает его от обязанности по возмещению судебных расходов
Постановление ФАС Поволжского округа от 27.09.2012 по делу N А72-7553/2011
Ссылка заявителя кассационной жалобы о неправомерном взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины, поскольку он, являясь органом местного самоуправления, на основании статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты, не может быть принята судом кассационной инстанции, поскольку в данном случае с органа местного самоуправления взыскиваются судебные расходы, распределение которых осуществляется в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
1.6. Таможенный орган при рассмотрении спора о признании ненормативного правового акта недействительным освобождается от уплаты госпошлины
Постановление ФАС Поволжского округа от 27.10.2009 по делу N А57-6544/2009
Согласно пункту 1 статьи 333.35 НК РФ Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета.
Частью 1 статьи 418 ТК РФ установлено, что материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" содержит статью 59 "финансирование таможенных органов", согласно которой содержание таможенных органов является расходным обязательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает необходимым освободить таможню от уплаты государственной пошлины.
1.7. В случае обращения учреждения за регистрацией права оперативного управления недвижимым имуществом оно освобождается от уплаты госпошлины
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.04.2014 по делу N А63-1322/2013
Из материалов дела следует, что заявитель [Федеральное государственное казенное учреждение] обратился в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении права оперативного управления учреждения на объект недвижимости, находящийся в собственности Российской Федерации. При этом закрепление данного объекта за учреждением обеспечивает выполнение им функций государственного органа по реализации государственных программ медицинского обеспечения военнослужащих органов безопасности, а также законодательно приравненных к ним в праве на охрану здоровья и медицинскую помощь категорий граждан.
Таким образом, в данном случае обращение учреждения в управление обусловлено регистрацией права оперативного управления на недвижимое имущество (соответственно, связано с регистрацией изменений права федеральной собственности, поскольку вещное право учреждения производно по отношению к праву собственности), как государственным органом, действующим в сфере властных, публичных отношений, поэтому у него отсутствует обязанность по уплате государственной пошлины.
1.8. За государственную регистрацию договора об отчуждении недвижимого имущества в пользу субъекта РФ госпошлина не уплачивается
Постановление ФАС Центрального округа от 01.11.2005 N А08-1232/05-20
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, по договору дарения право собственности на земельный участок отчуждается в пользу субъекта РФ, а не организации или физического лица.
Учитывая, что Налоговым кодексом РФ не установлен размер госпошлины, подлежащей уплате за государственную регистрацию договора об отчуждении недвижимого имущества в пользу субъекта Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что обязанность по уплате госпошлины в рассматриваемом случае отсутствует, правомерным.
1.9. Судебный пристав-исполнитель, как должностное лицо, освобождается от уплаты госпошлины при обращении в регистрирующий орган
Определение Верховного суда Республики Карелия от 28.11.2013 по делу N 33-4071/2013
В силу ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
В перечне исполнительных действий, перечисленных в ч. 1 ст. 64 указанного Федерального закона, также предусмотрено вышеуказанное исполнительное действие (п. 14).
На основании п.п. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ судебный пристав-исполнитель, являясь должностным лицом федерального государственного органа, от уплаты государственной пошлины при обращении в регистрирующий орган за совершением регистрирующих действий освобожден.
1.10. Участие учреждения в арбитражном процессе, обусловленное осуществлением им отдельных функций государственного органа (органа местного самоуправления), освобождает его от уплаты государственной пошлины
Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2016 г.
Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
2. Льготы по уплате госпошлины для внебюджетных фондов
2.1. ПФР, ФСС РФ и ФОМС освобождаются от уплаты госпошлины только в случае, если они участвуют в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов
В смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2016 г.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В смысле подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налоговый кодекс понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
2.2. Отсутствуют основания для освобождения от уплаты госпошлины учреждения ФСС РФ, если в споре оно выступает в качестве некоммерческой организации
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2016 г.
Поскольку учреждение является юридическим лицом, выступающим в гражданских отношениях в качестве некоммерческой организации, которое не входит в систему федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, положения подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации к нему не применимы.
3. Льготы по уплате госпошлины для ЦБР
3.1. ЦБР освобождается от уплаты госпошлины только в случае, если он участвует в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов
В смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2016 г.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В смысле подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налоговый кодекс понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
3.2. Наделение ЦБР отдельными функциями органа власти не освобождает его от уплаты госпошлины на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.01.2013 по делу N А78-5190/2012
Наделение Центрального банка Российской Федерации отдельными функциями государственной власти и нормотворческими полномочиями не может являться основанием для освобождения его от уплаты государственной пошлины применительно к положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающим освобождение от уплаты государственной пошлины только федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Возможность применения налогового законодательства по аналогии не предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации.
3.3. ЦБР не освобождается от уплаты государственной пошлины при прохождении государственного технического осмотра в отношении принадлежащих ему транспортных средств
Постановление ФАС Московского округа от 21.08.2013 по делу N А40-149006/12-154-1431
Наделение Центрального Банка Российской Федерации отдельными функциями государственной власти и нормотворческими полномочиями не может являться основанием для освобождения его от уплаты государственной пошлины применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающему освобождение от уплаты государственной пошлины только федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В настоящем случае пошлина уплачена в связи с получением Банком России талонов о прохождении государственного технического осмотра двенадцати единиц самоходной техники, то есть в рамках осуществления деятельности, не связанной с осуществлением функций органа государственной власти.
3.4. ЦБР не освобождается от уплаты госпошлины при регистрации транспортных средств
Постановление ФАС Московского округа от 13.08.2013 по делу N А40-153963/12-94-221
Из положений действующего законодательства следует, что ЦБ РФ вправе осуществлять и иную коммерческую деятельность, то есть получать доходы не из средств федерального бюджета, а соответственно, он в силу положений налогового законодательства не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Как верно указано судами, статьей 333.35 Налогового кодекса РФ для ЦБ РФ установлена льгота по уплате государственной пошлины в связи с исполнением им функций, возложенных на него федеральным законодательством.
Между тем функции, связанные с регистрацией транспортных средств, не вытекают из Федерального закона от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", то есть Банк осуществляет данные действия самостоятельно, исходя из своих целей и соображений, и не осуществляет возложенные на него государством обязанности.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2013 по делу N А56-76948/2012
В рассматриваемом случае Банк России при обращении в Управление ГИБДД за совершением юридически значимых действий в отношении принадлежащих ему транспортных средств не выполняет возложенных на него публично-правовых функций.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ он освобождается от уплаты государственной пошлины лишь при обращении за совершением юридически значимых действий в виде государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах ссылка Банка России на то, что он относится к федеральным органам государственной власти и на него распространяются положения подпункта 4 статьи 333.35 НК РФ, правомерно признана судами первой и апелляционной инстанции несостоятельной.
4. Льготы по уплате госпошлины войсковыми частями и органами военного управления
4.1. Войсковая часть не освобождается от уплаты госпошлины, за исключением случаев обращения в арбитражный суд в целях защиты государственных и (или) общественных интересов (до 01.08.2014)
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.04.2013 по делу N А32-20390/2012
Ссылка войсковой части на статью 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации в обоснование освобождения от уплаты государственной пошлины несостоятельна, поскольку положениями данной статьи предусмотрены льготы для казенных учреждений по уплате государственной пошлины за другие действия, а не при обращении в арбитражные суды.
4.2. Органы военного управления освобождаются от уплаты госпошлины только при обращении в арбитражный суд в целях защиты государственных и (или) общественных интересов (до 01.08.2014)
Постановление ФАС Уральского округа от 06.03.2006 N Ф09-1105/06-С3 по делу N А60-19806/2005
Из содержания подп. 1 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Довод Финансово-экономического управления военного округа, изложенный в кассационной жалобе, о том, что оно освобождено от уплаты госпошлины как государственный орган, выступающий в защиту интересов государства, подлежит отклонению.
5. Льготы по уплате госпошлины органами вневедомственной охраны
5.1. Подразделение вневедомственной охраны при регистрации изменений, вносимых в собственные учредительные документы, освобождается от уплаты госпошлины
Постановление ФАС Центрального округа от 16.07.2012 по делу N А35-10207/2011
Судом апелляционной инстанции установлено, что в данном случае Отделение обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, как государственный орган, действующий в сфере властных, публичных отношений, в связи с чем у него отсутствует обязанность по уплате государственной пошлины на основании пп. 10 п. 1 ст. 333.35 НК РФ.
5.2. Подразделение вневедомственной охраны при обращении в суд с заявлением о возмещении ущерба не освобождается от уплаты госпошлины
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 10.07.2012 по делу N 33-4934/2012
Поскольку подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации являются самостоятельными юридическими лицами и не относятся к федеральным органам исполнительной власти, то положения подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса на них при обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса, не распространяются.
Само по себе наличие статуса государственного органа не является основанием для освобождения подразделения вневедомственной охраны от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, поскольку такой орган может действовать как в сфере властных, публичных отношений, так и в области хозяйственных отношений, как учреждение (статья 120 ГК РФ).
6. Льготы по уплате госпошлины физическими лицами
6.1. Положения п. 12 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ не распространяются на лиц, приравненных к ветеранам ВОВ
Определение Ленинградского областного суда от 27.03.2014 N 33-1657/2014
Согласно действующему законодательству инвалиды боевых действий имеют разные меры социальной поддержки, предоставляемой инвалидам Великой Отечественной войны, определенные в ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", и включает различные льготы материально-бытового характера. При этом в перечень мер социальной поддержки налоговые льготы не включены. В связи с чем положения пункта 12 части 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ, устанавливающего льготы для физических лиц - участников и инвалидов ВОВ на лиц, приравненных к ветеранам ВОВ, в данном случае имеющим самостоятельный социальный статус инвалидов боевых действий, не распространяются.
6.2. Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС по искам о компенсации морального вреда, с ней не связанного, не освобождаются от уплаты госпошлины
Апелляционное определение Московского областного суда от 15.11.2012 по делу N 33-24306/12
Статьей 333.35 НК РФ предусмотрены льготы по освобождению от уплаты госпошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций.
Иным категориям, в том числе физическим лицам - ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС, по искам о компенсации морального вреда, не связанного с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, положениями данной статьи такая льгота не предусмотрена.
6.3. На лиц, содержащихся в следственных изоляторах и не имеющих источника дохода, льготы по ст. 333.35 НК РФ не распространяются
Апелляционное определение Орловского областного суда от 03.10.2012 по делу N 33-1870
Статьей 333.35 НК РФ предусмотрены льготы по освобождению от уплаты госпошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций.
Иным категориям, в том числе физическим лицам, содержащимся в следственных изоляторах и не имеющих источника дохода по указанной причине, положениями данной статьи такая льгота не предусмотрена.
6.4. Лицо не освобождается от уплаты госпошлины в случае регистрации права, возникшего до введения в действие Закона о регистрации, по желанию правообладателя недвижимого имущества - физического лица
Апелляционное определение Самарского областного суда от 27.09.2012 по делу N 33-9011/2012
Из положений, предусмотренных п. 2 ст. 6 Закона о регистрации, следует, что к иным случаям относятся государственная регистрация ограничения (обременения) права или государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества, не влекущей отчуждения такого объекта.
Таким образом, из положений ст. 6 Закона о регистрации во взаимосвязи с положениями пп. 8 п. 3 ст. 333.35 НК РФ следует, что если государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона о регистрации права не связана с государственной регистрацией перехода данного права, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества, а осуществляется по желанию правообладателя недвижимого имущества - физического лица, то государственная пошлина уплачивается в размере, установленном п. п. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
6.5. Затруднительное материальное положение физического лица само по себе не является основанием для освобождения от уплаты госпошлины
Кассационное определение Саратовского областного суда от 31.03.2011 по делу N 33-1725/11
Ссылка на постановления (определения) Конституционного Суда РФ в обоснование необходимости освобождения от оплаты государственной пошлины за регистрацию организации не может быть принята во внимание для отмены состоявшегося по делу судебного решения, поскольку [заявитель] к категории лиц, указанных в ст. 333.35 НК РФ, освобождаемых от оплаты государственной пошлины, не относится.
Затруднительное материальное положение (не работает в течение нескольких лет) само по себе, в соответствии с требованиями налогового законодательства, основанием для освобождения от уплаты государственной пошлины также не является. Данных о наличии у него инвалидности или иных обстоятельств, которые в соответствии с НК РФ могли бы служить основанием к освобождению от уплаты государственной пошлины, заявитель ни в суде первой инстанции, ни в суде второй инстанции не привел.
6.6. Льгота по уплате государственной пошлины для ветеранов ВОВ распространяется на нотариальные действия
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.11.2009 N 14930
В соответствии с п. 12 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются: физические лица - участники и инвалиды Великой Отечественной войны - по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.
При таком положении, принимая во внимание то, что [заявитель] имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, что подтверждено удостоверением инвалида о праве на льготы и отражено в реестре нотариуса, у нотариуса отсутствовали правовые основания для отказа в освобождении от уплаты государственной пошлины в установленном Главой 25.3 НК РФ размере.
6.7. Залог в пользу участника долевого строительства подлежит регистрации без уплаты госпошлины
Постановление ФАС Центрального округа от 24.09.2010 по делу N А35-10300/2009
Залог в пользу участников долевого строительства является залогом недвижимого имущества (ипотекой), возникающим в силу закона, а не договора, и в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 333.35 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого отказа УФРС) и п. 2 ст. 20 Закона об ипотеке как обременение прав на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, однако без представления отдельного заявления и без уплаты государственной пошлины.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.