Энциклопедия судебной практики
Выбор земельных участков для строительства
(Ст. 31 ЗК)
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 31 ЗК признана утратившей силу с 1 марта 2015 г.
1. Правовая природа выбора земельных участков для строительства
1.1. Статья 31 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков и не регулирует иные отношения, связанные с таким предоставлением
Положения земельного законодательства, на которые ссылается общество в обоснование встречных исковых требований, устанавливают порядок предоставления земельных участков и не регулируют иные отношения, связанные с таким предоставлением.
1.2. Статья 31 ЗК РФ не предусматривает ни стадию рассмотрения заявления о возможности формирования с последующем представлением земельного участка, ни представление заключения о возможности такого формирования
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 октября 2011 г. N 14-Г11-40
Статьей [31 ЗК РФ] не предусмотрена ни стадия рассмотрения заявления о возможности формирования и последующего представления земельного участка для строительства, ни представление заключения уполномоченного органа местного самоуправления о возможности такого формирования.
При таких данных субъект Российской Федерации не вправе был устанавливать правовое регулирование, налагающее на граждан и юридических лиц дополнительные обязанности.
1.3. Рассматривая спор о понуждении уполномоченного органа принять решение об отводе заявителю на праве аренды земельного участка, суд должен выяснить, соблюдена ли процедура, предшествующая принятию решения о предоставлении земельного участка
В пункте 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Судебные инстанции, обязывая орган государственной власти субъекта Российской Федерации принять решение об отводе предпринимателю на праве аренды земельного участка, не учли требования статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не выяснили, соблюдена ли участниками спора процедура, предшествующая принятию решения о предоставлении земельного участка.
С учетом изложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не может признать решение и апелляционное постановление законными и обоснованными. Поэтому судебные акты (в обжалуемой заявителем части) следует отменить, а дело в этой части - направить на новое рассмотрение.
1.4. Статья 31 ЗК РФ направлена на обеспечение прозрачности процедуры предоставления земельных участков и пресечение коррупционных проявлений в деятельности органов местного самоуправления
Постановление Президиума Амурского областного суда от 19 декабря 2011 г.
Данная норма Кодекса [ст. 31 ЗК РФ] направлена на обеспечение прозрачности процедуры предоставления земельных участков и пресечение коррупционных проявлений в деятельности органов местного самоуправления при принятии решений о предоставлении земли тому или иному лицу.
Несоблюдением органом местного самоуправления требований закона об информировании населения о возможном предоставлении земельных участков нарушен один из основных принципов противодействия коррупции, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", - принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
1.5. Правила ст. 31 ЗК РФ применяются к отношениям по предоставлению инвалидам в первоочередном порядке земельного участка
Проведение аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка незаконно, поскольку заявитель является инвалидом и индивидуально-определенный органом местного самоуправления земельный участок для предоставления ему не должен выставляться на торги.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые с учетом имеющихся особенностей могут быть применены к спорным правоотношениям, учитывая, что в данном случае не действуют положения ст. 30.1 настоящего Кодекса о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе, и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка.
2. Порядок выбора земельных участков для строительства
2.1. Началом процедуры выбора земельного участка является подача заявления о выборе земельного участка, а окончанием - решение о предварительном согласовании места размещения объекта
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 мая 2015 г. N 50-КГ15-2
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 указанного Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Из положений пунктов 2 и 5-7 статьи 31 этого же Кодекса следует, что процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое, в свою очередь, служит основанием для последующего предоставления земельного участка для строительства.
Процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается решением о предварительном согласовании места размещения объекта.
2.2. Орган местного самоуправления обязан обеспечить выбор земельного участка для строительства
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13
Суды трех инстанций, удовлетворяя заявленные требования, признали, что департамент обязан обеспечить выбор испрашиваемого обществом участка для строительства концертного зала и предварительно согласовать место размещения этого объекта по правилам статьи 31 Земельного кодекса, поскольку планируемое обществом строительство соответствует установленным статьей 55 Правил землепользования и застройки видам разрешенного использования территории общественно-деловой зоны, в границах которой находится этот участок.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июня 2010 г. N ВАС-4224/10
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, не относящегося к жилищному строительству, начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Кодекса.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Обеспечение выбора земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления.
Действующим законодательством не предусмотрено наличие у администрации полномочий на отказ в обеспечении выбора земельного участка, а исходя из пункта 2 статьи 31 ЗК РФ обеспечение выбора земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления, в данном случае администрации.
В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
2.3. Выбор земельного участка для строительства осуществляется только при отсутствии к этому препятствий
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 апреля 2012 г. N ВАС-4308/12
Выбор земельного участка возможен только при отсутствии к тому препятствий.
Выбор земельного участка возможен только при отсутствии к тому препятствий.
Выбор земельного участка возможен только при отсутствии к тому препятствий.
2.4. Утверждение органом местного самоуправления проекта границ земельного участка не является актом о распоряжении земельным участком
Исходя из приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации [пункты 2 и 5 статьи 31] утверждение проекта границ земельного участка органами местного самоуправления само по себе не является актом о распоряжении земельным участком.
2.5. Выбор земельного участка для строительства означает определение места размещения объекта строительства и обоснование примерного размера земельного участка
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2004 г. N 84-Г04-6
Выбор земельного участка для строительства в соответствии со ст. 31 ЗК РФ означает определение предполагаемого места размещения объекта строительства и обоснование примерного размера земельного участка.
2.6. Без осуществления процедуры выбора земельного участка невозможен перевод земельного участка в иную категорию
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2004 г. N 84-Г04-6
[Выбор земельного участка] это начальная стадия его предоставления юридическому лицу, и перевод земельного участка в иную категорию невозможен без осуществления данной процедуры.
Следовательно, в этом случае должны быть соблюдены требования ст. 31 ЗК РФ и 35 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, согласно которым выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Перевод сельхозземель в земли промышленности меняет их целевое назначение, правовой статус, что может оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, затронуть права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности. Изменение целевого назначения земельных участков требует подготовки соответствующих материалов (выбора земельного участка под строительство и т.д.).
2.7. Положения ст. 31 ЗК РФ применяются в отношении незастроенных (свободных) земельных участков
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 мая 2012 г. N 604/12
Из системного толкования указанных норм следует, что положениями статей 30, 31 Земельного кодекса предусмотрено предоставление незастроенных (свободных) земельных участков для целей строительства.
Испрашиваемый земельный участок является несвободным, следовательно, процедура предоставления этого участка для строительства по правилам статей 30, 31 Земельного кодекса неприменима, так как она может создать препятствия для сохранения социально значимых объектов городского парка культуры и отдыха. С учетом изложенного администрация правомерно отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка ввиду предполагаемого конкурса на лучший проект обустройства городского парка.
Обязав администрацию предоставить обществу под строительство спорный земельный участок по процедуре, предусмотренной положениями статьи 31 Земельного кодекса, суды первой и кассационной инстанций нарушили публичные права городского округа в лице администрации по организации обустройства городского парка как единого рекреационного комплекса.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N ВАС-2093/13
Положениями статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление незастроенных (свободных) земельных участков для целей строительства.
С учетом того что имеющимися в деле доказательствами подтверждено нахождение на спорном земельном участке кирпичного двухэтажного здания, собственник которого не установлен, суды признали оспариваемый отказ соответствующим вышеуказанным нормам земельного законодательства и в связи с этим отказали в удовлетворении заявленных требований.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 октября 2013 г. N ВАС-10318/13
Земельный кодекс не содержит норм права, позволяющих сделать вывод о возможности предоставления земельных участков по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не для нового строительства, а с целью реконструкции расположенных на них объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие на земельных участках зданий, строений, сооружений, процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов, предусмотренная статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса, не может быть применена.
Из системного толкования названных норм следует, что положениями статей 30, 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление незастроенных (свободных) земельных участков для целей строительства.
Из системного толкования упомянутых норм вытекает, как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, что положениями статей 30, 31 ЗК РФ предусмотрено предоставление незастроенных (свободных) земельных участков для целей строительства.
2.8. Статья 31 ЗК РФ не предусматривает обязательность принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка по заявлению заинтересованного лица
Согласно пункту 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
При этом диспозиция указанной нормы не содержит положений, однозначно обязывающих уполномоченный орган принять решение о предоставлении земельного участка.
2.9. При отсутствии установленных законом препятствий уполномоченный орган не может отказаться от мероприятий по обеспечению выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта
Земельный кодекс в случае соблюдения процедуры обращения с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не предусматривает возможность отказа органа местного самоуправления от выполнения мероприятий по обеспечению выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта, если для этого не имеется установленных законом препятствий.
2.10. Действия по выбору земельного участка носят технический характер
Действия, связанные с выбором земельного участка, носят технический характер. При этом уполномоченный орган определяет варианты возможности размещения объекта строительства на испрашиваемом земельном участке и проведение процедур согласования в необходимых случаях (ч. 2 ст. 31 ЗК РФ). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (ч. 5 ст. 31 ЗК РФ).
2.11. Закон не содержит запрета на совершение действий по выбору и формированию земельного участка в отсутствие обращения заинтересованного лица
Действующее законодательство не содержит запрета на совершение действий по выбору и формированию земельного участка, по его кадастрированию даже в отсутствие обращения заинтересованного гражданина или юридического лица.
2.12. Обязанность учитывать экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории при осуществлении выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 апреля 2012 г. N ВАС-4308/12
Орган местного самоуправления определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иных условия использования соответствующей территории назначению и строительным характеристикам объекта, возведение которого планируется заявителем на испрашиваемом им земельном участке.
Орган местного самоуправления определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории назначению и строительным характеристикам объекта, возведение которого планируется заявителем на испрашиваемом им земельном участке.
2.13. Возможность использования земельного участка в испрашиваемых целях определяется на момент принятия решения о его предоставлении
Возможность использования земельного участка в испрашиваемых целях определяется на момент принятия решения о его предоставлении (ч. 2 ст. 31 ЗК РФ).
2.14. Наличие сформированного земельного участка исключает возможность проведения в отношении земельного участка мероприятий, предусмотренных ст. 31 ЗК РФ
Наличие сформированного земельного участка исключает возможность повторного проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта на этом же земельном участке, то есть проведения в отношении земельного участка мероприятий, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
2.15. Начало процедуры выбора земельного участка по заявлению одного лица не нарушает права и интересы другого лица, которое обратилось с подобным заявлением позднее
Статья [31 ЗК РФ] содержит порядок выбора земельного участка и оформление соответствующего акта, по результатам которого в последующем принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 названного Кодекса).
Поэтому начало процедуры выбора земельного участка по заявлению одного лица не нарушает прав и интересов другого лица, обратившегося с заявлением позднее.
2.16. Наличие у инвалида права на получение земельного участка в первоочередном порядке не означает, что орган местного самоуправления обязан предоставить по его требованию любой произвольно выбранный им участок
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 30 сентября 2013 г. по делу N 33-2670
Судом верно установлено, что истец как [инвалид] имеет право на получение земельного участка для определенных целей в первоочередном порядке по договору аренды без проведения торгов.
Вместе с тем наличие у истца такого права не означает, что орган местного самоуправления обязан представить ему по его требованию для определенного им вида разрешенного использования любой произвольно выбранный им земельный участок.
Наличие у заявителя [инвалида] права на первоочередное получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома не означает обязанность соответствующего органа представлять земельный участок без соблюдения соответствующей процедуры, которая закреплена в Земельном кодексе Российской Федерации. Следовательно, удовлетворение требования [инвалида] о возложении на заинтересованных лиц обязанности обеспечить его в первоочередном порядке земельным участком для осуществления строительства без соблюдения соответствующей процедуры и установленного порядка невозможно, поскольку в настоящее время отсутствует совокупность условий для принятия решения о предоставления земельного участка.
2.17. При соблюдении порядка выбора участка и отсутствии возражений и заявок иных лиц, поступивших до момента последующего утверждения акта о выборе и принятия решения о предварительном согласовании, указанное решение создает обязанность для уполномоченного органа по принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство на стадии публичного информирования могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Из положений указанных норм следует, что в случае соблюдения стадий и условий выбора земельного участка, при отсутствии возражений и заявок от иных претендентов, поступивших до момента последующего утверждения акта о выборе и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, такое решение создает обязанность для уполномоченного органа по принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства, а заинтересованные лица могут обжаловать такое решение в судебном порядке.
3. Обращение с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта
3.1. При обращении с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта уполномоченные органы производят действия по формированию участка и постановке его на государственный кадастровый учет
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, при обращении заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта соответствующими органами производятся действия по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.
3.2. Приложение к заявлению о выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта технико-экономического обоснования проекта строительства и расчетов не является обязательным
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2011 г. N 87-Г11-3
Земельный кодекс Российской Федерации только рекомендует, а не обязывает прилагать к заявлению о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
3.3. Отсутствие проекта планировки не может препятствовать выбору земельного участка
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июня 2013 г. N 727/13
Отсутствие проекта планировки территории и проекта межевания земельного участка при наличии Правил землепользования и застройки не является препятствием для выбора земельного участка согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса, при этом орган местного самоуправления обязан обеспечить выбор земельного участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.
Суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что отсутствие проекта планировки территории и соответственно проектов межевания земельных участков не может являться препятствием для выбора земельных участков. В процессе выбора земельного участка орган местного самоуправления на основе анализа документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом заявителем земельном участке и лишь при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по выбору этого участка: определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории назначению и строительным характеристикам объекта, возведение которого планируется заявителем на испрашиваемом им земельном участке.
3.4. Наличие проекта планировки и межевания территории исключает возможность формирования и предоставления земельного участка по правилам ст. 31 ЗК РФ
Наличие подготовленного проекта планировки и межевания территории исключает возможность формирования и предоставления земельного участка по правилам, предусмотренным статьями 31, 32 ЗК РФ.
3.5. При обращении с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены предъявляемые к нему характеристики, уполномоченный орган обеспечивает выбор участка, соответствующего этим характеристикам
Из [статьи 31 ЗК РФ] следует, что орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к земельному участку, обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам.
3.6. В заявлении о выборе земельного участка не обязательно ссылаться на градостроительные документы муниципального образования
В законе не содержится обязанности заявителя ссылаться в заявлении о выборе земельного участка на градостроительные документы муниципального образования. В этой связи отказ в проведении процедур, предусмотренных ст. 31 ЗК РФ, по мотиву того, что заявитель сослался на проект генерального плана, а не на ныне действующий генеральный план, является незаконным.
3.7. Поступление заявления о предоставлении земельного участка после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта на этом участке другому лицу не влечет выставления участка на торги
Поступление заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для строительства после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта на этом участке другому лицу не является основанием для выставления такого участка на торги.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
[П. 5 ст. 30, ст. 31, 32 Земельного кодекса РФ] не предусматривают право уполномоченного органа после предварительного согласования места размещения объекта одному лицу передавать земельный участок на торги при поступлении впоследствии заявок от других лиц.
3.8. Требования к перечню документов, прилагаемых к заявлению о выборе земельного участка для строительства, должны соответствовать положениям ст. 31 ЗК РФ
Действующим на территории города Регламентом предоставления администрацией города услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" определены сроки, последовательность оказываемой услуги и перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Поскольку по настоящему спору обеспечение выбора земельного участка подлежит рассмотрению в порядке ст. 31 ЗК РФ, перечень документов, предусмотренных Регламентом, не должен противоречить названной норме права.
3.9. При определении сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта органом местного самоуправления применяется ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ
После проведения соответствующих процедур по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта орган местного самоуправления должен утвердить акт о выборе земельного участка или отказать в размещении объекта.
Из содержания приведенной нормы следует, что действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
Статьи 30 и 31 Кодекса не содержат норм, устанавливающих сроки рассмотрения заявлений юридических лиц о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта органом местного самоуправления, поэтому в силу пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии закона подлежит применению Федеральный закон от 02.05.2006 N 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).
3.10. Законом не предусмотрена обязанность лица, заинтересованного в получении земельного участка для строительства, определить его точную площадь на момент обращения в уполномоченный орган
Суды правомерно указали на то, что действующее законодательство не обязывает лицо, заинтересованное в получении земельного участка для строительства определить точную его площадь на момент обращения в соответствующий орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками.
3.11. Изготовление лицом за счет собственных средств схемы расположения земельного участка на кадастровой карте не является основанием для отказа в утверждении такой схемы и в выборе земельного участка
Тот факт, что предпринимателем за счет собственных средств изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, не является предусмотренным законом основанием для отказа в утверждении такой схемы либо отказе в выборе земельного участка.
4. Акт о выборе земельного участка
4.1. Акт о выборе земельного участка оформляется конкретному лицу только после публичного информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 апреля 2014 г. N ВАС-3521/14
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования [населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства].
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования [населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства].
4.2. Статья 31 ЗК РФ не предполагает оформления акта о выборе земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении участка, принадлежащего гражданину на праве собственности
Определение Конституционного Суда РФ от 19 октября 2010 г. N 1405-О-О
Оспариваемые в жалобе положения статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляющие наименование акта, оформляемого по результатам выбора земельного участка, а также устанавливающие орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимающие решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта, в системной взаимосвязи со статьей 30 "Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности" того же Кодекса, как являющиеся частью механизма предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируют выбор земельных участков только из указанных земель.
Таким образом, поскольку оспариваемые в жалобе законоположения не предполагают оформления акта о выборе земельного участка для строительства и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего такой акт, в отношении земельного участка, принадлежащего гражданину на праве собственности, данные положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
4.3. Утверждение акта выбора земельного участка в интересах лица не влечет предоставления земельного участка именно этому лицу в обязательном порядке
Утверждение акта выбора земельного участка в интересах того или иного лица в силу ст. 31 ЗК не влечет в последующем в обязательном порядке предоставление земельного участка этому лицу.
4.4. Если имеются препятствия для выбора земельного участка для строительства, оформление акта выбора необязательно
Правильно истолковав нормы статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что данные нормы не содержат положений об обязательном оформлении акта выбора земельного участка, если имеются препятствия для выбора земельного участка.
Поскольку статьи 30, 31 ЗК РФ не содержат положений об обязательном оформлении акта выбора земельного участка, если имеются препятствия для его выбора, то судами сделан правильный вывод о том, что совершение последующих действий по выбору земельного участка является нецелесообразным, если на вопрос о возможности осуществления строительства на испрашиваемом земельном участке получен отрицательный ответ.
Нормы земельного законодательства не содержат положений об обязательном оформлении акта выбора земельного участка, если имеются препятствия для выбора земельного участка.
По смыслу и содержанию статей 30, 31 ЗК РФ эти нормы законодательства не содержат положений об обязательном оформлении акта выбора земельного участка, а отсутствие акта само по себе не свидетельствует о непроведении выбора земельного участка.
4.5. Отсутствие акта выбора земельного участка для строительства не свидетельствует о непроведении выбора земельного участка
Отсутствие акта [выбора земельного участка] само по себе не свидетельствует о непроведении выбора земельного участка.
4.6. Предварительное осуществление выбора земельного участка должно предшествовать принятию уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 февраля 2014 г. N ВАС-463/14
Учитывая, что совокупное толкование статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исключает принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта по существу без предварительного осуществления органом местного самоуправления процедуры выбора земельного участка, последовательно регламентированной нормами указанной статьи, а также принимая во внимание то обстоятельство, что оспариваемое решение министерства признано незаконным в связи с принятием его без предварительного проведения работ по выбору земельного участка и без оформления акта выбора участка третьим лицом, суд признал, что обязание министерства выдать решение о предварительном согласовании места размещения объекта не является в данном случае способом восстановления нарушенного права, поэтому в удовлетворении данного требования отказал.
По смыслу указанной правовой нормы [статья 31 ЗК РФ] принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающим этот акт.
4.7. Акт выбора земельного участка и решение о предварительном согласовании места размещения объекта не являются актами по распоряжению земельным участком
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 сентября 2010 г. N ВАС-14399/09
Анализируя требования ч. 1 ст. 32 и ч. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ, суд пришел к выводу о том, что предварительное согласование места размещения объекта строительства, которым утвержден акт выбора земельных участков для строительства, является лишь начальным этапом реализации прав на осуществление строительства в будущем, не является актом по распоряжению земельным участком.
4.8. Законодательством не предусмотрена обязанность проведения процедуры согласования акта выбора земельного участка с юридическими лицами
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 ноября 2010 г. N ВАС-11616/10
Земельный кодекс Российской Федерации как нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, предусматривает необходимость проведения процедуры согласования акта выбора земельного участка исключительно с государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Суд указал, что ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными законами обязанность проведения процедуры согласования акта выбора земельного участка с юридическими лицами, не являющимися муниципальными, не предусмотрена.
4.9. При наличии утвержденного акта выбора участка одному лицу предварительное согласование того же участка другому лицу незаконно
При наличии утвержденного акта выбора участка одному лицу предварительное согласование того же участка другому лицу не основано на нормах земельного законодательства и нарушает законные интересы субъекта, которому земельный участок согласован ранее.
4.10. Акт выбора земельного участка не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ
Акт выбора земельного участка не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке, предусмотренном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса, регулирующей рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Прекращая производство по делу в части признания недействительным акта выбора земельного участка, суды обоснованно исходили из того, что такой акт не относится к категории ненормативных правовых актов, поскольку не устанавливает, не изменяет и не прекращает субъективные права. Акт выбора является документом, свидетельствующим о комиссионном рассмотрении и согласовании с уполномоченными органами и организациями города варианта размещения объекта.
4.11. Акт выбора земельного участка оспаривается путем оспаривания постановления администрации муниципального образования, которым он утвержден
Оспаривание акта выбора земельного участка производится путем оспаривания постановления администрации муниципального образования, которым утвержден этот акт.
4.12. В процессе оформления акта о выборе земельного участка для строительства орган местного самоуправления самостоятельно обеспечивает его согласование с органами государственного надзора
Орган местного самоуправления в процессе оформления акта о выборе земельного участка для строительства (с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах) самостоятельно обеспечивает его согласование с органами государственного надзора, в том числе и с органами санитарно-эпидемиологического надзора.
4.13. Суд не вправе обязывать орган местного самоуправления утвердить и выдать заявителю акт выбора испрашиваемого земельного участка
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 марта 2012 г. N ВАС-604/12
Органам местного самоуправления городского округа предоставлено право на осуществление в рамках предоставленных полномочий деятельности по организации обустройства городских парков. Тем самым обеспечивается возможность самостоятельно принимать решения по вопросам местного значения, владения пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Таким образом, обязав администрацию предоставить обществу под строительство спорный земельный участок по процедуре, предусмотренной положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, суды тем самым нарушили публичные права городского округа в лице администрации по организации обустройства городского парка как единого рекреационного комплекса.
4.14. Действия по составлению акта либо отказ в составлении акта о выборе земельного участка не могут быть обжалованы
Кассационное определение Пермского краевого суда от 26 декабря 2011 г. по делу N 33-13290
Обжалование данного действия (составление акта либо отказ в составлении акта о выборе земельного участка) статьей 31 ЗК Российской Федерации не предусмотрено, учитывая, что в пункте 9 ст. 31 ЗК Российской Федерации содержится специальная процедура обжалования только решения об отказе в размещении объекта либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
4.15. Законодательством не предусмотрена процедура выдачи акта о выборе земельного участка без его утверждения
Кассационное определение Пермского краевого суда от 26 декабря 2011 г. по делу N 33-13290
Отказ в составлении акта о выборе земельного участка прав заявителя не нарушает, так как действующим законодательством не предусмотрена процедура выдачи акта без его утверждения соответствующему лицу (ст. 31 ЗК Российской Федерации).
4.16. Взимание платы за осуществление процедуры оформления акта о выборе земельного участка для строительства Налоговым и Земельным кодексами не предусмотрено
Ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают взимание платы за осуществление процедуры оформления акта о выборе земельного участка для строительства и за предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
4.17. Проект границ земельного участка является обязательным приложением к акту о выборе земельного участка
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июня 2008 г. N Ф09-4519/08-С6
Результаты выбора земельного участка оформляются двумя основными документами: актом о выборе земельного участка и проектом границ земельного участка.
В силу п. 5 ст. 31 названного Кодекса утвержденный органом местного самоуправления проект границ земельного участка является обязательным приложением акта о выборе земельного участка.
5. Предварительное согласование места размещения объекта
5.1. Решение об утверждении акта выбора земельного участка является решением о предварительном согласовании места размещения объекта
Решение органа местного самоуправления об утверждении акта выбора земельного участка является решением о предварительном согласовании места размещения объекта. Данное решение является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
5.2. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта не относится к правоустанавливающим документам и не порождает прав на земельный участок
В силу статей 30, 31 ЗК РФ принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является только одним из этапов процедуры получения земельного участка для строительства, само по себе указанное решение к правоустанавливающим документам на земельный участок не относится и земельные права на него не порождает.
5.3. Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта принимается только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления
Принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием его границ. Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано.
5.4. Расходы, понесенные после принятия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, а не в связи с подготовкой документов, необходимых для его принятия, не возмещаются
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2012 г. N 13443/11
Суд кассационной инстанции поддержал выводы суда апелляционной инстанции и указал на отсутствие в земельном законодательстве норм о возмещении расходов, возникших после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку пункт 9 статьи 31 Земельного кодекса регулирует лишь возмещение расходов, понесенных в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Вывод суда кассационной инстанции о неприменимости к спорным правоотношениям пункта 9 статьи 31 Земельного кодекса является обоснованным, поскольку обществом понесены расходы после принятия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, а не в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия такого решения.
5.5. Для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта достаточно наличия подготовленного акта о выборе и утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровой карте
Наличие подготовленного акта о выборе и утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории являются достаточными документами для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
5.6. Уполномоченные органы не вправе принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора участка при наличии мотивированных возражений граждан
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ гражданам предоставлено право участвовать в решении тех вопросов, которые затрагивают их интересы и связаны с изъятием и предоставлением этих земельных участков для строительства. Как верно указали суды, в данном случае изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд мэрией не производилось. Кроме того, мнение граждан должно быть учтено, если оно обоснованно реальным умалением их прав и законных интересов.
5.7. Акт о выборе земельного участка утверждается уполномоченным органом, если выбор участка был обеспечен с учетом условий использования соответствующей территории и норм градостроительного законодательства
Уполномоченный орган вправе утвердить акт о выборе земельного участка, оформленный органом местного самоуправления, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта только в том случае, если выбор земельного участка был обеспечен с учетом условий использования соответствующей территории и норм градостроительного законодательства.
5.8. Предварительное согласование места размещения объектов на земельном участке, предоставленном другому лицу, нарушает положения земельного законодательства
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 мая 2007 г. N Ф09-3077/07-С6
В соответствии со ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка является первичным этапом, необходимым для принятия в дальнейшем решения о предоставлении земельного участка для строительства. В связи с этим предварительное согласование места размещения объектов на участке, предоставленном другому лицу, противоречит нормам земельного законодательства.
5.9. Предварительное согласование места размещения объекта строительства не означает, что данный участок в обязательном порядке будет предоставлен заявителю
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 сентября 2010 г. N ВАС-14399/09
Анализируя требования ч. 1 ст. 32 и ч. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ, суд пришел к выводу о том, что предварительное согласование места размещения объекта строительства, которым утвержден акт выбора земельных участков для строительства, является лишь начальным этапом реализации прав на осуществление строительства в будущем, не означает, что данный земельный участок в обязательном порядке будет предоставлен [заявителям] и что им в обязательном порядке будет выдано разрешение на строительство.
5.10. Утверждение акта выбора земельного участка и отмена при этом решения о предварительном согласовании места размещения объекта является нарушением земельного законодательства
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 августа 2008 г. N А49-6031/07
Исходя из правил данной нормы права [пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации] судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждение акта выбора земельного участка представляют собой действия, неразрывно связанные между собой. Утверждая акт выбора земельного участка, орган местного самоуправления по существу согласовывает предварительно место размещения объекта.
Таким образом, администрация города, утвердив акт выбора, но отменив предварительное согласование, нарушила земельное законодательство.
6. Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте
6.1. Согласование и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте при осуществлении выбора земельного участка относятся к полномочиям органа местного самоуправления
Апелляционное определение Московского городского суда от 16 апреля 2013 N 11-8114/13
При проведении указанной процедуры именно на орган местного самоуправления возложена обязанность обеспечения выбора земельного участка.
При этом в силу ч. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации при осуществлении выбора земельного участка необходимые согласования, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относятся к полномочиям соответствующего органа местного самоуправления. В связи с изложенным на администрации не лежало обязанности принять акт выбора земельных участков и схему расположения, составленные именно заявителем.
6.2. Закон не раскрывает понятия "схема расположения земельного участка"
Закон не содержит понятия "схема расположения земельного участка", однако, правило о том, что такая схема отображается на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пп. 5, 7 ст. 31, п. 7 ст. 36 ЗК РФ), согласуется с тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков отображается на кадастровых картах.
В свою очередь согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой форме воспроизводятся внесенные в ГКН сведения о земельном участке. Согласно ч. 5, 7 ст. 31, ч. 7 ст. 36 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается и выдается органом местного самоуправления.
Таким образом, схема расположения земельного участка утверждается и выдается органом местного самоуправления, она должна быть отображена на кадастровой карте или плане, удовлетворяющим указанным требованиям, а не на картографической основе ГКН, такая схема не может быть произвольной.
6.3. Статья 31 ЗК РФ не предусматривает обязанности органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять изготовление схем расположения земельного участка
Статьями 31, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено полномочие органов местного самоуправления на утверждение и выдачу схем расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Вместе с тем данные статьи не содержат норм, обязывающих органы местного самоуправления самостоятельно осуществлять изготовление схем.
7. Информирование о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства
7.1. Предусмотренное пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ публичное информирование направлено на защиту интересов населения в целом и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 марта 2013 г. N ВАС-2829/13
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами могут быть поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
7.2. Обязанность информировать население о возможном предоставлении земельного участка возникает до составления акта выбора участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 апреля 2010 г. N ВАС-4158/10
Обязанность органов местного самоуправления информировать население возникает до составления акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
7.3. Информирование населения производится через средства массовой информации, доступные гражданам, проживающим в соответствующем муниципальном образовании
Информирование должно производиться способом, обеспечивающим к нему свободный доступ и возможность ознакомления.
7.4. Отсутствие установленной законом процедуры информирования населения о возможном предоставлении земельных участков для строительства не освобождает органы местного самоуправления от этой обязанности
Отсутствие детально регламентированной процедуры информирования [населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства] не освобождает органы местного самоуправления от обязанности сообщить информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства способом, доступным населению муниципального образования.
7.5. Изменение адреса объекта после публикации сообщения о возможном предоставлении земельного участка для строительства не свидетельствует о ненадлежащем информировании населения
Администрацией городского округа в местной газете опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Публикация размещена в выпуске, вышедшем в свет за один месяц до принятия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта. В публикации отражено решение комиссии администрации городского округа по землеотводам об удовлетворении заявки руководителя религиозной организации на отвод земельного участка с указанием примерной площади, места расположения (строительного адреса) и цели - строительства лекционного зала.
В дальнейшем адрес объекта был изменен (изменен номер дома), и строительство осуществлялось по новому адресу.
При этом из акта выбора земельного участка с выкопировкой из плана города, ситуационного плана расположения земельного участка в системе градостроительной планировки, материалов землеустроительного дела, кадастрового плана земельного участка следует, что земельный участок для строительства предоставлен без изменения фактического места расположения лекционного зала.
Таким образом, нарушений п. 3 ст. 31 Земельного кодекса администрацией городского округа не допущено.
7.6. Орган местного самоуправления может информировать население о своем намерении предоставить земельный участок для строительства даже при отсутствии обращения заинтересованного лица
Действующее законодательство не содержит запрета на информирование населения о намерении органа местного самоуправления предоставить земельный участок в аренду для строительства даже в отсутствие обращения заинтересованного гражданина или юридического лица.
7.7. ЗК РФ не предусматривает формы и сроки информирования населения органами местного самоуправления, а также процедуру участия граждан в решении вопросов, связанных с предоставлением земельных участков для строительства
Земельным кодексом РФ не раскрываются формы и сроки информирования населения органами местного самоуправления, а также формы, сроки и процедуры участия граждан в решении вопросов, связанных с предоставлением земельных участков для строительства, когда это затрагивает их интересы (кроме случаев, связанных с использованием территорий и мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей).
7.8. ЗК РФ не обязывает органы местного самоуправления при принятии решения о выборе земельного участка выявлять и учитывать мнение населения и лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка
[ЗК РФ] только лишь обязывает органы местного самоуправления своевременно предоставлять соответствующую информацию и не предусматривает обязанность органов местного самоуправления выявлять мнение населения, а также лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, и учитывать такое мнение при принятии решения о выборе земельного участка или собирать заявления иных лиц о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
7.9. Последствием нарушения обязанности или порядка информирования населения о возможном предоставлении земельного участка не влечет недействительность принятого в отношении участка ненормативного акта
Законодательство не предусматривает, что общим последствием нарушения обязанности или порядка информирования является недействительность ненормативного акта в отношении земельного участка.
7.10. Информация, предоставляемая органом местного самоуправления, в отношении земельного участка должна быть четкой и недвусмысленной
Исходя из положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации акт выбора земельного участка может быть утвержден конкретному лицу после публичного информирования.
Поскольку законом не предусмотрены форма и содержание сообщения о предоставлении земельного участка, следует исходить из того, что необходимая информация должна быть четкой и недвусмысленной как в отношении земельного участка (примерная площадь, местоположение, цель предоставления), так и в отношении способа обращения заинтересованных лиц в орган местного самоуправления.
7.11. Обязательного получения органом местного самоуправления согласия населения на осуществление планируемого строительства при предоставлении земельных участков не требуется
В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
При этом законодатель не требует обязательного получения согласия населения на осуществление планируемого строительства, а лишь обязывает органы местного самоуправления своевременно предоставлять соответствующую информацию, обеспечивать возможность участия в ее обсуждении (с соблюдением определенной процедуры, если это предусмотрено законодательством) и принимать юридически значимые решения с учетом выявленного, таким образом, мнения.
7.12. Уведомление о проведении информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении испрашиваемого земельного участка не является решением о выставлении земельного участка на торги
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2009 г. N ВАС-15340/09
Комитет письмом уведомил общество о проведении информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении испрашиваемого земельного участка и сообщил, что в связи с поступившими заявками решено выставить спорный земельный участок на торги.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что указанное письмо комитета носит информационный характер и не является решением правомочного органа о выставлении спорного земельного участка на торги, так как такого решения в установленном порядке не принималось, в связи с чем письмо комитета не нарушает прав и законных интересов заявителя, не возлагает на него каких-либо обязанностей, не создает препятствий в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
7.13. Публичное информирование населения о предоставлении земельного участка само по себе не влечет юридических последствий для заинтересованных лиц и не служит основанием для передачи земельного участка в аренду
Публикация в газете объявления о предоставлении земельного участка в аренду носит информационный характер и сама по себе не влечет юридических последствий для заинтересованных лиц, то есть, не является основанием возникновения для них каких-либо прав или возложения обязанностей, а также не служит основанием для передачи участка в аренду. Таким образом, суд неправомерно пришел к выводу, что действия мэрии по опубликованию объявления нарушают права и законные интересы общества, поэтому заявление общества не подлежит удовлетворению.
7.14. Проведение публичных слушаний по вопросу изменения условно разрешенного вида использования земельного участка не освобождает уполномоченный орган от обязанности по публичному информированию населения в порядке ст. 31 ЗК РФ
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Довод администрации о проведении публичных слушаний правильно отклонен судами, поскольку администрацией в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведены публичные слушания по вопросу изменения условно разрешенного вида использования земельного участка.
Однако, как верно указано судами, проведение таких публичных слушаний не освобождает администрацию от исполнения обязанности по публичному информированию населения в порядке статьи 31 ЗК РФ о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
7.15. Выявление круга претендентов на получение в аренду земельного участка начинается после того, как уполномоченный орган официально опубликовал предложение неопределенному кругу лиц о предоставлении участка
Поскольку потенциальные претенденты на спорный земельный участок своей воли на его получение после официальной публикации в газете не проявили, суды верно указали на отсутствие у администрации оснований для проведения торгов, что не противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Процедура выявления круга потенциальных претендентов на получение в аренду конкретного земельного участка начинается после того, как орган местного самоуправления официально опубликовал предложение неопределенному кругу лиц о предоставлении земельного участка в аренду, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
Лица, ранее обращавшиеся о предоставлении данного земельного участка и по-прежнему желающие получить его в аренду, должны в ответ на официальную публикацию подтвердить, что они все еще имеют намерение получить земельный участок, о котором ранее просили.
8. Наличие нескольких претендентов на земельный участок
8.1. Предоставление земельного участка одному из претендентов по правилам ст. 31 ЗК РФ без проведения торгов нарушает принципы справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельного участка
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2013 г. N ВАС-6442/11
Суды пришли к выводу, что предоставление спорного земельного участка при наличии нескольких претендентов на его приобретение в обход процедуры торгов нарушает установленные статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации правила предоставления земельного участка для строительства и не соответствует закрепленным в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципам справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельного участка.
8.2. Заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им земельного участка при наличии иных претендентов
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2011 г. N 7638/11
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса, предусматривающего обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса.
При предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
По смыслу части 3 статьи 31 ЗК РФ, предусматривающей обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
По смыслу положений п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
8.3. ЗК РФ не устанавливает критериев приоритета или отбора при множественности претендентов на предоставление земельных участков для строительства
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. N 4224/10
[Земельный] кодекс не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов [на предоставление земельных участков для строительства].
Земельный кодекс не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов [на предоставление земельных участков для строительства].
Земельный кодекс не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов [на предоставление земельных участков для строительства].
ЗК РФ не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов [на предоставление земельных участков для строительства].
Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов [на предоставление земельных участков для строительства].
Земельный кодекс не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов [на предоставление земельных участков для строительства].
8.4. Не допускается предоставление земельного участка по правилам статьи 31 ЗК РФ при наличии нескольких претендентов на испрашиваемый участок
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 октября 2011 г. N ВАС-12246/11
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
При наличии нескольких претендентов на испрашиваемый земельный участок предоставление данного земельного участка по правилам, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, не допускается.
Судами установлено и материалами дела подтверждено наличие двух претендентов на спорный земельный участок. В этой ситуации, поскольку разрешить вопрос предоставления земельного участка по правилам статьи 31 ЗК РФ невозможно, было правомерно указано на необходимость предоставления права заключения договора аренды спорного земельного участка путем выставления его на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст. 31 Земельного кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса независимо от того, является ли этот земельный участок сформированным или лишь проходит процедуру формирования.
8.5. ЗК РФ не ограничивает существование права подать заявление о предоставлении земельного участка во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в уполномоченный орган
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. N 4224/10
При этом [Земельный] кодекс не ограничивает существование права [подать заявления о предоставлении земельного участка] во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления.
Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права [подать заявления о предоставлении земельного участка] во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления.
Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права [подать заявления о предоставлении земельного участка] во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления.
ЗК РФ не ограничивает существование права заинтересованных лиц на подачу заявления о предоставлении им одного и того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов, во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в соответствующий орган.
Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права [подать заявления о предоставлении земельного участка] во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления.
Публичное информирование органами местного самоуправления обеспечивает гражданам, юридическим лицам участие в обсуждении вопроса о предоставлении земельного участка, а также возможность обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении им того же земельного участка.
Земельным кодексом Российской Федерации не ограничено временем право заинтересованного лица на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении того же земельного участка для строительства.
8.6. Выбор земельных участков производится по мере поступления заявлений от заинтересованных лиц в порядке очередности регистрации этих заявлений
Порядок выбора земельных участков для целей, связанных со строительством, определен положениями ст. 31 ЗК РФ. При этом выбор земельных участков производится по мере поступления заявлений от заинтересованных лиц в порядке очередности регистрации таких заявлений.
8.7. Если на предоставление земельного участка имеются два заявления, одно по ст. 31 ЗК РФ, а другое по ст. 34 ЗК РФ, необходимо проведение торгов
На предоставление земельного участка имеются два заявления: одно по статье 34 ЗК РФ, другое по статье 31 ЗК РФ. Какое решение муниципального органа является законным?
1. Рассмотрение первого заявления в рамках той нормы, которая регламентирует порядок рассмотрения этого заявления и принятие соответствующего решения.
2. Отказ в удовлетворении заявления со ссылкой на необходимость проведения торгов по продаже права аренды.
При наличии двух и более заявлений о предоставлении одного и того же земельного участка необходимо проведение торгов независимо от того, что одно заявление было подано в порядке статьи 31 ЗК РФ, а другое - в порядке 34 ЗК РФ.
9. Отказ в выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта
9.1. Отказ в выборе земельного участка для строительства должен быть мотивирован и подтверждаться конкретными обстоятельствами о невозможности проведения процедуры выбора
По смыслу статей 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отказ в выборе земельного участка не должен носить произвольный, не мотивированный характер, а должен основываться на действующих нормах закона и подтверждаться конкретными обстоятельствами о невозможности проведения процедуры выбора и определения вариантов расположения земельного участка.
9.2. Конкретные основания для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта ст. 31 ЗК РФ не предусмотрены
Статья 31 Кодекса не содержит конкретных оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с чем, в каждом конкретном случае данный вопрос должен решаться, в частности, с учетом необходимости создания соответствующих инженерных сетей.
9.3. Если на вопрос о возможности осуществления строительства на испрашиваемом земельном участке получен отрицательный ответ, совершение последующих действий по выбору земельного участка нецелесообразно
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 апреля 2012 г. N ВАС-4308/12
В процессе выбора земельного участка орган местного самоуправления на основе анализа документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом заявителем земельном участке и лишь при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по выбору этого участка: определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иных условия использования соответствующей территории назначению и строительным характеристикам объекта, возведение которого планируется заявителем на испрашиваемом им земельном участке. В случае же отрицательного ответа на вопрос о возможности строительства на данном участке совершение органом местного самоуправления последующих действий является нецелесообразным.
В процессе выбора земельного участка орган местного самоуправления на основе анализа документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом заявителем земельном участке и лишь при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по выбору этого участка: определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории назначению и строительным характеристикам объекта, возведение которого планируется заявителем на испрашиваемом им земельном участке. В случае же отрицательного ответа на вопрос о возможности строительства на данном участке совершение органом местного самоуправления последующих действий является нецелесообразным.
9.4. Несвоевременное информирование о возможном предоставлении земельного участка может повлечь отказ органа местного самоуправления от создания участка или оспаривание документов о создании участка
Нарушение прав населения на своевременное информирование о возможном предоставлении участка для строительства на стадии его формирования может повлечь за собой отказ органа местного самоуправления от создания испрашиваемого участка или оспаривание в установленном порядке документов о создании спорного участка.
9.5. Несоответствие заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта требованиям ст. 31 ЗК РФ влечет отказ в предоставлении данной услуги
Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не соответствовало требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, что уже само по себе влечет отказ в предоставлении муниципальной услуги.
9.6. Законом не предусмотрен отказ в выборе земельного участка в случае его расположения на застроенной многоквартирными жилыми домами территории
Решение Калининградского областного суда от 10 мая 2007 г. N 3-77/2007
Федеральным земельным законодательством (в том числе ст. ст. 30, 31 ЗК РФ) не предусмотрено такое основание для отказа в выборе земельного участка как само по себе его расположение на застроенной многоквартирными жилыми домами территории.
9.7. Наличие права третьих лиц на земельный участок является основанием для отказа в выборе испрашиваемого участка
Наличие права третьих лиц на испрашиваемый заявителем земельный участок, отнесенный жилищным законодательством к общему долевому имуществу, исключает возможность дальнейшего предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка по основаниям, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса РФ, в связи с чем отказ органа местного самоуправления в выборе испрашиваемого земельного участка является обоснованным.
9.8. Разрешенные условия использования соответствующей территории могут препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 ноября 2013 г. N ВАС-16237/13
Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то что они содержатся в не опубликованных для всеобщего сведения документах.
Земельный кодекс исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
Разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то что они содержатся в не опубликованных для всеобщего сведения документах, исполнением органом местного самоуправления обязанности по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства обеспечивается реализация гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан.
Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то что они содержатся в не опубликованных для всеобщего сведения документах.
9.9. Уполномоченный орган отказывает в выборе и предоставлении земельного участка, если испрашиваемый участок расположен в двух территориальных зонах или частично расположен на землях общего пользования
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июня 2013 г. N 727/13
Установив, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки расположен в двух территориальных зонах - "Р-2" (зона активного отдыха на территориях зеленых насаждений общего пользования) и "ОД-2" (зона общественно-деловой застройки), что согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса влечет невозможность формирования такого участка, а также что испрашиваемый участок частично расположен на землях общего пользования (местном проезде, который разделяет две названные зоны), что противоречит пункту 1.6.3 Правил землепользования и застройки, администрация в соответствии с действующим законодательством приняла постановление об отказе обществу в предварительном согласовании места размещения объектов.
Отказ органа местного самоуправления в выборе и предоставлении земельного участка, а также в размещении на нем объекта недвижимости является правомерным, в частности, в случае если испрашиваемый земельный участок:
- расположен в двух территориальных зонах, что влечет невозможность формирования такого участка;
- частично расположен на землях общего пользования.
10. Срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта
10.1. Возможность и порядок продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения земельного участка для строительства законом не предусмотрены
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 февраля 2012 г. N ВАС-212/12
Согласно пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Редакция данной статьи до внесения в нее изменений Законом N 69-ФЗ и после внесения таких изменений не предусматривает возможность, порядок и основания продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
10.2. Трехгодичный срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, установленный п. 8 ст. 31 ЗК РФ, не является пресекательным
Учитывая, что нормы Земельного кодекса Российской Федерации не содержат положений о пресекательном характере трехгодичного срока [предусмотренного частью 8 статьи 31 ЗК РФ], а первоначальное заявление было подано обществом в пределах трехгодичного срока, вывод об отсутствии у администрация права на отказ в предоставлении земельного участка является правильным.
Определение Московского городского суда от 29 мая 2014 г. N 4г-5594/14
По смыслу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта заявитель не лишается права требовать предоставления права на земельный участок, поскольку такой срок не является пресекательным.
10.3. Срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта является пресекательным
Апелляционный суд указал, что у общества отсутствовали правовые основания для получения спорного земельного участка в аренду в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку на момент обращения в администрацию города с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, предусмотренный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса трехлетний срок действия заключения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства истек и в установленном порядке не продлен. Пресекательный срок действия решения уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта строительства установлен земельным законодательством.
10.4. ЗК РФ не предусматривает, что решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства автоматически утрачивает силу по истечении трех лет
В пункте 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации содержится норма, в силу которой решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трёх лет.
Вместе с тем в Земельном кодексе Российской Федерации отсутствует указание на то, что решение органа местного самоуправления автоматически утрачивает силу по истечении указанных трёх лет.
10.5. Пропуск трехгодичного срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не порождает обязанности уполномоченного органа решить вопрос о его продлении
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих уполномоченный орган, принявший решение о предварительном согласовании места размещения объекта, после истечения срока его действия продлевать действие постановления на иной срок.
10.6. Срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не включает в себя время, затрачиваемое на подготовку решения о предоставлении земельного участка в аренду
Срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта установлен только для заявителя и в него не включается время, затрачиваемое на подготовку решения о предоставлении земельного участка в аренду.
10.7. Если срок, установленный п. 8 ст. 31 ЗК РФ, пропущен в связи с незаконным бездействием уполномоченного органа по утверждению границ земельного участка, отказ в предоставлении участка является неправомерным
Поскольку пропуск срока, установленного п. 8 ст. 31 Земельного кодекса, произошел в связи с незаконным бездействием уполномоченного органа по утверждению границ земельного участка, отказ администрации в предоставлении обществу земельного участка для строительства признан неправомерным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.