Налог на имущество (для госсектора)
Смотрите в этом материале:
В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
Объект налогообложения
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Пунктом 4 ст. 374 НК РФ определено имущество, которое не признается объектом налогообложения. К нему в том числе относятся:
- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации (письмо Минфина России от 16.11.2016 N 03-05-04-01/67130);
- объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;
- объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств (письма Минфина России от 06.04.2015 N 03-05-05-01/19071, от 19.02.2015 N 03-05-05-01/7976).
История вопроса ...
Движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не признавалось объектом обложения налогом на имущество до 1 января 2015 года (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ).
С 1 января 2015 года на основании п. 25 ст. 381 НК РФ освобождены от налога на имущество организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
- реорганизации или ликвидации юридических лиц;
- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми (см. также письма Минфина России от 06.05.2015 N 03-05-05-01/26097, от 18.03.2015 N 03-05-05-01/14636).
С 1 января 2018 года налоговые льготы, указанные в п. 25 ст. 381 НК РФ, применяются на территории субъекта РФ только в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 381.1 НК РФ). То есть льготы, установленные в отношении движимого имущества, принятого к учету после 1 января 2013 года в качестве основных средств (за исключением принятого на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами) с 1 января 2018 года применяются исключительно по решению региональных властей. При этом налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении указанного имущества, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1 процента (п. 3.3 ст. 380 НК РФ, письма Минфина России от 02.02.2018 N 03-05-05-01/5929, от 15.01.2018 N 03-05-05-01/1199).
Кроме того, законом субъекта РФ в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы (п. 2 ст. 381.1 НК РФ, письма Минфина России от 20.02.2018 N 03-05-05-01/10707, от 30.01.2018 N 03-05-05-01/4964).
Пунктом 2 ст. 105.1 НК РФ предусмотрено, что с учетом п. 1 ст. 105.1 НК РФ в целях НК РФ взаимозависимыми признаются лица, приведенные в указанной норме. Частный случай признания организаций взаимозависимыми - прямое и (или) косвенное участие одной организации в другой организации, когда доля такого участия составляет более 25 процентов (пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Учредителем государственного (муниципального) учреждения является соответствующее публично-правовое образование (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ; ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ). При этом в соответствии с гражданским законодательством учредителями государственных (муниципальных) учреждений не вправе выступать юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности (см., в частности, письмо Минфина России от 11.04.2012 N 12-08-06/1616). Имущество государственного (муниципального) учреждения принадлежит на праве собственности государству (Российской Федерации или субъекту РФ) или муниципальному образованию и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления (п.п. 1, 2 ст. 123.21, ст. 296 ГК РФ). Согласно п. 3 ст. 9.1 Закона N 7-ФЗ и ч. 3 ст. 6 Закона N 174-ФЗ функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) учреждения, если иное не установлено действующим законодательством, осуществляются соответственно:
- уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ст. 105.1 НК РФ прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.
Обобщая приведенные нормы законодательства, можно констатировать, что для целей налогообложения государственное (муниципальное) учреждение и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения, не признаются взаимозависимыми лицами (см. письмо Минфина России от 09.06.2016 N 03-05-04-01/33762). Сказанное справедливо и в отношении органов власти (местного самоуправления) и их территориальных органов, а также внебюджетных фондов и их региональных, отраслевых отделений и подведомственных учреждений (см. письма Минфина России от 13.01.2016. N 03-05-04-01/315, от 19.07.2016 N 03-01-18/42315). Следовательно, движимое имущество, полученное от уполномоченного органа, другой организации госсектора и закрепленное за государственным (муниципальным) учреждением, территориальным органом власти (местного самоуправления) на праве оперативного управления, принятое на учет после 1 января 2013 года, освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций с учетом п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
В целях исчисления налога на имущество принимается в расчет стоимость только тех объектов, которые согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета учитываются в составе основных средств, то есть на счете 101 00 "Основные средства" (письмо Минфина России от 13.11.2014 N 03-05-05-01/57463). Соответственно, при определении налоговой базы по налогу на имущество не принимается в расчет стоимость имущества, обоснованно учитываемого на счетах:
- 106 01 "Вложения в основные средства" (см. письмо Минфина России от 11.02.2013 N 03-05-04-01/3250, письмо ФНС России от 20.08.2015 N ПА-4-11/14732);
- 107 00 "Нефинансовые активы в пути";
- 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг".
Кроме того, не являются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций объекты имущества казны, так как в настоящее время они отражаются в бюджетном учете обособленно от основных средств на счете 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны" (п.п. 141 - 146 Инструкции N 157н, письма Минфина России от 01.07.2015 N 03-05-04-01/37951, от 13.11.2014 N 03-05-05-01/57463, от 10.04.2014 N 03-05-05-01/16408, от 07.05.2009 N 03-05-04-01/32, от 22.06.2009 N 03-05-05-01/35, от 27.10.2009 N 03-05-04-01/88).
На основании п. 27 Инструкции N 157н затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию объекта нефинансового актива относятся на увеличение его первоначальной (балансовой) стоимости при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта. Если объект движимого имущества был принят к учету до 2013 года, а модернизирован в текущем году, с его стоимости надо уплачивать налог, в т.ч. в части затрат на восстановление (письмо Минфина России от 01.03.2013 N 03-05-05-01/6096).
Пункт 1 ст. 374 НК РФ не содержит указания на то, что объектом налогообложения признается недвижимое имущество, право собственности на которое зарегистрировано в установленном порядке. Эта норма указывает на то, что объекты должны быть учтены на балансе организации в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (письмо Минфина России от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5317).
Согласно п. 7 СГС "Основные средства" к основным средствам относятся материальные ценности, являющиеся активами, если материальные ценности принадлежат (находятся во владении (пользовании) субъекту учета на праве оперативного управления. При этом в отношении объектов недвижимости права оперативного управления должны быть подтверждены в случаях, предусмотренных законодательством РФ, документами о государственной регистрации права (см. письмо Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257). Поэтому, для принятия на балансовый учет объектов недвижимости бюджетному учреждению необходимо располагать документами, подтверждающими государственную регистрацию права оперативного управления. В соответствии п.п. 36, 92 Инструкции N 157н операции по принятию недвижимого имущества к бухгалтерскому учету на праве оперативного управления отражаются с момента государственной регистрации такого права (письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-05-04-01/45434, от 14.07.2015 N 02-06-10/40377, от 05.03.2014 N 03-05-04-01/9348, ФНС России от 07.08.2015 N БС-4-11/13907@).
В некоторых случаях отсутствие государственной регистрации при наличии законно обусловленного права оперативного управления на объект недвижимости не является основанием для неотражения указанного объекта в учете на соответствующем счете аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" (письмо Минфина России от 18.04.2014 N 02-06-10/18182). Напомним, что согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу (29 января 1998 года) Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.
Налоговая база
Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского (бюджетного) учета (письма Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-10/84312, от 26.10.2016 N 07-01-09/62334). Кроме того с 1 января 2014 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода (п. 2 ст. 375 НК).
Налоговая база рассчитывается отдельно в отношении (п. 1 ст. 376 НК РФ):
- имущества, подлежащего налогообложению по местонахождения учреждения;
- имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения учреждения или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
- в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
- в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Порядок определения налоговой базы установлен в ст. 376 НК РФ, а особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества - в ст. 378.2 НК РФ.
Особенности налогообложения отдельных объектов
Особенности налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленные ст. 378.2 НК РФ, применяются в отношении организаций-собственников такого имущества или организаций, владеющих такими объектами на праве хозяйственного ведения (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ). Следовательно, в отношении организаций госсектора (в том числе органов власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений), не являющихся собственниками указанных в ст. 378.2 НК РФ объектов недвижимого имущества (в частности, в случае права оперативного управления, временного владения), положения этой статьи НК РФ не применяются (письма Минфина России от 13.12.2017 N 03-05-05-01/83122, от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30747, от 18.05.2017 N 03-05-05-01/30327, от 21.05.2014 N 03-05-05-01/24062). К недвижимому имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, положения ст. 378.2 НК РФ также не применяются (письма Минфина России от 01.07.2015 N 03-05-04-01/37951, от 24.04.2014 N 03-05-05-01/19291).
Факт ввода имущества в эксплуатацию не имеет значения для его учета в составе основных средств - после формирования первоначальной стоимости объект сразу же должен быть учтен на счете 101 00 "Основные средства" (п. 38 Инструкции N 157н). Соответственно, при определении налоговой базы по налогу на имущество в установленном порядке должны приниматься в расчет объекты основных средств, находящиеся как в эксплуатации, так и в запасе, на консервации.
Глава 30 НК РФ не содержит специальных норм в отношении организаций госсектора или имущества, принадлежащего им на праве оперативного управления. Как уже было сказано, положениями п. 4 ст. 374 НК РФ определено имущество, не признаваемое объектом налогообложения, в том числе объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения в установленном законодательством РФ порядке (пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ).
В отношении коммуникационных сетей и систем инженерно-технического обеспечения зданий - указанных в п. 4 ст. 374 НК РФ объектов, - учтенных в составе основных средств в качестве отдельных инвентарных объектов с учетом положений абзаца 2 п. 45 Инструкции N 157н, отметим следующее. Из Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы), безопасности). Поэтому являющиеся неотъемлемой частью здания сети и системы инженерно-технического обеспечения (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета) не подлежат налогообложению в составе этого здания в соответствии с п. 4 ст. 374 НК РФ (см.письмо Минфина России от 10.06.2014 N 03-05-05-01/28039).
Налоговые льготы
Статьей 381 НК РФ установлены налоговые льготы в отношении определенных организаций, в частности, имеющих статус государственных научных центров (п. 15 ст. 381 НК РФ, письмо Минфина России от 11.03.2013 N 03-05-04-01/7205), а также в отношении определенного имущества, например, в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, и вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности (письмо ФНС России от 29.04.2013 N БС-4-11/7889@).
Кроме того, статьей 381 НК РФ предусмотрены льготы для некоторых организаций и учреждений, имущество которых освобождено от налогообложения в зависимости от его назначения, к примеру, для организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций (п. 1 ст. 381 НК РФ).
Напомним, что налог на имущество организаций является региональным, т. е. вводится в действие и прекращает действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 12, ст. 14 НК РФ). Главой 30 НК РФ установлены основные положения по налогу на имущество, а отдельные элементы закрепляются соответствующими региональными законами.
Так, субъекты РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога (ст. 372 НК РФ). Законы субъектов РФ также могут устанавливать особенности расчета налоговой базы по отдельным объектам недвижимого имущества (п. 2 ст. 372 НК РФ). Также дополнительные налоговые льготы могут устанавливаться в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также инновационного высокоэффективного оборудования (п. 2 ст. 381.1 НК РФ).
Если налоговые ставки не определены региональными законами, налогообложение производится по ставкам, указанным в ст. 380 НК РФ (п. 4 ст. 380 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 372 НК РФ субъектам РФ дано право предусматривать свои налоговые льготы в дополнение к общему перечню, установленному ст. 381 НК РФ, и основания для их использования на региональном уровне.
Налоговая отчетность
В соответствии со ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 386 НК РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу. Отчетность представляется по истечении каждого отчетного и налогового периода. Отчетными периодами являются I квартал, полугодие и девять месяцев, налоговым периодом признается календарный год (ст. 379 НК РФ), за исключением налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, для которых с 1 января 2016 года отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Формы и форматы декларации по налогу на имущество организаций и расчета по авансовым платежам утверждены приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271. По ним надо отчитываться, начиная с представления декларации за 2017 год.
История вопроса ...
Ранее действовавшие формы налоговой декларации и, главное, налогового расчета по налогу на имущество утратили силу с 13 июня 2017 года.
В то же время налоговые расчеты по авансовым платежам за полугодие и девять месяцев 2017 года можно было представлять и по новой, и по старой форме (письмо ФНС России от 23.06.2017 N БС-4-21/12076).
При заполнении новых форм отчетности по налогу на имущество допустимо указание прежнего девятизначного ОКОФ по объектам, кодирование которых проводилось в период его действия. Однако ячейки в новых отчетных формах предназначены для указания ОКОФ в новом формате - 12 знаков с разделителями в виде точек. Согласно разъяснениям налоговиков в письмах ФНС России от 11.09.2017 N БС-4-21/18019@, от 05.09.2017 N БС-4-21/17595@, от 24.08.2017 N БС-4-21/16786@ в строке 040 раздела 2.1 нового расчета и новой декларации старый код ОКОФ указывайте так:
- внесите код, начиная с первой левой ячейки;
- не учитывайте разделители в виде точек;
- в незаполненных ячейках проставьте прочерки.
При заполнении раздела 2.1 форм отчетности по налогу на имущество по сложному инвентарному объекту, имеющему более одного кадастрового номера, надо руководствоваться письмом ФНС от 16.01.2018 N БС-4-21/530@. В нем указано, что в случае наличия кадастровых номеров у каждого из нескольких объектов основных средств, учитываемых на балансе организации в одной инвентарной карточке с общей первоначальной стоимостью, организации следует заполнять несколько блоков строк 010 - 050, указав в каждом кадастровый номер объекта недвижимости. При этом в каждом из блоков в строке 050 надо указать и соответствующую остаточную стоимость каждого объекта с отдельным кадастровым номером. Остаточная стоимость объекта с отдельным кадастровым номером, являющегося частью сложного инвентарного объекта по данным бухгалтерского учета, может быть исчислена расчетным путем исходя из доли площади объекта в суммарной площади всех объектов, учтенных в инвентарной карточке, умноженной на общую остаточную стоимость всех учтенных в инвентарной карточке объектов.
Эти и другие рекомендации по вопросам заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций доведены также письмом ФНС России от 14.03.2018 N БС-4-21/4786@.
При заполнении отчетности ФНС рекомендует использовать опубликованные контрольные соотношения (Информация Федеральной налоговой службы от 24 января 2018 г.)
Организации, не имеющие имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, на основании п. 1 ст. 373 НК РФ не признаются плательщиками налога на имущество и, соответственно, не должны представлять в налоговый орган налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам по этому налогу (письмо ФНС России от 08.02.2010 N 3-3-05/128).
Так, например, не должны представлять налоговые декларации организации госсектора, на балансе которых числятся исключительно имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
Темы
Налоги и взносы (для госсектора)
Налог на имущество организаций
См. также
Определение размера субсидии на выполнение госзадания
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.