Энциклопедия судебной практики
Представление документов на государственную регистрацию прав
(Ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (за исключением ст. 31.1) признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Общие вопросы применения ст. 16 ФЗ N 122-ФЗ
1.1. За государственной регистрацией перехода прав по сделке должны обратиться обе стороны сделки
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 2665/12
В силу ст. 16 Закона о регистрации прав обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности по сделке должны обе ее стороны.
В силу статьи 16 Закона о регистрации прав обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности по сделке должны обе ее стороны.
Статья 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит норму, согласно которой по вопросу о государственной регистрации перехода права собственности по сделке в регистрирующий орган должны обращаться обе ее стороны.
В силу статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности по сделке должны обе ее стороны.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации прав обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности по сделке должны обе ее стороны.
Статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности по сделке должны обе стороны, приложив документы, необходимые для ее проведения.
В регистрирующий орган (Росреестр) за государственной регистрацией перехода права собственности по сделке должны обратиться обе ее стороны.
В силу п. 1 ст. 16 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности по сделке должны обе стороны.
В силу ст. 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности по сделке должны обе ее стороны.
1.2. Отсутствие обоюдного волеизъявления сторон сделки влечет отказ в регистрации прав
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 2013 г. N 11371/12
Согласно п. 1 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления сторон договора.
Суд первой инстанции указал, что основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в ст. 20 Закона о регистрации. Между тем отказ в государственной регистрации прав предусмотрен также ст. 19 Закона о регистрации как последствие приостановления государственной регистрации.
Под причинами, препятствующими государственной регистрации прав, в данном случае следует понимать отсутствие предусмотренного п. 1 ст. 16 Закона о регистрации единства волеизъявления сторон договора, направленного на осуществление государственной регистрации прав, выразившееся в том, что отозвавшая поданные на регистрацию документы сторона в течение месяца не обратилась вновь в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации.
Под причинами, препятствующими государственной регистрации прав, в данном случае следует понимать отсутствие предусмотренного пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации единства волеизъявления сторон договора, направленного на осуществление государственной регистрации прав.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку отсутствует волеизъявление [третьего лица], направленное на осуществление государственной регистрации перехода прав, доверенность, на основании которой заключен договор аренды недвижимого имущества, отменена доверителем, действия регистрирующего органа по приостановлению государственной регистрации указанного договора являются законными и обоснованными.
Заявление истицы о прекращении регистрации и возврате документов без проведения государственной регистрации, содержащее волеизъявление стороны по сделке, явилось законным основанием для приостановления государственной регистрации по заявлению АО, а впоследствии отказа в такой регистрации в силу положений абз. 2 п. 3 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как вышеуказанное заявление истицы свидетельствовало об отсутствии единства волеизъявления сторон договора, направленного на осуществление государственной регистрации.
Под причинами, препятствующими государственной регистрации прав, в данном случае следует понимать отсутствие предусмотренного пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации единства волеизъявления сторон договора, направленного на осуществление государственной регистрации прав.
1.3. Факт смерти дарителя не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности, если заявление о регистрации было подано при жизни дарителя и не было им отозвано
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 февраля 2015 г. N 78-КГ14-47
Поскольку даритель лично участвовал в заключении договора дарения и оформлении доверенности для регистрации перехода прекращения права собственности на квартиру, чем выразил свою волю на заключение и государственную регистрацию перехода права собственности по сделке к одаряемым, заявление о регистрации было подано по доверенности при жизни дарителя и им отозвано не было, то факт его смерти не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру.
Поскольку даритель лично участвовала в заключении договора дарения и оформлении доверенности для регистрации перехода прекращения права собственности на квартиру, чем выразила свою волю на заключение и государственную регистрацию перехода права собственности по сделке к одаряемому заявление о регистрации было подано по доверенности при жизни дарителя и им отозвано не было, суд правильно пришел к выводу о том, что факт смерти дарителя не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру.
Установив, что доверенность была выдана [дарителем] на имя [матери] для совершения только одной сделки - договора дарения от имени дарителя в пользу [одариваемого] и его регистрации, данная доверенность подписана лично [дарителем], чем даритель выразила свою волю на заключение и государственную регистрацию указанной сделки, на создание правовых последствий, определенных для договора дарения, заявление о регистрации было подано по доверенности при жизни дарителя и ею отозвано не было, имущество передано одаряемому, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Поскольку даритель лично участвовала в заключении договора дарения и оформлении доверенности для регистрации данного договора, что свидетельствует о наличии у нее на день смерти воли на заключение и государственную регистрацию указанной сделки, при этом ее заявление о регистрации было подано по доверенности при жизни дарителя и ею отозвано не было, то факт смерти не является основанием для признания договор незаключенным.
Установив, что даритель лично участвовал в оформлении доверенности на имя [третьего лица] на заключение договора дарения в пользу сына [дарителя], на регистрацию перехода права собственности в Управлении Росреестра, чем выразил свою волю на заключение и государственную регистрацию указанной сделки, заявление о регистрации было подано по доверенности при жизни дарителя и им отозвано не было, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания за [одариваемым] права собственности на спорную квартиру. Сам по себе факт смерти дарителя в процессе государственной регистрации сделки и перехода права собственности на отчуждаемое по данной сделке недвижимое имущество не является основанием, препятствующим возникновению у одаряемого права собственности на указанное имущество по сделке, воля на заключение и государственную регистрацию которой была выражена дарителем при жизни.
Из материалов дела видно, что заявление и необходимые документы о государственной регистрации договора дарения от имени [дарителя] поданы [третьим лицом], действующей на основании доверенности, поданы при жизни [дарителя]. Данное обстоятельство подробно исследовано и установлено судом первой инстанции.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что факт регистрации перехода права после смерти дарителя правового значения при разрешении спора не имеет, поскольку воля дарителя на отчуждение недвижимого имущества путем договора дарения, выражена при жизни, в момент передачи договора на регистрацию [даритель] была жива и действий об отзыве доверенности и отказа от регистрации данного договора не производила.
Поскольку даритель лично участвовала в оформлении доверенности на заключение договоров дарения имущества и на регистрацию данных договоров и перехода права собственности, чем выразила свою волю на заключение и государственную регистрацию указанных сделок, заявление о регистрации было подано по доверенности при жизни дарителя и ею отозвано не было, то сам по себе факт смерти дарителя в процессе государственной регистрации права не является основанием для признания недействительными договора дарения.
1.4. Заявитель, обращаясь за государственной регистрацией прав, вправе не представлять выписку из ЕГРЮЛ
Заявитель может не представлять на государственную регистрацию выписки из ЕГРЮЛ, поскольку регистрирующий орган обязан запрашивать соответствующие сведения у федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
1.5. При обращении за регистрацией прав на недвижимость за организацией-банкротом полномочия конкурсного управляющего подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 сентября 2011 г. N 5263/11
Судами установлено, что при подаче обществом и предприятием заявлений в регистрационную службу в подтверждение полномочий конкурсного управляющего действовать от имени предприятия было представлено решение арбитражного суда о его назначении конкурсным управляющим, а впоследствии выписка из ЕГРЮЛ, согласно которой конкурсный управляющий является лицом, имеющим право действовать от имени предприятия без доверенности.
Согласно п.п. 1 и 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган по месту своего нахождения сведения о лице, имеющем право действовать от его имени без доверенности, в течение трех дней с момента изменения этих сведений.
Поэтому в случае обоснованных сомнений регистрационная служба сама могла запросить соответствующую информацию непосредственно у собственника имущества предприятия, но даже при неполучении от собственника ответа в установленный ею разумный срок не имела права отказывать в регистрации по такому основанию, а обязана была руководствоваться сведениями из ЕГРЮЛ.
1.6. Для государственной регистрации безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования достаточно только решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти
Статьей 4 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ пункт 1 статьи 16 Закона от 21.07.1997 122-ФЗ дополнен абзацем следующего содержания: государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ.
Таким образом, указанными нормами материального права, как верно отмечено судами, установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные требования истца, исходили из отсутствия оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации собственности на спорные объекты недвижимого имущества, а также, что нормами материального права установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
1.7. Если залогодержатель реализует предмет ипотеки, то он и должен подать заявление о государственной регистрации права, вместе с лицом, в собственность которого переходит заложенное имущество
В случае, если залогодержатель реализует предмет ипотеки путем приобретения его для третьего лица, заявление о государственной регистрации права подается залогодержателем как лицом, обратившим взыскание на заложенное недвижимое имущество (абзац седьмой пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), и лицом, в собственность которого переходит заложенное имущество.
1.8. Обращение взыскания на предмет залога по кредитному договору с последующей регистрацией права не ставится в зависимость от воли должника
Судами установлено, что банк обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права, основываясь на положениях ст.ст. 66, 87 Закона "Об исполнительном производстве", приложив необходимые для такой регистрации документы.
В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 19 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме правообладателя, стороны или сторон сделки либо уполномоченного им или ими на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления.
Принимая во внимание, что в данном случае государственная регистрация перехода права осуществляется без заявления правообладателя, то есть при отсутствии его волеизъявления, заявление о государственной регистрации подано банком (взыскателем в исполнительном производстве) в рамках процедуры принудительного исполнения судебного акта, суды пришли к правомерному выводу о том, что положения абз. 1 п. 3 ст. 19 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не могли послужить основанием для приостановления государственной регистрации.
1.9. Подача в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления о регистрации перехода права собственности является обязанностью продавца
Из системного толкования ст. 551 ГК РФ и ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что одной из обязанностей продавца вследствие заключения договора купли-продажи недвижимости является подача заявления в регистрирующий орган о государственной регистрации перехода права собственности на проданное недвижимое имущество к покупателю, у которого в свою очередь есть право требовать от продавца совершения соответствующих действий.
Из системного толкования ст. 551 ГК РФ и ст. 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что одной из обязанностей продавца вследствие заключения договора купли-продажи недвижимости является подача заявления в регистрирующий орган о государственной регистрации перехода права собственности на проданное недвижимое имущество к покупателю, у которого в свою очередь есть право требовать от продавца совершения соответствующих действий.
1.10. Для государственной регистрации сделки, совершенной в нотариальной форме, достаточно заявления любой стороны сделки, в т.ч. через нотариуса
Признавая незаконным и отменяя данное решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался п. 3 ст. 8.1 ГК РФ, согласно которому, если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.
При этом суд обоснованно не принял во внимание ссылку Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по области на п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку в соответствии с данной нормой заявление о государственной регистрации подается обеими сторонами сделки, если иное не установлено федеральным законом. Между тем иное, а именно подача заявления о государственной регистрации любой стороной сделки, совершенной в нотариальной форме, в том числе через нотариуса, предусмотрено п. 3 ст. 8.1 ГК РФ.
1.11. Комиссионер не является стороной сделки, которая вправе обратиться за государственной регистрацией права
В результате системного толкования правил п. 1 ст. 16 Закона о регистрации прав суд установил, что в качестве стороны договора, обладающей правом обращаться за государственной регистрацией перехода прав, не может рассматриваться комиссионер, не являющийся собственником.
Особенность договора комиссии в отношении недвижимого имущества определяется спецификой правового режима такого имущества. Поскольку на основании п. 1 ст. 996 ГК РФ право собственности переходит непосредственно от комитента к третьему лицу (покупателю) или от третьего лица (продавца) к комитенту, с заявлениями о государственной регистрации перехода прав могут обращаться лишь указанные лица, но не комиссионер.
Определение Московского городского суда от 20 августа 2015 г. N 4г-8873/15
Судом обоснованно принято во внимание, что в качестве стороны договора, обладающей правом обращаться за государственной регистрацией перехода прав, не может рассматриваться комиссионер, не являющийся собственником. Поскольку по договору комиссии право собственности переходит непосредственно от третьего лица (продавца) к комитенту, то с заявлениями о государственной регистрации перехода прав могут обращаться лишь указанные лица.
Сделка продажи недвижимого имущества, заключенная комиссионером во исполнение поручения комитента, не может быть самостоятельно исполнена комиссионером ввиду специфики правового режима недвижимости.
Поскольку на основании п. 1 ст. 996 Гражданского кодекса РФ право собственности переходит непосредственно от комитента к третьему лицу (покупателю) или от третьего лица (продавца) к комитенту, с заявлениями о государственной регистрации перехода прав могут обращаться лишь указанные лица, но не комиссионер.
1.12. В случае ликвидации продавца недвижимости на момент обращения за регистрацией подлежит применению аналогия со случаем уклонения одной из сторон сделки от регистрации перехода прав
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 сентября 2009 г. N 1395/09
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд исходя из п. 3 ст. 551 ГК РФ, по требованию другой стороны вправе вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. При указанных обстоятельствах государственная регистрация перехода права собственности производится на основании решения суда.
Названная норма права применяется по аналогии и тогда, когда обязанность продавца недвижимости (юридического лица) по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его ликвидации.
Таким образом, решение о государственной регистрации перехода права собственности по сделке может быть принято как по делу об оспаривании отказа регистрирующего органа в осуществлении этой государственной регистрации, так и по результатам рассмотрения требований, заявленных к регистрирующему органу по правилам искового производства.
2. Государственная регистрация прав на основании решения суда
2.1. Отсутствие отчуждателя недвижимости по сделке не препятствует регистрации права в судебном порядке
При отсутствии наследников продавца либо при ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать следующее.
Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
При отсутствии наследников продавца либо при ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать следующее.
Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 АПК РФ.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
При ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать, что покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
При ликвидации продавца - юридического лица покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 24 АПК РФ.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.
Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
При ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать следующее. Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
При ликвидации продавца - юридического лица покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам глава 24 АПК РФ. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
В случае ликвидации продавца покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение сторонами обязательств по договору; если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
2.2. Права на недвижимость, возникающие из мирового соглашения, утвержденного судом, регистрируются по правилам регистрации прав по сделкам, но без правовой экспертизы такого соглашения
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 сентября 2011 г. N 5263/11
Согласно п. 1 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Мировое соглашение, заключенное в рамках арбитражного процесса по спору, возникающему из гражданских правоотношений, по своему содержанию является гражданско-правовой сделкой, условия которой проверяются и утверждаются судом. Поскольку при добровольном исполнении мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, оно исполняется заключившими его сторонами как обычный договор, то для целей государственной регистрации возникающих из такого соглашения прав на объекты недвижимости действует порядок, установленный для регистрации перехода прав из договоров.
Особенность состоит в том, что регистрационная служба не проверяет действительности мирового соглашения и не проводит правовой экспертизы его содержания, поскольку законность мирового соглашения обеспечивается процедурой его утверждения арбитражным судом.
По смыслу закона мировое соглашение исполняется заключившими его сторонами как обычный договор, добровольно в порядке и в сроки, предусмотренные соглашением. Между тем в силу ст. 13 ГПК РФ мировое соглашение носит обязательный характер для лиц, участвующих в деле, и в случае его неисполнения в добровольном порядке подлежит принудительному исполнению на основании исполнительного листа. При этом регистрационная служба не проверяет действительности мирового соглашения и не проводит правовой экспертизы его условий, что тем не менее не изменяет установленных законом оснований для регистрации права.
Пунктом 3 ст. 8.1 ГК РФ установлено, что запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Требование о наличии заявления всех сторон договора установлено и ст. 16 Закона о государственной регистрации.
Следовательно, при добровольном исполнении утвержденного судом мирового соглашения, определяющего права его участников в отношении объектов недвижимости, заявления в регистрационную службу подаются обеими сторонами мирового соглашения.
Для целей государственной регистрации возникающих из [мирового] соглашения прав на объекты недвижимости действует порядок, установленный для регистрации прав из договоров. Особенность состоит в том, что регистрационная служба не проверяет действительность мирового соглашения и не проводит правовую экспертизу его содержания, поскольку законность мирового соглашения обеспечивается процедурой его утверждения судом.
Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию было представлено вступившее в законную силу определение суда об утверждении мирового соглашения.
Исходя из вышеизложенного регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт, который в свою очередь обязателен для исполнения, в том числе и регистрирующим органом.
2.3. При разрешении спора о праве на недвижимость в обязании регистратора совершить регистрационные действия нет необходимости
В случае, если заявляются требования о признании права собственности, признании недействительной сделки с недвижимым имуществом, признании недействительным зарегистрированного права, о расторжении договора аренды, истребовании имущества из чужого незаконного владения и т. д., и действия государственного органа не обжалуются, то обязание государственного органа совершить какое-либо действие не предусмотрено действующим законодательством, поскольку при рассмотрении споров указанной категории в принятых по делу судебных актах суд разрешает такие вопросы, касающиеся возникновения либо прекращения прав на недвижимое имущество.
В связи с этим имеет существенное значение для данного вопроса заявительный характер осуществления государственной регистрации прав, предусмотренный ст. 16 Закона о регистрации прав. Поскольку государственная регистрация возникновения (либо прекращения) права, установленного решением суда, производится в заявительном порядке, то, следовательно, обязание регистрирующего органа осуществить регистрационные действия не требуется.
Поскольку государственная регистрация возникновения (либо прекращения) права, установленного решением суда, производится в заявительном порядке, то обязание регистрирующего органа осуществить регистрационные действия не требуется.
2.4. Наличие решения суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от представления документов, перечисленных в ст. 16 ФЗ N 122-ФЗ
В государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. В связи с изложенным судам следует иметь в виду, что вступившее в силу решение суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от представления названных документов.
В государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. В связи с изложенным судам следует иметь в виду, что вступившее в силу решение суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от представления названных документов. Вместе с тем требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.
В государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. В связи с изложенным судам следует иметь в виду, что вступившее в силу решение суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от представления названных документов.
[В государственной регистрации] может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. В связи с изложенным судам следует иметь в виду, что вступившее в силу решение суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от представления названных документов.
[В государственной регистрации] может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. В связи с изложенным судам следует иметь в виду, что вступившее в силу решение суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от представления названных документов.
В государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества; документ об уплате государственной пошлины. В связи с изложенным судам следует иметь в виду, что вступившее в силу решение суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от представления названных документов.
В государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. Вступившее в силу решение суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от представления названных документов.
В силу статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документами, необходимыми для государственной регистрации прав являются в том числе и заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины.
Таким образом, вступившее в силу решение суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от представления названных документов.
2.5. Наличие судебного решения, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заинтересованное лицо от уплаты государственной пошлины при подаче заявления, предусмотренного ст. 16 ФЗ N 122-ФЗ
Вступившее в силу решение суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от уплаты государственной пошлины при подаче заявления о регистрации права на основании такого решения.
2.6. В случае судебного раздела земельного участка государственная регистрация проводится по заявлению одного правообладателя
Устанавливая необходимость подачи заявления о государственной регистрации права обеими сторонами договора, Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ исходит из того, что стороны сознательно и добровольно заключили договор, в связи с чем обе стороны заинтересованы в регистрации договора и перехода права, однако и в данном случае законодатель предусмотрел последствия уклонения одной из сторон договора от регистрации с целью защиты прав другой стороны - вынесение судом решения о регистрации перехода права по требованию одной стороны (пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзац 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ). При регистрации же права, установленного судебным актом и возникшего, в частности, при разделе земельного участка, законодатель таких последствий не предусмотрел, что свидетельствует о возможности регистрации права на основании заявления одного правообладателя. Иное толкование Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ ведет к невозможности исполнения решения суда, установившего право собственности заявителя, ограничению прав заявителя по сравнению с законом, к невозможности государственной регистрации его возникшего права собственности и соответственно осуществления им последнего, поскольку осуществление такого права ставится в зависимость от усмотрения другого лица - правообладателя другого вновь образованного земельного участка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" использованы авторские материалы, предоставленные П. Шумилиным, М. Михайлевской, Е. Комлевым, М. Азымовой, И. Мазуриной.