Прием от населения металлома и утильсырья: когда применять ККТ обязательно
Нормой абз. 13 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" допускается возможность неприменения ККТ в случае "приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома". Еще задолго до принятия современного Закона о ККТ судебные инстанции указывали на ошибочность и недопустимость подобного нормативного предписания. Рассмотрим все по порядку.
Прием предприятием от населения стеклопосуды и утильсырья, включая металлолом, с оплатой их стоимости, по сути, является предусмотренным ст. 454 ГК РФ договором купли-продажи, по которому физическое лицо выступает в роли продавца, а предприятие - покупателя. Подобные действия не является разновидностью услуг, оказываемых предприятиями (индивидуальными предпринимателями) населению. Отношения, возникающие при приеме предприятием от населения стеклопосуды, утильсырья, металлолома, носят иной характер. В рамках этих отношений денежные средства выплачиваются физическим лицам, осуществляющим продажу принадлежащих им отходов производства и потребления, а покупателями этих отходов являются предприятия, которые при осуществлении такой деятельности реализацией товаров не занимаются, никаких услуг не оказывают.
По этой причине в принятом определении Верховного Суда РФ от 19.12.2002 N КАС02-624 признавалось, что органы власти вышли за пределы своих полномочий, распространив действие Закона о ККМ (а следовательно, и принятого впоследствии Закона о ККТ) на отношения, в которых предприятия выступают покупателями, уплачивающими денежные средства за покупку, а физические лица - продавцами, получающими покупную цену отчуждаемых ими отходов производства и потребления. Этого обоснования, по мнению суда, вполне достаточно для признания соответствующей нормы нарушающей права участников рассматриваемых правоотношений и признания такой нормы недействующей в полном объеме.
С предложенной аргументацией не согласился Конституционный Суд РФ, признавший, что абз. 13 п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ соответствует принципам юридического равенства и справедливости и не нарушает конституционные права граждан (определение от 09.06.2005 N 222-О).
Прием стеклопосуды и утильсырья
Содержание понятий "стеклопосуда" и "утильсырье" действующие нормативные акты не разъясняют.
В отсутствие легального определения понятия представители УФНС РФ по г. Москве в своем письме от 02.09.2009 N 17-15/091660 для целей применения Закона о ККТ дали следующее разъяснение: утильсырье - это отходы, вещи, не годные к употреблению, но пригодные для переработки в качестве вторичных материалов (вторсырья).
На практике возможность неприменения ККТ, в частности, подтверждалась для случаев приема от населения макулатуры (письмо УФНС России по г. Москве от 10.06.2011 N 16-15/056840@) и вторичных материалов вторсырья (письмо УФНС России по г. Москве от 02.09.2009 N 17-15/091660).
Неприменение ККТ допускается только в случаях приема стеклопосуды и утильсырья от населения. Следовательно, при закупке у юридических лиц за наличный расчет вторичного сырья необходимо применять ККТ и выдавать в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки (письмо УФНС России по г. Москве от 02.09.2009 N 17-15/091660).
Закон о ККТ не предусматривает каких-либо дополнительных ограничений, где и как должны осуществляться услуги по приему от населения стеклопосуды и утильсырья - в специализированном пункте приема или же на дому.
Не ограничены и возможные цели организации такого приема. Тем не менее в письме УФНС России по г. Москве от 02.09.2009 N 17-15/091660 по данному вопросу уточнялось, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения вправе производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при осуществлении ими закупки у населения вторичных материалов (вторсырья) именно с целью их переработки.
Прием металлолома (лома и отходов цветных и (или) черных металлов)
Использованное в тексте Закона о ККТ понятие "металлолом" не является полностью корректным с юридической точки зрения. Дело в том, что понятие "металлолом" используется, как правило, в качестве общего, собирательного обозначения различного металлического мусора (пришедших в негодность металлических изделий), утилизируемых или не утилизируемых во вторичном металлургическом цикле.
В действующих нормативных актах и иных официальных документах понятие "металлолом", как правило, используют в качестве тождественного обозначения для понятия "лом и отходы цветных и черных металлов", легальное определение которого включено в текст ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления": лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
К примеру, текст Методических указаний МУК 2.6.1.1087-02 предусматривает необходимость использования следующих дефиниций:
- металлолом (лом цветных и черных металлов) - годные только для переработки, содержащие цветные или/и черные металлы, отходы производства и потребления, образовавшиеся из пришедших в негодность или утративших потребительские свойства изделий промышленного и бытового назначения, их частей, оборудования, механизмов, конструкций, транспортных средств, военной техники и др.;
- заготовка металлолома - хозяйственная деятельность по сбору, скупке, извлечению и перемещению лома цветных и черных металлов к месту их временного хранения, переработки и/или конечного потребления в металлургическом производстве.
Правила приема лома и отходов цветных металлов регламентированы в тексте действующих Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утв. постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370.
Как следует из некоторых разъяснений налоговых органов (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 10.06.2005 N 22-12/41444), уже сам факт исключения металлолома из предусмотренного абз. 13 п. 3 ст. 2 Закона о ККТ перечня видов утильсырья, при приеме которых допускается возможность не применять ККТ, позволяет сделать вывод, что п. 3 ст. 2 Закона о ККТ обязывает организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием от населения металлолома, производить наличные денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр.
В данном случае следует обратить внимание на то, что, как и в случае приема стеклопосуды и утильсырья, прием от населения металлолома с оплатой его стоимости по существу является договором купли-продажи, где физическое лицо - продавец, а организация или предприниматель - покупатель, выплачивающий наличные денежные средства за поступивший в пункт приема металлолом.
Тем не менее данная особенность правоотношений не стала препятствием для вынесения постановления Президиума ВАС РФ от 08.02.2005 N 12126/04 по делу N А28-4148/04-136/16, в котором был сделан вывод, что деятельность общества по приему металлолома от населения не является деятельностью, осуществление которой возможно без применения контрольно-кассовой техники.
В поддержку данной позиции Конституционным Судом РФ в определении от 09.06.2005 N 222-О были предложены следующие аргументы:
- федеральный законодатель, устанавливая порядок осуществления наличных денежных расчетов, в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ вправе ввести ограничение свободы предпринимательской деятельности, действуя в пределах своих конституционных полномочий, в целях защиты прав и законных интересов других лиц, в т.ч. в интересах защиты прав потребителей. Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 12.05.1998 N 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений абз. 6 ст. 6 и абз. 2 части 1 ст. 7 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", нормы Закона о ККМ в их взаимосвязи имеют многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в т.ч. налоговой) дисциплины. По смыслу этих норм предметом их регулирования являются отношения не гражданско-правового, а публично-правового характера;
- в Законе N 54-ФЗ обязательное применение контрольно-кассовой техники при совершении торговых сделок, в т.ч. при приеме металлолома, связывается прежде всего с отражением фискальных данных на контрольной ленте и в фискальной памяти комплекса программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов в целях правильного исчисления налогов;
- к случаям продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг законодатель вправе отнести договоры купли-продажи, в т.ч. действия по приему металлолома от населения, распространив на организацию или индивидуального предпринимателя как профессионального участника такой сделки нормативное предписание осуществлять наличные денежные расчеты с населением, используя контрольно-кассовую технику. Такая мера призвана осуществить должный контроль со стороны налоговых органов за движением наличных денежных средств и формированием налоговой базы предпринимателей, осуществляющих сбор и заготовку металлолома;
- деятельность, связанная с приемом металлолома от населения, значительно отличается от иных видов приема утильсырья по сложности его заготовления, приема и хранения. Кроме того, установлены специальные правила приема от населения данного вида утильсырья (предъявление документа, удостоверяющего личность лица, сдающего металлолом, и др.). Поэтому законодатель вправе установить различные правила оформления сделки купли-продажи металлолома и других видов утильсырья организациями (индивидуальными предпринимателями), которые занимаются их заготовкой;
- фактически требования заявителя сводятся к тому, чтобы предоставить возможность организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим прием металлолома от населения, производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники. Решение данного вопроса возможно лишь путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, что является прерогативой законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ, как она установлена ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
С таким толкованием текста Закона о ККТ согласились и представители Минфина России (письмо Минфина России от 14.04.2010 N 03-01-15/2-65).
Возможно ли освободить предпринимателей и организации от необходимости применения контрольно-кассовой техники при приеме металлолома на основании иных норм Закона о ККТ? В письме Минфина России от 14.11.2007 N 03-01-15/15-409 можно встретить разъяснение о недопустимости оформления приема металлолома по форме N БСО-11. Как отмечается в письме, данная форма была утверждена как бланк строгой отчетности для приема вторичного сырья и продажи товаров и была разработана в период, когда применение ККТ для оформления сделок купли-продажи металлолома у населения не требовалось. При этом в письме обращалось внимание, что п. 11 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения предусмотрено, что прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению N 1 к этим правилам. Приемосдаточный акт составляется в двух экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием). Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.
Подобное разъяснение может быть расценено как допускающее возможность неприменения контрольно-кассовой техники на основании п. 2 ст. 2 Закона о ККТ.
Аналогичный вывод может быть сделан и по результатам анализа текстов постановлений ФАС Дальневосточного округа от 11.04.2007, 04.04.2007 N Ф03-А51/07-2/579 по делу N А51-11149/2006-25-293, ФАС Западно-Сибирского округа от 18.07.2006 N Ф04-4454/2006(24506-А45-32) по делу N А45-9015/06-14/337, ФАС Центрального округа от 11.04.2005 N А48-8109/04-8, от 17.02.2005 N А48-8178/04-13, в которых отмечалось отсутствие в рассмотренном деле доказательств выдачи сдатчику лома документа строгой отчетности.
А в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.2004 N Ф04/3685-571/А70-2004 даже указывалось, что при расчетах с населением в связи с приемом металлолома организации и предприниматели вправе применять как контрольно-кассовую технику, так и бланки строгой отчетности. Довод о том, что организация в подобной ситуации может применять только контрольно-кассовую технику, не основан на законе. В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2005 N Ф04-1585/2005(9739-А27-7) был сделан вывод о том, что поскольку в рассматриваемом споре "речь идет не о продаже, а о приеме металлолома, обязанность применения контрольно-кассовой машины или бланков строгой отчетности возложена на сторону, оказывающую услуги по приему лома. При этом контрольно-кассовая машина или бланки строгой отчетности юридическим лицом или предпринимателем, оказывающим услуги по приему лома, должны применяться и в случае приема лома от населения". Следует отметить, что при вынесении данного решения суд исходил из предположения о том, что "сдача и прием металлолома не являются сделкой по купле-продаже в том понятии, которое дается гражданским законодательством, а металлолом не соответствует понятию товара в гражданском законодательстве".
Еще в одном деле предприятие при расчетах за металлолом с юридическим лицом выдало приходный ордер. Рассматривая возникший спор, суд счел возможным указать в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2007 N 17АП-2306/07-АК по делу N А30-140/2007, что "правило о возможности применения вместо ККТ бланков строгой отчетности, предусмотренное п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, действует только в случае оказания услуг населению, то есть гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя".
Однако подобные толкования ошибочны. Основанием для применения п. 2 ст. 2 Закона о ККТ является оказание услуги населению, но прием металлолома с оплатой его стоимости происходит в режиме купли-продажи, а не оказания услуги. В рассматриваемом случае организация или предприниматель не принимает на себя, как этого требует договор возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ), обязанности совершить какие-либо действия или осуществить определенную деятельность, а сдатчик металлолома - оплатить какие-либо услуги. Наоборот, предприятие выплачивает денежные средства за металлолом, собственником которого являются сдающие его физические лица. Закон о ККТ не ставит обязанность применять ККТ для учета наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением в зависимость от того, в каком качестве (продавца или покупателя) выступает организация (предприниматель), осуществляющая наличные денежные расчеты при приеме металлолома от населения (см. постановление Президиума ВАС РФ от 08.02.2005 N 12126/04 по делу N А28-4148/04-136/16). Этот закон не регулирует договорные отношения между сдатчиком металлолома и приемщиком, а содержит императивную норму применять контрольно-кассовую технику, если при осуществлении торговых операций, выполнении работ или оказании услуг осуществляются денежные расчеты с населением. Следовательно, все денежные расчеты с населением при оказании услуг организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), в т.ч. по приему от населения металлолома, на территории Российской Федерации осуществляются с обязательным применением ККТ.
Таким образом, наличные денежные расчеты при приеме металлолома должны в обязательном порядке производиться с применением контрольно-кассовой техники, и действующий Закон о ККТ не допускает исключений из этого правила. Закон содержит прямое требование о применении контрольно-кассовой техники, адресованное субъекту предпринимательской деятельности, осуществляющему наличные денежные расчеты при приеме от населения металлолома. Следовательно, деятельность по приему металлолома (лома цветных и черных металлов) пунктами приема металлолома или иными организациями и предпринимателями от населения не является деятельностью, осуществление которой возможно без применения контрольно-кассовой техники, и, следовательно, наличные денежные расчеты при приеме металлолома должны в обязательном порядке производиться с ее применением (см., например, письмо Минфина России от 29.10.2010 N 03-01-15/229).
При приеме от населения металлолома (совершение акта купли-продажи) могут применяться любые модели контрольно-кассовых машин, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации и разрешенных Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам для применения в торговле. При этом фиксируемые в фискальной памяти ККТ данные о выручке будут соответствовать суммам, выданным сдатчикам металлолома.
В кассовом чеке следует пробивать сумму, выданную сдатчику за принятый металлолом (такой вывод содержит не только письмо ФНС России от 17.05.2005 N 22-3-11/868@, но и решения Арбитражного суда Московской области от 06.09.2006, 13.09.2006 по делу N А41-К2-13819/06).
Необоснованным следует признать и довод о том, что требования Закона о ККТ относительно оплаты металлолома с применением контрольно-кассовой техники имеют значение только в целях привлечения субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности.
Допущенное нарушение принимается во внимание и в спорах, связанных с необходимостью представления доказательств, подтверждающих осуществление организацией или предпринимателем расходов на приобретение металлолома (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.05.2008 по делу N А05-11126/2007). Представление копий приемо-сдаточных актов и квитанций для этих целей недостаточно. В этих документах отсутствуют заверенные подписью получателя денежных средств сведения о выплате физическим лицам наличных денег за металлолом. Соответственно, документы не содержат отметок о том, что денежные средства в размере, соответствующем стоимости металлолома, получены физическим лицом, передавшим его предпринимателю. Обычно на квитанциях имеется подпись предпринимателя или представителя организации, но в них нет подписи сдатчика металлолома. В приемосдаточных актах физические лица (сдатчики металлолома) своей росписью подтверждают только достоверность предоставленных сведений, а также факт сдачи лома и отходов и получения оформленного акта о сдаче.
Приобретение у населения ювелирных изделий и лома драгметаллов
Порядок оформления расчетов по скупке ювелирных изделий регламентирован действующими Правилами скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утв. постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 N 444. В пункте 12 этих Правил предусмотрено, что при согласии сдатчика с оценкой принимаемых ценностей скупщик выдает сдатчику для выплаты причитающейся ему суммы квитанцию в двух экземплярах, подписанную скупщиком и сдатчиком. После выплаты сдатчику причитающейся суммы ему передается первый экземпляр квитанции со штампом "оплачено". Требования к содержанию квитанции изложены в п. 13 Правил.
Данная форма квитанции для выплаты сдатчику причитающейся суммы за принимаемые скупщиком ценности в настоящее время не утверждена как бланк строгой отчетности, поэтому исходя из требований Закона о ККТ при оформлении расчетов со сдатчиком ювелирных изделий и лома из них необходимо применять контрольно-кассовую технику (см. письмо Минфина России от 28.08.2009 N 03-01-15/9-431). Применять ККТ при наличных денежных расчетах должны и организации, оказывающие услуги населению по оценке ювелирных изделий.
А. Зрелов,
к.ю.н., член Экспертного совета при ТПП России по совершенствованию
налогового законодательства и правоприменительной практики
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1