Право хозяйственного ведения Смотрите в этом материале: Право хозяйственного ведения: общие положения Порядок закрепления имущества на праве хозяйственного ведения Право хозяйственного ведения: общие положения
Право хозяйственного ведения относится к числу ограниченных вещных прав на имущество лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Указанными лицами являются государственные или муниципальные унитарные предприятия. Собственниками имущества, находящегося в хозяйственном ведении, являются соответствующие публично-правовые образования: Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Как следует из п. 2 ст. 113 ГК РФ, права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ). При этом согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие (далее - унитарное предприятие), которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. Напомним, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ). От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а также организации, упомянутые в п. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ *(1). От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 04.07.2024 N 35-П (далее - Постановление КС РФ N 35-П), создание государственного или муниципального унитарного предприятия, являющегося коммерческой организацией и не наделенного правом собственности на используемое имущество, рассматривается федеральным законодателем - принимая во внимание особенности практической деятельности унитарных предприятий - как специфический способ реализации возможности распорядиться публичным имуществом и как форма участия публично-правового образования в гражданском обороте с учетом обусловленных функционированием данного предприятия разнообразных рисков, в частности недопущения, ограничения и устранения конкуренции на товарном рынке, на котором с целью извлечения прибыли действует данное предприятие, и риска коммерциализации публичной деятельности. Статьей 295 ГК РФ определены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, которые конкретизированы в ст. 20 Закона N 161-ФЗ. При этом, п. 2 ст. 295 ГК РФ установлены ограничения по распоряжению имуществом, принадлежащим унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, так, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (см. также п. 2 ст. 18 Закона N 161-ФЗ). Остальным имуществом, принадлежащим унитарному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Определенные ограничения по распоряжению имуществом, закрепленным за унитарным предприятием, установлены ст. 18 Закона N 161-ФЗ, согласно п. 3 которой, движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия; сделки, совершенные предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Согласно п. 4 ст. 18 Закона N 161-ФЗ, унитарное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (в случае несоблюдения данного требования, сделки, нарушающие соответствующие положения устава, могут быть признаны недействительными по основанию, предусмотренному ст. 174 ГК РФ (п. 9 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22). Как мы ранее отметили, собственник имущества предприятия решает, в частности, вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности. При этом, согласно п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.12.2019 N 485-ФЗ (далее - Закон N 485-ФЗ), унитарное предприятие может быть создано в случаях: 1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ*(2); 2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия, упомянутые в пп. 2 п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ; 3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий*(3); 4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей; 6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации; 7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации (п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ). Согласно п. 4.1 ст. 8 Закона N 161-ФЗ при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство РФ вправе в порядке, установленном данным пунктом, принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ. Иными словами, публично-правовое образование в рамках одной из форм распоряжения государственной или муниципальной собственностью вправе с соблюдением требований действующего законодательства, создавать унитарные предприятия в определенных законом сферах, обладая необходимыми правомочиями и для формирования их имущественной, финансовой, управленческой основ, а также для обеспечения эффективного осуществления своей деятельности. Отметим, что требования п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ о возможности создания унитарных предприятий лишь в упомянутых в данной норме случаях, согласуется с требованиями с ч. 1 ст. 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), согласно которой не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением аналогичных упомянутым в п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ случаев, обозначенных в той же части. К тому же, согласно ч. 2 ст. 35.1 Закона N 135-ФЗ не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных ч. 1 ст. 35.1 Закона N 135-ФЗ, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает 10% совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные данной частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 ч. 1 ст. 35.1 Закона N 135-ФЗ. Унитарные предприятия, которые созданы до 08.01.2020 и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 135-ФЗ, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года, а в отсутствие такого решения в судебном порядке по иску антимонопольного органа (чч. 1, 2 ст. 3 Закона N 485-ФЗ)*(4). Установленные п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ ограничения также указывают на то, что создание публично-правовым образованием унитарного предприятия обусловлено необходимостью решения ряда значимых для государства и общества задач, а также то, что унитарные предприятия используют имущество в публично значимых целях. Данная особенность предопределяет дополнительные для таких организаций специальные способы и источники образования их имущества, не характерные для частных субъектов предпринимательской деятельности (см. п. 4.1 Постановления КС РФ N 35-П). При этом, как указано в п. 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ N 35-П, ограничение федеральным законодателем случаев создания государственных и муниципальных унитарных предприятий и продолжения осуществления ими своей деятельности само по себе направлено на защиту конкуренции, прав и интересов участников гражданского оборота. Допущение же в определенных законом случаях создания таких предприятий и продолжения осуществления ими своей деятельности в тех или иных сферах, будучи основанным на дискреции федерального законодателя, его оценке экономической и иной целесообразности и с учетом конституционной презумпции его добросовестности, призвано сохранять равновесие между такими публично значимыми интересами, как самостоятельность органов публичной власти соответствующих публично-правовых образований при решении публичных задач и защита конкуренции, а также иными охраняемыми Конституцией РФ ценностями (в частности, государственной и общественной безопасности), притом что тем самым создаются условия для решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
Порядок закрепления имущества на праве хозяйственного ведения
Имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников (п. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ). При этом, как следует из п. 2 ст. 299 ГК РФ, плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию (п. 2 ст. 11 Закона N 161-ФЗ, п. 1 ст. 299 ГК РФ). Иной момент возникновения права хозяйственного ведения в отношении имущества, закрепленного за предприятием, установлен в отношении недвижимого имущества. Право хозяйственного ведения на такое имущество возникает с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 8.1 ГК РФ; см. также п. 5 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22). Регистрация права хозяйственного ведения на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" на основании заявления и документов, предоставленных в орган регистрации прав, перечень которых перечислен в ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ (перечень не является исчерпывающим).
Особо отметим, что на практике, суды довольно часто придерживаются позиции, согласно которой с момента передачи имущества предприятие является его законным владельцем независимо от факта государственной регистрации права хозяйственного ведения. Так, рассматривая споры по вопросам о несении бремени содержания имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, а также об использовании такого имущества, суды приходят к выводу, что отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество препятствует распоряжению данным имуществом, но не прекращает права владения и пользования закрепленным за унитарным предприятием имуществом*(5).
Особенности осуществления права хозяйственного ведения в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством РФ (п. 2 ст. 11 Закона N 161-ФЗ). В п. 1 ст. 299 ГК РФ сказано о принятии собственником решения о закреплении за унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения. Унифицированной формы такого решения нет, поэтому указанное решение оформляется в произвольном порядке. Как показывает практика, основанием для принятия решения собственника о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения может быть заявление предприятия о закреплении за ним имущества. Формы такого заявления утверждаются на уровне публично-правовых образований *(6). Как такового обоснования целесообразности закрепления имущества на праве хозяйственного ведения, не требуется. Тем не менее, такая обязанность может быть предусмотрена нормативными актами, принятыми уполномоченными органами собственника имущества *(7). Так как по общему правилу право на имущество, закрепляемое на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, такую передачу целесообразно зафиксировать путем оформления акта приема-передачи имущества. Если на уровне публично-правового образования не утверждена форма такого акта, он составляется в произвольной форме. Как правило, в акте фиксируется перечень закрепляемого имущества, его стоимость, год ввода в эксплуатацию, характеристики имущества, износ и пр.*(8). Особого порядка закрепления имущества за предприятием на права хозяйственного ведения, не установлено. Такой порядок может быть предусмотрен нормативными актами публично-правового образования. В частности, может быть предусмотрена необходимость согласования закрепления имущества на праве хозяйственного ведения, порядок оформления акта приема-передачи имущества , также определен момент, с которого имущество считается переданным в хозяйственное ведении и пр.*(9). Отметим, что законодательно не предусмотрена необходимость оформления договора о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения. Гражданское законодательство не предусматривает необходимость волеизъявления со стороны унитарного предприятия на закрепление за ним имущества на праве хозяйственного ведения. Тем не менее, нормативными актами, принятыми на уровне публично-правового образования может быть предусмотрена необходимость заключения подобного договора*(10). Как следует из требований п. 2 ст. 299 ГК РФ, с учетом положений п. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ, имущество поступает в хозяйственное ведение предприятия не только путем закрепления данного имущества его собственником. В хозяйственное ведение предприятия поступают плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям. В этом случае имущество "автоматически" поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в хозяйственное ведение предприятия (см. в частности, ст. 218, п. 2 ст. 299 ГК РФ). Оформлять решение собственника о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения в данном случае не нужно (см., например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.12.2022 N Ф04-6869/22).
Полномочия собственника имущества
Полномочия собственника имущества в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, определены ст. 295 ГК РФ, ст. 20 Закона N 161-ФЗ и сводятся к следующему. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с Законом N 161-ФЗ решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. При этом, собственник имущества унитарного предприятия , принимая решение о создании предприятия и в ходе осуществления предприятием хозяйственной деятельности решает вопрос о закреплении того или иного имущества за предприятием с учетом цели создания предприятия и сфер осуществляемой деятельности.
Органы публичной власти федеральной территории создают унитарные предприятия и реализуют правомочия собственника имущества унитарного предприятия с учетом положений федерального закона о федеральной территории.
Помимо этого, собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: - определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия (пп. 3 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ); - утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции (пп. 4 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ); - формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия (пп. 6 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ); - согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора (пп. 8 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ); - утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отчеты унитарного предприятия (пп. 9 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ) ; - дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок (пп. 10 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ); - утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение (пп. 12 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ); - дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия (пп. 13 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ) ; - дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах (пп. 14 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ); - дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок (пп. 15 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ); - принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (пп. 16 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ); - в случае, предусмотренном законодательством РФ о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении государственным или муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента (пп. 16.1 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ); - имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ (пп. 17 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ). Также собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом РФ и Законом N 161-ФЗ (п. 3 ст. 20 Закона N 161-ФЗ).
Иск собственника о признании недействительной сделки, совершенной унитарным предприятием с нарушениями требований закона или устава о необходимости получения согласия собственника на совершение сделки, не подлежит удовлетворению, если в деле имеются доказательства одобрения, в том числе последующего, такой сделки собственником (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22).
Собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения (п. 4 ст. 20 Закона N 161-ФЗ). Кроме того, согласно п. 3 ст. 25 Закона N 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия. Согласно п. 1 ст. 17 Закона N 161-ФЗ, п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия . На основании п. 2 ст. 17 Закона N 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. В отношении федеральных государственных унитарных предприятий порядок определения части прибыли, перечисляемой в бюджет, формализован и определяется в соответствии с упомянутой в вопросе нормой п. 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утв. постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 N 228. В отношении государственных унитарных предприятий субъекта РФ и муниципальных унитарных предприятий такой порядок утверждается уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, соответственно*(11). Полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия определены постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 N 739. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований перечень полномочий определяется соответствующими нормативными актами, при этом, нередко предусматривается разделение полномочий между несколькими органами*(12). Права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий атомной отрасли и порядок осуществления этих прав регулируются положениями Закона N 161-ФЗ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (ст. 20.1 Закона N 161-ФЗ). Особо отметим, что ст. 20 Закона N 161-ФЗ установлен запрет на передачу правомочий собственников имущества унитарных предприятий, как между собственниками различных уровней (федеральными, региональными, муниципальными), так и между одноуровневыми собственниками (см. п. 5 данной статьи). Согласно п. 2 ст. 7 Закона N 161-ФЗ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Прекращение права хозяйственного ведения.
В силу п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, если иное не предусмотрено ГК РФ, прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.
Напомним, что право собственности согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ прекращается: - при отчуждении имущества другим лицам (продажа, дарение и т.п); - при отказе собственника от права собственности; - в случае гибели или уничтожении имущества; - при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ прекращение права хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Необходимо отметить, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество (п. 1 ст. 300 ГК РФ, п. 3 ст. 11 Закона 161-ФЗ).
Изъятие имущества собственником
Действующее законодательство по общему правилу не предусматривает права собственника имущества унитарного предприятия изымать у предприятия имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения, даже при наличии согласия предприятия. Как указано в абзац второй п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, а акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными (см. также п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав")*(13). Тем не менее, нормативными актами публично-правовых образований нередко предусматривается возможность и случаи изъятия имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия*(14). Неправомерное изъятие имущества, закрепленного на праве оперативного управления за унитарными предприятиями, может быть оспорено заинтересованными лицами.
Отчуждение имущества другим лицам
Под отчуждением имущества подразумеваются его продажа, мена, дарение и т.п. (ст. 454, 567, 572 ГК РФ). При отчуждении имущества унитарных предприятий право хозяйственного ведения прекращается (п. 3 ст. 299, п. 1 ст. 235 ГК РФ). При решении вопроса об отчуждении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, необходимо помнить, что унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия. Движимым имуществом, предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом N 161-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом, движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными независимо от их совершения с согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ, ст. 18 Закона N 161-ФЗ, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22). Для определенных случаев закон устанавливает необходимость согласования сделок, совершаемых унитарным предприятием, с собственником его имущества (смотрите п. 2 ст. 6, п. 4 ст. 18, подп. 10 п. 1 ст. 20, ст. 22, ст. 23, ст. 24 Закона N 161-ФЗ). Обратим внимание, что формулировка абзаца второго п. 2 ст. 295 ГК РФ, п. 1 ст. 18 Закона N 161-ФЗ допускает возможность ограничения права унитарного предприятия самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, не только законом, но и иными нормативными правовыми актами. Так, например, нормативным актами, принятыми на уровне публично-правового образования, может быть предусмотрена обязанность согласования сделок по отчуждению движимого имущества, либо необходимость уведомления собственника имущества о совершении таких сделок и пр.*(15). Специальные правила, которые должны соблюдаться при отчуждении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, могут быть установлены актами органов соответствующих публично-правовых образований. Так, например, может быть предусмотрена обязанность реализации имущества по итогам проведения торгов.
Осуществление сделок с имуществом, принадлежащим унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, без проведения торгов даже с согласия собственника может при определенных обстоятельствах расцениваться как нарушение законодательства о защите конкуренции. В частности, как указывает ФАС России, последовательная передача муниципального имущества в хозяйственное ведение и дальнейшее отчуждение такого имущества без проведения торгов, несмотря на отсутствие формальных признаков нарушения законодательства о приватизации, может расцениваться как обход конкурентных процедур и являться нарушением ст. 15-16 Закона о защите конкуренции (смотрите письмо ФАС России от 29.12.2021 N ГМ/112800/21). Аналогичный подход разделяется и судами*(16).
Напомним, что согласно п. 1 ст. 576 ГК РФ лицо, которому вещь принадлежит на праве хозяйственного ведения, вправе подарить ее с согласия собственника, если законом не предусмотрено иное. Это ограничение не распространяется на обычные подарки небольшой стоимости. Нормативными актами, принятыми на уровне публично-правового образования могут быть предусмотрены особенности отчуждения имущества предприятия по договору дарения, мены и пр. *(17). Отчуждение имущества ликвидируемых унитарных предприятий и предприятий-должников осуществляется в порядке, определенном действующим законодательством РФ.
Гибель имущества
Гибелью имущества прекращается право хозяйственного ведения (п. 1 ст. 235 и п. 3 ст. 299 ГК РФ). В этом случае имущество подлежит списанию (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 02.09.2024 N Ф08-7232/24). Порядок списания устанавливается публично-правовым образованием, которому имущество принадлежит на праве собственности. Соответствующими нормативными актами может быть предусмотрена необходимость согласования списания имущества его собственником*(18).
Отказ от права хозяйственного ведения
Общие основания прекращения права собственности, предусмотренные в п. 1 ст. 235 ГК РФ, с учетом положений п. 3 ст. 299 ГК РФ предоставляют возможность унитарному предприятию отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения. Такое право предприятие может реализовать и в силу ст. 49 ГК РФ (правоспособность юридического лица), а также п. 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ. Поэтому, если имущество, принадлежащее унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, не является необходимым для осуществления уставной деятельности, предприятие принципиально не лишено возможности отказаться от права хозяйственного ведения и вернуть имущество его собственнику*(19).
В судебной практике высказывается мнение, согласно которому добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений п. 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом *(20). Сказанное касается ситуации, когда отказ предприятия от имущества приводит к невозможности осуществления им видов деятельности, предусмотренных его уставом.
______________________________ *(1) См., например, постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 739. *(2) Перечень случаев создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности утвержден постановлением Правительства РФ от 31.07.2020 N 1148 "О случаях создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности". *(3) Сферы деятельности субъектов естественных монополий определены ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". *(4) О порядке применения данного требования см. письмо ФАС России от 14.11.2022 N СП/103046/22 "О направлении практики по вопросам реформирования унитарных предприятий". *(5) См., например, постановление Шестнадцатого ААС от 26.08.2024 N 16АП-1197/21, постановление Девятого ААС от 27.06.2024 N 09АП-30978/24, постановление Тринадцатого ААС от 26.06.2024 N 13АП-13311/24, постановление АС Московского округа от 07.02.2023 N Ф05-35540/22, постановление АС Северо-Кавказского округа от 18.09.2023 N Ф08-8992/23. *(6) См., например, Приложение 2 к Порядку закрепления государственного имущества Ненецкого автономного округа на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями Ненецкого автономного округа и на праве оперативного управления за государственными учреждениями Ненецкого автономного округа и признании утратившими силу отдельных структурных единиц постановлений Администрации Ненецкого автономного округа, утв. постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 15.06.2023 N 176-п , Приложение 2 к Административнму регламенту по предоставлению муниципальной услуги "Передача и заключение договоров о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утв. постановлением Администрации Янтиковского района Чувашской Республики от 29.05.2020 N 270. *(7) См., например, п. 3 приложения 2 к Порядку закрепления недвижимого имущества нежилого назначения на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за подведомственными Министерству обороны Российской Федерации учреждениями и предприятиями, утв. приказом Министерства обороны РФ от 25.12.2020 N 3066, п. 7.3, Приложение к Порядку закрепления, перераспределения либо прекращения прав на объекты недвижимого имущества, утв. Приказом Департамента культуры г. Москвы от 12.10.2021 N 750/ОД "Об имуществе государственных учреждений и унитарных предприятий, подведомственных Департаменту культуры города Москвы". *(8) См., например, Приложение 3 к Положению о порядке передачи муниципального имущества Куменского муниципального района в хозяйственное ведение, утв. постановлением Администрации Куменского муниципального района Кировской области от 28 декабря 2023 г. N 662, Приложение 2 к типовой форме, утв. постановлением Администрации городского округа Донецк Донецкой Народной Республики от 26 августа 2024 г. N 360, Приложение 2 к Форме 2 , утв. Постановление Администрации городского округа Харцызск Донецкой Народной Республики от 30 июля 2024 г. N 216-П "Об утверждении форм договоров". *(9) См., например, Приказ Департамента культуры г. Москвы от 12 октября 2021 г. N 750/ОД "Об имуществе государственных учреждений и унитарных предприятий, подведомственных Департаменту культуры города Москвы", Решение Совета депутатов поселения Московский в г. Москве от 21 декабря 2023 г. N 16/6 "Об утверждении Порядка владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности поселения Московский", Решение Думы городского округа Красноуфимск Свердловской области от 24 августа 2023 г. N 30/1 "Об утверждении Положения "О порядке управления и распоряжения имуществом городского округа Красноуфимск", Постановление Администрации Ягоднинского муниципального округа Магаданской области от 20 мая 2024 г. N 354 "О муниципальных унитарных предприятиях муниципального образования "Ягоднинский муниципальный округ Магаданской области", Приказ Министерства государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики от 4 июня 2013 г. N 19 "Об утверждении положения о порядке закрепления государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики на праве хозяйственного ведения или оперативного управления_". *(10) См., например, Постановление Администрации Куменского муниципального района Кировской области от 28 декабря 2023 г. N 662 "Об утверждении Положения о порядке передачи муниципального имущества Куменского муниципального района в хозяйственное ведение", Постановление Администрации городского округа Черноголовка Московской области от 30 августа 2023 г. N 889 "Об утверждении Порядка определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения", Постановление Администрации городского округа Донецк Донецкой Народной Республики от 26 августа 2024 г. N 360 "Об утверждении типовых форм договоров о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления и хозяйственного ведения". *(11) См., например, Постановление Правительства Владимирской области от 7 марта 2024 г. N 138 "Об утверждении Положения о порядке перечисления части прибыли государственными унитарными предприятиями Владимирской области в областной бюджет", Решение Собрания представителей Ягоднинского муниципального округа Магаданской области от 20 декабря 2023 г. N 317 "О порядке определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, порядке и сроках ее перечисления в бюджет муниципального образования "Ягоднинский муниципальный округ Магаданской области", Решение Думы Ипатовского муниципального округа Ставропольского края от 28 ноября 2023 г. N 133 "Об утверждении Порядка, размера и срока перечисления в бюджет Ипатовского муниципального округа Ставропольского края части прибыли муниципальных унитарных предприятий Ипатовского муниципального округа Ставропольского края". *(12) См., например, ст. 17 Закона Пермского края от 14 декабря 2007 г. N 150-ПК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края", Постановление Правительства Москвы от 21 сентября 2011 г. N 441-ПП "О совершенствовании системы взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении прав собственника имущества и учредителя государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы", ст. 20 Решения Совета депутатов Кандалакшского района Мурманской области от 26 декабря 2016 г. N 92 "Об утверждении Положения о муниципальных унитарных предприятиях муниципального образования Кандалакшский район". *(13) См. также постановление АС Северо-Западного округа от 30.08.2024 N Ф07-11048/24, постановление Двадцатого ААС от 06.08.2024 N 20АП-3348/24, постановление АС Северо-Кавказского округа от 31.01.2024 N Ф08-13547/23, постановление Двенадцатого ААС от 08.04.2021 N 12АП-2239/21, постановление АС Уральского округа от 20.05.2024 N Ф09-2360/24. *(14) См., например, Раздел III Положения об осуществлении Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" от имени Российской Федерации функций учредителя и прав собственника имущества в отношении федеральных государственных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2020 г. N 837 "Об осуществлении Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" от имени Российской Федерации прав собственника имущества в отношении государственных унитарных предприятий, функций учредителя и прав собственника имущества в отношении федеральных государственных учреждений, а также прав собственника в отношении иного имущества", Постановление Администрации Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 июля 2024 г. N 289 "Об утверждении Положения о порядке изъятия неиспользуемого, излишнего, используемого не по назначению муниципального имущества, осуществления контроля использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями муниципального округа Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа", Решение Думы Путятинского муниципального округа Рязанской области от 20 июня 2024 г. N 52/4 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Путятинского муниципального округа Рязанской области", Раздел III Порядка закрепления имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Алчевск Луганской Народной Республики, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и его изъятия, утв. постановлением Администрации городского округа муниципальное образование городской округ город Алчевск Луганской Народной Республики от 1 апреля 2024 г. N 60-п . *(15) См., например, п. 5 Положения о порядке продажи муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий и оперативном управлении муниципальных учреждений муниципального образования "Икрянинский район", утв. решением Совета муниципального образования "Икрянинский район" от 26 июля 2018 г. N 45/5, п. 5 Положения о порядке продажи муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий и оперативном управлении муниципальных учреждений города Челябинска, утв. решением Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 26 апреля 2011 г. N 24/5 , п. 7.4 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципальное образование Троицкий муниципальный округ Луганской Народной Республики в новой редакции, утв. Решением Совета муниципального округа муниципальное образование Троицкий муниципальный округ Луганской Народной Республики от 14 марта 2024 г. N 1-15/3 . *(16) См., например, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2022 по делу N А32-49369/2019, решение Арбитражного суда Тверской области от 27.12.2019 по делу N А66-1718/2015, оставленное без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2020 N 14АП-992/20 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.06.2020 N Ф07-6316/20, решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.12.2018 по делу N А42-7355/2018, оставленное без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 N 13АП-2914/19 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.06.2019 N Ф07-6755/19, определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.08.2019 N 301-ЭС19-13872. *(17) См., например, Раздел 13 Порядка владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Кимовский район, утв. Решением Собрания представителей муниципального образования Кимовский район от 25 ноября 2009 г. N 14-96, Постановление администрации Костромской области от 27 мая 2019 г. N 193-а "Об утверждении порядка согласования сделок мены государственного имущества Костромской области, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями Костромской области, областными государственными учреждениями" *(18) См., например, п. 54 Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Печорский муниципальный округ, утв. Решение Собрания депутатов Печорского муниципального округа Псковской области от 27 февраля 2024 г. N 92 *(19) См., например, Определение Верховного Суда РФ от 15 июля 2024 г. N 310-ЭС24-10140, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 февраля 2024 г. N Ф02-7317/23, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 января 2024 г. N Ф09-2759/23, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2024 г. N 14АП-1486/24, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2024 г. N 10АП-5680/24. *(20) См., определение ВС РФ от 24.10.2016 N 306-ЭС16-13388.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.