Проверка на ошибки: проведение расчетов с бюджетом
Получение кредита или лицензии на осуществление деятельности, участие в тендере на получение госзаказа невозможно без подтверждения исполнения обязанностей компании перед бюджетом. Подтверждением является справка об отсутствии налоговой задолженности, с получением которой на практике возникает немало сложностей.
Состояние расчетов с бюджетом отражает карточка лицевого счета налогоплательщика, которая одновременно является формой внутриведомственного контроля. На практике она не всегда содержит объективную информацию, что приводит к спорам с контролерами. Кроме того, зачастую налоговые сложности возникают при проведении зачета или возврата переплаты, а также в случае обращения компаний с заявлением об уточнении платежа.
Ситуация первая: компания направила в ИФНС запрос о проведении сверки расчетов с бюджетом по почте. Рискованно! Порядком проведения сверок расчетов с налогоплательщиками по налогам и сборам (утв. приказом ФНС России от 09.09.05 N САЭ-3-01/444@, далее - Порядок проведения сверок) установлены предельные сроки проведения сверки. Они не могут превышать 10 рабочих дней со дня получения заявления или 15 рабочих дней при наличии расхождений в данных ИФНС и налогоплательщика (п. 3.1.2 Порядка проведения сверок). При личном обращении налогоплательщика с соответствующим заявлением на втором экземпляре заявления проставляется отметка о его принятии (п. 3.4.1 Порядка проведения сверок). С даты проставления этой отметки и начинает течь срок проведения сверки.
Порядок проведения сверок также предусматривает возможность отправить заявление о проведении сверки по почте. Однако в этом случае не всегда возможно точно установить дату начала течения важного для компании срока. Ведь Порядок проведения сверок не ограничивает момент получения контролерами направленного в их адрес почтового письма шестидневным сроком с момента отправления, как это предусмотрено для требований, направляемых налоговиками налогоплательщику (п. 6 ст. 69 НК РФ). Соответственно срок проведения совместной сверки с ИФНС может затянуться на неопределенный срок, поскольку у компании отсутствует документальное подтверждение момента начала сверки.
Ситуация вторая: в запросе о предоставлении справки о состоянии расчетов с бюджетом компания не указала свой ИНН и почтовый адрес. Ошибка! Индивидуальное информирование о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам на основании запросов в письменной форме осуществляется в рамках государственных услуг, которые оказываются на основании Административного регламента ФНС России по предоставлению бесплатного информирования (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (утв. приказом Минфина России от 02.07.12 N 99н, далее - Регламент). Отсутствие в запросе организации ее ИНН и почтового адреса является одним из оснований отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги (подп. 2 п. 27 Регламента).
Ситуация третья: после смены руководителя компания направила в ИФНС запрос о предоставлении справки о состоянии расчетов с бюджетом по ТКС, не уведомив оператора ТКС о данных нового генерального директора. Ошибка! Запрос в инспекцию, направляемый по ТКС, подписывает руководитель организации усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 10 и 17 Порядка представления заявлений, уведомлений и запросов в налоговые органы в электронном виде для целей учета в налоговых органах организаций и физических лиц (утв. приказом ФНС России от 07.11.11 N ММВ-7-6/735@), п. 2 и 3 Порядка применения квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи в информационных системах ФНС России (утв. приказом ФНС России от 08.04.13 N ММВ-7-4/142@)).
В случае если компания не уведомила о смене владельца квалифицированного сертификата проверки электронной подписи оператора ТКС, то при отправке запросов автоматически будет присваиваться квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи предыдущего владельца. Следовательно, возникнет несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным заявителя в запросе, представленном в электронном виде по ТКС. Это обстоятельство является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги (подп. 3 п. 27 Регламента).
Ситуация четвертая: компания настаивает на получении справки об отсутствии задолженности перед бюджетом, поскольку по имеющейся налоговой недоимке истек срок ее взыскания налоговым органом. Рискованно! Дело в том, что ни статья 59 НК РФ, ни постановление Правительства РФ от 12.02.01 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" не предусматривают возможность списания безнадежной налоговой задолженности перед бюджетом по истечении сроков ее взыскания. На это указывает и Минфин России в письмах от 29.06.10 N 03-02-07/1-300 и от 31.05.10 N 03-02-07/1-260. Есть и решения суда в пользу налоговиков (постановление ФАС Московского округа от 03.08.11 N КА-А40/8106-11).
При этом следует учитывать позицию Президиума ВАС РФ, согласно которой налоговикам необходимо в справке о состоянии расчетов с бюджетом указать на утрату инспекцией возможности взыскания спорной недоимки (постановление от 01.09.09 N 4381/09). Аналогичного мнения придерживаются и некоторые нижестоящие суды (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 10.04.12 N А33-16268/2010, Западно-Сибирского от 24.08.12 N А45-594/2012 и Московского от 20.06.12 N А41-34610/11 округов). В то же время положения пункта 1 статьи 59 НК РФ и пункта 2.4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (утв. приказом ФНС России от 19.08.10 N ЯК-7-8/393@), предусматривают списание безнадежной налоговой задолженности по решению суда. Соответственно лишь при наличии судебного акта компания вправе получить справку об отсутствии задолженности.
Ситуация пятая: компания в 2013 году представила в инспекцию заявление о зачете переплаты, образовавшейся в 2008 году. Ошибка! Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о зачете или возврате переплаты в течение трех лет с момента уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Зачастую на практике компании узнают о наличии переплаты лишь при проведении совместной сверки расчетов с бюджетом. Такая сверка может проводиться и по истечении трехлетнего периода с даты уплаты налога. В этом случае, по мнению Президиума ВАС РФ, компания вправе в судебном порядке зачесть или вернуть образовавшуюся переплату (постановление от 13.04.10 N 17372/09). Но только в том случае, если с момента выявления ею факта переплаты и до обращения в суд прошло менее трех лет (п. 3 ст. 79 НК РФ). Аналогичное мнение высказывали и нижестоящие суды (постановления ФАС Московского от 11.02.13 N А40-42106/12-99-235 и от 01.10.12 N А41-2336/11, Поволжского от 10.04.12 N А72-4032/2011, Западно-Сибирского от 26.02.10 N А67-2188/2009 округов).
Но есть мнение, что налоговая переплата обнаруживается в момент представления декларации по соответствующему налогу, а не при проведении сверки. Значит, трехлетний срок для обращения в суд за возвратом или зачетом переплаты начинает течь именно с установленной НК РФ даты представления декларации (постановления ФАС Западно-Сибирского от 25.03.13 N А27-12221/2012 и от 18.03.13 N А45-20080/2012, Московского от 04.03.13 N А40-47551/12-91-263 округов). Но в одном суды солидарны - по истечении трехлетнего срока с момента уплаты налога вернуть или зачесть переплату компания может только через суд.
Ситуация шестая: после отказа в выдаче лицензии компания обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате уплаченной за получение этой лицензии госпошлины. Ошибка! За совершение юридически значимых действий (при получении лицензии, обращении в суд и др.) компании уплачивают государственную пошлину (ст. 333.17 НК РФ). При этом статья 333.40 НК РФ устанавливает закрытый перечень случаев, когда уплаченная госпошлина возвращается налогоплательщику. Среди них отказ заявителя от совершения юридически значимых действий, уплата пошлины в большем размере. Такое основание, как отказ уполномоченного органа в выдаче лицензии, в этом перечне не значится. Соответственно налоговики откажут компании в возврате или зачете госпошлины.
Это подтверждают Минфин России (письма от 13.02.13 N 03-05-04-03/3765, от 24.01.13 N 03-05-06-03/04 и от 07.09.12 N 03-05-04-03/73) и суды (определение ВАС РФ от 29.03.12 N ВАС-3542/12, постановления ФАС Северо-Кавказского от 31.01.12 N А63-4954/2011 и Московского от 12.08.11 N КА-А40/8331-11 округов).
Ситуация седьмая: компания обратилась в ИФНС с заявлением об уточнении платежа по налогу, перечисленному по КБК другого налога. Ошибки нет! Зачастую при оформлении платежных поручений по уплате налога в бюджет компании допускают неточности в указании КБК. Такие ошибки, по мнению Минфина России, не являются основанием для признания налоговой обязанности неисполненной (письма от 29.03.12 N 03-02-08/31, от 04.05.09 N 03-02-07/1-217 и от 17.06.08 N 03-02-07/1-288). Аналогичного мнения придерживается ФНС России в письме от 22.12.11 N ЗН-4-1/21889. Судебная практика также складывается в пользу компаний (постановления ФАС Центрального от 31.01.13 N А64-5684/2012, Северо-Кавказского от 25.07.12 N А32-28465/2011 и Московского от 08.12.11 N А40-36137/11-140-159 округов).
Более того, пункт 7 статьи 45 НК РФ прямо предусматривает право налогоплательщика обратиться в налоговый орган по месту своего учета с заявлением о допущенной ошибке, приложив к заявлению документы, подтверждающие уплату указанного налога и его перечисление в бюджет, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
"Российский налоговый курьер", N 11, июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99