Энциклопедия судебной практики
Размер платы за жилое помещение
(Ст. 156 ЖК)
В соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в ст. 156 ЖК РФ, по тексту статьи из фразы "плата за содержание и ремонт жилого помещения" исключены слова "и ремонт".
Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 267-ФЗ статья была дополнена частями 9.1, 9.2, согласно которым в состав платы за содержание жилого помещения включается плата за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, если конструктивные особенности многоквартирного дома позволяют использование коммунальных услуг при содержании общего имущества. Размер указанной платы определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом
1. Общие вопросы применения ст. 156 ЖК РФ
1.1. Норма ч. 3 ст. 156 ЖК РФ не предполагает возможность принятия органами местного самоуправления произвольных решений
Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2011 г. N 522-О-О
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Оспариваемое законоположение направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами.
Органы местного самоуправления (органы государственной власти в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге) наделены данным полномочием в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, устанавливающими компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства (статьи 71, пункт "о", и 72, пункт "к" части 1). Таким образом, часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая конституционные права, указанные в жалобе.
Согласно части 3 статьи 156 Жилищного кодекса российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 29 июня 2012 года N 96-ФЗ, от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ), действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и решения суда первой инстанции, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 апреля 2011 года N 522-О-О, положения части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагают возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
Согласно части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ), действующей на момент принятия оспариваемого Порядка размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 апреля 2011 года N 522-О-О, положения части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагают возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
1.2. Статья 156 ЖК РФ предусматривает обязательный порядок согласования общим собранием собственников помещений размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ.
Следовательно, названной нормой предусмотрен обязательный порядок согласования размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме общим собранием собственников помещений.
1.3. Утвержденный общим собранием собственников размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности
При разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
1.4. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома и определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома и определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (части 2 и 4 статьи 156 ЖК РФ).
2. Порядок определения размера платы за жилье в соответствии со ст. 156 ЖК РФ
2.1. Законодательством не установлена какая-либо обязательная методика расчета тарифа на содержание жилья в указанных в ч. 3 ст. 156 ЖК РФ случаях
Действующее законодательство не устанавливает обязательную методику расчета тарифа на содержание жилья в указанных в ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2.2. Статья 156 ЖК РФ не устанавливает ограничений в определении структуры платежей за жилое помещение, их размеров и сроков действия
При разрешении дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с учетом анализа вышеприведенных правовых норм, при принятии решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (всех ее составных частей), собственники помещений не ограничены в возможностях определения видов и размеров платы и их структуры: обобщенно либо подробно, отражая перечень обслуживаемого специализированного оборудования, выполняемых в доме работ и услуг.
2.3. Размер платы за содержание жилого помещения не зависит от реализуемого способа управления многоквартирным домом и не содержит конкретного перечня требований к состоянию такого имущества
Часть 1 статьи 156 ЖК РФ устанавливает правило, согласно которому размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен обеспечивать соответствие состояния многоквартирного дома обязательным требованиям законодательства к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Указанное положение не зависит от реализуемого способа управления многоквартирным домом и не содержит конкретного перечня требований к состоянию такого имущества, а отсылает к предписаниям действующего законодательства.
Часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает правило, согласно которому размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен обеспечивать соответствие состояния многоквартирного дома обязательным требованиям законодательства к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Указанное положение не зависит от реализуемого способа управления многоквартирным домом и не содержит конкретного перечня требований к состоянию такого имущества, а отсылает к предписаниям действующего законодательства.
Имеются судебные решения, частично противоречащие приведенному выше подходу.
2.4. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется законом в зависимости от категорий вносящих их граждан и способа управления многоквартирным домом
Решение Красноярского краевого суда от 28 января 2016 г. по делу N 7р-87/2016
Порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения регламентирован статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения определяется законом в зависимости от категорий вносящих ее граждан и способа управления многоквартирным домом.
2.5. Фактические затраты на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме являются основанием для установления размеров платежей
Определение Московского городского суда от 13 апреля 2012 г. N 4г/1-2259
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем на один год.
По смыслу ст. ст. 156, 157 ЖК РФ основанием для установления размеров платежей являются фактические затраты на оказание соответствующих услуг.
2.6. Статья 156 ЖК РФ не предусматривает возможность изменения размера платы за содержание жилья в договорном порядке
Процедура изменения размеров платы за содержание жилья регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства и направлены прежде всего на защиту прав и интересов собственников жилых помещений. Таким образом, возможность изменения размера оспариваемого тарифа в договорном порядке противоречит норме, установленной статьей 156 ЖК РФ, а такого общего собрания, как указывает сам ответчик в апелляционной жалобе, за период управления многоквартирным домом не проводилось.
2.7. Нарушение порядка определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ
Решение Красноярского краевого суда от 28 января 2016 г. по делу N 7р-87/2016
Частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Порядок определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме установлен законодательно - статьей 156 ЖК РФ. Следовательно, нарушение данного порядка образует состав вышеуказанного административного правонарушения.
2.8. Законодательством не предусмотрена возможность одностороннего и самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения
Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450-453 ГК РФ).
2.9. Плата за содержание и ремонт жилого помещения может индексироваться, если договор управления многоквартирным домом содержит порядок определения и изменения указанной платы и основания для изменения
Фиксированная стоимость размера платы за содержание и ремонт жилого помещения указывается в договоре только на момент его заключения, при этом в соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации такая фиксированная стоимость может применяться не менее одного года, но в соответствии с указанным в договоре управления порядком (методикой) определения (расчета) стоимости может индексироваться при наличии указанных в договоре оснований, в частности, уровня инфляции.
2.10. Часть 7 ст. 156 ЖК РФ не возлагает на управляющую компанию бремя содержания чужого имущества
Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 3026-О
Часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации не предполагает возложение на управляющую организацию бремени содержания чужого имущества и, исходя из фактических обстоятельств дела ООО, которыми не подтверждается возникновение у заявителя убытков вследствие недофинансирования собственниками помещений в многоквартирном доме деятельности по содержанию принадлежащего им имущества, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя в указанном им аспекте.
2.11. Максимальный срок действия размера платы за содержание и ремонт жилого помещения ч. 7 ст. 156 ЖК РФ не устанавливает
Установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения возможно минимум сроком на один год (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ). Максимальный же срок действия данного тарифа законом не предусмотрен.
2.12. Запрет на изменение в течение года размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме предполагает наличие одной управляющей компании
Запрет на изменение в течение года размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме подразумевает наличие одной управляющей компании, т.к. смена управляющей компании влечет за собой заключение нового договора управления многоквартирным домом и соответственно утверждение новых условий платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, вытекающих из содержания договора.
2.13. Установление стоимости технического обслуживания и эксплуатации машино-мест путем проведения общего собрания собственников машино-мест является правом собственников
Апелляционное определение Московского городского суда от 30 ноября 2015 г. N 33-38846/15
Поскольку размер платы за обслуживание и эксплуатацию машино-мест влияет на права и обязанности исключительно собственников машино-мест, пользующихся подземным гаражом в указанном доме, учитывая положения ч. 7 ст. 156 ЖК РФ в совокупности с условиями договоров на управление и обслуживание подземного гаража, предусматривающих право владельцев машино-мест определять размер платы за обслуживание машино-мест путем проведения общего собрания собственников машино-мест, судебная коллегия приходит к выводу, что установление стоимости технического обслуживания и эксплуатации машино-мест путем проведения общего собрания собственников машино-мест является правом указанных собственников и не противоречит нормам ЖК РФ.
2.14. Если порядок определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме признан недействительным решением суда, плата за содержание жилого помещения подлежит перерасчету исходя из порядка определения размера платы, определяемого в соответствии с прежними условиями договора управления многоквартирным домом
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении существенного условия договора управления многоквартирным домом о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, признанное недействительным решением суда, не подлежит применению. В этом случае плата за содержание жилого помещения подлежит перерасчету исходя из порядка определения размера платы, определяемого в соответствии с прежними условиями договора управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 статьи 162 ЖК РФ).
3. Плата за услуги по обращению с ТБО
Федеральным законом от 02.06.2016 г. N 175-ФЗ ч. 4 ст. 154 ЖК РФ изложена в новой редакции, согласно которой теперь прямо предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами относится к коммунальным услугам, данное положение распространяется на отношения, возникшие после 01.01.2016.
3.1. Услуги по сбору и вывозу ТБО подлежат включению в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме
Решение Верховного Суда РФ от 28 июля 2015 г. N АКПИ15-589
Услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.
Услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.
Услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.
Услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.
Услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.
Услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.
Услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.
Услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ.
Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ.
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер при непосредственном управлении МКД определяется в соответствии с п. 7 ст. 156 ЖК РФ на общем собрании собственников помещений в таком доме.
3.2. Законодательство не запрещает собственникам устанавливать иной, отличный от установленного законом, порядок определения размера платы за сбор и вывоз ТБО
Законодательство не содержит запрет на установление собственниками помещений порядка определения размера платы за сбор и вывоз ТБО, отличного от установленного в Кодексе и Правилах, в том числе с учетом того, что отходы в многоквартирных домах образуются в результате жизнедеятельности физических лиц. Инспекция не представила доказательства того, что такой порядок определения платы привел к необоснованному обогащению общества за счет собственников помещений. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что плата за сбор и вывоз ТБО включена по решению общих собраний собственников в состав платы за содержание общего имущества, а ее указание обществом отдельной строкой в извещениях-квитанциях привело к повторному начислению и двойному получению оплаты за одну и ту же услугу.
3.3. Общее собрание собственников помещений не имеет полномочий на установление стоимости услуг по утилизации (захоронению) ТБО
Установление размера платы за услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и вопрос о необходимости ее возмещения управляющей организации не могут быть решены по правилам, предусмотренным частью 7 статьи 156 ЖК РФ для определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
С учетом изложенного является правильным вывод суда первой инстанции о том, что установление стоимости услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов не относится к полномочиям общего собрания собственников помещений и не может быть предметом соглашения сторон договора управления многоквартирным домом.
4. Предложения управляющей компании о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме
4.1. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не обязаны руководствоваться тарифами управляющей компании
Судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда о том, что при утверждении размера тарифов на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме необходимо учитывать предложения управляющей организации, поскольку управляющая организация вправе установить иной размер тарифов при наличии соответствующего решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирных домов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене, а исковые требования прокурора о возложении обязанности на администрацию городского поселения по утверждению размера тарифа на техническое содержание общего имущества многоквартирных домов, с учетом мнения управляющей организации, не подлежащими удовлетворению.
4.2. Предоставление предложений о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме является правом, а не обязанностью управляющей компании
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение собственников жилых помещений принято в нарушение положений части 7 статьи 156 ЖК Российской Федерации, в соответствии с которой определение размера платы на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме производится "с учетом предложений управляющей организации", судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку по смыслу указанной нормы права, на управляющую организацию не возлагается обязанность по предоставлению указанных предложений, а дает лишь право данной организации выступить с такими предложениями, данная норма закона также не содержит прямого указания, что предложение УК по тарифам является обязательным для собственников помещений многоквартирного дом.
По смыслу ч. 7 ст. 156 ЖК РФ на управляющую организацию не возлагается обязанности по предоставлению указанных предложений, а дает лишь право данной организации выступить с такими предложениями, в связи с чем непредставление ЖКУ предложений по размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения не нарушает прав истца в рамках ст. ст. 45-48 ЖК РФ.
5. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей
5.1. Часть 3 ст. 156 ЖК РФ не требует установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда отдельно для каждого из указанных фондов
Норма закона [п. 3 ст. 156 ЖК РФ] не содержит требования о том, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда должен устанавливаться отдельно для каждого из указанных жилищных фондов. Более того, наниматели по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда объединены в одну категорию граждан.
5.2. Начисление затрат на реконструкцию жилищного фонда по аналогии с затратами на капитальный ремонт не является свидетельством переложения на нанимателей жилых помещений обязанностей собственников по капитальному ремонту мест общего пользования
То обстоятельство, что в оспариваемом решении затраты на реконструкцию жилищного фонда исчисляются по аналогии с затратами на капитальный ремонт, само по себе не свидетельствует о том, что обязанность собственников жилых помещений по капитальному ремонту мест общего пользования переложена на нанимателей жилых помещений.
5.3. Часть 6 ст. 156 ЖК РФ применяется, когда в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, являющихся самостоятельными нанимателями, т.е. занимающих койко-место
На основании части 6 статьи 156 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.
Указанная норма права применяется к тем отношениям, когда в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, являющихся самостоятельными нанимателями, то есть занимающих койко-место. При проживании нанимателя и членов его семьи в одной или нескольких комнатах действует общий порядок определения размера платы за жилое помещение в соответствии с частями 1, 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, то есть исходя из размера платы, установленного органом местного самоуправления.
6. Установление размера платы в случае создания ТСЖ (ЖСК)
6.1. Если в доме созданы ТСЖ или ЖСК, то размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами управления ТСЖ или ЖСК
Апелляционное определение Московского городского суда от 10 ноября 2014 г. N 33-25475/14
В силу норм ч. 7 и ч. 8 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется общим собранием собственников помещений дома в тех случаях, когда в доме не созданы ТСЖ либо ЖСК. Если же в доме созданы ТСЖ или ЖСК, то размер платы за содержание и ремонт жилого помещения либо размер обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание ремонт общего имущества, устанавливается органами управления ТСЖ или ЖСК.
6.2. Отсутствие членства в кооперативе не освобождает собственников помещений от оплаты расходов на содержание и ремонт общего имуществ
Решение Верховного Суда РФ от 27 января 2015 г. N АКПИ14-1391
В соответствии с частью 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Из приведенных законоположений следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, не являющиеся членами жилищно-строительного кооператива, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления жилищно-строительного кооператива; решения, принятые на общем собрании членов кооператива в установленном законом и уставом порядке, являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением решений, связанных с членством в кооперативе; отсутствие членства в кооперативе не освобождает собственников помещений от оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Отсутствие членства в кооперативе не освобождает собственников помещений от оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества.
В соответствии с частью 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Из приведенных законоположений следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, не являющиеся членами жилищно-строительного кооператива, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления жилищно-строительного кооператива; решения, принятые на общем собрании членов кооператива в установленном законом и уставом порядке, являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением решений, связанных с членством в кооперативе; отсутствие членства в кооперативе не освобождает собственников помещений от оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества.
7. Орган, уполномоченный устанавливать размер платы за жилое помещение
7.1. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме может быть установлен либо общим собранием собственников, либо органом местного самоуправления
Из системного толкования перечисленных норм права [в т.ч. ст. 156 ЖК РФ] следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме может быть установлен либо общим собранием собственников многоквартирного дома с учетом предложений управляющей организации (п. 7 ст. 156 ЖК РФ), либо органом местного самоуправления (п. 4 ст. 158 ЖК РФ).
7.2. Основным способом установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников является принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме
В качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений закрепил исключительно принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
7.3. Инициирование проведения ежегодного общего собрания для установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - обязанность собственников жилых помещений, а не управляющей организации
Определение Ленинградского областного суда от 20 июня 2012 г. N 33а-2703/2012
Поскольку положениями ст. 156 ЖК РФ установлена обязанность собственников, а не управляющей организации инициировать ежегодное общее собрание для установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, а после заключения договора с МУП "Управляющая компания" общее собрание собственников указанного многоквартирного дома по данным вопросам не проводилось, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 ст. 156 ЖК и части 4 ст. 158 ЖК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что для определения платы за содержание и ремонт жилого помещения подлежали применению цены, установленные Советом депутатов МО.
7.4. Итоги общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу установления размера платы за содержание и ремонт помещения должны быть отражены в протоколе общего собрания
По смыслу части 7 статьи 156 ЖК РФ решение собственников помещений многоквартирного дома об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме принимается по итогам рассмотрения данного вопроса, включенного в повестку дня общего собрания. Итог его рассмотрения должен быть отражен в протоколе общего собрания с должной степенью определенности, позволяющей установить согласование собственниками размера такой платы.
7.5. Часть 7 ст. 156 ЖК РФ не содержит запрета на утверждение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом понесенных управляющей организацией расходов
Определение Конституционного Суда РФ от 20 марта 2014 г. N 563-О
Положения оспариваемой нормы [ч. 7 ст. 156 ЖК РФ] не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителей, перечисленные в жалобе, поскольку отвечают общим интересам собственников помещений в многоквартирном доме, направлены на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, предусматривают определение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в таком доме, в том числе с учетом уже понесенных управляющей организацией расходов.
Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2015 г. N 33-46015/15
В Определении от 20 марта 2014 года N 563-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что положения ч. 7 ст. 156 ЖК РФ направлены на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, предусматривают определение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в таком доме, в том числе с учетом уже понесенных управляющей организацией расходов. Исходя из указанных разъяснений, судебная коллегия приходит к выводу, что данная норма не содержит запрета на подтверждение на общем собрании собственников размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме за прошлый период, с учетом понесенных управляющей организацией расходов.
7.6. Индексация размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в порядке, определенном договором управления многоквартирным домом, при наличии оснований, указанных в договоре, не требует принятия ежегодных решений общим собранием об изменении такой платы
Суд указал, что при наличии в договоре указанных положений [об индексации платы услуг за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с порядком определения стоимости, определенного договором управления многоквартирным домом, при наличии указанных в договоре оснований] принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ежегодных решений об изменении такой платы не требуется. Свои выводы суд обосновал анализом положений частей 1, 3, 6, 7 статьи 156, пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ.
При наличии в договоре управления положения о пересмотре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ежегодных решений об изменении такой платы не требуется.
8. Органы власти, уполномоченные устанавливать размер платы за жилое помещение
8.1. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать размер платы за пользование, содержание и ремонт жилых помещений только для трех категорий граждан
Судебная коллегия полагает необходимым указать, что из пункта 3 статьи 156 и пункта 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ следует, что у органов местного самоуправления есть право устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для трех категорий граждан: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом; нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме; собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
8.2. Орган местного самоуправления регулирует размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме только в двух случаях
Из анализа совокупности ч. 4 ст. 39, ч. 3, 7, 8 ст. 156 Жилищного кодекса следует, что регулирование органом местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников в общем случае не предусмотрено. Такое регулирование возможно лишь в двух случаях: - по результатам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом; - если собственники помещений в многоквартирном доме управляющую компанию утвердили, но на своем общем собрании не приняли решение о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения.
8.3. Часть 7 ст. 156 ЖК устанавливает исключительные случаи установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения органами местного самоуправления
Решение Верховного Суда РФ от 26 ноября 2012 г. N АКПИ12-1337
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 2 статьи 161, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Апелляционное определение Московского городского суда от 22 мая 2015 г. N 33-17620/15
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
8.4. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 156 ЖК РФ в городах федерального значения могут устанавливать их органы государственной власти
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Апелляционное определение Московского городского суда от 24 мая 2016 г. N 33-19742/16
В соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 ЖК РФ органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
8.5. Установление размера платы за содержание жилого помещения в соответствии с тарифами, утвержденными органами местного самоуправления, возможно только в отсутствие решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома об определении такой платы
Возможность установления размера платы в соответствии с тарифными ставками нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, исходя из положений ч. 7 ст. 156 и ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, может иметь место только при отсутствии соответствующего решения собственников жилых помещений многоквартирного дома об установлении размера платы.
Возможность установления размера платы в соответствии с тарифными ставками нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, исходя из положений ч. 7 ст. 156 и ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, может иметь место только при отсутствии соответствующего решения собственников жилых помещений многоквартирного дома об установлении размера платы.
8.6. Использование органом местного самоуправления только одного критерия для определения размера платы за наем жилого помещения не соответствует законодательству
Несмотря на приведённые нормативные положения Жилищного кодекса РФ [пп. 2-4 ст. 156 ЖК РФ], единственным критерием определения размера платы за наем жилого помещения в оспариваемом решении назван год постройки жилого помещения, от которого и зависит размер платы. Доказательств того, что при определении размера платы учитывались, как того требуют нормы Жилищного кодекса РФ, месторасположение дома и его благоустройства, в материалы дела представлено не было.
В связи с этим оспариваемые нормативные положения не могут быть признаны соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (Жилищный кодекс РФ).
8.7. Органы местного самоуправления должны производить расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества услуг
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30 сентября 2015 г. N 33-13649/2015
Разрешая дело, суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные нормы федерального законодательства и оспариваемое положение Методики, сделал правильный вывод о его противоречии требованиям статьями 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 года N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", которое в указанной части является действующим, поскольку корректирующие коэффициенты, применяемые при расчете размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установлены администрацией городского округа без учета заключения независимой экспертизы и стандартов качества услуг.
8.8. Неустановление органом местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей является с его стороны бездействием, нарушающим права управляющей компании
Поскольку администрация не исполнила обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилого фонда, предусмотренную частью 3 статьи 156 ЖК РФ, данное неисполнение обязанности является бездействием со стороны администрации.
Также необходимо отметить, что суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что такое бездействие нарушает права управляющей компании в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает ее возможности надлежащим образом оказывать услуги по обслуживанию жилого фонда и взимать с нанимателей жилых помещений законно установленную плату за содержание и ремонт жилых помещений и получать доход от предпринимательской деятельности. Более того, самостоятельное установление тарифов за содержание и ремонт жилого помещения управляющей компанией является неправомерным и влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
9. Снижение платы ввиду ненадлежащего оказания услуг или выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме
9.1. Перерасчет платы в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, производится только на основании заявления потребителя и акта, оформленного на основании этого заявления
Из анализа положений действующего законодательства [пп. 7-8, 15 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность] следует, что перерасчет платы в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, может быть произведен только на основании заявления потребителя (собственника или нанимателя жилого помещения) и акта, составленного на основании такого заявления ответственным лицом.
Изменение размера платы за жилое помещение вследствие оказания услуг ненадлежащего качества может быть произведено только на основании заявления потребителя (собственника жилого помещения) и акта нарушения качества в оказании услуг или выполнении работ.
Из анализа правовых норм [пп. 6-7, 10, 15-16 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность] следует, что перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения может быть произведен на основании заявления потребителя (собственника или нанимателя жилого помещения) и акта, составленного на основании такого заявления ответственным лицом.
9.2. Снижение платы в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, не является основанием для полного освобождения потребителя от их оплаты
Предусмотренная правовыми нормами [пп. 7-8, 15 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность] возможность снижения платы с учётом качества выполненных работ не освобождает нанимателя полностью от их оплаты, о чём фактически просила истица в исковом заявлении.
9.3. Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основным документом, свидетельствующим о предоставлении услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо о неоказании указанных услуг
Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
Исходя из анализа положений действующего законодательства [пп. 7-8, 15 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность], регламентирующего спорные правоотношения, следует, что основным документом, подтверждающим факт предоставления коммунальных услуг или услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания указанных услуг, является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
Апелляционное определение Московского городского суда от 4 декабря 2015 г. N 33-44405/15
Исходя из анализа положений действующего законодательства [пп. 6-8, 15 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность] следует, что основным документом, подтверждающим факт предоставления коммунальных услуг или услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания данных услуг является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
Между тем акт об оказании услуг ненадлежащего качества в материалах дела отсутствует, доказательств составления данного акта ответчиком представлено не было.
Исходя из анализа положений действующего законодательства [ч. 10 ст. 156 ЖК РФ, пп. 6-8 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность] следует, что основным документом, подтверждающим факт предоставления услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания указанных услуг и работ, является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
Исходя из анализа указанных положений действующего законодательства, регламентирующего спорные правоотношения [ч. 10 ст. 156 ЖК РФ, пп. 6-8 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность], следует, что основным документом, подтверждающим факт предоставления коммунальных услуг или услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания указанных услуг, является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома либо в иную службу, указанную исполнителем услуг. В связи с чем истец, в том числе как потребитель для производства перерасчета за ненадлежащее предоставленную услугу, обязан действовать в соответствии с установленным нормативно-правовыми актами порядком.
Исходя из анализа указанных положений действующего законодательства [ч. 10 ст. 156 ЖК РФ, пп. 6-8 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность] следует, что основным документом, подтверждающим факт выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания указанных услуг, является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
Исходя из анализа указанных положений действующего законодательства [ч. 10 ст. 156 ЖК РФ, пп. 6-8 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность] следует, что основным документом, подтверждающим факт выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания указанных услуг, является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
Исходя из анализа указанных положений действующего законодательства [ч. 10 ст. 156 ЖК РФ, пп. 6-8 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность] следует, что основным документом, подтверждающим факт выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания указанных услуг, является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
Исходя из анализа названных положений действующего законодательства [ч. 10 ст. 156 ЖК РФ, пп. 6-8 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность] следует, что основным документом, подтверждающим факт предоставления коммунальных услуг или услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания данных услуг, является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
Исходя из анализа названных положений действующего законодательства [ч. 10 ст. 156 ЖК РФ, пп. 6-8 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность] следует, что основным документом, подтверждающим факт предоставления коммунальных услуг или услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания данных услуг, является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
Исходя из анализа названных положений действующего законодательства [ч. 10 ст. 156 ЖК РФ, пп. 6-8 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность] следует, что основным документом, подтверждающим факт предоставления коммунальных услуг или услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания данных услуг, является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
9.4. Факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта
При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
9.5. Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей").
10. Установление минимального размера взноса на капитальный ремонт
10.1. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт затрагивает права всех собственников помещений в многоквартирном доме
Решение Брянского областного суда от 27 июня 2014 г. по делу N 3-21/2014
Из анализа [ст. 156 ЖК РФ] видно, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт имеет основополагающее значение для расчета ежемесячных взносов на капитальный ремонт в отношении всех собственников помещений в многоквартирном доме, обязанных уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, вне зависимости от выбора способа формирования фонда капитального ремонта.
Таким образом, установление минимального размера взноса на капитальный ремонт затрагивает как права собственников помещений в многоквартирном доме, обязанных уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, так и права тех граждан, которые законом освобождены от такой обязанности, но имеют право на капитальный ремонт общего имущества из фонда капитального ремонта.
10.2. Отсутствие нормативного акта субъекта РФ об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт не является основанием для освобождения собственника помещений в многоквартирном доме от обязанности по уплате взносов
Определение Верховного Суда РФ от 18 ноября 2014 г. N 309-ЭС14-2601
Отсутствие нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса минимальный размер взноса на капитальный ремонт, а также региональной программы капитального ремонта, утверждение которой предусмотрено частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса, не может служить основанием для освобождения собственника помещений в многоквартирном доме от обязанности содержать общее имущество дома.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе постановление Администрации города об утверждении размера платы за капитальный ремонт общего имущества жилых домов, не признанного недействительным и не отмененного в установленном законом порядке, учитывая отсутствие в спорный период нормативного правового акта соответствующего субъекта Российской Федерации, устанавливающего в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт, а также региональной программы капитального ремонта, утверждение которой предусмотрено ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что изменение механизма финансирования расходов, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в отсутствие его фактической реализации в спорный период не может служить основанием для освобождения муниципального образования как собственника помещений от обязанности по внесению платы за капитальный ремонт.
Отсутствие нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт, а также региональной программы капитального ремонта, утверждение которой предусмотрено в части 3 статьи 169 ЖК РФ, не может служить основанием для освобождения собственника помещений в многоквартирном доме от обязанности содержать общее имущество дома.
Апелляционное определение Московского городского суда от 4 марта 2015 г. N 33-6961/15
В соответствии с ч. 8.1. ст. 156 ЖК РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливается лишь минимальный размер взноса на капитальный ремонт.
При этом ни ЖК РФ, ни иным законом не предусмотрено, что обязанность собственника жилого помещения по уплате взносов на капитальный ремонт возникает только после принятия субъектом Российской Федерации нормативного правового акта об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Поэтому отсутствие правового регулирования в отношении минимального размера взноса на капитальный ремонт не означает отсутствие у истца обязанности по несению расходов на капитальный ремонт.
10.3. Статья 156 ЖК РФ не обязывает субъекты РФ дифференцировать минимальный взнос на капитальный ремонт в зависимости от ряда показателей, но такая дифференциация законом не исключается
Решение Московского городского суда от 16 июля 2015 г. N 3-334/2015
Статья 156 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит норм, обязывающих субъекты Российской Федерации, при установлении минимального взноса на капитальный ремонт, дифференцировать его в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также от перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Такая дифференциация размера минимального взноса в субъекте Российской Федерации федеральным законодателем не исключается, вместе с тем непосредственное решение об этом принимает каждый субъект самостоятельно.
10.4. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится установление минимального размера взноса на капитальный ремонт
С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой области относятся, в частности: установление минимального размера взноса на капитальный ремонт (часть 8.1 статьи 156 ЖК РФ); утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.