Трудоустройство временно пребывающего в РФ гражданина Узбекистана
Смотрите в этом материале:
- документы, предъявляемые при трудоустройстве;
На трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, распространяются правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с такими работниками регулируются иностранным правом (ст.ст. 11, 327.1 ТК РФ).
В отношении граждан Республики Узбекистан действует безвизовый порядок въезда на территорию РФ (ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан РФ и граждан Республики Узбекистан (Минск, 30.11.2000)). В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ) лицо, прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, имеет статус временно пребывающего в РФ иностранца.
В отношении "безвизовых" иностранцев действует упрощенный - по сравнению со стандартным - порядок привлечения их к трудовой деятельности. В качестве работодателя или заказчика работ (услуг) (далее - работодатель) в этом случае могут выступать как юридические, так и физические лица (п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Получать специальное разрешение на привлечение и использование таких работников не требуется (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Самому иностранцу для вступления в трудовые отношения, по общему правилу, необходимо достичь возраста 18 лет и оформить патент - документ, подтверждающий право "безвизового" иностранца на временное осуществление трудовой деятельности на территории определенного субъекта РФ (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13, ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Подробнее смотрите в отдельном материале.
При этом, по общему правилу, временно пребывающий в РФ иностранец может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему выдан патент (п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ)*(1). Аналогичный запрет установлен и для работодателя: нельзя привлекать иностранца к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент. Кроме того, если в патенте указана профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности), иностранный гражданин должен быть трудоустроен в точном соответствии с данными, указанными в патенте (п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Нарушение этого правила также может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).
Документы, предъявляемые при трудоустройстве
Трудоустройство временно пребывающего в РФ иностранца производится практически в том же порядке, что и гражданина России (с незначительными отличиями). Так, при трудоустройстве гражданин Узбекистана должен представить документы, указанные в ст.ст. 65, 327.3 ТК РФ:
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, - паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);
- патент на работу (часть 1 ст. 327.3 ТК РФ);
- трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (за исключением случаев, если трудовой договор заключается данным лицом впервые). Поскольку формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, осуществляется в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, то трудовые книжки на указанных лиц не оформляются (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ);
- договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (если работодатель не заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином), который должен обеспечивать оказание временно пребывающему на территории РФ гражданину Республики Узбекистан первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (часть 1 ст. 327.3 ТК РФ);
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15 апреля 1994 г.) предусматривается, что стороны (в том числе РФ и Узбекистан) признают (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или русский язык;
- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в электронной форме (может предоставляться также посредством информационной системы ПФР "личный кабинет зарегистрированного лица" (ст. 65 ТК РФ, п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ). Также в этом качестве может быть представлено свидетельство обязательного пенсионного страхования, выданное до 01.04.2019. Если соискателю ранее не открывался индивидуальный лицевой счет, работодатель представляет в территориальный орган ПФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 65 ТК РФ);
- при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 27.09.2019 N 660);
- при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку, о том, подвергался ли он такому наказанию (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 02.11.2020 N 746).
Документы воинского учета иностранные граждане работодателю не предъявляют, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, то иностранный гражданин должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).
Особенности трудового договора
Трудовой договор с иностранцем должен включать расширенный перечень сведений и условий, по сравнению с предусмотренным ст. 57 ТК РФ: согласно части первой ст. 327.2 ТК РФ в отношении временно пребывающего в РФ иностранного гражданина дополнительно должны указываться реквизиты патента и договора (полиса) добровольного медицинского страхования (либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг).
Окончание срока действия указанных документов является самостоятельным основанием для отстранения иностранца от работы (ст. 327.5 ТК РФ), а если соответствующие обстоятельства не были устранены в течение месяца, работник подлежит увольнению (пункты 5, 8 части первой ст. 327.6 ТК РФ). Кроме того, временно пребывающий в РФ иностранец может быть уволен в связи с аннулированием патента (п. 2 части первой ст. 327.6 ТК РФ).
Договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ). При этом ст. 59 ТК РФ не предусматривает возможности заключения срочного трудового договора с иностранцем только по той причине, что патент на работу имеет ограниченный срок действия.
Уведомление органов МВД
В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения).
Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых договоров в соответствии с положениями п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ утверждены приказом МВД России от 30.07.2020 N 536 (см., соответственно, приложения NN 7, 8, 9). Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 8 приложения N 9 к приказу N 536). При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Миграционный учет
В соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" обязанность по постановке иностранца на миграционный учет может возлагаться на него самого или на принимающую сторону. При этом работодатель признается принимающей стороной исключительно в тех случаях, когда иностранный гражданин проживает по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ).
При наличии данных обстоятельств организация-работодатель обязана принять меры к постановке иностранного гражданина на миграционный учет, направив уведомление о его прибытии (форма уведомления утверждена приказом МВД России от 10.12.2020 N 856) в территориальное подразделение МВД РФ по вопросам миграции. Уведомление должно быть подано не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца (ч. 2 и ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранца на миграционный учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, которую работодатель должен передать работнику (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Если принимающей стороной в терминах Закона N 109-ФЗ работодатель не является, обязанностей по постановке иностранного работника на миграционный учет он не несет.
______________________________
*(1) Пунктом 1 приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н предусмотрено, что временно пребывающие в РФ лица (работающие по указанным в приказе профессиям и должностям) вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу при условии, что ее общая продолжительность не превышает 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку и 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
Имеется судебная практика, распространяющая действие данного приказа на лиц, работающих на основании патента, то есть, по сути, приравнивающая патент к разрешению на работу (см. например, постановления Тринадцатого ААС от 05.07.2016 N 13АП-3505/16, Тушинского райсуда г. Москвы от 22.01.2020 по делу N 05-0134/2020). Вместе с тем, зачастую суды исходят из буквального прочтения положений приказа и считают неправомерным применять их в отношении лиц, работающих по патенту (см., например, решение Климовского горсуда Московской области от 15.06.2020 по делу N 12-19/2020). Соответственно, существуют достаточно серьезные риски для работодателя, если он, руководствуясь положениями приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н, направляет работника в командировку за пределы субъекта РФ, в котором последнему был выдан патент.
Тема
Условия осуществления трудовой деятельности временно пребывающими в РФ безвизовыми иностранцами
См. также
Как иностранному гражданину получить патент для осуществления трудовой деятельности в РФ?
Особенности отстранения от работы иностранных граждан
Особенности выплаты заработной платы работникам - иностранцам
Трудоустройство временно проживающего (РВП) гражданина Узбекистана
Трудоустройство постоянно проживающего в РФ (вид на жительство) гражданина Узбекистана
Формы документов
Пример заполнения Уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах