Энциклопедия судебной практики
Внесение изменений в налоговую декларацию
(Ст. 81 НК)
1. Представление уточненной декларации
1.1. Представление уточненной декларации не влияет на законность выводов, сделанных налоговым органом в ходе выездной проверки
Постановление ФАС Московского округа от 10.09.2013 по делу N А40-8732/13-116-15
Представив в налоговый орган уточненную декларацию, общество лишь воспользовалось правом заявить вычеты по НДС, что не влияет на выводы, сделанные инспекцией в ходе выездной налоговой проверки. Поскольку уточненная декларация представлена заявителем после завершения выездной проверки и вынесения решения по ней, налоговый орган не мог учесть данные такой декларации, и ее представление не влияло на законность и обоснованность выводов, сделанных инспекцией в ходе выездной проверки.
1.2. Представление уточненной декларации является единственным способом признания налогоплательщиком ошибки при исчислении налога
Постановление ФАС Московского округа от 26.04.2013 по делу N А40-43861/12-90-233
У инспекции отсутствуют основания ссылаться на признание самим обществом допущенных им ошибок в исчислении НДС в конкретных суммах, так как уточненные декларации по НДС заявителем не представлялись.
Признание ошибки в исчислении налога самим налогоплательщиком может быть выражено только в форме представления им уточненной декларации.
1.3. Обязанность по представлению уточненной декларации сопряжена с устранением соответствующих ошибок в документах бухгалтерского учета
Постановление ФАС Уральского округа от 31.05.2011 N Ф09-2930/11-С2 по делу N А07-7707/2010
Порядок устранения ошибок в определении налогооблагаемой базы, обнаруженных самим налогоплательщиком, установлен ст. 81 Кодекса.
Ссылки инспекции на применение в данном случае ст. 81 Кодекса являются обоснованными, так как в данном случае общество должно представить уточненную декларацию, а перед этим внести изменения в документы налогового и бухгалтерского учета. Без совершения указанных действий установление действительных налоговых обязательств общества не представляется возможным.
1.4. Выявление декларационных ошибок организацией-правопреемником обязывает ее представить уточненную декларацию только по тем правопредшественникам, которыми были допущены данные ошибки
Постановление ФАС Московского округа от 05.09.2011 по делу N А40-149570/10-115-656
Общество представило уточненную налоговую декларацию, в которую включены данные налоговой базы и суммы налоговых вычетов заявителя и присоединенных в результате реорганизации организаций. По одному из присоединенных обществ сведения в уточненную декларацию не включались в связи с отсутствием ошибок в направленной ранее декларации.
При обнаружении организацией-правопреемником в налоговых декларациях присоединенной организации факта неотражения или неполноты отражения сведений, приводящих к занижению суммы налога, организация-правопреемник обязана представить уточненные налоговые декларации за периоды до реорганизации организации или за ее последний налоговый период. Уточненные налоговые декларации представляются в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника.
При этом в НК РФ отсутствует норма, обязывающая налогоплательщика-правопреемника представлять неограниченное количество (по числу присоединенных лиц) налоговых деклараций по НДС за один и тот же налоговый период, к которому относятся выявленные ошибки (неполное отражение сведений).
1.5. При исправлении ошибок в данных бухгалтерского учета необходимо представление уточненной налоговой декларации
Постановление ФАС Московского округа от 07.07.2010 N КА-А40/7170-10 по делу N А40-99717/09-20-753
Внесение налогоплательщиком исправлений в данные бухгалтерского учета без представления соответствующих уточненных налоговых деклараций не свидетельствует о корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств.
При проведении проверки налоговая инспекция на основе проверки первичных документов и регистров бухгалтерского учета устанавливает соответствие их сведениям, содержащимся в регистрах налогового учета и в представленных в налоговый орган налоговых декларациях, и при наличии расхождений производит доначисление налога.
1.6. Для налогового агента не установлена обязанность по представлению уточненной декларации в связи с выявлением ошибки, приведшей к излишней уплате налога
Довод налогового органа о том, что излишне уплаченная сумма налога не может быть признана таковой без представления обществом в порядке статьи 81 Кодекса уточненной налоговой декларации за соответствующий налоговый период с корректировкой обязательств в сторону уменьшения, судом правомерно признан несостоятельным.
Действующим законодательством обязанность по представлению налоговым агентом уточненной налоговой декларации в связи с выявлением ошибки, приведшей к излишней уплате налога в бюджет, не установлена.
1.7. Представление уточненной декларации не должно быть направлено на преодоление судебных актов касательно проверки первичной декларации
Постановление ФАС Уральского округа от 24.01.2011 N Ф09-10876/10-С2 по делу N А07-8047/2010
Действия налогоплательщика, выразившиеся в представлении налоговому органу уточненной налоговой декларации по НДС за август 2006 г., содержащей показатели, аналогичные указанным в первой налоговой декларации за август 2006 г., направлены на преодоление обязательной силы судебных актов, вынесенных по арбитражному делу, в рамках которого суд кассационной инстанции признал обоснованными выводы апелляционного суда о правомерности отказа налогового органа в признании права налогоплательщика на применение заявленного налогового вычета.
1.8. Проведение выездной налоговой проверки не препятствует представлению уточненной налоговой декларации
Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 16.03.2010 N 8163/09
НК РФ не содержит запрета на подачу уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки данного периода.
Ссылаясь на пункт 1 статьи 80, пункт 1 статьи 81 НК РФ, апелляционный суд указал, что действующее налоговое законодательство не содержит запрета на подачу уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки данного налогового (расчетного) периода. Также отсутствует запрет на подачу уточненной налоговой декларации и после принятия решения по результатам выездной (либо камеральной) налоговой проверки. При этом налоговое законодательство не ограничивает налогоплательщика и сроком на представление уточненных налоговых деклараций.
Кодекс не содержит запрета на подачу уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки данного периода. Соответственно данному праву налогоплательщика на представление уточненной налоговой декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку.
1.9. Представление уточненной декларации с целью получения права на вычет по НДС является исключительным правом самого налогоплательщика
Постановление ФАС Московского округа от 25.01.2013 по делу N А40-53027/12-99-297
Неприменение налоговых вычетов не приводит к занижению суммы налога "к уплате", поэтому представление уточненной налоговой декларации в целях применения налоговых вычетов является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
1.10. Если допущенная налогоплательщиком ошибка не увеличивает сумму налога, то он не обязан подавать уточненную декларацию
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 81 НК РФ налогоплательщик имеет право, но не обязан подавать уточненную налоговую декларацию в случае, если допущенная ошибка не повлекла увеличение суммы налога, подлежащей уплате.
1.11. Представление уточненной декларации в целях устранения допущенных ошибок не образует состава правонарушения, если в ходе проверки не были подтверждены все признаки состава правонарушения
Исполнение налогоплательщиком обязанности, установленной пунктом 1 статьи 81 НК РФ, само по себе не образует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, если налоговым органом в ходе проверки не установлены и не подтверждены документально все признаки состава данного правонарушения.
Исполнение налогоплательщиком обязанности, установленной пунктом 1 статьи 81 НК РФ, само по себе не образует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, если налоговым органом в ходе проверки не установлены и не подтверждены документально все признаки состава данного правонарушения.
Принимая решение, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 78, 79, 80, 81, 143, 163, 174 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 20 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 25.12.2012 N 10734/12, исходили из того, что представление уточненной декларации с указанием сумм налога, подлежащих доплате, само по себе не свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, и налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности только при условии наличия фактической недоимки на указанную дату и отсутствия достаточной суммы переплаты по этому налогу на дату подачи уточненной налоговой декларации.
1.12. Представление уточненных деклараций за разные периоды в один день не свидетельствует о том, что у налогоплательщика на момент их представления имелась обязанность по уплате налога
Учитывая факт представления уточненных налоговых деклараций за I и II кварталы 2011 года в один день, суды пришли к правильному выводу, что неполная уплата НДС (одной и той же суммы) в I квартале полностью погашалась излишне уплаченной суммой налога во II квартале, то есть на момент представления уточненных налоговых деклараций за I и II кварталы отсутствовала недоимка, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога.
1.13. Сумма НДС, уплаченного при ввозе товаров, ранее правомерно принятая к вычету и подлежащая возврату таможенными органами по решению суда, не является исправлением ошибки, требующей внесения изменений в декларацию
Суды установили, что восстановление обществом в I и II кварталах ранее принятой к вычету суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров на территорию Российской Федерации на основании судебных решений о признании недействительными решений таможенного органа о корректировке таможенной стоимости, не является исправлением ошибки или уточнением недостоверных сведений, требующих внесения изменений в налоговую декларацию за прошедшие налоговые периоды в соответствии с пунктом 1 статьи 81 и пунктом 1 статьи 54 Кодекса.
Суды правомерно признали необоснованным довод налогового органа о необходимости отражения таких изменений в уточненных налоговых декларациях за период, когда был принят к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
1.14. Обжалование в судебном порядке актов налогового органа в части оспаривания суммы налога, указанной в налоговой декларации, без подачи уточненной декларации нарушает ст. 81 НК РФ
Оспаривание оснований для исчисления налога без подачи уточненной налоговой декларации путем предъявления непосредственно в суд требования о признании недействительными ненормативного акта, принятого в рамках выездной налоговой проверки, означает нарушение требований ст. 81 НК РФ и необоснованное переложение на суд обязанности налогового органа по проверке правомерности уменьшения ранее исчисленной налогоплательщиком суммы налога, что не отвечает принципам баланса публичных и частных интересов.
Из приведенной нормы [п. 1 ст. 81 К РФ] следует, что оспаривание оснований для исчисления налога без подачи уточненной налоговой декларации путем предъявления непосредственно в суд требования о признании недействительными ненормативных актов Инспекции в части оспаривания суммы налога, задекларированной Предпринимателем в первоначально поданной им декларации, означало бы нарушение требований статьи 81 Кодекса и необоснованное переложение на суд обязанности налогового органа по проверке правомерности уменьшения ранее исчисленной налогоплательщиком суммы налога.
2. Срок представления уточненной налоговой декларации
2.1. НК РФ не устанавливает срок представления уточненной налоговой декларации
Статьей 81 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик при обнаружении в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом данное право налогоплательщика не ограничивается сроком.
Довод Инспекции о том, что Общество должно было удержать и перечислить в бюджет налог не позднее III квартала, однако перечислило с нарушением сроков, следовательно, положения п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению, правомерно отклонен апелляционным судом, поскольку ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает сроки представления уточненной налоговой декларации, в данной норме содержится требование об уплате налога и пени до подачи уточненной налоговой декларации, что было выполнено налогоплательщиком.
Согласно пункту 1 статьи 81 Налогового кодекса налогоплательщику предоставлено право в случае обнаружения в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.
Положениями указанной статьи право налогоплательщика представлять в налоговые органы уточненные налоговые декларации не ограничено сроком.
2.2. Отсутствие предельного срока представления уточненной декларации не отменяет действия нормы об ограничении права на возмещение НДС трехлетним сроком
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2013 по делу N А05-6337/2012
Законодательство о налогах и сборах не ограничивает срок подачи уточненных деклараций в целях исправления ошибок. Однако при этом глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации четко регламентирует срок возмещения налогоплательщику положительной разницы между суммой налоговых вычетов по НДС и суммой названного налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, увязывая это со сроком подачи уточненной декларации.
2.3. Налоговое законодательство не предусматривает возможности оставления уточненных деклараций без рассмотрения в связи с пропуском срока для возврата налога или его возмещения
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2013 по делу N А32-43744/2011
Налоговое законодательство не предусматривает возможность оставления поданных налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций без рассмотрения по мотиву пропуска срока для возврата налога или его возмещения.
3. Освобождение от ответственности при представлении уточненной декларации
3.1. Уплата пеней после подачи уточненной декларации не является основанием для освобождения от ответственности за неуплату налога
В настоящем случае до предоставления уточненной налоговой декларации недостающая сумма налога и соответствующие пени не уплачены, что не оспаривается налогоплательщиком, следовательно, условия освобождения от налоговой ответственности, предусмотренные подпунктом 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ, ООО не выполнены, в связи с чем основания для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, отсутствуют.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 81 Кодекса если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Следовательно, уплата пеней, соответствующих сумме неуплаченного налога, до представления уточненной налоговой декларации является обязательным условием освобождения налогоплательщика от ответственности.
У судов отсутствовали основания для признания решения инспекции о привлечении общества к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа недействительным, поскольку обществом не соблюдены условия, предусмотренные п. 4 ст. 81 Кодекса, для освобождения его от ответственности, так как на момент представления уточненной налоговой декларации соответствующие пени обществом не уплачены.
3.2. Уплата пеней до назначения выездной налоговой проверки освобождает от ответственности за неуплату налога
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2011 по делу N А56-42827/2010
Инспекция не оспаривает, что налог был уплачен обществом до подачи уточненной налоговой декларации, таким образом, на момент подачи уточненной декларации налогоплательщик в полном объеме перечислил в бюджет сумму налога, то есть на дату привлечения общества к ответственности недоимка по налогу отсутствовала. Начисленные пени до подачи уточненной декларации уплачены не были, однако полностью перечислены в бюджет до назначения выездной налоговой проверки общества. Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что предусмотренный статьей 122 НК РФ состав налогового правонарушения является материальным, поэтому суд первой инстанции правильно указал на отсутствие состава налогового правонарушения в данном случае.
3.3. Неуплата пени при подаче уточненной декларации препятствует освобождению налогоплательщика от ответственности за неуплату налога
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.11.2010 N Ф03-7658/2010 по делу N А73-16543/2009
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о правомерности привлечения предпринимателя к налоговой ответственности в связи с несоблюдением им условий освобождения от налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 81 НК РФ, так как предприниматель при подаче уточненных деклараций уплатил только недоимку по налогам без соответствующих ей пеней.
3.4. Неуплата пени при подаче уточненной декларации не препятствует освобождению налогоплательщика от ответственности за неуплату налога
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2009 по делу N А19-8749/09
Довод налоговой инспекции о том, что несоблюдение одного из условий освобождения от налоговой ответственности, указанного в пункте 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно неуплата пеней, влечет привлечение налогоплательщика к ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть принят судом кассационной инстанции, так как Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает ответственности за такое деяние, поскольку пени по смыслу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации не являются собственно налогом, за неуплату которого предусмотрена ответственность пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
3.5. Уплата налога после представления уточненной декларации не освобождает налогоплательщика от ответственности на основании п. 4 ст. 81 НК РФ
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.2010 по делу N А46-1900/2010
У Инспекции отсутствовали основания для освобождения Общества от налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, поскольку уплата недостающей суммы налога до вынесения оспариваемого решения, но после представления уточненной налоговой декларации не может являться основанием для освобождения от налоговой ответственности с учетом положений статьи 81 НК РФ.
3.6. Предусмотренные п. 4 ст. 81 НК РФ условия освобождения от ответственности не касаются привлечения к ответственности за нарушение срока представления налоговой декларации
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2011 по делу N А42-7828/2010
В п. 1 ст. 81 НК РФ речь идет не об освобождении от ответственности за правонарушение, имеющее материальный состав (неуплата налога), которая предусмотрена пунктом 3 статьи 120 или статьей 122 НК РФ, а об отсутствии формального состава правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ (непредставление налоговой декларации). Следовательно, налогоплательщик в силу пункта 1 статьи 81 НК РФ при подаче уточненной налоговой декларации освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, вне зависимости от того, выполнил ли он условия, установленные пунктом 4 статьи 81 НК РФ, то есть вне зависимости от того, уплатил он до подачи уточненной налоговой декларации налог и пени или нет.
3.7. Невозможность уплатить до подачи уточненной декларации недоимку и пени в силу законодательства о несостоятельности (банкротстве) освобождает налогоплательщика от ответственности
Постановление ФАС Московского округа от 08.02.2011 N КА-А40/17972-10 по делу N А40-32728/10-107-169
Основанием для начисления штрафа явилось то, что на момент предъявления уточненных налоговых деклараций заявитель не уплатил сумму доначисленного налога и соответствующие пени, то есть не выполнил предусмотренные п. 4 ст. 81 НК РФ условия для освобождения от ответственности.
По общему правилу 29.04.2014 при несоблюдении указанных условий налогоплательщики должны нести ответственность по ст. 122 НК РФ. Однако по данному делу имеется обстоятельство, свидетельствующее о том, что заявитель, не уплативший недостающую сумму налога и пени, все же не может подвергаться штрафу. Этим обстоятельством является то, что до подачи уточненных деклараций заявитель был признан банкротом и не мог уплатить налог и пени в силу прямого указания статьи 142 Федерального закона "О банкротстве (несостоятельности)", предусматривающей особый порядок удовлетворения требований кредиторов по налоговым платежам. При наличии такого обстоятельства оснований для привлечения к ответственности нет.
3.8. Представление налоговым агентом по НДФЛ уточненных сведений по исчисленному и удержанному налогу освобождает его от ответственности по ст. 123 НК РФ
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 марта 2014 г. N 18290/13
Изменяя диспозицию статьи 123 Налогового кодекса и вводя по существу ответственность налоговых агентов за нарушение сроков перечисления удержанного налога в бюджет, законодатель тем не менее не исключил возможность для налоговых агентов наряду с налогоплательщиками и плательщиками сборов, основываясь на положениях статьи 81 Налогового кодекса, корректировать налоговую базу и устранять допущенное нарушение без финансовых последствий со стороны налоговых органов.
Статья 81 НК РФ предполагает возможность освобождения налогового агента от ответственности за допущенные им ошибки, которые привели к занижению суммы налога, подлежащей перечислению, при этом одним из основных условий освобождения от ответственности является представление уточненных расчетов, в которых устранены допущенные ошибки.
3.9. Налоговый агент не освобождается от ответственности, если недостоверность представленных им сведений была обнаружена не им, а налоговым органом
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.05.2013 по делу N А27-17528/2012
Установив, что Общество узнало об обнаружении налоговым органом неотражения сведений в представленном налоговом расчете до представления уточненных расчетов, Инспекция привлекла Общество к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, в виде штрафа.
Поскольку материалами дела подтверждается самостоятельное выявление налоговым органом неполноты и/или недостоверности представленных сведений, отсутствует совокупность условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ, в связи с чем налоговый агент не может быть освобожден от ответственности за неперечисление налога, следовательно, Инспекция правомерно привлекла Общество к ответственности по статье 123 НК РФ.
3.10. Пункт 4 ст. 81 НК РФ не освобождает налоговый орган от обязанности доказывать наличие состава правонарушения
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования. Как указали суды, Инспекция пришла к правильному выводу о несоблюдении Обществом условий освобождения от ответственности, предусмотренных пунктом 4 статьи 81 НК РФ. Вместе с тем, по [обоснованному] мнению судов, правила, установленные названной нормой, не освобождают налоговый орган от обязанности доказывания наличия состава вмененного налогоплательщику правонарушения и наличия его вины в действиях (бездействии).
Правила, установленные пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации, не освобождают налоговый орган от обязанности доказывания наличия состава вменяемого правонарушения и вины в действиях (бездействии) налогоплательщика; указанная норма применяется при наличии установленного налогового правонарушения, являясь условием освобождения от ответственности, а не самостоятельным составом налогового правонарушения.
С учетом изложенного суды правомерно отметили, что основания для освобождения налогоплательщика от ответственности, предусмотренные п. 4 ст. 81 Налогового кодекса, подлежат применению лишь в случае, если состав налогового правонарушения установлен и подтвержден налоговым органом; условия, содержащиеся в п. 4 ст. 81 Налогового кодекса, не освобождают налоговый орган от обязанности доказывания наличия состава правонарушения в действиях налогоплательщика.
3.11. Предъявление уточненных налоговых деклараций с показателями, увеличивающими сумму налога к уплате, указывает на наличие состава налогового правонарушения
Довод кассационной жалобы о том, что судом не установлены обстоятельства совершения налогового правонарушения, отклоняются, поскольку сам факт предъявления уточненных налоговых деклараций с показателями, увеличивающими сумму налога к уплате, свидетельствуют о наличии состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
3.12. Условия, предусмотренные ст. 81 НК РФ, об освобождении от ответственности, должны выполняться одновременно
Как правомерно указали суды, в статье 81 НК РФ законодателем перечислены условия, при соблюдении которых налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога.
При этом перечисленные условия, предусматривающие освобождение от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации с суммой налога к доплате, должны выполняться налогоплательщиком одновременно, и при невыполнении хотя бы одного из них наступает ответственность по статье 122 НК РФ, поскольку пункт 4 статьи 81 НК РФ не содержит различий в отраженных требованиях и не указывает на степень их исполнения или неисполнения для решения вопроса о применении мер ответственности.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность освобождения налогоплательщика, совершившего указанное в статье 122 НК РФ нарушение, от ответственности, если он самостоятельно выявит допущенное нарушение, произведет перерасчет подлежавшей уплате за конкретный налоговый (отчетный) период суммы налога, исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога, уплатит доначисленные суммы налога в бюджет, а после этого внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи уточненной декларации.
Освобождение от ответственности налогоплательщика, совершившего указанное в статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение, возможно если он самостоятельно выявит допущенное нарушение, произведет перерасчет подлежащей уплате за конкретный налоговый период суммы налога, уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет и внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи дополнительной (уточненной) декларации до обнаружения налоговым органом неточностей или назначения выездной налоговой проверки.
НК РФ предоставляет возможность освобождения от ответственности налогоплательщика, допустившего налоговое правонарушение в виде неуплаты (неполной уплаты) налога, если он самостоятельно выявит допущенное нарушение, произведет расчет (перерасчет) подлежавшей уплате за конкретный налоговый период суммы налога, исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога, уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет, внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи дополнительной (уточненной) декларации.
3.13. Условия, освобождающие от ответственности, считаются соблюденными, если у плательщика налога на дату представления уточненной декларации имеется переплата в достаточном размере для уплаты налога
Если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения отсутствует, поскольку занижение налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога. Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 Кодекса, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога. Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 122 Кодекса, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 81 Кодекса.
Исходя из анализа норм [п.п. 1, 4 ст. 81 НК РФ] следует, что для освобождения от налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, при представлении уточненной налоговой декларации налогоплательщик должен на день ее представления иметь переплату по данному налогу, которая превышает сумму налога, подлежащую уплате по уточненной декларации, а в случае наличия недоимки на день подачи уточненной декларации налогоплательщик должен до ее подачи уплатить налог и пени за просрочку уплаты налога.
3.14. Разница между ранее задекларированными суммами и налогом, фактически подлежащим уплате, не составляет переплаты, поскольку налогооблагаемая база формируется с учетом общих показателей осуществленной деятельности налогоплательщиком, а не отдельно взятых цифр
Как указал суд апелляционной инстанции, довод Общества о наличии у него переплаты за спорный период, основан на исчисленной им разнице между ранее задекларированными суммами и налогом, фактически подлежащим уплате, без учета того, что на формирование налогооблагаемой базы влияют общие показатели осуществленной хозяйствующим субъектом деятельности в проверенный период, а не отдельно взятые цифры.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для освобождения Общества от налоговой ответственности на основании статьи 122 НК РФ в связи с наличием у него переплаты по налогу на прибыль, не имеется.
3.15. Перерасчет пеней должен быть произведен налоговым органом не с момента представления уточненной налоговой декларации, а с даты уплаты налога
Необходимость перерасчета пеней косвенно вытекает из норм статьи 81 НК РФ.
В пункте 4 статьи 81 НК РФ указано, что если налогоплательщик занизил подлежащие к уплате суммы налога и в последующем при подаче декларации уплатил недостающую сумму налога и соответствующую ей пеню, то он освобождается от ответственности.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что в случае подачи уточненной декларации к доплате пеня исчисляется с момента наступления срока уплаты налога, а не с момента представления уточненной декларации.
3.16. В случае представления нескольких уточненных деклараций возможность привлечения к ответственности должна исходить из сравнения первичной и последней уточненной деклараций
Из совокупности норм пункта 1 статьи 122 и подпункта 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ следует, что привлечение к ответственности может иметь место, если проверка уточненной налоговой декларации показывает, что в первоначальной (то есть поданной до срока уплаты налога) налоговой декларации налог был продекларирован в заниженной сумме. Таким образом, при представлении нескольких уточненных налоговых деклараций вопрос привлечения к ответственности должен решаться при сопоставлении первичной декларации и последней уточненной декларации.
3.17. Если налогоплательщик не обязан был отражать операции по экспорту в первоначальной декларации по НДС, то неуплата налога до представления уточненной декларации в связи с неподтверждением нулевой ставки не влечет ответственность по ст. 122 НК РФ
Поскольку Общество уплатило недостающую сумму налога и пени после представления в Инспекцию уточненной налоговой декларации, Инспекция сделала вывод о несоблюдении заявителем требований пункта 4 статьи 81 НК РФ, а, следовательно, об отсутствии оснований для освобождения его от налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Налогоплательщику предоставлено гарантированное право в течение 180-дневного срока документально подтвердить налоговые преференции по совершенной операции. Суд кассационной инстанции обращает внимание, что глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации не ограничивает налогоплательщика в праве представить по истечении 180-дневного срока полный пакет документов для подтверждения экспортной операции, а напротив, в случае, если такие документы будут собраны и представлены в инспекцию, гарантирует ему возмещение уплаченного налога.
Общество указало, что в данном случае, собрав полный пакет документов в подтверждение применения ставки 0 процентов по экспортной операции, оно заявило к возмещению из бюджета 7 069 483 руб. в декларации за IV квартал 2014 года.
Суды, оценив представленные в дело доказательства, установили, что подача уточненной декларации за I квартал 2014 года, в отношении которой налоговым органом проведена камеральная проверка, была обусловлена самостоятельным исполнением налогоплательщиком обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 165 НК РФ. Общество в установленный законом срок по истечении 180 дней со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующих о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, не собрав пакет документов, подтверждающих "нулевую" ставку НДС, самостоятельно исчислило к уплате 7 070 737 руб. НДС, в том числе к доплате - 6 188 026 руб.
Суды, исследовав СМR, таможенные декларации, в отношении которых была подана уточненная декларация, обоснованно указали, что Общество не было обязано включать их в налоговую базу при подаче первичной налоговой декларации за I квартал 2014 года, следовательно, не имеется условий для наступления ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 августа 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.