Учет приобретения материалов за плату
Организация приобретает по договору поставки материалы, которые будут использованы в основном производстве. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете эту операцию?
Юридические аспекты
В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи продавец обязуется передать товар (в том числе и материалы) в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
Согласно ст. 458 ГК РФ обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
а) вручения товара покупателю, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
б) предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю в месте нахождения товара;
в) сдачи товара перевозчику для доставки покупателю.
Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи (материалов) по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей вещи признается вручение ее приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю (п. 1 ст. 224 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ правило о моменте возникновения права собственности у приобретателя вещи с момента ее передачи применяется, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, продавец и покупатель могут установить отличный от общепринятого момент перехода права собственности на материальные ценности (например, на дату оплаты).
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету |
Типовые проводки к счету 10: по дебету/по кредиту |
Учет МПЗ регулируется ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания).
На основании п. 42 Методических указаний частью материально-производственных запасов (МПЗ) являются материалы. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара, запасные части, строительные и прочие материальные ценности, которые используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с п. 5 ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Перечень возможных фактических затрат, связанных с приобретением МПЗ, содержится в п. 6 ПБУ 5/01.
С 20 июня 2016 года в соответствии с п. 13.1 ПБУ 5/01 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, может оценивать приобретенные сырье и материалы по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
При применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета оприходование приобретенных материально-производственных запасов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по цене поставщика. Другие затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету других счетов учета затрат на производство - при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (см. Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5).
Микропредприятие, которое вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать стоимость товаров, сырья и материалов в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Иная организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер ее деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ (п. 13.2 ПБУ 5/01).
При применении такого упрощенного способа ведения бухгалтерского учета стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету других счетов учета затрат на производство - при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме по мере приобретения сырья, материалов, товаров и осуществления других затрат на производство и подготовку к продаже продукции, товаров. Общая сумма затрат, учтенных на счете 20 (на других счетах учета затрат на производство - при использовании таких счетов), списывается в конце отчетного периода в дебет счета 99 "Прибыли или убытки" (в дебет счета 90 "Продажи" - при использовании такого счета). Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете микропредприятия и отражение в его бухгалтерской отчетности остатков материально-производственных запасов (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции) (см. Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5).
В п. 13.3 ПБУ 50/01 установлено, что организация, применяющая упрощенные способы ведения бухучета, может признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).
При применении такого упрощенного способа ведения бухучета расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы") и кредиту счетов учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления расходов. Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатка указанных материально-производственных запасов (см. Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5).
Обратите внимание, что поскольку сырье, материалы и т.п. активы, используемые для создания внеоборотных активов, не удовлетворяют характеристикам, предъявляемым к МПЗ в п. 2 ПБУ 5/01, они не могут быть признаны частью материально-производственных запасов. Поэтому сырье, материалы и т.п. активы, используемые для создания внеоборотных активов, отражаются в бухгалтерском балансе в составе внеоборотных активов (см. письмо Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).
Планом счетов бухгалтерского учета установлено, что бухгалтерский учет материалов ведется организациями на счете 10 "Материалы". Поступление материалов может отражаться с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
Подробнее см. Учет материалов с использованием счета 15 (по учетным ценам).
Выбранный вариант учета материалов (с использованием счетов 15, 16 или без) должен быть закреплен в учетной политике.
Документооборот
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
Первичными документами по оприходованию материалов и тары, поступивших в организацию, является приходный ордер (можно взять за основу унифицированную форму N М-4, если количество и качество полученных материалов совпадают с данными поставщика) либо акт о приемке материалов (можно взять за основу унифицированную форму N М-7, если имеются расхождения). На основании приходного ордера или акта о приемке материалов заполняется карточка учета материалов (можно разработать на основе унифицированной формы N М-17). Все унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Минфин России в письме от 29.10.2002 N 16-00-14/414 указал, что вместо оформления приходного ордера приемка и оприходование материалов может осуществляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная, и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Такая упрощенная процедура документального оформления поступивших материалов закреплена в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Обратите внимание, что ФНС России выступила с инициативой о замене накладных и актов универсальным передаточным документом (УПД), составляемым на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами (см. письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96). Такой документ, поступивший от поставщика, может служить как подтверждением выставленной суммы НДС, так и подтверждением факта поставки. УПД может быть использован одновременно как для оформления операций по передаче материальных ценностей в целях бухгалтерского учета, так и для подтверждения права на налоговый вычет по НДС и подтверждения затрат в целях исчисления других налогов.
Формы документов Пример акта о приемке материалов М-7 |
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Стоимость приобретенных материалов включается в состав материальных расходов (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ). Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов (п. 2 ст. 254 НК РФ).
Датой осуществления материальных расходов признается дата передачи в производство сырья и материалов в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги) (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Если материалы учитываются в качестве прямых расходов (ст. 318 НК РФ), то их стоимость учитывается при налогообложении по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.
Подробнее см. Учет отпуска материалов в производство.
НДС
Сумма НДС, предъявленная поставщиком материалов, может быть принята к вычету после их оприходования при наличии счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Организация по договору поставки приобрела материалы. Доставку товара до склада покупателя осуществляет автотранспортная компания. Договорная стоимость приобретенных материалов (200 уп.) - 240 000 руб. (в том числе НДС 40 000 руб.). Стоимость перевозки равна 42 000 руб. (в том числе НДС 7000 руб.). Согласно учетной политике организации для целей бухгалтерского учета затраты на доставку включаются в стоимость МПЗ.
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
200 000 (240 000 - 40 000) |
оприходованы материалы, поступившие от поставщика |
||
40 000 |
отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком |
||
40 000 |
предъявленная сумма НДС принята к вычету |
||
35 000 (42 000 - 7000) |
расходы по доставке материалов включены в стоимость материалов |
||
7000 |
отражена сумма НДС, предъявленная по транспортным услугам |
||
7000 |
предъявленная сумма НДС принята к вычету |
Таким образом, фактическая себестоимость материалов составила:
200 000 руб. + 35 000 руб. = 235 000 руб.
Тогда стоимость 1 упаковки:
235 000 руб. : 200 уп. = 1175 руб.
Возможные риски
Если право собственности на МПЗ перешло к покупателю, но фактически материалы не были поставлен (например, находятся в пути), в какой момент возникает право на вычет НДС?
Положительная практика
В ряде случае суды встают на защиту налогоплательщика, аргументируя свое решение отсутствием в налоговом законодательстве нормы о фактическом оприходовании товара на склад.
Акты судебных органов: (+) Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 июля 2013 г. N А03-14269/2012 (+) Постановление Тринадцатого ААС от 26 марта 2012 г. N 13АП-2184/12 (+) Постановление Седьмого ААС от 1 сентября 2011 г. N 07АП-5541/11 (+) Постановление ФАС Московского округа от 25 июля 2011 г. N Ф05-6694/11 (+) Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 декабря 2011 г. N Ф04-6829/11 (+) Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 ноября 2010 г. N А27-3324/2010 (+) Постановление ФАС Поволжского округа от 15 июля 2010 г. N А55-29172/2009 (+) Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2010 г. N А53-6846/2010 |
Отрицательная практика
В письме Минфина России от 26 сентября 2008 г. N 03-07-11/318 чиновники выразили мнение, что моментом принятия МПЗ на учет в целях принятия НДС к вычету считается фактическая дата оприходования запасов, поступивших в организацию, на основании соответствующих первичных документов. Следовательно, суммы НДС по МПЗ, фактически не поступившим в организацию и не оприходованным, к вычету не принимаются.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (-) Письмо Минфина России от 4 марта 2011 г. N 03-07-14/09 (-) Письмо Минфина России от 26 сентября 2008 г. N 03-07-11/318 |
Акты судебных органов: (-) Постановление АС Северо-Западного округа от 11 апреля 2019 г. N Ф07-987/19 (-) Постановление АС Уральского округа от 3 апреля 2019 г. N Ф09-799/19 (-) Постановление Восемнадцатого ААС от 26 марта 2019 г. N 18АП-1942/19 (-) Постановление Пятнадцатого ААС от 11 марта 2019 г. N 15АП-22140/18 (-) Постановление Шестнадцатого ААС от 13 февраля 2019 г. N 16АП-5709/18 (-) Постановление Одиннадцатого ААС от 6 декабря 2018 г. N 11АП-17317/18 (-) Постановление Третьего ААС от 20 ноября 2018 г. N 03АП-5747/18 (-) Постановление АС Волго-Вятского округа от 3 июня 2015 г. N Ф01-1244/15 (-) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 октября 2011 г. N Ф07-8120/11 (-) Постановление Семнадцатого ААС от 3 марта 2009 г. N 17АП-918/09 |
Учет приобретения материалов за плату
Организация приобретает по договору поставки материалы, которые будут использованы в основном производстве. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете эту операцию?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации