Новое в регулировании правоотношений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд
Новое в регулировании правоотношений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд обусловлено вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ), а также подзаконными актами, принимаемыми в соответствии с Планом мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, число которых может быть более 50.
Государственные (муниципальные) нужды - одна из наиболее важных характеристик государственного (муниципального) заказа, который представляет собой конкретизированные потребности (нужды) публично-правового образования, сформированные в установленном порядке и зафиксированные в правовом акте [1].
Обеспечение государственных и муниципальных нужд может осуществляться путем проведения закупки*(1) товаров, работ, услуг в рамках общественных отношений между соответствующими субъектами в ходе ряда процедур, совокупности действий, направленных на достижение целей закупок.
Цели таких закупок сформулированы в ст. 13 вступившего в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, который действует по состоянию на 1 марта 2014 г. в редакции двух федеральных законов:
от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В частности, целями закупок товаров, работ, услуг в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ являются:
реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
исполнение международных обязательств Российской Федерации, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация;
выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В монографии Р.О. Халфиной общественные отношения, урегулированные нормами права в направлении достижения целей, поставленных государством, рассматриваются как правоотношения между соответствующими субъектами [2, с. 7].
Н.М. Коркунов, один из теоретиков правоотношений, рассматривал правоотношения как отношения субъектов, связанных друг с другом взаимными правами и обязанностями [3].
Г. Радбрух в своей книге отмечал, что "...никакой правопорядок немыслим, если он не выражен в правоотношениях, в субъективных правах и обязанностях" [4].
Субъектами правоотношений в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ являются участники контрактной системы, в частности:
федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок*(2);
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
иные федеральные органы исполнительной власти, к которым относятся Федеральная антимонопольная служба, являющаяся уполномоченным органом на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Рособоронзаказ*(3) и др.;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок;
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";
заказчики;
участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
уполномоченные органы;
уполномоченные учреждения;
специализированные организации;
операторы электронных площадок.
Правоотношения между этими субъектами также регулируются нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, основанными на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с планом мероприятий Правительства РФ для обеспечения действия вводимой в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ контрактной системы законодателем должно быть выпущено достаточно большое количество подзаконных нормативных правовых актов (более 50).
Следует отметить, что разработкой и принятием подзаконных актов в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством занимается не только Правительство РФ, но и ряд министерств и ведомств, в том числе Минэкономразвития, Минфин, Минпромторг, Минздрав, Минобрнауки, Федеральная антимонопольная служба, МЧС, Минэнерго, Федеральное казначейство, а также Рособоронзаказ и другие ведомства.
С учетом особой значимости порядка принятия и вступления в силу подзаконных актов они сведены в табл. 1 и представлены в обратном хронологическом порядке, что дает возможность иметь наглядное представление не только о самом последнем принятом акте, но использовать эту таблицу как методическое пособие в интересах актуализации данного перечня, дополняя его информацией о новых документах, а также как методический подход к формированию информационной модели как непосредственно контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, так и других социально значимых систем, функционирование которых должно сопровождаться принятием большого количества нормативных правовых актов.
Эти подзаконные акты направлены на регулирование правоотношений по следующим направлениям деятельности соответствующих субъектов:
планирование закупок товаров, работ, услуг;
определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (далее - контракт, в том числе энергосервисный контракт, контракт жизненного цикла и др.);
особенности исполнения контрактов;
мониторинг закупок товаров, работ, услуг;
аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг;
контроль над соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Целью регулирования правоотношений в сфере в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является повышение эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности их осуществления, а также предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
При этом качественно новые виды правоотношений будут складываться в условиях реализации государственных и муниципальных контрактов*(4), в том числе контрактов жизненного цикла, которые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1087 могут заключаться в случаях проектирования и строительства следующих объектов:
автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений;
инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов;
аэродромов;
объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;
объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
уникальных объектов капитального строительства.
Кроме того, контракты жизненного цикла также могут заключаться в случаях закупки:
железнодорожного подвижного состава, транспортных средств метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
воздушных судов, морских и речных судов.
Следует отметить, что правоотношения между субъектами, участвующими в общественных отношениях в перечисленных и ряде других случаях (таких случаев в соответствии с действующим законодательством - 33), могут регулироваться нормами права в соответствии со ст. 93 "Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)" Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
В работе О.А. Беляевой отмечается, что "единственный поставщик" - это условный термин; он не означает, что на конкурентном товарном рынке имеется единственный поставщик в буквальном смысле этого слова [6]. Подобное толкование означало бы, что закупка у единственного поставщика возможна исключительно в условиях естественной или фактической монополии.
Помимо ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика регламентирована и совокупностью подзаконных актов, в частности, постановлениями Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1292 и от 19 сентября 2013 г. N 826, а также приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. N 537 с учетом разъяснений Минэкономразвития России от 18 ноября 2013 г. и письма Минэнергетики России от 20 ноября 2013 г. N ВК-11698/09.
Полное название подзаконных актов, принятых в обеспечение регулирования правоотношений в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, и перечень этих актов, принятых по состоянию на 1 марта 2014 г., представлены в табл. 1.
Таблица 1
Перечень подзаконных актов, раскрывающих положения
статей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
N п/п | Наименования нормативных правовых актов, раскрывающих положения статей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подзаконные нормативные правовые акты) | Номер подзаконных нормативных правовых актов (номер пункта Плана мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (далее - План)) | Статьи Федерального закона N 44-ФЗ, раскрываемые подзаконными нормативными правовыми актами (часть, пункт) | |||||||||
Постановления Правительства РФ | ||||||||||||
18 февраля 2014 г. | ||||||||||||
1 | О дополнении подп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" |
"О размещении на сайте www.torgi.ru информации о проведении аукционов по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже..." |
Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок | |||||||||
10 февраля 2014 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд |
Ведомственный контроль в сфере закупок | ||||||||||
13 января 2014 г. | ||||||||||||
1 | Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта | Статья 34 Контракт (ч. 2) | ||||||||||
3 января 2014 г. | ||||||||||||
1 | О некоторых вопросах, связанных с определением цены государственного контракта по государственному оборонному заказу |
Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв | ||||||||||
26 декабря 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) | ||||||||||
2 | О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу |
Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв | ||||||||||
3 | О Правилах разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей (признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 724 "О порядке разработки проекта государственного оборонного заказа и его основных показателей") |
Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв | ||||||||||
24 декабря 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства |
Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв | ||||||||||
19 декабря 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких схем |
Условия банковской гарантии. Реестр банковских гарантий | ||||||||||
2 | Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно | Статья 34 Контракт (ч. 2) Изменение, расторжение контракта (п. 2-4 ч. 1) | ||||||||||
5 декабря 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу |
Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв | ||||||||||
28 ноября 2013 г. | ||||||||||||
1 | О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (вместе с Положением о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения и формой отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения) |
(п. 36 Плана) | Статья 94 | |||||||||
2 | О единых требованиях к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
(п. 18 Плана) | Статья 4 Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок (ч. 8) | |||||||||
3 | Об утверждении методики сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены товара |
(п. 33 Плана) | Статья 95 Изменение, расторжение контракта (ч. 2) | |||||||||
4 | Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (вместе с Дополнительными требованиями, предъявляемыми к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации) |
(п. 35 Плана) |
Требования к участникам закупок. Статья 56 Особенности проведения конкурса с ограниченным участием (ч. 2) | |||||||||
5 | Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов |
(п. 31 Плана) | Статья 25 Совместные конкурсы и аукционы (ч. 5) | |||||||||
6 | Об определении случаев контракта жизненного цикла |
(п. 34 Плана) | Статья 32 Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки (ч. 2) Статья 34 (ч. 16) Контракт | |||||||||
7 | Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан (утверждено постановлением Правительства РФ от 8 октября 2012 г. N 1018 "О Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан") |
(п. 19 Плана) | Статья 33 Правила описания объекта закупки (п. 6 ч. 1) | |||||||||
8 | Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
(п. 11 Плана) |
Требования к участникам закупок Статья 32 Правила описания объекта закупки (ч. 8) Статья 108 Особенности заключения энергосервисных контрактов (ч. 9) | |||||||||
9 | О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну утрачивают силу: постановление Правительства РФ от 31 июля 2007 г. N 491 "Об утверждении Положения о ведении реестра государственных или муниципальных контрактов, в которые включаются сведения, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну"; постановление Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. N 1191 "Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр" |
(п. 20 Плана) | Статья 103 Реестр контрактов, заключенных заказчиками | |||||||||
26 ноября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств |
Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки | ||||||||||
25 ноября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом |
(п. 24 Плана) |
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Контракт | |||||||||
2 | О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
(п. 21 Плана) | Статья 104 Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 10) | |||||||||
21 ноября 2013 г. | ||||||||||||
1 | О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг |
(п. 13 Плана) | Статья 21 | |||||||||
2 | О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг |
(п. 12 Плана) | Статья 17 Планы закупок (ч. 5) В соответствии с ч. 3 ст. 17 Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями может быть определена дополнительная информация, включаемая в планы закупок для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд | |||||||||
13 ноября 2013 г. | ||||||||||||
1 | О внесении изменения в Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства (Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, был утвержден постановлением Правительства РФ 4 ноября 2006 г. N 642) |
Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках | ||||||||||
11 ноября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении правил заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации |
(п. 17 Плана) | Статья 83 Проведение запроса предложений (п. 3 ч. 2) | |||||||||
8 ноября 2013 г. | ||||||||||||
1 | О банковских гарантиях, используемых для целей федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг" |
(п. 15 Плана) | Статья 45 Условия банковской гарантии. Реестр банковских | |||||||||
17 октября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями |
(п. 14 Плана) | Статья 33 Правила описания объекта закупки (п. 6 ч. 1) | |||||||||
12 октября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию |
Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок | ||||||||||
10 октября 2013 г. | ||||||||||||
1 | О требованиях к финансовой устойчивости банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, и требованиях к условиям договоров о ведении счетов, заключаемых оператором электронной площадки с банком, для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок. (Перечень банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 октября 2013 г. N 1999-р) |
(п. 9 Плана) | Статья 44 Обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов (ч. 10) | |||||||||
1 октября 2013 г. | ||||||||||||
1 | О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 "О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис |
(п. 10 Плана) | Статья 108 Особенности заключения энергосервисных контрактов (ч. 3, 19) | |||||||||
19 сентября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники | Статья 93 Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 7 ч. 1) | ||||||||||
4 сентября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию | Статья 34 | ||||||||||
26 августа 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ |
(п. 2 Плана) | Статья 3 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (п. 12, 13) Статья 84 (ч. 3) | |||||||||
2 | Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок |
(п. 1 Плана) | Статья 4 Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок (ч. 6) | |||||||||
29 июля 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении Правил установления квот обязательных поставок (государственное бронирование) важнейших видов материально-технических ресурсов и формирования их перечня и объема для выполнения государственного оборонного заказа |
Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв | ||||||||||
15 июля 2013 г. | ||||||||||||
1 | О внесении изменения в п. 1 постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" |
(С 1 января 2014 г. сайт www.torgi.gov.ru определен в качестве официального сайта РФ для размещения информации о проведении открытых аукционов на право заключить договор о создании искусственного земельного участка) |
Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок | |||||||||
11 июня 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации об объеме выручки отдельных видов юридических лиц и требованиях к такой информации | Часть 2.1 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ | ||||||||||
30 мая 2013 г. | ||||||||||||
1 | О внесении изменений в Правила осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 марта 2012 г. N 233 |
Принцип стимулирования инноваций | ||||||||||
23 апреля 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении Правил получения международными организациями права на предоставление грантов на территории Российской Федерации на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями |
(п. 5 Плана) | Статья 15 Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами | |||||||||
18 августа 2010 г. | ||||||||||||
1 | О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (в ред. постановления Правительства РФ от 1 октября 2013 г. N 859) |
(п. 10 Плана) | Статья 108 Особенности заключения энергосервисных контрактов (ч. 3, 19) | |||||||||
3 марта 2006 г. | ||||||||||||
1 | О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов (с 1 января 2007 г. Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени РФ по итогам размещения заказов (можно ожидать изменения редакции, т.е. по итогам определения поставщика. - В. Гринев) |
Реестр контрактов, заключенных заказчиками | ||||||||||
Распоряжения Правительства РФ | ||||||||||||
31 октября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) |
(п. 16 Плана) | Статья 59 Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (ч. 2) | |||||||||
30 октября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Утвержден Перечень банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок. (О требованиях к финансовой устойчивости банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, см. постановление Правительства РФ от 10 октября 2013 г. N 901) |
(п. 25 Плана) | Статья 44 Обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов (ч. 10) | |||||||||
30 сентября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера |
(п. 26 Плана) | Статья 80 Порядок подачи заявок на участие в предварительном отборе участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ч. 3), ст. 93 (п. 9 ч. 1) | |||||||||
Приказы | ||||||||||||
Министерство экономического развития Российской Федерации / Министерство финансов Российской Федерации (Федеральное казначейство) | ||||||||||||
29 октября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе |
(п. 58 Плана) | Статья 38 Контрактная служба (ч. 3) | |||||||||
10 октября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей | Статья 112 | ||||||||||
2 октября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) |
(п. 54 Плана) | Статья 22 Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 20) | |||||||||
20 сентября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об особенностях размещения на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 гг. (Особенности устанавливают особенности размещения заказчиком планов-графиков размещения заказов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2014 и 2015 гг. в соответствии с совместным приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" с изменениями, внесенными совместным приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 10 июня 2013 г. N 315/5н "О внесении изменения в совместный приказ Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н" |
(п. 56 Плана) | Статья 112 Заключительные положения (ч. 2) | |||||||||
13 сентября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) | Статья 84 Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 3) Статья 93 Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 24, 25 ч. 1) | ||||||||||
10 июня 2013 г. (27 декабря 2011 г.) | ||||||||||||
1 | Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков |
Планы-графики | ||||||||||
Министерство финансов Российской федерации Федеральная налоговая служба | ||||||||||||
14 января 2014 г. | ||||||||||||
1 | О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" |
Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок | ||||||||||
30 декабря 2013 г. | ||||||||||||
1 | О порядке и формах направления до 1 июля 2014 г. заказчиками информации и документов в реестр контрактов, заключенных заказчиками, и сведений в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну |
Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами | ||||||||||
16 декабря 2013 г. | ||||||||||||
1 | О Порядке формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий (О банковских гарантиях см. постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005) |
Условия банковской гарантии. Реестр банковских гарантий | ||||||||||
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | ||||||||||||
27 декабря 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении Правил проведения экспертизы отсутствия производства на территории РФ товаров, указанных в Приложении к постановлению Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" |
Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв | ||||||||||
1 ноября 2012 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации |
Принцип стимулирования инноваций | ||||||||||
Министерство здравоохранения Российской Федерации | ||||||||||||
31 июля 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции |
Принцип стимулирования инноваций | ||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации | ||||||||||||
1 ноября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции |
Принцип стимулирования инноваций | ||||||||||
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | ||||||||||||
14 декабря 2012 г. | ||||||||||||
1 | Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции |
Принцип стимулирования инноваций | ||||||||||
Письма, разъяснения | ||||||||||||
Министерство экономического развития Российской Федерации/Федеральная антимонопольная служба | ||||||||||||
21 января 2014 г. | ||||||||||||
1 | По вопросу применения норм КоАП при привлечении лиц к административной ответственности за нарушения, допущенные при размещении заказов |
Требования к участникам закупок | ||||||||||
31 декабря 2013 г. | ||||||||||||
1 | О применении ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" |
Принцип обеспечения конкуренции | ||||||||||
27 декабря 2013 г. / 30 декабря 2013 г. | ||||||||||||
1 | О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения законодательства РФ в отношении торгов, запроса котировок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 г. |
АД/53811/13 |
Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок | |||||||||
18 ноября 2013 г. | ||||||||||||
1 | О правомерности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (котельных, водонапорных скважин, водонапорных башен и др.), находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности (далее - объекты), путем предоставления государственной или муниципальной преференции (далее - преференции), т.е. без проведения соответствующих процедур торгов (одобрены Методическим советом ФАС России (протокол от 18 ноября 2013 г. N 13)) | Разъяснение ФАС |
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) | |||||||||
8 ноября 2013 г. | ||||||||||||
1 | О разъяснении положений по вопросам определения размера осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства... |
Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках | ||||||||||
22 октября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Методические разъяснения по осуществлению закупок с применением различных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ | б/н |
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) | |||||||||
23 сентября 2013 г. | ||||||||||||
1 | О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Принцип профессионализма заказчика | ||||||||||
Министерство финансов Российской Федерации | ||||||||||||
Федеральное казначейство (Межрегиональное операционное управление) | ||||||||||||
15 января 2014 г. | ||||||||||||
1 | О неприменении права требования к банку представления нотариально оформленной доверенности |
Условия банковской гарантии. Реестр банковских гарантий | ||||||||||
25 декабря 2013 г. | ||||||||||||
1 | О представлении банками в Межрегиональное операционное управление сведений по установленной форме для получения сертификатов ключей проверки ЭП ООС |
Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок | ||||||||||
18 декабря 2013 г. | ||||||||||||
1 | О направлении Временной схемы формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий |
Условия банковской гарантии. Реестр банковских гарантий | ||||||||||
17 декабря 2013 г. | ||||||||||||
1 | О направлении обучающих материалов по регистрации на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов для принятия банковских гарантий и ведения их реестра |
Условия банковской гарантии. Реестр банковских гарантий | ||||||||||
16 декабря 2013 г. | ||||||||||||
1 | О внесении изменений в формы к Порядку 508/14н (это номер совместного приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 10 августа 2012 г. "Об утверждении Порядка регистрации пользователей на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") |
Извещение об осуществлении закупки | ||||||||||
2 | Временный порядок регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) В соответствии с письмом от 15 января 2014 г. N 42-7.4-05/5.2-14 положения п. 7 Временного порядка в части представления банком нотариально оформленной доверенности на право действовать от лица банка, выпущенной на уполномоченное лицо организации, не применяется |
Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок | ||||||||||
3 | Порядок регистрации банков на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) |
Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок | ||||||||||
15 октября 2013 г. | ||||||||||||
1 | О разъяснении Порядка регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), утв. приказом Минэкономразвития России N 508, Федерального казначейства N 14н от 10 августа 2012 г. |
Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок | ||||||||||
Министерство энергетики Российской Федерации | ||||||||||||
20 ноября 2013 г. | ||||||||||||
1 | О заключении договоров о снабжении электрической энергией для государственных и муниципальных нужд |
(п. 57 Плана) | Статья 93 Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) | |||||||||
Министерство здравоохранения Российской Федерации | ||||||||||||
8 октября 2013 г. | ||||||||||||
1 | Сообщение о результатах совещания о готовности введения контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
(п. 58 Плана) | Статья 38 Контрактная служба (ч. 3) Комиссия по осуществлению закупок | |||||||||
Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) | ||||||||||||
28 января 2014 г. | ||||||||||||
1 | О согласовании применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв |
Такое количество подзаконных актов говорит о том, что "...создавая или санкционируя правовую норму, государство непосредственно заинтересовано в получении того результата, на достижение которого направлена норма" [2, с. 35], в частности, целей, которые сформулированы в ст. 13 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
Это обусловлено тем, что норма может устанавливать обязательность определенных действий, необходимых в процессе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, кроме того "...она придает, таким образом, форму правоотношений общественным отношениям" [2, с. 80].
Как замечает Л.В. Андреева, объединение в едином понятии государственных закупок как поставок товаров, так и выполнения работ, оказания услуг подчеркивает их системный характер, что вызывает необходимость разработки единого механизма правового регулирования складывающихся в процессе закупок отношений [7].
Следует отметить, что на регулирование правоотношений в сфере закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ определенное влияние окажет правоприменительная практика, которая будет складываться в условиях реформирования судебной системы в связи с упразднением Высшего Арбитражного Суда РФ и передачей его функций Верховному Суду РФ, образованному в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"*(5).
Список литературы
1. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России; правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: монография. М.: Юстицинформ, 2012. C. 41.
2. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Юридическая литература, 1974.
3. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Изд. 9-е. СПб., 1914.
4. Radbruch G. Rechtsphilosophie. Stuttgart, 1956. S. 130.
5. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. С. 204, 205.
6. Беляева О.А. Закупка у единственного поставщика: вопросы адекватного толкования законодательства // Юрист. 2013. N 14.
7. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009.
Аннотация
Новое в регулировании правоотношений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд обусловлено вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также подзаконными актами, принимаемыми в соответствии с Планом мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, число которых может быть более 50.
В.П. Гринев,
научный сотрудник Центра инновационных технологий
в строительстве НИУ ВШЭ,
кандидат военных наук,
старший научный сотрудник,
член Московского отделения Ассоциации юристов
России и Гильдии отечественных специалистов
по государственному и муниципальному заказам
"Право и экономика", N 3, март 2014 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ).
*(2) Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты..." органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок определено Минэкономразвития России.
*(3) Там же.
*(4) По мнению Е.П. Губина, "Совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг представляет собой, с одной стороны, правовую форму опосредования отношений, вытекающих из государственного заказа, а с другой - частноправовое средство, используемое государством при регулировании экономики" [5].
*(5) См.: Статья 25 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новое в регулировании правоотношений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд
Автор
В.П. Гринев - научный сотрудник Центра инновационных технологий в строительстве НИУ ВШЭ. Кандидат военных наук, старший научный сотрудник. Член Московского отделения Ассоциации юристов России и Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам. Научная специализация - юриспруденция, правовое регулирование в сфере закупок.
Родился 22 февраля 1947 г. в г. Рассказово Тамбовской области. В 2005 г. окончил Российскую академию правосудия по специальности "Юриспруденция", в 1979 г. - Военную академию Советской Армии по специальности "командно-штабная", в 1970 г. - Военную инженерную радиотехническую академию ПВО им. маршала Советского Союза Говорова Л.А. по специальности "радиотехническая".
Автор следующих трудов: "Безопасность и саморегулирование в строительстве" (М., 2012); "Новое в правовом регулировании инвестиционно-строительной деятельности: учебное пособие" (М., 2011); "Законодательство о пожарной безопасности и чрезвычайных ситуациях: словарь-справочник" (М., 2009); "Новое в порядке градостроительного проектирования" (М., 2009); "Новое в порядке информационного обеспечения градостроительной деятельности с использованием сети "Интернет" и проведения публичных слушаний" (М., 2009); "Новое в порядке получения разрешительных документов для строительства и ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности" (М., 2009); "Новое в порядке предоставления земельных участков для строительства и развития застроенных территорий" (М., 2009); "Новое в порядке проведения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, сметного нормирования и экспертизы проектной документации" (М., 2009); "Новый порядок допуска к работам в строительной отрасли. Основные положения о саморегулируемых организациях по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС" (М., 2009); "Правовое и техническое регулирование обеспечения и декларации пожарной безопасности при градостроительной деятельности" (М., 2009); "Правовое обоснование привлечения и использования денежных средств граждан на строительство жилых помещений: учебное пособие" (М., 2009); "Правовое регулирование градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях и озелененных территориях, а также на территориях объектов культурного наследия и в исторических зонах: учебное пособие" (М., 2009); "Правовое регулирование градостроительной деятельности" (М., 2008); "Правовое регулирование градостроительной деятельности и землепользования в Российской Федерации и в городе Москве: учебное пособие" (М., 2008); "Новое в долевом строительстве. Комплексный анализ и практические рекомендации" (2-е изд. М., 2007); "Жилищное и градостроительное законодательство: словарь-справочник" (М., 2006); "Правовое регулирование градостроительной деятельности" (М., 2006); "Долевое строительство" (М., 2005).
"Право и экономика", 2014, N 3