Энциклопедия судебной практики
Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
(Ст. 17 ЗК)
1. Возникновение федеральной собственности на землю
1.1. Перечень земельных участков, относящихся к федеральной собственности, является открытым
Положениями ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.07.2006) определен перечень земельных участков, относящихся к федеральной собственности. Указанный перечень является открытым.
1.2. Части земельных участков не могут быть объектом права федеральной собственности
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 2011 г. N 14950/10
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сослался на невозможность осуществления государственной регистрации права на части земельного участка, поскольку исходя из положений статей 15, 17, 18 Земельного кодекса и статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации эти участки не являются самостоятельными объектами гражданских прав.
В соответствии со статьями 15, 17, 18 Земельного кодекса объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.
Присвоение частям земельных участков учетных кадастровых номеров не свидетельствует об их индивидуализации в качестве самостоятельных объектов вещных прав. Государственная регистрация права собственности на часть земельного участка противоречит действующему законодательству.
По смыслу ст. ст. 15, 17, 18 ЗК РФ объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.
По смыслу ст. ст. 15, 17, 18 ЗК РФ объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.
В соответствии со статьями 15, 17, 18 Земельного кодекса объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.
В соответствии со ст. ст. 15, 17, 18 ЗК РФ объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.
1.3. Возникновение права собственности РФ на земельные участки не связано с датой государственной регистрации этого права
Статья 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ не связывает момент возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования на указанные в ней земельные участки с датой государственной регистрации права. Поэтому право собственности Российской Федерации возникает с даты вступления в силу Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
1.4. Отказ в регистрации права собственности РФ на участок, если право собственности на него не зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на участке, неправомерен
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 апреля 2012 г. N ВАС-10740/11
Поскольку право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном участке, отказ в регистрации права федеральной собственности на него по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 мая 2014 г. по делу N А32-26178/2012
Поскольку право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, отказ в регистрации права федеральной собственности на него препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом.
1.5. Разграничение федеральной и региональной собственности на землю осуществляется без каких-либо специальных процедур по передаче земельных участков
По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования, в связи с чем ссылка заявителя жалобы на необходимость руководствоваться административным порядком при передаче земельного участка в областную собственность, необоснованна.
1.6. При расположении на земельном участке объектов недвижимости РФ и третьего лица федеральная собственность может быть зарегистрирована только на участки под объектами недвижимости, находящимися в собственности РФ
На спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие не только Российской Федерации, но и третьему лицу. Вступившим в законную силу решением суда этому лицу отказано в регистрации права собственности на весь земельный участок именно в связи с наличием на участке объектов недвижимости, принадлежащих Российской Федерации. Таким образом, государственная регистрация права федеральной государственной собственности возможна только на земельные участки, сформированные под объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации.
1.7. Государственная регистрация права на земельный участок за РФ не может выступать единственным доказательством принадлежности зарегистрированного права
Судами констатирован лишь факт государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Вместе с тем основания, по которым было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, судами не исследовались. В частности, не исследовался вопрос о наличии на спорном земельном участке каких-либо объектов недвижимого имущества, принадлежащих либо принадлежавших ранее Российской Федерации или организациям федерального подчинения.
Между тем, в случаях когда истцом по существу оспаривается право собственности, в связи с чем им ставится под сомнение законность самих оснований возникновения такого права у ответчика (в настоящем случае - Российской Федерации), то государственная регистрация права на спорный земельный участок за Российской Федерацией не может выступать единственным доказательством принадлежности зарегистрированного права, а должна быть оценена судом наравне с иными доказательствами, на которые ссылаются истец и ответчик в обоснование наличия у них оснований для возникновения права собственности в отношении спорного земельного участка. Наличие государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией в данном случае не является препятствием для разрешения по существу вопроса об основаниях возникновения указанного права.
1.8. Только компетентный федеральный орган государственной власти может распоряжаться земельными участками, находящимся в федеральной собственности, и разрешать возведение на них объектов недвижимости
Распоряжение земельным участком, находящимся в федеральной собственности, включая дачу разрешения на возведение объектов недвижимости, может осуществлять только компетентный федеральный орган государственной власти.
Распоряжение земельным участком, находящимся в федеральной собственности, включая дачу разрешения на возведение объектов недвижимости, может осуществлять только компетентный федеральный орган государственной власти.
Распоряжение земельным участком, находящимся в федеральной собственности, включая выдачу разрешения на возведение объектов недвижимости, может осуществлять только компетентный федеральный орган государственной власти.
1.9. Статья 17 ЗК РФ не предусматривает, что в законе, признающем право федеральной собственности на земельные участки, должен содержаться перечень конкретных участков, их месторасположение и площадь
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Указанная статья не содержит положений о том, что в законе, признающем право федеральной собственности на земельные участки, должен содержаться перечень конкретных участков, их месторасположение и площадь.
1.10. Право собственности РФ признается на участки особо охраняемых природных территорий, а не на категорию земель особо охраняемых природных территорий
Право федеральной собственности признано не на категорию земель особо охраняемых природных территорий, а на образованные в установленном законом порядке и с определенными границами особо охраняемые территории федерального значения.
1.11. При наличии зарегистрированного права федеральной собственности на земельный участок невозможно оформление муниципальной собственности на него
Аргумент заявителя о том, что наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок не препятствует передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную, отклоняется, так как оформление муниципальной собственности на земельный участок, необходимый для использования трансформаторной подстанции, при наличии зарегистрированного права федеральной собственности на данный участок невозможно.
1.12. Государственная регистрация права федеральной собственности на земельный участок не влечет за собой недействительности долгосрочного договора аренды данного участка
Государственная регистрация права федеральной собственности на основании статьи 3.1 Вводного закона и статьи 17 Земельного кодекса не влечет за собой недействительности долгосрочного договора аренды. Завершение процесса разграничения государственной собственности на участок также не влечет за собой обязанности переоформления разрешительной документации, необходимой для возведения (реконструкции) объектов капитального строительства.
1.13. Отсутствие регистрации права собственности РФ на земельный участок на момент заключения договора аренды не влечет недействительности (ничтожности) этого договора
Отсутствие на момент заключения договора аренды регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, переданный в аренду обществу, не влечет недействительность (ничтожность) договора.
2. Прекращение федеральной собственности на землю
2.1. Регистрация права федеральной собственности на землю не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на ней
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 апреля 2012 г. N ВАС-10740/11
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 мая 2014 г. по делу N А32-26178/2012
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
2.2. Наличие зарегистрированного договора аренды не влечет недействительности зарегистрированного права федеральной собственности на земельный участок
Суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Наличие зарегистрированного договора аренды не влечет недействительности зарегистрированного права Российской Федерации.
2.3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования объектом недвижимости не влечет прекращения права федеральной собственности на земельный участок под ним
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 марта 2013 г. N ВАС-1911/13
Руководствуясь статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 7 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, суды пришли к выводу, что право федеральной собственности на земельный участок возникло с момента создания станции на основании приказа министра сельского хозяйства Российской Федерации от 24.09.1993 N 251, которой на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены земли площадью 1269 га. Суды указали, что право постоянного (бессрочного) пользования станции прекращено ввиду ее ликвидации, что не влечет прекращения права федеральной собственности на земельный участок в силу норм статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 3 и статьи 3 Вводного закона.
2.4. Права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности РФ на земельный участок отсутствующим
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Указанный вещно-правовой способ защиты права является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для реализации полномочий муниципального образования.
Судом установлено, что спорные земельные участки не относятся к федеральной собственности.
Регистрация оспариваемого права была произведена в отсутствие оснований, установленных статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Действующим законодательством не предусмотрен механизм защиты прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством, в связи с чем законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Учитывая изложенное, избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Закона о регистрации прав.
2.5. Неверное указание в свидетельстве о регистрации права федеральной собственности на земельный участок документов-оснований не свидетельствует о незаконности государственной регистрации права
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, некорректное указание в свидетельстве о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок документов-оснований не свидетельствует о незаконности государственной регистрации права.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.