Энциклопедия судебной практики
Исполнение обязанности по уплате налогов,сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации
(Ст. 49 НК)
1. Общие положения о применении статьи 49 НК РФ
1.1. Положения статьи 49 НК РФ подлежат применению в процессе добровольной ликвидации
Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2014 г. N 304-КГ14-5142
Отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций, Арбитражный суд округа руководствовался положениями статей 49, 76 Налогового кодекса, указав, что названные нормы действующего налогового законодательства не содержат каких-либо ограничений при принятии налоговым органом решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, находящихся в процессе добровольной ликвидации.
Ссылка налогового органа на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление Пленума N 25) несостоятельна, поскольку в рассматриваемом споре Общество находилось в процессе добровольной ликвидации, которая имеет иную правовую природу по сравнению с процедурой банкротства, в связи с чем применению подлежит статья 49 НК РФ, являющаяся специальной нормой, регулирующей налоговые правоотношения в конкретных обстоятельствах, когда одним из субъектов является ликвидируемая организация.
1.2. Положения статьи 49 НК РФ распространяются на налоговых агентов
Удовлетворяя требования Общества, суды исходили из следующего:
- положения статей 49 НК РФ и 64 ГК РФ распространяются и на налоговых агентов, поскольку в силу положений пункта 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
1.3. Статьей 49 НК РФ не предусмотрены специальный порядок и особая очередность удовлетворения требований налогового органа в отношении задолженности по обязательным платежам, возникшей в период добровольной ликвидации организации
Принимая во внимание положения ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми не предусмотрен специальный порядок и особая очередность удовлетворения требований кредитора - налогового органа в отношении задолженности по обязательным платежам, возникшей в период добровольной ликвидации организации - налогоплательщика, суды первой и апелляционной инстанций указали, что налоговый орган в данном случае в срок, установленный ч. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации свои требования ликвидационной комиссии не заявил, в силу чего основания для признания ликвидационного баланса недостоверным и отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица отсутствуют.
1.4. Статья 49 НК РФ не устанавливает каких-либо ограничений при принятии решений налоговым органом о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, находящихся в процессе добровольной ликвидации
Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2014 г. N 304-КГ14-5142
Отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа руководствовался положениями статей 49, 76 Налогового кодекса, указав, что названные нормы действующего налогового законодательства не содержат каких-либо ограничений при принятии налоговым органом решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, находящихся в процессе добровольной ликвидации.
В соответствии с положениями статьи 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
При этом каких-либо ограничений при принятии решений Инспекцией о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, находящихся в процессе добровольной ликвидации, статьи 49, 76 НК РФ не устанавливают.
1.5. При взыскании кредиторской задолженности в случае ликвидации организации применяется общий срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ
В соответствии с п. 1 статьи 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Статьи 44, 49 НК РФ не содержат указаний о том, что в случае ликвидации предприятия срок исковой давности по кредиторской задолженности не должен применяться общий срок, установленный статьей 196 ГК РФ.
1.6. НК РФ не содержит запрета на выставление в адрес ликвидируемого лица требования об уплате налогов (сборов), пеней в период нахождения организации в стадии ликвидации
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит запрета на выставление в адрес ликвидируемого лица требования об уплате налогов (сборов), пеней в период нахождения организации в стадии ликвидации, поскольку само требование (ст. 69 НК РФ) мерой принудительного взыскания, предусмотренной ст.ст. 46, 47 НК РФ не является. Налоговый орган вправе обратиться с требованием об уплате налога к ликвидационной комиссии должника-налогоплательщика.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит запрета на выставление в адрес ликвидируемого лица требования об уплате налогов (сборов), пеней в период нахождения организации в стадии ликвидации.
1.7. Освобождение организации, находящейся в стадии ликвидации, от обязанности уплачивать в установленные сроки обязательные платежи (налоги) действующим законодательством не предусмотрено
Выставление требования об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить задолженность хоть и относится к первому этапу принудительного взыскания налога, но при этом по своей сути мерой принудительного взыскания, предусмотренной статьями 46 и 47 НК РФ, не является; ни НК РФ, ни ГК РФ не содержат положений, предусматривающих освобождение организации, находящейся в стадии ликвидации, от обязанности уплачивать в установленные сроки обязательные платежи (налоги, пени).
Ни нормы Налогового кодекса Российской Федерации, ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат положений об освобождении организации, находящейся в стадии ликвидации, от обязанности уплачивать в установленные сроки обязательные платежи (налоги), в то время как статья 44 НК РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, и в качестве такого основания начало процедуры ликвидации организации-налогоплательщика не предусмотрено законом.
Нормы налогового законодательства не содержат правила об освобождении организации, находящейся в стадии ликвидации, от обязанности уплачивать в установленные сроки обязательные платежи (налоги), в то время как статья 44 НК РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, и в качестве такого основания начало процедуры ликвидации организации-налогоплательщика не предусмотрено законом.
1.8. Переплата по налогам, находящаяся в федеральном бюджете, не может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, пеней, причитающихся бюджету субъекта РФ
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 49 НК РФ подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.
Поскольку налоговой проверкой (с учетом решения и постановления суда) выявлена недоимка по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ и переплата в бюджет РФ, суды правильно указали на невозможность зачета переплаты вне рамок одного бюджета.
Арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из положений данной нормы [ст. 49 НК РФ], в которой предусмотрено, что если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеня, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации только при отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов.
Кроме того, указанная норма не предусматривает зачет переплаты налогов, поступающих в бюджеты одного уровня, в счет задолженности по другим налогам, зачисляемым в бюджеты других уровней.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2003 г. N 3952
Статья 49 НК РФ является специальной нормой, определяющей порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) для ликвидируемой организации, однако этой статьей не предусмотрен зачет переплаты налогов, поступающих в бюджеты одного уровня, в счет задолженности по другим налогам, зачисляемым в бюджеты других уровней.
2. Порядок исполнения обязанности по уплате налогов при ликвидации организации
2.1. Положения статьи 49 НК РФ не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка удовлетворения требований последних
Положения статьи 49 НК РФ и статьи 64 ГК РФ не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Положениями статьи 49 НК РФ и статьи 64 ГК РФ не предусмотрена возможность применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Положениями статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Приведенные положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Приведенные положения ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
2.2. Особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации не зависит от даты составления ликвидационного баланса
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил ссылку Инспекции на то, что списание было произведено до утверждения ликвидационного баланса и до начала процесса ликвидации, указав, что особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) при ликвидации организации не зависит от даты составления ликвидационного баланса.
2.3. Для применения порядка, предусмотренного статьей 49 НК РФ, достаточно наличия решения о ликвидации организации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ
В период нахождения Общества в стадии ликвидации (то есть после принятия решения о ликвидации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ) у Инспекции в силу статей 49 НК РФ и 64 ГК РФ отсутствовало право бесспорного взыскания налога и пеней, поскольку это повлекло бы нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика, в связи с чем правомерно удовлетворили требования Общества в части обязания Инспекции возвратить Обществу незаконно списанные денежные средства.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил ссылку Инспекции на то, что списание было произведено до утверждения ликвидационного баланса и до начала процесса ликвидации, указав, что особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) при ликвидации организации не зависит от даты составления ликвидационного баланса.
Для применения данного порядка достаточно наличия решения о ликвидации организации, что имело место в данном случае.
2.4. К порядку исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательные пенсионное и медицинское страхование юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации, подлежат применению положения статьи 49 НК РФ
Суды пришли к выводу, что поскольку порядок исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации, специальными федеральными законами не предусмотрен, в соответствии с частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения статьи 49 НК РФ, предусматривающей правила, регулирующие сходные правоотношения.
Для организаций, находящихся в стадии ликвидации, законодательством предусмотрен специальный порядок погашения задолженности перед кредиторами.
Поскольку Законом N 167-ФЗ не предусмотрен порядок исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации, в силу ст. 2 Закона N 167 к указанным правоотношениям применяются правила, предусмотренные ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Поскольку порядок исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации, данным Федеральным законом не предусмотрен, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению правила, предусмотренные статьей 49 НК РФ.
Порядок исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации, данным Федеральным законом N 167-ФЗ не предусмотрен, поэтому применению подлежат соответствующие положения Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
2.5. Бесспорное взыскание налогов в период нахождения организации в стадии ликвидации влечет нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. N 15485/07
Как установлено судом, о начале процедуры добровольной ликвидации инспекция уведомлена обществом 20.02.2007.
В нарушение требований налогового и гражданского законодательства, прав ликвидируемого юридического лица, порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов акты о принудительном взыскании задолженности по акцизам в бесспорном порядке приняты после принятия обществом решения о добровольной ликвидации общества, создания ликвидационной комиссии и регистрации данных сведений в реестре.
В период нахождения предприятия в стадии ликвидации инспекция не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и пеней, в том числе путем принятия решения об их взыскании за счет денежных средств на счетах в банке и выставления инкассовых поручений на их списание, поскольку это противоречит положениям статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
В период нахождения организации в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, так как это противоречит статье 49 НК РФ и статье 64 ГК РФ и, соответственно, влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения остальных кредиторов Общества.
В период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации фонд не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию страховых взносов, пеней и штрафов, в том числе путем принятия решения об их взыскании за счет имущества, поскольку противоречит положениям, предусмотренным ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Правомерен и в полной мере соответствует требованиям пункта 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также не противоречит сложившейся судебной арбитражной практике, в частности, определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. N 15485/07, вывод судебных инстанций об отсутствии у налогового органа правовых оснований осуществлять действия по принудительному взысканию указанных налогов в бесспорном порядке в период нахождения заявителя в процессе ликвидации, так как это влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
2.6. Процедуры взыскания задолженности по налогам при ликвидации юридического лица и при признании должника банкротом различны
Довод ответчика о том, что налог, за неуплату которого налоговым органом принято оспариваемое решение, является текущим платежом, не состоятелен.
Порядок и очередность удовлетворения требований кредиторов к ликвидируемой организации установлен ГК РФ, который не содержит понятия текущего платежа. Понятие текущего платежа содержится в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", которым установлены порядок для признания должника несостоятельным (банкротом), условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Таким образом, процедура взыскания задолженности по налогам при ликвидации юридического лица и при признании должника банкротом, различна.
3. Субсидиарная ответственность учредителей ликвидируемого юридического лица
3.1. Положение пункта 2 статьи 49 НК РФ применяется только в случае, если учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам
Пункт 2 статьи 49 Кодекса предусматривает при недостаточности средств ликвидируемой организации возложение на ее учредителей (участников) в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, обязанности погасить оставшуюся задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
При применении данной нормы необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, вменение названным лицам такой обязанности возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
В пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что пункт 2 статьи 49 Кодекса предусматривает при недостаточности средств ликвидируемой организации возложение на ее учредителей (участников) в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, обязанности погасить оставшуюся задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
При применении данной нормы необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, вменение названным лицам такой обязанности возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
Единственный случай субсидиарной ответственности по уплате налогов и сборов установлен пунктом 2 статьи 49 НК РФ, который предусматривает при недостаточности средств ликвидируемой организации возложение на ее учредителей (участников) в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации или учредительными документами, обязанности погасить оставшуюся задолженность по уплате налогов и сборов. При применении данной нормы необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
Пункт 2 статьи 49 НК РФ предусматривает при недостаточности средств ликвидируемой организации возложение на ее учредителей (участников) в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации или учредительными документами, обязанности погасить оставшуюся задолженность по уплате налогов и сборов. При применении данной нормы необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 01 апреля 2013 г. N 44-г-36/2013
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при применении пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ необходимо учитывать, что ответственность учредителей по налоговым долгам организации возможна только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
3.2. На учредителей (участников) ликвидируемой организации не может быть возложена обязанность по погашению задолженности, право на принудительное взыскание которой налоговым органом утрачено
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 августа 2007 г. N Ф09-5449/07-С3
Согласно п. 2 ст. 49 Кодекса в случае, если средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, пеней, штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Порядок взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам определен ст. 45-48, 115 Кодекса.
Судом установлено, что в связи с несоблюдением порядка, установленного налоговым законодательством, инспекцией утрачено право взыскания недоимки с учреждения. При изложенных обстоятельствах обязанность по погашению задолженности ликвидируемого учреждения не может быть возложена на учредителя.
Довод инспекции о том, что статья 49 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает погашение задолженности ликвидируемой организации учредителями (участниками) указанной организации в сроки и порядке, установленные статьями 46, 47 названного Кодекса, не может быть принят во внимание, так как порядок принудительного взыскания задолженности по налогам и пеням установлен статьями 45, 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, и на учредителей (участников) ликвидируемой организации не может быть возложена обязанность по погашению задолженности, право на принудительное взыскание которой налоговым органом утрачено.
3.3. Возможность субсидиарной ответственности в отношении участников (учредителей) юридического лица, установленная п. 2 ст. 49 НК РФ, не является правовым основанием для возложения обязанности по уплате налоговой задолженности на руководителя юридического лица
Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 01 апреля 2013 г. N 44-г-36/2013
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при применении пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ необходимо учитывать, что ответственность учредителей по налоговым долгам организации возможна только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
Таким образом, пункт 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ предусматривает возможность субсидиарной ответственности только в отношении участников (учредителей) юридического лица и не является правовым основанием для возложения обязанности по уплате налоговой задолженности на руководителя юридического лица.
Пунктом 2 ст. 49 Налогового Кодекса РФ предусматривается возможность субсидиарной ответственности только в отношении участников (учредителей) юридического лица и не является правовым основанием для возложения обязанности по уплате налоговой задолженности на руководителя юридического лица.
4. Принудительное взыскание налогов (сборов) при ликвидации организации
4.1. В период нахождения организации в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов
Положения статьи 49 НК РФ и статьи 64 ГК РФ не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в период нахождения налогоплательщика-организации в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов.
Удовлетворяя требования Общества, суды исходили из следующего:
- в период нахождения организации в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, так как это противоречит статье 49 НК РФ и статье 64 ГК РФ и, соответственно, влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения остальных кредиторов Общества.
В период нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов в порядке, установленном положениями статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приведенные положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Таким образом, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства.
В период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия участниками общества решения о ликвидации, создании ликвидационной комиссии, внесении налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
4.2. Статья 49 НК РФ не исключает права налогового органа на обращение в суд к ликвидируемой организации при наличии правовых препятствий для бесспорного взыскания задолженности
Судом апелляционной инстанции правильно указано, что положения ст. 49 НК РФ не исключают предусмотренного п. 3 ст. 46 Кодекса права налогового органа на обращение в суд с соответствующим исковым заявлением к ликвидируемому налогоплательщику в связи с невозможностью бесспорного взыскания. Указанное право налогового органа не связывается с наличием либо отсутствием процедуры ликвидации налогоплательщика.
Положения статьи 49 НК РФ также не исключают предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ права налогового органа на обращение в суд с соответствующим исковым заявлением к ликвидируемому налогоплательщику в связи с невозможностью бесспорного взыскания. Указанное право налогового органа не связывается с наличием либо отсутствием процедуры ликвидации налогоплательщика.
В случае же отказа ликвидационной комиссией в признании заявленной суммы страховых взносов (пеней) либо уклонения от рассмотрения предъявленного требования Управление фонда согласно пункту 4 статьи 64 ГК РФ не утрачивает права обратиться в суд за взысканием этой суммы до завершения ликвидации организации.
Названная норма предусматривает как способ защиты интересов кредитора, которому отказано в удовлетворении его требования - предъявление иска в суд, так и способ удовлетворения его требований в случае их обоснованности - за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Кроме того, положения статьи 49 НК РФ не исключают возможность использования предусмотренного в пункте 3 статьи 46 НК РФ права на обращение в суд к ликвидируемой организации - страхователю при наличии правовых препятствий для бесспорного взыскания задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов.
В период нахождения организации - страхователя в стадии ликвидации территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе принимать решения о бесспорном взыскании страховых взносов, пеней и штрафов, так как это противоречит положениям статьи 49 НК РФ и нарушает порядок и очередность удовлетворения требований остальных кредиторов ликвидируемого юридического лица.
Положения ст. 49 НК РФ не исключают возможность использования предусмотренного в пункте 3 статьи 46 НК РФ права на обращение в суд к ликвидируемой организации - страхователю при наличии правовых препятствий для бесспорного взыскания задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.