Энциклопедия судебной практики
Порядок взыскания недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 31 декабря 2009 года (включительно)
(Ст. 60 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Порядок взыскания страховых взносов, пеней и штрафов, образовавшихся до 01.01.2010
1.1. Решение о доначислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должно быть принято органом ПФР в рамках проведенных им контрольных мероприятий и в случае, когда ранее страховые взносы были предметом налоговой проверки
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2014 по делу N А11-2742/2011
Решение от 30.12.2010, принятое налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки, не содержит сведений о доначислении сумм страховых взносов.
Поскольку правоотношения плательщика страховых взносов и управления, связанные с реализацией их прав и обязанностей в процедуре привлечения общества к ответственности, возникли после вступления в силу Закона N 212-ФЗ, суды пришли к правильному выводу, что в рамках рассматриваемого спора взыскание недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование должно осуществляться органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Управление не исполнило своих обязанностей по проведению контрольных мероприятий в соответствии с требованиями Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное ОАО требование [о признании недействительными решений Управления ПФР о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах].
1.2. Орган ПФР не вправе выносить решение о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за счет имущества страхователя, не проверив возможность взыскания за счет денежных средств
Постановление ФАС Уральского округа от 24.01.2012 N Ф09-9312/11 по делу N А71-4475/2011
Согласно п. 2 ст. 60 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31.12.2009 включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В материалах дела отсутствуют сведения о принятии управлением решения о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах предпринимателя в банках.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что у фонда не имелось законных оснований для перехода к следующей стадии принудительного взыскания за счет иного имущества страхователя.
1.3. Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование может быть взыскана по окончании как отчетных, так и расчетного периодов
Постановление ФАС Уральского округа от 17.05.2011 N Ф09-1466/11-С2 по делу N А60-26563/2010-С6
В силу ч. 2 ст. 60 Закона от N 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 г. включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Поскольку сумма страховых взносов определяется как по итогам отчетного, так и расчетного периодов, при этом каждый последующий отчетный период включает в себя нарастающим итогом предыдущий отчетный период, то управление вправе взыскать со страхователя задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по окончании как отчетных, так и расчетного периодов в зависимости от времени выставления соответствующего требования об уплате этой недоимки.
1.4. Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование может быть взыскана в пределах трех лет с момента ее образования
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.01.2013 N Ф03-6283/2012 по делу N А51-6955/2012
В силу универсальности воли законодателя, системного толкования и сравнительного анализа подпункта 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ, подпункта 1, 2 пункта 3 статьи 44, пункта 8 статьи 78, абзаца 1 статьи 87, статьи 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования, что согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.03.2008 N 13084/07.
Судами установлено, что оспариваемое решение УПФ в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год вынесено 28.12.2011, т.е. за пределами трехлетнего срока давности, следовательно, данное решение является неправомерным ввиду истечения срока давности взыскания указанных взносов.
1.5. Страхователь не может быть привлечен к ответственности в порядке, установленном ФЗ N 212-ФЗ, по норме, утратившей силу к 01.01.2010
Постановление ФАС Уральского округа от 22.03.2012 N Ф09-1034/12 по делу N А76-7923/2011
В рассматриваемом случае правоотношения возникли до 01.01.2010, процедура взыскания (вынесение решения о взыскании, выставление требования) начата после вступления в силу Закона N 212-ФЗ.
Поскольку из общего смысла ч. 1 и 4 ст. 60 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что порядок, действовавший до дня вступления в силу Федерального закона N 212-ФЗ, распространяется только на начисленные недоимки, пени и штрафы, а в настоящем споре штраф до 01.01.2010 не был начислен, то вывод судов о недопустимости применения в данном случае норм утратившего силу п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ является правильным.
1.6. При осуществлении взыскания в порядке, установленном ФЗ N 212-ФЗ, органом ПФР должен быть соблюден досудебный порядок взыскания задолженности по взносам, образовавшейся на 31.12.2009
Постановление ФАС Поволжского округа от 11.02.2013 по делу N А57-7829/2012
В соответствии с частью 1 статьи 60 Закона N 212 недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31.12.2009 включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, поэтому доводы заявителя в части неприменения названного Закона к спорным правоотношениям обоснованны.
Как следует из материалов дела, управлением в судебном заседании представлены доказательства соблюдения порядка взыскания недоимки по страховым взносам за 2006 год во внесудебном порядке.
Таким образом, с учетом установленных конкретных обстоятельств по данному делу суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления предпринимателя в обжалуемой части [о признании недействительным постановления о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за 2002 год, 2003 год, 2006 год, 2009 год за счет имущества плательщика].
1.7. Если процедура взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с бюджетного учреждения начата до 01.01.2010, то судебный порядок взыскания не применяется
Постановление ФАС Уральского округа от 31.10.2011 N Ф09-6795/11 по делу N А50-6504/2011
На основании ч. 1 ст. 60 Федерального закона N 212-ФЗ недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае правоотношения [о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с бюджетного учреждения] возникли до 31.12.2010, процедура взыскания (выставление требований, вынесения решений о взыскании, вынесение постановлений, направление их судебному приставу-исполнителю) начата до вступления в силу Закона N 212-ФЗ, в 2010 году Управлением Федерального казначейства производится лишь исполнение указанных документов, следовательно, указанные постановления Управления Пенсионного фонда подлежали исполнению УФК по краю.
1.8. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2009 г. подлежат взысканию с предпринимателя в порядке, установленном ФЗ N 212-ФЗ, в т.ч. за счет имущества
Постановление ФАС Поволжского округа от 07.02.2012 по делу N А65-8254/2011
В соответствии с частью 2 статьи 60 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31.12.2009 включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном этим Законом.
Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом N 167-ФЗ в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода.
Поскольку ИП в установленный срок обязанность по уплате фиксированного платежа за 2009 год не исполнил, Пенсионный фонд правомерно выставил требование от 22.03.2010 с предложением уплатить недоимку.
Судами обоснованно отклонен довод заявителя о неполучении им вышеуказанного требования, поскольку в материалах дела имеются доказательства направления Пенсионным фондом указанного требования 25.03.2010 заказным письмом по месту регистрации предпринимателя.
1.9. При взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся до 01.01.2010, органом ПФР должны быть соблюдены сроки взыскания, установленные законодательством, действовавшим в соответствующий период
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2011 по делу N А19-1077/2011
Поскольку недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и задолженность по соответствующим пеням образовалась за 9 месяцев 2009 года и 2009 год, т.е. до 31 декабря 2009 года включительно, то при рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции правомерно руководствовался порядком исчисления и уплаты таких взносов, установленным Законом о пенсионном страховании.
Как правильно установлено судами, требование о взыскании недоимки за 9 месяцев 2009 года должно было быть выставлено управлением не позднее 11 февраля 2010 года.
Следовательно, предельный срок взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за указанный отчетный период истек 3 сентября 2010 года.
Судами установлено и следует из материалов дела, что с заявлением о взыскании с Думы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, датированным 10 декабря 2010 года, управление обратилось только 22 декабря 2010 года (в арбитражный суд заявление поступило 18 января 2011 года).
При таких обстоятельствах правомерным является вывод судов о пропуске управлением установленного Законом предельного срока подачи заявления о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года.
1.10. Если утрачена возможность взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, то орган ПФР не вправе взыскивать и начисленные на нее пени
Суды установили, что недоимка предпринимателя по страховым взносам и пеням за 2009 год не была администрирована. В настоящее время срок взыскания указанной задолженности истек и фонд утратил право взыскания указанной недоимки.
Суды обоснованно указали, что пени, начисленные на сумму задолженности, возможность взыскания которой признана утраченной, следуют судьбе задолженности и не могут быть взысканы в отрыве от нее. Их начисление носит компенсационный характер и является способом обеспечения исполнения обязательств по уплате страховых взносов. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов; после истечения пресекательного срока бесспорного или судебного взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате страховых взносов и с этого момента не подлежат начислению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8241/07).
Постановление ФАС Центрального округа от 20.06.2014 по делу N А14-9593/2013
В силу части 2 статьи 60 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Так как утрачена возможность предъявления исполнительных листов к исполнению в связи с пропуском срока на их предъявление, то утрачивается возможность и взыскания суммы задолженности, а следовательно, и возможность начисления пеней на сумму задолженности до момента фактического ее погашения.
Таким образом, правильны выводы суда об отсутствии оснований у управления для начисления пеней на сумму задолженности по страховым взносам за 2002-2004 годы.
1.11. При утрате возможности взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на это должно быть указано налоговой инспекцией в выданной ею справке о состоянии расчетов с бюджетом
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.07.2012 по делу N А27-11472/2011
Из представленной обществом информации о структуре задолженности, которая, по мнению налогоплательщика, подлежит списанию, основная часть задолженности по ОПС (пени, штрафам) образовалась по долгам правопредшественников по состоянию на 2004 год.
В справке инспекцией указана задолженность, в отношении которой утрачена возможность взыскания, т.е. инспекцией была учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 и направленная на соблюдение баланса частных и публичных интересов.
Обществом не представлено доказательств реального нарушения его прав и законных интересов при выдаче инспекцией справки с указанием на утрату возможности взыскания спорной суммы.
2. Возврат и зачет переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
2.1. При отсутствии спора по суммам орган ПФР обязан зачесть переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. в счет платежей 2010 г.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.07.2011 N Ф03-3491/2011 по делу N А73-14179/2010
Учитывая, что на момент обращения КГУ в Пенсионный фонд с заявлением о зачете излишне уплаченных страховых взносов в счет платежей 2010 года имелся факт излишней их уплаты в 2009 году, при этом из материалов дела не следует, что между сторонами имелся спор о сумме излишне уплаченных страховых взносов за спорный период, является законным и обоснованным вывод судов о несоответствии бездействия Пенсионного фонда нормам действующего законодательства, выразившегося в непроведении зачета. Соответственно, правомерно обязание управления устранить нарушение прав и законных интересов плательщика страховых взносов путем принятия решения о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2009 год в счет предстоящих платежей по страховым взносам.
2.2. Органы ПФР с 01.01.2010 вправе самостоятельно производить зачет платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с одного кода КБК на другой код
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.05.2011 N Ф03-1736/2011 по делу N А59-3630/2010
Суды правомерно посчитали, что поскольку из-за неправильного указания учреждением КБК не возникло задолженности последнего перед бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, то у управления отсутствовали основания для начисления заявленных к взысканию пеней.
Подлежит отклонению как несостоятельный и противоречащий положениям статьи 3, части 2 статьи 26 и части 3 статьи 60 Федерального закона N 212-ФЗ довод управления относительно того, что органы Пенсионного фонда не наделены полномочиями по зачислению страховых взносов за спорный период с одного КБК на другой.
Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен порядок уточнения платежа при неверном указании плательщиком в платежном документе КБК, но согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации как администратор пенсионных взносов с учетом пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то что это прямо не предусмотрено указанным Законом.
2.3. Решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязан принять орган ПФР, а не налоговый орган
Постановление ФАС Московского округа от 19.05.2014 N Ф05-3843/14 по делу N А40-101209/12
Довод кассационной жалобы о надлежащем исполнении фондом обязательств по возврату излишне уплаченных страховых взносов [за 2008 - 2009 гг.] согласно действующему законодательству путем направления в инспекцию решения о возврате не принимается судом кассационной инстанции, поскольку частью 3 статьи 60 Закона о страховых взносах установлено, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона, а именно непосредственно фондом.
2.4. Принятое органом ПФР решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исполняет налоговый орган
Постановление ФАС Поволжского округа от 28.05.2013 по делу N А72-5135/2012
Согласно пункту 3 статьи 60 Федерального закона N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона.
Нормой части 4 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 годы включительно, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, полномочия по расчету суммы переплаты, подлежащей возврату, и принятию решения о возврате предоставлены органам Пенсионного фонда Российской Федерации, в то время как исполнение таких решений возложено на главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - соответствующие налоговые органы.
Следовательно, возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование [за 2009 год] и пени налоговый орган самостоятельно осуществлять не вправе.
Постановление ФАС Поволжского округа от 23.05.2013 по делу N А72-5134/2012
Принятие решения о возврате принимают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, исполнение которых возложено на главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - соответствующие налоговые органы.
Налоговый орган на основании решений органов Пенсионного фонда Российской Федерации оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства.
2.5. Решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен принять налоговый орган
Постановление ФАС Уральского округа от 31.01.2013 N Ф09-14095/12 по делу N А60-50182/11
Пенсионный фонд Российской Федерации является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных на КБК по главе 392 в 2010 году и на плановый период 2011 и 2012 гг., а Федеральная налоговая служба является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных на КБК по главе 182, как за расчетные периоды 2002 - 2009 гг., так и в 2010 году, и на плановый период 2011 и 2012 годов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что органом, уполномоченным принимать решение о возврате возникшей переплаты, является территориальное подразделение фонда.
Вместе с тем, признав подтвержденным факт наличия у налогоплательщика переплаты и доказанным ее размер, установив, что обязанность по возврату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных на КБК, администратором которых является налоговый орган, возложена на налоговый орган, суд пришел к выводу о том, что требования общества о взыскании с инспекции страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней в спорных суммах подлежат удовлетворению.
2.6. При начислении пеней орган ПФР должен учесть имеющуюся у страхователя переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2012 по делу N А56-3363/2012
Согласно пункту 3 статьи 60 Закона N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 названного Закона.
Как правильно указали судебные инстанции, переплата страховых взносов, имеющаяся у комиссариата по состоянию на 31.12.2010, поступила в бюджетную систему Российской Федерации, следовательно, должна была быть учтена и не может признаваться недоимкой.
2.7. Налоговый орган, на которого возложены только полномочия администратора доходов бюджета на соответствующий год от уплаты страховых взносов, не вправе пересматривать принятое территориальным органом ПФР решение о возврате страховщику страховых взносов
Заявитель не обращался в инспекцию с заявлением о возврате, обратившись с соответствующим заявлением в порядке статей 26, 60 Закона N 212-ФЗ в пенсионный фонд, который и принял решение о возврате.
В суде апелляционной инстанции установлено, что обществу осуществлен возврат спорной суммы Управлением пенсионного фонда и права общества на возврат излишне уплаченных страховых взносов восстановлены.
Довод инспекции о том, что часть переплаты образовалась за налоговые периоды, предшествующие 2009, в связи с чем обществом пропущен срок для возврата переплаты, обоснованно отклонен судами.
В суд первой инстанции доказательства возникновения переплаты до 2009 инспекцией не представлены.
Представленные в суд апелляционной инстанции дополнительные доказательства инспекции (КРСБ по головной организации и филиала общества) в обоснование доводов о пропуске срока для возврата страховых взносов обоснованно не приняты во внимание судом, как неимеющие правового значения при установленных судами обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Кроме того, судами правильно указано, что действующим законодательством не предусмотрено право налогового органа, на которого возложены только полномочия администратора доходов бюджета на соответствующий год от уплаты страховых взносов, пересматривать принятое территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации решения о возврате страховщику страховых взносов.
2.8. Положения ФЗ N 212-ФЗ не предусматривают запрета на принятие решений о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности по результатам проверок налоговых органов в отношении данных за период их деятельности по состоянию на 31.12.2009
Нормы Федерального закона N 212-ФЗ также не устанавливают запрета на принятие таких решений [о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности] по результатам проверок налоговых органов в отношении плательщиков страховых взносов за период их деятельности по состоянию на 31.12.2009.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.